Главные вкладки

    Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения

    Нефёдов Николай Александрович

    Требования к современному уроку

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trebovaniya_k_sovremennomu_uroku.docx22.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения

    Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

    Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

    • анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
    • отличаться мобильностью;
    • быть способны к сотрудничеству;
    • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

    Каковы же требования предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:

    • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
    • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
    • вывод делают сами учащиеся;
    • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
    • время-сбережение и здоровье-сбережение;
    • в центре внимания урока – дети;
    • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
    • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
    • планирование обратной связи;
    • урок должен быть добрым.

    Принципы педагогической техники на уроках:

    • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
    • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
    • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
    • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
    • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи) .

    Основные типы уроков.

    • Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
    • Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
    • Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
    • Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
    • Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

    Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

    • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
    • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
    • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
    • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
    • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
    • Методы и формы современного урока:
    • метод проектов;
    • информационно-коммуникационные технологии;
    • здоровьесберегающие технологии (интеграция);
    • портфолио.

    Без применения ИКТ не может быть современного урока.

    ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

    • создание презентаций к урокам;
    • работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;
    • использование готовых обучающих программ;
    • разработка и использование собственных авторских программ.

    Возможности ИКТ:

    • создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
    • создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
    • создание текстовых работ;
    • обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

    “Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.”(С.И. Гессен.)

    То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта урока – что это? Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго Поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

    Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

    Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

    Структура технологической карты включает:

    • название темы;
    • цель освоения учебного содержания;
    • планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
    • основные понятия темы;
    • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.

    Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

    Создание технологической карты позволяет учителю:

    • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
    • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
    • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
    • соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.

    Преимущества технологической карты:

    • использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
    • освобождается время для творчества учителя;
    • обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
    • снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
    • обеспечивается повышение качества образования.

    Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

    • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
    • используются эффективные методы работы с информацией;
    • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
    • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической
    • деятельности .

    При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

    Например:

    • реализацию учителем целей урока;
    • использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
    • осуществление оценивания и контроля.

    В заключении.

    Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

    Современный урок – это:

    • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
    • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
    • урок , содержащий разные виды деятельности.
    • урок , на котором ученику должно быть комфортно.
    • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
    • современный урок развивает у детей креативное мышление.
    • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
    • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

    Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;
    2. Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.
    3. О.Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты начального общего образования //Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.
    4. Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.
    5. Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:  http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.
    6. Завуч. [Текст]: //Научно-практический журнал № 7, М – Центр “Педагогический поиск”, 1999.
    7. М.Н. Скаткин [Текст]: /Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие – М.: 1971.