Для уроков труда (технологии)
- Скажи мне — и я забуду,
- покажи мне — и я запомню,
- дай мне сделать — и я пойму.
- (Конфуций)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование» 7 класс.
Тема: Макетирование. Типы макетов. Развёртка макета.
Цель урока: Изучить новые понятия «макет», виды макетов.
Развивать логическое мышление, фантазировать.
Задачи:
- Обеспечить усвоение понятий «макет», «развертка макета».
- Учить овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов.
- Развивать первоначальные навыки сотрудничества..
- Совершенствовать образно – логическое, конструктивное и творческое мышление;
- Воспитывать эстетический вкус, умение работать в группе.
Предметные результаты:
- Умеют применять предметные навыки в нестандартной ситуации
- Реализовывают в проекте свой творческий замысел
Метапредметные
Познавательные
-конструировать самостоятельно
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
-перерабатывать полученную информацию, делать выводы, сравнивать полученные результаты
Регулятивные:
- повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности
- формирование способности к организации деятельности и управлению ею.
-уметь работать по предложенному алгоритму
-определять и формулировать цель деятельности занятия с помощью учителя
Коммуникативные:
-уметь работать в группе, предъявлять результат своей работы; возможность использовать полученные знания в жизни
-уметь эффективно распределять обязанности при работе
Личностные
- активное включение в общение и взаимодействие с участниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях
-самооценка на основе критериев успешности
Работа с текстом
-участвовать в учебном диалоге при обсуждении темы занятия
ИКТ – компетенции
- работать с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий
- осознать возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры
Методы и приёмы:
-метод жизненного опыта детей;
-практическая деятельность: работа в группах;
- беседа, диалог;
- игровая ситуация;
- использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям;
- демонстрация слайдов;
- презентация мини проектов.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, проектор
Ход урока
Орг.момент. Постановка учебной задачи. Мотивация к деятельности.
Слайд №1 День военного связиста в России отмечают ежегодно 20 октября. Дата, в которую принято поздравлять военных связистов с профессиональным праздником, выбрана неслучайно: именно 20 октября 1919 года было создано Управление связи Красной Армии. Отряды военных связистов принимали участие во всех вооруженных столкновениях, начиная с XVIII века. Особенно ярко связисты проявили себя во время Великой Отечественной войны.
А кто такой военный связист и чем он занимается?
Военный связист — это специалист, который работает в сфере информационных технологий и связи в армии.
А как выдумаете у связистов есть семья, дом?
Послушайте стихотворение
Новый дом
Чтобы дом построить новый,
Запасают тес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.
- вы догадались о чём говорится в стихотворении?
- Как можно спроектировать дом т.е. придумать? Что для этого нужно сделать? (макет)
На листочках на партах зашифрована тема нашего урока, сформулируйте тему нашего урока.
Слайд № 2 Записываем тему нашего урока. (Тема: Макетирование. Типы макетов. Развёртка макета)
Как вы думаете, чему мы сегодня будем учится на уроке?
Слайд № 3 Макет – это копия будущего изделия, которую выполняют придерживаясь пропорций и размеров изделия. В увеличенном или уменьшенном виде.
Макетирование – это метод и процесс объемного проектирования изделий, их частей и деталей.
Слайд № 4 Макеты распределяются по масштабу: М 1:1000, М 1:500, М 1:1 и др.
Масштаб — это соотношение, которое показывает, во сколько раз каждая линия, нанесённая на чертёж, меньше или больше её действительных размеров.
На каких предметах вы встречаетесь с масштабом. (география, математика, окружающий мир)
Макет может быть целостный и разборный.
Модели и макеты изготавливают из недорогих материалов, которые легко обрабатывать.
Работа на листочках:
Слайд № 5 Но конечно у каждого материала есть свое назначение.
Пластилин. Он мягкий, поэтому дает возможность изготовит много вариантов макетов разной формы и конструкции. Но в чистом варианте внешняя поверхность макета мешает выразить настоящую структуру изделия.
Гипс. Дает возможность красить его в нужный цвет, передавая на нем мелкие детали, из него легко делать сложные формы.
Бумага. Из бумаги создают модели одежды, игрушки, сувениры, модели и макеты, которые предназначены передать внешний вид изделия и его пропорции, лучше использовать бумагу или картон. Макеты из бумаги делают чаще как рабочие. В работе используют качественную бумагу.
Пенопласт. Он легко поддается механической обработке и соединяется клеем.
Древесина. Для изготовления долговечной и легкой модели, которая с точностью повторяет оригинал, используют древесину.
Существуют разные классификации, которые разделяют макеты в зависимости от их роли, функции и задач проектирования. Условно макеты подразделяются на две большие группы: архитектурные и технические.
На уроке мы с вами рассмотрим основные типы архитектурных макетов.
Перед вами картинки с видами макетов. По описанию попробуйте подобрать нужную под определенный тип макета.
Слайд № 6 Интерьерный макет. Интерьерные макеты служат для визуализации дизайна и композиции внутренних помещений.
Слайд № 7 Архитектурный макет. Архитектурным макетом называют пространственно-объемную модель здания в масштабе.
Слайд № 8 Планировочный макет. Планировочным макетом называют копию некоего участка с расположенными на них группами зданий. К данному виду макетов местности относятся, градостроительные макеты и планы коттеджных поселков.
Слайд № 9 Художественный макет применяется для визуальной демонстрации самых различных объектов в рекламных целях. Эти модели создаются для привлечения внимания, они популярны у риэлторов и застройщиков загородных коттеджей.
Кто такие риэлторы? Риелтор — это специалист по недвижимости, который находит подходящую квартиру и проводит сделку.
Слайд № 10 Выставочный макет. К этим макетам можно отнести как отдельные предметы, композиции, механизмы и здания, так и комплекс объектов.
Слайд № 11 Градостроительные макеты. В наше время нередко встречаются проекты кварталов, даже коттеджных поселков.
Слайд № 12 В настоящее время макеты разрабатывают конструкторы на компьютерах с помощью специальных программ (Компас, Автокад)
(ВИДЕО)Макетчик — это специалист, который создает точные модели уже существующих или будущих строений, конструкций
И архитекторы
- сегодня предлагаю побывать в роли макетчика и создать макет улицы.
Слайд № 13 Для макетов несложных прямолинейных форм сначала выполняют выкройку из бумаги или картона – развёртку.
Развёртка – развёрнутая в плоскость поверхность какого-либо тела. Площадь развёртки равна площади поверхности.
При помощи развёртки выполняют макеты изделий, зданий, детских площадок.
В сторону отложим учебник и тетрадь,
В работе нужен отдых – это надо знать!
Пальчики по парте отбивают такт,
Словно на рояле играет музыкант.
Влево мы посмотрим, а затем направо,
А теперь, ребятки, мы посмотрим прямо.
Глазками покрутим по стрелке часовой,
Вверх поднимем ручки, сомкнём над головой.
Сделаем глубокий очень вдох, друзья,
Жить без кислорода нам никак нельзя.
Взяли мы учебник, взяли мы тетрадь,
Снова мы готовы знания получать!
Изготовить объёмный дом можно при помощи развёртки, вычертив необходимое количество фигур, соединённых между собой линиями сгиба и равных сторонам (граням) этого дома.
Где еще в быту применяется развертка?
Развёртку применяют при изготовлении различной упаковки, короюки и т.д.
Слайд № 14 работа над макетом
Рефлексия деятельности.
- Какие цели мы ставили в начале урока? Достигнута ли цель нашего занятия?
- Довольны ли вы своей работой? Наследующих уроках мы продолжим строить макет.
- спасибо вам за работу!
Д/З:
Повторить материал, который мы изучили на этом уроке..
Построить чертеж развертки.
Готовый чертеж развертки сохранить на следующий урок, для дальнейшего изготовления по нему объемного макета дома (вырезания и склеивания).
Пластилин. Он мягкий, поэтому дает возможность изготовит много вариантов макетов разной формы и конструкции. Но в чистом варианте внешняя поверхность макета мешает выразить настоящую структуру изделия.
Гипс. Дает возможность красить его в нужный цвет, передавая на нем мелкие детали, из него легко делать сложные формы.
Бумага. Из бумаги создают модели одежды, игрушки, сувениры, модели и макеты, которые предназначены передать внешний вид изделия и его пропорции, лучше использовать бумагу или картон. Макеты из бумаги делают чаще как рабочие. В работе используют качественную бумагу.
Пенопласт. Он легко поддается механической обработке и соединяется клеем.
Древесина. Для изготовления долговечной и легкой модели, которая с точностью повторяет оригинал, используют древесину.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока: Исследование проекта. Методы исследования.
Тип урока: урок-исследование.
Вид урока: комбинированный.
Цель педагога: создать условия для формирования представлений об исследовании проекта и методах исследования: моделирование, конструирование и дизайн-проектирование. Учитель: | Цель обучающихся: изучить понятие «исследование проекта» и его методы; систематизировать и закрепить знания о технологическом процессе на конкретном примере изготовления модели материального объекта. Класс: 5 | ||
Основное содержание темы, термины и понятия: исследование проекта, методы исследования, моделирование, конструирование, дизайн-проектирование, метод фокальных объектов. | |||
Планируемые результаты: | |||
Предметные: общее представление о методах исследования проекта, умения различать основные черты моделирования и проектирования, правила безопасной работы; приобретение опыта работы в группах над творческим проектным заданием, приобретение навыков самостоятельной разработки альтернативных вариантов моделей реальных объектов из различных материалов, формирование эргономических представлений и эстетического вкуса обучающихся. | Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Познавательные УУД: общеучебные действия – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умения структурировать знания, поиск и выделение необходимой информации; логические действия – развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, установление причинно-следственных связей; постановка и решение проблем – самостоятельный поиск решения проблем творческого характера; Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищение результата и уровня усвоения, воспитание волевой саморегуляции. Коммуникативные УУД: социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя, умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать. | ||
Организация пространства: | |||
Зрительный ряд: презентация PowerPoint по теме урока, рабочая тетрадь, визуальные материалы (плакаты, слайды), чертежи деталей, технологические карты, готовые детали и изделия (отражающие основные конструкции, примеры моделей). Литература: Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д.Симоненко, - М. , : Вентана- Граф, 2013, - 192 с.; Технология. 5 класс / С.А. Бешенков и др.; под ред. С.А. Бешенкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 144с.: ил.; Толковый словарь русского языка С. И Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Видеоряд: фрагмент фильма «Самый высокий небоскреб в мире - "Бурдж-Дубай", National Geographic. Материалы: раздаточный материал (карточки с заданием - кластеры). Инструменты: простые карандаши, чертежные инструменты; 1 группа: конструктор металлический и отвертки с ключами; 2 группа: скульптурный пластилин для моделирования и стеки; 3 группа: плотная бумага, картон и ножницы или канцелярские ножи (инструктаж по ТБ); 3 одинаковых стакана на каждую группу и лист тонкой бумаги для эксперимента. | |||
Межпредметные связи: | Формы и методы работы: | ||
Изобразительное искусство, история, математика, литература, русский язык, биология. | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: целеполагание; вопросительные слова; проблемная ситуация; практическая творческая работа; работа с понятием, самоанализ; самооценивание; эвристическая беседа; рассказ; рефлексия. | ||
I этап. Мотивация к деятельности. | |||
Цель: погружение в тему урока, формулирование цели и задач урока совместно с обучающимися. | |||
Деятельность учителя: Формулирование наводящих вопросов по теме урока. Объяснение правил методики-игры «вопросительные слова». | Деятельность обучающихся: Ответы на вопросы. Формулирование темы урока. Формулирование цели и задач урока (вопросительные слова). | ||
II этап. Учебно-познавательная деятельность. | |||
Цель: познакомиться с понятием «исследование» и теоретическими знаниями о его методах: конструировании, моделировании, дизайн-проектировании. | |||
Деятельность учителя: Фронтальная работа с классом, объяснение правил работы с понятием; демонстрация слайдов; эвристическая беседа с учащимися; просмотр видеосюжета; вопросы о просмотренном отрывке фильма. Обсуждение и объяснение правил составления и заполнения «Маршрутных листов». | Деятельностьобучающихся: Включение в эвристическую беседу, ответы на вопросы учителя; визуализация; познавательная деятельность; просмотр видеоролика; повторение и систематизация полученных знаний. | ||
Ш этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность. | |||
Цель: выполнить творческую практическую работу – модель современного стула. | |||
Деятельность учителя: Создание проблемной ситуации. Разделение на 3 равнозначные по силам команды – бригады. Объяснение правил методики креативного решения задач – «метода фокальных объектов». Выдача и объяснение технического (проектного) задания. Совместный анализ алгоритма выполнения практического задания. Инструктаж по выполнению практического задания: а) вводный; б) текущий; в) итоговый. | Деятельность обучающихся: Анализ проблемной ситуации. Поиск вариантов решения проблемной ситуации с помощью «метода фокальных объектов». Выбор лучшего графического эскиза -решения в группе. Обсуждение алгоритма и выполнение задания; Выполнение практического задания. Заполнение технологической документации, дифференцированная творческая работа в группах с элементом соревнования. | ||
IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия. | |||
Цель: выполнить рефлексию, проанализировать и оценить деятельность учащихся. | |||
Формы контроля; контрольное задание: | Оценка результатов деятельности: | ||
Самооценивание; проверка и анализ выполнения практического задания; заполнение маршрутных листов. Представление защита коллективного проекта. | Коллективная работа в трех дизайнерских бригадах с дифференцированным заданием. Проверка соответствия проектируемого объекта предъявляемым к нему требованиям и критериям. Оформление индивидуальных маршрутных листов. | ||
Домашнее задание: Подготовить сообщение на тему «Современные материалы и инструменты, применяемые при моделировании и конструировании. | |||
Сценарий урока технологии
Тема: Исследование проекта. Методы исследования.
Класс: 5 (ФГОС)
Вид урока: комбинированный.
Продолжительность: 2 урока.
Цель: создать условия для формирования представлений об исследовании проекта и методах исследования: моделирование, конструирование и дизайн-проектирование.
План:
№ п/п | Название этапа | Время |
1 урок | ||
Организационный момент | 2 мин. | |
Актуализация знаний | 5 мин. | |
Определение темы урока | 1 мин. | |
Целеполагание - игра «Вопросительные слова» | 5 мин. | |
Работа с понятием и словарем | 5 мин. | |
Работа с кластером «Методы исследования» | 25 мин. | |
Постановка проблемной ситуации | 2 мин. | |
2 урок | ||
Поиск решения проблемной ситуации с помощью «метода фокальных объектов» | 15 мин. | |
Зарядка – физкультминутка | 1 мин. | |
Практическая творческая работа в группах | 20 мин. | |
Защита проектов | 5 мин. | |
Подведение итога урока и рефлексия | 3 мин. | |
Домашнее задание | 1 мин. |
Ход урока:
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку, приветствие, раздача карточек – маршрутных листов.
- Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.
Учитель: Давайте вспомним пройденную тему и ответим на вопросы:
Что такое проект? Для чего он нужен? Кто его выполняет? Каким критериям должен отвечать проект? По какому плану выполняется?
Ответы обучающихся.
- Определение темы урока.
Учитель предлагает определить тему урока по картинкам и наводящим вопросам. Обучающимся предлагается слайд со стимульным материалом – изображения различных вариантов исследования окружающей действительности.
Учитель: Чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься, посмотрите на экран и попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока.
Обучащиеся предлагают варианты ответов (изучение, эксперимент, исследование).
- Целеполагание - игра «Вопросительные слова».
Учитель: Правильно, молодцы, наша сегодняшняя тема – «исследование». А что вы знаете об исследовании? Давайте попробуем сформулировать основные вопросы нашего сегодняшнего урока, на которые мы будем искать ответы. Предлагаю вам поиграть в игру «Вопросительные слова». На слайде представлены первые слова вопросов, а ваша задача составить полные вопросы по нашей теме. (Объяснение правил методики-игры «Вопросительные слова» по методу Сандры Каплан).
Обучащиеся составляют вопросы:
Что такое исследование проекта? Где оно используется? Или где оно нам пригодится? Какие способы (методы) исследования существуют? Почему или зачем мы изучаем исследование?
- Работа с понятием и словарем.
Учитель: Молодцы ребята! Справились с заданием, а теперь давайте ответим на наш первый вопрос: «Что такое исследование?»
Выслушивает предположения обучающихся.
Учитель: Обратимся к словарю. Ваша задача прочитать все варианты определения понятия «исследование» и выбрать три главных слова (организация работы детей с новым понятием по методу Л. Г. Хуторской).
Обучающиеся предлагают варианты ответа и выводят свое собственное определение и записывают его в своих маршрутных листах.
- Работа с кластером «Методы исследования».
Учитель: Исследование проекта проводится определенным путем или способом. Кто знает, как в науке называют способ или путь получения информации? (Метод) У вас в карточках есть кластер- схема, в центре которого мы и поместим слово «методы» или «способы исследования», с которыми мы сегодня познакомимся.
Первый метод - моделирование. Моделирование – это процесс создания модели. Что такое модель? Для чего она нужна? Какую пользу приносят модели? Ответы на эти вопросы я предлагаю вам найти самостоятельно, посмотрев отрывок из фильма «Самый высокий небоскреб в мире - "Бурдж-Дубай", National Geographic.
Просмотр отрывка фильма про небоскреб Бурдж-Халифа в Дубае и модель из спагетти (4 мин.).
Ответы обучающихся на вопросы учителя, выводы.
Учитель: второй метод исследования проекта - конструирование. Конструирование – это процесс создания конструкции предмета.
Эксперимент со стаканами и листом тонкой бумаги.
Учитель: Чтобы понять, для чего нужна конструкция, я предлагаю провести небольшой эксперимент. У вас на столах стоят три стакана. Попробуйте накрыть два стакана листом тонкой бумаги и поставить на него третий стакан, так чтобы он не упал.
Обучающиеся проводят эксперимент. Опытным путем догадываются, что необходимо сложить лист гармошкой для увеличения его прочности.
Учитель: Давайте сделаем вывод, почему стакан не упал? Что такое конструкция? Где она встречается?
Обучающиеся делают вывод про ребра жесткости и значение конструкции для объектов.
Учитель: Третий метод, используемый в исследовании проекта - дизайн-проектирование. Что такое дизайн? Для чего он используется? Чтобы понять это, я обычно рассказываю легенду про Мастера, изготавливающего ножи.
Легенда про Мастера, изготавливающего ножи.
Учитель: В одном городе жил мастер, который изготавливал ножи. Ножи были качественными и не ломались, поэтому все жители в этом городе с удовольствием покупали его товар. Но однажды наступил момент, когда в каждом доме появился качественный нож. Он не ломался, а значит, не было необходимости покупать новый. Рынок насытился, ножи перестали покупать. Мастер расстроился, ведь ничего другого он делать не умел. Тогда он обратился за помощью к своему другу — другому мастеру. Как вы думаете, что он ему посоветовал?
Ответы обучающихся.
Учитель: Он посоветовал изменить форму ручки и лезвия. Чтобы для каждого вида работ был свой нож: для резки овощей, для мяса, для охоты. И вот снова в каждом доме появился набор удобных ножей, и их снова перестали покупать. Тогда мастер обратился за помощью к другому своему другу — художнику. Что посоветовал ему художник?
Ответы обучающихся.
Учитель: Художник посоветовал украсить ножи: расписать лезвие и ручку, сделать красивую упаковку. И вот в каждом доме появился красивый нож. Хозяйки подавали его к сервировке праздничного стола. И ножи снова перестали покупать. Тогда мастер обратился за помощью к последнему другу — дизайнеру. Внимание – вопрос: что посоветовал изменить мастеру дизайнер? Так, чтобы ножи не переставали покупать?
Ответы обучающихся.
Учитель: Правильный ответ – окрасить ручку ножа в цвет картофельных очисток. Придя домой, хозяйка начинала чистить картошку. Вдруг на огне закипала вода. Она бросала нож вместе с очистками в мусорное ведро и бежала к кастрюлям. Нож сливался с картофельными очистками, хозяйка выкидывала его вместе с мусором. Появлялась необходимость снова идти на рынок и покупать новый нож. Так в чём отличие мастера от художника и дизайнера? Что должен учитывать дизайнер при разработке изделия?
Ответы обучающихся.
Вывод: в дизайне учитываются три основных критерия – красота, польза и актуальность (необходимость, экономичность, эргономичность, психология покупателя).
- Постановка проблемной ситуации.
Учитель: Сегодня на уроке мы попробуем себя в роли дизайнеров. У нас три соревнующиеся дизайнерские фирмы. От заказчика поступило предложение разработать новый современный стул, который обладал бы различными функциями. Как это сделать? С чего начать?
Предположения обучающихся.
- Поиск решения проблемной ситуации с помощью «метода фокальных объектов».
Учитель: При проектировании образа новых объектов дизайнеры часто используют такую методику – она называется «метод фокальных объектов». Что такое фокус? Кто увлекается фотографией? Что означает сфокусироваться на объекте?
Ответы обучающихся.
Алгоритм использования метода фокальных объектов:
- Поместите в фокус проектируемый объект - стул.
- Назовите 4 любых предмета, не связанных по смыслу со стулом. Запишите их в квадратах вокруг фокусируемого объекта.
- Под каждым предметом приведите по 2-4 прилагательных, характеризующих их основные функции.
- Попробуйте совместить качества предметов с проектируемым объектом.
- Изобразите графически в виде эскиза облик нового объекта с обратной стороны листа (см. приложение – маршрутный лист и метод фокальных объектов).
- Зарядка – физкультминутка.
Учитель: Давайте отдохнем и сделаем зарядку. Встанем из-за парт и представим, что мы модели человека – роботы. Начинаем разрабатывать и смазывать суставы, сгибатели и разгибатели. Вращаем локти – в одну сторону, в другую. Теперь манипуляторы сомкнуть и разомкнуть. Строим скелет – конструкцию, тянемся вверх. А теперь закрыли глаза- камеры и попытались их настроить – поморгали, сфокусировали вверх (смотрим на потолок), сфокусировали вниз (смотрим на пол), сфокусировали влево, вправо. Снова настроили – поморгали. Присели на места.
- Практическая творческая работа в группах.
Обучающимся предлагается разработать модели стульчиков по лучшему эскизу – работа выполняется в трех командах из различных материалов: конструктора, пластилина, картона.
Далее выполняется совместный анализ алгоритма выполнения практического задания. Во время выполнения практики учитель осуществляет инструктаж по выполнению практического задания: а) вводный; б) текущий; в) итоговый. Также звучит стимулирующая музыка. Учитель делает целевой обход, советует и помогает обучающимся.
- Защита проектов – выступление и рассказ руководителя каждой группы о своем проекте - стуле.
Проводится мини-презентация моделей стула, каждая команда представляет свой проект, говорит о его особенностях. Обсуждаются все работы, выбираются лучшие, задаются вопросы выступающим.
- Подведение итога урока и рефлексия.
На этапе рефлексии учащиеся сдают на проверку маршрутные листы с кластером и эскизами и отвечают на вопросы, поставленные в начале урока:
Что такое исследование проекта? Где оно используется? Где оно нам пригодится? Какие способы (методы) исследования существуют? Почему или зачем мы изучаем исследование?
- Домашнее задание.
Учитель подводит итог урока, поясняет домашнее задание, выставляет отметки за урок.
В качестве домашнего задания обучающимся предлагается подготовить сообщение на тему «Современные материалы и инструменты, применяемые в моделировании и конструировании.
Приложение 1
Маршрутный лист урока
1.Тема:_______________________________________________________________________
2.Основное понятие:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.
4. Метод фокальных объектов
Приложение 2
Метод фокальных объектов.
Одним из достаточно эффективных методов конструирования изделия является метод фокальных объектов, автором которого является Ч. Вайтинг (США). Этот метод используют тогда, когда необходимо улучшить, модернизировать какой-либо технический объект. Свое название этот метод получил потому, что совершенствуемый объект ставится в центр внимания, в фокус. Суть метода заключается в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получают необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию. Например, необходимо усовершенствовать или разработать новую конструкцию детского стульчика. Выбираем наугад из любой книги, журнала, газеты несколько случайных слов (можно даже сделать это, закрыв глаза и ткнув наугад пальцем в страницу несколько раз). Допустим, что после выбора мы имеем слова «стол», «утюг», «машина», «кошка». Теперь нужно составить для данных предметов перечень их свойств и определить те из них, которые могут быть присоединены к фокальному объекту. Этот процесс можно осуществить, используя схему:
Анализ свойств случайных объектов позволяет выделять из них как полезные, так и бесполезные для совершенствуемого объекта. В данном случае вариантом решения могут быть:
- Складной деревянный Стульчик.
- Стульчик с колесиками.
- Стульчик, обитый мягким мехом.
Необязательно, чтобы все выбранные объекты как-то подходили к изобретаемому предмету, но, используя этот метод, можно получить большое количество самых разнообразных вариантов, после обсуждения которых выбирается оптимальный.
Приложение 3
Критерии оценки творческого задания – изготовление модели:
- Выбор и обоснование названия модели, оригинальность;
- Оформление документации (оформление, соответствие модели и чертежей, эскизов, схем);
- Наличие оригинальных технологий, специально изготовленных, приспособленных и т. п.;
- Соблюдение культуры труда и техники безопасности на уроке;
- Качество изделия, соответствие стандартам, оригинальность;
- Экономическое, экологическое и эргономическое обоснование;
- Качество рекламы, оригинальность;
- Качество доклада:
— полнота представления доклада и др.;
— объём и глубина знаний по теме;
— ответы на вопросы;
— личностные качества докладчика;
- Наличие вывода о проделанной работе;
- Уровень самостоятельности при проектировании всех этапов.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта изучения темы:__Рубка металла. Опиливание заготовок из металла.
Цель педагога: ознакомление учащихся с технологической операцией рубки металлов и опиливания заготовок ручными инструментами; ознакомление с приёмами и особенностями рубки металлических заготовок зубилом, правилами безопасной работы. | Цель учащихся: Освоение умений и навыков качественно вырубать заготовки из металла по разметке в тисках и на плите; опиливать металлические заготовки; продолжение работы над проектным изделием; развитие аккуратности, трудолюбия и целеустремлённости. |
Основное содержание темы, термины и понятия: Рубка металла, зубило, крейцмейсель, канавочник, слесарный молоток, кистевой, локтевой плечевой удар. | |
Планируемый результат: | |
Предметные умения: Знакомство с технологией рубки металла .Навыки работы со слесарным инструментом. | Личностные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
Организация пространства (зрительный, литературный, музыкальный ряд, материалы и инструменты): | |
ПК, мультимедийный проектор, презентация, учебник, тиски слесарные, молоток, заготовка. | |
Межпредметные связи: | Формы работы: |
Математика, ОБЖ, русский язык (словарная работа). | Фронтальная,индивидуальная, групповая. |
I этап. Мотивация к деятельности | |
Цель: привлечь внимание к восприятию и обработке нового материала. | |
Деятельность учителя: формулирование вопросов по теме урока, погружение в тему урока. | Деятельность ученика: Ответы на вопросы формулирование темы и задач урока. |
II этап. Учебно-познавательная деятельность | |
Цель: познакомить учащихся с новым материалом. | |
Деятельность учителя: Организация работы учащихся по усвоению учебного материала. | Деятельность ученика: Усвоение и обработка учебного материала. |
Ш этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | |
Цель: закрепить полученные ЗУН, выполнить эвристическое и творческое задание. | |
Деятельность учителя: : | Деятельность ученика: Выполнение эвристического задания, заполнение кластеров, составление синквейна. Самоорганизация в деятельности . |
IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности | |
Цель – оценить и проверить уровень усвоения материала, выполнить рефлексию деятельности. | |
Формы контроля; контрольное задание: | Оценка результатов деятельности: |
Заполнение кластеров, ответы на вопросы, выполнение практического задания. | Проверка выполнениятво эвристического и творческого задания (дифференцированный подход) практической работы. |
Домашнее задание: Читать и отвечать на вопросы, приведённые в конце § 20 учебника. | |
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЯ ПО МАКЕТИРОВАНИЮ
Задание 1. Деформация поверхности бумаги
Цель задания: выявление пластического характера рельефных форм.
Содержание задания: выполнение упражнений по деформации плоского листа бумаги, которые направлены на освоение рациональных приемов работы инструментами в процессе изготовления рельефов с применением прямых и кривых линий без прореза, с применением прямых линий с прорезом, с применением цилиндрической и конической поверхности с надрезами.
Рассмотрим последовательность выполнения названных упражнений.
Упражнение 1. «Прямая складка».
На листе бумаги с размерами 150×150 мм нанести разметку твердым остро отточенным карандашом. Для этого по краю листа следует отложить отрезки по 20 мм с одной стороны и по 20 мм с другой стороны таким образом, чтобы линии чередовались и в результате получилась «гармошка» с шириной грани 10 мм.
Ребра и грани деформированной поверхности плоского листа будут ровными, если по линиям сгиба сделать надрезы с той стороны, где образуется внешнее ребро.
Надрезы следует выполнять острым макетным ножом с применением металлической линейки на глубину, равную приблизительно половине толщины листа бумаги. До начала деформации поверхности листа разметку, выполненную карандашом, необходимо удалить (рис. 1).
Сгибать лист рекомендуется следующим образом: на размеченный участок наложить металлическую линейку, слегка согнуть бумагу по разметке.
Рис.1. Пример выполнения «прямой складки»
Упражнение 2. «Кривая складка».
Выполнение упражнения начинается с нанесения разметки чертежными инструментами с двух сторон листа бумаги со сторонами 150×150 мм. Радиус дуги задавать самостоятельно не менее 40 мм (рис. 2).
Надрезы следует выполнять макетным ножом от руки или по шаблону (рис. 3).
Рис.2. Нанесение разметки на листе Рис.3. Пример выполнения
«кривой складки»
Упражнение 3. «Уголки».
Рельеф создается с помощью прорезей и надрезов в местах сгиба бумаги. Пример нанесения разметки на лист приведен на рис. 4.
Особое внимание следует уделить выполнению коротких прорезей острием макетного ножа. Необходимо фиксировать начало и конец намеченного отрезка, не допуская надрезов за его пределами (рис. 5).
Рис. 4. Нанесение разметки на листе Рис.5. Пример выполнения рельефа «уголки»
Упражнение 4. «Ромбы».
Качество выполнения названного рельефа зависит от точности разметки (рис. 6) и нанесенных надрезов. Смещение трех линий от общей точки пересечения неизбежно влечет к разрыву бумаги в процессе ее деформации. Пример выполненной работы представлен на рис. 7.
Рис. 6. Нанесение Рис. 7. Пример выполнения
разметки на листе рельефа «ромбы»
Упражнение 5. «Треугольники»
В создании рельефа применяется прием обратной складки.
В точках пересечения линий нельзя допускать неточностей при нанесении разметки (рис. 8). На разметке горизонтальными штрихами обозначены прорези, наклонными - надрезы.
Необходимо выполнять надрезы с наружной стороны ребра (рис. 9).
Рис. 8. Нанесение Рис. 9. Пример выполнения
разметки на листе рельефа «треугольники»
Задание 2. Макетирование из бумаги геометрических тел
Цель задания: формирование умений выполнять макеты из бумаги простых геометрических тел.
Содержание задания: выполнение из бумаги макетов куба, цилиндра.
Макетирование закрытых форм геометрических тел начинается с построения разверток их поверхностей по следующим размерам: длина ребра куба равна 60 мм; высота цилиндра 50 мм, диаметр основания цилиндра – 60 мм.
Развертки поверхностей геометрических тел необходимо вырезать точно по контуру макетным ножом.
На развертке боковой поверхности цилиндра следует выполнить надрезы параллельно образующей линии с интервалом 2 – 4 мм.
Склеивание закрытой поверхности геометрических тел выполнять способом «встык» клеем «ПВА.Момент».
Задание 3. Рельефная композиция
Цель творческого задания: разработка композиционных решений в форме поисково-графических эскизов и в форме рельефного макетирования, включающего сочетание различных рельефных форм.
Содержание задания: выполнение макета рельефной композиции. Рельефная композиция может включать элементы, изготовленные с применением изученных приемов деформации поверхности листа бумаги и способов макетирования закрытых поверхностей (рис. 10). Высота рельефа не должна превышать 15 мм. Рельеф выполняется на подмакетнике квадратной формы со стороной 300 мм.
Рис. 10 Примеры выполнения рельефа
Задание 4 Объемное макетирование из бумаги
Цель задания: освоение основных приемов моделировки объемной формы («врезка», «выемка») на основе геометрических тел без потери общей формы.
Содержание задания: построение чертежей и разверток разрабатываемых объемов, выполнение макета куба, состоящего из четырех частей с сопрягаемыми (соприкасающимися) поверхностями.
Работу над заданием следует начинать с выполнения 3 - 4 эскизов куба, состоящего из четырех частей. После выбора лучшего варианта осуществляется построение чертежей и разверток составных частей куба со стороной 80 мм.
Рис.11. Примеры выполнения задания 4
Изготовление макета куба рекомендуется начинать с простых поверхностей. Постоянно проводить контроль правильности выполнения разверток сложных по форме частей (рис. 11).
Задание 5. Объемно-пространственная композиция
Цель задания: развитие творческих способностей обучающихся, формирование навыков макетирования.
Содержание задания: создание объемно-пространственной композиции в технике папье-маше.
Для выполнения макета необходимо подготовить следующие материалы: пластилин, газетная бумага, клей ПВА, вазелин, шпатлевка для дерева, наждачная бумага, краски и лак на водной основе.
Этапы выполнения объемно-пространственной композиции в технике папье-маше:
- Создание формы объекта из пластилина.
- Нанесение на поверхность вазелина и первого слоя газетной бумаги небольшими частями со стороной около 20 мм.
- Нанесение 6 – 7 слоев газетной бумаги с клеевым раствором (клей ПВА должен быть разбавлен водой в пропорциях 1:1).
- Выравнивание поверхности макета производить с помощью нанесения тонкого слоя шпатлевки (не более 1 мм) и шлифовки наждачной бумагой после полного высыхания слоя. При необходимости повторить этап 2 – 3 раза.
- Применение различных красок и лака для покрытия поверхности макета.
Задание 6. Макетирование объемно-пространственных конструкций с преобладанием вантово-стержневых элементов
Цель задания: изучение особенностей выполнения макета, в котором присутствует сжатие, растяжение или изгиб конструктивных элементов.
Содержание задания: выполнение макета вантовой конструкции с использованием нити и картона на планшете-подмакетнике.
Для изготовления макета необходимо подготовить следующие материалы: бумага типа «ватман», нитки, иголка.
Этапы работы над макетом вантовой конструкции:
- Выполнение эскиза будущего макета.
- Выполнение элементов макета из бумаги.
3. Закрепление элементов макета на подмакетнике квадратной формы со стороной 150 мм с помощью ниток (рис. 12).
Рис.12. Примеры выполнения задания
Задание 7. Макетирование открытых форм геометрических тел
Цель задания: изучение приемов макетирования неразворачиваемых поверхностей.
Содержание задания: выполнение чертежей и разверток элементов макета полусферы открытой формы, изготовление макета из бумаги.
Для выполнения макета необходимо подготовить следующие материалы: бумага типа «ватман», клей ПВА, чертежные инструменты.
Этапы выполнения макета:
- Выполнение эскизных вариантов будущего макета.
- Выполнение чертежей элементов макета.
3. Сборка элементов макета из бумаги. Склеивание выполнять способом «встык» клеем ПВА (рис. 13).
Рис.13. Примеры выполнения макета полусферы
Задание 8. Макетирование объемной формы в масштабе
Цель задания: формирование навыков объемного макетирования из бумаги.
Содержание задания: разработка композиционных решений в виде поисково-графических эскизов и в форме объемного макетирования в масштабе.
Для выполнения макета необходимо подготовить следующие материалы: бумага типа «ватман», клей ПВА, чертежные инструменты. Этапы выполнения макета:
1. Выполнение чертежа объекта макетирования в натуральнуювеличину.
- Выполнение чертежей элементов макета.
- Сборка элементов макета из бумаги. Склеивание выполнять способом «встык» клеем ПВА (рис. 14).
Рис.14. Примеры выполнения макетов
Задание 9. Макет объемно-пространственного комплекса
Рис.15. Примеры выполнения задания
Творческое задание на создание демонстрационного макета объемно-пространственного комплекса в экстерьере (детские игровые и спортивные площадки, зоны отдыха и др.). Применение различных материалов, техник и технологий. Выполнение макета в масштабе 1:10, 1:25, 1:50 (рис. 15).
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Калмыкова, Н. В. Макетирование : учеб. пособие / Н. В. Калмыкова, И. А. Максимова. – М. : Архитектура-С, 2004. – 96 с. – ISBN 5-9647-0015-2.
- Калмыкова, Н. В. Макетирование из бумаги и картона : учеб. пособие / Н. В. Калмыкова, И. А. Максимова. – 2-е изд. – М. : КДУ, 2007. – 80 с. – ISBN 5-98227-138-1 (978-5-98227-138-9).
- Муравьев, Г. Г. Особенности конструирования и технологического построения комплексных объектов / Г. Г. Муравьев // Техническая эстетика : тр. ВНИИТЭ. Вып. 22. – 1979. – С. 161 – 166.
- Степанов, А. В. Объемно-пространственная композиция : учеб. для вузов / А. В. Степанов [и др.]. – М. : Архитектура-С, 2007. – 256 с. – ISBN 5-9647-0003-9.
Устин, В. Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве : учеб. пособие / В. Б. Устин. – 2-е изд. – М. : АСТ : Аст-рель, 2008. – 239 с. – ISBN 978-5-17-03585







































