Педсовет

Бурая Оксана Анатольевна

На странице можно ознакомиться с выступлениями на школьных педсоветах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 27.08.12.docx37.18 КБ
Файл 28.03.12.docx18.27 КБ
Microsoft Office document icon 28.08.13.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии

ФГОСы требуют внедрения современных педагогических технологий. В науке существует несколько определений педагогической технологии:

  • Педагогическая технология – описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
  • Педагогическая технология – содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).
  • Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель современной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).

Выделяют педагогические технологии по области деятельности, характеру педагогического процесса, игровой методике, предметной области, игровой среде и насчитывают не один десяток. Учитель по своему усмотрению может выбрать те технологии, которые в условиях конкретного класса и школы окажутся наиболее эффективными. Сегодня мы предлагаем вам вспомнить две технологии: проектного обучения и «Дебаты».

Проектная деятельность – совместная образовательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Классификация проектов:

  • доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
  • предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;
  • количество участников проекта;
  • продолжительность проекта.

Структурирование проекта:

  • Определение проблемы, темы, типа
  • Методы исследования, поиск информации
  • Самостоятельная работа участников по индивидуальным задачам
  • Промежуточное обсуждение
  • Защита проектов

Этапы разработки проектов

1. Исходный: разработка проектного задания:

  • определение целей исследовательской / проектной деятельности;
  • выдвижение проблемы исследования по результатам анализа исходного материала: обоснование её актуальности;
  • формулирование темы проекта;
  • определение объекта исследования;
  • формулирование гипотезы о предполагаемых результатах исследования и путях их достижения;
  • определение направлений работы и непосредственных задач;

2. Разработка проекта: планирование работы:

  • определение средств и методов достижения цели проекта;
  • определение сроков выполнения проекта, разделение всей работы на этапы, составление плана и графика промежуточной отчётности;
  • разработка содержания этапов;
  • формирование команды, распределение обязанностей;
  • обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания;
  • определение форм и методов управления и контроля со стороны руководителя проекта.

3. Реализация проекта:

  • самостоятельное практическое выполнение индивидуальных или групповых заданий в соответствии с планом и расписанием, консультации в соответствии с графиком;
  • сбор, анализ и обобщение информации из разных источников;
  • промежуточные обсуждения полученных данных в группах;
  • контроль и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с целью, руководство, координация работы со стороны руководителя проекта;

4. Завершение проекта:

  • общественная презентация проекта;
  • экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями;
  • рефлексия: обсуждение процесса, итогов работы, групповых и личностных достижений.

Предлагаем вам  разбиться на группы и выполнить задания:

1. Выберите одну из предложенных работ

2. Используя алгоритм «Этапы разработки проекта» придумайте творческую презентацию проекта (сказку, историю, стихотворение, девизы, сценки, песни и т.д.).

3. Выступите с защитой проекта.

4. Прокомментируйте ход выполнения этапов проекта.

Технология «Дебаты»

  • Программа (технология) «Дебаты» разработана Международным институтом «Открытое общество».
  • В переводе с французского «дебаты» означает прения, обмен мнениями на каком-нибудь собрании, заседании.

Глобальные цели

  • способствовать становлению гражданского общества в России;
  • способствовать развитию навыков жизнедеятельности в демократическом обществе: толерантности, партнёрского общения, цивилизованной дискуссии, критического мышления;
  • побудить к участию в программе представителей общественности через широкое информирование о программе: средства массовой информации, обучающие семинары, сотрудничество с институтами гражданского общества

Педагогические цели

Сформировать:

  • логическое и критическое мышление школьников;
  • навык организации своих мыслей;
  • навыки устной речи;
  • навыки риторики;
  • эмпатию и толерантность;
  • уверенность в себе;
  • способность работать в команде;
  • способность концентрироваться на сути проблемы;
  • манеры при публичном выступлении.

Образовательная технология «Дебаты» состоит из двух частей: собственно игра «Дебаты», и применение её на уроках и во внеурочной деятельности детей.

Обсуждение строится на заранее спланированных выступлениях участников (команд), имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме.

   Подготовка к игре начинается с определения её темы (тезиса).

  • При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:
  • провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатёров проблемы;
  • быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;
  • иметь чёткую формулировку;
  • стимулировать исследовательскую работу;
  • иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.

Задача команд в дебатах - склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого команды добиваются, предоставляя аргументы в поддержку своей точки зрения и выдвигая контраргументы на высказывание противников.

Регламент игры

Спикер

Время

выступления

Комментарий

У1

6 мин

Речь первого спикера утверждающей команды (У1)

О3 к У1

3 мин

Третий спикер отрицающей команды (О3) задаёт вопросы      

первому спикеру утверждающей команды (У1)

О1

6 мин

Речь первого спикера отрицающей команды (О1)

У3 к О1

3 мин

Третий спикер утверждающей команды (У3) задаёт вопросы

первому спикеру отрицающей команды (О1)

У2

5 мин

Речь второго спикера утверждающей команды (У2)

О1 к У2

3 мин

Первый спикер отрицающей команды задаёт вопросы второму

спикеру утверждающей команды (У2)

О2

5 мин

Речь второго спикера отрицающей команды (02)

У1к О2

3 мин

Первый спикер утверждающей команды задаёт вопросы

второму спикеру отрицающей команды (О2)

У3

5 мин

Речь третьего спикера утверждающей команды (У3)

О3

5 мин

Речь третьего спикера отрицающей команды (О3)

Обязанности спикеров

Первый спикер:

  • представляет команду, тему, обосновывает её актуальность;
  • даёт определение понятиям, входящим в тему;
  • представляет точку зрения команды;
  • обосновывает аспекты рассмотрения данной темы;
  • представляет аргументы своей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры (в соответствии с заявленными командой аспектами);
  • переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности);
  • заканчивает чёткой формулировкой общей линии утверждающей команды;
  • задаёт перекрёстные вопросы.

Второй спикер:

  • восстанавливает точку зрения стороны;
  • приводит новые доказательства;
  • повторяет важные аспекты предыдущих доказательств;
  • подробно развивает позицию и подробно развивает кейс;
  • опровергает противоположный кейс;
  • новые аргументы не приводит;
  • заканчивает чёткой формулировкой общей линии команды;
  • отвечает на перекрёстные вопросы.

Третий спикер:

  • ещё раз акцентирует узловые моменты дебатов;
  • следует структуре кейса;
  • возвращается к аспектам, выдвинутым первым спикером команды и объясняет, как они подтверждают позицию команды;
  • выявляет уязвимые места в противоположном кейсе;
  • не приводит новых аргументов;
  • завершает линию утверждения;
  • задаёт вопросы спикеру противоположной команды

На учебных занятиях членами команды являются ученики класса. Команды могут быть сформированы по желанию учащихся или члены команд назначаются учителем.

Общая схема игры

Предлагаем вам  тему для обсуждения «Легко ли быть современным ребенком?»

        В заключение хочется порекомендовать познакомиться с  книгой М. В. Булановой-Топорковой «Педагогические технологии».

Руководитель ШМО гуманитарных  

дисциплин Бурая О. А



Предварительный просмотр:

Развитие

познавательного интереса и творческих способностей

на уроках русского языка и литературы.

Управление процессом развития продуктивного, творческого мышления прямо связано с формированием творческой личности, способной к самостоятельной творческой деятельности. Решению этой задачи способствуют интенсивное развитие общих (интеллектуальных) и специальных (лингвистических) способностей учащихся, развитие инициативно-творческого мышления и индивидуальных способностей школьников в процессе учебной и внеучебной лингвистической деятельности.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

        Обучение русскому языку ведется на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов в  обучении родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Остановимся на реализации одной из целей: совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования – на примере урока русского языка в 7 классе «Сочинение по воображению. Я сижу на берегу…» (см. «Конспект урока в 7 классе»).

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение Литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

 Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

 Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге.

        Остановимся на реализации одной из целей: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры – на примере урока литературы в 5 классе «Классические произведения XIX века и их авторы» (см. «Конспект урока в 5 классе»)

Учитель русского языка и литературы                 Бурая Оксана Анатольевна



Предварительный просмотр:

От качества условий к качеству результатов

(из опыта работы учителя русского языка и литературы СП – отделение «ООШ № 23» МАОУ СОШ № 38 Бурой Оксаны Анатольевны)

Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо.

Задача учителя – содействовать формированию такой личности в условиях перехода школ на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Современный урок должен носить личностно-ориентированный и развивающий, доступный и дифференцированный  характер, его содержание должно быть проблемно и диалогично.

Выполняя социальный заказ на творческую личность, я в своей педагогической деятельности поставила цель организовать преподавание, способствующее повышению эффективности обучения и развитию творческих способностей. Чтобы добиться поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

• систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления;

• стимулировать процессы переключения, поисковой активности;

• учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы;

• находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Решать поставленные задачи невозможно без соблюдения ряда условий: использование ИКТ  и других перспективных технологий, привлечение интерактивных Интернет-ресурсов, работа с различными источниками информации, использование современных  форм и методов обучения.

Кабинет русского языка и литературы нашей школы оснащен АРМом учителя, это дает возможность широко применять разнообразные как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме проведения ИКТ. Место ИКТ может быть различным: при проведении внеклассных мероприятий, при изучении нового материала, при опросе учащихся, при закреплении знаний и совершенствовании умений и навыков, в процессе повторения пройденного.  В практике урока использую ЦОРы:  Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, материалы фонохрестоматий к учебникам литературы, мультимедийные интерактивные пособия к учебникам русского языка. Многие презентации и тесты составляю сама или адоптирую найденные в сети интернета. Практикую и составление презентаций детьми.  Удачные работы включаю в уроки. Таким образом, использование ИКТ составляет систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся.

Творческая деятельность возникает при наличии интереса к предмету. Для развития познавательного интереса я активизирую деятельность учащихся, развиваю у детей потребность в самообразовании. На уроках русского языка при повторении материала ребята с удовольствием выступают в роли учителя, готовя дома «Карточку соседу». На уроках литературы мы составляем и разгадываем кроссворды, викторины, обсуждаем просмотренные видеофрагменты. Традиционными стали уроки-соревнования при повторении и обобщении знаний по разделам литературы XIX и  XX веков. В истекшем учебном году с учениками девятого класса на уроках литературы  работали по технологии «Дебаты». Ребят увлекла новая форма занятия. Результатом моей совместной работы с учениками можно считать повышение процента качества усвоения материала по русскому языку в 6-В, 7-А, 9-В классах, по литературе в 6-В, 7-А, 8-В, 9-В классах.

Я убеждена, что цель педагогики – всемерное, постоянное стимулирование деятельности школьника. Эта деятельность включает в себя овладение учебными умениями и навыками, использование правил эффективного мышления при решении учебных, практических, жизненных задач. Высший уровень развития способностей, идеал – собственно творчество. Стараюсь привлечь своих учеников к участию в городских, областных, всероссийских  олимпиадах и конкурсах. В истекшем учебном году двадцать два ученика приняли участие в одиннадцати конкурсах разного уровня. Влад Ломовцев принес четыре призовых места школе, Екатерина Глазкова заняла второе место по литературе во Всероссийской дистанционной олимпиаде «Летописец».

Чтобы решать задачи развития творчества в процессе обучения, надо помнить: с какой бы степенью самостоятельности ни осуществлялась познавательная деятельность ученика, какой бы характер она не носила, она всегда была и будет производной, зависимой от деятельности учителя. Поэтому передо мной стоит задача пробуждать интерес школьников к изучаемому предмету, рассеивать ученические страхи, нежелание некоторых учеников работать и, конечно же, развивать творческие способности учащихся.