Нетрадиционные оздоровительно-развивающие технологии в работе с дошкольниками с ОВЗ

Корочкина Валерия Сергеевна

описание из опыта работы нетрадиционных здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korochkina_v_-_doklad.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Корочкина В.С.

МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»

Учитель - дефектолог

Нетрадиционные оздоровительно-развивающие технологии в работе с дошкольниками с ОВЗ

Геродот Галикарнасский, древнегреческий философ, говорил: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». В современном мире эти слова также актуальны. Каждый человек несет ответственность перед собой, обществом и поколением за дар, за главную ценность жизни - за свое здоровье.

Все больше мы наблюдаем, что в современном мире отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей, все больше детей подвержены частым простудным заболеваниям, нарушениям речевой деятельности, нарушениями осанки и плоскостопия. Большой процент детей дошкольного возраста в России, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

Работа педагога  по воспитанию привычки к здоровому образу жизни у детей  с ОВЗ предполагает решение ряда коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями ребенка. При этом педагог направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в физическом, психическом и умственном развитии ребенка, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов.

Педагоги дошкольного учреждения должны не только обучать, воспитывать и развивать детей дошкольного возраста, но и максимально приобщить детей к здоровому образу жизни и сохранить их здоровье. Возлагается эта обязанность  на педагогов потому, что дети большую часть времени проводят в саду с воспитателями и педагогами.

Воспитание здорового поколения – это одна из самых главных задач государства. К сожалению, ежегодно количество детей с ОВЗ увеличивается, но не уменьшается.

ОВЗ  или ограниченные возможности здоровья  и инвалидность – это не одно и то же. ОВЗ – это нарушения слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственного развития, расстройства аутистического спектра. ОВЗ – педагогическое понятие. Инвалидность – различные нарушения, ограничения активности и возможного участие в жизни общества.

Работая в группе развития (ЗПР), понимаешь,  что детям с ОВЗ необходима помощь в сохранении здоровья. Дети, посещающие группу развития, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому дефектологу, логопеду, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

Работа педагогов таких групп должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, на повышение здорового образа жизни. Эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования. Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников, педагоги нашей группы целенаправленно работают над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищут методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с задержкой психического развития. Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Практический опыт и исследования доказывают, что устранять выше перечисленные проблемы необходимо в дошкольном  возрасте, в связи с тем, что в данном возрасте у детей нервно-психический статус является наиболее пластичным.

Если не оказывать своевременную помощь со стороны педагогов, медиков, родителей проблемы детей осложняются. Возможны повышенная истощаемость, дефицит внимания, агрессивность, чрезмерная расторможенность, снижается работоспособность и память.

Мало работать с детьми ЗПР традиционными методами и приемами, такие дети требуют особого терпения и подготовки. Для детей с ОВЗ необходима дополнительная мотивация, определенная заинтересованность, которая будет постоянно побуждать их интерес к работе. Использование нетрадиционных, инновационных оздоровительно-развивающих технологий в работе педагога становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития с ОВЗ. Эти технологии позволяют создать для детей психофизиологический комфорт на занятиях, помогающий создать ситуацию "уверенности" в своих силах.

Актуальность данной проблемы и вопросы родителей о сохранении здоровья детей с ОВЗ подвели меня к необходимости в разработке  проекта «Цветок здоровья».

В проекте представлен комплекс нетрадиционных оздоровительно-развивающих технологий, которые можно использовать в работе с детьми с ОВЗ общеобразовательных групп и в группах с детьми ЗПР. Некоторые элементы оздоровительных технологий могут использоваться в любой образовательной деятельности. 

Нетрадиционные оздоровительно - развивающие технологии : Су-Джок массаж, крупотерапия, сказкотерапия и тд приучают ребенка не только сознательно относиться к своему здоровью, но и способствуют развитию общей и мелкой моторики, эмоционального состояния ребенка в целом.

Упражнения и оздоровительно-развивающие техники надолго остаются в памяти ребенка в связи с тем, что  обучение и оздоровление происходит с легкостью в игровом варианте. С помощью новизны и формирования нового типа  взаимодействия детского сада и семьи, которая характеризуется доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями.

Данные  технологии не требуют специальной подготовки или особенного специализированного оборудования и в связи с этим они очень  доступны для применения их в домашних условиях.

Например: массаж мячиками Су-Джок. Эти мячики вызывают огромный интерес у детей. Такой массаж носит стимулирующий характер. Игры с мячиками–ёжиками можно использовать  в  начале занятия, для автоматизации поставленных звуков, на минутках здоровья, для предупреждения переутомления. Массаж с мячиками Су-Джок доставляет удовольствие дошкольникам.

Дома мама и малыш могут заменить массажные мячики  Су – Джок – шишками и провести те же упражнения с шишками. Чтобы было веселее можно добавить маленькие стихи.

«Этот шарик не простой»

 Этот шарик не простой:

 Весь колючий вот такой.

 Меж ладошками кладем,

 Меж ладошек разотрем.

 Вверх и вниз его катаем,

 Свои руки развиваем!

 Можно шар катать по кругу,

 Перекидывать друг другу.

 Раз, два, три, четыре, пять,

 Нам пора и отдыхать!

(движения выполняются по тексту)

«Мячик»

Я мячом круги катаю,

Взад вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк –

Мяч летает между рук!

(движения выполняются по тексту)

Также использую в своей работе кинезиологические упражнения, которые называют «Гимнастика мозга». Данные упражнения позволяют активизировать межполушарное воздействие, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую и крупную моторику. Кинезиологические упражнения способствуют снижению утомляемости и излишнего напряжения. Интересен такой факт, что чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения! Эти упражнения очень просты в использовании и имеют как быстрый, так и накапливающийся эффект. Упражнения необходимо делать ежедневно в спокойной обстановке по 10-15 минут.

Например, упражнение «Колечко»: последовательно соединять в быстром темпе большой палец сначала с указательным, потом со всеми остальными  - это прямой порядок.

Чтоб цветы в лесу цвели,

Всю весну и лето,

Мы не будем собирать

Их больших букетов.

Упражнение выполняется сначала ведущей рукой, затем другой. Усвоив алгоритм, движения выполняют синхронно обеими руками.

Очень нравится детям игровой «Стретчинг»- комплекс упражнений направленный на снижение мышечного напряжения и повышения эластичности мышц. В результате занятий гимнастикой с элементами  игрового Стретчинга происходит  оздоровление организма в целом.

Особенно такие упражнения полезны и интересны гиперактивным детям и детям с ДЦП.

Изучив опыт работы педагогов и психологов работающих с детьми  ОВЗ, а так же собственный опыт работы  в группе развития я пришла к следующему выводу. Создание новых  и совершенствование существующих , использование нетрадиционных эффективных средств и методов для повышения  резервных возможностей ребенка   является  актуальной задачей для сохранения здоровья нации в целом.

Человек  живет среди людей и ребенок с ОВЗ прежде всего человек. Реальные проблемы ребенка с ОВЗ мало чем отличаются от тех, которые есть у здоровых детей. Считаю своей обязанностью, как педагога, как дефектолога помочь детям с ОВЗ с ЗПР подготовиться к дальнейшей жизни,  к дальнейшему обучению   с максимально сохранным здоровьем.

Литература

  1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: Аркти,1993. 87с.
  2. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. М.,2006. 144с.
  3. Волкова Г.А.Логопедическая ритмика. М.,1985. 191с.
  4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: ТЦ «Сфера»,2004.126с.
  5. Логопедия. Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов/ под ред. Л. С.Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998. 680с.
  6. Теория и организация адаптивной физической культуры. Учеб. В 2 т./Под ред. С.П.Евсеева. М., 2002.296с.
  7. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М.: АСТ, Астрель, 2007.128с.
  8. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973
  9. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг – СПб.: ИД «МиМ», 1998
  10. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов–на-Дону: «Феникс», 2001
  11. Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Ростов–на-Дону: Изд. РГПУ, 1997
  12. Трохимчук Л.В. Физиологопедагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка. - Ростов–на-Дону, 1994
  13. Цвыктарный В.В.  Играем пальчиками и развиваем речь. – Н. Новгород: Флокс, 1995