Здоровый образ жизни

Дылькова Олеся Александровна

Программа по формированию здорового образа жизни у школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа «Здоровый образ жизни» на 2013-2015 год

Дылькова Олеся Александровна
заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МОКУ «ООШ с.Грибовка»

Паспорт программы

Полное наименование программы:  «Здоровый образ жизни»

Цель программы: создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья, формирование здорового образа жизни участников образовательного процесса и ценностного отношения к здоровью.

Задачи программы:

- внедрить  в образовательный и воспитательный  процесс здоровьесберегающе технологии;

- воспитать у педагогов и учащихся сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- формировать у педагогов и обучающихся основ теоретических знаний и практических умений, относящихся к физическим возможностям человека и его здоровью;

- пропагандировать здоровый образ жизни, формировать ответственное  отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей  ценности через план реализации программы;

- изменить   отношение к вредным привычкам и сформировать личной ответственности за свое поведение;

- повысить уровень правовых знаний, касающихся ответственности несовершеннолетних и их родителей за хранение, распространение и применение наркотических и психотропных веществ;

- обучить умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения;

Руководитель программы: директор школы

Ответственные исполнители: заместители директора  по учебно-воспитательной работе, классные руководители, учитель физической культуры и ОБЖ.

Сроки реализации программы: 2013-2015 годы.

Ожидаемые конечные результаты:

  • использование  в воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий;
  • сознательное отношение личности к своему здоровью и здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек, исключение употребления ПАВ;
  • наличие у обучающихся основ теоретических знаний и практических умений, относящихся к физическим возможностям человека и его здоровью;
  • повышение общей культуры в направлении сохранения и развития физического здоровья;
  • повышение уровня общей физической активности.

Пояснительная записка

Здоровье – самая большая для человека ценность.  Чтобы вырастить жизнелюбивого и здорового человека, необходим особый образ жизни – здоровый.  

При воспитании ценностного отношения к здоровью и формировании здорового образа жизни учащихся педагогический коллектив нашей школы работает по многим направлениям: с учащимися регулярно проводятся  беседы по технике безопасности в различных ситуациях,  тренинги, интерактивные игры по формированию здорового образа жизни и отказу от вредных  привычек, учащиеся вовлекаются в спортивные кружки, секции, работа волонтеров. В рамках месячников и акций «Здоровый образ жизни» проводятся конкурсы рисунков «За здоровый образ жизни!», учащиеся соревнуются в написании гимнов здоровью,  ежемесячно на классных часах звучит тема всеобуча «Здоровый образ жизни»,  в учебном заведении организуются смотры-конкурсы агитбригад, плакатов; реализуется программа «Школьное молоко».

В классных комнатах соблюдается режим проветривания, постоянно контролируется санитарно - гигиеническое состояние.

Осуществляя план физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, учитель физической культуры проводит беседы о режиме дня школьников, значении оздоровительных мероприятий для укрепления растущего организма. С физоргами классов разучен комплекс физкультминуток,  которые проводятся на общеобразовательных предметах. В школе работает кружок «Юнкор», которые регулярно освещает проблемы сохранения и укрепления здоровья.

Большую роль в реализации плана физкультурно - оздоровительной работы и пропаганде здорового образа жизни играют спортивные кружки и секции («Волейбол», «Настольный теннис»). Кружками и секциями охвачено 80% учащихся.    

Необходимо учитывать, что в молодёжной среде проявляются случаи употребления табака, алкогольных напитков, малоподвижный образ жизни, и как следствие, ухудшение здоровья. Необходимо искать пути и возможности воздействия на личность с целью формирования здорового образа жизни. 

      Критическое ухудшение здоровья детей и подростков, всего населения – одна из основных проблем современной системы образования. Сложившаяся ситуация является следствием влияния многих неблагоприятных социально-экономических факторов, итогом нерешенных педагогических проблем в области сохранения и укрепления здоровья школьников, педагогов, родителей.

      Одной из причин такой ситуации является то, что в последние годы с экранов телевидения демонстрируется пьянство, насилие, разврат, «герои» фильмов употребляют наркотики. Негативные телепередачи, видеофильмы, свободный доступ в приобретении табачных изделий, наркотиков, алкогольных напитков губительно влияет на здоровье учащихся, на межличностные отношения в семье, на улице, в школе.

      В последние десятилетия для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических средств и других  психоактивных веществ, превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу населению, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Как всякая глобальная проблема она не может не стать содержанием современных образовательных программ. Даже самая дружная и благоприятная школьная семья не может существовать в отрыве от социальной действительности, для которой распространение наркотиков в среде молодежи и подростков все более и более становится нормой. Детей нельзя оградить от наркотиков, но научить их сознательно отказываться от наркотиков можно и нужно. Поэтому в рамках  воспитательной системы школы обязательно предусмотрены  мероприятия по формированию здорового образа жизни. Воспитание у ребенка готовности избежать приобщения к одурманиванию невозможно без осознания им личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения законов здорового образа жизни, овладения приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма, формирования устойчиво негативного личностного отношения к табаку, алкоголю, наркотическим веществам.

Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам российского ученого И.И. Брехмана, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.

        Коллектив школы, уделяя большое внимание в своей образовательной деятельности здоровью учащихся, пришел к необходимости  применения здоровьесберегающих технологий в организации образовательного процесса,  и разработать программу, способствующую созданию оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья участников воспитательного  процесса.

План реализации программы «Здоровый образ жизни»

Согласовано:                                                                                  Утверждаю:

Заместитель директора по УВР                                                      Директор школы

Дылькова О.А.                                                                               Пигарева Е.В.

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Ожидаемый результат

Раздел 1.

Общие направления (включают защитно-профилактические, конпенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие здоровьеформирующие и  здоровьесберегающие технологии)

1.

Поддержание санитарно-гигиенического режима в школе (световой, тепловой, проветривание, состояние мебели, окон)

В течение года

Администрация школы

Соблюдение норм СЭС

2.

Эстетическое оформление школы (кабинеты, информационные стенды «ЗОЖ», «Правильное питание», оформление стенда «Наши спортивные достижения»)

В начале учебного года

Администрация, классные руководители, учителя-предметники, заместитель директора по УВР

Формирование взаимоотношений с окружающим миром; соответствие требованиям

3.

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок

Начало четвертей

Заместители директора по УВР

Соответствие требованиям

4.

Организация полноценного горячего питания в школе, пропаганда правильного питания (беседы, информационные стенды, агитлистовки)

В течение года

Классные руководители, администрация

Сохранение здоровья школьников

5.

Проведение традиционных медицинских осмотров, вакцинация учащихся и педработников

Ежегодно

Администрация   школы

Карта здоровья учащихся, медицинские книжки сотрудников

6.

Организация активного отдыха на переменах (подвижные игры)

В течение года

Классные руководители 1 – 4 классов, совет старшеклассников

Приобщение к ЗОЖ

7.

Вовлечение учащихся в активные занятия физической культурой и спортом в свободное (внеурочное) время; проведение физкультминуток, зарядок перед первым уроком

В течение года

Преподаватель физической культурой, классные руководители

Формирование ЗОЖ

8.

Расширение ассортимента спортивных секций

Ежегодно

Администрация школы

Приобщение большего количества учащихся к ЗОЖ

9.

Организация детской спортивной площадки (в зимнее время – каток, в иное – волеййбол); работа школьного стадиона

Ежегодно

Преподаватель физической культуры, заместители директора по УВР

Организация активного досуга, проведение спортивных секций

10.

Разработка и осуществление плана на учебный год по организации спортивно-массовых мероприятий

В начале учебного года

Заместитель директора по УВР, преподаватель физической культуры

Организация активного досуга, проведение спортивных секций

11.

Участие в районных, областных соревнованиях

В течение года

Учитель физической культуры, заместитель директора по УВР

Формирование ответственного отношения  учащихся  к здоровью, физическому воспитанию

12.

Участие в традиционных легкоатлетических эстафетах в зимних олимпийских играх

В течение года

Заместитель директора по УВР, преподаватель физической культуры

Организация активного досуга, проведение спортивных секций

13.

Создание условий для занятий спортом детям, состоящим на внутришкольном учете, детям «группы риска»

Постоянно

Заместитель директора по УВР

Профилактическая  работа среди несовершеннолетних, приобщение детей и подростков к ЗОЖ

14.

Оздоровление детей в пришкольном лагере

Лето

Начальник ДОЛ преподаватель физической культуры, фельдшер ФАП

Работа ОУ с новым содержанием по оздоровлению учащихся, оздоровление детей в каникулярное время

Раздел 2.

Направления, позволяющие раскрыть информационно-обучающий характер здоровьесберегающих технологий

1.

Отражение в плане воспитательной работы всех классов тематических классных часов, проводимых в течение года 1 раз в месяц

В течение года 1 раз в месяц

Заместитель директора по УВР, классные руководители

Систематическая пропаганда ЗОЖ в рамках классных часов

2.

Проведение месячников по теме «ЗОЖ»

Октябрь, апрель

Заместитель директора по ЦВР, классные руководители, учитель физической культуры

Комплексная  пропаганда ЗОЖ

3.

Диагностика  учащихся по выявлению склонностей к вредным привычкам

В течение года

Заместители директора по медработники

Анализ исследований, определение дальнейшей просветительской работы

4.

Создание проектов интерактивных игр, проведение общешкольных интерактивных игр

1 раз в   год для  всех классов

Заместитель директора по УВР, актив детской школьной организации

Пропаганда активных форм воспитательной и просветительской работы по формированию ЗОЖ

5.

Участие в проведении Международного дня борьбы со СПИДом

1-2 четверти

Заместитель директора по УВР, классные руководители

Приобщение детей к ЗОЖ, реализация возможности вызвать в душе учащихся горячий отклик на глобальные проблемы 21 века

6.

Участие в Международном Дне борьбы с курением.

Ноябрь

Классные руководители, заместитель директора по УВР

Пропаганда ЗОЖ

7.

Проведение тематических дней,  посвященных проблеме сохранения и укрепления здоровья (в Международный день борьбы с туберкулезом в гимназии проводятся конкурсы сочинений и конкурсы рисунков)

Март, апрель

Классные руководители, заместитель директора по УВР

Пропаганда ЗОЖ

8.

Всеобучи для родителей учащихся по темам ЗОЖ, профилактике девиантного поведения и др. темам, касающимся пропаганды здоровья  

1 раз в четверть

Администрация, классные руководители

Пропаганда ЗОЖ среди родителей учащихся

9.

Приобщение семьи к проведению совместных спортивных праздников – Дней Спорта, Здоровья, Клубов выходного дня

В течение года

Администрация, педагоги физической культуры

Формирование ответственного отношения родителей к здоровью детей, их физическому воспитанию

10.

Анализ состояния здоровья, занятости учащихся в спортивных секциях и объединениях дополнительного образования, создание портфолио школы

В течение года

Заместитель директора по УВР, преподаватель физической культуры

Создание банка данных

19.

Разработка инновационных программ по оздоровлению детей в пришкольном летнем лагере

Лето

Начальник ДОЛ

Работа ОУ с новым содержанием по оздоровлению учащихся

20.

Анализ программы «Здоровый образ жизни»

В конце учебного года, аналитические справки в соответствии с  ВШК

Заместитель директора по УВР

Обеспечение целостности воспитательного процесса по программе «ЗОЖ»

             


Предварительный просмотр: