Моя педагогическая проблема
Создание и апробация преемственной логической модели развития общеучебных умений и навыков в преподавании курса «Информатика».
Мы живем в грандиозный век преобразований цивилизации. Индустриальный век неуклонно уступает место информационному обществу, чья особенность состоит в возрастании роли информации и информационных коммуникаций. Перед общеобразовательной школой информационного общества стоят совершенно другие задачи. Но в первую очередь, это – обеспечение возможности для свободной социальной адаптации выпускника школы к условиям быстро меняющегося мира. И если школа справляется с данной задачей, то ее выпускники смогут найти свое место в жизни, самореализоваться и стать счастливыми. Главное для учителя – это личность ученика, его убеждения и способности, готовность к саморазвитию. Таким образом, важным моментом в преподавании информатики является построение процесса обучения таким образом, чтобы не просто познакомить ученика с конкретными информационными технологиями, а научить процессу адаптации к постоянно изменяющейся информационной среде, сформировать в нём культуру равноправного члена современного информационного общества.
Я – учитель информатики, и моя задача средствами предмета сформировать такие качества учащихся, которые позволили бы им свободно ориентироваться в мире «обвальной» информации, при этом используя как «внутреннее сито» нравственные нормы, чувство гражданственности и патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание и апробация преемственной логической модели развития общеучебных умений и навыков в преподавании курса «Информатика».
Мы живем в грандиозный век преобразований цивилизации. Индустриальный век неуклонно уступает место информационному обществу, чья особенность состоит в возрастании роли информации и информационных коммуникаций. Перед общеобразовательной школой информационного общества стоят совершенно другие задачи. Но в первую очередь, это – обеспечение возможности для свободной социальной адаптации выпускника школы к условиям быстро меняющегося мира. И если школа справляется с данной задачей, то ее выпускники смогут найти свое место в жизни, самореализоваться и стать счастливыми. Главное для учителя – это личность ученика, его убеждения и способности, готовность к саморазвитию. Таким образом, важным моментом в преподавании информатики является построение процесса обучения таким образом, чтобы не просто познакомить ученика с конкретными информационными технологиями, а научить процессу адаптации к постоянно изменяющейся информационной среде, сформировать в нём культуру равноправного члена современного информационного общества.
Я – учитель информатики, и моя задача средствами предмета сформировать такие качества учащихся, которые позволили бы им свободно ориентироваться в мире «обвальной» информации, при этом используя как «внутреннее сито» нравственные нормы, чувство гражданственности и патриотизма.
Изучив психологические подходы к формированию мышления школьников психологов и педагогов В.В.Давыдова, Л.Б.Эльконина, А.А.Леонтьева и других, а также научно-методологические подходы к преподаванию информатики таких авторов, как А.В.Горячев, В.В. Дубинина, Ю. А. Первин, стало ясно, что изучать информатику необходимо с начальной школы.
Это связано с тем, что на этапе основной и старшей школы часто остаются невостребованными возможности информационных технологий из-за неподготовленности мышления учащихся к освоению и активному использованию законов и логики мира компьютеров. А.В.Горячев отмечает: «..если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести на рабочем месте, то мышление следует развивать в определенные природой сроки. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда». Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе. Это в первую очередь связано с необходимостью владения компьютерной грамотностью. Но не менее важной задачей является привитие ребенку навыков абстрактного мышления, умения логически мыслить
Таким образом, противоречие между высоким требованием к качеству обучения в информационном обществе и повсеместно наблюдаемое снижение мотивации к обучению, предопределило выбор проблемы: Создание и апробация преемственной логической модели развития общеучебных умений и навыков в преподавании курса «Информатика».
Преемственность в обучении в данном случае понимается мной как последовательное использование на всем пути обучения системы учебных задач, которые обеспечивают продвижение детей на каждом временном отрезке. Т.е. при подготовке к учебному занятию отбираю задания, ориентируясь не только на логику предметного содержания, но и на те общеучебные умения и навыки, которые запланированы к формированию на данном уроке. Вслед за авторским коллективом образовательной системы «Школа 2100», все общеучебные умения делю на 4 группы: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные
Обобщенный вид логической модели развития общеучебных умений по курсу «Информатика» на каждом этапе обучения выглядит следующим образом:
организационные | интеллектуальные | оценочные | коммуникативные |
Уметь: - формулировать цель своей работы; - составлять план действий; - осуществлять действия по реализации плана; - достигать результат, соотнося его с поставленной целью | Уметь: - ориентироваться в необходимых источниках информации, необходимых для пополнения своей системы знания; - перерабатывать и преобразовывать полученную информацию (анализировать, систематизировать, обобщать, сравнивать и делать выводы). | Уметь: - провести самооценку, взаимооценку; - обосновать свою позицию; - самоопределяться в системе ценностей, отвечать за свой выбор. | Уметь: - владеть приемами коммуникации с разными источниками информации; - понимать и принимать другие позиции, мнения, взгляды; - работать в команде. |
В организации учебного процесса играет ведущую роль технология проблемного обучения, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Технология проблемного обучения реализуется на основе следующих факторов:
– оптимальный подбор проблемных ситуаций и средств их создания;
– отбор ситуаций тесно связан с применением их в повседневной жизни;
– учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы и в различных классах;
– личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.
Проанализировав ситуацию в классах, где веду информатику, пришла к выводу: обучение начинается вовсе не с изучения и использования компьютера, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Средством реализации проблемного обучения становятся методы проблемного обучения, которые различаются степенью возрастания сложности и самостоятельности учащихся при решении учебных проблем:
- проблемное изложение знаний;
- привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения и закрепления знаний;
- исследовательский метод.
На своих уроках я использую различные формы реализации данных методов, которые непосредственно зависят от возраста учащихся.
Методы проблемного обучения | Класс Формы реализации | 2 класс | 3 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
Проблемное изложение знаний | Диалог | Адрес ячейки, понятие алгоритма | ||||
Постановка проблемных вопросов | Устройство компьютера | Моделирование | ||||
Проблемные задания | Изучение программы PoverPoint | Программирование | ||||
Опорные схемы и конспекты | Алгоритмы | Алгоритмы | ||||
Межпредмет ные связи и связь с жизненной практикой | Адрес ячейки Объекты и свойства (природоведение, математика) | Моделировании е (биология, экология) | ||||
Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения и закрепления знаний | Игровые ситуации | «Сложи узор», «Калейдоскоп», «Лого», «конструктор» и др. | ||||
Самостоятельная работа | ||||||
Решение творческих задач | Программирование | |||||
Проблемные задания | Алгоритмы с ветвлением и с циклами | |||||
Исследовательский метод обучения | Выдвижение гипотез | При работе над самостоятельно выбранной темой исследования | ||||
Эксперимент | ||||||
Творческие д/з | Темы: «Интернет», «Компьютерные сети», «Электронная почта» | |||||
Проблемные задания | При работе над проектами |
На уроках информатики широко использую разнообразные формы проведения занятий: игровые и наглядные методы обучения и контроля знаний, связи с повседневной жизнью, а также материал таких школьных дисциплин как математика, природоведение, английский язык и т. д. Из урока в урок выполняются задания, направленные на развитие логического мышления, памяти и внимания, способности к анализу и синтезу. Стимулируется самостоятельность и активность при решении задач. Привлечение компьютера рассматривается как способ активизации творческого развития личности. Компьютерные программы, имея игровую форму, создают обучающую среду, в которой обеспечивается обратная связь в процессе решения задач.
Мною проводилось исследование роли компьютерных игр в успешной адаптации младших школьников к школе. Результаты показали, что компьютерные игры расширили возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет моделировать различные ситуации и среды. Компьютерные игры позволяют полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием, пробелами в знаниях. При помощи компьютерных игр младший школьник быстрее адаптируется к обучению в школе
В среднем и старшем звеньях обучения изучение информатики основывается на принципах системного восприятия мира, понимания единых информационных связей различных природных и социальных явлений. Учебный процесс выстраивается как процесс получения и обработки информации.
Например, в основной школе учебный процесс направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности. Это обеспечивает возможность систематического использования методов и средств информационных технологий при изучении всех школьных учебных предметов. Каждая тема, начиная с основной школы, заканчивается выполнением проекта.
Основная направленность этой идеи заключается в творческом саморазвитии школьника в учебно–познавательной деятельности, в отборе методов и приемов, форм, средств организации учебного процесса с учетом индивидуально – творческих возможностей и мотивов учащихся.
Считаю, что только создание на уроке оптимальной психологической атмосферы, соответствующей особенностям личности и коллектива учащихся, учёт специфики их настроя на каждом конкретном уроке обеспечивает достижение положительного результата в обучении и воспитании.
Одним из эффективных средств формирования мотивации является создание проблемной ситуации как основы побуждения к действию.
Жан-Жак Руссо сказал: «Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему самому решить их. Пусть он не выучивает науку, а выдумывает её».
Я стремлюсь так организовать учебный процесс, чтобы ученик желал, искал и находил знания.
Если на первой ступени обучения организационные умения формируются через проблемно-диалогическую технологию, то на второй ступени она дополняется включением учащихся в индивидуальную и коллективную проектную деятельность. Самостоятельный выбор темы, решение практически значимых (часто межпредметных) задач способствует закреплению и развитию всей структуры общеучебных умений и навыков.
Второй блок преемственной логической модели развития общеучебных умений и навыков – развитие интеллектуальных способностей.
В начальной школе работа строится на основе наглядно-образного мышления, свойственного младшим школьникам. Система работы включает упражнения по сравнению объектов, определению сходства – различия, объединению схожих предметов и исключению из группировок неподходящих. Целенаправленно используются задания - наблюдения за последовательностью событий, зависимостью одних событий от других. На уроках информатики младшие школьники учатся отличать новые знания от уже известного, осознавать потребность в дополнительной информации, извлекать и представлять её.
Пример. При изучении темы «Алгоритм» после того как детей познакомила со схемой, они самостоятельно могут заполнить её в правильном порядке. При переходе на алгоритмы с ветвлением выясняют, что в ромбик вписывается вопрос, что означает условие. У них возникает потребность в поиске вопросов и правильных ответов, для того, чтобы двигаться по данной схеме от начала до конца.
На уроках в основной школе опираюсь на стремление детей к практической деятельности и доступное им абстрактное мышление. Под руководством учителя, в ходе самостоятельного решения задач и проектной деятельности учащиеся учатся определять, какие знания нужно приобрести для решения предметной задачи; искать, сопоставлять и отбирать их из различных, схем и графиков
Учитель всё чаще выступает в роли консультанта. Учащиеся приобретают навыки самостоятельной постановки и решения личностно необходимых задач; получения, обработки, преобразования и представления информации.
Для того чтобы развить коммуникативные умения формирую совместно с учащимися на каждой ступени обучения систему самооценки и взаимооценки учащимися своего учебного труда. Если учу «знать», то оцениваю с помощью тестирования. Если ставлю требование «уметь», то оцениваю посредством решения информационных задач на компьютере.
Развитие навыков оценочной деятельности от одной ступени обучения к следующей строится на основе признания общечеловеческих ценностей, умения действовать в соответствии с выбранными ценностями, нести ответственность за свой выбор выращивания основы личного мировоззрения.
В процессе учения на уроке большую роль играют сформированные коммуникативные умения. Общение на уроке информатики от других уроков отличается тем, что учащемуся приходится общаться не только с одноклассниками или учителем, но и с компьютером. Одновременно этот аспект связан с практическим применением навыков информационной деятельности в конкретной аудитории в процессе коллективного и интерактивного взаимодействия.
Например, на всех ступенях обучения на уроках большой интерес учащихся вызывают занятия, связанные с выполнением различных ролей. В начальной школе подбираю задания, где учащиеся выполняют роли сказочных персонажей, в среднем и старшем звене – такие упражнения заменяю упражнениями на исполнение роли в конкретной, чаще всего знакомой ситуации.
При изучении темы «Устройство компьютера» предлагаю детям ролевую игру «В компьютерном салоне», где каждый является попеременно то продавцом, то покупателем.
Одним из показателей результативности работы в данном направлении может служить то, что с каждым годам все больше моих учеников интересуются этим родом деятельности. Кто-то с увлечением занимается созданием проектов, кто-то вдохновенно работает с графическими редакторами, кто – то создает сайты, занимается программированием. Главное – чтобы было не скучно, и приобретались новые знания. К детям приходят первые, пусть незначительные успехи, уверенность в своих силах и желание трудиться.
Как положительный результат – отсутствие неуспевающих по предмету. Учащиеся в основном успешно справляются с контрольными работами, с тестовыми заданиями, являются хорошими помощниками учителям предметникам в подготовке уроков. Многие мои ученики выбирают для дальнейшего обучения факультеты, где знание информатики, грамотное использование информационных технологий является важным для успешного обучения и качественного освоения будущей профессии. Необходимость развития интереса к изучению информатики, творческой самостоятельности учащихся обусловлена многими факторами.
Общество нуждается в творческих, интеллектуальных людях. Это и есть основной заказ нынешней скоростной жизни – человек должен уметь изучать, анализировать, придумывать. Он должен уметь принимать ответственные решения, и эти решения должны быть грамотными, а потому проблема развития творческой самостоятельности детей будет актуальна еще долгое время. Моя задача – вести целенаправленную работу в данном направлении.
Современное динамическое состояние общемирового информационного пространства увеличение объема информации обязывают меня раскрывать учащимся неисчерпаемые возможности информационных технологий, роль информатики в развитии конкурентоспособности личности. Это является постоянным стимулом для развития своего педагогического опыта, дальнейшей разработки представленной темы.
Какие бы разумные методические приемы и средства мы ни предлагали, результативность будет зависеть от учителя – труженика, его общей культуры, любви к детям, преданности своему делу!