Главные вкладки
Авторские игры и пособия
Комплексы упражнений, дидактические игры, сказки, пособия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплекс игровых упражнений
для развития координации слова с движением
у дошкольников с заиканием
Составлен;
Учителем-логопедом
Антоновой В.В.
г. Озерск
Комплекс игровых упражнений
для развития координации слова с движением
у дошкольников с заиканием
Составлен:
учителем-логопедом
Антоновой В.В.
Речевые упражнения на координацию слова с движением имеют огромное значение для заикающихся детей. Стихотворный ритм игры и выполняемые соответсвувующие тексту движения отвлекают внимание ребенка, способствуют формированию спокойного темпа речи. Помимо того, игры укрепляют двигательный аппарат, мускулатуру, освобождают от скованности мышцы речевого аппарата, помогают регулировать процессы возбуждения и торможения, воспитывают внимание, ловкость, смелость, чувство коллективизма – качества, столь необходимого для заикающихся детей.
Упражнения на координацию слова с движением проводятся по показу взрослого (учителя-логопеда, воспитателя, родителей) сначала со всеми детьми, затем индивидуально.
Игры-упражнения подобраны в соответствии с планированием лексических тем, изучаемых в группе для детей с заиканием и другими речевыми нарушениями. Тексты коротких авторских стихотворений наполнены определениями, словами-действиями, обобщающими понятиями – что способствует обогащению и активизации словарного запаса дошкольников.
Дети произносят текст игры и выполняют соответствующие тексту движения. Некоторые из предложенных упражнений возможно использовать в качестве считалок, физкультминуток.
«Осень водит хоровод…»
(упражнение к теме «Осень, осенние явления»)
Осень водит хоровод, - идем по кругу
Осень нам с тобой несёт:
В поле хлеба урожай, - делаем большой круг, держимся за руки
Фрукты с дерева снимай, - имитируем движение
Овощи клади в корзину, - присели, имитируем движение
Собирай с куста калину. - пальчиками «перекатываем» шарики
Дождь и ветер, - руки вверху, качаем ими
Птиц отлёт –
Что за чудо хоровод! - покружились вокруг себя
Разноцветный листопад. - руками показываем, как падают листья
Осенинам каждый рад! - похлопать в ладоши
«Мы ходили в огород …»
(упражнение к теме «Овощи. Огород»)
Мы ходили в огород, - идем по кругу, держимся за руки
Овощей набрали, вот: - идем по кругу, держимся за руки
Свёклы сахарной немножко, - присели, держимся за руки
Чуть поболее картошки, - поднимаемся, держимся за руки
Чтоб расти скорей – морковки, - встать на носочки, руки вверх
Лук зеленый для сноровки. - прыжки на месте, руки на поясе
Дружно вытянули репку, - имитация движения
Огурец сорвали крепкий, - сжимаем – разжимаем кулачки
Кабачки, горох, капусту. - сжимаем – разжимаем кулачки
Стало в огороде пусто! - похлопать в ладоши
«Мы в корзину фрукты сложим…»
(упражнение к теме «Сад. Фрукты»)
Мы в корзинку фрукты сложим, - ведущий ребенок стоит в центре круга
Урожай собрать поможем: указывает на каждого из детей по очереди.
Персик, грушу, мандарин, Дети в кругу проговаривают слова.
Абрикос и апельсин, На последнем слове происходит смена ведущего.
Яблоко, гранат, лимон…
Кто последний –
Выйди вон!
«Грибы в лукошке»
(упражнение к теме «Лес. Грибы. Ягоды»)
Осенью брожу в лесу, - идем по кругу, держимся за руки
А в лукошке гриб несу:
Подосиновик, опята - - загибаем пальчики на левой (правой руке),
Очень дружные ребята! называя каждый гриб
Груздь, волнушки и лисички-
Эти рыжие сестрички.
Боровик – он царь грибов, - остановиться, показать корону на голове
Съел его – и будь здоров!
Только будем осторожны: - погрозить пальчиком!
Собирать лишь то, что можно!
А поганки брать нельзя,
Мухоморы – не друзья!
«Насекомые»
(упражнение к теме «Насекомые. Подготовка к зиме»)
Кто же прячется всегда, - поднимаем, опускаем плечики
Как почует холода?
Комары, жуки и пташки, - загибаем пальчики на правой, затем левой руке
Мухи, паучки, букашки,
Пчёлы, осы, клоп и шмель…
Им теперь трудиться лень. – руки «болтаются» внизу»
Спать ложатся до весны, - имитируем движение
Будут сниться им цветы - хлопаем в ладоши.
«Поздней осенью…»
(упражнение к теме «Осень. Одежда. Обувь»)
Поздней осенью всегда - шагаем на месте
Наступают холода.
Ветер, лужи и дожди, - поднимаем руки, качаем из стороны в сторону
И тепла теперь не жди!
Чтобы нам не заболеть, - грозим пальчиком
Надо правильно надеть:
Кофту, брюки, шарф, пальто, - показываем на место, куда надевается вещь
Шапку, куртку и манто
Чтобы не промокли ножки, - выставляем ножки на пяточку по очереди
Надевай скорей сапожки!
По погоде одевайся – - грозим пальчиком
Не болей, не простужайся!
«Стаи перелетных птиц»
(упражнение к теме «Перелетные птицы. Поздняя осень»)
Перелетных птичек стаи - держимся за руки, поднимаем/опускаем руки
Улетаю, улетают.
В теплые края летят,
Здесь замерзнуть не хотят!
Гуси, утки, соловьи, - имитируем движение полета
Грач, стрижи и журавли…
Будем ждать мы их весной. - машем руками, «прощаясь» с птицами
Возвращайтесь все домой! - хлопаем в ладоши
«Так устроен человек…»
(упражнение к теме «Части тела»)
Части тела – не пустяк! - руки на поясе, повороты туловища на каждое слово
Человек устроен так:
Уши, носик, рот, глаза, - показываем на части тела
Щеки, лоб и голова
Плечи, грудь, спина, живот.
Только не наоборот!
Руки: локти и ладошки,
Чтоб держали верно ложку.
На ногах: колени, пятки –
Можно танцевать вприсядку!
Так устроены все люди. - беремся за руки, качаем руками вверх/вниз
Это знать теперь мы будем!
«Спорт и физкультура…»
(упражнение к теме «Физкультура. Спорт. Здоровье»)
С физкультурой каждый дружен! - маршируем на месте, размахивая руками
Спорт здоровью очень нужен!
Будем плавать и нырять, - имитируем движение плавания
Дружно мячики кидать,
Приседать и подниматься - приседаем, поднимаемся
И всё время улыбаться!
Будут нашими рекорды! - хлопаем в ладоши
Станут наши мышцы твёрды! - показываем накаченные мышцы
«Кто живёт в лесу, мы знаем…»
(упражнение к теме «Дикие животные нашего леса»)
Кто живет в лесу, мы знаем - разбиться на пары, играем в «ладошки»
Их все дружно называем:
Бурый мишка – это раз, - имитируем движение медведя
Жиру на зиму припас.
Волк голодный, серый, злой, - имитируем походку волка
Ходит, бродит сам не свой
Вот косой зайчишка - - прыгаем, как зайчики
Серенький трусишка.
И лиса плутовка - - «крадёмся», как лиса
Рыжая воровка!
Ёж колючий, белка, лось… - хлопаем в ладоши
Вот их сколько собралось!
«Домашние звери и птицы …»
(упражнение к теме «Домашние животные, их детеныши»)
Домашние звери и птицы (передаем мяч по кругу, проговаривая слова)
В деревне привыкли водиться…
Коровы и козы дают молоко,
За травкой пастух их ведет далеко.
Лошади, кони катают, везут…
В конюшне в свободное время живут.
Свиньи в свинарнике хрюкают дружно…
В корыто поесть им налить очень нужно!
Бык очень грозный, пасется один.
И не шути, не играй близко с ним!
Курицы, утки, гуси, петух нам дают мясо, яйца и пух.
Летом к бабуле поеду поближе!
Домашних животных в деревне увижу!
«Снегири и свиристели…»
(упражнение к теме «Зима. Зимующие птицы. Месяцы зимы»)
Снегири и свиристели - имитируем полет птиц
Зимовать к нам прилетели…
Скоро вьюги и ветра, - руки вверх, качаем ими
Снег, метель и холода.
Мы помочь должны пернатым -
Подкормить, согреть их надо! - обнимаем себя за плечи, «греемся»
Вот кормушку смастерили, - постучать кулачком о кулак
Крошки хлеба положили. – «покрошили» пальчиками
Станем птицам помогать! - ритмично хлопаем в ладоши
Вместе будем зимовать.
«Праздник ёлки – Новый год»
(упражнение к теме «Новый год. Елка. Зимние забавы»)
Праздник ёлки – Новый год - идем по кругу в хороводе
Дети водят хоровод.
Все танцуют и поют,
Слышен смех и там, и тут.
А за окнами мороз - остановиться, руки вверх, машем ими из стороны в сторону
Ветер, снег с собой принёс!
Не боится детвора! -
На лыжню бежит с утра. – имитация движений катания на лыжах, коньках
Можно на коньках кататься
И снежками покидаться, - «лепим, кидаем снежки»
Бабу снежную слепить - «лепим»
И на санках повозить. – разделиться на пары, «едем на санках»
Новогодняя пора – веселится детвора! - хлопаем в ладоши
«Мебель»
(упражнение к теме «Мебель»)
В доме мебель окружает, - идем по кругу, держась за руки
Нам удобства предлагает:
На диване – полежать, - загибаем пальчики на руках, перечисляя мебель
На кровати – сладко спать,
За столом писать и кушать,
Сказки бабушкины слушать.
В шкаф одежду убирать,
В кресле можно почитать.
Стулья, полки, табурет…
А на кухне есть буфет.
Мебель будем твёрдо знать, - делаем «пружинку» в такт словам, руки на поясе
Её верно называть.
«Посуда»
(упражнение к теме «Посуда. Продукты»)
Из фарфора и бумаги, - разбиться на пары, играем в «ладошки»
Глины и стекла,
Из металла, из пластмассы
И из хрусталя
Делают посуду люди
Это знать теперь мы будем!
«Светофор»
(упражнение к теме «ПДД. Транспорт»)
Если вдруг в пути затор, - - шагаем на месте
Нам поможет светофор.
Там, где «красный глаз» горит - - стоим «смирно»
Там дорожный путь закрыт!
Если «желтый» - приготовься: - повернуться друг за другом
Друг за другом быстро стройся!
А «зеленый» – посмотри - смотрим влево, вправо
Влево, вправо – и иди! - 2 шага на месте
«Инструменты»
(упражнение к теме «Профессии. Инструменты»)
В работе любой нужны инструменты:
Гвозди, лопаты, грабли и ленты - отбиваем мячом об пол только названия инструментов
Учителю – ручка, учебник, указка,
Художнику – ватман, кисти и краски.
Градусник, ножницы, клей, молоток…
Кому-то иголки, кому-то станок.
Все инструменты сейчас называем,
Кому, для чего нужны - мы точно знаем!
«Вместе весело идти…»
(упражнение к теме «ПДД»)
Вместе весело идти - шагаем на месте
Со Считайкой по пути
Вспомним правила движенья,
Выполняем упражненья:
Перейти дорогу верно - приседаем «пружинкой», руки на поясе
Помогает детям зебра
Выше ноги поднимаем, - высоко поднимаем колени
Её полоски посчитаем.
На дороге не играй,
Не крутись и не зевай! -повороты туловища в стороны
Смотрим влево, вправо смотрим, - наклоны туловища в стороны
Переходим шагом бодрым! - шагаем на месте
Заводи скорей мотор, - заводим мотор согнутыми руками
На дороге светофор
Зелено-желто-красный… - прямые руки вниз, в стороны, вверх
Путь станет безопасным! - хлопаем в ладоши
«Комнатные цветы»
(упражнение к теме «Комнатные цветы. Экология»)
Для уюта, красоты - идем по кругу, держась за руки
В нашей группе есть цветы:
Кактус, фикус, лилия, - хлопаем в ладоши на каждое слово-название
Бегония, глоксиния,
Красивые фиалки
И два горшка толстянки.
Цветы мы поливаем, - имитируем движения
Им листья протираем
И удобряем даже…
Уход растениям важен! - хлопаем в ладоши
«Защитники Родины»
(упражнение к теме «Наша Армия»)
Чтобы в армии служить - маршируем на месте
Очень сильным нужно быть!
Смелым и внимательным,
Честным и старательным…
Чтоб Отчизну защищать -
На страже Родины стоять.
«Электроприборы»
(упражнение к теме «Ателье. Электроприборы»)
По квартире мы шагаем - шагаем на месте
И приборы называем:
Постирать в машинке можно, - имитируем движения
Пылесосить нам не сложно,
Утюгом бельё утюжить,
С магнитолой песни слушать,
Феном волосы сушить,
В мясорубке фарш крутить.
Телевизор фильм покажет,
Радио погоду скажет…
Помогают нам друзья, - хлопаем в ладоши
Без которых жить нельзя!
Только вы не забывайте: - грозим пальчиком
Уходя, всё выключайте!
«В джунгли отправляемся…»
(упражнение к теме «Животные жарких стран»)
В джунгли отправляемся, - идем по кругу, держась за руки
Идём и удивляемся: - «удивляемся», поднимаем брови вверх
Слонам и крокодилам, - изображаем животных
Жирафам и горрилам,
Огромным носорогам,
С торчащим острым рогом,
Бегемотам, тиграм, львам…
И немного страшно нам! - показать мимикой, пантомимикой испуг
«Рыбий мир»
(упражнение к теме «Мир воды. Рыбы»)
Рыбы есть морские,
Озёрные, речные.
Чтобы рыбий мир узнать,
Будем дружно называть:
(дети называют рыб, делят слова на части, отбивают мячом каждую часть слова)
А в аквариуме в группе
Рыбы под названием гуппи.
«Дружная семья»
(упражнение к теме «Мой дом. Семья»)
Мама, папа, мы с тобой - идем по кругу, держась за руки
Все живём большой семьей!
Мы друг друга уважаем,
Никогда не обижаем.
Вместе трудимся по дому, - руки на поясе, делам «пружинку»
Помогая делом, словом.
Вместе любим отдыхать - - руки на поясе, прыжки на двух ногах
Веселиться и играть.
Очень дружная семья: - хлопаем в ладоши
Мама, папа, брат и я!
«Маму очень любят дети»
(упражнение к теме «Мама. 8 Марта»)
Маму очень любят дети, - идем по кругу, держась за руки
Может мама всё на свете:
Гладить, мыть и протирать, - имитируем движения
Суп варить, бельё стирать,
Пылесосить, печь блины,
В праздник накрывать столы.
Аккуратно вещи сложит,
Нам с уроками поможет.
Всех обнимет, приласкает,
Если нужно – поругает.
Мама лучше всех на свете - - хлопаем в ладоши
Это точно знают дети!
«Весна. Цветы. Птицы»
(упражнение к теме «Весна, первые цветы, прилет птиц»)
Тает снег, бегут ручьи, - стоя, показываем руками стекание воды
Возвращаются грачи. - «машем крыльями» - руками
С крыши слышится капель, - стучим указательным пальчиком правой руки по ладони левой
Раздается птичья трель.
Солнце греет, ярче светит, - сощурили глазки
Просыпаются медведи. – потягиваемся, руки вверх
На проталинке подснежник - присели, медленно поднимаемся
Самый первый, самый нежный!
Знаем точно, знаем мы: - хлопаем в ладоши
Это признаки…весны!
«Весенние работы»
(упражнение к теме «Весна. Полевые работы. Хлеб»)
Урожаю чтоб родиться, - идем по кругу, держась за руки
Весной нужно потрудиться!
Землю надобно вскопать, - имитация движений
Подрыхлить. И поливать.
Мусор граблями сгрести,
На носилках унести.
Семена посеять в грядки
Ровно, точно по порядку.
Ствол у яблонь побелить
Тоже нужно не забыть!
Очень много дел весной - хлопаем в ладоши
По хозяйству нам с тобой!
«Космонавты»
(упражнение к теме «Космос»)
Мы, построив звездолёт, - сжать кулачки, строим башенку (кулачок на кулачок)
Отправляемся в полёт!
Мы летим между планет, - легким бегом бежим по кругу, руки в стороны
Видим мы кометы след.
Вот взлетаем и садимся - встали на носочки, присели
на Луну и не боимся!
Прилунились… - встать, хлопаем в ладоши
Приземлились…
И на Землю возвратились.
«Родина»
(упражнение к теме «Страна. Край. Наш город»)
Родина – страна Россия, – идем по широкому кругу, держась за руки
Широка она, красива!
Край - природой славится, - поднять руки вверх, держимся за руки
Урал он называется.
Город наш - Озёрск родной! - хлопаем в ладоши
Любим мы его с тобой!
«Почтальон»
(упражнение к теме «Почта»)
Вот шагает почтальон, – шагаем на месте, мяч в руках
Почту нам приносит он:
Письма, телеграммы, - отбиваем мячом каждое слово
Журнал для милой мамы,
Посылку, да газеты
И от друзей приветы!
«Кто на Севере живёт»
(упражнение к теме «Животные Севера»)
Кто на Севере живет - шагаем друг за другом
Там, где холод, вечный лёд?:
Быстроногие олени, - скачем, как «лошадки»
Неуклюжие тюлени, - идем вперевалочку
Птица важная - пингвин - идем «важно» друг за другом
Не летает он один!…
Есть моржи клыкастые, - показываем клыки пальчиками
Котики зубастые - стучим зубками
И полярная сова - имитируем полет птицы
Слышится нам сквозь ветра.
И ещё лиса-песец… - бежим друг за другом «лисой»
Всех назвали? - остановились, развели руки в стороны, спрашиваем
Всё! Конец! - хлопаем в ладоши
«Парад»
(упражнение к теме «День Победы»)
Раздается там и тут - руки вверх, сжимаем, разжимаем кисти рук
В небе праздничный салют!
Друг за другом стройся в ряд! - повернуться друг за другом, шагаем по кругу
Мы шагаем на парад.
Флаги, шарики, цветы - руки вверх, машем ими
Небывалой красоты!
Поздравляет детвора! - хлопаем в ладоши
Громко крикнем все: «Ура!»
«В школу»
(упражнение к теме «Школьные принадлежности»)
В школу осенью пойдем - шагаем на месте
И в портфель с собой возьмём:
Книги – чтобы почитать, - имитируем движения, загибаем пальчики, перечисляя
Ручки – ими чтоб писать,
Альбом для рисования
И ластик для стирания,
Тетрадки и карандаши,
Да, и краски положи!
Будем заниматься, - шагаем на месте
Учиться и стараться!
В дневник «пятерки» получать - хлопаем в ладоши
И очень много знать!
«Лето жаркое пришло»
(упражнение к теме «Лето»)
Лето жаркое пришло, - шагаем на месте
Стало ярко и тепло.
Гром, и молния сверкает - - руки вверх, разжимаем, сжимаем кисти рук
Грозы летом лишь бывают.
Всюду бабочки, букашки… - бежим по кругу, изображая полет бабочки
Колокольчики, ромашки…
Можно загорать, купаться - потянуться, руки вверх + имитация плавания
И на «велике» кататься. - прыжки на месте на двух ногах
Лето – вольная пора, - хлопаем в ладоши
Веселится детвора!




