мастер- класс


Предварительный просмотр:

Мастер класс «Кроссенс»

Актуальность .

Одним из результатов развития современного общества являются миграционные процессы, приводящие к появлению в русских школах детей-мигрантов, вследствие чего возникает проблема совместного обучения русскоговорящих детей и детей, для которых русский язык – неродной. Таких детей называют «билингвами», «инофонами», «иноязычными учащимися». Уровень владения русским языком этой категории учащихся не соответствует требованиям, предусмотренным государственным образовательным стандартам по русскому языку.

В новых условиях проживания русский язык становится для детей-мигрантов не только школьным предметом, но и рабочим языком, на нем они будут получать образование, будут использовать в будущем в трудовой деятельности.

На экране перед Вами  основные документы, освещающие проблемы обучения детей русскому языку в условиях двуязычия.

  • Методическое письмо МО РФ от 30.12.94 “О преподавании русского языка учащимся, прибывающим в школы Российской Федерации из государств ближнего и дальнего зарубежья”.

  • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года (№ 637-р) утверждена Концепция преподавания русского языка

  • литературы в Российской Федерации. Цель Концепции - обеспечение высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы в

2

образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 года (№ 481) была утверждена Федеральная целевая программа«Русский язык» на 2016-2020 годы.

Почему я затрагиваю этот вопрос? Потому что лично я уже четвертый год работаю со своеобразным классом в котором 70-80 % детей билингвов Сказать что я пересмотрела принцип подхода к  уроку , это не о чем не сказать. Для того чтобы обучать таких детей я применяю много приемов и способов. Ищу среди них  самые действенные. Постоянно нахожусь в поиске новых методов.  Одним из таких методов стал метод «Кроссенс», так как он помогает выстраивать логические цепочки, развивает неординарное  творческое мышление и способствует познавательной инициативе. Потому что беда таких детей не только в языковом барьере, но и в том что дети приходят в школу не посещавшие детские сады, т.е. не имеют порой самых элементарных знаний и навыков в любой сфере, а также низкая мотивация как со стороны детей , так и со стороны родителей.

Что же представляет из себя метод «Кроссенс» ? и кому принадлежит идея создания этого метода? Чем он так интересен?

 Идея создания данного метода принадлежит нашим соотечественникам писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко. В 2002 году эта технология была впервые опубликована ими  в журнале «Наука и жизнь» Слайд

СЛАЙД . Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

  • Цель применения метода; Не научить , а создать условия  для самостоятельного творческого поиска ученика

Сейчас я докажу что человек очень часто применяет  ассоциации в своей жизни и мыслит образами. Я сейчас буду задавать вопросы, а зрителей попрошу быстро отвечать на них. \

Какого цвета чистый лист? ( белый)

Какого цвета снег? (белый)

Что пьет корова? ( ?)

Многим наверное хотелось сказать сказать слово молоко, так как корова ассоциируется со словом молоко, а оно белое.

Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение. Найдите ассоциативную связь между ёжиком и ёлкой? (У обоих есть иголки!)

А что общего может быть между рыбой и приложенным к губам пальцем? (Молчание.) 

Лошадь – жеребенок,  кошка- котенок

Ушами – слушать, зубы- жевать ну и т.д.

А вот более сложный кроссинс

 «Улыбка» - результат хорошего настроения. Как она связана с енотом? (Всем известно, что дружба начинается с улыбки и песня об этом звучала в мультфильме про енота.) Движемся дальше… (Енота звали Крошка, а крошки лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.) Ищем следующую связь…(Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».) А что общего у неё с шариками? (Она отрывала лепестки и они летели, как могут летать воздушные шарики.) Далее…(Шарами украшают новогоднюю ёлку. Собака – друг человека. У человека тоже есть друг.)

О чём этот кроссенс? (О дружбе.о доброте) 

Итак, как выстраивается «Кроссенс»? Он  может иметь несколько правильных вариантов ответа, не нужно устанавливать единственную заложенную педагогом связь, важно находить любую из возможных. В этом и прелесть этого метода, научить детей мыслить, порой нестандартно.

Итак, что представляет из себя «Кроссинс»? Девять изображений расставлены так, что каждая следующая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными так и глубинными. Цепочка может выстраиваться по любой из предложенной траектории . Т.е. тремя способами. Рассмотрим на примере.

Как выдумаете на какую тему данный кроссинс? (война)

Где можно применять? Слайд про внеурочную

Также можно применять этот кроссинс и на уроках истории. Как вы думаете на каком этапе урока? ( на начальном этапе , ля определения темы урока. Или при обобщении раздела или темы.

Учащиеся называют эпоху дворцовых переворотов и правителей по очереди с верхней левой картинки по часовой стрелке - Екатерина I, Пётр II, Анна Иоановна, Анна Леопольдовна, Иван VI, Елизавета Петровна, Пётр III, Екатерина II. Пётр Первый помещён в середину как способствовавший началу этой эпохи, создавший предпосылки для неё своей политикой и указом о порядке престолонаследия.

Смутное время

Картинки 1-3  - цари занимавшие престол (в хронологическом порядке) – Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, восстание Ивана Болотникова –   восстание, проходившее в период царствования Шуйского,  Лжедмитрий II, с которым боролся царь В.Шуйский, свергнутый боярами с престола в 1610 г., престол перешел к «Семибоярщине», бояре приглашали на престол польского царевича Владислава, но русский престол решил захватить его отец – Сигизмунд III,  изгнало поляков второе ополчение под руководством К.Минина и Д.Пожарского.  В центре - Михаил Романов, избрание его на царство символизировало окончание Смуты.

При создании кроссенса следует придерживаться следующей последовательности действий:

1. определить тематику, общую идею;

2. выделить 9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме;

3. найти связь между элементами, определить последовательность;

4. выделить элементы, имеющие 3 и более связей (крест, основа);

5. сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);

6. выделить отличительные черты, особенности каждого элемента;

7. поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

8. заменить прямые образы и ассоциаций косвенными, символическими;

9. выход на новый уровень (переход к более сложным заданиям).

Предоставим слово фокус группе.

Величина

Движение

Фразеологизмы

Польза витаминов

На слайде схема построения и разгадывания «Кроссенса».

Цель: продемонстрировать использование «Кроссенса» на занятиях как метода развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления детей-билингвов.

Чем интересен метод «Кроссенс»?

Итоги. Ответы на возникшие вопросы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гаптрахимова Рашида Салиховна Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №13» Альметьевск Высшая квалификационная категория Мастер – класс « Кроссенс » как КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ЛОГИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ детей билингвов

Слайд 2

Основные документы, освещающие проблемы обучения детей русскому языку в условиях двуязычия. Методическое письмо МО РФ от 30.12.94 “О преподавании русского языка учащимся, прибывающим в школы Российской Федерации из государств ближнего и дальнего зарубежья”. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года (№ 637-р) утверждена Концепция преподавания русского языка литературы в Российской Федерации. Цель Концепции - обеспечение высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы вобразовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики . Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 года (№ 481) была утверждена Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016-2020 годы.

Слайд 3

Актуальность. 70-80 % детей билингвов в моем классе. Минусы : - многие не посещали ДОУ -языковой барьер низкая мотивация как со стороны детей, так и со стороны родителей

Слайд 4

Что же представляет из себя метод « Кроссенс » ? И кому принадлежит идея создания этого метода? Чем он так интересен и полезен?

Слайд 5

Авторы идеи создания « Кроссенса »

Слайд 7

Цель метода « Кроссенса » Не научить , а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика

Слайд 8

Простой пример « Кроссенса »

Слайд 10

При создании кроссенса следует придерживаться следующей последовательности действий: 1 . определить тематику, общую идею; 2. выделить 9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме; 3. найти связь между элементами, определить последовательность; 4. выделить элементы, имеющие 3 и более связей (крест, основа); 5. сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат); 6. выделить отличительные черты, особенности каждого элемента; 7. поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы; 8. заменить прямые образы и ассоциаций косвенными, символическими; 9. выход на новый уровень (переход к более сложным заданиям).

Слайд 11

Дружба, доброта

Слайд 13

Применение кроссенса на уроках и во внеурочной деятельности : на стадии определения темы; для закрепления материала; как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке; как творческое домашнее задание ( составление кроссенса в печатном или электронном виде по исторической личности или эпохе)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гаптрахимова Рашида Салиховна Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №13» Альметьевск Высшая квалификационная категория Мастер – класс ( часть 2) « Кроссенс » как КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ЛОГИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ детей билингвов

Слайд 6

На каких предметах? Предметах гуманитарного характера Литература История Обществознание Русский и родной языки Окружающий мир Внеурочной и внеклассной работе

Слайд 11

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гаптрахимова Рашида Салиховна Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №13» Альметьевск

Слайд 2

Я несу свой урок как подарок Тема мастер- класса:

Слайд 3

Левополушарные правополушарные равнополушарные

Слайд 4

В зависимости от доминирующего полушария выделяют визуалов , аудиалов , кинестетиков , дигиталов : визуалов (Правое Полушарие) ( РавноПолушарные ), аудиалов ( ЛП) (Р) , кинестетиков ( ПП) (Р) дигиталы ( Р)

Слайд 5

ВИЗУАЛЫ –люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения Это люди, которые «видят» окружающий мир. Около 30 % из нас- визуалы .

Слайд 6

Аудиалы Те, кто получает информацию, в основном через слуховой канал Обладают удивительно острым слухом и великолепной памятью. При общении им необязательно смотреть на собеседника и ли прикасаться к нему, главное- слушать. Люди, воспринимающие мир преимущественно посредством звуков, составляют около 10%

Слайд 7

Кинестетики Люди, воспринимающие большую часть информации через ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. «Чувствуют» окружающий мир. Они не умеют скрывать свои чувства, их выдают глаза. Ответы на вопросы просты и прямолинейны. Решения принимают, опираясь на свои чувства. Кинестетиков среди населения около 40 %

Слайд 8

Дискреты (дигиталы) Восприятие информации проис - ходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических выводов. Самая немногочисленная модальность. Младшим школьникам она малосвойственна . ( 20 % населения)

Слайд 9

Вербальные признаки

Слайд 11

Нейропсихологии установили что восприятие и понимание информации происходит лишь в том случае , если эти знания подкреплены положительными эмоциями.

Слайд 12

«Вкусный прием»

Слайд 13

Виды визуализации Традиционные Инновационные Графическая ( схемы, таблицы, графики, символы) Мотиваторы и демотиваторы Иллюстрации Создание постеров и коллажей Презентации Видеоролики

Слайд 14

Постерная презентация - это представление информации в виде постера , выполненного в технике коллаж (в переводе с английского- плакат или афиша) Распространен в основном в Европе. Научные доклады на конференциях в виде постера

Слайд 15

Два направления действия постера :

Слайд 16

Инструкция к созданию постера тема Что? Кто? Как? Где? Когда? Зачем?

Слайд 17

Ведущие бренды- правый верхний угол

Слайд 18

Задание для фокус группы: Прочитать стихотворения Построить постер в технике КОЛЛАЖ , согласно её инструкции, используя собственный жизненный опыт. Проявить творчество и смекалку , подготовить текстовую интерпретацию постера . Т.е. представить свой постер в виде связного рассказа, так чтобы заинтересовать слушателя После выполнения технической стороны задания, выйти и провести презентацию постера на публике.

Слайд 19

Инструкция к созданию постера тема Что? Кто? Как? Где? Когда? Зачем?

Слайд 20

На каких уроках? На уроках русского, английского и татарского языков и литературы На биологии, окружающем мире. Природоведении, географии. На математике , информатике ОРКСЭ Технологии, ИЗО Внеклассных мероприятиях, классных часах

Слайд 21

На каких этапах Актуализация Обобщение Закрепление Получение новых знаний На всех типах уроков

Слайд 22

Как проявлялась работа всех психотипов детей? Визуалы Аудиалы Кинестетики Дигиталы

Слайд 24

ЧТОБЫ НЕ ВИДЕТЬ ТАКИХ ЛИЦ НА УРОКЕ Я БУДУ НЕСТИ СВОЙ УРОК КАК ПОДАРОК!!!

Слайд 25

Спасибо за внимание