Внеурочная деятельность

Дылькова Олеся Александровна

Программа элективного курса "Земля - планета Солнечной системы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих профиль обучения в старшей школе, связанный с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла. Является углубленным вариантом базового раздела учебного предмета «Общая география». Программа рассчитана на 8 часов учебного времени.

Цель данной программы: создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к изучению предмета география; учить умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания по теории предмета; развивать творческие способности учащихся, коммуникативные навыки по умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

– наблюдать и описывать явления природы;

– выдвигать гипотезы и отстаивать их;

– представлять результаты в виде графиков, таблиц, диаграмм;

– интерпретировать результаты эксперимента;

– делать выводы.

Перечисленные умения формируются на основе знаний о природе Земли, космической системе, происхождении планет.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование

тем курса

Всего часов

В том числе

      Формы

       контроля

лекц.

сем.

прак.

1

Солнечная система – часть Вселенной

1

1

 

 

Беседа

2

Солнечная система

Галактический год

1

0,5

 

0,5

 Выполнение              практической работы

3

Гипотезы происхождения планет

1

 

1

 

Участие в семинаре

4

Начальное состояние Земли

1

 

1

 

Участие в семинаре

5

Луна – спутник Земли

1

1

 

Участие в семинаре

6

Земля и Солнце

1

   1

 

 

 

7

Форма и размеры Земли. Обращение ее вокруг оси и следствия этого

       1

   1

 

Беседа

8

Движение Земли вокруг Солнца и его последствия

1

1

 

Выполнение практической работы

 

Итого:

8

5,5

2

0,5

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Солнечная система – часть Вселенной.

Понятие о Вселенной. Звезды, созвездия, планеты, метеоры, болиды.

Солнечная система, Галактика, Метагалактика.

Тема 2. Солнечная система.

Солнечная система, планеты, из которых она состоит. Астероиды, кометы, метеоритное вещество. Взаимодействие небесных тел. Закон Ньютона.

Планеты земной группы, планеты-гиганты.

Тема 3. Гипотезы происхождения планет.

Гипотезы Канта-Лапласа, Д. Джинса, Канта, О. Ю. Шмидта.

Тема 4. Начальное состояние Земли.

Время образования планет. Первичная атмосфера и гидросфера. Превращение вещества: звездная, планетная стадии. Догеологическая стадия развития Земли.

Тема 5. Луна – спутник Земли.

Земля и Луна – двойная планета. Луна – твердое небесное тело, имеющее ядро, мантию и кору. Время обращения вокруг Земли и Солнца. Исследования Луны.

Тема 6. Земля и Солнце.

Солнце – основной источник энергии процессов на Земле. Солнце – желтая звезда. Белые звезды. Солнечная атмосфера: фотосфера, хромосфера, корона. Протуберанцы, солнечный ветер, солнечные затмения, радиация.

Тема 7. Форма и размеры Земли. Обращение ее вокруг оси и следствия этого.

Сила тяготения. Магнитное поле Земли, магнитные полюса, магнитное склонение, магнитосфера. Форма Земли – геоид. Размеры Земли. Поверхность Земли, эллипсоид. Пояса освещенности. Экватор, географическая широта, географическая долгота. Сила Кариолиса. Сутки, суточные ритмы, полдень, местное солнечное время, поясное время.

Тема 8. Движение Земли вокруг Солнца и его последствия.

Звездный год. Смена времен года, сезонные изменения в природе. Практическая работа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданов, Ю. А. и др. Происхождение и развитие облаков. – М., 1978.

2. Гаврилов, В. П. Путешествие в прошлое Земли. – М., 1986.

3. Герасимова, Т. П., Мясникова, С. В. Общая география: учебник для 10 класса. – СПб.: СпецЛит., 2001.

4. Герасимова, Т. П., Неклюкова, Н. П. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Просвещение, 2000.

5. Горшков, С. П. Земные ресурсы мира: Антропогенные воздействия. – М., 1986.

6. Забелин, И. М. Мудрость географии. – М., 1986.

7. Лавров, С. В. Дайте планете шанс! – М., 1995.

8. Ушаков, С. А. Дрейф материков и климат Земли. – М., 1984.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное казенное учреждение

«Основная общеобразовательная школа»

Программа кружка

«Экологической тропой»

Составитель:

                                                                                                Дылькова Олеся Александровна,

                                                                                                учитель географии

2012-2013 учебный год

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                                

      2. Учебно – тематический план и содержание тем программы                    

3. Ожидаемые результаты реализации программы                                            

4. Литература                                                                                       

1.Пояснительная записка

Сегодня остается актуальной проблема активизации познавательной деятельности учащихся с использованием активных методов во внеурочной деятельности, использование обучающимися разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских. Для решения этих проблем возможна деятельность экологического кружка «Экологической тропой» для детей от 10 до 14 лет. На множество вопросов, которые дети задают в этом возрасте, они смогут найти ответы на занятиях кружка, например: зачем человеку надо знать о «соседях» по планете? Может быть можно прожить одному, без волков и змей, без дождевых червей и крапивы? Живая природа хранит множество тайн. Выполняя практическую работу, ребята научаться бережно относиться к окружающей природе, сами смогут отыскать ответы на некоторые вопросы.

Тип программы -тематическая.

Программа предусматривает целенаправленное формирование общих понятий естествознания и экологии. Ориентирована на формирование развития познавательных интересов детей, воспитание потребности в знаниях и самообразования, формирование умений работать с источниками информации, отбирать необходимую информацию для своего общего развития. Способствует формированию активизации познавательной деятельности учащихся с использованием активных методов во внеурочной деятельности, выполнение обучающимися разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.

    Цель программы: содействовать формированию у обучающихся основ экологической культуры через развитие познавательной активности, эмоционально – чувственной сферы детей, исследовательского подхода к природе.

Задачи:

   - организовать и создать экологическую тропу, составить карту-схему тропы, памятки, лозунги;

-актуализировать знания о сезонных изменениях в природе, о видовом разнообразии растений и животных своей местности;

-обучить умениям вести целенаправленные наблюдения в природе;

-воспитывать навыки экологически ориентированного поведения.

Программа строится на принципах:

- природосообразности;

-учета регионального компонента;

- личностно – ориентированного образования

Условия реализации программы:

1. Программа реализуется для детей от 10 до 14 лет.

2.Периодичность занятий: 30 часов (1 час в неделю).

3.В программу включены часы аудиторных и внеаудиторных занятий.

Проведение занятий характеризуется выраженной этапностью (в соответствии с сезонами года). В основу занятий положены теоретические и практические работы с природными объектами, программа предполагает организацию различных форм и способов деятельности: исследовательскую деятельность, экскурсии, игры,  творческие работы по обобщению собранного материала, изготовление учебно-наглядных пособий: гербарий, коллекций, лозунгов, памяток. Занятия проходят в групповой и индивидуальной форме.

При разработке содержания программы были учтены психологические и возрастные особенности школьников.

Условия реализации программы:

Набор обучающихся в коллектив идет по желанию детей.

  1. Учебно-тематический план и содержание тем программы

Разделы программы/

Тема занятия

Содержание занятий

Сроки

(месяц)

Кол-во занятий

В т.ч. практ.

Аудит-ые

Внеауд-ые

Организация экологической тропы

Прокладка маршрута экологической тропы

Ноябрь

2

2

Составление карто-схемы экологической тропы

Ноябрь

1

1

1

Оформление и благоустройство экологической тропы, составление паспорта экотропы

Декабрь

2

1

1

Зима

Экскурсия «Зимующие птицы»

Знакомство с видовым составом зимующих птиц, оказание практической помощи: организация кормушек. Оформление отчета

Декабрь

2

2

Зимний практикум «На белой тропе»

Изучение следов животных, оформление отчета.

Январь

2

2

Экологическая игра «Отгадай, чьи следы»

Повторение и закрепление знаний

Январь

1

Живые барометры природы

Беседа «О поведении диких и домашних животных. Сбор материала для папки «Живые барометры»

Январь

1

 Экология и мы

Просмотр фильма «Живая природа». Беседа «Что может один человек»

Февраль

2

Экскурсия «Природа зимой»

Познакомиться с адаптацией растений и животных зимой. Оформление отчета

Февраль

2

2

Весна

По страницам красной книги

Беседа «О значении Красной книги». Практическая часть: изучение Красной книги Амурской области

Март

2

Фенологические наблюдения за птицами: первая встреча и первая песня

Практикум по изучению весеннего прилета птиц, наблюдения за птицами. Оформление отчета

Март

2

2

Практикум по изучению течения горной реки

Изучения течения реки, уровня воды, береговой линии, состояния воды, химического состава воды, биологических ресурсов. Оформление отчета

Апрель

2

2

Фенологический практикум. Сезонные явления в живой и неживой природе

Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Оформление отчета

Апрель

2

2

Практикум по изучению почвенного покрова. Эрозия почв.

Изучения почвы в районе экологической тропы. Влияние человека на почву. Оформление отчета

Май

2

2

Практикум. Многообразие растений. Зеленая аптека

Знакомство с видовым  многообразием растений на экологической тропе. Знакомство с лекарственными растениями на экологической тропе.

Оформление гербария

Май

1

2

2

Итоговое занятие

Подведение итогов работы кружка. Составление плана работы кружка на 2013-1014 уч.год

Май

1

11

20

20

3.Ожидаемые результаты реализации программы

Постепенный переход от одного уровня воспитательных результатов к следующему предполагает:

  • 1 уровень: знания  о сезонных изменениях в природе, о видовом разнообразии растений и животных своей местности, о правилах безопасного поведения в природе;
  •  владение доступными способами изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации в открытом информационном пространстве);
  • 2 уровень: ценностное отношение к социальной реальности через участие в экологических акциях, проектах, конкурсах;
  • владение навыками экологически ориентированного поведения;
  • уважительное отношение к природе родного края и страны;
  • самостоятельность и ответственность за свои поступки;
  • деятельность коллектива и отдельных воспитанников в экологических конкурсах, проектах, акциях.


                     4. Литература

  1. Журналы: «Юный натуралист», «