Родителям (воспитательная)

Александрова Надежда Владимировна

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА для родителей.

«Особенности подросткового периода».

  1. Что происходит с ребенком во время подросткового периода:

- Развитие самоопределения (узнаю сам себя)

- Определение референтной группы ( с кем мне комфортно общаться)

- Развитие половой идентификации (интерес к противоположенному полу)

- Развитие системы ценностей (пересмотр ранее усвоенных обычаев, ценностей, стандартов)

- Формирование жизненных ценностей (профессиональное самоопределение)

  1. Как это проявляется в его поведении:

Что делает подросток

Что он хочет этим выразить

Бунт против контроля со стороны взрослых

Хочет, чтобы предоставляли свободу и одновременно были готовы помочь в сложной ситуации

Желание близкого дружественного общения

Хочет, чтобы его всегда понимали и защищали (при необходимости), но сам попросить об этом боится

Испытание и проверка на прочность внешних границ

Хочет, чтобы его поддерживали и заботились о нем. Хочет быть уверенны в семье. Хочет знать, что если будет делать плохие поступки, его вовремя остановят

Мысли о будущем (проявляются в разговорах, размышлениях, в состоянии «замечтался»)

Хочет быть уверенным в сегодняшнем дне, одновременно ориентируясь на будуще

     3. Что нужно делать, чтобы помочь ребенку успешно пройти кризис:

  • Взрослые должны быть рядом, когда ребенок принимает неправильное решение и помогать ему учиться на собственных ошибках;
  • Предоставлять подросткам достаточно свободы от приказаний, распоряжений, уговоров, чтобы у него была возможность неправильного решения;
  • Понимать ребенка, его проблемы;
  • Принимать ребенка таким, какой он есть (не сравнивая с другими, не указывая на недостатки);
  • Сохранять структуру и систему семьи, потому что подросток обязательно будет проверять их на прочность;
  • Помочь подростку поддерживать и развивать мотивацию, так как часто подросток знает, что именно он хочет, но не знает, как этого ему достичь;
  • Уважать интересы ребенка;
  • Соблюдать права подростка;
  • Показывать и доказывать ребенку, что его любят и всегда будут любить;
  • Чтоб бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;
  • Уважайте тайну ребенка;
  • Всегда учитывайте физическое и психологическое состояние ребенка;
  • Не унижайте ребенка, особенно в присутствии других;
  • Соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, а не личность ребенка (нельзя говорить: «Ты плохой», «Ты жестокий», нужно говорить: «Ты плохо поступил», «Ты жестоко поступил»).

Конфликты подросткового периода.

Подростковый период – отрезок жизни между детством и зрелостью. Проходит для каждого по-разному и в разное время (в среднем, с 11 до 18 лет). Непременным показателем подросткового периода является наличие ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА, который разделяется на следующие части:

  • Временная перспектива или расплывчатое чувство времени.

Для того, чтобы получить некоторое представление о количестве времени, необходимого для осуществления своих жизненных планов, подростку очень важно обрести чувство времени. Это самое чувство формируется довольно поздно – к 15 – 16 годам.

Вывод: как можно терпеливее относится к тому, что ребенок может далеко не всегда быть точен в определении времени (например, опаздывает на условленную встречу, позже приходит с улицы и др.).

  • Уверенность в себе или застенчивость.

Только к завершению подросткового периода у подростка развивается уверенность в себе, основанная на прошлом опыте. Он начинает верить в свои силы и убеждается, что способен достичь поставленных целей. Прежде, чем обрести такую веру, подростки проходят через период повышенного внимания к себе и застенчивости, преимущественно в связи с физической внешностью и отношениями в социуме. Если развитие ребенка протекает относительно нормально, он начинает верить в себя и свои способности. Он понимает, что может справиться с задачами, стоящими перед ним в настоящем, и ожидает успехов в будущем.

        Вывод: как можно чаще хвалите достижения ребенка и подбадривайте при неудачах.

  • Экспериментирование с различными ролями или фиксация одной роли.

        Подростки имеют возможность «примерить» на себя различные социальные роли. Нередко они пробуют сразу множество разнообразных способов идентифицировать себя, экспериментируют с личностными качествами, способом говорить и действовать, с типами взаимоотношений. Те, у кого слишком развиты внутренние самоограничения, может преждевременно зафиксироваться на первой попавшейся роли (не всегда положительной) и никогда по-настоящему не понять, кто же они такие.

        Вывод: помочь ребенку найти самого себя через частое дружественное общение, доверие, предложение поддержки.

  • Ученичество.

Во время подросткового периода может значительно снизиться успеваемость, так как среди интересов ребенка на первое место выходят  ценности: «общение со сверстниками» и, как следствие, «желание быть как все».

Вывод: уважать временные ценности ребенка, не ругать постоянное стремление общаться с друзьями.

  • Сексуальная поляризация.

        Подростки продолжают начатые в детстве попытки понять, что означает быть «мужчиной» или «женщиной».

        Вывод: честно (чтобы не порождать конфликт во взаимоотношениях с ребенком) и быстро (чтобы подросток не отправился искать практический ответ) освещать вопросы ребенка на сексуальную тему.

  • Социальные отношения.

        По мере того как подросток расширяет свои социальные горизонты, он примеряет на себя различные социальные роли (сын, одноклассник, лидер ит.д.). В какой-то момент он понимает, что на его лояльность претендуют многие: государство, школа, родители, друзья. Как быть со всеми в нормальных отношениях и оставаться при этом самим собой? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сформировать личностную систему ценностей и приоритетов.

        Вывод: подростку необходим позитивный пример «ролевой успешности» родителей как негласного сигнала: «Ты тоже так сможешь!».

  • Идеологическая убежденность или размытость системы ценностей.

        Этот конфликт – итог всех остальных, поскольку все аспекты поведения зависят от выбранной идеологии. У подростка очень болезненно происходит процесс «поиска символа веры». Если индивид (с мягкой ненавязчивой помощью родителей) успешно разрешит вышеперечисленные конфликты – его идентичность сформируется успешно. Подросток, которому, в силу каких-то причин, не удается достичь самоидентичности, испытывает сомнения в себе, ролевую размытость и расплывчатость; такой подросток может увлечься саморазрушительной деятельностью. Он может придать преувеличенное значение мнению окружающих или пуститься в другую крайность и не обращать внимания на то, что о нем думают посторонние. Чтобы снизить возникшую тревожность, он может пристраститься к алкоголю, курению, наркотикам. Несмотря на то, что кризис идентичности ярче всего проявляется в подростковом возрасте, переопределение его может происходить и в другие периоды жизни: вступление в брак, рождение ребенка, смена профессии.

Вывод: чем успешнее ребенок пройдет кризис в подростковый период, тем легче он справится с подобными переживаниями в последующем.



Предварительный просмотр:

Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста

Почему подростку так нелегко с самим собой?

- начало функционирования половых желёз, появление вторичных половых признаков;

- у девочек половое созревание начинается на два года раньше и длится 3—4 года, у мальчиков 4—5 лет;

- период роста сексуальности и гиперсексуальности у мальчиков;

- гормональная перестройка: у девочек рост количества эстрогенов, у мальчиков — тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня надпочечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков;

- новая «химическая среда» организма вызывает резкие перепады настроения (эмоциональные качели);

- высокие темпы роста, сравнимые только с фетальным (внутриутробным) периодом и возрастом от 0 до2-х лет;

- рост скелета идёт быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры;

- у девочек увеличивается масса жировой ткани на 10—20%, что субъективно переживается очень тяжело;

- у мальчиков увеличивается количество мышечной ткани: число мышечных клеток у мальчиков превышает соответствующее число у девочек в 4 раза;

- увеличение объёма лёгких и глубины дыхания с целью обеспечения растущего организма кислородом;

- увеличение объёма сердца в 2 раза за пубертатный период;

- значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли, вегетососудистая дистония.

- гиперфункция гипотоламо-гипофизарной и эндокринной системы.

- нестабильность эмоций.

- поллюции у мальчиков и месячные у девочек подчас вызывают реакцию физиологического отторжения

- собственного тела;

 темпы развития сальных желёз (прыщи на лице, повышенная потливость, сальные волосы);

Является ли подросток жертвой бушующих гормонов?

— Да. Грейс Крайг приводит следующие общие эмоциональные проявления гормонального криза:

- частая смена настроения:

- депрессия;

- неусидчивость и плохая концентрация внимания;

- раздражительность;

- импульсивность;

- тревога;

- агрессия и проблемное поведение.

— Нет. На состояние подростка оказывает влияние масса других факторов.

- отношения в семье;

- статус в подростковой среде;

- уровень академических успехов;

- способность построить долгосрочную перспективу и т. д.

Каковы психологические особенности подросткового возраста?

1. Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же значимыми взрослыми, с мотивировкой «ты ещё слишком мал», «нос не дорос». Они, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребёнка в семье и социуме.

2. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей и сохранением детско-школьного статуса.

3. Кризис 13 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.

4. В психологической литературе этот этап называют этапом «второй перерезки пуповины». Ребёнок отделяется от родителей и уходит в свой мир — мир сверстников.

5. Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребёнок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.

6. Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.

7. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде.

8. Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности;

9. Борясь с собственным одиночеством, и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных. Так образуются молодёжные тусовки и формируется подростковая субкультура в противовес миру взрослых.

10. В молодёжной среде у подростка формируется «мы-концепция». С одной стороны, это именно то, что сплачивает группу: общие цели, интересы, задачи. С другой стороны, мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причём взаимоотношения между этими группами порой резко антагонистичны.

11. Формирование «Мы-концепции у подростка является мостиком к возникновению в жизни подростка референтной группы или групп. (Группа, ценности которой подросток принимает и разделяет, мнение которой является для него значимым, называется референтной группой)

12. Учебная деятельность и школа перестаёт быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками.

13. В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.

14. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

15. Рост критичности подчас ведёт к полному негативизму. Чаще же всего этот негативизм распространяется только на конфликтные, стрессовые и эмоционально напряжённые для подростка ситуации. Лишь у 20% подростков полностью отсутствуют кризисные проявления негативизма. (Подробнее об этой группе детей можно прочитать в разделе «жизнестойкие дети»).

16. Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ. Подросток пытается высказаться, пусть даже самому себе (дневники).

17. В этот период происходит рост самосознания, как внутренне освоенный опыт социальных отношений, позволяющий глубже понять других и себя.

18. Начало взрослости осуществляется по внешнему механизму (механизму подражания). Я буду КАК взрослый — игра — копирование внешних качеств, стиля, привычек, манеры поведения, то есть внешней атрибутики взрослости. В этом смысле особенную значимость приобретает та личность, которая будет являться этим идеалом. Хочу успокоить родителей: это почти всегда будут НЕ они, а другой значимый взрослый.

19. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодёжной субкультуре: вес, рост, гора мышц и т. д. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации.

20. Ребёнок подражает взрослым стереотипам сексуальности по форме, а не по сути, поэтому так популярна среди девочек литература, типа «Искусство соблазнять» или «Как стать роковой женщиной». Образец для подражания связан для девочек с системой ценностей, сформировавшейся в семье. Это не обязательно «роковая красотка», это может быть и стиль «бизнес вумэн», максимально приближающийся к мужскому стереотипу. Она всегда выглядит О. К., сногсшибательна, ей нет дела до «этих глупостей».

21. Мужским идеалом чаще всего становится супергерой проповедующий культ силы, выносливости, смелости, ценности настоящей дружбы, то есть герой современного боевика.

22. Неверно было бы полагать, что «Я-идеальное» формируется ТОЛЬКО по внешнему механизму. Это — лишь начальная точка отсчёта. Дальше следует овладение взрослыми умениями и навыками, заботой о ближних, а, самое главное, мерой своей посильной ОТВЕТСТВЕННОСТИ за происходящее в семье и вокруг, за себя и свои поступки.

23. Если значимый взрослый расценивает подростка, как своего главного помощника, это неизбежно повышает уровень самооценки.

24. Уровень знаний для многих подростков становится фактором жизненной успешности. Происходит специализация знаний с целью построения дальнейшей, непременно успешной» карьеры. Учёба впервые превращается не в учёбу для оценки, а в учёбу, как самообразование и стимул к саморазвитию, т. е. приобретает личностный смысл и личностную ценность.

25. Если такой путь постижения новых знаний, умений и навыков поддерживается значимыми взрослыми, иногда с помощью конкурентной борьбы, то перспектива роста «Я-идеального» многократно усиливается.



Предварительный просмотр:

На что подросток имеет право?

  • Право распоряжаться своим временем (разумеется, в пределах разумных ограничений, заранее согласованных с родителями)
  • право на свою «частную жизнь», неподотчетную взрослым

Привлекать

  • привлечение ребенка к участию в принятии решений, касающихся всей семьи 
  • полезно, чтобы подросток представлял себе, хотя бы в общих чертах, материальное положение семьи и участвовал в планировании семейного бюджета.
  • обсудить  взаимоотношения  подростка со сверстниками (предоставить участие в подростковом клубе, студии, музыка)
  • занятия спортом для снижения агрессии
  • максимальное сокращение «свободного», «праздного безделья»

Важно, чтобы к нему прислушивались, уважительно относились к его мнению и, если с ним не согласны, то объясняли, почему.

  • Замечайте любые положительные изменения в развитии подростка  

  • Личный пример
  • Избегайте криков, назиданий, иронии
  • Поддерживайте, когда трудно

Особенности подросткового периода

  1. Что происходит с ребенком во время подросткового периода:

- Развитие самоопределения (узнаю сам себя)

- Определение референтной группы ( с кем мне комфортно общаться)

- Развитие половой идентификации (интерес к противоположенному полу)

- Развитие системы ценностей (пересмотр ранее усвоенных обычаев, ценностей, стандартов)

- Формирование жизненных ценностей (профессиональное самоопределение)

  1. Как это проявляется в его поведении:

Что делает подросток

Что он хочет этим выразить

Бунт против контроля со стороны взрослых

Хочет, чтобы предоставляли свободу и одновременно были готовы помочь в сложной ситуации

Желание близкого дружественного общения

Хочет, чтобы его всегда понимали и защищали (при необходимости), но сам попросить об этом боится

Испытание и проверка на прочность внешних границ

Хочет, чтобы его поддерживали и заботились о нем. Хочет быть уверенны в семье. Хочет знать, что если будет делать плохие поступки, его вовремя остановят

Мысли о будущем (проявляются в разговорах, размышлениях, в состоянии «замечтался»)

Хочет быть уверенным в сегодняшнем дне, одновременно ориентируясь на будущее

     3. Что нужно делать, чтобы помочь ребенку успешно пройти кризис:

  • Взрослые должны быть рядом, когда ребенок принимает неправильное решение и помогать ему учиться на собственных ошибках;
  • Предоставлять подросткам достаточно свободы от приказаний, распоряжений, уговоров, чтобы у него была возможность неправильного решения;
  • Понимать ребенка, его проблемы;
  • Принимать ребенка таким, какой он есть (не сравнивая с другими, не указывая на недостатки);
  • Сохранять структуру и систему семьи, потому что подросток обязательно будет проверять их на прочность;
  • Помочь подростку поддерживать и развивать мотивацию, так как часто подросток знает, что именно он хочет, но не знает, как этого ему достичь;
  • Уважать интересы ребенка;
  • Соблюдать права подростка;
  • Показывать и доказывать ребенку, что его любят и всегда будут любить;
  • Чтоб бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;
  • Уважайте тайну ребенка;
  • Всегда учитывайте физическое и психологическое состояние ребенка;
  • Не унижайте ребенка, особенно в присутствии других;
  • Соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, а не личность ребенка (нельзя говорить: «Ты плохой», «Ты жестокий», нужно говорить: «Ты плохо поступил», «Ты жестоко поступил»).



Предварительный просмотр:

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

КАК УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ
ОТ НАРКОТИКОВ?

Лекция для родителей

Наверно, не ошибусь, если предположу, что этот вопрос задавал себе каждый родитель, воспитывающий подростка. Кто-то задумывается об этом всерьез, приглядывается к своему отпрыску, а кто-то лишь ужасается «нынешним нравам», считая, что его семью эта проблема не коснется. В то же время пугающая статистика роста сбыта и употребления наркотиков не где-то на «диком Западе», а в нашем родном городе свидетельствует, что зло наркомании, увы, не щадит никого, уничтожая все новые человеческие жизни и судьбы.

ФАКТОРЫ РИСКА

Кто же из подростков наиболее подвержен риску попасть в омут наркомании? Исследователи выделяют биологические (патология беременности и родов, хронические заболевания и пр.), социальные (плохая организация досуга, целенаправленное «подсаживание на иглу» взрослыми и пр.) и психологические (воспитание в семье, взаимоотношения с родителями и сверстниками, школьная дезадаптация и пр.) факторы риска.
Я хочу подробно остановиться на психологических факторах риска, так как, на мой взгляд, это то, что может изменить каждый родитель в своей семье. Мы, к сожалению, не можем повернуть время вспять и родить нашего ребенка абсолютно здоровым. Мы не можем также ждать, когда начнут работать многочисленные бесплатные кружки или когда правоохранительные органы переловят всех продавцов наркотиков (опыт показывает, что эта задача не решена ни в одной стране). Но только от нас, родителей, зависят наши отношения с подростком, его эмоциональное благополучие.
Многие родители прекрасно понимают свою ответственность за ребенка, его здоровье, поэтому делают, по их мнению, все возможное. К сожалению, это «все возможное» нередко заключается в кратком и безапелляционном — «запретить!» Запретить сыну или дочери ходить на дискотеку, запретить встречаться с подозрительными приятелями, запретить болтаться по улице, запретить... Да мало ли что можно еще запретить подростку для его же блага!
Не кажется ли вам, уважаемые взрослые, что ребенок здесь выступает в качестве объекта, неодушевленного предмета, которого можно поставить в укромный уголок, где его минуют все беды и напасти?
Чтобы увидеть неоднозначность (если не сказать ошибочность) такого подхода, давайте задумаемся, что происходит с нашим ребенком, когда он становится подростком? И почему этот возраст является таким «трудным»?
Дело в том, что кроме анатомо-физиологических изменений (изменение пропорций тела, половое созревание), в подростковом возрасте происходят глубокие личностные изменения. Недаром этот возраст еще называют переходным — подросток выходит из детства и становится взрослым.
Согласитесь, быть взрослым непросто. Наверно, поэтому взрослые часто детство называют беззаботным. Ведь в детстве за тебя все решают старшие — сколько гулять, какую одежду носить и как себя вести. Они же и несут ответственность за поступки ребенка: подрался мальчишка во дворе — обвиняют родителей («Какого хулигана воспитали!»), получил «двойку» в школе — вызывают родителей («Куда вы смотрите?»). И совсем другое дело, когда речь идет о взрослом человеке — сам опаздывает на работу, сам за это получает выговор.

ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР

Другими словами, быть взрослым — это значит жить своим умом, планировать свои действия и нести за них ответственность. Это значит оценивать окружающие события, людей, свои и чужие поступки и на этой основе строить свое поведение, свои отношения.
Таким образом, подросток впервые начинает смотреть на мир своими глазами, а не глазами взрослого. Ему нужно заново, по-своему, оценивать окружающих его людей (в том числе и родителей), а также себя и свою жизнь. При этом зачастую подросток приходит к выводу, что его мнение, его оценки не совпадают с оценками взрослых. Например, мама считает, что носить в одном ухе три сережки — это вульгарно и глупо, а 13-летняя дочь уверена, что это писк моды.
Ситуация усугубляется тем, что родители не замечают (или не хотят замечать?) личностных изменений в подростке, по-прежнему считают его маленьким, несамостоятельным, требующим постоянного контроля и опеки. А в 12–13, и тем более в 15–16 лет человеку тесны эти рамки, невыносима мелочная опека — он уже большой и хочет сам принимать решения!
Многие родители возмутятся: «Как же так! Если подросткам позволить все, что они хотят, они же таких дров наломают! Перестанут ходить в школу, не будут ночевать дома и еще неизвестно чем будут заниматься!» Но спросите себя, до какого возраста вы сможете водить за ручку ваше двухметровое дитя в школу, вытаскивать его из подвалов, то есть нести ответственность за ЕГО жизнь?
Конечно же, мы не говорим, что надо махнуть на подростка рукой, бросить его, что называется, на произвол судьбы. Речь идет о том, чтобы относиться к нему как к равноправному члену семьи, как к человеку, который может принять самостоятельное решение и который может попросить о помощи.
При таком подходе к воспитанию ребенка роль взрослого заключается в том, чтобы помогать ребенку делать тот или иной выбор, обсуждая (именно обсуждая вместе с ребенком, а не вещая «с высоты собственного опыта») возможные последствия каждого решения, и самое главное, уважать выбор, сделанный ребенком. Такой подход предполагает наличие понимания, доверия, уважения между взрослым и ребенком и не предполагает нотаций, упреков, давления и необоснованных (то есть непонятных для ребенка) требований.
И тогда подросток будет совершать тот или иной поступок не потому, что это ему разрешают или запрещают родители, а потому, что он принял осознанное решение и несет за него ответственность.

БОРЬБА СО СЛЕДСТВИЕМ

Таким образом, чтобы ваш ребенок не начал употреблять наркотики (не связался с дурной компанией, не совершал роковых ошибок и т.д.), необходимо с самого детства воспитывать его самостоятельным, ответственным человеком, человеком, способным предвидеть последствия своих поступков и отвечать за них.
Как воспитать такого человека — однозначно ответить невозможно. Но можно попытаться разобраться в том, что мы делаем неправильно. Например, обратите внимание, что привычная для всех нас «борьба со следствием» (получил «двойку», пришел не вовремя домой или испачкал новую куртку — получи наказание, чтобы в следующий раз неповадно было) не приносит результатов, а зачастую только ухудшает положение вещей: ребенок вообще перестает ходить в школу, домой приходит все позже и т.д.
Это происходит потому, что ребенок стремится избежать наказания, и делает это в соответствии со своей логикой: не буду ходить в школу — не будет «двоек», приду позже — оттяну неприятный разговор, упреки. Вот и получается, что мы стараемся добиться одного (улучшения успеваемости, соблюдения режима дня), а получаем прямо противоположное.
Но самым страшным результатом становится стена непонимания, выросшая между родителями и подростком. И как следствие — мнение подростка о том, что родителям бесполезно что-либо объяснять, обращаться к ним за помощью — в ответ все равно услышишь давно знакомые нотации, упреки, обвинения. И тогда подросток идет на улицу, к сверстникам, где его поймут, поддержат и посоветуют, например, «покурить травку» или «уколоться», чтобы забыть неприятности, поднять настроение.
Недаром специалисты одной из основных побудительных причин начала употребления наркотических веществ называют стремление молодых людей уйти от неприятностей, жизненных проблем, улучшить свое настроение, достичь эмоционального комфорта.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ

Вообще сверстники начинают играть ведущую роль в жизни подростка: в общении с ними он может обсудить волнующие его вопросы, попробовать различные способы поведения и отношений. Иными словами, жизнь в подростковой группе — это репетиция взрослой жизни (ведь прежде чем сесть за руль автомобиля, человек отрабатывает необходимые действия на тренажере — иначе не избежать аварии). Поэтому для подростка очень важно быть принятым в группе, соответствовать ее требованиям и правилам. И если в группе принято «расслабляться» с помощью наркотиков, то перед подростком стоит выбор: или действовать «как все», или оказаться белой вороной с риском быть изгнанным из группы. Последнее является для него, пожалуй, самым страшным.
Вот вам и еще один толчок к началу употребления наркотиков: облегчение общения со сверстниками своего и противоположного пола, преодоление замкнутости, стеснительности, достижение чувства раскованности, а также стремление подражать, не отставать от сверстников, быть принятым группой.
Как мы видим, подростковый возраст — очень сложный, болезненный (прежде всего для самой взрослеющей личности) и в то же время бесконечно важный, жизнеопределяющий. Так кто же, как не мудрые, любящие, терпеливые родители, в состоянии помочь подростку преодолеть этот тернистый путь взросления? А от нас, для того чтобы ребенок принял нашу помощь, понял наше желание помочь ему, требуется лишь теплое и заботливое отношение к нему, его эмоциональное принятие, понимание его возрастных особенностей, поддержка в трудных ситуациях, сотрудничество с ним...
Просто? Нет не просто. Но давайте будем помнить, что нашему ершистому, замкнутому, грубому, ленивому (список продолжите сами) подростку еще труднее: ведь он вступает в СВОЮ жизнь, где все для него ново.

«Я ЗАБЛУДИЛАСЬ В СЕБЕ»

Сложность познания себя и окружающих очень точно отразилась в этих, пусть неумелых, но искренних стихах девочки-подростка:

В тумане я заблудилась
И не найти мне себя...
Зачем я на свет появилась,
Если саму себя не могу найти я?
 

Туман все окутал,
И некуда мне идти.
Белый воздух меня запутал,
Сбил с прямого пути.

И тишина. И никого.
Я не слышу дыханья своего,
Я не чувствую сердцебиенья —
Белый туман, как тысяча привидений.

Я заблудилась в себе,
Ведь это замкнутый круг.
И сомненья, туман везде,
И думы, раздумья вокруг.

Румия КАЛИНИНА,
кандидат психологических наук,
научный консультант
Центра психолого-педагогической
реабилитации и коррекции, г. Псков

TopList