Моя педагогическая проблема

Устимкина Лидия Ивановна

Создание и апробация преемственной логической  модели развития общеучебных умений и навыков  в преподавании   курса «Информатика».

Мы живем в грандиозный век преобразований цивилизации. Индустриальный век неуклонно уступает место информационному обществу, чья особенность состоит в возрастании роли информации и информационных коммуникаций. Перед общеобразовательной школой информационного общества стоят совершенно другие задачи. Но в первую очередь, это – обеспечение возможности для свободной социальной адаптации выпускника школы к условиям быстро меняющегося мира. И если школа справляется с данной задачей, то ее выпускники смогут найти свое место в жизни, самореализоваться и стать счастливыми. Главное для учителя – это личность ученика, его убеждения и способности, готовность к саморазвитию. Таким образом,  важным моментом в преподавании информатики является построение процесса обучения таким образом, чтобы не просто познакомить ученика с конкретными информационными технологиями, а научить процессу адаптации к постоянно изменяющейся информационной среде, сформировать в нём культуру равноправного члена современного информационного общества.

   Я – учитель информатики, и моя задача средствами предмета сформировать такие качества учащихся, которые позволили бы им свободно ориентироваться в мире «обвальной»  информации, при этом используя как «внутреннее сито» нравственные нормы, чувство гражданственности и патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problema.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Создание и апробация преемственной логической  модели развития общеучебных умений и навыков  в преподавании   курса «Информатика».

Мы живем в грандиозный век преобразований цивилизации. Индустриальный век неуклонно уступает место информационному обществу, чья особенность состоит в возрастании роли информации и информационных коммуникаций. Перед общеобразовательной школой информационного общества стоят совершенно другие задачи. Но в первую очередь, это – обеспечение возможности для свободной социальной адаптации выпускника школы к условиям быстро меняющегося мира. И если школа справляется с данной задачей, то ее выпускники смогут найти свое место в жизни, самореализоваться и стать счастливыми. Главное для учителя – это личность ученика, его убеждения и способности, готовность к саморазвитию. Таким образом,  важным моментом в преподавании информатики является построение процесса обучения таким образом, чтобы не просто познакомить ученика с конкретными информационными технологиями, а научить процессу адаптации к постоянно изменяющейся информационной среде, сформировать в нём культуру равноправного члена современного информационного общества.

           Я – учитель информатики, и моя задача средствами предмета сформировать такие качества учащихся, которые позволили бы им свободно ориентироваться в мире «обвальной»  информации, при этом используя как «внутреннее сито» нравственные нормы, чувство гражданственности и патриотизма.

Изучив психологические подходы к формированию мышления школьников психологов и педагогов В.В.Давыдова, Л.Б.Эльконина, А.А.Леонтьева и других, а также  научно-методологические подходы к преподаванию информатики таких авторов, как А.В.Горячев, В.В. Дубинина, Ю. А. Первин,  стало ясно, что изучать информатику необходимо с начальной школы.

      Это связано с тем, что на этапе основной и старшей школы часто остаются невостребованными возможности информационных технологий из-за неподготовленности  мышления учащихся к освоению и активному использованию законов и логики мира компьютеров. А.В.Горячев отмечает: «..если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести на рабочем месте, то мышление следует развивать в определенные природой сроки. Опоздание с развитием  мышления – это опоздание навсегда». Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе. Это в первую очередь связано с необходимостью владения компьютерной грамотностью. Но не менее важной задачей является привитие ребенку навыков абстрактного мышления, умения логически мыслить

 Таким образом, противоречие между высоким требованием к качеству обучения в информационном обществе и повсеместно наблюдаемое снижение  мотивации к  обучению, предопределило выбор проблемы:  Создание и апробация преемственной логической  модели развития общеучебных умений и навыков  в преподавании   курса «Информатика».

Преемственность в обучении в данном случае понимается мной как последовательное использование на всем пути обучения  системы учебных задач, которые обеспечивают продвижение детей  на каждом  временном отрезке. Т.е. при подготовке к учебному занятию отбираю задания, ориентируясь не только на логику предметного  содержания, но и на те общеучебные умения и навыки, которые запланированы  к формированию на данном уроке. Вслед за авторским коллективом образовательной системы «Школа 2100», все  общеучебные умения делю на 4 группы: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные

Обобщенный вид логической  модели развития общеучебных умений  по курсу «Информатика»  на каждом  этапе обучения выглядит следующим образом:

организационные

интеллектуальные

оценочные

коммуникативные

Уметь:

- формулировать цель своей работы;

- составлять план действий;

- осуществлять действия по реализации плана;

- достигать результат, соотнося его с поставленной  целью

Уметь:

- ориентироваться  в необходимых источниках информации, необходимых для пополнения своей системы знания;

- перерабатывать и преобразовывать полученную информацию (анализировать, систематизировать, обобщать, сравнивать и делать выводы).

Уметь:

- провести самооценку, взаимооценку;

- обосновать свою  позицию;

- самоопределяться в системе ценностей, отвечать за свой выбор.

Уметь:

- владеть приемами коммуникации  с разными  источниками

информации;

- понимать и принимать другие позиции, мнения, взгляды;

- работать в команде.

В организации учебного процесса играет ведущую роль технология проблемного обучения, которая  предполагает создание в сознании учащихся под руководством  учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками  и развитие мыслительных способностей.

Технология проблемного обучения реализуется на основе следующих факторов:

– оптимальный подбор проблемных ситуаций и средств их создания;

– отбор ситуаций тесно связан с  применением их в повседневной жизни;

– учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы и в различных классах;

– личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Проанализировав ситуацию в классах, где веду информатику, пришла к выводу: обучение начинается вовсе не  с изучения и использования компьютера,  что кажется очевидным,  а  с…загадки,  проблемы.  Чтобы  у  учащегося   развивалось   творческое мышление,  необходимо,  чтобы  он  почувствовал  удивление  и   любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил  с  аппетитом  возникшие потребности  в  записях.  Только  через  преодоление   трудностей,   решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

 Средством реализации проблемного обучения становятся методы проблемного обучения, которые различаются степенью возрастания сложности и самостоятельности учащихся при решении учебных проблем:

- проблемное изложение знаний;

- привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения и  закрепления знаний;

- исследовательский метод.

На своих уроках я использую различные формы реализации данных методов, которые непосредственно зависят от  возраста учащихся.  

Методы проблемного

обучения

Класс

Формы

реализации

2 класс

3 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Проблемное изложение знаний

Диалог

Адрес ячейки, понятие алгоритма

Постановка

проблемных

вопросов

Устройство компьютера

Моделирование

Проблемные задания

Изучение программы PoverPoint

Программирование

Опорные схемы и конспекты

Алгоритмы

Алгоритмы

Межпредмет

ные связи и

связь с жизненной практикой

Адрес ячейки

Объекты и свойства

(природоведение, математика)

 Моделировании

е (биология, экология)

Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения и закрепления знаний

Игровые ситуации

«Сложи узор», «Калейдоскоп», «Лого», «конструктор» и др.

Самостоятельная работа

Решение творческих задач

Программирование

Проблемные задания

Алгоритмы с ветвлением и  с циклами

Исследовательский метод обучения

Выдвижение гипотез

При работе над самостоятельно выбранной темой исследования

Эксперимент

Творческие д/з

Темы: «Интернет», «Компьютерные сети», «Электронная почта»

Проблемные задания

При работе над проектами

На уроках  информатики широко использую разнообразные формы проведения занятий: игровые и наглядные методы обучения и контроля знаний, связи с повседневной жизнью, а также материал таких школьных дисциплин как математика, природоведение, английский язык и т. д. Из урока в урок выполняются задания, направленные на развитие логического мышления,  памяти и внимания,  способности к анализу и синтезу. Стимулируется самостоятельность и активность при решении задач. Привлечение компьютера рассматривается как способ активизации творческого развития личности. Компьютерные программы, имея игровую форму, создают обучающую среду, в которой обеспечивается обратная связь в процессе решения задач.

Мною проводилось исследование роли компьютерных игр в успешной адаптации младших школьников к школе.  Результаты показали, что компьютерные игры расширили возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет моделировать различные ситуации и среды. Компьютерные игры позволяют полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием, пробелами в знаниях. При помощи компьютерных игр младший  школьник  быстрее адаптируется к обучению в школе

В среднем и старшем звеньях обучения  изучение информатики основывается на принципах   системного восприятия мира, понимания единых информационных связей различных природных и социальных явлений. Учебный процесс выстраивается  как процесс получения и обработки информации.

    Например, в основной школе учебный процесс направлен  на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности. Это обеспечивает  возможность систематического использования методов и средств информационных технологий при изучении всех школьных учебных предметов.  Каждая тема, начиная с основной школы, заканчивается  выполнением проекта.    

     Основная направленность этой идеи заключается в  творческом саморазвитии школьника в учебно–познавательной деятельности, в отборе методов и приемов, форм, средств организации учебного процесса с учетом индивидуально – творческих возможностей и мотивов учащихся.

Считаю, что только создание на уроке оптимальной психологической атмосферы, соответствующей особенностям личности и коллектива учащихся,  учёт специфики их настроя на   каждом  конкретном уроке обеспечивает   достижение положительного результата в обучении  и воспитании.  

Одним из эффективных средств формирования мотивации является создание проблемной ситуации как основы побуждения к действию.

Жан-Жак Руссо сказал: «Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему самому решить их. Пусть он не выучивает науку, а выдумывает её».

 Я стремлюсь так организовать учебный процесс, чтобы ученик желал, искал и находил знания.  

      Если на первой ступени обучения  организационные умения формируются  через проблемно-диалогическую технологию, то на второй ступени  она дополняется включением учащихся в индивидуальную и коллективную   проектную деятельность. Самостоятельный выбор темы, решение практически  значимых (часто межпредметных) задач способствует закреплению и  развитию всей структуры общеучебных умений и навыков.

Второй блок  преемственной логической модели развития общеучебных умений  и  навыков – развитие интеллектуальных способностей.

    В начальной школе работа строится  на основе наглядно-образного мышления, свойственного младшим школьникам. Система работы включает упражнения по сравнению объектов, определению сходства – различия, объединению схожих предметов и исключению из группировок неподходящих. Целенаправленно используются задания  - наблюдения за последовательностью событий, зависимостью одних событий от других. На уроках информатики младшие школьники учатся отличать новые знания от уже известного, осознавать потребность в дополнительной информации, извлекать и представлять  её.

Пример. При изучении темы «Алгоритм» после того как детей познакомила со схемой, они самостоятельно могут заполнить её в правильном порядке. При переходе на алгоритмы с ветвлением выясняют, что в ромбик вписывается вопрос, что означает условие. У них возникает потребность в поиске вопросов и правильных ответов, для того, чтобы двигаться по данной схеме от начала до конца.

    На уроках в основной школе опираюсь  на стремление детей к практической деятельности и доступное им абстрактное мышление. Под руководством учителя, в ходе самостоятельного решения задач и проектной  деятельности учащиеся учатся определять, какие знания нужно приобрести для решения предметной задачи; искать, сопоставлять и отбирать их из различных, схем и графиков

 Учитель всё чаще выступает в роли консультанта. Учащиеся приобретают навыки самостоятельной постановки и решения  личностно необходимых задач; получения, обработки, преобразования и представления информации.

Для того чтобы развить коммуникативные умения формирую  совместно с учащимися на каждой ступени обучения систему  самооценки и взаимооценки учащимися своего учебного труда. Если учу  «знать», то  оцениваю с помощью тестирования. Если ставлю требование «уметь», то  оцениваю посредством решения информационных задач на компьютере.

Развитие навыков оценочной деятельности от одной ступени обучения к следующей  строится на основе признания общечеловеческих ценностей,  умения действовать в соответствии с выбранными ценностями, нести ответственность за свой выбор выращивания основы личного мировоззрения.

 В процессе учения на уроке большую роль играют сформированные коммуникативные умения. Общение на уроке  информатики от других уроков отличается тем, что учащемуся приходится общаться не только с одноклассниками или учителем, но и с компьютером. Одновременно этот аспект связан с практическим применением навыков информационной деятельности в конкретной аудитории в процессе коллективного и интерактивного взаимодействия.

    Например, на всех ступенях обучения на уроках большой интерес учащихся вызывают занятия, связанные с выполнением различных ролей. В начальной школе подбираю задания, где учащиеся выполняют роли сказочных персонажей, в среднем и старшем звене – такие  упражнения заменяю  упражнениями на  исполнение роли в конкретной, чаще всего знакомой ситуации.

При изучении темы «Устройство компьютера» предлагаю детям ролевую игру «В компьютерном салоне», где каждый является попеременно то продавцом, то покупателем.

Одним из показателей результативности работы в данном направлении может служить то, что с каждым годам все больше моих учеников интересуются этим родом деятельности. Кто-то с увлечением занимается созданием проектов, кто-то вдохновенно работает с графическими редакторами, кто – то создает сайты, занимается программированием. Главное – чтобы было не скучно, и приобретались новые знания. К детям приходят первые, пусть незначительные успехи, уверенность в своих силах и желание трудиться.

Как положительный результат – отсутствие неуспевающих по предмету. Учащиеся в основном успешно справляются с контрольными  работами, с тестовыми заданиями, являются хорошими помощниками учителям предметникам в подготовке уроков. Многие мои ученики выбирают для дальнейшего обучения факультеты, где знание информатики, грамотное использование информационных технологий является важным для успешного обучения и качественного освоения будущей профессии. Необходимость развития интереса к изучению информатики, творческой самостоятельности учащихся обусловлена многими факторами.

Общество нуждается в творческих, интеллектуальных людях. Это и есть основной заказ нынешней скоростной жизни – человек должен уметь изучать, анализировать, придумывать. Он должен уметь принимать ответственные решения,  и эти решения должны быть грамотными,  а потому проблема развития творческой самостоятельности детей будет актуальна еще долгое время. Моя задача – вести целенаправленную работу в данном направлении.

 Современное динамическое состояние общемирового информационного пространства увеличение объема информации обязывают меня раскрывать учащимся неисчерпаемые возможности информационных технологий, роль информатики в развитии конкурентоспособности личности. Это является постоянным стимулом для развития своего педагогического опыта, дальнейшей разработки представленной темы.

Какие бы разумные методические приемы и средства мы ни предлагали, результативность будет зависеть от учителя – труженика, его общей культуры, любви к детям, преданности своему делу!