11 класс

Левшина Светлана Владиславовна
Самостоятельные работы

Реакции в растворах

Концентрация растворов

Подготовка к контрольной работе по теме "Растворы"

Подготовка к итоговой работе по теме "Металлы"

Подготовка к итоговой работе по теме "Неметаллы"

Практикум по химии

Расчетные задачи по химии

Цепочки превращений

Презентации к урокам

Урок "Основные понятия и законы химии"

Урок "Периодический закон. Строение атома"

Урок "Неметаллы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реакции в растворах.

  1. Написать уравнения диссоциации электролитов: сернистая кислота, хлорид аммония, сульфат железа (III), хлорид гидроксомеди (II), гидрокарбонат натрия, перманганат калия, гидроксид цезия, гидроксид алюминия.
  2. Составить уравнения реакций в молекулярной и ионной форме:
  1. NaHCO3 + CH3COOH →
  2. H2SO4 + CaCl2 →
  3. NaOH + H3PO4 →
  4. KCl + AgNO3 →
  1. Написать молекулярные и ионные уравнения реакций между растворами веществ: а) нитрат серебра и бромид калия; б) хлорид магния и гидроксид кальция; в) хлорид меди (II) и гидроксид лития; г) нитрат бария и сульфат калия; д) нитрат кальция и карбонат натрия; е) фосфат калия и хлорид кальция; ж) хлорид аммония и гидроксид натрия; з) азотная кислота и гидроксид калия; и) сульфид калия и соляная кислота; к) силикат натрия и серная кислота; л) гидроксид железа (III) и серная кислота; м) карбонат натрия и уксусная кислота; н) оксид алюминия и азотная кислота; о) гидроксид цинка и гидроксид калия; п) углекислый газ и гидроксид натрия.
  2. Расставить коэффициенты методом электронного баланса:
  1. PbO2 + H2O2 → Pb(OH)2 + O2
  2. KClO3 + H2O2 → KCl + O2 + H2O
  3. KMnO4 + K2SO3 + H2SO4 → K2SO4 + MnSO4 + H2O
  4. KMnO4 + K2SO3 + H2O → K2SO4 + MnO2 + KOH
  5. KMnO4 + K2SO3 + KOH → K2SO4 + K2MnO4 + H2O
  6. Ag + HNO3 → AgNO3 + NO2 + H2O
  7. Cu + HNO3 → Cu(NO3)2 + NO + H2O
  8. FeCl3 + H2S → FeCl2 + S + HCl
  9. CaH2 + H2O → Ca(OH)2 + H2
  10. KMnO4 + KI + H2SO4 → MnSO4 + I2 + K2SO4 + H2O
  11. Na2SO3 + K2Cr2O7 + H2SO4 → Na2SO4 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O
  1. Подвергаются ли гидролизу следующие соли: карбонат натрия, гидрокарбонат натрия, хлорид калия, сульфат меди (II), хлорид алюминия, хлорид железа (III), сульфид хрома (III), фосфат натрия? Написать схемы и уравнения гидролиза и указать характер среды.


Предварительный просмотр:

Концентрация растворов.

  1. К 200 г 15 % - ного раствора соли долили 100 г воды. Определить массовую долю соли в растворе после разбавления.
  2. Смешали 200 г 25 % - ного раствора и 300 г 10 % - ного раствора. Определить массовую долю растворенного вещества в полученном растворе.
  3. Определить массовую долю сахарозы в растворе, полученном из 125 г воды и 25 г сахарозы.
  4. Какую массу 5 % - ного раствора можно приготовить из 40 г поваренной соли?
  5. 500 г 20 % - ного раствора выпаривали, при этом испарилось 100 мл воды. Определить массовую долю вещества после выпаривания.
  6. 260 г глауберовой соли Na2SO4·10H2O растворили в 1 л воды. Определить массовую долю соли в полученном растворе.
  7. 14 % - ный раствор гидроксида натрия имеет плотность 1,15 г/см3. Определить молярную концентрацию раствора.
  8. Сколько литров аммиака нужно растворить в 100 г воды, чтобы получить 20 % - ный раствор?
  9. Молярная концентрация серной кислоты 0,5 моль/л. Какова массовая доля кислоты в растворе, если его плотность 1,03 г/мл?
  10. 120 мл раствора соли плотностью 1,5 г/мл выпаривали и получили 27 г сухого остатка. Определить массовую долю соли в исходном растворе.
  11. На нейтрализацию 40 г 20 % - ного раствора гидроксида натрия израсходовали 200 мл раствора соляной кислоты (плотность 1,025 г/мл). Определить массовую долю хлороводорода в растворе.
  12. Определить массу 10 % - ного раствора серной кислоты, который потребуется для взаимодействия с 2 г цинка.
  13. В 100 мл этилового спирта (плотность 0,8 г/мл) растворили 12 г йода. Определить массовую долю йода в растворе.
  14. Определить массы соли и воды, необходимые для приготовления 300 мл 25 % - ного раствора (плотность 1,4 г/мл).
  15. Вычислить объём раствора азотной кислоты с массовой долей 18 % и плотностью 1,1 г/мл, который можно получить из 50 мл 30 % - ного раствора (плотность 1,20 г/мл).


Предварительный просмотр:

11 класс Контрольная работа по теме «Растворы. Электролиты»

Вариант 1

  1. Из перечисленных оксидов в щелочах растворяется: 1) CaO; 2) Cr2O3; 3) MgO; 4) BaO
  2. При взаимодействии 1 моль гидроксида кальция и 2 моль ортофосфорной кислоты образуется:

1) дигидроортофосфат кальция;

2) гидроортофосфат кальция;
3) ортофосфат кальция;

4) ортофосфат гидроксокальция

  1. Гидросульфат алюминия образуется в результате реакции:

1) 2Al(OH)3 + 3H2SO4 →;

2) Al(OH)3 + H2SO4 →;
3) 2Al(OH)
3 + H2SO4 →;

4) Al(OH)3 + 3H2SO4 →

  1. Сульфит гидроксокальция – это: 1) Ca(HSO3)2; 2) (CaOH)2SO3; 3) CaSO3; 4) (CaOH)2SO4
  2. Максимально возможное число солей, которые могут быть получены в реакции Cu(OH)2 + H3PO4 → , равно: 1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6
  3. Число гидроксидов среди веществ H2SO4, Ni(OH)2, Fe2(SO4)3, Zn(OH)2, SO2, KOH, NaCl, H3PO4 равно: 1) 5; 2) 2; 3) 3; 4) 4
  4. Основная соль может быть получена в результате реакции:

1) NaOH + H2SO4 →;

2) KOH + H2SO4 →;

3) NaOH + H3PO4 →;

4) Ca(OH)2 + HCl →

  1. Сумма всех коэффициентов в молекулярных уравнениях реакций, соответствующих схеме превращений хлорид хрома (III) → гидроксид хрома (III) → сульфат хрома (III)

равна: 1) 15; 2) 20; 3) 17; 4) 18

  1. Сокращенное ионное уравнение Pb2+ + SO42- → PbSO4 соответствует реакции:

1) сульфида свинца (II) с серной кислотой;

2) гидроксида свинца (II) с серной кислотой;

3) оксида свинца (II) с серной кислотой;

4) нитрата свинца (II) с сульфатом аммония

  1. Сумма коэффициентов в ионном уравнении получения гидросульфида бария из гидроксида бария и сероводорода равна: 1) 4; 2) 6; 3) 8; 4) 10
  2. При образовании осадка ортофосфата железа (III) при взаимодействии хлорида железа (III) и ортофосфорной кислоты сумма коэффициентов в ионном уравнении реакции равна: 1) 4; 2) 6; 3) 8; 4) 10
  3. В водном растворе возможна реакция:

1) гидроксид калия + нитрат натрия;

2) гидрофосфат калия + гидроксид калия;

3) хлорид алюминия + соляная кислота;

4) нитрат железа (II) + хлорид калия

  1. Подвергается гидролизу соль: 1) сульфат натрия; 2) бромид калия; 3) сульфид натрия; 4) хлорид калия
  2. Увеличение концентрации ионов водорода в водном растворе происходит при гидролизе соли:

1) нитрита калия;

2) сульфита натрия;

3) нитрата хрома (III);

4) сульфата калия

  1. Гидролизу хлорида алюминия по первой ступени соответствует запись:

1) AlCl3 → Al3+ + 3Cl-;

2) Cl- + H2O → HCl + OH-;

3) Al3+ + H2O → AlOH2+ + H+;

4) AlOHCl + H2O → Al(OH)2Cl + HCl

  1. Концентрация гидроксид-ионов наибольшая в водном растворе соли:

1) хлорида калия;

2) карбоната натрия;

3) сульфата железа (III);

4) нитрата бария

  1. Из пречисленных реакций окислительно-восстановительными являются

Fe + S → FeS

Ag + H2S + O2 → H2O + Ag2S

NaOH + SO2 → NaHSO3

SO2 + O2 + H2O → H2SO4

NH3 + H2SO4 → (NH4)2SO4

PH3 + O2 → P2O5 + H2O:

1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 5

  1. Сумма коэффициентов в уравнении реакции KOH + Cl2→ KClO3 + … равна: 1) 16; 2) 17; 3) 18; 4) 19
  2. Сумма коэффициентов продуктов реакции KMnO4 + Na2SO3 + H2SO4 → MnSO4 + Na2SO4 + … равна: 1) 8; 2) 9; 3) 11; 4) 12
  3. Масса сульфата натрия, необходимая для приготовления 5 л 8 %-ного раствора (плотностью 1, 075 г/мл), равна: 1) 4300 г; 2) 43 г; 3) 430 г; 4) 4,3 г


Предварительный просмотр:

Итоговая работа по теме «Металлы»

(примерные задания)

  1. Распределение электронов на внешнем уровне атома алюминия: 1) 2,3; 2) 2,8,3; 3) 2,8,2; 4) 2,8,1
  2. С увеличением порядкового номера металла в главной подгруппе способность отдавать электроны: 1) увеличивается; 2) уменьшается; 3) не изменяется; 4) изменяется периодически
  3. С кислородом не взаимодействует: 1) Fe; 2) Zn; 3) Al; 4) Pt
  4. Наиболее энергично взаимодействует с водой: 1) магний; 2) кальций; 3) барий; 4) бериллий
  5. Железо взаимодействует с раствором:

1) хлорида алюминия;

2) хлорида меди;

3) хлорида цинка;

4) хлорида натрия

  1. Схеме Ме0 – nē → Меn+ соответствует реакция:

1) Mg + S = MgS;

2) Fe2O3 + 3H2 = 3H2O + 2Fe;

3) NaOH + HCl = NaCl + H2O;

4) MgO + CO2 = MgCO3

  1. Оксид металла образуются при взаимодействии с водой:

1) цинка; 2) бария; 3) натрия; 4) золота

  1. Соль образуется при реакции оксида лития с: 1) H2SO4; 2) H2O; 3) СO; 4) MgO
  2. Гидроксид калия взаимодействует с: 1) HNO3; 2) Mg(OH)2; 3) Li2O; 4) CO
  3. Амфотерным гидроксидом является: 1) Fe(OH)2; 2) Ca(OH)2; 3) Al(OH)3; 4) NaOH
  4. С кислотами и щелочами может взаимодействовать оксид:

1) бария; 2) лития; 3) алюминия; 4) железа (II)

  1. В алюминиевой посуде можно:

1) кипятить воду; 2) растворять сульфат меди (II); 3) хранить пищу

  1. Катионы Fe2+ в растворе можно обнаружить действием:

1) кислот; 2) щелочей; 3) фенолфталеином; 4) по цвету пламени

  1. Калий получают в промышленности восстановлением:

1) углеродом;

2) алюминием;

3) электролизом растворов солей;

4) электролизом расплавов солей

  1. Железо не реагирует с:

1) кислотами; 2) щелочами; 3) основными оксидами; 4) галогенами

  1. Хлорид железа (II) можно получить взаимодействием:

1) железа с хлором;

2) железа с соляной кислотой;

3) железа с хлоридом магния;

4) железа с хлоруглеродом

  1. Постоянную жесткость воды можно устранить:

1) кипячением; 2) добавлением соды; 3) добавлением известняка

  1. Коррозия сплава железа протекает быстрее в воде:

1) насыщенной кислородом;

2) дистиллированной;

3) жесткой;

4) насыщенной кислородом и углекислым газом

  1. Масса железной пластинки увеличится в растворе:

1) хлорида натрия; 2) хлорида кальция; 3) хлорида алюминия; 4) хлорида меди (II)

  1. Решить задачу. При взаимодействии растворов щелочи и хлорида железа (II) образовалось 18 г осадка, масса которого при стоянии на воздухе увеличилась на:

1) 1,7 г; 2) 1 г; 3) 3,4 г; 4) 1,6 г; 5) 4 г; 6) 34 г

  1. В цепочке превращений Ca → Ca(OH)2 → X → Ca(HCO3)2 вещество Х:

1) Ca; 2) CaO; 3) CaCO3; 4) CaCl2.

Составить уравнения реакций, необходимых для осуществления данных превращений, для ОВР написать схемы электронного баланса, для РИО – ионные уравнения.



Предварительный просмотр:

Итоговая работа по теме «Неметаллы»

(примерные задания)

  1. У атомов серы и кислорода одинаково:

1) число энергетических уровней; 2) атомная масса; 3) заряд ядра; 4) число валентных электронов.

  1. Сера является восстановителем в реакции:

1) H2 + S = H2S; 2) SO2 + H2O = H2SO3; 3) 2SO2 + O2 = SO3; 4) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2.

  1. Коэффициент перед восстановителем в уравнении реакции лития с серой равен: 1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.
  2. Для оксида серы (VI) не характерно свойство:

1) взаимодействует с кислородом;

2) реагирует с оксидом кальция;

3) растворяется в воде;

4) реагирует с гидроксидом натрия.

  1. С разбавленной серной кислотой не взаимодействует: 1) Cu; 2) Na2CO3; 3) NaOH; 4) CuO.
  2. Свойство, характерное для серной кислоты: 1) является восстановителем; 2) при растворении в воде не выделяется теплота; 3) разбавленная реагирует с магнием с выделением водорода; 4) концентрированная реагирует с железом.
  3. Растворы сульфатов от других солей можно отличить с помощью:

1) соли бария; 2) гидроксида натрия; 3) нитрата серебра; 4) индикатора.

  1. Вещество, пропущенное в цепочке S → SO2 → … → Na2SO4: 1) NaOH; 2) SO3; 3) H2SO4; 4) Na2O.
  2. Радиус атома больше у: 1) N; 2) P; 3) H; 4) Li; 5) As.
  3. В NO2 степень окисления азота равна: 1) + 1; 2) + 2; 3) – 2; 4) + 4.
  4. Для молекулярного азота не характерно свойство:

1) реагирует с металлами; 2) газ; 3) реагирует с водородом;4) при н.у. химически активен.

  1. Взаимодействие возможно между веществами в паре:

1) NH4Cl и CuO; 2) NH3 и HCl; 3) NH4Cl и HCl; 4) NH4Cl и KNO3.

  1. Коэффициент перед восстановителем в уравнении реакции магния с азотом равен: 1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.
  2. Продуктами термического окисления аммиака являются:

1) NO и H2; 2) N2 и H2O; 3) N2O5 и H2O; 4) NO2 и H2O.

  1. Аммиак при н.у. реагирует с: 1) O2; 2) H2O; 3) HCl; 4) NaOH.
  2. Для определения иона NH4+ используют: 1) лакмус; 2) щелочь; 3) кислоту; 4) хлорид бария.
  3. С разбавленной азотной кислотой реагирует: 1) гидроксид натрия; 2) углекислый газ; 3) вода; 4) золото.
  4. При взаимодействии активных металлов с азотной кислотой никогда не образуется:

1) оксид азота; 2) соль; 3) водород; 4) вода.

  1. Нитрит металла образуется при термическом разложении: 1) Cu(NO3)2; 2) Zn(NO3)2; 3) KNO3; 4) AgNO3.
  2. Заряд ядра атома кремния: 1) + 6; 2) + 4; 3) + 14; 4) + 28.
  3. Аллотропной формой углерода является: 1) озон; 2) графит; 3) карбид; 4) силицид.
  4. Углерод проявляет окислительные свойства в реакции:

1) CO2 + Li2O = Li2CO3; 2) CO2 + CaO = CaCO3; 3) Ca + 2C = CaC2; 4) C + O2 = CO2.

  1. Углерод проявляет восстановительные свойства в реакции:

1) 4Al + 3C = Al4C3; 2) C + 2H2 = CH4; 3) C + H2O = CO + H2; 4) CO2 + MgO = MgCO3.

  1. С оксидом углерода (II) взаимодействует:

1) соляная кислота; 2) оксид кремния; 3) гидроксид натрия; 4) кислород.

  1. С оксидом углерода (IV) взаимодействует:

1) соляная кислота; 2) оксид кремния; 3) гидроксид натрия; 4) кислород.

  1. Углекислый газ можно обнаружить с помощью:

1) хлорида калия; 2) гидроксида натрия; 3) гидроксида кальция; 4) серной кислоты.

  1. Реактив на соли угольной кислоты: 1) соляная кислота; 2) лакмус; 3) щелочь; 4) сода.
  2. Ионному уравнению 2H+ + SiO32- = H2SiO3 соответствует взаимодействие между:

1) SiO2 и H2O; 2) Na2SiO3 и HCl; 3) CaSiO3 и HCl; 4) Si и H2O.

  1. Решить задачу. При взаимодействии 60 г магния и 64 г серы образуется сульфид магния количеством:

1) 1 моль; 2) 2 моль; 3) 3 моль; 4) 1,5 моль.

  1. Решить задачу. При разложении 100 г известняка, содержащего 50 % примесей, выделится углекислый газ объемом: 1) 22,4 л; 2) 11,2 л; 3) 5,6 л; 4) 44,8 л.


Предварительный просмотр:

Вариант 1

  1. Вычислить объём водорода (н.у.), полученного при действии 100 г 4,9 %-ного раствора серной кислоты на избыток цинка.
  2. На оксид магния массой 4 г подействовали раствором, содержащим 15 г азотной кислоты. Вычислить массу полученной соли.
  3. При полном растворении 2,24 л аммиака (н.у.) в азотной кислоте получили 7,5 г нитрата аммония. Определить массовую долю выхода соли.

Вариант 2

  1. При действии избытком магния на 900 г раствора серной кислоты получили 5,6 л водорода (н.у.). Какова массовая доля кислоты в растворе?
  2. Какая масса осадка образуется при сливании растворов, содержащих 14,2 г сульфата натрия и 35 г нитрата свинца (II)?
  3. Какой объём азота (н.у.) можно получить при окислении 112 л аммиака, если выход продукта составляет 65 %?

Вариант 3

  1. При взаимодействии 80 г раствора азотной кислоты с избытком оксида магния получили 0,74 г нитрата магния. Вычислить массовую долю кислоты в растворе.
  2. Какой объём оксида серы (IV) образовался при взаимодействии 71 г сульфита натрия с 49 г серной кислоты?
  3. При действии концентрированной серной кислоты на 34 г нитрата натрия получили 22,7 г азотной кислоты. Какова массовая доля выхода азотной кислоты?

Вариант 4

  1. Какой объём водорода можно получить при действии избытка железных опилок на 250 мл 10 %-ного раствора серной кислоты (плотность 1,066 г/мл)?
  2. Какая масса соли получится при взаимодействии 300 г 2 %-ного раствора гидроксида натрия и 300 г 10 %-ного раствора соляной кислоты?
  3. Какой объём аммиака (н.у.) можно получить при нагревании 214 г хлорида аммония с гидроксидом кальция, если выход аммиака составляет 95 %?

Вариант 5

  1. Какую массу карбоната натрия можно получить при пропускании углекислого газа через 100 л 5 %-ного раствора гидроксида натрия (плотность 1,054 г/мл)?
  2. Какой объём водорода (н.у.) образуется при действии 13 г цинка на 250 г 25 %-ного раствора серной кислоты?
  3. Какова доля выхода аммиака, если при взаимодействии избытка водорода с 44,8 л азота получено 5,1 г аммиака?

Вариант 6

  1. Какой объём 35 %-ного раствора азотной кислоты (плотность 1,214 г/мл) потребуется для полного растворения 80 г оксида меди (II)?
  2. Вычислить массу меди, которая получится при взаимодействии 8 г железа с 200 г 8 %-ного раствора сульфата меди (II)?
  3. Какую массу 63 %-ного раствора азотной кислоты можно получить из 170 г нитрата натрия, если выход кислоты составляет 80 %?

Вариант 7

  1. Какой объём 20 %-ной соляной кислоты (плотность 1,1 г/мл) потребуется для растворения 16 г оксида железа (III)?
  2. Какова масса осадка, полученного при взаимодействии 27,2 г хлорида алюминия с 40 г 20 %-ного раствора гидроксида натрия?
  3. При растворении  в воде 28,4 г оксида фосфора (V) образовалось 36 г ортофосфорной кислоты. Найти массовую долю выхода кислоты.

Вариант 8

  1. Хватит ли 57,85 мл 22 %-ного раствора серной кислоты (плотность 1,155 г/мл) для полного растворения 11,05 г цинка?
  2. В 40 мл 6 %-ного раствора нитрата серебра (плотность 1,05 г/мл) растворили 250 мл хлороводорода. Вычислить массу полученного осадка.
  3. Через 200 г 24,5 %-ного раствора серной кислоты пропустили избыток аммиака и получили 62 г сульфата аммония. Какова массовая доля выхода продукта?

Вариант 9

  1. Какой объём водорода (н.у.) выделится при взаимодействии 57,85 мл 22 %-ного раствора серной кислоты (плотность 1,155 г/мл) с 11,05 г цинка?
  2. Через 1 л 18 %-ного раствора сульфата меди (II) (плотность 1,12 г/мл) пропустили 23,2 л сероводорода. Вычислить массу полученного осадка.
  3. При прокаливании 294 г карбоната магния получили 75 л углекислого газа. Какова объёмная доля выхода продукта реакции?

Вариант 10

  1. Какую массу металлического натрия надо растворить в воде, чтобы получить 100 г 8 %-ного раствора гидроксида натрия?
  2. Какой объём углекислого газа (н.у.) можно получить при действии 120 мл 20 %-ного раствора соляной кислоты (плотность 1,11 г/мл) на 30 г карбоната кальция?
  3. Какой объём углекислого газа можно получить при прокаливании 10,92 г гидрокарбоната натрия, если выход продукта составляет 92 %?

Вариант 11

  1. В 100 г воды растворили 4,6 г металлического натрия. Какова массовая доля гидроксида натрия в полученном растворе?
  2. 11,2 г железа сплавили с 7,8 г серы. Продукт реакции обработали избытком соляной кислоты. Выделившийся газ пропустили через раствор сульфата меди (II). Какова масса полученного осадка?
  3. Какой объём 65 %-ной азотной кислоты (плотность 1,391 г/мл) можно получить из 1 т аммиака, если массовая доля выхода кислоты 70 %?

Вариант 12

  1. В 25 мл воды растворили 0,03 г оксида кальция. Какова массовая доля гидроксида кальция в полученном растворе?
  2. К 80 г 6,6 %-ного раствора нитрата свинца (II) прилили 60 г 5 %-ного раствора иодида натрия. Какова масса выпавшего осадка?
  3. Какую массу оксида бария нужно взять для алюмотермического получения 12,3 кг бария, если доля выхода продукта составляет 90 %?

Вариант 13

  1. Какую массу цинка можно растворить в 628,8 мл 8 %-ного раствора серной кислоты (плотность 1,052 г/мл)?
  2. Вычислить массу хлорида аммония, который образуется при взаимодействии 4,48 л хлороводорода с 5,1 г аммиака?
  3. Какую массу сульфата меди (II) можно получить при реакции 6,4 г меди с концентрированной серной кислотй, если выход продукта составляет 92 %?

Вариант 14

  1. При пропускании аммиака через 20 г раствора серной кислоты получили 6,6 г сульфата аммония. Какова массовая доля серной кислоты в исходном растворе?
  2. Какой объём водорода можно получить при действии 228 мл 5 %-ного раствора серной кислоты (плотность 1,032 г/мл) на 9 г цинка?
  3. При окислении хлорида железа (II) хлором получили 3,25 г хлорида железа (III), что составило 80 % от теоретически возможного. Какой объём хлора израсходовали на реакцию?

Вариант 15

  1. Оксид серы (IV), полученный сжиганием 44,8 л сероводорода, пропущен через 0,5 л 25 %-ного раствора гидроксида натрия (плотность 1,28 г/мл). Какая соль и какой массы при этом получилась?
  2. Какой объём водорода выделится при действии 63,5 мл 16 %-ного раствора соляной кислоты (плотность 1,078 г/мл) на 2,4 г магния?
  3. Какая масса соли получится при взаимодействии 1 кг известняка, содержащего 90 % карбоната кальция, с избытком соляной кислоты?

Вариант 16

  1. 2,24 л аммиака поглощён 14,68 мл 50 %-ного раствора ортофосфорной кислоты (плотность 1,335 г/мл). Какая соль и какой массы при этом получилась?
  2. Над нагретым оксидом железа (III) массой 2,4 кг пропустили 896 л аммиака. Какая масса железа при этом образовалась?
  3. Какой объём углекислого газа выделится при прокаливании 5 кг известняка, в котором массовая доля некарбонатных примесей равна 20 %?

Вариант 17

  1. В 128 мл 10 %-ного раствора гидроксида калия (плотность 1,09 г/мл) пропустили 2,8 л оксида углерода (IV). Какая соль и какой массы образовалась при этом?
  2. Какой объём сернистого газа образуется при сжигании 3,2 г серы в 3,36 л кислорода?
  3. При сплавлении 50 кг известняка с песком SiO2 получили 29 кг силиката кальция. Определить массовую долю карбоната кальция в известняке.

Вариант 18

  1. К 100 г 20 %-ного раствора гидроксида натрия прилили 245 г 20 %-ного раствора серной кислоты. Какая соль и какой массы образовалась?
  2. Какой объём аммиака получится при пропускании над нагретым катализатором смеси, состоящей из 2,4 кг водорода и 9200 л азота?
  3. Какая масса древесного угля, содержащего 96 % углерода, потребуется для полного восстановления железа из оксида железа (III) массой 1 кг?

Вариант 19

  1. Через 46,4 мл 18 %-ного раствора гидроксида натрия (плотность 1,197 г/мл) пропустили 8,5 г сероводорода. Какая соль и какой массы образовалась?
  2. 0,32 г медного порошка прокалили в сосуде, содержащем 0,5 л кислорода. Какова масса полученного оксида?
  3. При сжигании 1 г каменного угля в токе кислорода получено 14 мл оксида серы (IV). Определить массовую долю примеси серы в каменном угле.

Вариант 20

  1. В 8,42 л 45 %-ного раствора ортофосфорной кислоты (плотность 1,293 г/мл) растворили 1,2 кг магниевых стружек. Какая соль и какой массы образовалась при этом?
  2. Через 50 г 10 %-ного раствора хлорида меди (II) пропустили 280 мл сероводорода. Вычислить массу полученного осадка.
  3. Какой объём кислорода потребуется для сжигания 1000 л оксида углерода (II), содержащего 0,2 объёмных долей примеси углекислого газа?

Вариант 21

  1. В 9,8 кг 20 %-ном растворе серной кислоты растворили 1,3 кг цинка. Какая соль и какой массы образовалась при этом?
  2. Какова масса осадка, образующегося при взаимодействии 42,6 г нитрата алюминия и 37,2 г карбоната натрия?
  3. Определить массовую долю содержания углерода в коксе, если при сжигании 4 г его выделилось 6,72 л оксида углерода (IV).

Вариант 22

  1. Хватит ли 10,58 мл 16 %-ного раствора соляной кислоты (плотность 1,078 г/мл) для полного растворения 1,12 г железа?
  2. К 100 г 5 %-ного раствора гидроксида калия прилили 150 г 10 %-ного раствора азотной кислоты. Какова масса полученной соли?
  3. Какой объём кислорода потребуется для сжигания 10 кг кокса, содержащего 98 % углерода по массе?

Вариант 23

  1. Какой объём водорода выделится в результате реакции 10,58 мл 16 %-ного раствора соляной кислоты (плотность 1,078 г/мл) и 1,12 г железа?
  2. К 50 г 5 %-ного раствора хлорида бария прилили 50 г 5 %-ного раствора серной кислоты. Какова масса образовавшегося осадка?
  3. Какой объём кислорода потребуется для сжигания 1 л сероводорода, содержащего 0,05 объёмных долей негорючих примесей?

Вариант 24

  1. 3,24 г оксида цинка растворили в 150 г раствора соляной кислоты. Какова массовая доля хлорида цинка в полученном растворе?
  2. Сплавили 6 г магния с 45 г оксида кремния (IV).  Полученную смесь обработали раствором гидроксида натрия. Вычислить объём полученного водорода.
  3. Какой объём оксида углерода (II) получится из 2 т кокса, содержащего 97 % углерода?

Вариант 25

  1. 7 г железа прореагировало с избытком хлора. Полученный хлорид растворили в 200 г воды. Найти массовую долю соли в полученном растворе.
  2. Над нагретым оксидом меди (II) массой 20 г пропустили 10,08 л водорода. Какая масса меди образовалась?
  3. Какую массу жжёной извести можно получить при обжиге 5 т известняка, содержащего 95 % карбоната кальция?

Вариант 26

  1. К раствору, содержащему 10 г гидроксида натрия, прилили 30 г 30 %-ного раствора серной кислоты. Какая соль и какой массы получилась при этом?
  2. Какая масса осадка образуется при взаимодействии 0,68 г хлорида цинка и 1,5 г нитрата серебра?
  3. Технический оксид хрома (III) массой 100 кг восстановили алюминием до металла. При этом получили 53,04 кг хрома. Вычислить массовую долю примесей в техническом оксиде.



Предварительный просмотр:

Вариант 1

Составить уравнения реакций, необходимых для осуществления превращений (для ОВР составить схемы электронного баланса, для РИО написать ионные уравнения)

  1. Натрий → гидроксид натрия → карбонат натрия → хлорид натрия → нитрат натрия
  2. Сера → сероводород → оксид серы (IV) → оксид серы (VI) → серная кислота
  3. Метан → хлорметан → этан → этен → этанол

Вариант 2

Составить уравнения реакций, необходимых для осуществления превращений (для ОВР составить схемы электронного баланса, для РИО написать ионные уравнения)

  1. Магний → хлорид магния → гидроксид магния → оксид магния → сульфат магния
  2. Фосфор → оксид фосфора (V) → ортофосфорная кислота → ортофосфат натрия → ортофосфат серебра
  3. Этилен → этан → бромэтан → этанол → этен

Вариант 3

Составить уравнения реакций, необходимых для осуществления превращений (для ОВР составить схемы электронного баланса, для РИО написать ионные уравнения)

  1. Кальций → гидроксид кальция → карбонат кальция → оксид кальция → нитрат кальция
  2. Водород → аммиак → оксид азота (II) → оксид азота (IV) → азотная кислота
  3. Карбид алюминия → метан → хлорметан → метанол → метаналь

Вариант 4

Составить уравнения реакций, необходимых для осуществления превращений (для ОВР составить схемы электронного баланса, для РИО написать ионные уравнения)

  1. Медь → хлорид меди (II) → гидроксид меди (II) → оксид меди (II) → нитрат меди (II)
  2. Силикат натрия → кремниевая кислота → оксид кремния (IV) → кремний → фторид кремния
  3. Этанол → этаналь → этановая кислота → этилацетат → углекислый газ

Вариант 5

Составить уравнения реакций, необходимых для осуществления превращений (для ОВР составить схемы электронного баланса, для РИО написать ионные уравнения)

  1. Цинк → сульфат цинка → гидроксид цинка → оксид цинка → хлорид цинка
  2. Хлорид железа (III) ← хлор → хлороводород → хлорид натрия → хлорид серебра
  3. Нитробензол ← бензол → хлорбензол → фенол → фенолят натрия

Вариант 6

Составить уравнения реакций, необходимых для осуществления превращений (для ОВР составить схемы электронного баланса, для РИО написать ионные уравнения)

  1. Железо → хлорид железа (II) → гидроксид железа (II) → оксид железа (II) → железо
  2. Сера → оксид серы (IV) → сернистая кислота → сульфит калия → оксид серы (IV)
  3. Этанол → этаналь → уксусная кислота → хлоруксусная кислота → аминоуксусная кислота

Вариант 7

Составить уравнения реакций, необходимых для осуществления превращений (для ОВР составить схемы электронного баланса, для РИО написать ионные уравнения)

  1. Гидроксид меди (II) → сульфат меди (II) → медь → оксид меди (II) → нитрат меди (II)
  2. Оксид водорода → кислород → оксид углерода (IV) → карбонат кальция → оксид кальция
  3. Метан → этин → бензол → нитробензол → анилин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общая химия Основные понятия и законы

Слайд 2

Основные понятия Вещество Химический элемент Химическая реакция

Слайд 3

Атомно-молекулярное учение Вещества состоят из атомов, молекул, ионов Все частицы в веществах находятся в постоянном движении Вещества подразделяются на простые и сложные В результате химических реакций молекулы одних веществ превращаются в молекулы других веществ

Слайд 4

Стехиометрические законы

Слайд 5

Закон сохранения массы веществ М.В.Ломоносов, 1748 г. А.Лавуазье, 1789 г. Общая масса веществ, вступивших в реакцию, равна общей массе продуктов реакции

Слайд 6

Закон постоянства состава вещества Ж.Пруст, 1799 г. Каждое чистое вещество всегда имеет один и тот же состав (и свойства), независимо от способа получения

Слайд 7

Закон авогадро А.Авогадро, 1811 г. Одинаковые объемы различных газов при одинаковых условиях (давлении и температуре) содержат одинаковое число молекул При нормальных условиях (н.у.) один моль любого газа занимает объем, равный 22,4 л


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева Строение атома

Слайд 2

Классификация химических элементов

Слайд 3

Элементы Аристотель Демокрит Древняя Греция

Слайд 4

Классификации химических элементов Вторая половина XIX в .: известно более 60 элементов По физическим свойствам образуемых простых веществ: металлы неметаллы Й. Я. Берцелиус

Слайд 5

Классификации химических элементов 1829 г. По значению относительных атомных масс – триады: Li — Na — K Ca — Sr — Ba S — Se — Te P — As — Sb Cl — Br — I И.В.Деберейнер

Слайд 6

Классификации химических элементов По возрастанию атомных масс и группирование по сходству свойств: Элементы расположены в порядке возрастания атомной массы Элементы на осях со сходными свойствами 1862 г. де Шанкуртуа

Слайд 7

Классификации химических элементов 1 марта 1869 г. Периодическая система химических элементов и Периодический закон: «Свойства химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от атомных весов» Д.И.Менделеев

Слайд 8

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

Слайд 9

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

Слайд 10

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева Более 110 элементов; расположены по возрастанию атомных масс 7 периодов (1 – 3 являются малыми, 4 – 7 большими) 8 групп (каждая состоит из 2 подгрупп – главной и побочной) Информация об Э: порядковый номер, название, массовое число

Слайд 11

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

Слайд 12

Периодическая система химических элементов – классификация химических элементов Периодическая таблица – графическое изображение Периодической системы химических элементов Период – горизонтальный ряд химических элементов, начинающийся щелочным металлом (кроме 1) и заканчивающийся инертным газом (кроме 7) Группа – вертикальный ряд элементов с одинаковой валентностью Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

Слайд 13

Состав и строение атома

Слайд 14

Атом – частица вещества, имеющая сложный состав и строение 1891 г. Стони (Ирландия) – открытие электрона А. Беккерель – открытие излучения солями урана Атом имеет сложное строение

Слайд 15

Атом – частица вещества, имеющая сложный состав 1910 г. Э. Резерфорд (англ.) – открытие атомного ядра; планетарная модель атома Мозли (англ.) – определение заряда ядра: численное значение заряда ядра атома равно порядковому № элемента

Слайд 16

Современная формулировка Периодического закона Свойства химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от величины зарядов их ядер

Слайд 17

Атом – частица вещества, имеющая сложный состав Обозначение ē Заряд 1 Масса 1/ 1837 m (Н) Количество Равно числу p + p + n 0 + 1 0 1 1 Равно числу ē А – число p + Атом – электронейтральная частица, состоящая из взаимодействующих между собой протонов, нейтронов и электронов

Слайд 18

Состав атома Число р + = число ē = порядковый № элемента Число n 0 = массовое число элемента – число р + Н №1, А=1 Z я = +1 [(1p + ) + 1 ē] O № 8, A=16 Z я = +8 [(8p + + 8n 0 ) + 8 ē] Cu № 29, A=64 Z я = +29 [(29p + + 35n 0 )+29 ē] + - Ядро : протоны и нейтроны Электроны

Слайд 19

Изотопы При изменении числа нейтронов Н +1 [(1p + ) + 1 ē] D +1 [(1p + + 1 n 0 ) + 1 ē] T +1 [(1p + + 2n 0 ) + 1 ē] При изменении числа электронов Н +1 +1 [(1p + ) ] Н -1 +1 [(1p + ) + 2 ē] При изменении числа протонов Не +1 + 2 [( 2 p + ) + 1 ē] Водород в природе : Химический элемент – атомы с одинаковым зарядом ядер Изотопы – разновидность атомов одного и того же элемента с одинаковым зарядом ядра и разной массой Ионы – заряженные частицы, образующиеся в результате отдачи или присоединения электронов атомами

Слайд 20

Строение атома – распределение электронов в атоме Электроны в атоме образуют оболочку вокруг ядра Электронная оболочка состоит из энергетических (электронных) уровней Число электронных уровней в атоме равно номеру периода, в котором находится данный элемент

Слайд 21

На каждом уровне может находиться определённое число электронов, которое определяется формулой: максимальное число ē на уровне = 2 n 2 ( n - № уровня) Число электронов на последнем уровне равно номеру группы, в которой находится данный элемент. Электроны последнего уровня называются валентными, т.к. их число определяет валентность элемента (число связей с другими атомами) Строение атома – распределение электронов в атоме № уровня 1 2 3 4 5 6 7 Число ē 2 8 18 32 32 32 32

Слайд 22

Каждый электронный уровень, кроме 1-го, делится на подуровни: номер уровня показывает число подуровней Каждый подуровень состоит из орбиталей Орбиталь – область пространства в атоме, где вероятность нахождения электрона составляет 90 – 98% Различают 4 вида орбиталей – по форме облака, которое создают электроны Строение атома – распределение электронов в атоме № уровня 1 2 3 4 5 6 7 Число подуровней 1 2 3 4 4 4 4

Слайд 23

Электронные орбитали Строение атома – распределение электронов в атоме Обозначение Форма Число № уровня, на котором впервые появляется Максимальное число электронов s 1 1 2 p 3 2 6 d * 5 3 10 f * 7 4 14

Слайд 24

Электронная формула Показывает: число электронных уровней вид орбиталей (подуровни) число электронов на каждом подуровне Показывает: число электронных уровней число орбиталей число электронов на каждой орбитали , каждом подуровне, уровне Способы изображения строения атома Графическая схема Для составления используют буквенные обозначения орбиталей и цифры Для составления используют условные графические обозначения: s - орбиталь p - орбитали d - орбитали f - орбитали электрон

Слайд 25

Распределение электронов в атоме по энергетическим уровням 1 подуровень: 2 ē 2 подуровня: 8 ē (2+6) 3 подуровня: 18 ē (2+6+10) 4 подуровня:32 ē (2+6+10+14) 4 подуровня:32 ē (2+6+10+14) 4 подуровня:32 ē (2+6+10+14) 4 подуровня:32 ē (2+6+10+14)

Слайд 26

1s 2s2p 3s3p 4s 3d 4p 5s 4d 5p 6s 4f 5d 6p 7s 5f 6d 7p Составление электронных формул и графических схем строения атома 1 п. 2 период 3 период 4 период 5 период 6 период 7 период

Слайд 27

Составление электронных формул и графических схем строения атома Н № 1, 1 период, I группа 1s 1 О № 8, 2 период, VI группа 1s 2s 2 2 4 2p 1s 2 2s 2 2p 4 Р № 15, 3 период, V группа 1s 2s 2p 3s 3p 2 2 6 2 3 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 3

Слайд 28

Свойства атомов в соединениях В соединениях атомы образуют химические связи в соответствии с их валентностью Химические связи образуются за счет перехода электронов Переход электронов осуществляется в соответствии с электроотрицательностью элементов

Слайд 29

Электроотрицательность Электроотрицательность – свойство атомов удерживать свои электроны или притягивать их от других атомов В результате перехода электронов атомы в соединениях приобретают заряды

Слайд 30

Условный заряд атома, возникающий в результате отдачи или присоединения электронов, - степень окисления элемента Степень окисления может иметь положительные и отрицательные значения Численное значение степени окисления элемента определяется числом электронов, участвующих в образовании связей В большинстве случаев численные значения степени окисления элемента и его валентности совпадают Степень окисления

Слайд 31

Определение степени окисления элементов по периодической таблице Металлы имеют положительные СО, неметаллы – положительные и отрицательные СО Номер группы, в которой находится элемент, равна высшей СО элемента Элементы I – III групп имеют постоянную СО, равную номеру группы: I группа – +1, II группа – +2, III группа – +3 [ Исключения: Cu – +1 , +2 ; Hg – +1 , +2 ] Элементы IV – VIII групп имеют переменную СО: высшая (положительная) = № группы; низшая (отрицательная) = 8 - № группы; промежуточные четные (для групп с четными №) или нечетные (для групп с нечетными №) числа между значениями высшей и низшей СО [ И сключения O – -2 ; F – -1 ; Fe – +2 , +3 и др. ] СО у одного элемента может иметь только одно отрицательное значение и несколько положительных

Слайд 32

Свойства химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от величины зарядов их ядер Закономерности в Периодической системе химических элементов

Слайд 33

Строение атома и классификация химических элементов s -элементы p -элементы d -элементы f -элементы

Слайд 34

Период – горизонтальный ряд элементов с одинаковым числом электронных уровней, начинающийся s -элементом и заканчивающийся p -элементом Группа – вертикальный ряд элементов с одинаковым числом валентных электронов Подгруппа – вертикальный ряд элементов с одинаковым строением валентного уровня Периодическая система химических элементов на основе теории строения атома

Слайд 35

Изменения, наблюдаемые в периоде Ar Cl S P Si Al Mg Na 1. Заряд ядра: увеличивается 2. Общее число электронов: увеличивается 3. Число валентных электронов (валентность): увеличивается 5. Радиус атома: уменьшается 4. Число электронных уровней: не изменяется 6. Электроотрицательность : увеличивается 7. Металлические свойства: уменьшаются 8. Неметаллические свойства: увеличиваются + 11 + 12 + 13 + 14 + 15 + 16 + 17 + 18 11 12 13 14 15 16 17 18 3s 1 3s 2 3s 2 3p 1 3s 2 3p 2 3s 2 3p 3 3s 2 3p 4 3s 2 3p 5 3s 2 3p 6 Радиус атома – расстояние от ядра до последнего электрона 0,189 нм 0,160 нм 0,143 нм 0,118 нм 0,11 нм 0,102 нм 0,099 нм 0,154 нм Электроотрицательность – свойство атомов удерживать свои электроны или притягивать электроны от других атомов 0,9 1,2 1,5 1,8 2,1 2,5 3,0

Слайд 36

Изменения, наблюдаемые в группе (главной подгруппе) Si С 1. Заряд ядра: увеличивается 2. Общее число электронов: увеличивается 3. Число валентных электронов (валентность): не изменяется 5. Радиус атома: увеличивается 4. Число электронных уровней: увеличивается 6. Электроотрицательность : уменьшается 7. Металлические свойства: увеличиваются 8. Неметаллические свойства: уменьшаются Ge Sn Pb


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Неметаллы

Слайд 2

Неметаллы в Периодической системе Неметаллы М еталлы

Слайд 3

Неметаллы в Периодической системе По периоду: ↓ r а, ↑ ЭО, ↑ окислительные и ↓ восстановительные свойства, ↑ неметаллические свойства, ↑ кислотные свойства высших оксидов и гидроксидов; ↑ число валентных ē , валентность, степень окисления По группе: ↑ r а, ↓ ЭО, ↓ окислительные и ↑ восстановительные свойства, ↓ неметаллические свойства, ↓ кислотные свойства высших оксидов и гидроксидов; число валентных ē , валентность, степень окисления не изменяется s-элемент р -элементы

Слайд 4

Неметаллы в Периодической системе Атомы неметаллов имеют большое число валентных электронов, поэтому они легче принимают электроны, чем отдают Образуют ковалентные связи

Слайд 5

Строение и физические свойства неметаллов Простые вещества образованы ковалентной неполярной связью Строение: Э – атомное Э 2 , Э х – молекулярное Для большинства характерна аллотропия

Слайд 6

Инертные газы Имеют полностью завершенный внешний электронный слой и занимают промежуточное положение между металлами и неметаллами Не образуют связи, имеют атомное строение Их иногда относят к неметаллам, но формально, по физическим признакам

Слайд 7

Строение и физические свойства неметаллов В связи с особенностями строения атомов неметаллов для образуемых ими простых веществ характерно: разнообразие внешних признаков низкие тепло- и электропроводность в твердом состоянии - хрупкость

Слайд 8

Химические свойства неметаллов Взаимодействие с простыми веществами С металлами : неметалл - окислитель Ме + Э → Ме х Э у С неметаллами : в зависимости от электроотрицательности неметаллы окислители и восстановители Взаимодействие со сложными веществами некоторые могут реагировать со сложными веществами (оксидами, кислотами, солями, органическими веществами) C + MgO → Mg + CO C+2H 2 SO 4 →CO 2 +2SO 2 +2H 2 O Cl 2 + 2FeCl 2 → 2FeCl 3

Слайд 9

Неметаллы в природе В природе встречаются самородные неметаллы - N 2 и O 2 (в воздухе), сера (в земной коре), но чаще неметаллы в природе находятся в химически связанном виде В первую очередь это вода и растворенные в ней соли, затем - минералы и горные породы (например, различные силикаты , алюмосиликаты , фосфаты , бораты , сульфаты и карбонаты ) По распространенности в земной коре неметаллы занимают самые различные места: от трех самых распространенных элементов (O, Si, H) до весьма редких (As, Se, I, Te)