Выступления

Дылькова Олеся Александровна

Предварительный просмотр:

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Дылькова Олеся Александровна
МОКУ «ООШ с.Грибовка»

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению.

Его основная идея состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением. Он должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Сегодня учебный процесс в школе продолжает сохранять старые формы и методы работы, которые время от времени “украшаются” нестандартными подходами (диспутами конференциями, деловыми играми, групповой работой и т.д.). Однако, преобладающим методом является объяснительно-иллюстративный, который не обеспечивает ученику развитие его интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу, в корне изменить учебный процесс.

Специфика нашей школы, где количество классов в среднем звене  не превышает 3-5, а количество часов отведённых на изучение географии не более 1-2-х в неделю ставит учителя в очень трудную ситуацию, в которой необходимо решать вопросы:

1) как обучить ребят и выдать тот же объём материала, но в сжатые сроки;

2) как сохранить интерес к своему предмету, который перевели из ранга познавательного в ранг научного.

В своей педагогической практике я использую различные способы и методы обучения и технологии для достижения результативности и повышения эффективности обучения.

Изучив работы П.А. Юцявичене «Теория и практика модульного обучения» и «Принципы модульного обучения», Т.И. Шамовой «Модульное обучение: сущность, технология», П.И. Третьякова «Технология модульного обучения в школе" я пришла к выводу, что эффективность процесса обучения географии может быть достигнута посредством оптимизации всех составляющих его элементов. Использование различных методов обучения, расширение возможностей включения в урок самостоятельной деятельности учащихся, активизации их способствует блочно-модульное изучение, предполагающее объединение различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме.

Авторы технологии считают, что начинать составление модульной программы следует с выделения основных научных идей курса и лишь затем структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определённые блоки.

Для меня наиболее приемлемой в работе оказалась классическая «трёхслойная» модульная программа. В такой программе я разрабатывала модули 1, 2 и 3-го порядков.

В современных программах по географии, по которым я работаю можно выделить блоки тем (по 4-5ч.) и представить в них несколько модулей обучения:

1 модуль (1-2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов темы, раскрытие узловых понятий.

2 модуль (1урок) – самостоятельные и практические работы. Ученики по заданиям и под руководством учителя работают с различными источниками информации (карта, учебник, дидактический материал, справочники, таблицы приложения и т.д.), прорабатывают материал темы, обсуждают дискуссионные вопросы. На этом этапе провожу уроки- практикумы, конференции, путешествия, игры.

3 модуль (1 урок) – повторение и обобщение материала темы.

4 модуль (1 урок) – контроль знаний учащихся по всей теме.

Сочетание концентрированного изложения содержания основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности и всех вместе дают определённые преимущества такому изучению материала. Это позволяет учащимся яснее определить общие положения темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.

В модульном уроке должны сочетаться академические и игровые модули: первые предпочтительны для изучения нового материала, а вторые – для закрепления и практического применения.

В модуль любого порядка включаю контроль за выполнением задания и за усвоением знаний учащихся, используя такие формы в своей работе:

1. Самоконтроль.

2. Взаимоконтроль учеников.

3. Контроль учителя.

Оценивается выполнение каждого учебного элемента. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при данной технологии. Ребёнок знает, что его труд оценивается, оценка объективно отражает его усилия.

Я считаю, что эта технология является универсальной, мобильной и наиболее приемлемой в современной школе.

Модульная технология настолько гибкая, что вбирает в себя идеи и разработки других технологий, например КСО (коллективного самообучения), ЛОС (логических опорных сигналов), игровой.

Инструкция модуля предполагает:

* индивидуальную самостоятельную работу ученика;

* партнёрскую работу в парах;

* работу в группе.

Все три формы играют важную роль, так как для модульной технологии в географии характерна индивидуализация программы.

Преимущество модульной технологии по сравнению с другими технологиями:

1) возможность работать самостоятельно с дифференцированной программой;

2) возможность вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость;

3) возможность работать дома в случае пропусков по болезни;

4) комфортная обстановка на уроке (индивидуальный темп, «мягкий» контроль);

5) развитие личностных качеств ученика (самостоятельности, умений ставить цели, планировать, организовывать и оценивать свою деятельность);

6) консультирование и дозированная персональная помощь от учителя.

В процессе работы в названной технологии можно отметить следующие положительные результаты:

* учащиеся научились работать с текстом, картосхемами, диаграммами, анализировать и делать выводы;

* планировать свою учебную деятельность при самостоятельной работе;

* повысился уровень успеваемости:

* у большинства старшеклассников сформировалась адекватная самооценка, что позволило определять собственные пробелы в усвоении материала и стремиться их ликвидировать;

* по самооценке учащихся, они стали более ответственно относиться к учёбе.

В результате применения модульного обучения на своих уроках, я пришла к выводу, что данная технология является одним из средств повышения эффективности уроков географии и способствует разрешению противоречий, возникающих в ходе осуществления учебного процесса. Результат – повышение качества обученности учащихся.

Однако есть и проблемы в этой работе. Прежде всего, данная технология предполагает коренную перестройку учебного процесса. Это предопределяет:

во-первых, необходимость разработки модульных программ;

во-вторых, разработку новых учебных пособий;

в-третьих, разработку методических инструкций для учащихся.

Современные учебники усложняют подготовку инструкций. В идеальном пособии должен быть пронумерован каждый абзац. Тогда можно просто указать, например: «Прочитайте 5-й и 6-й абзацы, с.68», но в учебных пособиях этого нет.

Это гигантская работа, но зато впоследствии снизились бы затраты на подготовку конкретных занятий и высвободилось время моё как учителя, для творческой методической работы. Это перспективы. Реальность – отдельные модульные уроки или отдельные темы, которые при очередном изменении программы или учебников необходимо вновь переделывать или разрабатывать заново.



Предварительный просмотр:

Метод проектов на уроке географии

Учитель географии МОКУ «ООШ с.Грибовка» Дылькова Олеся Александровна

Работа по теме «Проектная деятельность учащихся на уроках географии». Так как метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся по решению какой-либо задачи, то девизом проектной деятельности по географии выбрана древнекитайская мудрость:

«Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому, и я научусь…»

В ходе работы над проектами с учащимися  наибольшую нагрузку учитель несет при организации мотивации учащихся на работу и планирование их деятельности, особенно у учащихся 6-7-х классов. Для формирования умения работать самостоятельно учащимся 6-х классов предлагалось в ходе изучения темы «Виды изображений земной поверхности» создать карту вымышленного острова. Обязательными условиями проекта были: нанесение на карту градусной сетки и элементов рельефа. Мотивация данной темы: участие в выставке-конкурсе проектов, защита проекта в классе, возможное выступление победителя на школьной конференции, пополнение портфолио по результатам работы.

Задачи, решаемые в классе в ходе организации этой работы:

1. Образовательные: закрепление и углубление знаний по теме «Виды изображений поверхности Земли», в частности, понятий географическая карта, масштаб, изображение рельефа, градусная сеть, географические координаты и т.д.

2. Развивающие: развитие умения работать самостоятельно, использовать различные источники информации, работать с географической картой и самостоятельно создавать ее; выступать перед классной аудиторией, защищать свое мнение, развивать познавательные интересы к изучаемому предмету.

3. Воспитательные: формирование навыков исследовательской работы, умений делать выбор, планировать свою деятельность, выступать перед аудиторией, вести диалог с одноклассниками (развитие коммуникативных компетенций).

Результатами этой работы были: презентация проекта в классе, выставка проектов в кабинете географии, открытое голосование за лучшую работу, награждение победителей.

Если учащиеся 6-7 классов выбирают тему проекта и форму его выполнения из предложенных под  контролем, то в 8-9-х классах учащимся предоставляется большая самостоятельность в выборе как темы, так и формы выполнения, презентации сделанной работы, вплоть до критериев ее оценки.

На мой взгляд, метод проектов, помимо развития навыков самостоятельной работы, развития интересов к предмету, формирует мировоззрение, расширяет кругозор, позволяет легче адаптироваться в среде сверстников, помогает в выборе сферы профессиональной деятельности.

К сожалению, в работе по методу проектов есть и слабые стороны. Прежде всего, нет резервного программного времени для осуществления этой деятельности.

Сегодня технологию проектной деятельности в учебном процессе использует чуть ли не каждый учитель. И действительно, порой кажется, что выполнение проектов на уроках это и есть именно то, что требует от школы время. Проекты многолики и многогранны. Отсюда возникает некоторое недоразумение, состоящее в том, что теперь чуть ли не любое хорошее дело называют проектом. И всё-таки не любое.

Технология проектной деятельности есть единый слаженный алгоритм действия, который включает следующие   этапы  деятельности учащихся:

1этап: анализ проблемной ситуации в форме дискуссии, беседы, в ходе которой формулируется проблемный вопрос.

2-ой этап: посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования, планируются действия по решению проблемы.

3–ий этап: исследование, применение для исследования методов научного познания, поиск недостающих знаний и применение новых полученных  знаний для решения проблемы.

4-этап: получение конечного продукта и его защита.

5-этап: рефлексия деятельности учащихся.

И так,   разработав сценарий урока проектной деятельности,  и каждый раз его повторяя, можно «гастролировать» по разделам учебного материала. Используя  технологию проектной деятельности, учителю важно помнить, что «солью» в данном технологии, является не банальная игра с детьми, а чёткая установка на повышение уровней сформированности ключевых компетентностей.

Любой учебный  проект начинается  с анализа проблемной ситуации, при которой возникает осознанное затруднение. Важно, чтобы дети  разграничили, обнаружили  разрыв между ситуацией  реальной  и идеальной. В своей книге «Современные педагогические и информационные технологии  в системе образования» Евгения Семёновна Полат в зависимости от сформированной у учащихся самостоятельной мыслительной деятельности говорит о 4-х уровнях проблемности. Пройти эти уровни придется каждому учителю. Первый уровень-  учитель сам формирует проблему и решает её, второй уровень- учитель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками её решает, третий уровень учитель создает проблемную ситуацию, а ученика решают её самостоятельно и четвёртый  уровень - учащиеся из информации учителя находят проблему и сами её решают.

Многие педагоги в недоумении, чем проектная деятельность отличается от научно-исследовательской, ведь элементы исследования всегда присутствуют в учебном проекте? Суть различия заключается в том, что проектную деятельность мы всегда организуем по схеме, и знаем конечный продукт, к получению которого ведем детей. А исследовательская деятельность отличается более высоким уровнем творчества учащихся, исследование не имеет схемы и я как учитель не знаю конечного продукта к которому придёт ученик, исследование может остановится на уровне выдвижении гипотез.

Проектная деятельность учащихся может занимать не весь урок по времени, а часть урока. Например, при изучении темы: «Открытие и исследование Антарктиды» сначала вы расскажите об особенностях материка Антарктиды, об его открытии, а далее, используя  дневники экспедиций Рауля Амундсена  и Роберта Скота, составляем таблицу вместе с учащимися  причин успеха одной экспедиции и гибели другой, анализируя состав команд, опыт руководителей, выбор маршрута и снаряжение. А далее базируясь на этих знаниях, вы спланируйте  проектную деятельность, предлагая готовую проблему: «Представьте себе, что мы отправляемся в опасное путешествие на Южный полюс. И нам необходимо выбрать надежное оборудование». Задание распределяем  между группами.  

Первой группе - снабдить экспедицию необходимым продовольствием ( предлагаем учащимся картинки продуктов: хлеб, сахар, парное молоко, рыбные и мясные консервы, халву, лимонад, сухофрукты  и.тд);

Второй  группе – подобрать для экспедиции необходимое снаряжение (предлагаем учащимся картинки: рюкзак вместительный, палатка, спальный мешок, зонтик, дамскую сумку и т.д.).                                                                                                                               

 Третьей группе - подобрать современные средства связи ( предлагаем учащимся картинки: стационарный компьютер, рупор, сотовый телефон, ноутбук на сотовых батарейках для общения, спутниковая навигация, спутниковый телефон и т.д.)      

Четвёртой  группе- обеспечить команду  современными средствами передвижения  (предлагаем учащимся картинки: упряжка ездовых собак, снегоход, коньки, лошади- маньчжурские пони, гусеничный дизель, современные пластиковые лыжи, современный скоростной автомобиль и т.д.).                                                                                                     

Пятой  группе - обеспечить членов экспедиции обовью  и одеждой ( предлагаем учащимся картинки: валенки, шубу из натурального меха, туфли на высоком каблуке, пуховая длинная куртка, солнцезащитные очки, ботинки влагоустойчивые и т.д.).  Учащиеся, отбирая по картинкам  оборудование для своей будущей экспедиции,  обнаружат знания (причины успеха экспедиции Амундсена и причины гибели экспедиции Скотта), которые  и используют для решения проблемной ситуации, возьмут информацию о том, каким должно быть  снаряжение. 

И  чаще всего,  именно из-за дефицита времени, на уроке я предлагаю детям готовую проблемную ситуацию.  Например, при изучении темы   «Типы климатов России» суть проблемной ситуации состоит в следующем: ««Вы являетесь студентами историко-географического факультета университета в Сиднее. Вас отправляют  в командировку сроком на 1 год в города Российской Федерации с целью изучения культуры народов России. Вам необходимо собрать чемодан вещей. Купить вещи и обувь на территории Росси вы не сможете, так ограничены  в иностранной валюте, и поэтому чемодан надо собрать дома». 

В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос: «Какие вещи взять с собой?».                                                                                                                 

2. Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования. Планируются план действия:

 -определить по карте, в каком климатическом поясе и какой климатической области находится ваш город;               

- найти из предложенной информации характеристику климатического пояса и климатической области, в которой находится  город, изучить  погодные условия  4 –х  времен года  города;                            

- из предложенных вариантов одежды и обуви выбрать ту одежду и обувь, которая соответствует  погодным условиям  города и сложить в «чемоданчик»      

Учащиеся, работая в группах, установили  несоответствие между имеющимися знаниями и новыми потребностями. Чтобы собрать чемодан вещей для проживания в незнакомом типе  климате, надо знать климатические условия городов (недостающая информация). Проблемная ситуация на уроке связана с жизнью, прежде чем отправиться в незнакомую страну, каждый человек сначала находит информацию о климате территории, изучает её, а затем только пакует чемодан. Задача учащихся    провести анализ и выбрать самую необходимую информацию, соответствующую климатическим условиям своего города (например, г. Казани), и  в соответствии с климатическими условиями своего города собрать чемодан вещей, т.е. низким tº должны соответствовать такие виды одежды: шубы, меховые шапки, валенки, меховые рукавицы, теплое белье и т.д.

 При организации учебного мини-проекта на уроке учитель навязывает  проблемную ситуацию учащимся, и мастерство учителя будет заключаться в том, как он сумеет в эту закручивающуюся спираль вовлечь всех учеников.        

Организация  мини-проекта    на уроке строго ограничена временем. За 40 минут урока ученик, работая над мини проектом, проходит весь алгоритм проектной деятельности: от наличия значимой проблемы до создания конечного продукта. Как успеть за один урок пройти вместе с учениками все этапы проектной деятельности? Сложно, но как мы видим  возможно.

Если разграничить мини проект по этапам и времени, то на формулирование  проблемы, темы, цели, планирование  задач по достижению цели  отвожу 7  минут, если  необходимо повторить ключевые знания для изучения нового материала, в этом случае озвучиваю сама проблему и сама предлагаю алгоритм действий по её решению. На планирование информационного поиска, извлечение  информации  и  её обработки, выделяю 15 минут, 15 минут на защиту проекта, 3 минуты на озвучивания домашнего задания и рефлексию урока. Как за 15 минут извлечь необходимую информацию переработать, другими словами добыть недостающие знания для решения проблемы.

Основываясь на свой опыт, предлагаю варианты подачи информации для учащихся при выполнении учебного  проекта:

  • Предлагаю учащимся тексты с готовой информацией, им остается выделить из предложенной  информации ту, которая формирует знания по теме. При организации мини-проекта по теме урока в 9 классе «Проблемы АПК и пути их решения» учащимся предложена проблема: «Вы решили заняться фермерской деятельностью. Приобрели землю на территории европейского севера. Выберите из предложенных с/х культур те, которые будете выращивать, обоснуйте свой выбор. Составьте бизнес план развития растениеводства». Предлагаю учащимся разные информационные тексты, например, текст описание природной зоны тайги, который как бы на первый взгляд, и не связаны с проблемой урока, но именно здесь указываю причины формирования подзолистой почвы и предлагаю варианты  её использования в с/х. Учащимся эта информация необходима   для письменного составления бизнес-плана развития растениеводства.
  • Предлагаю информацию в виде  готовой таблицы. Например,  мини проект по теме « Электроэнергетика» в 9 классе, где  показываю  принципы размещения всех типов электростанций. Решая проблему: «Какой тип электростанции построить в городе Благовещенске», учащиеся не только изучают принципы размещения всех  типов электростанций, отмечая преимущества и недостатки каждой, но и применяют новые  знания  в нестандартной ситуации, находят в таблице аргументы в пользу той электростанции, размещение которой наиболее целесообразно в городе Благовещенске.
  • При закреплении темы в 6 классе «План местности» организую урок мини-проект, где учащиеся,  используя текст сказки, например «Гуси-лебеди» переводят текстовую информацию в графическую. Несмотря на кажущую шутливость проблемы, речь идет о формировании пространственных представлений.  Знания о масштабе, азимуте, условных знаках   учащиеся применяют для решения столь важной жизненной ситуации - умении составлять план местности. И придумать взаимное  расположение объектов отнюдь не лёгкая задача.
  • Предлагаю выход в Интернет, используя поисковые системы http://www.rambler, http://www.yandex.ru  т.д. на конкретны сайты www.ecosystema.ru/07referats/baikal ,  www.xepcoh.info/referats/view по проблемам, например, озера Байкала, где учащиеся, имея текст, написанный учителем, проверят достоверность информации, либо утвердят  её, приводя несколько  аргументов, либо отвергнут, обосновывая.

Предлагаю 3 источника информации. Например, используя источники, необходимо написать выступление на экологическую конференцию на тему «Современные демографические процессы», с точки зрения демографа–оптимиста или демографа-пессимиста, привести тезисы оппонента, опровергая собственную позицию по этому вопросу. Это один из самых сложных вариантов работы с информацией, где учащиеся извлекают информацию  по трем источникам, содержащих прямую и косвенную информацию, исходя из собственного понимания целей,  при этом одна информация противопоставлена другой.

 У меня не вызывает ни малейшего сомнения, что именно проектное обучение активизирует истинное учение учеников, т.к. позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда. Метод проектов, получивший в последнее время в России широкое признание, многие считают альтернативой классно-урочной системе.  С этим мнением легко согласиться, имея в виду межпредметные проекты. В то же время, мини проекты (относящиеся к одной предметной области) вполне укладываются в классно – урочную систему. И такие формы обучения,  по моему  мнению, наиболее востребованы сегодня  в школе и интересны с методической точки зрения.

Первой группе - снабдить экспедицию необходимым продовольствием ( предлагаем учащимся картинки продуктов: хлеб, сахар, парное молоко, рыбные и мясные консервы, халву, лимонад, сухофрукты  и.тд);

Второй  группе – подобрать для экспедиции необходимое снаряжение (предлагаем учащимся картинки: рюкзак вместительный, палатка, спальный мешок, зонтик, дамскую сумку и т.д.).                                     

                                                                                          

 Третьей группе - подобрать современные средства связи ( предлагаем учащимся картинки: стационарный компьютер, рупор, сотовый телефон, ноутбук на сотовых батарейках для общения, спутниковая навигация, спутниковый телефон и т.д.)    

  

Четвёртой  группе- обеспечить команду  современными средствами передвижения  (предлагаем учащимся картинки: упряжка ездовых собак, снегоход, коньки, лошади- маньчжурские пони, гусеничный дизель, современные пластиковые лыжи, современный скоростной автомобиль и т.д.).      

                                                                                               

Пятой  группе - обеспечить членов экспедиции обовью  и одеждой (предлагаем учащимся картинки: валенки, шубу из натурального меха, туфли на высоком каблуке, пуховая длинная куртка, солнцезащитные очки, ботинки влагоустойчивые и т.д.).  



Предварительный просмотр:

«Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС»

Из опыта работы учителя географии Дыльковой О.А.

В связи с переходом на новую ступень образования и принятия новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра своей педагогической деятельности, как учителя – предметника.

Знания, которые мы даём, используя традиционные методы обучения, не готовят наших выпускников к практической жизни. Поэтому необходимы изменения. Все эти проблемы явились причиной изучения именно данной темы.

В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика. Непосредственное вовлечение обучаемых в учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих методов, получивших обобщенное название методов активного обучения.

Активные методы обучения – это методы, включающие учащихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют: стимулировать мыслительную деятельность учащихся; раскрыть свои способности; приобрести уверенность в себе; совершенствовать свои коммуникативные навыки; возможность формировать у учащихся творческое мышление, развивать речь учащихся, формировать опыт взаимодействия в коллективе, увеличивают развивающий эффект обучения.

Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов, однако в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей урока.

Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей.

  • Обобщение ранее изученного материала (групповая дискуссия, мозговой штурм);
  • эффектное предъявление большого по объему теоретического материала (мозговой штурм, деловая игра);
  • развитие способностей к самообучению (деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций);
  • повышение учебной мотивации (деловая игра, ролевая игра); отработка изучаемого материала (тренинги);
  • применение знаний, умений и навыков (баскет – метод - метод обучения на основе имитации ситуаций);
  • использование опыта учащихся при предъявлении нового материала (групповая дискуссия);
  • обучение навыкам межличностного общения (ролевая игра);
  • эффективное создание реального объекта, творческого продукта (метод проектов);
  • развитие навыков работы в группе (метод проектов);
  • выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции (баскет – метод);
  • развитие навыков принятия решений (анализ практических ситуаций, баскет-метод);
  • развитие навыков активного слушания (групповая дискуссия).

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я стараюсь использовать нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.

Подробнее остановлюсь на некоторых из них:

1. Создание проблемных ситуаций. Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности.

Пример задания: 9 класс: Представьте, что вы владелец швейной фабрики, где бы вы построили свою фабрику? (При изучении темы «Факторы, влияющие на размещение предприятий»)

2. Технология опорных конспектов.

Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках 8–9-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации. Например, при изучении темы “Рельеф” в 8-м классе использую опорный конспект в виде схемы, с помощью которой учащиеся объясняют, какие группы процессов формируют рельеф. А также данный метод помогает при работе со слабыми учениками.

3. Дидактические игры:

“Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Белая ворона”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок. Я в основном использую элементы игры в 5 - 7 классах. Например, угадать страну по описанию, исключить лишнее слово из каждой тройки, и т.д.

4. Творческие работы.

Сам замысел творческой работы, процессе выполнения, ее результат – все требует от ученика максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д. Учащиеся 6-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, старших классов – с использованием Power Point.

5. Использование на уроке поэзии.

На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.

При объяснении темы “Ветер” в 6 классе можно зачитать детям отрывок из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”:

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе …

А затем задать вопросы: “Что называется ветром? Как возникает ветер? Почему поэт называет ветер могучим?” и т.д.

При изучении понятий “циклон”, “антициклон” в теме “Климат” (8-й класс) зачитываю отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Зимний вечер”, учащиеся определяют, о каком атмосферном процессе идет речь.

Буря мглою небо кроем,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

6. Работа с картой. (знание карты дает даже слабым учащимся сдать экзамен по географии)

Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: “Покажи моря, омывающие территорию России”.

Отличие частично-поискового уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: “Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте”, например: “Эта река – главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых”.

И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры расположены данные формы рельефа, заполните таблицу и сделайте выводы.

7. Ребусы.

Учащиеся 5–7-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах.

Главная задача учителя – развивать познавательную деятельность учащихся на уроках. Лучше всего это удается сделать через применение активных методов обучения. Уроки с применением активных форм обучения проходят живо, интересно, нет скучающих и безразличных.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

«Приемы по формированию универсальных учебных действий на уроках географии».

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

представляю вашему вниманию свой мастер-класс «Приемы по формированию универсальных учебных действий на уроках географии».

Соответственно, цель моего мастер-класса – познакомить вас с приёмами работы на уроках географии, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Для реализации данной цели мне необходимо решить следующие задачи:

  • показать практическую значимость использования данных приёмов по формированию УУД на уроках географии,
  • убедить вас в целесообразности их использования в практической деятельности.

        Сегодня, я приглашаю Вас на урок географии в 7-ой класс. Вы учащиеся 7-го класса и вам предстоит совершить  необычное путешествие по странам одного замечательного региона. Попробуйте угадать, где будет проходить наше путешествие.

Родина западной культуры, великих имен, включая Шекспира, Леонардо да Винчи, Альберта Эйнштейна и Александра Македонского, Является крупным туристическим центром.  Состоит из 50 стран и это шестой по величине регион в мире, в нем есть, что предложить каждому путешественнику. От захватывающих дух пейзажей до королевских замков, от заснеженных гор до романтических пляжей. Каждый находит здесь смесь очарования старого мира и нового. Искусство, музыка, литература, мода, все собралось вместе здесь.

Итак, куда мы отправляемся? (В Европу)

Нам предстоит узнать много интересного о двух странах Европы. А каких именно давайте узнаем вместе. У каждого из групп на столе имеется определенный продукт питания. (1-группа: спагетти; 2-я группа-сыр). Попробуйте по данным продуктам питания  определить страну, куда вы отправитесь в путешествие. (ответы  коллег) (если возникают затруднения, обращать внимание на закладки в учебнике).

1-я группа Италия (стр.154-155)  

2-я группа Франция (стр.152-153)

Вам предстоит ознакомиться с материалом. 1-я группа  составляет карту Италии.  2-я группа рекламный плакат для туриста о Франции.  Перед Вами алгоритмы работы. И у вас 7 минут времени.

Алгоритм работы первой группы

  1. Изучите текст о вашей стране
  2. Откройте атлас, найдите на карте, ваше государство стр.62 Внимательно рассмотрите контур.
  3. Из предложенных контуров, найдите контур вашей страны, вырежьте его и приклейте на картон, сориентирован правильно  по сторонам горизонта.
  4. Возьмите палочки, скрепите их кусочками пластилина и обозначьте береговую линию (палочки можно разломать на кусочки нужной длины).
  5. Отметьте положение столицы. Подпишите страны - соседи, океаны или моря омывающие территорию.
  6. Среди флагов, найдите флаг Вашей страны. Вырежьте его и прикрепите на Вашу карту. Отметьте  горы.
  7. Приклейте рисунки, которые помогут Вам рассказать о природе и хозяйстве данной страны.

Алгоритм работы второй группы:

  1. Изучите текст параграфа  о вашей стране (стр.152-153)
  2. Составьте список вопросов об этой стране, ответы на  которые вы должны найти (Примеры вопросов: Какой климат? Есть ли в стране горы? Их высота? Достопримечательности?)
  3. Найденную информацию разместите на листе бумаги.

Итогом вашей работы должен стать рекламный плакат, который поможет привлечь туристов.

Уважаемые коллеги, ваше время истекло. Я прошу Вас рассказать о странах, в которые вы совершили путешествие. Обязательно при этом используйте свою карту и рекламный плакат. Молодцы! Все прекрасно справились с заданием!

Коллеги, вы видите,  что задания у групп отличались друг от друга. Первая группа выполняла более простое задание, которое может ограничиться только рамками учебника. Задания второй группы можно сделать опережающим, выходящим за рамки учебника.  

 А теперь подведем итог нашего занятия, прошу вас выбрать фразу и дополнить ее (на слайде неоконченные фразы)  

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…

С введением ФГОС на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению, самореализации, к самостоятельному принятию решений, к анализу собственной деятельности. Следовательно, деятельность учителя сводится к развивающей функции обучения, применению на уроках таких методов и приемов, которые несут в себе деятельностный подход и способствуют развитию ученика как личности, умеющей слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД). УУД - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.

Проанализируйте каждый этап нашей встречи и определите, какие УУД мы формировали на всех этапах?

Таким образом, вы убедились, что на каждом этапе урока можно формировать УУД, которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализацию.

Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Научите ребенка высказывать свои мысли. Не бойтесь «нестандартных» уроков, пробуйте различные виды игр, дискуссий, групповой работы для освоения материала по вашему предмету. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

         Сегодня учащийся сам должен стать « архитектором и строителем образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД.

Универсальные учебные действия – это термин новый, мало привычный. Надеюсь, после плодотворной работы, УУД станут родными для учителей.