Уроки русского языка


Предварительный просмотр:

Тренировочный тест по теме «Морфемика и словообразование»

А1. В каком слове есть суффикс –ЧИК- ?

1) огурчик   2) попутчик   3) ситчик   4) мальчик

А2. В каком слове есть суффикс –ЛК-?

1) сиделка   2) стрелка      3) перепёлка   4) тарелка

А3. В каком слове есть суффикс –ЧИК- ?

1) ключик   2) диванчик   3) венчик   4) пончик

А4. В каком слове есть суффикс –ОНК- ?

1) картонка   2) собачонка   3) коронка    4) воронка

А5. В каком слове есть суффикс –АД- ?

1) рассада   2) блокада   3) автострада   4) эстрада

А6. В каком слове есть суффикс –К- ?

1) пёрышко   2) выдумка   3) кромка   4) подушка

А7. В каком слове есть суффикс –ИК- ?

1) заговорщик   2)пильщик   3)  клещик    4) переводчик

А8. В каком слове есть суффикс –ЩИК- ?

1) сыщик   2) лещик   3) угольщик   4) ящик

А9. В каком слове есть суффикс –ЧИК- ?

1) пончик   2) кончик   3) чуланчик   4) кузнечик

А10. В каком слове есть суффикс –НН- ?

1) подстреленный   2) революционный   3) весенний   4) растерянный

В1-1. Выпишите слово, образованное суффиксальным способом:

Преподаватель географии посоветовал нам изучить природу родного края.

В1-2. Выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:

Каждая личность по-своему талантлива, иными словами, своеобразна.

В1-3. Определите способ образования слова СТРОГОСТЬ. Ответ запишите словом.

В1-4. Определите способ образования слова ВЫПРЯМИТЬ. Ответ запишите словом.

В1-5. Определите способ образования слова СТИХОТВОРЕЦ. Ответ запишите словом.

В1-6. Определите способ образования слова ЖИЗНЕННЫЙ. Ответ запишите словом.

В1-7. Определите способ образования слова ИНТЕРЕСНО. Ответ запишите словом.

В1-8. Определите способ образования слова НЕЗАМЕТНО. Ответ запишите словом.

В1-9. Определите способ образования слова ВЫХОД. Ответ запишите словом.

В1-10. Определите способ образования слова ПАРОХОД. Ответ запишите словом.

В1-11. Определите способ образования слова ХОДЬБА. Ответ запишите словом.

В1-12. Определите способ образования слова ОТГОЛОСОК. Ответ запишите словом.

Ответы к тренировочному тесту по теме «Морфемика и словообразование»

А1

2

А2

1

А3

2

А4

2

А5

2

А6

2

А7

3

А8

3

А9

3

А10

4

В1-1

Преподаватель

В1-2

По-своему

В1-3

Суффиксальный

В1-4

Приставочно-суффиксальный

В1-5

Сложение основ с одновременным присоединением суффикса

В1-6

Суффиксальный

В1-7

Суффиксальный

В1-8

Приставочный

В1-9

Бессуффиксный

В1-10

Сложение

В1-11

Суффиксальный

В1-12

Приставочно-суффиксальный



Предварительный просмотр:

ТЕМА  УРОКА Подготовка к сочинению-описанию  «ПАМЯТНИК  СЛОВУ»

Задачи:

  1. Собрать материал к сочинению, обучить порядку работы над сочинением такого типа.  
  2. Познакомить со значением  слов  художественно-искусствоведческой терминологии, обогащать словарный запас учащихся.
  3. Вызвать интерес к русскому языку, способствовать развитию речи учащихся.
  4. Способствовать развитию интереса к истории и культуре города Тольятти.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация

Тип урока: урок развития речи – описание памятника.

ХОД УРОКА

Звонок колокольчика на урок

1. Оргмомент. Создание мотивации на уроке.        

Здравствуйте, ребята!

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Ну что ж, давайте с вами вместе возьмём и сочиним урок!?

Театр, как известно, начинается с вешалки. А с чего обычно начинается урок русского языка? С записи числа и темы урока.

А вот тему урока вы определите сами. Мне хочется начать урок  с  вопроса: «Ваше село находится в непосредственной близости от г. Тольятти. Вы, наверное, часто бываете там? Это красивый город? А чем он красив? Хорошо ли вы знаете памятники города Тольятти?»

Слайд 1 – 3 Учащиеся отвечают: «Не узнаю», «Узнаю», «Могу рассказать».

Так о чём мы сегодня будем говорить? О памятниках. Сегодня мы проведём урок развития речи, на котором будем учиться описывать памятник. Запишите тему урока Слайд 4

А какие задачи нам надо решить на уроке, чтобы он достиг своей цели? Слайд 5

- Ребята, как вы думаете, что объединяет эти памятники? Кому они посвящены?

- А вот каких памятников вы здесь не увидели?

Учащиеся отмечают, что нет памятников, связанных с искусством: литературой, музыкой и другими видами искусства.

2. Сообщение целей урока.        

Я предлагаю вам украсить наш город ещё одним памятником, а каким – попробуйте ответить после прослушивания  стихотворения  А.А. Ахматовой «Слово»:

Слайд 7                               Ржавеет золото и истлевает сталь.

Крошится мрамор – к смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней – царственное слово.

Найдите ключевое слово этого стихотворения. О чём оно? – СЛОВО. Так вот сегодня я предлагаю вам создать  фантазийный памятник  Слову, и именно этим памятником украсить Тольятти.

(На доске запись темы урока – «Памятник Слову»).

3. Актуализация знаний учащихся.

- Вы уже знакомы со средствами выразительности языка, давайте определим, какой эпитет использовала Ахматова для характеристики слова?

Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Эпитет представляет собой сравнение и чаще всего выражается именем прилагательным и причастием.

- «царственное слово»

- Подберите свои эпитеты – прилагательные к образу – СЛОВО?

Учащиеся работают над подбором эпитетов.

 - полные прилагательные: красивое, доброе, отзывчивое, великое, правдивое, свежее…  

4. Объяснение нового материала. Организация деятельности учащихся по созданию образа.

    Прежде чем создать памятник, его автор готовит проект. Но эта работа потребует от нас с вами знания специальной лексики. Запишите в тетрадь слова, которые могут вам пригодиться при описании вашего памятника.

Слайд 8               Орфографическая подготовка.

  • Памятник  скульптор  Монумент  зодчий  Мемориал     грандиозный
  • Постамент   изящный      Пьедестал    величественный
  • Барельеф      воздвигнуть   Горельеф     запечатлеть
  • Обелиск   увековечить  Стела      архитектурный ансамбль

- Значение каких слов вам непонятно?

- Среди этих слов выберите синоним к слову «постамент» (пьедестал).

- Синоним к слову «скульптор» (зодчий).

- Синоним к слову «воздвигнуть»?

- И конечно, нам не обойтись без синонимов, с помощью которых мы говорим о красоте и монументальности памятника.

Слайд 9   - Как называется эта часть памятника? (учитель показывает пьедестал)

- Что можно сказать о постаменте? ( Постамент в виде колонны, сверху на лицевой стороне постамента  вензель).

  • Давайте подумаем, из каких материалов может быть выполнен памятник?

(Вариантов много: мрамор, гранит, бронза, чугун, нержавеющая сталь, полимерные и синтетические материалы, дерево и т. д. и т. п. )

- Из чего складывается общая высота памятника? (высота скульптуры + высота постамента)

 Слайд 10   Физкультминутка

Ну что же, вы уже чувствуете себя специалистами в таком виде искусства как скульптура? Тогда продолжим. Давайте прочтём текст – описание монумента на Мамаевом кургане.

 Слайд 11   Комплексный анализ текста-образца.

В память о великой битве на Волге на Мамаевом кургане сооружен величественный памятник-монумент, состоящий из многих скульптурных и архитектурных ансамблей, последовательно поднимающихся по его склону.

На нижней площадке установлена высеченная из сплошной гранитной глыбы восьмиметровая фигура российского воина - «Стоять насмерть». Выше нее находится братская могила погибших здесь воинов. По сторонам широкой гранитной лестницы, соединяющей обе площадки, возведены высокие железобетонные стены. Вылепленные на них барельефы рассказывают о героических боях на кургане. За братской могилой расположена диорама, на полотне которой изображена одна из наиболее жестоких схваток на Мамаевом кургане.

На вершине кургана установлена 52-метровая скульптура женщины-матери с обнажённым мечом - символ нашей великой Родины. На склонах кургана разбит парк. Проект мемориальных сооружений на Мамаевом кургане разработан скульптором Е. Вучетичем и архитектором Г. Белопольским.

Вопросы   и  задания

1) Определите тип и стиль речи этого текста.  (преобладает описание с элементами повествования; художественный)

 2)  Выпишите из текста выражения, которые вы можете использовать при описании какого-либо памятника.

        Теперь можно приступить к проекту нашего памятника Слову. Вам надо ответить на важные вопросы,  которые  возникают в процессе описания любого памятника. Работу проведём в группах.

  Демонстрируются  поочерёдно конверты с вопросами и вариантами  ответов:

  • “Как будет выглядеть памятник?”   (раскрытая азбука, планета Земля,  два человека-собеседника, кисть руки с пером…)

Эта группа учащихся получает задание – с помощью прилагательных описать вид памятника.

  •  «Какую надпись сделать на памятнике?»  

(«Вначале было слово…», «Где не погибло слово, там дело ещё не погибло», «Слово – полководец человеческой силы», «Слово - языка основа»).

«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» (Шефнер)

Эта группа учащихся получает задание – Какие мысли и чувства стремились выразить авторы памятника? скульптору удалось выразить (что?) свое восхищение его подвижническим трудом во имя науки.

-памятник  выражает (что?) любовь и память потомков о тех. Кто трудился во имя Отчизны.

-скульптор сумел передать (что?) душевное состояние ученого.

  •  «Где установить памятник?»

 (перед  входом в ТГУ, возле входа в городскую библиотеку, в парке)

Эта группа учащихся получает задание - Какое впечатление произвёл на вас этот памятник? 

  • «В какой день провести открытие памятника?»

(1 сентября  – День Знаний.  25 мая –  День славянской письменности.  

6 июня – День рождения Пушкина А.С.)

Эта группа учащихся получает задание – Какие традиции могут установиться возле этого памятника?

 - Обратите внимание на выбранные вами варианты. Они позволили нам создать замечательный и неповторимый образ  Памятника  Слову на уроке.

Слайд 12    - Возможно, он у вас будет выглядеть так, а может, по-другому. В любом случае, если вы сумеете доказать, что ваша скульптура имеет культурную ценность и послужит украшением нашего города, то, наверное, ею заинтересуются.  

6. Подведение итогов работы. 

- Александр Грин советовал и взрослым, и детям: «Мечтайте. Это сделает вас счастливым…». Сегодня мы с вами мечтаем о Памятнике Слову в городе Тольятти. Давайте позвоним в колокольчики, чтобы наше коллективное желание сбылось!

Ученики звонят в колокольчики или Звучание колокольного звона.

Слайд 14            Нам осталось сочинить только домашнее задание.

  1. Написать сочинение-описание на тему: «Описание памятника Слову».
  2. Написать репортаж на тему: «Открытие памятника Слову».

ПЛАН  (он поможет при написании сочинения дома слабым ученикам)

Имеет ли памятник название?

 В память о каких событиях, кому он поставлен?

Где и когда он сооружён?

Кто авторы этого памятника? Что вы о них знаете?

Общая характеристика памятника. Что он собой представляет?

Детали (части) памятника. Их роль в раскрытии замысла скульптора. Что они выражают, символизируют?

Какие мысли и чувства стремились выразить авторы памятника?

Какое впечатление произвёл на вас этот памятник? Чем он нам дорог?

 Слайд 15      РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 16

Слайд 17                Карточка 2.

Расставить знаки препинания, составить схемы предложений (знаки не расставлены).

    1.Когда идёшь по Фонтанке, Михайловский замок долго не виден.

    2. Простор Марсова поля и изящный ажур решётки Летнего сада, гладь Невы в зыбком свете белых ночей и строгий покой Стрелки Васильевского острова, чёткая графика Петропавловской крепости и парадные дворцовые фасады – всё в этом городе воспринимается сердцем и навеки остаётся в памяти.

    3.  У пристани перед домиком Петра Первого был раскинут ажурный шатёр, украшенный гирляндами цветов.

     4. Казанский собор – своеобразный памятник Отечественной войне 1812 года.

    5. При Петре I наводнения были очень часты, но они не пугали водолюбивого царя.    



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: «Второстепенные члены предложения. Повторение»

Класс: 8 класс

Тип урока:  урок повторения и обобщения знаний

Цели: В течение урока учащиеся повторят сведения о второстепенных членах предложения и выполнят тест.

Задачи:

Образовательная: закрепить умение различать второстепенные члены предложения, совершенствовать навык синтаксического разбора  предложения,  анализировать языковые факты, опознавать языковые единицы.

Воспитательная: обеспечить условия для воспитания положительного интереса к русскому языку.

Развивающая: формировать общеучебные навыки, в том числе такие, как умение формулировать проблему на основе анализа текста, ставить перед собой задачи, проводить самоанализ и самооценку  деятельности.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, справочные материалы (Приложение 1), раздаточный материал (тест, шаблон стихотворения).

№/п

Учебные эпизоды

(этапы урока)

№ слайда

Вид

деятельности

Действия учителя

Действия учащихся

1

2

3

4

5

1

Орг.момент. Мотивация уч-ся. Цели и задачи занятия.

 

Слайд № 1

АМО «Приветствие»

Слайд № 2

АМО «Философия жизни» 

Слайд № 3

     - Здравствуйте, ребята!

Я верю: всё у нас получится,

Удачным будет этот день,

Преодолеем мы все трудности,

Лишь было бы учиться нам не лень.

- Вы изучили тему «Второстепенные члены предложения», впереди у вас проверочная работа, и поэтому сегодня на уроке нам, естественно, надо закрепить полученные ранее знания.

Запишите тему урока.

 А эпиграфом к нашему уроку будут слова известного лингвиста Измаила Ивановича Срезневского «Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда».  

 Запишите  тезис и фамилию автора.      

Итак, тема нашего урока повторение второстепенных членов. Как вы думаете, какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы достичь цели урока?

      Все участники становятся  в круг, берутся  за руки, обмениваются взглядами друг с другом, тем самым  приветствуя друг друга, демонстрируя свое  доброе отношение друг к другу.

      Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку, участвуют в диалоге, обдумывают ответы на вопросы.

Оформляют записи в тетради.

Дети становятся в круг. Учащимся предлагается одна фраза, которую нужно продолжить. «Сегодня на уроке мы будем повторять второстепенные члены, потому что…» (продолжите фразу).

Формулируют задачи, которые надо решить на уроке.

АМО  «Лист календаря»

Учитель предлагает школьникам шаблоны рисунков. На обратной стороне необходимо написать свои ожидания и опасения. Оформленный листочек прикрепить к листу календаря, который находится на доске.

Учащиеся выбирают рисунки, которые отвечают    их ожиданиям. Оформляют их и прикрепляют к большому листу на доске.

2

Актуализация опорных знаний и умений.

АМО «Логические цепочки»

Индивидуальная работа у доски

Учитель раздаёт листочки с заданием:

-Подготовь ответ на вопрос по плану.

-Отбери необходимый материал и распредели его на доске в соответствии с планом ответа.

1. Что обозначает определение? Дополнение? Обстоятельство?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Какой частью речи чаще всего выражается?

4. Какие виды определений (дополнений, обстоятельств) существуют?

Справочный материал:

 1.Обозначает признак, качество, свойство предмета.

Обозначает предмет, на который направлено действие.

Поясняет, при каких обстоятельствах совершается действие  или указывает способ, меру, степень проявления действия или признака.

2. Какой? Который? Чей?

Вопросы косвенных падежей.

Как? Когда? где? Куда? Зачем? Почему?

3.Имя существительное, имя прилагательное, причастие, наречие, деепричастие.

4. Прямые, косвенные.

Согласованные, несогласованные.

Образа действия, меры и степени, времени, цели, условия, уступки, причины.

3 ученика готовят связные  ответы, используя раздаточный материал                          о второстепенных членах, выписывают на доске необходимый материал.

Терминологический словарный диктант

- А мы с вами, чтобы определить ключевые понятия темы, напишем терминологический словарный диктант:

СинтАксис,  пуНКТуАцИя, словОсОчЕтание, распространеННые предложения,  

НЕраспространеННые предложения, граММатическая основа, второстепеННые члены

- Что обозначают эти термины?

Учащиеся записывают слова под диктовку.

Устно объясняют, что обозначают записанные термины.

Самопроверка Слайд № 4

- А сейчас поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и проверьте, не допустили ли вы ошибки в написании этих терминов.

- Давайте ещё раз повторим: так на какие вопросы отвечает дополнение? Определение? Обстоятельство?

Учащиеся проверяют тетради своих одноклассников со слайда и оценивают работы.

3

Контроль и корректировка.

Тест «Второстепенные члены предложения»

Учитель раздаёт листочки с тестом, после выполнения задания собирает их, оценивает.

Ученики письменно отвечают на вопросы теста, затем сдают свои работы.

Устная проверка теста

Слайд № 5-6

Меняет слайды, задаёт при необходимости вопросы, оценивает работу учащихся.

Устно отвечают на вопросы, объясняют выбор своего ответа, рецензируют ответы своих товарищей.

4

Физкультминутка

АМО «Транспорт»

- По стране русского языка можно путешествовать на любых видах транспорта. Предлагаю на выбор одно из транспортных средств:

1. Теплоход

2. Автобус

3. Поезд

4. Самолет

В пути, чтобы не заскучать, можно спеть песню. Группам предлагается спеть фрагмент песни о своем  транспортном средстве.

Учащиеся исполняют по 1 куплету песни.

5

Оперативное закрепление, повторение пройденного.

Орфографическая и пунктуационная разминка.

Индивидуальная работа у доски.

Слайд № 7

А мы продолжаем работу  над родным языком.

Следующий этап нашего урока – орфографическая и пунктуационная разминка.

- Спишите текст стихотворении В.Федорова, вставляя пропущенные орфограммы и пунктограммы.  

Слова  дрова. Нас греет реч(?)

Нас мыслей обж_га_т пламя.                                  Душа пытливая как печ(?)

Всё время топ_тся словами.

- Объясните правописание слов и постановку знаков препинания.

- Определите  тип и стиль речи данного текста.; какие тропы вы встретили в этом стихотворении?

- Какова основная мысль стихотворения Василия Федорова?

Учащиеся письменно выполняют задание, отвечают на вопросы и обосновывают свою точку зрения.

Синтаксический разбор предложения

Непрерывная работа над словом – тяжелый труд, и вас ждет следующее задание.

- Запишите предложение под диктовку, разберите его синтаксически:

Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь свой язык

- Найдите прямое дополнение, согласованное определение.

Учащиеся выполняют задание, отвечают на вопросы.

АМО «Лингвистическая игра»

Слайд № 8

- Прочитайте отрывок из стихотворения И.А.Реформатского (учитель раздаёт листочки с шаблоном стихотворения).

- Вставьте в стихотворение подходящие по смыслу второстепенные члены.

Слово ........................вовсе. не ново,

И всё же я ............. восславлю .............. .

Слово - ..........................................основа,

Жить и любить невозможно................  .

...........................................................слова,

Слово ......................................... голова.

Проверьте себя:

Слово о слове  вовсе не ново,

И все же я снова восславлю слово.

Слово - всей нашей жизни основа,

Жить и любить невозможно без слова,

С нами всюду всегда слова,

Слово в жизни всему голова.

Групповая работа – по      4 человека. Каждая группа пытается «досочинять» предложенное на слайде стихотворение. Аргументируют свой вариант ответа. По итогам обсуждения выбирается лучший, затем сверяется с исходным текстом.

6

Домашнее задание.        

Слайд № 9

Учитель комментирует правильность выполнения задания, создаёт условия для устранения перегрузки учащихся.

Оформляют записи в дневнике

7

Рефлексия.

АМО «Ресторан»

Слайд № 10

- Оцените свою работу на уроке. Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале урока. Определите для себя, оправдались ли они. Представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…

Поднимите руки, кто….

- Что необходимо повторить перед контрольной работой?

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

8

Подведение итогов

Слайд № 11

- Сделайте вывод о роли второстепенных членов в предложении.

Формулируют ответ



Предварительный просмотр:

Тест 1 по теме «Морфемика. Словообразование»

Вариант 1

Часть 1

  1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
  1. Подземный         2. Поворот                3. Рассмотрели                   4. Учительский

  1. В каком ряду записаны все слова одной части речи?
  1. Ходьба, идти           2. Знание, умный           3. Школа, образование         4. Радость, прекрасный

  1. У какого слова из приведённого ниже предложения НЕВЕРНО определили часть речи?

Все деревья блистают в разноцветном уборе.

  1. Деревья – подлежащее      2. Блистают – глагол      3. Разноцветном – прилагательное  4. В – предлог

  1. Каким примером можно проиллюстрировать следующее правило: «У существительных 1 склонения в форме родительного падежа пишется окончание –И»?
  1. На книжной полк..    2. В быстрой речк..      3. Две сорок..       4. За кустиком сирен..

  1.  В каком ряду все слова пишутся с НЕ раздельно?
  1. (Не)броский, (не)нависть           2. (Не)мог, (не)берёзовый      

3.(Не)верный, а ошибочный;           4. (Не)видаль, (не)ответил

  1. У какого слова нужно определить часть речи, чтобы правильно написать букву на месте пропуска?
  1. Бл..стательный       2. Испеч..шь           3. Разбог..теть                 4. Приг..родный

  1. Чем отличаются слова первой группы от слов второй группы?

А) Побеждать, соединение, следить

Б) Изложение, подрасти, выбирать

1. В первой группе глаголы, во второй – существительные.

2. В первой группе слова с проверяемыми гласными, во второй – слова с чередующимися гласными в корне.

3. В первой группе слова, образованные приставочным способом, во второй – образованные суффиксальным способом.

4. В первой группе слова исконно русские, во второй – слова заимствованные.

  1. Среди приведённых предложений укажите сложное (знаки препинания не расставлены).
  1. Ведь мы знаем уже наизусть через год будет новое лето.
  2. Холодно как-то глядит ясность прозрачных небес..
  3. Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.
  4. Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.

  1. Укажите предложение с однородными членами (знаки препинания не расставлены).
  1. Поспевает брусника стали дни холоднее.
  2. Прошёл дождь и трава вспыхнула изумрудами.
  3. Ветер в поле воет и дождик моросит.
  4. С криком в воздухе кружится стая галок и ворон.

  1. Какое языковое явление проиллюстрировано примерами: сильный, могучий, мощный?
  1. Антонимы          2. Синонимы             3. Устаревшие слова             4. Профессиональные слова

  1. У какого фразеологизма НЕВЕРНО определено значение?
  1. Ждать у моря погоды – бездействовать
  2. Чувствовать себя как рыба в воде – чувствовать себя свободно, естественно
  3. Напустить тумана – запутать, внести неясность
  4. Попасть пальцем в небо – добиться своего

  1. В каком примере выделенное слово употребляется в переносном значении?
  1. Железный прут     2. Железное здоровье     3. Железный обруч       4. Железная руда

Часть 2

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
  1. И. А. Крылов сначала сочинял к..медии для театра, но дирекция (не)давала разрешение на их постано..ку. 2. В своих п..есах драматург очень резко критиковал взяточников, глупцов, обманщиков, и такой неприм..римый гнев пугал те..тральное начальство. 3. Тогда Крылов решил бороться с людскими пороками в баснях. 4. Первая книга вышла в 1809 и сразу стала пользоват..ся большим успехом у читательской публик.. . 5. За три десятилетия творческой деятельности Крылов создал 204 басни, которые вошли в сокровищницу русской литературы.

6.Острая и смелая сатира баснописца вызвала (не)довольство императрицы, потому что в персонажах басен – в ж..стоком Волке, в глупом Осле, в коварной Лисе – она узн..вала своих приближённых. 7. ___________  Крылову пришлось уехать на шесть лет в провинцию. 8. Но годы, проведённые в глуши, (не)пропали для Крылова даром. 9. Он наполнился новыми наблюдениями, его сатирический смех стал ещё более грозным, а образы обрели ещё большую художественную силу.

  1. На какой вопрос нет ответа в тексте?
  1. О чём говорилось в комедиях Крылова?
  2. Почему Крылов перестал писать пьесы и обратился к сочинению басен?
  3. Как относилась императрица Екатерина к басням Крылова?
  4. Какую басню И. Крылов писал о войне 1812 года?

  1. В каком предложении содержится информация, которую можно использовать для доказательства следующего утверждения: Создание басен стало для Крылова главным делом всей жизни»? Напишите номер этого предложения.

  1. Какую цель ставит перед собой автор этого текста?
  1. Познакомить читателя с жизнью и творчеством И. Крылова.
  2. Доказать, что комедии Крылова не уступали по художественным достоинствам его басням.
  3. Объяснить значение слова «провинция».
  4. Изобразить жизнь простых людей в сельской глуши.

  1. Найдите в третьем предложении слово, которым обозначают такие человеческие недостатки, как лень, жадность, жестокость, лживость. Выпишите это слово.

  1. Какое слово (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в предложении 7?
  1. Хотя             2. Поэтому                    3. Вдруг                      4. В то же время

  1. Какое предложение во втором абзаце связано с предыдущим при помощи местоимения? Напишите номер этого предложения.

  1. Какое слово из текста употребляется в переносном значении?
  1. Читательский (предложение 4)                                
  2. Гнев (предложение 2)
  3. Дирекция (предложение 1)
  4. Острая (предложение 6)

  1. Каким способом образовано слово наполнился (предложение 9)?
  1. Приставочным
  2. Суффиксальным
  3. Приставочно-суффиксальным
  4. Сложением

  1. Среди предложений первого абзаца найдите предложения с однородными членами. Напишите номера всех этих предложений.


Предварительный просмотр:

Тест 15. Итоговый тест по теме «Имя существительное»

Вариант 1

А1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) в племен.., у деревн..

□ 2) на плать.., в академи..

□ 3) кулич..м, камеш..к

□ 4) совоч..к, сапож..к

А2. В окончании какого имени собственного пишется буква Е?

□ 1) столица Болгари..

□ 2) лицо Мари..

□ 3) позвонил Дарь..

□ 4) говорил о Васили..

А3. С каким существительным НЕ пишется раздельно?

□ 1) (не)вольник

□ 2) (не)эпитет

□ 3) (не)известность

□ 4) (не)равнодушие

А4. От какого слова образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЩИК-?

□ 1) резать

□ 2) разносить

□ 3) пулемёт

□ 4) паром

А5. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный звук?

□ 1) Рейд

□ 2) шимпанЗе

□ 3) акаДемик

□ 4) Сессия

А6. Укажите пример без речевой ошибки.

□ 1) далёкая Лимпопо

□ 2) позвонил капитан Синицына

□ 3) подпись Леонида Шмидт

□ 4) справедливые жюри

Прочитайте текст и выполните задания В1—В3 и С1.

(1)Служба на многих маяках напоминает жизнь Робинзона Крузо. (2)Большую часть времени смотритель маяка проводит в полном уединении. (3)И в быту, и в работе приходится рассчитывать только на свои силы.

В1. Выпишите из текста разносклоняемое имя существительное.

В2. Запишите способ образования слова «служба» из предложения (1).

В3. Выпишите из текста несклоняемое имя существительное.

С1. Напишите продолжение текста (3–4 предложения).

Тест 15. Итоговый тест по теме «Имя существительное»

Вариант 2

А1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) в стремен.., на перепуть..

□ 2) к матер.., по алле..

□ 3) плач..м, замоч..к

□ 4) комоч..к, пирож..к

А2. В окончании какого имени собственного пишется буква Е?

□ 1) гора в Армени..

□ 2) писал об Аркади..

□ 3) глаза Анастаси..

□ 4) уверен в Андре..

А3. С каким существительным НЕ пишется раздельно?

□ 1) (не)равенство

□ 2) (не)проницаемость

□ 3) (не)радивость

□ 4) (не)приставка

А4. От какого слова образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЩИК-?

□ 1) разносить

□ 2) гонять

□ 3) автомат

□ 4) разведывать

А5. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный звук?

□ 1) инТерьер

□ 2) Резерв

□ 3) коФе

□ 4) агРессия

А6. Укажите пример без речевой ошибки.

□ 1) отдыхали в Сочах

□ 2) принял смену диспетчер Чумакова

□ 3) повесть Сельмы Лагерлёф

□ 4) нет время

Прочитайте текст и выполните задания В1—В3 и С1.

(1)Первые мореплаватели, отправляясь в путь, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и волн и, конечно, по звёздам. (2)Но с развитием мореходства этих естественных ориентиров становилось недостаточно. (3)И тогда на берегах появились рукотворные путеводные звёзды — маяки.

В1. Выпишите из текста разносклоняемое имя существительное.

В2. Запишите способ образования слова «мореплаватели» из предложения (1).

В3. Выпишите из предложений (2) и (3) имя существительное 1-го склонения (поставьте его в начальную форму).

С1. Напишите продолжение текста (3–4 предложения).

Ответы

http://coollib.net/i/27/219627/i_006.png