ШМО учителей русскогоязыка и литературы

Бурая Оксана Анатольевна

На этой странице можно познакомиться с некоторыми материалами о работе ШМО в 2016/2017 учебном году

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 38»

ПРИНЯТО:

на заседании Методического объединения

МАОУ СОШ № 38

Протокол №______

от «__»___________ 201   г.

УТВЕРЖДЕНО:

Методическим советом МАОУ СОШ № 38

Протокол №______

от «__»___________ 201   г.

План работы

школьного методического объединения учителей русского языка и литературы

на 2016- 2017 учебный год

г. Златоуст

2017 год

Руководитель МО

Бурая Оксана Анатольевна

Тема МО

Использование современных педагогических технологий в целях повышения качества образования в свете введения федерального государственного образовательного стандарта

Цель работы:

Повышение качества обучения русскому языку и литературе;
непрерывное совершенствование форм и методов обучения русскому языку и литературе на основе компетентностного, деятельностного и личностно-ориентированных подходов.

Задачи работы:

  1. Повышение профессионального уровня мастерства педагогов через самообразование, использование персональных сайтов, участие в творческих мастерских и интернет-сообществах, использование современных технологий, содействие раскрытию творческого потенциала учащихся через уроки и внеклассную работу.
  2. Внедрение современных технологий для повышения качества обучения русскому языку и литературе.
  3. Совершенствование технологии и методики работы с одаренными детьми.
  4. Развитие творческих способностей учащихся. Повышение интереса к изучению предмета.
  5. Работа по освоению технологии системно-деятельностного подхода, направленной на реализацию компетентностного подхода.
  6. Организация системной подготовки к ГИА по русскому языку и литературе, отработка навыков тестирования при подготовке обучающихся к итоговой аттестации.



ПЛАН - СЕТКА

Сроки

Тема, задачи работы

Форма работы

Состав исполнителей

Ответственный

Где подводятся итоги

Ожидаемый результат

август

Подготовка кабинета к новому учебному году

Учителя-предметники

Бурая О. А

Заседание ШМО

Уровень освещенности, высота парт, наличие допустимых комнатных растений и т. д. в кабинетах соответствует нормам СанПиН 2.4.2.3286-15

сентябрь

Организационные вопросы работы методического объединения на 2016-2017 учебный год.

1.Анализ деятельности  ШМО учителей русского языка и литературы за 2015-2016 учебный год и утверждение плана работы МО на 2016-2017 учебный год.

2.Анализ результатов  итоговой  государственной аттестации выпускников основной и средней школы за 2015-2016 учебный год.

3.Согласование рабочих программ по предметам «Русский язык» и «Литература» на 2016-2017 учебный год, составление тематического планирования.

4. Реализация НРЭО в преподавании русского языка и литературы.

Учителя-предметники

Бурая О. А

Заседание ШМО

1. Рабочие программы учителей составлены с учётом рекомендаций ЧИППКРО, завуча школы

2. Пересмотрено количество часов, отводимое на изучение проблемных тем

октябрь

Работа с одарёнными детьми.

Подготовка учащихся к школьным,  районным, всероссийским и международным олимпиадам

Учителя-предметники

Бурая О. А

Муниципальная экспертная предметная комиссия ВсОШ

Увеличение количества участников и призёров ВсОШ

ноябрь

Пути повышения эффективности подготовки выпускников к экзаменам.

1. Анализ проведённой входной диагностики по русскому языку в 5 классе

2.  Обмен опытом участия в Интернет-ресурсах.

3. Обсуждение системы работы со слабоуспевающими учащимися. 

4. Итоги участия в ВсОШ

Учителя-предметники

Бурая О. А

Заседание ШМО

Снижение количества обучающихся, не достигших базового уровня освоения программы

декабрь

Работа с одарёнными детьми.

Участие в альтернативных конкурсах и олимпиадах

Учителя-предметники

Бурая О. А

Увеличение количества участников и призёров

январь

«Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»

Основные  направления модернизации  учебного процесса: дальнейшее внедрение новых современных технологий

(информационно-коммуникативная технология, личностно-ориентированная технология, компетентностно-ориентированная технология), позволяющих переосмыслить содержание урока с целью формирования основных компетентностей учащихся.

1. Индивидуальная работа с учащимися как одно из условий успешного обеспечения личностно-ориентированного обучения учащихся.

2.О ходе подготовки обучающихся 9 класса к экзаменам. 

3. Знакомство с новыми инструкциями по проведению выпускных экзаменов.

4. Организация внеклассной работы как важная составляющая     часть нравственного воспитания

5. Подготовка и проведение недели русского языка и литературы.

Учителя-предметники

Бурая О. А

Заседание ШМО

1. Активизация работы учителей с Интернет-ресурсами

февраль

Совершенствование методики преподавания предметов

Взаимопосещение уроков, открытые уроки.

Учителя-предметники

Бурая О. А

Заседание ШМО

Обмен опытом

март

Неделя русского языка

Открытые внеклассные мероприятия

Учителя-предметники

Бурая О. А

Заседание ШМО

1. Проведение недели русского языка на высоком уровне

2. Привлечение обучающихся к внеклассным мероприятиям

апрель

Использование Интернет-ресурсов и ИКТ при обучении русскому языку и литературе.

Обмен опытом, участие в онлайн-турнире «Орфо-Эверест»

Учителя-предметники

Бурая О. А

Увеличение количества участников и качественный рост показателей участия

май

Подведение итогов года.

1.Анализ деятельности ШМО по реализации намеченных планов  в  2016 -2017 учебном году.

2.Отчёт учителей о работе в рамках ШМО:

  • участие в конкурсах, в проведении открытых уроков;
  • внеклассная работа по предмету;
  • итоги пополнения  портфолио;
  • поощрение творческих учителей-предметников.

Учителя-предметники

Бурая О. А

Заседание ШМО

Своевременная сдача отчётности учителями и руководителем ШМО

июнь

Участие в ОГЭ и ЕГЭ.

Анализ итоговых контрольных работ в 5 – 8, 10 классах

1. Организация консультационных занятий с выпускниками

2. Подготовка справки по итогам проведенных контрольных работ

Учителя-предметники

Бурая О. А

Экспертная предметная комиссия  ОГЭ и ЕГЭ г. Челябинска

Рост абсолютной и качественной успеваемости

ПЛАН РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ И ВНОВЬ ПРИБЫВШИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

Цель работы: Сформировать профессионально – адаптированного компетентного молодого учителя

Задачи работы:

  1. Создание условий для профессиональной адаптации молодых учителей в коллективе
  2. Выявление затруднений в профессиональной практике и принятие мер по их предупреждению в дальнейшей работе
  3. Обеспечение постепенного вовлечения молодых учителей во все сферы школьной жизни
  4. Включение учителей в самообразовательную и исследовательскую деятельность
  5. Способствование формированию творческой индивидуальности молодого учителя
  6. Развитие профессионального мышления и готовности к инновационным преобразованиям

Формы работы: собеседование, знакомство с нормативными документами, совместная деятельность с наставником, взаимопосещение уроков, открытый урок

№ п/п

Содержание работы

Цель работы

Дата проведения

ФИО

молодого специалиста

ФИО ответственных

Результат работы

Изучение письма Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебных предметов  «Русский язык» и «Литература» в 2016/2017 учебном году».

Знать особенности преподавания учебных предметов в текущем году, проблемные темы курсов «Русский язык» и «Литература», структуру рабочей программы

сентябрь

Головченко Т. А.

Бурая О. А.

Составление рабочих программ по предметам с учётом методических рекомендаций ЧИППКРО

Самообразование молодого специалиста

Совершенствовать методику преподавания  предметов, повысить уровнь обученности учащихся, уровень педагогического мастерства педагога

октябрь

Головченко Т. А.

Бурая О. А.

Создание накопительной папки практических материалов по теме самообразования

Помощь в составлении   поурочных планов и технологических карт

Знать структуру поурочного плана, технологической карты, уметь чётко формулировать цели и задачи урока, подбирать дидактический материал с учётом возрастных особенностей обучающихся

ноябрь

Головченко Т. А

Куланина Л. М.

Правильное оформление конспекта и технологической карты урока

Открытые уроки для молодого специалиста

Познакомить с методическими находками коллег

декабрь

Головченко Т. А.

Куланина Л. М.

Богданова С. Д.

Карамышева А. М.

Использование интересных идей коллег в практике урока

Посещение уроков молодых специалистов с целью оказания  методической помощи

Совершенствовать методику преподавания  предметов

январь

февраль

март

Головченко Т. А

Куланина Л. М.

Анализ возникающих проблем

Открытые уроки молодого специалиста

Представить методические идеи

апрель

май

 

Головченко Т. А

Куланина Л. М.

Самоанализ урока



ПЛАН

 ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ

«НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Сроки проведения: с « 27 »  февраля 2017 г. по « 3 » марта 2017 г.

Цели:

  1. Углубить интерес учащихся к изучению русского языка
  2. Повысить общую языковую культуру

Задачи:

  1. Расширить знания, полученные на уроках
  2. Развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся

                                        Русский язык в умелых руках и в опытных                                                         устах – красив, певуч, выразителен, гибок,                                                         послушен, ловок и вместителен…

                                                                                А. И. Куприн

Дата

Название мероприятия

Классы

Ответственные

27.02.

Открытие «Недели русского языка»:

5-11 классы

(МАОУ СОШ № 38)

5-8 классы

(СП «ООШ № 23»

  • Интервью «Речь – убранство для души» (Луций Анней Сенека)

Головченко Т.А.

Бурая О.А.

  • Школьная олимпиада

Куланина Л. М.

Бурая О.А.

28.02.

Хочу всё знать»:

5-11 классы

(МАОУ СОШ № 38)

5-8 классы

(СП «ООШ № 23»)

Учителя русского языка

  • Орфоэпические минутки в начале урока
  • «Своя игра»

5-7 классы

(по параллелям)

КарамышеваА. М.

Бурая О.А.

01.03.

«Юный исследователь»:

5-11 классы

(МАОУ СОШ № 38)

5-8 классы

(СП «ООШ № 23»)

Учителя русского языка

  • Самодиктант  «От учтивых слов язык не отсохнет»

  • Лингвистический поединок

8-9 классы

Куланина Л.М.

  • « Книжка-малышка» (пословицы, поговорки, стихи, высказывания о русском языке, о красоте родного слова)

5-6 классы

Головченко Т. А.

Богданова С.Д.

Бурая О. А.

  • Эмблемы, слоганы, реклама, ролики, призывающие говорить правильно, без вульгарных слов

7-8 классы

Карамышева А. М.

Куланина Л. М.

Бурая О. А.

  • «Автор жжёт» (авторские произведения: (повести, рассказы, сказки, стихотворения)

5-11 классы

(МАОУ СОШ № 38)

5-8 классы

(СП «ООШ № 23»)

Учителя русского языка

02.03.

«Что написано пером, то не вырубишь топором»

  • Конкурс тетрадей “Пишу красиво”

5-7 классы

Головченко Т.А.

Бурая О. А.

  • Тематические классные часы

5-11 классы

Классные руководители

03.03.

Закрытие «Недели русского языка»

  • Дискуссионный клуб «Чёрное и белое»: «Болен ли русский язык»

10-11 классы

(МАОУ СОШ № 38)

7-8 классы  и родители

(СП «ООШ № 23»)

Карамышева А. М.

Бурая О. А.

  • Подведение итогов, награждение победителей.

5-11 классы

(МАОУ СОШ № 38)

5-8 классы

(СП «ООШ № 23»)

Бурая О.А,

Головченко Т. А.



АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ  ЗА 2016/2017  УЧЕБНЫЙ  ГОД

Направления работы

Итоги работы в 2016/2017 учебном году

 Задачи на 2017/2018 учебный год

  1. Диагностика знаний, умений, навыков (сравнительный анализ по классам, параллелям: контрольные срезы, повышенной мотивации)

 (+ в отдельной форме)

Итоговые контрольные работы, проведённые в 5 – 8 классах  в целом показали удовлетворительный уровень обученности, сформированности общеучебных и специальных умений и навыков,  соответствующих требованиям федеральных программ,  стандартам по русскому языку. Однако результаты обученности обучающихся 5 – 6 классов заметно ниже уровня обученности  обучающихся 7 – 8 классов. Сказывается, очевидно, затянувшийся адаптационный период перехода из начального звена в основную школу и слабая учебная мотивация  обучающихся отдельных классов. Высокие результаты при выполнении контрольных работ показали обучающиеся 8 – Б класса (учитель Куланина Л. М.), 7 – А класса  (учитель Богданова С. Д), 5 – Б, 6 – А классов (учитель Головченко Т. А.).  Низкий уровень продемонстрировали обучающиеся 5- Г, 7 – Г, 8 – Г классов (учитель Бурая О. А.), 6 – В класса (учитель Богданова С. Д.).

Анализ результатов пробного ОГЭ говорит о том, что обучающиеся справились с работой на низком уровне. Самый высокий балл получила ученица Полищук Полина (38 из 39 баллов). Сенюшина Ангелина и Тюлькина Анна показали самый низкий результат (6 из 39 баллов). (подробный анализ см. в Приложении)

  1. При планировании уроков повторения в начале 2017/2018 учебного года учителям необходимо обратить внимание на темы, недостаточно  прочно усвоенные учащимися.

  1. Заседания (дата, тема, итоги)

На заседаниях ШМО учителя обменивались педагогическими идеями и находками, анализировали итоги промежуточной аттестации и контрольных работ, обсуждали текущие организационные вопросы и современные формы внеклассной работы по предмету.

Так, на заседании 09.09.2016. по теме «Организационные вопросы работы методического объединения на 2016-2017 учебный год» среди прочих был поднят вопрос о единых КИМах по русскому языку (см. Протокол № 1). Решение заседания было выполнено. В качестве итоговых контрольных работ в 5 – 8 классах были взяты КИМы издательства «Национальное образование» под редакцией И.П.Цыбулько. Единые контрольные работы по всем параллелям предоставили наиболее объективную информацию об уровне сформированности предметных умений учащихся школы.

На заседании 31.10.16. по теме «Пути повышения эффективности подготовки выпускников к экзаменам» учителя делились опытом работы в данном направлении (см. Протокол № 2).  Кроме этого, рассматривался вопрос об активизации внеклассной работы по предмету. Данное решение старались реализовать все учителя. И у каждого учителя в течение года были победители и призёры олимпиад и конкурсов. Но активность детей все же остается очень низкой.

Заседание 10.01.17. было посвящено  использованию современных образовательных технологий в учебном процессе. Учителя рассказывали об индивидуальном и дифференцированном подходах обучения (см. Протокол № 3).  Особое внимание на заседании было уделено обсуждению плана предметной недели. Принятый на заседании план был реализован в ходе проведения «Недели русского языка».

12.05.17. на заседании ШМО подводились итоги года. (см. Протокол № 4)

  1. Рекомендовать учителям  использовать пособия под редакцией И.П. Цыбулько для проведения самостоятельных работ, текущего контроля и работой над проектами.

  1. Учителям продумать систему поощрения обучающихся, принимающих участие в конкурсах и олимпиадах, с целью привлечения большего количества участников.
  1. Открытые уроки, семинары, конференции

В текущем учебном году учитель Головченко Т.А. в рамках педсовета по преемственности 09.12.2016 показала открытый урок в 6 «А»  классе по теме «Повторение по разделу «Синтаксис и пунктуация».   К сожалению, молодой учитель не смогла правильно организовать деятельность учащихся на уроке, допустила методические ошибки.

  1. Совершенствовать работу по взаимопосещению уроков у коллег.
  1. Предметная неделя

Неделя русского языка в школе в текущем учебном году была посвящена культуре речи. В ходе тематической недели (27.02.17 – 03.03.17) учащиеся МАОУ СОШ № 38 и СП «ООШ № 23» приняли участие в разнообразных по форме и методике проведения мероприятиях. Участниками мероприятий были отдельные классы,  параллели и даже родители (см. «План проведения предметной недели»). Наиболее удачными и интересными, по мнению учителей, учащихся и родителей, оказались интервью «Речь – убранство для души» (составитель Бурая О. А), школьная олимпиада (составитель Куланина Л. М.), «Своя игра» (составитель Карамышева А. М.), заседание дискуссионного клуба «Чёрное и белое» (составитель Бурая О. А.).

  1. Разнообразить формы внеклассных мероприятий в рамках предметной недели в соответствии с требованиями времени.
  1. Внеклассная работа (олимпиады, конкурсы творческих работ, экскурсии)

Учителя ШМО вместе со своими учениками принимали участие в олимпиадах и конкурсах, рекомендуемых МКУ Управление образования и молодежной политики ЗГО и  в соответствии с планом работы ГМО учителей русского языка и литературы на 2016/2017 учебный год. Всего приняли участие в 16 конкурсах и олимпиадах разного уровня. (Результаты участия см. в таблице «Работа с одарёнными детьми»).

Ученики 8 – Г класса с учителем Бурой О.А. посетили театральный урок «Сатиры смелый властелин» в театре «Омнибус». Учащиеся 7 –В и 7 – Г классов приняли участие в акции ЦГБ «Читаем стихи о матери на разных языках мира».

  1. Активизировать внеклассную работу по предмету.
  2. Познакомиться с передовым педагогическим опытом по подготовке к олимпиадам и творческим конкурсам одарённых детей, систематизировать работу с одаренными учениками.
  1. Обобщение и систематизация педагогического опыта в печатных изданиях разного уровня

Учителя ШМО активно распространяют свой педагогический опыт в сети ИНТЕРНЕТ, сотрудничая с такими образовательными порталами, как «Знанио», «Инфоурок», «Алые паруса». Так, учитель Бурая О.А. разместила презентации «Предложения с прямой речью» для 5 класса и «Притяжательные местоимения» для 6 класса на сайте проекта «Инфоурок», презентацию «Степени сравнения наречий» для 7 класса на сайте портала «Знанио». Учитель Куланина Л. М. создала свою страничку на сайте проекта «Инфоурок» и  разместила  две статьи: «Активные способы проверки письменных домашних заданий»,

«Активизация мыслительной деятельности учащихся при проверке домашнего задания по русскому языку»; две контрольных работы: «Контрольная работа по литературе. 8 класс. I четверть»,                       «Контрольная работа по русскому языку по теме «Двусоставное предложение». 8 класс» и две рабочих программы по литературе для 7 и 8 классов, представляющие опыт реализации НРЭО.

Учитель Богданова С. Д. опубликовала на портале «Алые паруса» сценарий мероприятия «Я ещё не вернулся, мама».

Учитель Бурая О.А. заняла II место в фестивале методических материалов «Чтение – лучшее учение» проекта «Читающая семья – читающая Россия», Конспект внеклассного занятия «Заседание дискуссионного клуба «Чёрное и белое» по теме «Классики или современники?»  опубликован в «Сборнике статей и методических материалов» - Челябинск,  2017(свидетельства и сертификаты о публикациях см. в Приложении).

  1. Продолжить работу по распространению и систематизации педагогического  опыта в печатных изданиях разного уровня.
  2. Рекомендовать учителям, не имеющим персонального сайта,    зарегистрироваться на одном из порталов.
  1. Развитие кабинетной системы

У каждого учителя есть отдельный кабинет. Все кабинеты оборудованы компьютером с выходом в ИНТЕРНЕТ, наборами таблиц, наглядных пособий, дидактических и раздаточных материалов, необходимых для организации урока. Кабинеты Головченко Т.А, Бурой О.А., Богдановой С. Д., Карамышевой  А. М.оборудованы АРМами. В качестве наглядного материала к урокам учителя используют собственные презентации. Однако не всегда ТСО могут служить помощниками на уроке, так как техника устарела и нуждается в замене.

  1. Продолжать работу по систематизации методических и наглядных пособий, раздаточных и дидактических материалов, ЦОРов.
  1. Повышение квалификации

Курсы повышения квалификации в 2016 – 2017 учебном году согласно графику прошли учителя:

Богданова С. Д. «Теория и методика преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС общего образования» в объеме 72 часов

Куланина Л. М. «Теория и методика преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС общего образования» в объеме 72 часов

Бурая О. А. «Совершенствование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы  в области методики развития речи» в объеме 36 часов.

  1. Карамышевой А. М. пройти курсы повышения квалификации.

 



Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ № 1

заседания МО учителей русского языка и литературы

по теме «Организационные вопросы работы методического         объединения на 2016-2017 учебный год»

от  «09» сентября 2016 г.

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

  1. Бурая О. А.
  2. Куланина Л. М.
  3. Головченко Т.А.
  4. Дьячкова А. А.

ПОВЕСТКА:

  1. Анализ деятельности  ШМО учителей русского языка и литературы за 2015/2016 учебный.
  2. Анализ результатов  итоговой  государственной аттестации выпускников основной и средней школы за 2015/2016 учебный год.
  3.  Выборы руководителя ШМО на 2016/2017 учебный год и утверждение плана работы ШМО на 2016/2017 учебный год.
  4.  Реализация НРЭО в преподавании русского языка и литературы.
  5. Согласование рабочих программ по предметам «Русский язык» и «Литература» на 2016/2017 учебный год, составление тематического планирования.
  6.  КИМы по русскому языку.

ПО ПЕРВОМУ, ВТОРОМУ И ТРЕТЬЕМУ ВОПРОСАМ СЛУШАЛИ  руководителя ШМО Куланину Людмилу Михайловну  (см. «Анализ деятельности ШМО учителей русского языка и литературы за 2015/ 2016 учебный год»).

Анализируя результаты ГИА по русскому языку и литературе, руководитель ШМО отметила результаты и  проблемные темы, сообщила о необходимости наметить пути повышения качества подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.

РЕШИЛИ:

  1. Признать деятельность  ШМО учителей русского языка и литературы за 2015/2016 учебный год  удовлетворительной.
  2. Обратить особое внимание при подготовке к ГИА в 2016/2017 учебном году  на проблемные темы курсов «Русский язык» и «Литература».
  3. Руководителем ШМО на 2016/2017 учебный год избрать Бурую О. А. 

ПО ЧЕТВЁРТОМУ ВОПРОСУ СЛУШАЛИ Бурую О. А.  

Она познакомила с целью и задачами работы ШМО, тематикой заседаний на 2016/2017 учебный год, основными мероприятиями.

Далее  сообщила, что в письме Министерства образования и науки Челябинской области  № 03-02 /536/ от 17.06.2016 «О преподавании учебных предметов  «Русский язык» и «Литература» в 2016/2017 учебном году», в разделе «Рекомендации по учету НРЭО при изучении предметов «Русский язык» и «Литература», говорится следующее (цитата): «При реализации основных образовательных программ общеобразовательных организаций в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 г. № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования» при реализации Федерального компонента государственного образовательного стандарта по предметам инвариантной части для изучения национальных, региональных и этнокультурных особенностей в предметное содержание включается содержательная линия «Литература России. Южный Урал» (учебный предмет «Литература»), «Лингвокраеведение» и/или «Русский речевой этикет», «Лингвистический анализ текста» и др. (учебный предмет «Русский язык») с выделением 10-15% учебного времени от общего количества часов инвариантной части».  В помощь учителю предлагается «Тематическое планирование уроков литературы с включением национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области / авт.-сост. Т. В. Соловьева, А. Е. Орешкина, О. В. Мешкова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2015».

РЕШИЛИ:

1. Познакомиться с пособием «Тематическое планирование уроков литературы с включением национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области / авт.-сост. Т. В. Соловьева, А. Е. Орешкина, О. В. Мешкова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2015».

ПО ПЯТОМУ ВОПРОСУ СЛУШАЛИ Бурую О. А.

Были озвучены рекомендации по составлению рабочих программ, данные завучем школы Лукиных Е.А. Руководитель ШМО отметила необходимость внесения изменений в рабочие программы по предметам в соответствии с  требованиями.

РЕШИЛИ:

  1. Скорректировать рабочие программы по предметам «Русский язык» и «Литература» в соответствии с рекомендациями ЧИППКРО и завуча школы.

ПО ШЕСТОМУ ВОПРОСУ СЛУШАЛИ Бурую О. А.

Для проведения текущего и итогового контроля знаний учащихся руководитель ШМО предложила использовать   КИМы издательства «Национальное образование».

Автор-составитель серии «ФГОС. Тематический контроль» - И. П. Цыбулько, председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и ГИА по русскому языку, кандидат педагогических наук.

Пособия этого издательства полностью соответствуют требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта. В нем представлены разные типы проверочных работ по всем темам курса «Русский язык»,ответы и критерии оценивания, а также темы проектов с рекомендациями и комментариями.

Задания пособий способствуют систематической подготовке учащихся к итоговой аттестации в 9 и 11 классах – ГИА и ЕГЭ.

РЕШИЛИ:

1.Познакомиться с КИМами издательства «Национальное образование».

        В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЗАСЕДАНИЯ руководитель ШМО и напомнила о необходимости вести подготовку к предстоящим предметным олимпиадам (литература – 29 сентября; русский язык – 19 октября)

В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ ЗАСЕДАНИЯ МО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ:

  1. Признать деятельность  ШМО учителей русского языка и литературы за 2015/2016 учебный год  удовлетворительной.
  2. Учителям, работающим в выпускных классах, обратить особое внимание при подготовке к ГИА в 2016/2017 учебном году  на проблемные темы курсов «Русский язык» и «Литература».
  3. Принять за основу «План работы ШМО на 2016/2017 учебный год».
  4. Скорректировать рабочие программы по предметам «Русский язык» и «Литература» в соответствии с рекомендациями ЧИППКРО и завуча школы в срок до 30 сентября.
  5.  Использовать в качестве единых КИМов по русскому языку КИМы издательства «Национальное образование» по редакцией И. П. Цыбулько.

Руководитель МО ______________/     Бурая  О. А.   /

Секретарь МО  ________________/_ГоловченкоТ.А. /


ПРОТОКОЛ № 2

заседания МО учителей русского языка и литературы

по теме «Пути повышения эффективности подготовки выпускников к экзаменам»

от  «31» октября 2016 г.

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

  1. Бурая О. А.
  2. Куланина Л. М.
  3. Головченко Т.А.
  4. Карамышева А. М.

ПОВЕСТКА:

  1. Анализ проведённой входной диагностики по русскому языку в 5 классе
  2. Обмен опытом участия в Интернет-ресурсах.
  3. Обсуждение системы работы со слабоуспевающими учащимися. 
  4. Итоги участия в ШЭ ВсОШ, участие в МЭ ВсОШ.
  5. Внеклассная работа по предмету, участие в альтернативных олимпиадах и конкурсах.

        ПО ПЕРВОМУ ВОПРОСУ СЛУШАЛИ  руководителя ШМО. Бурая О. А. сообщила, что на совещании по преемственности уже звучал анализ по результатам РИКО. Руководитель привела некоторые цифры.         

        В РИКО по русскому языку приняло участие 89 обучающихся школы.

        Средний процент выполнения теста по параллели составил 43,17 %.

        Выше среднего процента выполнения контрольной работы по школе показали учащиеся  5 – Б класса  - 53, 67 %, ниже среднего – учащиеся  5 – В класса – 30,15 %.

        Самый высокий процент выполнения работы (60-79 %) продемонстрировали учащиеся 5 – Б класса: Насырова Аделина, Дружинин Валентин, Ананенко Ксения, Кузнецова Елизавета, Моисеева Полина, Першина Алёна, Петрова Алина, Сеньков Антон, что составило 30, 7 % от количества испытуемых   класса. В 5-А классе такого результата достигли Корякин Никита, Камалов Руслан, Елисеев Павел (13,6 %); в 5 – Г – Борцов Егор (5,3 %).

        Не достигли базового уровня, показав процент выполнения работы меньше 27 %, следующие учащиеся: Смольников Максим (5 – А), это 4,5% от количества испытуемых класса, Бабич Мария (5 – Б) - 5,2 %, Агаркова Ангелина, Алимпьев Никита, Громышева Алина, Золотухин Данил, Мищенко Виктория, Нечаева Полина, Пономарёва Екатерина, Фесенко Милана, Бурундасов Михаил, Голубцев Максим (5 – В) - 45,5 %; Сенюшин Артём (5 – Г) - 5,3 %.

        Тестирование  выявило  круг предметных умений, сформированных на недостаточном уровне:

  • различать звуки и буквы (14, 54 %);
  • различать изменяемые и неизменяемые слова (24, 70%);
  • группировать слова в соответствии с их морфемным составом (24, 77 %);
  • выявлять слова, значение которых требует уточнения (21,26 %);
  • группировать орфограммы, самостоятельно приводить примеры с выбранной орфограммой (21, 16 %).

РЕШИЛИ: На основании результатов РИКО скорректировать работу при изучении разделов «Фонетика. Графика. Орфография», «Морфемика. Орфография», «Лексика. Культура речи», обратив внимание на «проблемные» темы; организовать коррекционно-дифференцированную работу на уроках и индивидуальных занятиях, направленную на ликвидацию пробелов в знаниях обучающихся.

        ПО  ВТОРОМУ И ТРЕТЬЕМУ ВОПРОСАМ СЛУШАЛИ  учителей, членов ШМО.

Руководитель ШМО отметила необходимость поиска путей повышения эффективности подготовки выпускников к экзаменам. Одним из таких путей является, по её мнению, работа с Интернет-ресурсами. Например, образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ». Услуга предоставляется бесплатно, учитель по своему выбору может формировать задания для учеников, есть обратная связь.

Бурая О. А. сообщила, что работает на этом портале четвёртый год, очень довольна результатами. Кроме этого, хорошую помощь оказывает «Веб-Грамотей». Второй учебный год учитель работает с этим сайтом, стали заметны результаты.  

В заключение руководитель ШМО отметила, что при большой загруженности наших учителей учебными часами, работа с Интернет-ресурсами помогает решить и проблему со слабоуспевающими учениками, поскольку каждый работает в индивидуальном режиме, предусмотрена система подсказок и повторения.

         Куланина Л. М. поделилась опытом блочной подачи материала по темам, вынесенным на экзамен.  Сначала учитель напоминает теоретический материал, затем идет отработка навыка по тестам. В качестве пособия для подготовки к ГИА используются «Типовые экзаменационные материалы» под редакцией И. П. Цыбулько. Также учитель сообщила, что пробовала работать с сайтом «Сдам ОГЭ», но желаемого результата не достигла.

        Головченко Т. А. поделилась опытом работы над сочинением-рассуждением по клише. Кроме этого, рассказала о работе с сайтом «Незнайка», который предоставляет возможность обучающимся бесплатно отработать в режиме он-лайн проблемные темы.

        ПО ЧЕТВЁРТОМУ ВОПРОСУ СЛУШАЛИ  руководителя ШМО. Бурая О. А. представила отчёт об участии в ШЭ ВсОШ  по русскому языку и литературе. Участвовали 19 человек в олимпиаде по литературе и 57 человек в олимпиаде по русскому языку (см. «Итоги школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по  литературе» и «Итоги школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку»).

Призёры по литературе: Петрова Алина, 5класс (учитель Головченко Татьяна Александровна) и Закирова Ангелина, 8 класс (учитель Куланина Людмила Михайловна).

По русскому языку: Хабибулин Роман, 7 класс (учитель Бурая Оксана Анатольевна). Было отмечено, что призёров мало, но есть ребята, которые не «дотянули» до призового места 1-2 балла. Поэтому при формировании заявки на участие в МЭ ВсОШ, нужно обязательно учесть этих детей.

РЕШИЛИ: Активизировать работу по подготовке обучающихся к ГИА с

привлечением Интернет-ресурсов.

ПО ПЯТОМУ ВОПРОСУ СЛУШАЛИ  учителей, членов ШМО. Бурая

О. А. рассказала о проведении в СП «ООШ № 23» мероприятий, приуроченных к празднованию 50годовщины «Международного дня

распространения чтения и грамотности»: тематические

пятиминутки, которые прошли во всех классах 8 сентября на первом уроке; викторина «Ликвидируем безграмотность!», проведённая завучем Агафоновой О. В. 8 сентября на большой перемене; месячник «Читаем всем классом», за который отвечала библиотекарь Яскина Е. С. и выявила самый читающий класс – 8-Г, и открытый словарный диктант, посвященный Году Кино в России, который был составлен учителем Бурой О. А. и проведён 14 сентября.  

Кроме этого, в школе прошло большое мероприятие, посвящённое 205-летию

Царскосельского Лицея. О его проведении было сообщено детям 19 октября,

а состоялось оно 28 октября, в последнюю пятницу четверти. День начался с

литературной  композиции, знакомящей обучающихся с историей

образования Лицея и первыми лицеистами (ответственная Бурая О. А.). На

уроках ребятам рассказывали об учителях Лицея, на переменах дети

поучаствовали в конкурсе чтецов стихотворений А. С. Пушкина и громком

чтении вслух  поэмы «Руслан и Людмила». После двух уроков часть ребят

отправились на прогулку и в парк Бажова и экскурсию на башню

колокольню. Для

остальных ребят в  школе работали четыре образовательно-развлекательные

площадки

(ответственные  Каландарова И.Л, Шерстобитова Т. Г., Корнилова С. В., Яскина Е. С).

День завершился массовым мероприятием «Своя игра» (ответственная Агафонова О. В.).

Рассказала Бурая О. А. и об участии в сетевом проекте «Время читать».

Руководитель ШМО отметила, что во II четверти МЭ ВсОШ, две юбилейные даты,

участие в Олимпиаде «Звезда» и конкурсе «Русский медвежонок». Кроме

этого, традиционные конкурсы творческих работ «Герои Отечества – наши

земляки» и «Рождественская  сказка» ждут нашего участия.

        РЕШИЛИ: Принять участие в конкурсах и олимпиадах.

В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ ЗАСЕДАНИЯ МО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ:

        1.  Учителям русского языка Дьячковой А. А., Головченко Т. А., Бурой О. А. на основании результатов РИКО скорректировать работу при изучении разделов «Фонетика. Графика. Орфография», «Морфемика. Орфография», «Лексика. Культура речи», обратив внимание на «проблемные» темы; организовать коррекционно-дифференцированную работу на уроках и индивидуальных занятиях, направленную на ликвидацию пробелов в знаниях обучающихся.

        2.  Учителям, работающим в 8-11 классах активизировать работу по подготовке обучающихся к ГИА с привлечением Интернет-ресурсов.

        3.  Направить для участия в МЭ ВсОШ победителей и призёров ШЭ ВсОШ (см. «Заяаки на участие в МЭ ВсОШ»)

        4.  Учителям Куланиной Л. М., Карамышевой А. М., Богдановой С. Д., Бурой О. А. обеспечить явку учащихся на олимпиады.

        5.  Активизировать внеклассную работу по предмету.

Руководитель МО ______________/     Бурая  О. А.   /

Секретарь МО  ________________/_ГоловченкоТ.А. /

ПРОТОКОЛ № 3

заседания МО учителей русского языка и литературы

по теме «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»

от  «10» января 2017 г.

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

  1. Бурая О. А.
  2. Куланина Л. М.
  3. Головченко Т.А.
  4. Карамышева А. М.

ПОВЕСТКА:

  1. Индивидуальная работа с учащимися как одно из условий успешного обеспечения личностно-ориентированного обучения учащихся.
  2. О ходе подготовки обучающихся 9 класса к экзаменам. 
  3. Организация внеклассной работы как важная составляющая     часть
  4. нравственного воспитания.
  5. Подготовка и проведение недели русского языка и литературы.

ПО  ПЕРВОМУ ВОПРОСУ СЛУШАЛИ членов ШМО. Бурая О. А.отметила, что   современные образовательные технологии призваны увеличить производительность труда преподавателей и учащихся, повысить эффективность обучения и самообучения,

максимально развить индивидуальные познавательные способности. В связи с этим, большое значение на современном уроке приобретает дифференция и индивидуализация обучения. Использование ИКТ помогает каждому ученику работать в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой. Слабый ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками.

Учитель Куланина Л.М. рассказала, что на ИГЗ и на уроках использует групповые формы работы, где сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых.

Карамышева А. М. рассказала об опыте проведения индивидуальных консультаций через сетевые сообщества, в частности, «ВКонтакте».

Учителями было единодушно отмечено, что наибольшего эффекта индивидуальная  работа достигает на  консультациях, где ученик и учитель встречаются с глазу на глаз.

РЕШИЛИ: Разнообразить формы индивидуальной работы с учащимися с целью обеспечения успешного обучения.

ПО  ВТОРОМУ  ВОПРОСУ СЛУШАЛИ Куланину Л. М.   Учитель рассказала о ходе подготовки  обучающихся 9 класса к экзаменам. Учитель обратила особое внимание на работу над сочинением с учётом дифференциации.

ПО ТРЕТЬЕМУ ВОПРОСУ СЛУШАЛИ руководителя ШМО. Бурая О. А. познакомила с   конкурсами,  в которых планируется принять участие в течение III четверти. До 15 января необходимо предоставить директору информацию о научных работах, планируемых к участию в городской научно-практической конференции, конференции ЮНК и Шаг в будущее в 2017 году.

Конкурс чтецов «Гармонии стиха божественные тайны…» состоится 2 февраля в 15. 00 в  МАОУ СОШ № 8, 9, 34 (заявку подать до 25 января).  До 14 февраля необходимо предоставить работы, участвующие в конкурсе «Золотые крылышки» в МАОУ СОШ № 15.   «Грамотей Златоуста» состоится 22 марта. Кроме этого, в феврале – марте состоятся традиционные конкурсы:  городской конкурс «Я люблю театр» и Международный конкурс чтецов «Живая классика» (положения по этим конкурсам пока не разосланы).

РЕШИЛИ: Принять участие в городских творческих конкурсах.

ПО  ЧЕТВЁРТОМУ ВОПРОСУ СЛУШАЛИ слушали членов ШМО. Учителя вносили свои предложения в организацию «Недели русского языка» в школе.  В  результате был составлен  план (см. «План проведения предметной недели».

РЕШИЛИ: Руководителю ШМО необходимо откорректировать «План поведения предметной недели» в соответствии с высказанными предложениями.

В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ ЗАСЕДАНИЯ МО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ:

  1. Разнообразить формы индивидуальной работы с учащимися с целью обеспечения успешного обучения.
  2. Учителям Бурой О. А., Карамышевой А. М., Куланиной Л. М. до 1 февраля предоставить конспекты и презентации открытых мероприятий руководителю ШМО учителей русского языка и литературы.
  3. Учителям  Бурой О. А., Карамышевой А. М., Головченко Т. А., Богдановой С. Д. подготовить учащихся  к участию в творческих конкурсах и конкурсах чтецов.

Руководитель МО ______________/     Бурая  О. А.   /

Секретарь МО  ________________/_ГоловченкоТ.А. /