Кадетское братство

Майданова Анна Сергеевна

В данном разделе представлены материалы, помогающие оформить стенд в классе (школе) по кадетскому движению

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ЗАПОВЕДИ ТОВАРИЩЕСТВА

Римский-Корсаков Владимир Валерьянович, директор корпуса-лицея Императора Николая II (ранее - директор 1-го Московского Императрицы Екатерины II и Крымского кадетских корпусов), генерал-лейтенант

«Я вам завещаю одно:

Храните святые заветы,

На Русь принесите всё то,

Чем русские жили кадеты».

Генерал-лейтенант В.В. Римский-Корсаков,

Директор корпуса-лицея императора Николая II

Воспитание в кадетских корпусах, проникнутое духом христианского вероучения и строго согласованное с общими началами русского государственного устройства, имело главной целью подготовку воспитываемых юношей к будущей службе Государю и Отечеству на военном, как правило, поприще. Цель достигалась посредством постепенной, с детского возраста выработки в кадетах тех верных понятий и стремлений, которые служат прочной основой искренней преданности престолу, сознательного повиновения власти и закону и чувств чести, добра и правды. Корпусное воспитание развивало в каждом из кадет его физические и душевные способности, правильно формировало характер, укореняло в душе благочестие и верноподданнический долг, формировало именно те нравственные качества личности, которые имеют первенствующее значение в офицерской службе. 

С требованиями к физическому и нравственному воспитанию кадет согласовывалась и вся система обучения в кадетских корпусах. Усилия всех преподавателей и воспитателей направлялись к тому, чтобы и на уроках в каждом из порученных им воспитанников целеустремленно развивать силу и бодрость тела и духа, дисциплину ума и воли, любознательность и склонность к умственному труду.

Ясно, что достижению цели воспитания сильно мешало бы то обстоятельство, если бы в кадетских_корпусах царил казарменный дух и все строилось на муштре. Великий Князь Константин Константинович, с 1900 года Главный начальник, а затем Главный инспектор военно-учебных заведений, до своей смерти в 1915 году много потрудился, чтобы создать в корпусах все условия, в которых мальчик, подросток, юноша мог бы взять образцы Доблести, Добра и Красоты из повседневной корпусной жизни. Он же старался всемерно улучшить подготовку офицеров к строгому, но заботливому, истинно отцовскому воспитанию кадет. С этой целью, например, по предложению Великого Князя 30 сентября 1900 года были учреждены Романов Константин Константинович, Великий Князь, Главный инспектор военно-учебных заведенийспециальные курсы для офицеров-воспитателей.

Главным стремлением Августейшего Главного начальника военно-учебных заведений было изменить взаимоотношения кадет и офицеров-воспитателей. И отношения между ними в корне изменились, потому что заботами и трудами Великого Князя Константина Константиновича в корпусах стал преобладать новый тип воспитателя - педагога по призванию, вдумчивого психолога, заботливого и внимательного опекуна.  Новый дух, внесенный в воспитание военного юношества незабвенным Великим Князем, сделал свое дело: во время революции и в течение гражданской войны кадетская семья без колебаний нашла для себя правильную дорогу и доблестно исполнила свой долг в рядах воинов Белых армий.

В 1913 году Великий Князь разослал по кадетским корпусам и военным училищам сформулированные им «Заповеди товарищества». Вот они:

  1. Товариществом называются добрые взаимные отношения вместе живущих или работающих, основанные на доверии и самопожертвовании.
  2. Военное товарищество доверяет душу, жертвует жизнью.
  3. На службе дружба желательна, товарищество обязательно.
  4. Долг дружбы преклоняется перед долгом товарищества.
  5. Долг товарищества преклоняется перед долгом службы.
  6. Честь непреклонна, бесчестное во имя товарищества остается бесчестным.
  7. Подчиненность не исключает взаимного товарищества.
  8. Подвод товарища под ответственность за свои поступки - измена товариществу.
  9. Товарищество прав собственности не уменьшает.
  10. Отношения товарищей должны выражать их взаимное уважение.
  11. Честь товарищей нераздельна.
  12. Оскорбление своего товарища - оскорбление товарищества.
     

И вот удивительно: «Заповеди» были с энтузиазмом восприняты как воспитателями, так и воспитанниками. Первыми - потому что на товариществе зиждилось все воспитание кадет, вторыми - потому что товарищество было в основе всех кадетских традиций.

Нужно понимать, что в корпусе власть официальная - директора корпуса, ротного командира, офицера-воспитателя - в идеале должна сосуществовать с властью кадетских традиций точно так же, как, скажем, в хорошем государстве сосуществуют верховная власть и общественность, то есть во имя общего благоденствия и развития. Различные положения, инструкции, регламенты и традиционные установки кадетской семьи призваны дополнять друг друга. Начальство устанавливает определенные рамки кадетского общежития. Общежитие же в этих рамках находит свои пути сплочения, регулирует взаимоотношения на основе нравственных установлений. Но это опять-таки в идеальном случае. В жизни же бывает по-разному. Начальство до предела сужает рамки дозволенного кадетам, и всякое живое творчество традиций неизбежно удушается.

Вполне естественно, что кадетская семья с ее законами и иерархией, встречая сильное противодействие со стороны воспитательского персонала, ещё больше укрепляла внутреннюю дисциплину и спайку. Она всегда была готова в полном составе нести наказание за какого-нибудь из необнаруженных проказаников, если он не допустил какого-либо бесчестия. Более того, кадетская среда очень чутко реагировала на любую несправедливость и нередко устраивала так называемые «бенефисы» против особенно несправедливых педагогов, одновременно строго следя за исполнением всех требований воинской дисциплины и за поддержанием репутации Корпуса вне его стен.



Предварительный просмотр:

КОДЕКС ЧЕСТИ РОССИЙСКОГО КАДЕТА


1. Быть верным России.
2. Уважать и блюсти традиции Русской Армии и Русского Флота.
3. Помнить, чьё имя носишь.
4. Уважать и почитать старших.
5. Подчиняться по доброй воле.
6. Закалять свою волю, знать свои недостатки.
7. Безропотно терпеть лишения.
8. Быть честным во всем.

9. Не лгать, не хвастаться.
10. Быть благородным.
11. Быть чистоплотным, не проявлять и не вызывать брезгливости.

12. Быть скромным, не хвастаться.

13. Быть благодарным.
14. Соблюдать выправку, опрятность в одежде.
15. Соблюдать приличия в поведении, быть почтительным в общении.
16. Быть, а не казаться.
17. Всегда помогать товарищам, поддерживать выдающихся.
18. Защищать младшего и слабого.

19. Делиться.
20. Поссорившись, думать о мире.
21. Уважать чужое горе, печаль, труд, сон и покой.
22. Уважать верующего и молящегося.
23. Презирать развратников, воров и хулителей России, Армии, Флота,

Училища.
24. Не позволять унижения своего достоинства.
25. Не завидовать.
26. Не оправдываться.
27. Не грязнить других, если загрязнился сам.
28. Не доносить и не сплетничать.
29. Не сквернословить, не хамствовать и не оскорблять.
30. Не стесняться быть вежливым.


ШЕСТЬДЕСЯТ СЕМЬ ЗАВЕТОВ
ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ
КОНСТАНТИНА КОНСТАНТИНОВИЧА РОМАНОВА

КАДЕТАМ ПЕРВОГО РУССКОГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА

 

I. Самое главное

1. Быть верными старой России и относиться уважительно к ее прошлому.

2. Быть верными сынами Югославии.

3. Уважать религии.

4. Уважать русские обычаи.

5. Охранять нашу национальность.

6. Помнить, чье имя носим (России, Святого Благоверного и Великого князя Александра Невского и Шефа корпуса).

7. Сохранять русский воинский строй и выправку.

8. Подчиняться не рабами, а доброй волей.

II. Отношение к корпусу

9. Любить корпус, как любят старые кадеты.

10. Не грязнить гнездо и будущие воспоминания о своем детстве, отрочестве и юности.

11. Оберегать дом корпуса и все в нем.

12. Соблюдать в корпусе гостеприимство к старым кадетам.

13. Не набрасывать тень на кадет своим поведением вне корпуса.

14. Соблюдать форменность кадетской одежды.

III. Облик кадета

15. Быть бодрым.

16. Закалять свою волю.

17. «Терпеть безропотно лишенья» («К. Р.»).

18. Быть везде и всегда «с поднятым забралом».

19. Смотреть людям в глаза.

20. Быть честным во всем.

21. Помнить, что честен в великом лишь честный в малом.

22. Не обманывать.

23. Не лгать.

24. Не хвастаться.

25. Не хамствовать.

26. Не быть грубым.

27. Быть приличным.

28. Не сквернословить.

29. Не опускаться.

30. Быть чистоплотным ("Чистота - лучшая красота").

31. Держаться скромно.

32. Соблюдать трезвость.

33. Знать свои недостатки.

34. Не оправдываться ни тем, что «все по-волчьи воют», ни тем, что «один в поле не воин».

35. Быть, а не казаться.

36. Быть благодарным («Благодарность - первый взнос в уплату долга»).

IV. Взаимоотношения

37. Помогать товарищам.

38. Не завидовать.

39. Поддерживать выдающихся.

40. Не нарушать прав собственности.

41. Делиться.

42. Не делать бесчестного ни ради товарищества.

43. Не подводить товарищей под ответ за свои поступки.

44. Не преклонять служебный долг перед долгом товарищества.

45. Почитать требующего по долгу службы.

46. Не оскорблять.

47. Помнить: оскорбление товарища оскорбляет товарищество.

48. Поддерживать взаимную уважительность.

49. Младшим не драться, старшим не расправляться насилием.

50. Уважать молящегося.

51. Охранять младших кадет, как братьев.

52. Если загрязнился, не грязнить чистых.

53. Не соблазнять «малых сих».

54. Не дружить во вред товариществу.

55. Не образовывать партий.

56. Поссорившись, думать о мире.

57. Не доносить и не сплетничать.

58. Выдавать через старших: антинационалистов, развратников, хулящих корпус, воров.

V. Из правил общежития

59. Не лишать товарища удобств общежития.

60. Стеснять себя, чтобы не стеснять товарищей.

61. Не бояться быть вежливым.

62. Уважать чужое горе, печаль, радость и веселье, отдых, сон, труд и покой.

63. Не выдавать грубостью и руганью своей ненаходчивости и ограниченности.

64. Не барствовать перед прислугой.

65. Не брать пищу до раздачи.

66. Соблюдать за едой приличия.

67. Не проявлять и не высказывать брезгливости.



Предварительный просмотр:

КАДЕТ ОБЯЗАН:

  • перед тем, как покинуть свою комнату, прибрать ее, заправить постель, убрать все личные вещи в специально предназначенные места, выключить все электроприборы и свет;
  • заботиться о сохранении своего здоровья, повседневно закаливать себя, совершенствовать свою физическую подготовку;
  • строго выполнять правила личной гигиены;
  • своевременно докладывать своим воспитателям в установленном порядке об имеющихся отклонениях в состоянии здоровья и заболеваниях;
  • иметь опрятный вид, аккуратно носить форму одежды, установленную руководством училища, своевременно производить ее текущий ремонт, ежедневно чистить и хранить в определенном для этого месте;
  • строго следовать распорядку дня и расписанию учебных занятий;
  • прибывать на занятия согласно расписанию, не позднее, чем за 5 минут до начала занятия;
  • подготовить рабочее место перед началом занятий;
  • сидеть на закрепленном за ним месте, соблюдать дисциплину, выполнять указания преподавателя, выходить из класса только с разрешения преподавателя;
  • приходить на занятия с выполненными заданиями на самостоятельную подготовку;
  • носить на каждое занятие личный дневник, аккуратно его заполнять и записывать задания для самостоятельной работы;
  • при входе (выходе) преподавателя или любого другого сотрудника или гостя Училища в класс (из класса) или любое другое помещение, за исключением столовой, медицинского пункта, вставать в знак приветствия и уважения, а  также придерживать дверь при входе и выходе взрослых, пропускать их впереди себя;
  • использовать перерыв для подготовки к следующему уроку;
  • пользоваться мобильными средствами связи только в установленное распорядком дня время;
  • не употреблять жевательную резинку на территории Училища;
  • проявлять творческую инициативу на занятиях, внимательно слушать преподавателей;
  • выполнять все задания для самостоятельной подготовки в сроки, установленные преподавателем, в случае невозможности их выполнения по уважительным причинам (участие в культурных или других мероприятиях, болезнь) докладывать до начала занятия ведущему преподавателю и принимать в кратчайшие сроки меры по их выполнению;
  • соблюдать правила вежливого поведения и этикета, быть вежливым со старшими, внимательным к товарищам, уважительным к сотрудникам Училища;
  • не выходить за пределы территории Училища без разрешения администрации;
  • принимать участие в наведении порядка на территории Училища и помещениях, в которых проживает кадет, ухаживать за имеющимися на территории и в помещениях растениями (для ухода за ними в воспитательных целях могут быть закреплены отдельные кадеты);
  • уважать права, честь и достоинство окружающих, право собственности;
  • не брать без разрешения личные вещи и предметы личной гигиены других кадет;
  • перед отбоем кадеты должны прибыть в свои комнаты, приготовить форму одежды к следующим занятиям, собрать необходимые учебники, проверить готовность всех заданий для самостоятельной работы; обязательно выключить все электроприборы; запрещается громко разговаривать, чтобы не мешать другим кадетам готовиться ко сну; в 22.00 во всех комнатах должен быть выключен свет и соблюдаться полная тишина; во время, предназначенное для сна нельзя принимать душ;
  • активно участвовать в общественной и культурной жизни Училища;
  • стремиться хорошо учиться, быть трудолюбивым;
  • бережно относиться к имуществу Училища;
  • знать и выполнять основные требования Устава и Регламента Училища, а также нормативно-правовых актов, регулирующих образовательную деятельность в Училище.