Уроки литературы


Предварительный просмотр:

Проверочная работа по `Сказке о мертвой царевне` А. С. Пушкина

1 .Перечисли героев сказки.__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

2. Опиши одного из героев сказки таким, каким ты его представляешь._____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие герои сказки противопоставляются?___________________________________________________

4. Вспомни текст сказки и назови день рождения царевны.________________________________________

5. Отчего умерла злая царица, мачеха царевны?_________________________________________________

6. Кто и кому говорит слова:

1)»Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь — то успокою...

Вишь, какая подросла!...

И не диво, что бела...»______________________________________________________________________

2) «Жизнь моя!

В чем, скажи, виновна я?

Не губи меня девица!

А как буду я царица,

Я пожалую тебя»._________________________________________________________________________

3)»Крепко связаны ей локти;

Попадется зверю в когти,

Меньше будет ей терпеть,

Легче будет умереть».______________________________________________________________________

4)»Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися»._________________________________________________________________

5) «Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокой,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя». ___________________________________________________________________

7. Выбери из текста слова и выражения, которые свойственны сказке народной._____________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8 .Эпитет — определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Выпиши из текста сказки несколько эпитетов._________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

9. Определи вид рифмы в сказке._____________________________________________________________

10 .Назови другие сказки Пушкина. Какая тебе нравится больше?_________________________________

«Сказка о мертвой царевне....»                             Ключи:

1.Царь, молодая царица, уаревна, злая мачеха, чернавка, королевич Елисей, братья-богатыри.

2.-

3.Злая царица и царевна

4.Накануне Рождества (по старому стилю — 24 декабря)

В сочельник.

5.Тут тоска ее взяла, и царица умерла.

6. 1)злая царица-зеркальцу;

2)царевна-чернавке;

3)чернавка-злой царице;

4)старший из братьев-богатырей — царевне;

5)царевич Елисей — месяцу.

7.Я там был,мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Путь-дорога, ждет-пождет, трезвонить, красная девица, трезвонить и. др.

8.Белешенька земля, черная зависть, люди добрые, сине море, речка тихоструйная.

9.Рифма парная.

10. «Сказка о царе Салтане...», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о золотой рыбке».

http://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif



Предварительный просмотр:

Литературная викторина по сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

  1. Назовите настоящие имя и фамилию писателя Антония Погорельского.
  2. Какие достопримечательности упоминаются в начале повести Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»?
  3. Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни?
  4. Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку.
  5. Как назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке?
  6. Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое?
  7. Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?
  8. «Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…» Что такое «шандалы»?
  9. Какие животные находились в королевском зверинце?
  10. «Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел он на них со вниманием, то увидел, что это…»

Литературная викторина по сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

  1. Назовите настоящие имя и фамилию писателя Антония Погорельского.
  2. Какие достопримечательности упоминаются в начале повести Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»?
  3. Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни?
  4. Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку.
  5. Как назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке?
  6. Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое?
  7. Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?
  8. «Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…» Что такое «шандалы»?
  9. Какие животные находились в королевском зверинце?
  10. «Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел он на них со вниманием, то увидел, что это…»

Литературная викторина по сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

  1. Назовите настоящие имя и фамилию писателя Антония Погорельского.
  2. Какие достопримечательности упоминаются в начале повести Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»?
  3. Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни?
  4. Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку.
  5. Как назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке?
  6. Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое?
  7. Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?
  8. «Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…» Что такое «шандалы»?
  9. Какие животные находились в королевском зверинце?
  10. «Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел он на них со вниманием, то увидел, что это…»

Ответы:

  1. Алексей Алексеевич Перовский
  2. Исаакиевская площадь, монумент Петра Великого, Адмиралтейство, Конногвардейский манеж
  3. Чтение книг
  4. Тринушка
  5. Дортуары
  6. Сорт груш
  7. Алёша разбудил рыцарей
  8. Подсвечники
  9. Большие крысы, кроты, хорьки
  10. Разные камни: брильянты, яхонты, изумруды и аметисты
  11. Это был разного рода мох


Предварительный просмотр:

Тест по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг».

Часть А

А 1.Как называется сборник, в который вошел рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг»?

1.«Записки путешественника»    2.«Записки рыбака»   3.«Записки охотника»   4. «Записки Тургенева»

А 2. В каком месяце происходят события рассказа?

  1.  в мае            2. в июне         3. в июле           4. в августе

А3. В какую рощу заходил автор?

     1. Берёзовую     2. Малиновую     3. Синдеевскую    4. Виловатовскую

А 4. Скольких  мальчиков встретил у костра охотник, герой рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»?

1. четверых      2. Пятерых           3. Шестерых         4. Семерых

А 5. Что делали мальчишки ночью на лугу?

1. стерегли табун лошадей         2.  Купались     3. Заблудились        4. Охотились

А 6. Кто был самым старшим из мальчиком, сидевших у костра?

1. Илюша          2. Федя           3. Павлуша

4.Костя

А 7. Какой истории не было в рассказах мальчиков:

1. о бабе-яге   2. о водяном   3. о лешем     4. о русалке

А 8. Кто в рассказе произносит пословицу: «Своей судьбы не минуешь»?

1. Федя     2. Павлуша     3. Костя    4.  Илюша

А 9. Множество каких слов использует И. С. Тургенев в рассказе «Бежин луг»

  1. Профессиональных       2. Жаргонных       3. Диалектных   4. Заимствованных

А 10. Что поразило автора в детях?

1.  взрослость, набожность, вера в силу добра     2. Запуганность   3.  Замкнутость    4. жестокость

Часть В

В 1. Как иначе называют пастухов, погонщиков скота (в рассказе И. С. Тургенева)?

В 2. Кто из мальчиков, героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг», погиб, упав с лошади?

Прочитайте описания героев расскaзa И. С. Тургенева. Напишите имя героя:

В 3. «На вид было не более двенадцати лет»,  «лицо... довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое», «жёлтые, почти белые волосы»

В 4.  «Лицо невелико, худо, в веcнушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить... маленькoгo роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно»

В 5. « …он лежал на земле, …и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь»

ОТВЕТЫ:

А1 – 3

А2 – 3

А3 – 3

А4 – 2

А5 – 1

А6 – 2

А7 – 1

А8 – 2

А9 – 3

А10 – 1

В1 – гуртовщики

В2 – Павлуша

В3 – Илюша

В4 – Костя

В5 – Ваня



Предварительный просмотр:

П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка».

Задание: расставьте события из произведения в том порядке, который соответствует ходу сюжета.

Пример записи: 1 - А (или 1А), 2 - Б (или 2Б) и т.д.

Уровень А            (12 событий)

А. Степан передаёт слова Хозяйки заводскому приказчику.

Б. Приказчик обещает отпустить Степана на волю, если он найдет огромную малахитовую глыбу, но когда Степан находит такую глыбу, на волю его не отпускают.

В. Степан женится, строит дом, заводит детей.

Г. Степан отказывается жениться на Хозяйке, т.к. у него уже есть невеста, Настя.

Д. Хозяйка навещает Степана в забое и ведёт показывать своё царство.

Е. Хозяйка Медной горы просит Степана передать заводскому приказчику, чтобы он убирался с Красногорского рудника.

Ж. Хозяйка спрашивает Степана, согласен ли он на ней жениться.

З. Барин обещает Степану отпустить его на волю, если он найдет такие огромные малахитовые камни, чтобы из них можно было сделать большие столбы. Степан соглашается с условием, что сначала дадут вольную ему и его невесте.

И. Хозяйка хвалит Степана за верность его невесте и дарит ему шкатулку с драгоценностями в подарок Насте.

К. Степана находят мёртвым около большой зеленой ящерицы, которая сидела рядом и будто бы плакала.

Л. Степан встречает Хозяйку Медной горы.

М. Степана наказывают и отправляют в самый плохой забой, где мокро и нет хорошей руды.

Ключ: 1 - Л, 2 - Е, 3 - А, 4 - М, 5 - Д, 6 - Ж, 7 - Г, 8 - И, 9 - Б, 10 - З, 11 - В, 12 - К.

Уровень Б           (8 событий)

А. Хозяйка Медной горы просит Степана передать заводскому приказчику, чтобы он убирался с Красногорского рудника.

Б. Степан женится, строит дом, заводит детей.

В. Степан отказывается жениться на Хозяйке, т.к. у него уже есть невеста.

Г. Хозяйка показывает Степану своё царство.

Д. Барин обещает Степану отпустить его на волю, если он найдет такие огромные малахитовые камни, чтобы из них можно было сделать большие столбы. Степан соглашается с условием, что сначала дадут вольную ему и его невесте.

Е. Степана находят мёртвым.

Ж. Степан встречает Хозяйку Медной горы.

З. Степан передаёт слова Хозяйки заводскому приказчику.

Ключ: 1 - Ж, 2 - А, 3 - З, 4 - Г, 5 - В, 6 - Д, 7 - Б, 8 - Е.

Задание: расставьте события из произведения в том порядке, который соответствует ходу сюжета.

Пример записи: 1 - А (или 1А), 2 - Б (или 2Б) и т.д.

Уровень А

(12 событий)

А. Степан передаёт слова Хозяйки заводскому приказчику.

Б. Приказчик обещает отпустить Степана на волю, если он найдет огромную малахитовую глыбу, но когда Степан находит такую глыбу, на волю его не отпускают.

В. Степан женится, строит дом, заводит детей.

Г. Степан отказывается жениться на Хозяйке, т.к. у него уже есть невеста, Настя.

Д. Хозяйка навещает Степана в забое и ведёт показывать своё царство.

Е. Хозяйка Медной горы просит Степана передать заводскому приказчику, чтобы он убирался с Красногорского рудника.

Ж. Хозяйка спрашивает Степана, согласен ли он на ней жениться.

З. Барин обещает Степану отпустить его на волю, если он найдет такие огромные малахитовые камни, чтобы из них можно было сделать большие столбы. Степан соглашается с условием, что сначала дадут вольную ему и его невесте.

И. Хозяйка хвалит Степана за верность его невесте и дарит ему шкатулку с драгоценностями в подарок Насте.

К. Степана находят мёртвым около большой зеленой ящерицы, которая сидела рядом и будто бы плакала.

Л. Степан встречает Хозяйку Медной горы.

М. Степана наказывают и отправляют в самый плохой забой, где мокро и нет хорошей руды.

Уровень Б

(8 событий)

А. Хозяйка Медной горы просит Степана передать заводскому приказчику, чтобы он убирался с Красногорского рудника.

Б. Степан женится, строит дом, заводит детей.

В. Степан отказывается жениться на Хозяйке, т.к. у него уже есть невеста.

Г. Хозяйка показывает Степану своё царство.

Д. Барин обещает Степану отпустить его на волю, если он найдет такие огромные малахитовые камни, чтобы из них можно было сделать большие столбы. Степан соглашается с условием, что сначала дадут вольную ему и его невесте.

Е. Степана находят мёртвым.

Ж. Степан встречает Хозяйку Медной горы.

З. Степан передаёт слова Хозяйки заводскому приказчику.

Задание: расставьте события из произведения в том порядке, который соответствует ходу сюжета.

Пример записи: 1 - А (или 1А), 2 - Б (или 2Б) и т.д.

Уровень А

(12 событий)

А. Степан передаёт слова Хозяйки заводскому приказчику.

Б. Приказчик обещает отпустить Степана на волю, если он найдет огромную малахитовую глыбу, но когда Степан находит такую глыбу, на волю его не отпускают.

В. Степан женится, строит дом, заводит детей.

Г. Степан отказывается жениться на Хозяйке, т.к. у него уже есть невеста, Настя.

Д. Хозяйка навещает Степана в забое и ведёт показывать своё царство.

Е. Хозяйка Медной горы просит Степана передать заводскому приказчику, чтобы он убирался с Красногорского рудника.

Ж. Хозяйка спрашивает Степана, согласен ли он на ней жениться.

З. Барин обещает Степану отпустить его на волю, если он найдет такие огромные малахитовые камни, чтобы из них можно было сделать большие столбы. Степан соглашается с условием, что сначала дадут вольную ему и его невесте.

И. Хозяйка хвалит Степана за верность его невесте и дарит ему шкатулку с драгоценностями в подарок Насте.

К. Степана находят мёртвым около большой зеленой ящерицы, которая сидела рядом и будто бы плакала.

Л. Степан встречает Хозяйку Медной горы.

М. Степана наказывают и отправляют в самый плохой забой, где мокро и нет хорошей руды.

Уровень Б

(8 событий)

А. Хозяйка Медной горы просит Степана передать заводскому приказчику, чтобы он убирался с Красногорского рудника.

Б. Степан женится, строит дом, заводит детей.

В. Степан отказывается жениться на Хозяйке, т.к. у него уже есть невеста.

Г. Хозяйка показывает Степану своё царство.

Д. Барин обещает Степану отпустить его на волю, если он найдет такие огромные малахитовые камни, чтобы из них можно было сделать большие столбы. Степан соглашается с условием, что сначала дадут вольную ему и его невесте.

Е. Степана находят мёртвым.

Ж. Степан встречает Хозяйку Медной горы.

З. Степан передаёт слова Хозяйки заводскому приказчику.



Предварительный просмотр:

Вопросы по рассказу «КУСАКА»

1)Как начинается рассказ «Кусака»?

2)Почему писатель не дает ей никакой клички, а постоянно называет ее ОНА?

3)Как жила собака?

4)Кто однажды решил пожалеть и приласкать собаку?

5)Что вспомнил мужик, когда собака маленькими шажками приближалась к нему?

6)Как поступок пропойцы-мужика повлияла на дальнейшую судьбу собаки?

7)Какое основное чувство владело собакой в этот период жизни?

8)Как изменилась жизнь собаки с наступлением весны?

9)как встретила собака новых жильцов дачи?

10)Как дачники назвали собаку, как они привыкали к собаке?

11)Как в жизнь собаки постепенно вошла любовь?

12)Как она выражала свою любовь к людям?

13)Как изменилась внешность Кусаки, когда она обрела хозяев?

14)Как изменилось отношение к Кусаке со стороны чужих людей?

15)В чем состояло счастье собаки?

16)Как собака выражала людям свою преданность?

17)Когда дачники собрались уезжать с дачи?

18)Почему Кусаку оставили на даче?

19)На станции, когда уезжали дачники, автор вводит еще одного героя. Как его зовут? С какой целью Л.Андреев создал этот эпизод в финале рассказа ?

20)Как заканчивается рассказ «Кусака»?

Вопросы по рассказу «КУСАКА»

1)Как начинается рассказ «Кусака»?

2)Почему писатель не дает ей никакой клички, а постоянно называет ее ОНА?

3)Как жила собака?

4)Кто однажды решил пожалеть и приласкать собаку?

5)Что вспомнил мужик, когда собака маленькими шажками приближалась к нему?

6)Как поступок пропойцы-мужика повлияла на дальнейшую судьбу собаки?

7)Какое основное чувство владело собакой в этот период жизни?

8)Как изменилась жизнь собаки с наступлением весны?

9)как встретила собака новых жильцов дачи?

10)Как дачники назвали собаку, как они привыкали к собаке?

11)Как в жизнь собаки постепенно вошла любовь?

12)Как она выражала свою любовь к людям?

13)Как изменилась внешность Кусаки, когда она обрела хозяев?

14)Как изменилось отношение к Кусаке со стороны чужих людей?

15)В чем состояло счастье собаки?

16)Как собака выражала людям свою преданность?

17)Когда дачники собрались уезжать с дачи?

18)Почему Кусаку оставили на даче?

19)На станции, когда уезжали дачники, автор вводит еще одного героя. Как его зовут? С какой целью Л.Андреев создал этот эпизод в финале рассказа ?

20)Как заканчивается рассказ «Кусака»?



Предварительный просмотр:

В.П.Астафьев.  «Фотография, на которой меня нет» Тесты. 1 вариант

1.Кого приехал запечатлеть фотограф?

А) Деревенский люд

Б) Стариков и старух

В) Работающих в поле

Г) Учеников школы 

3.Где жили учитель и учительница?

А) В большом доме, построенном специально для них

Б) В дряхлом домишке 

В)  В  избе лесника

5.Как звали друга автора рассказа?

А) Петька

Б) Федька

В) Санька 

Г) Яшка

7.Как обращалась бабушка к больному внуку?

А) « Спи, маленький!»

Б) «Спи и больше не болей!»

В) «Спокойной ночи, внучок дорогой!»

Г) «Спи, пташка малая!» 

9.Сколько времени не ходил в школу герой произведения?

А) Месяц

Б) Три дня

В) Больше недели 

Г) Четыре дня

Д) Пятнадцать дней

2.Как звали председателя сельсовета?

А) Тимоха

Б) Ванюха

В) Митроха 

4.Бабушка в средней комнате между рам клала мох вперемежку с брусничником. Для чего?

А) Убрать сырость 

В) Сохранить тепло

В) Для красоты

6.На фото учитель и учительница

А) внимательно смотрят в объектив

Б) очень грустные

В) Чему-то улыбаются едва заметно 

8.Что сказал учитель, успокаивая мальчика?

А) Не беда, ещё будет возможность сфотографироваться 

Б) Фотограф, может быть, ещё приедет

В) Это не беда! Главное, что ты жив-здоров!

10.Как звали бабушку  героя рассказа?

А) Евгения Павловна

Б) Елена Васильевна

В) Екатерина Петровна 

Г) София Александровна

11.Судьба родной избы героя?

А)Сплавщики продали дом на дрова, а деньги пропили 

Б) Там открыли музей героям коллективизации

В)Открыли медицинский пункт

13.Кто уговорил приехать в деревню фотографа и заснять ребят и школу?

А) Учитель 

Б) Председатель сельсовета

В) Участковый уполномоченный

15.На какую гору пошли дети за цветами и саженцами для школьного двора?

А) На Чёрную

Б) На Новую

В) На Дальнюю

Г)На Лысую 

Д) На Нижнюю

17. От кого учитель спас детей?

А) От волка

Б) От медведя

В) От змеи 

19.Как звали учителя и учительницу?

А) Александр Николаевич и Александра Николаевна

Б) Евгений Николаевич и Евгения Николаевна 

 

12.Какова судьба прадеда мальчика?

А) Был выслан на Иртыш

Б) Был выслан на Игарку, где умер в первую же зиму 

В) Умер в тюрьме в Иркутске

14. За что убил городского уполномоченного немой Кирила?

А) Он угонял из села скот  Б)Страж порядка  забирал у людей хлеб?

В) Пнул женщину подошвой сапога в лицо 

16.Куда потратила бабушка героя скопленные на «чёрный день» деньги?

А) Построила новый дом

Б) Купила лошадь с телегою

В) Выкупала описанные вещи и возвращала их хозяевам 

18.Кем был рублен дом, приспособленный под школу?

А) Прадедом Яковом  Максимовичем

Б) Дядей Иваном Павловичем

В) Плотником Ильёй Семёновичем

20.Как учились счёту в деревенской школе?

А) На гвоздях и булавках

Б) На пуговицах и семечках тыквы

В) На спичках и палочках, выструганных собственноручно из лучины 

В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет» Тесты. 2 вариант

 1.Для чего между рам был насыпан уголёк?

А) Обмёрзнуть стёклам не даёт 

В) Его боятся комары

В) От бессонницы

 3.Рябина, находящаяся в окне, помогает

А) от болезни сердца

Б)  от угару 

В) от сглазу

 5.На свадьбах семья учителя

А) пила только сок

Б) просила выпивкой их не тревожить 

В) предпочитала пить квас и молоко

 7.Какое в деревне  уважение к учителю и учительнице?

А) Всеобщее, молчаливое 

Б) Тихое, незаметное

В) Искреннее, тайное

 9.Кто исправился после беседы с учителем?

А) Дядя Иван

Б) Дед Трофим

В) Кузнец Никон

Г) Плотник Архип

Д) Дядя Левонтий 

 2.На какой войне полегли многие из запечатлённых на фотографии?

А)Русско-Японская

Б) Великая Отечественная 

В) Гражданская

 4.Когда учителя начинали работать, на весь класс

А) был 1 букварь и 1 красный карандаш 

Б) было 5 букварей и 7 карандашей

В) 10 букварей и 20 карандашей

 6. Зачем уехал в город дедушка героя произведения?

А) Продавать картошку

Б) Продавать свёклу

В) Продавать морковь

Г) Продавать дрова 

 8.Помогали в деревенское житье-бытье семье учителя местные жители?

А) Да  

Б) Нет

10. Кого увидел на фотографии герой рассказа?

А) Ваську Юшкова 

Б) Серёжку Ежова

В) Антона Белова

Г) Ольку Попову

11.Больному мальчику, смотревшему в окно, ничего не видать дальше

А) дома тётки Лукерьи

Б) дома тётки Матрёны

В) дома тётки Авдотьи 

13.Какие цветы бабушка стережёт пуще глаза?

А) Герань

Б) Фикус 

В) Роза

Г)Пион

15.Какая причёска была у учителя?

А) под кузнеца

Б) под шахтёра

В) под политику 

Г) под революцию

17.Сколько лет было учителю)

А) лет 40

Б) лет 20

В) лет 45

Г) лет 25 

19.Кого увидел на фотографии герой рассказа?

А) Нинку Шахматовскую 

Б) Серёжку Ежова

В) Антона Белова

12.Как называли сына учителя и учительницы?

А) Непоседа

Б) Шалун

В) Мальчишка -забияка

Г) Парнишка-ревун 

Д) Любитель сладостей

14.Фотограф на ночь был пристроен 

А) к Петру Петровичу Самойлову

Б) к Ивану Ивановичу Чехову 

В) в семью Львовых

16.Чем натирала ноги бабушка автору?

А) Рыбьим жиром

Б) Нашатырным спиртом 

В) Одеколоном

Г) Подсолнечным маслом

18.Почему друзья не попали на фотографию?

А) Не захотели

Б) Болезнь одного из них 

В) Их не пригласили из-за плохого поведения

20.К какому фотографу в городе обещала отвезти друзей бабушка?

А) Зайцев

Б) Перепёлкин

В) Волков 

Г)Соловьёв

В.П.Астафьев.  «Фотография, на которой меня нет» Тесты. 1 вариант

1.Кого приехал запечатлеть фотограф?

А) Деревенский люд

Б) Стариков и старух

В) Работающих в поле

Г) Учеников школы 

3.Где жили учитель и учительница?

А) В большом доме, построенном специально для них

Б) В дряхлом домишке 

В)  В  избе лесника

5.Как звали друга автора рассказа?

А) Петька

Б) Федька

В) Санька 

Г) Яшка

7.Как обращалась бабушка к больному внуку?

А) « Спи, маленький!»

Б) «Спи и больше не болей!»

В) «Спокойной ночи, внучок дорогой!»

Г) «Спи, пташка малая!» 

9.Сколько времени не ходил в школу герой произведения?

А) Месяц

Б) Три дня

В) Больше недели 

Г) Четыре дня

Д) Пятнадцать дней

2.Как звали председателя сельсовета?

А) Тимоха

Б) Ванюха

В) Митроха 

4.Бабушка в средней комнате между рам клала мох вперемежку с брусничником. Для чего?

А) Убрать сырость 

В) Сохранить тепло

В) Для красоты

6.На фото учитель и учительница

А) внимательно смотрят в объектив

Б) очень грустные

В) Чему-то улыбаются едва заметно 

8.Что сказал учитель, успокаивая мальчика?

А) Не беда, ещё будет возможность сфотографироваться 

Б) Фотограф, может быть, ещё приедет

В) Это не беда! Главное, что ты жив-здоров!

10.Как звали бабушку  героя рассказа?

А) Евгения Павловна

Б) Елена Васильевна

В) Екатерина Петровна 

Г) София Александровна

11.Судьба родной избы героя?

А)Сплавщики продали дом на дрова, а деньги пропили 

Б) Там открыли музей героям коллективизации

В)Открыли медицинский пункт

13.Кто уговорил приехать в деревню фотографа и заснять ребят и школу?

А) Учитель 

Б) Председатель сельсовета

В) Участковый уполномоченный

15.На какую гору пошли дети за цветами и саженцами для школьного двора?

А) На Чёрную

Б) На Новую

В) На Дальнюю

Г)На Лысую 

Д) На Нижнюю

17. От кого учитель спас детей?

А) От волка

Б) От медведя

В) От змеи 

19.Как звали учителя и учительницу?

А) Александр Николаевич и Александра Николаевна

Б) Евгений Николаевич и Евгения Николаевна 

 

12.Какова судьба прадеда мальчика?

А) Был выслан на Иртыш

Б) Был выслан на Игарку, где умер в первую же зиму 

В) Умер в тюрьме в Иркутске

14. За что убил городского уполномоченного немой Кирила?

А) Он угонял из села скот  Б)Страж порядка  забирал у людей хлеб?

В) Пнул женщину подошвой сапога в лицо 

16.Куда потратила бабушка героя скопленные на «чёрный день» деньги?

А) Построила новый дом

Б) Купила лошадь с телегою

В) Выкупала описанные вещи и возвращала их хозяевам 

18.Кем был рублен дом, приспособленный под школу?

А) Прадедом Яковом  Максимовичем

Б) Дядей Иваном Павловичем

В) Плотником Ильёй Семёновичем

20.Как учились счёту в деревенской школе?

А) На гвоздях и булавках

Б) На пуговицах и семечках тыквы

В) На спичках и палочках, выструганных собственноручно из лучины 

В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет» Тесты. 2 вариант

 1.Для чего между рам был насыпан уголёк?

А) Обмёрзнуть стёклам не даёт 

В) Его боятся комары

В) От бессонницы

 3.Рябина, находящаяся в окне, помогает

А) от болезни сердца

Б)  от угару 

В) от сглазу

 5.На свадьбах семья учителя

А) пила только сок

Б) просила выпивкой их не тревожить 

В) предпочитала пить квас и молоко

 7.Какое в деревне  уважение к учителю и учительнице?

А) Всеобщее, молчаливое 

Б) Тихое, незаметное

В) Искреннее, тайное

 9.Кто исправился после беседы с учителем?

А) Дядя Иван

Б) Дед Трофим

В) Кузнец Никон

Г) Плотник Архип

Д) Дядя Левонтий 

 2.На какой войне полегли многие из запечатлённых на фотографии?

А)Русско-Японская

Б) Великая Отечественная 

В) Гражданская

 4.Когда учителя начинали работать, на весь класс

А) был 1 букварь и 1 красный карандаш 

Б) было 5 букварей и 7 карандашей

В) 10 букварей и 20 карандашей

 6. Зачем уехал в город дедушка героя произведения?

А) Продавать картошку

Б) Продавать свёклу

В) Продавать морковь

Г) Продавать дрова 

 8.Помогали в деревенское житье-бытье семье учителя местные жители?

А) Да  

Б) Нет

10. Кого увидел на фотографии герой рассказа?

А) Ваську Юшкова 

Б) Серёжку Ежова

В) Антона Белова

Г) Ольку Попову

11.Больному мальчику, смотревшему в окно, ничего не видать дальше

А) дома тётки Лукерьи

Б) дома тётки Матрёны

В) дома тётки Авдотьи 

13.Какие цветы бабушка стережёт пуще глаза?

А) Герань

Б) Фикус 

В) Роза

Г)Пион

15.Какая причёска была у учителя?

А) под кузнеца

Б) под шахтёра

В) под политику 

Г) под революцию

17.Сколько лет было учителю)

А) лет 40

Б) лет 20

В) лет 45

Г) лет 25 

19.Кого увидел на фотографии герой рассказа?

А) Нинку Шахматовскую 

Б) Серёжку Ежова

В) Антона Белова

12.Как называли сына учителя и учительницы?

А) Непоседа

Б) Шалун

В) Мальчишка -забияка

Г) Парнишка-ревун 

Д) Любитель сладостей

14.Фотограф на ночь был пристроен 

А) к Петру Петровичу Самойлову

Б) к Ивану Ивановичу Чехову 

В) в семью Львовых

16.Чем натирала ноги бабушка автору?

А) Рыбьим жиром

Б) Нашатырным спиртом 

В) Одеколоном

Г) Подсолнечным маслом

18.Почему друзья не попали на фотографию?

А) Не захотели

Б) Болезнь одного из них 

В) Их не пригласили из-за плохого поведения

20.К какому фотографу в городе обещала отвезти друзей бабушка?

А) Зайцев

Б) Перепёлкин

В) Волков 

Г)Соловьёв



Предварительный просмотр:

Итоговое тестирование за курс литературы 8-го класса

Вариант 1

1.Какой из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?

А) сказка; б) былина; в) народная песня; г) поэма

2. Назовите героев исторических песен:

А) Ермак Тимофеевич; Б) Князь Потемкин; в) Емельян Пугачев; г) М.И. Кутузов

3. Отчего погиб герой «Жития…» Александр Невский?

А) в сражении с литовцами; б) предположительно был отравлен в ставке хана Батыя; в) он не погиб, а умер своей смертью, прожив долгую жизнь

4. К какому литературному направлению принадлежит повесть Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь»?

А) романтизм; б) сентиментализм; в) реализм; в) есть черты и сентиментализма, и романтизма

5. Кого присылал Бог лягушкам в качестве царя в басне И.А.Крылова?

А) осиновый чурбан; б)цаплю; в) журавля

6. Свою работу по исследованию Пугачевского бунта А.С.Пушкин начал

А) с «Истории Пугачевского бунта»; б) с «Капитанской дочки»; в) с книги «Крестьянские бунты»

7. В чьи уста А.С.Пушкин вкладывает пословицу, ставшую эпиграфом ко всей повести: «Береги честь смолоду»?

А) Савельича; б) Петра Гринева; в) Отца Петруши, Андрея Петровича Гринева

8. В каком образе приснился Гриневу Пугачев на постоялом дворе?

А) царя; б) висельника; в) посаженного отца

9. Кто были герои калмыцкой сказки-аллегории, которую рассказал Пугачев Гриневу по дороге в крепость?

А) уж и сокол; б) орел и ворон; в) аист и заяц

10. Жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:

А) повесть; б) стихотворение; в) поэма

11. Идейный кульминационный центр «Мцыри» - это…

А) эпизод борьбы Мцыри с барсом; б) встреча с грузинкой; в) сон о золотой рыбке

12. О чем говорит Мцыри «За эти несколько минут…Я б рай и вечность променял…»?

А) за время встречи с грузинкой; б) за ночь бегства из монастыря; в) за возможность попасть на родину

13. Какую пословицу Н.В.Гоголь взял в качестве эпиграфа к комедии «Ревизор»?

А) «Не в свои сани не садись»; б) «На всякого мудреца довольно простоты»; в) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

14.Знакомством с каким писателем хвалится Хлестаков?

А) с Гоголем; б) с Пушкиным; в) с Лермонтовым

15. Каков основной композиционный прием в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»?

А) контраст; б) преувеличение; в) сопоставление

16. Какая жизненная ситуация легла в основу рассказа Н.С.Лескова «Старый гений»?

А) великосветский франт не хотел отдавать долг старушке; б) старушка не хотела отдавать долг франту; в) у старушки заболела внучка

17. Чем закончилась история любви в рассказе И.А.Бунина «Кавказ»?

А) герои остались вместе; б) у героини родился ребенок; в) муж героини застрелился, не вынеся бесчестия измены жены

18. Почему А.Блок обратился к теме истории в цикле стихов «На поле Куликовом»?

А) ему был интересен этот период; в) видел в исторических событиях связь с современностью;

в) идеализировал Дмитрия Донского, победившего татар

19. Откуда был родом Василий Теркин? («Василий Теркин», А.Твардовский)

А) с Рязанщины; б) с Орловщины; в) со Смоленщины

20. Почему герой рассказа В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» не попал на съемку?

А) не захотел фотографироваться; б) заболел; в) обиделся на то, что его хотели поставить последним в ряду

Итоговое тестирование за курс литературы 8-го класса

Вариант 2

1.Какой из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?

А) повесть; б) пословица; в) народная песня; г) частушка

2. Назовите героев преданий:

А) Ермак Тимофеевич; Б) Николай Первый; в) Степан Разин

3. Каково основное назначение лирических народных песен?

А) передавать чувства, мысли конкретного лирического героя; б) рассказывать о последовательности событий в жизни героя; в) описывать природные явления; г) нет конкретного назначения, поются просто по настроению

4. Что означает образное выражение «Шемякин суд»?

А) суд неправый, корыстный; б) суд справедливый; в) суд конкретного исторического лица Василия Шемяки над крестьянином

5. Кто является аллегорическим героем басни И.А.Крылова «Обоз»?

А) свинья; б) мартышка; в) лошадь

6. От чьего имени ведется повествование в повести «Капитанская дочка»?

А) от имени автора-рассказчика; б) от имени Петра Гринева; в) повествование ведется от 3го лица

7. Коварного, злого человека, «антигероя», вредившего Гриневу, звали:

А) Алексей Швабрин; б) Иван Зурин; в) Иван Игнатьич

8. «Мцыри» в переводе с грузинского – это…

А) одинокий; б) пленник; в) послушник, который живет при монастыре

9. Кто были герои калмыцкой сказки-аллегории, которую рассказал Пугачев Гриневу по дороге в крепость?

А) уж и сокол; б) орел и ворон; в) аист и заяц

10. Какое образное средство употребил М.Ю.Лермонтов в строках «Мцыри» «…И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота Из ветви каждого куста…»?

А) олицетворение; б) метонимия; б) литота

11. Кто из героев комедии  Н.В.Гоголя «Ревизор» говорил о себе, что у него «легкость в мыслях необыкновенная»?

А) Бобчинский; б) Хлестаков; в) городничий

12. Откуда чиновники города Н. узнают о том, что ревизор ненастоящий?

А) из письма Хлестакова, прочитанного почтмейстером; б) Хлестаков сам признался в обмане; в) проговорился Осип, слуга Хлестакова

13. Форма рассказа Л.Н.Толстого «После бала» - это

А) полилог; б) «рассказ в рассказе»; в) рассуждение

14. Почему герой рассказа «После бала» оставил службу?

А) по религиозным убеждениям; б) его потряс случай с избиваемым беглым солдатом; в)он ее не оставлял

15. Почему герои рассказа А.П.Чехова «О любви» не остались вместе?

А) оба были несвободны; б) побоялись изменить свою жизнь и жизнь близких; в) их развел случай

16. Кто помог разрешить ситуацию, легшую в основу рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»?

А) жена героя Вера; б) сам герой – Николай Алмазов; в) старый профессор, принимавший экзамен

17. Какой прием лежит в основе рассказа М.Осоргина «Пенсне»?

А) литота; б) антитеза; в) олицетворение

18. Какая надпись на плакате в больнице возмутила больного из рассказа М.Зощенко «История болезни»?

А) «Помоги себе сам»; б) «Выдача трупов с 3х до 4х»; в) «Помни о смерти!»

19. Каков был жанр произведения «Василий Теркин» в определении автора - А.Твардовского?

А) «Книга про бойца»; б) «Поэма о войне»; в) «Роман в стихах»

20. Зачем Теркин отправился вплавь через реку в главе «Переправа»?

А) в разведку; б) связаться с теми, кто остался на другом берегу, и доложить обстановку;

 в) наладить сорванную переправу

1 – г

2 – а, в

3 – б (в)

4 – б

5 – а

6 – а

7 – в

8 – в

9 – б

10 – в

11 – а

12 – в

13 – в

14 – б

15 – а

16 – а

17 – в

18 – в

19 – в

20 – в

1 – а

2 – а, в

3 – а

4 – а

5 – в

6 – а

7 – а

8 – в

9 – б

10 – а

11 – б

12 – а

13 – б

14 – б

15 – б

16 – а

17 – в

18 – б

19 – а

20 – а

Критерии оценки:

Количество правильных ответов

Оценка

Менее 13 ответов

2 (неудовлетворительно)

13-15

3(удовлетворительно)

15-18

4(хорошо)

19-20

5 (отлично)



Предварительный просмотр:

Литературная гостиная  «Я вернусь!..»,

посвященная 100-летию со дня рождения Константина Михайловича Симонова

Слайд 1

ВЕДУЩИЙ:
С чего начинается память – с берез?
С речного песка? С дождя на дороге?
А если - с убийства!
А если – со слез!
А если – с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых в пыли распростертых!
А если с недетского знания – как
Живое становится мертвым!
И в пять,
И в пятнадцать,
И в двадцать пять лет
Войной начинается память.
Здесь, в этой стране,
Где не помнящих – нет,
Попробуем это представить…

Добрый день, уважаемые гости!

Писателей, поэтов, прозаиков, писавших о войне, очень много. Некоторые из них писали свои произведения по рассказам старшего поколения, некоторые, изучив исторические факты и придумав историю для главного героя, а есть писатели, которые прошли всю войну сами, и передавшие нам в своих произведениях свой бесценный военный опыт.

ВЕДУЩИЙ:  Константин Симонов… Поэт, прозаик, драматург театра и кино, журналист, общественный деятель государственного масштаба. Депутат Верховного Совета СССР и РСФСР, делегат нескольких съездов партии, член Центральной ревизионной комиссии КПСС. Активный участник движения борцов за мир. Член корреспондент Академии искусств ГДР, главный редактор журнала «Новый мир», «Литературной газеты», секретарь Правления Союза писателей СССР. Как много он сделал в своей жизни.

Слайд 2

ВЕДУЩИЙ:  В 19 лет Константин Михайлович начал печататься, а в 26 – он уже лауреат Государственной премии СССР. А потом – шесть Государственных премий СССР, Государственная премия РСФСР, Ленинская премия и звание Героя Социалистического Труда. Три ордена Ленина, орден Красного Знамени, два ордена Отечественной войны первой степени, орден «Знак Почета» и медали, медали, медали…

Слайд 3

ВЕДУЩИЙ:  Родился Константин Симонов в Петрограде в 1915 году. Детство прошло в Рязани и Саратове. Отчим – кадровый офицер. Жизнь в командировках, общежитиях. Военный быт. И дисциплина в семье строгая, почти военная. Это ему – отчиму – Александру Григорьевичу Иванищеву – посвятил он в 1950-е годы поэму «Отец».

Слайд 4

ВЕДУЩИЙ:  Еще студентом по публикациям в газетах и журналах Симонов приобретает известность как талантливый поэт. первыми его крупными произведениями стали исторические поэмы "Ледовое побоище" и "Суворов". Симонов заявил о себе громко и сразу. Первым стихотворением, принесшим ему известность уже за пределами «узких кругов», было стихотворение «Генерал», посвященное памяти Матэ Залка, создавшее одну из самых устойчивых легенд симоновской биографии – о его участии в войне в Испании. Это стихотворение прочтёт Борисова Елизавета.

Слайд 5

В горах этой ночью прохладно.

В разведке намаявшись днем,

Он греет холодные руки

Над желтым походным огнем.

В кофейнике кофе клокочет,

Солдаты усталые спят.

Над ним арагонские лавры

Тяжелой листвой шелестят.

И кажется вдруг генералу,

Что это зеленой листвой

Родные венгерские липы

Шумят над его головой.

Давно уж он в Венгрии не был -

С тех пор, как попал на войну,

С тех пор, как он стал коммунистом

В далеком сибирском плену.

С тех пор он повсюду воюет:

Он в Гамбурге был под огнем,

В Чапее о нем говорили,

В Хараме слыхали о нем.

Давно уж он в Венгрии не был,

Но где бы он ни был - над ним

Венгерское синее небо,

Венгерская почва под ним.

Венгерское красное знамя

Его освящает в бою.

И где б он ни бился - он всюду

За Венгрию бьется свою.

Недавно в Москве говорили,

Я слышал от многих, что он

Осколком немецкой гранаты

В бою под Уэской сражен.

Пока еще в небе испанском

Германские птицы видны,

Не верьте: ни письма, ни слухи

О смерти его неверны.

Он жив. Он сейчас под Уэской.

Солдаты усталые спят.

Над ним арагонские лавры

Тяжелой листвой шелестят.

Слайд 6

ВЕДУЩИЙ:  Судьба возложила на его плечи нелегкий солдатский труд еще до начала Великой Отечественной войны. Летом 1939 года Симонов побывал на своей первой войне, на Халхин-Голе, в качестве сотрудника газеты «Героическая красноармейская». Именно на Халхин-Голе «дозрел» талант Симонова, где из многообещающего молодого литератора он стал поэтом и солдатом.

Слайд 7

ВЕДУЩИЙ:  Началась Великая Отечественная. С этих пор война стала главной темой его творчества. Прошло совсем немного времени, и он стал не только любимым поэтом, но и популярным журналистом на фронте и во всей стране. С первых дней и до конца Великой Отечественной К.М. Симонов находился, в буквальном смысле этих слов, на переднем крае. Став корреспондентом газеты "Красная звезда", он исколесил фронтовые дороги "от Черного до Баренцева моря". Выходят три сборника его лирических стихотворений, среди которых получившее подлинно всенародную известность "Жди меня"; строки из него цитировали в письмах с фронта своим любимым даже люди, весьма далекие от поэзии...  Послушаем его в исполнении Сынтиной Али.

Слайд 8

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Слайд 9

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Слайд 10

ВЕДУЩИЙ:  Война стала для Симонова вершиной его лирики — и вершиной естественного исполнения им гражданского и человеческого долга. Его героями всегда были солдаты, главные победители гитлеровского фашизма. Стихотворение «Сын артиллериста» читает Омецинская Софья.

Был у майора Деева

Товарищ — майор Петров,

Дружили еще с гражданской,

Еще с двадцатых годов.

Вместе рубали белых

Шашками на скаку,

Вместе потом служили

В артиллерийском полку.

А у майора Петрова

Был Ленька, любимый сын,

Без матери, при казарме,

Рос мальчишка один.

И если Петров в отъезде,—

Бывало, вместо отца

Друг его оставался

Для этого сорванца.

Вызовет Деев Леньку:

— А ну, поедем гулять:

Сыну артиллериста

Пора к коню привыкать!—

С Ленькой вдвоем поедет

В рысь, а потом в карьер.

Бывало, Ленька спасует,

Взять не сможет барьер,

Свалится и захнычет.

— Понятно, еще малец!—

Деев его поднимет,

Словно второй отец.

Подсадит снова на лошадь:

— Учись, брат, барьеры брать!

Держись, мой мальчик: на свете

Два раза не умирать.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла!—

Такая уж поговорка

У майора была.

Прошло еще два-три года,

И в стороны унесло

Деева и Петрова

Военное ремесло.

Десять лет пролетело.

Кончилась тишина,

Громом загрохотала

Над родиною война.

Деев дрался на Севере;

В полярной глуши своей

Иногда по газетам

Искал имена друзей.

Однажды нашел Петрова:

«Значит, жив и здоров!»

В газете его хвалили,

На Юге дрался Петров.

Потом, приехавши с Юга,

Кто-то сказал ему,

Что Петров, Николай Егорыч,

Геройски погиб в Крыму.

Деев вынул газету,

Спросил: «Какого числа?»—

И с грустью понял, что почта

Сюда слишком долго шла...

А вскоре в один из пасмурных

Северных вечеров

К Дееву в полк назначен

Был лейтенант Петров.

Деев сидел над картой

При двух чадящих свечах.

Вошел высокий военный,

Косая сажень в плечах.

В первые две минуты

Майор его не узнал.

Лишь басок лейтенанта

О чем-то напоминал.

— А ну, повернитесь к свету,—

И свечку к нему поднес.

Все те же детские губы,

Тот же курносый нос.

А что усы — так ведь это

Сбрить!— и весь разговор.

— Ленька?— Так точно, Ленька,

Он самый, товарищ майор!

— Значит, окончил школу,

Будем вместе служить.

Жаль, до такого счастья

Отцу не пришлось дожить.—

У Леньки в глазах блеснула

Непрошеная слеза.

Он, скрипнув зубами, молча

Отер рукавом глаза.

И снова пришлось майору,

Как в детстве, ему сказать:

— Держись, мой мальчик: на свете

Два раза не умирать.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла!—

Такая уж поговорка

У майора была.

А через две недели

Шел в скалах тяжелый бой,

Чтоб выручить всех, обязан

Кто-то рискнуть собой.

Майор к себе вызвал Леньку,

Взглянул на него в упор.

— По вашему приказанью

Явился, товарищ майор.

— Ну что ж, хорошо, что явился.

Оставь документы мне.

Пойдешь один, без радиста,

Рация на спине.

И через фронт, по скалам,

Ночью в немецкий тыл

Пройдешь по такой тропинке,

Где никто не ходил.

Будешь оттуда по радио

Вести огонь батарей.

Ясно?— Так точно, ясно.

— Ну, так иди скорей.

Нет, погоди немножко.—

Майор на секунду встал,

Как в детстве, двумя руками

Леньку к себе прижал:—

Идешь на такое дело,

Что трудно прийти назад.

Как командир, тебя я

Туда посылать не рад.

Но как отец... Ответь мне:

Отец я тебе иль нет?

— Отец,— сказал ему Ленька

И обнял его в ответ.

— Так вот, как отец, раз вышло

На жизнь и смерть воевать,

Отцовский мой долг и право

Сыном своим рисковать,

Раньше других я должен

Сына вперед посылать.

Держись, мой мальчик: на свете

Два раза не умирать.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла!—

Такая уж поговорка

У майора была.

— Понял меня?— Все понял.

Разрешите идти?— Иди!—

Майор остался в землянке,

Снаряды рвались впереди.

Где-то гремело и ухало.

Майор следил по часам.

В сто раз ему было б легче,

Если бы шел он сам.

Двенадцать... Сейчас, наверно,

Прошел он через посты.

Час... Сейчас он добрался

К подножию высоты.

Два... Он теперь, должно быть,

Ползет на самый хребет.

Три... Поскорей бы, чтобы

Его не застал рассвет.

Деев вышел на воздух —

Как ярко светит луна,

Не могла подождать до завтра,

Проклята будь она!

Всю ночь, шагая как маятник,

Глаз майор не смыкал,

Пока по радио утром

Донесся первый сигнал:

— Все в порядке, добрался.

Немцы левей меня,

Координаты три, десять,

Скорей давайте огня!—

Орудия зарядили,

Майор рассчитал все сам,

И с ревом первые залпы

Ударили по горам.

И снова сигнал по радио:

— Немцы правей меня,

Координаты пять, десять,

Скорее еще огня!

Летели земля и скалы,

Столбом поднимался дым,

Казалось, теперь оттуда

Никто не уйдет живым.

Третий сигнал по радио:

— Немцы вокруг меня,

Бейте четыре, десять,

Не жалейте огня!

Майор побледнел, услышав:

Четыре, десять — как раз

То место, где его Ленька

Должен сидеть сейчас.

Но, не подавши виду,

Забыв, что он был отцом,

Майор продолжал командовать

Со спокойным лицом:

«Огонь!»— летели снаряды.

«Огонь!»— заряжай скорей!

По квадрату четыре, десять

Било шесть батарей.

Радио час молчало,

Потом донесся сигнал:

— Молчал: оглушило взрывом.

Бейте, как я сказал.

Я верю, свои снаряды

Не могут тронуть меня.

Немцы бегут, нажмите,

Дайте море огня!

И на командном пункте,

Приняв последний сигнал,

Майор в оглохшее радио,

Не выдержав, закричал:

— Ты слышишь меня, я верю:

Смертью таких не взять.

Держись, мой мальчик: на свете

Два раза не умирать.

Никто нас в жизни не может

Вышибить из седла!—

Такая уж поговорка

У майора была.

В атаку пошла пехота —

К полудню была чиста

От убегавших немцев

Скалистая высота.

Всюду валялись трупы,

Раненый, но живой

Был найден в ущелье Ленька

С обвязанной головой.

Когда размотали повязку,

Что наспех он завязал,

Майор поглядел на Леньку

И вдруг его не узнал:

Был он как будто прежний,

Спокойный и молодой,

Все те же глаза мальчишки,

Но только... совсем седой.

Он обнял майора, прежде

Чем в госпиталь уезжать:

— Держись, отец: на свете

Два раза не умирать.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла!—

Такая уж поговорка

Теперь у Леньки была...

Вот какая история

Про славные эти дела

На полуострове Среднем

Рассказана мне была.

А вверху, над горами,

Все так же плыла луна,

Близко грохали взрывы,

Продолжалась война.

Трещал телефон, и, волнуясь,

Командир по землянке ходил,

И кто-то так же, как Ленька,

Шел к немцам сегодня в тыл.

Слайд 11

ВЕДУЩИЙ:  Именно годы страшного лихолетья дали Симонову возможность реализовать образ настоящего мужчины. Настоящий мужчина знает войну. Настоящий мужчина любит и защищает родину. Настоящий мужчина умеет дружить и ценить настоящую дружбу. Настоящий мужчина любит настоящую женщину. Стихотворение «Когда на выжженном плато …» прочтёт Долгорукова Юля.

Когда на выжженном плато
Лежал я под стеной огня,
Я думал: слава богу, что
Ты так далеко от меня,
Что ты не слышишь этот гром,
Что ты не видишь этот ад,
Что где-то в городе другом
Есть тихий дом и тихий сад,
Что вместо камня – там вода,
А вместо грома – кленов тень
И что со мною никогда
Ты не разделишь этот день.
Но стоит встретиться с тобой –
И я хочу, чтоб каждый день,
Чтоб каждый час и каждый бой
За мной ходила ты как тень.
Чтоб ты со мной делила хлеб,
Делила горести до слез,
Чтоб слепла ты, когда я слеп,
Чтоб мерзла ты, когда я мерз,
Чтоб страхом был твоим – мой страх,
Чтоб гневом был твоим – мой гнев,
Мой голос – на твоих губах
Чтоб был, едва с моих слетев,
Чтоб не сказали мне друзья,
Все разделявшие в судьбе:
«Она вдали, а рядом – я,
Что эта женщина тебе?
Ведь не она с тобой была
В тот день в атаке и пальбе.
Ведь не она тебя спасла, -
Что эта женщина тебе?
Зачем теперь все с ней да с ней,
Как будто в горе и в беде
Всех заменив тебе друзей,
Она с тобой была везде?»
Чтоб я друзьям ответить мог:
«Да, ты не видел, как она
Лежала, съежившись в комок,
Там, где огонь был как стена,
Да, ты забыл, она была
Со мной три самых черных дня,
Она тебе там помогла,
Когда ты вытащил меня.
И за спасение мое,
Когда я пил с тобой вдвоем,
Она – ты не видал ее –
Сидела третьей за столом».

Слайд 12

ВЕДУЩИЙ:  Среди всех  мужских  привязанностей – самая могучая, самая естественная – любовь к женщине. Поэтому вовсе не случайно Симонов опубликовал в 1941-1945 годах две книги стихов, из которых одну называет «Война», а другую – «С тобой и без тебя». Это были особые стихи. Это была его, Симонова, судьба. Стихотворение «Я очень тоскую…» читает Ферт Алексей.

Слайд 13

ВЕДУЩИЙ:  Симонов знал войну как никто. Наверное и не было среди военных писателей человека, превосходившего его объемом этих горьких знаний. А потом, уже в послевоенную пору, он пополнял свои и без того универсальные знания со свойственным ему упорством и трудолюбием. И писал, писал, писал… Строгонова Маша прочтёт стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины».

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

                   Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!»
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

                   Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

                   Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.

                   Ты знаешь, наверное, все-таки родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

                   Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.

                   Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовым,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом
Весь в белом, как на смерть одетый, старик,

                   Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе  поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: «Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем».

                   «Мы вас подождем!» - говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!» - говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

                   По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирают товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.

                   Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился.

                   За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

Слайд 14

ВЕДУЩИЙ:  Строки этого стихотворения сжимают сердце и сегодня. А тогда в 41-м, 42-м? Стихотворение, посвященное Алексею Суркову, стало общим для страны. «Кто, - писал Борис Полевой, - в трагические дни, когда приятель приближался к Москве, не декламировал эти стихи?..»  В 41-м поэт потрясен седым мальчишкой, которого отец-майор на пушечном лафете вывез из Брестской крепости. И Симонов пишет стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете». Читает

Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

                   Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

                   Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку
Седой мальчишка на лафете спал.

                   Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…

                   Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

                   Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

                   За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

Слайд 15

ВЕДУЩИЙ: В 1942 году в авиационной катастрофе погибает один из авторов «12 стульев» - писатель, военный корреспондент Евгений Петров. Симонова потрясла смерть друга, его памяти он посвящает стихотворение «Смерть друга. Выступает Белоусов Антон».

Неправда, друг не умирает,
Лишь рядом быть перестает.
Он кров с тобой не разделяет,
Из фляги из твоей не пьет.

                            В землянке, занесен метелью,
Застольной не поет с тобой
И рядом, под одной шинелью,
Не спит у печки жестяной.

                            Но все, что между вами было,
Все, что за вами следом шло,
С его останками в могилу
Улечься вместе не смогло.

                            Упрямство, гнев его, терпенье –
Ты все себе в наследство взял.
Двойного слуха ты и зренья
Пожизненным владельцем стал.

Любовь мы завещаем женам,
Воспоминанья – сыновьям,
Но по земле, войной сожженной,
Идти завещано друзьям.

Никто еще не знает средства
От неожиданных смертей.
Все тяжелее груз наследства,
Все уже круг твоих друзей.

Взвали тот груз себе на плечи,
Не оставляя ничего,
Огню, штыку, врагу навстречу
Неси его, неси его!

Когда же ты нести не сможешь,
То знай, что голову сложив,
Его всего лишь переложишь
На плечи тех, кто будет жив.

И кто-то, кто тебя не видел,
Из третьих рук твой груз возьмет,
За мертвых мстя и ненавидя,
Его к победе донесет.

Слайд 16

ВЕДУЩИЙ:  Военная лирика сделала имя Симонова широко известным. Известность переросла в любовь к нему, в любовь искреннюю и вполне заслуженную. Стихи Симонова учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх смерти, голод, разруху. Его статьи были не просто хроникой сражений и летописью пережитого – они сражались мужественно и беззаветно. Бергис Лера приготовила стихотворение «Если дорог тебе твой дом».

Если дорог тебе твой дом,
Где ты русским выкормлен был,
Под бревенчатым потолком,
Где ты, в люльке качаясь, плыл;

                   Если дороги в доме том
Тебе стены, печь и углы,
Дедом, прадедом и отцом
В нем исхоженные полы;

                   Если ты не хочешь, чтоб пол
В твоем доме фашист топтал,
Чтоб он сел за дедовский стол
И деревья в саду сломал…

                   Если мать тебе дорога –
Тебя выкормившая грудь,
Где давно уже нет молока,
Только можно щекой прильнуть,

                   Если вынести нету сил,
Чтоб фашист, к ней постоем став,
По щекам морщинистым бил,
Косы на руку намотав;
Чтобы те же руки ее,
Что несли тебя в колыбель,
Мыли гаду его белье
И стелили ему постель…

                   Если ты отца не забыл,
Что качал тебя на руках,
Что хорошим солдатом был
И пропал в карпатских снегах,

                   <…>

                   Если ты фашисту с ружьем
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем, -

                   Знай: никто не спасет ее,
Если ты ее не спасешь;
Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.

Слайд 17

ВЕДУЩИЙ:  Отгремели последние залпы Великой Отечественной. В эти непростые для страны годы, когда на политическом горизонте замаячила тень новой, "холодной" войны, К.М. Симонов побывал в ряде стран Европы, США и Канаде, Китае и Японии, выступая страстным пропагандистом мира и дружбы между народами. Общественная деятельность, работа в правлении Союза писателей, руководство журналом "Новый мир" и "Литературной газетой"… Поразительно, как Симонову удавалось на протяжении десятилетий заниматься всем этим и многим другим без ущерба собственному творчеству, поистине многогранному.

Слайд 18

ВЕДУЩИЙ:  Стихотворения Константина Симонова читают:

Печкин Владислав «Улыбка»

Танатин Данила Товарищ»

Мастеница Лера «Летаргия»

Слайд 19

ВЕДУЩИЙ:  Умер Константин Михайлович в Москве 28 августа 1979 года.
По завещанию писателя прах его развеян на Буйническом поле под Могилевом, откуда он чудом выбрался живым тогда, в июле сорок первого.

ВЕДУЩИЙ:  Сейчас там, на поле боя, стоит валун, на котором высечено «Константин Симонов», а в каких-нибудь ста метрах – обелиск воинам 388-го полка, почти целиком полегшего под Могилевом. Прах его смешался с прахом погибших в сорок первом. Так он вернулся к ним навсегда.

Слайд 20

ВЕДУЩИЙСлово предоставляется Горбуновой Анастасии. Стихотворение «Умер друг у меня».

ВЕДУЩИЙ:  «Я понял, насколько сильно во мне чувство Родины, - напишет Симонов, - насколько я чувствую эту землю своей и как глубоко корнями ушли в нее эти  люди, которые живут на ней… Было чувство острой жалости и любви ко всему находившемуся здесь: к этим деревенским избам возле дороги, к траве, к березам, ко всему русскому». Это из дневника, опубликованного значительно позже. А тогда, в 41-м, Симонов свои чувства выразил в стихах. В сильных стихах.

Слайд 21

ВЕДУЩИЙ:  И завершит нашу литературную гостиную Смирнова Ксения чтением стихотворения «Родина».

Слайд 22

Спасибо за внимание!