Для родителей

Молева Ксения Сергеевна

здесь находятся консультации и полезные материалы для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация Развитие ребенка от 1 до 2 лет35.84 КБ
Microsoft Office document icon Консультация Развитие речи детей дошкольного возраста36.5 КБ
PDF icon Консультация Развитие речи детей2.71 МБ
Файл Консультация и буклет Логопедический диагноз74.41 КБ
Файл Буклет Артикуляционная гимнастика1.87 МБ
PDF icon Консультация Развитие фонематического слуха дошкольников2.71 МБ
Файл Консультация К чтению через игры со звуками28.73 КБ
Файл Буклет для родителей. Развитие фонематического слуха102.63 КБ
Файл Консультация Речь и движения25.78 КБ
PDF icon Что должен знать и уметь ребенок к 2 годам180.49 КБ
PDF icon постановка звука р378.27 КБ
PDF icon развитие слоговой структуры слова441.67 КБ
PDF icon постановка шипящих звуков384.58 КБ
PDF icon развитие лексической стороны речи дошкольников525.72 КБ
PDF icon О вреде пустышек на речь детей791.97 КБ
Файл rodit._sobranie_v_podgot.gr_._2022_god.docx17.55 КБ
PDF icon Речевая готовность к школе636.85 КБ
Файл консультация Мнемотехника19.36 КБ
Файл razuchivanie_stihov_.pptx2.35 МБ
PDF icon Ребенок не говорит. Что делать116.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Развитие ребенка 1 года»

Подготовила учитель-логопед Молева К.С.

Малыш до двух лет учится понимать разговорную речь, накапливает пассивный запас слов и сам начинает говорить. В 12 месяцев словарный запас ребенка может составлять всего 10 слов, а после двух лет малыш уже хорошо говорит 100 слов, причем использует фразовую речь.

Нередки случаи, когда ребенок в полтора года говорит только несколько простых слов, таких как мама, папа, баба и т.п., и больше до двух лет не произносит никаких новых слов. Часто малыши просто ленятся разговаривать и пока только накапливают словарный запас. В этом возрасте главное, чтобы ребенок понимал, что ему хотят сказать, выполнял просьбы и поручения взрослых. Главное — много и часто заниматься с ребенком, применять в играх разные методики раннего развития — и кроха обязательно заговорит.

Интеллектуально-социальное развитие ребенка от 1 года до двух лет включает в себя следующие умения:

  • Ребенок может произносить простые, знакомые слова, например, дай, нет, мама, папа, свое имя и т.п.
  • Малыш много «болтает» на своем, еще непонятном взрослым языке.
  • Ярко выражает положительные эмоции: смеется, хохочет, проявляет теплые чувства, т.е. целует, обнимает близких ему людей.
  • Активно демонстрирует характер и волю, выражая негативные, отрицательные эмоции, когда недоволен или злится, при этом, что-то требуя, может кричать, раздражаться, топать ногами, ложиться на пол.

У ребенка одного года  буквально по месяцам увеличивается пассивный и активный запас слов, он уже способен говорить не просто отдельные слова, но и произносить несколько простых фраз.

  • Ребенок уже знаком с названиями частей тела и может по просьбе без ошибок показывать их.
  • На картинках также правильно может выбрать необходимый предмет, что говорит о развитии памяти у малыша.
  • Узнает себя в зеркале, может назвать имя. Знает по именам и «должностям» всех своих родственников.
  • Он стремится подражать поведению взрослых.
  • Учится слушать указания взрослых и отличать запреты.
  • Начинает сознательно контролировать мочеиспускание. Ребенка в полтора года нужно начинать приучать к горшку.

Многие родители теряются, когда дело доходит до игры с детками грудничкового периода. Покормить, помыть, погулять с малышом, это умеют многие молодые родители, но вот какие развивающие игры для ребенка в 1 год проводятся с крохой в свободное от этих хлопот время, большинство не знают. В самом начале лучше сделать упор на развитие и закрепление уже имеющихся навыков ребенка, а именно, ходьба, первые слова, мелкая моторика, сенсорика. Игры для детей 1 года весьма разнообразны и помогут родителям не только закрепить, но и многократно улучшить навыки малыша, присоединив новые умения и знания. Делать это нужно как можно более позитивно, не уставая, показывать, как правильно строить башню из кубиков или собирать пирамидку. Результаты обязательно появятся, возможно, гораздо быстрее, чем считают мама с папой. Нельзя давить на ребенка! Не интересно – ничего страшного.

Развитие речи

Развитие речи – важнейшее направление занятий с малышом. Как развивать речь у годовалого ребенка? Конечно, разговаривать с ним. Постоянно. Не ленитесь рассказать ребенку, как прошел день, или описать то, что вы делаете (готовите еду, убираете квартиру). Описывайте ему окружающий мир, когда гуляете на улице. Называйте предметы, их цвет, размер (достаточно терминов «большой» и «маленький»).

Отлично подходят для развития речи сказки, детские песенки, потешки и стихи. Сейчас продается множество красивых детских книг со стихами. Ритмичные фразы легче воспринимаются на слух и запоминаются ребенком. Очень хорошо купить много разных книжек с яркими картинками, в том числе и специальные экземпляры для купания, чтобы весело и познавательно проводить время в ванной.

Когда малышу исполнится полтора года, можно обратить внимание на методику с работы карточками с яркими картинками и словами. Такие занятия есть у Монтессори, Домана, Лупан, известных и авторитетных педагогов по раннему развитию.

Смысл занятия заключается в том, чтобы показывать крохе карточку и говорить о ее содержании, называя предмет или животное, описывая цвет и т.д. Такие занятия с ребенком можно проводить несколько раз в день, используя не более трех-четырех карточек. Нужно следить, чтобы малыш не устал.

Развитие мелкой моторики и сенсорики

Развитие моторики и сенсорики имеет колоссальное значение! Такие занятия как нельзя лучше развивают мозговую деятельность, правильное восприятие окружающей среды, психоэмоциональное становление личности.

В этой области можно придумать великое множество занимательных игр. Детки очень любят играть с крупами. Для годовалых малышей, которые еще тянут все в рот, лучше выбирать манку. Она относительно безопасна, ей невозможно подавиться, закупорить ухо или нос.
Игра
«Найди игрушку»:

Понадобится большое ведро, тазик или пластиковый контейнер (не менее 10 л). Несколько пачек самой дешевой манной крупы. Несколько небольших игрушек типа шариков для пинг-понга.

Необходимо высыпать крупу в большую емкость и зарыть в ней игрушки. Далее ребенку предлагается найти в манке то, что там зарыто. Игра очень веселая. Детки будут с удовольствием рыться в крупе, пересыпать ее в ручках, искать игрушки.

Очень хорошо для моторики практиковать пальчиковые игры – обычные «Ладушки» или «Сорока-Воровка». Это не только весело, но и отлично развивает координацию и ритм.

Дети обожают игры с водой. Можно играть в ванне, переливая водичку из мисочек разного размера, ловить небольшие резиновые или пластмассовые игрушки в большом тазу или ведре.

Развитие творческих способностей

Чем занять ребенка в год, чтобы развить творческое видение мира? Отлично подойдет пальчиковое рисование и лепка из пластилина. Лепку лучше отложить на то время, когда малыш перестанет тянуть в рот все подряд. А вот рисование пальчиковыми красками можно практиковать сразу после 1 года или даже раньше.

Отлично развивает моторику и мышление игры с кубиками, пирамидкой и игрушками-сортировщиками. Это развивающие игрушки, которые можно смело приобретать к году и раньше. Если активно играть с ребенком в эти игры, учить, как строить башенку и собирать пирамидку, то через месяц он будет с легкостью делать это сам.

Отлично развивают моторику и координацию попытки самостоятельно кушать. Не нужно бояться давать ребенку ложку. Да, сначала большая часть каши будет на одежде и на полу, но пройдет несколько недель, и можно будет с радостью наблюдать за крохой, который ест самостоятельно.

Развивающая игра для детей «Найди пару» 

Первая вариация игры: разрезать изображения знакомых предметов на половинки и предложить малышу найти пару. Как это выглядит? Несколько картинок с изображением мяча, дома, дерева, кота и т.д. разрезают на две части и предлагают ребенку. Сами картинки можно распечатать, нарисовать, взять открытки или вырезки из журналов. Его задача – найти две половинки и собрать рисунок. Первый раз ребенку предлагают две картинки (4 части), постепенно увеличивая их количество.

Второй вариант игры предусматривает наличие большого количества двух одинаковых предметов. Например, две синие крышки от бутылок, два кубика одного цвета, две варежки, два шарика, две одинаковые детали от конструктора, два чипа от домофона и т.д. Желательно иметь около 20 предметов (10 пар). Половину предметов складываем в пакет, вторую половину в чашку (или расставляем на столе). Задача ребенка достать предмет из пакета и найти ему пару из чашки. Довольно увлекательная игра для деток полутора – двух лет. Количество предметов можно варьировать и менять. И ведь не нужно ничего покупать.

Развивающая игра для детей «Изучение форм» 

В возрасте года детки уже неплохо различают основные геометрические фигуры. Это можно использовать для игры. Родителям нужно подготовить одинаковое количество кубиков (можно разного цвета, размера) и шариков (для большого ил настольного тенниса). Необходимо сложить шарики и кубики в одну коробку и попросить малыша рассортировать их. Шарики в одну кучку (чашку, поднос, коробку), кубики в другую. В процессе игры нужно проговаривать с ребенком действия и формы предметов, учить обобщению.

Физическое развитие

С детьми нужно играть не только в игры, которые развивают мозг, физкультуре нужно уделять не меньше времени. Как позаботиться о физическом развитии крохи?

Первое и главное правило – больше гулять! При этом нужно позволять ребенку топать ножками по улице. Часто бывает такое, что в год малыши еще не умеют ходить сами. Не беда! В год и месяц большинство таких деток уже делают первые самостоятельные шаги. Необходимо всячески поощрять кроху, хвалить и восхищаться его стараниями.

Дома тоже нужно организовать такие занятия, как гимнастика и зарядка. При этом важно не только учить ребенка упражнениям, но и показывать на собственном примере, занимаясь с ним каждый день. Родителям такая практика пойдет только на пользу.

Можно включить следующие упражнения:

  • Катание мяча от мамы к ребенку и обратно.
  • Бег («догонялки» с родителями).
  • Подбрасывание мячика.
  • Ходьба по наклонной плоскости.
  • Лазание по стремянке, ступеням или лесенке с поддержкой мамы или папы.
  • Залезание на кресло, стул, диван. Слезание оттуда.
  • Перекатывание на большом надувном мяче с помощью взрослых.
  • Ходьба на месте.
  • Подъем рук вверх и в стороны.
  • С полутора лет можно начинать прыжки на месте.
  • Ближе к двум годам хорошо практиковать такие упражнения, как «мельница» руками и поднимание ног, согнутых в колене, под прямым углом к туловищу (марширование).

Разумеется, не стоит отчаиваться, если малыш не сразу станет повторять движения. Или какие-то из них ему не понравятся. Пройдет месяц-другой, ребенок привыкнет, и гимнастика станет его любимым занятием.

Нельзя лениться учить своего кроху чему-то новому. Развитие ребенка в год очень важно! Каждый месяц необходимо вводить новые занятия, давать малышу полезные знания, обучать нужным навыкам. Эта работа быстро принесет плоды, и малыш будет давать все больше и больше поводов для гордости.



Предварительный просмотр:

Статья на тему:
«Развитие речи у детей дошкольного возраста»

Учитель-логопед

МБДОУ «Ручеек» №3

Филатова К.С.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки!

Чтобы ваши дети и внуки говорили правильно и красиво, чтобы они успешно учились в школе необходимо развивать речь ребенка в дошкольном возрасте.   Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, она наиболее гибка и податлива, поэтому все дефекты речи преодолеваются легче и быстрее.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата (языка, губ, неба и т.д.). Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.     Она не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений.                                                

Для усвоения правильного звукопроизношения необходимо еще и умение хорошо слушать, слышать, различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, контролировать собственное произношение, дифференцировать звуки: звонкие и глухие согласные (б-п, д-т), мягкие и твердые свистящие и шипящие (с-з, с-ш, ш-ж, сь-с и т.д.), то есть у ребенка должен быть развит фонематический слух.

Фонематический слух – это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать (различать) все звуки речи.

К 4-5 года в норме ребенок должен различать все звуки речи.

Говоря о звукопроизношении, следует учитывать, что ребенку

в 1-2 года необходимо произносить следующие звуки: а о э п б м;

В 2-3 года: и ы у  ф в  т д н г к х  й;

В 3-4 года: с з   ц ш ж ч щ;

В 4-5 лет: р л

Оказание логопедической помощи практически невозможно без участия родителей.

Одной из важных обязанностей родителей, дети которых занимаются с учителем-логопедом, является продолжение логопедической работы с ребенком дома, т.е. выполнение домашних заданий.

Родителям, начиная практически с рождения ребенка, необходимо развивать мелкую моторику рук малыша с помощью специальных упражнений и игр, через различные виды деятельности и организацию самообслуживания.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики:

  • игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т.д.);
  • пальчиковые игры;
  • лепка;
  • массаж пальцев и кистей.

Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую».

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Речь - чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А мы, взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно, т.е. очень важно помочь, как можно успешнее овладеть прекрасным даром.

Варнавино, 2012


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Разбираемся в логопедическом диагнозе»

 

Для родителей логопедическое заключение чаще звучит как настоящая шифровка, набор непонятных слов или аббревиатура. В логопедических диагнозах нет ничего страшного, если знать, что скрывается за таинственными буквами. Итак…Попробуем расшифровать все, что написал логопед.

ДИСЛАЛИЯ  - самое простое речевое расстройство, когда нарушено только произношение отдельных звуков. После занятий с логопедом нужные звуки стойко закрепляются в речи. Если после долгих занятий желаемого результата добиться не получается или результат «уплывает», есть смысл говорить о стёртой дизартрии. 

ДИЗАРТРИЯ - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное параличом мышц речевого аппарата. У ребят наблюдается неясная, смазанная речь, как будто «каша во рту».  Дети-дизартрики отказываются от грудного вскармливания и позже их нелегко приучить к твёрдой пище. Часто наблюдается повышенное слюноотделение, не связанное с появлением зубов. Некоторые дети с рождения наблюдаются у невролога и имеют неврологическую симптоматику.

Прогноз. При одновременном медикаментозном лечении и занятиях с логопедом удаётся добиться положительной динамики. Дети слишком быстро утрачивают умения и навыки, полученные на занятиях. Поэтому родителям таких деток следует всегда уделять внимание речи: нужно обязательно овладеть азами логопедического массажа и другими «секретами» логопеда, чтобы поддерживать речь на уровне. 

ЗАИКАНИЕ - нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Причиной заикания бывают органические поражения мозга, психологическая травма. Часто наблюдается в период интенсивного развития речи от 2-х до 6 лет, когда мысли формируются быстрее возможности выразить её на уровне речевой моторики.

Прогноз. Важно, чтобы родители следили за эмоциональным окружением и не торопили малыша закончить свою мысль, а помогали её сформировать. Так заикание может плавно и незаметно исчезнуть.

ФНР – фонетическое недоразвитие речи - это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.

Такие расстройства могут проявляться:

  • в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета
  • в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.

Дошкольников с ФНР логопед в детском саду берет на занятия полгода.

ФФНР - фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие нарушений восприятия и произношения звуков. При сохранном физическом слухе дети не могут различить или путают близкие звуки. Например, при просьбе повторить ряд разных звуков или слогов, ребенок повторяет все звуки или слоги как одинаковые (па-па-па вместо па-ба-па). И, когда логопед в детском саду спрашивает, какие звуки он слышит, малыш отвечает, что звуки одинаковые. За процесс различения близких звуков отвечает не физический, а фонематический слух (слух на фонемы). А он, вследствие, ряда причин оказывается нарушенным или несформированным.

 Основные проявления, характеризующие ФФН:

  • Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «сь»: «сюмка» вместо «сумка», «сяська» вместо «чашка», «сяпка» вместо «шапка».
  • Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа шипящих звуков может заменяться свистящими: «сапка» вместо «шапка», «лакета» вместо «ракета».
  • Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно (т.е. один звук, не в слоге или слове), но в речевых высказываниях вместо «рыжая корова» говорит «лызая калова».

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Детей с таким речевым нарушением логопед в детском саду должен брать на коррекционные занятия в течение года. 

ОНР - общее недоразвитие речи - при данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия; смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т.д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связной речи – умения рассказывать и пересказывать.

 Для детей с ОНР характерно:

  • Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь из двух слов к 5 годам;
  • Речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов) и недостаточно фонетически оформлена;
  • Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
  • Речь детей с ОНР малопонятна.

Родителям, разобравшимся в аббревиатурах, можно спокойно заводить тетрадочку для логопедических занятий и приступать… Ведь какое бы логопедическое нарушение не было у ребёнка, во многом эффективность его коррекции зависит от желания родителей улучшить речь чада. Регулярность занятий с логопедом обязательно нужно подкреплять домашними тренировками. Взрослые должны искренне верить в успех ребёнка. Вовремя исправленная речевая патология не выльется в социальную проблему общения и ошибки на письме в школе.

 

Желаем удачи в борьбе с трудными, неправильными и вредными звуками!


Для родителей логопедическое заключение чаще звучит как настоящая шифровка, набор непонятных слов или аббревиатура. В логопедических диагнозах нет ничего страшного, если знать, что скрывается за таинственными буквами. Итак…Попробуем расшифровать все, что написал логопед.

ДИСЛАЛИЯ  - самое простое речевое расстройство, когда нарушено только произношение отдельных звуков. После занятий с логопедом нужные звуки стойко закрепляются в речи.

ДИЗАРТРИЯ - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное параличом мышц речевого аппарата. У ребят наблюдается неясная, смазанная речь, как будто «каша во рту».  Часто наблюдается повышенное слюноотделение, не связанное с появлением зубов. Прогноз: При одновременном медикаментозном лечении и занятиях с логопедом удаётся добиться положительной динамики.

АЛАЛИЯ - полное или частичное недоразвитие речи у детей при сохранном физическом слухе, обусловленное поражением речевых отделов головного мозга во внутриутробном или в раннем периоде развития малыша. Диагноз «алалия» чаще всего ставят трёхлеткам, которые до 3 лет «молчали» и «мычали». Прогноз: Может быть разный, исходя из особенностей ребёнка, но положительная динамика всегда прослеживается.

ЗАИКАНИЕ - нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Причиной заикания бывают органические поражения мозга, психологическая травма. Часто наблюдается в период интенсивного развития речи от 2-х до 6 лет, когда мысли формируются быстрее возможности выразить её на уровне речевой моторики.

Желаем удачи в борьбе с трудными, неправильными и вредными звуками!

Подготовила учитель-логопед

Молева К.С.

МБДОУ детский сад «Ручеек» №3 р.п. Варнавино

Памятка для родителей

«Разбираемся в логопедическом диагнозе»

http://push-zhuravlik70.edumsko.ru/uploads/3000/3027/section/197766/llogoped.jpg

Варнавино, 2016

ФНР – фонетическое недоразвитие речи - это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата.

Такие расстройства могут проявляться:

  • в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета
  • в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.

Дошкольников с ФНР логопед в детском саду берет на занятия полгода.

ФФНР - фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие нарушений восприятия и произношения звуков. При сохранном физическом слухе дети не могут различить или путают близкие звуки. Например, при просьбе повторить ряд разных звуков или слогов, ребенок повторяет все звуки или слоги как одинаковые (па-па-па вместо па-ба-па).

Также у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Детей с ФФНР логопед в детском саду берет на коррекционные занятия в течение года.

 Основные проявления, характеризующие ФФН:

  • Замены. Ребенок заменяет два или более звуков другим. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «сь»: Сложные звуки заменяются простыми. Например, группа шипящих звуков может заменяться свистящими: «сапка» вместо «шапка», «лакета» вместо «ракета».
  • Смешения. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» отдельно, но в речевых высказываниях вместо «рыжая корова» говорит «лызая калова».

ОНР - общее недоразвитие речи - при данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия; смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т.д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связной речи – умения рассказывать и пересказывать.

Для детей с ОНР характерно:

  • Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь из двух слов к 5 годам;
  • Речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов) и недостаточно фонетически оформлена;
  • Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
  • Речь детей с ОНР малопонятна.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация:

К  ЧТЕНИЮ  ЧЕРЕЗ  ИГРЫ  СО  ЗВУКАМИ

Учитель-логопед МБДОУ детский сад «Речеек» №3

р.п. Варнавино

 Молева Ксения Сергеевна

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хочу предложить вам игры для развития фонематического слуха детей и обучения их чтению. Постепенно ведя ребёнка от звуков к буквам, следует выбирать для него наиболее мягкий естественный путь в письменность -  через игры со звуками. К 5-6 годам у ребёнка должен быть сформирован фонематический слух. Что такое фонематический слух – слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем (звуков), составляющих звуковую оболочку слова. А уже на основе фонематического слуха формируется фонематический анализ и синтез – умение «раскладывать»  и «собирать» звуковую структуру слова.

Игра «Поймай звук».

Какой первый звук в слове снег? Сейчас тебе нужно будет «ловить в ладоши» этот звук, когда его услышишь:

с, з, ц ,с, ц, к ,а, з, ц. с, ш, з, с;

са, жа, зо, со, ща, ис, па, сы;

мак, сыр, мишка, миска, крыса, крыша, север («ловушка»).

«Где спрятался звук?»

Произнеси, пожалуйста, слова: начало, конец или середина в зависимости от того, где в слове слышится звук «с»:

Марс, санки, миска, роса, слово, кусок, кокос.

(Если ребёнок затрудняется покажите ему на схеме)

«Ушки на макушке»

Я многократно произнесу одно и  тоже слово, и в тот момент, как я изменю один звук, нужно хлопнуть.

сыр, сыр, сыр,…сор, сыр, сыр;

шар, шар,…жар, шар, шар;

стол, стол, стол, стол,….стул, стол;

рад, рад,…ряд, рад, рад;

мак, мак, мак,…лак, мак;

«Верни шалунишку»

Какой первый звук в слове морковь? Из моих слов убежал звук « м». Верните его в начало слова:  - агазин,  -ост,  -уха, -арка, -ышка, -ак, -ашина.

Игра «Тим и Том»

Нарисуй двух мальчиков. Один – маленький, худенький. Это Тим.  Другой – высокий, толстенький, большой. Это Том. Тим любит всё, что начинается на мягкий согласный звук, Том – на твёрдый согласный звук. Кто любит носить кепку, кто панамку?

(Аналогично рисуют для Тима и для Тома конфету и  леденцы, мяч и скакалку, печенье и пряник, пирамидку и матрёшку и т.д. )

«Цепочка слов»

Предлагается называть слова по одному так, чтобы первый звук в слове был таким, как последний звук названного ранее слова.

Слон – нос –стол – лодка – ананас…

«Ловим» звуки» и  «собираем» слово»

Я  «бросаю»  вам звук «н»,  я «бросаю» вам звук «о», я «бросаю» вам звук «с».  Какое слово поймали?  (можно выкладывать схемы)

Слова: дом, кот, сыр, суп, мост и др.

«Разложи слово на звуки»

Картинки: шар, душ, кот, кит, дым  и др. Нужно «разложить» слово на звуки: первый звук «ш», последний «р», в середине  «а»   или  по порядку: ш,  а,  р.

«Нарисуй столько кружков, сколько звуков  в слове»

Сок, слон, зубы, санки, радуга.

«Усвоим правило».

Следует усвоить правила, по которым нужно вместе с ребёнком анализировать слова:

- брать для анализа слова, произношение  которых совпадает с написанием, не рекомендуется брать слова с буквами е, ё, я, ю, ь.

- выделяя последовательно звуки в слове, научите ребёнка интонационно подчеркивать, последовательно протягивать каждый звук в слове. Например, слово «сон».

Ссссон – первый   звук «с»

Сооон – второй звук «о»

Соннн – третий звук «н»

Играйте с детьми легко, с радостью. Живите в мире звуков вместе с ребёнком, воспитывайте у него особую чуткость к звучанию слов, что даст ему неоценимые преимущества при дальнейших занятиях в школе. И  самое важное – совместные игры со звуками станут важным шагом психического развития вашего ребёнка. Удачи  вам.

В



Предварительный просмотр:

Усвоим правило

Следует усвоить правила, по которым нужно вместе с ребёнком анализировать слова:

- брать для анализа слова, произношение  которых совпадает с написанием, не рекомендуется брать слова с буквами е, ё, я, ю, ь.

- выделяя последовательно звуки в слове, научите ребёнка интонационно подчеркивать, последовательно протягивать каждый звук в слове. Например, слово «сон».

Ссссон – первый   звук «с»

Сооон – второй звук «о»

Соннн – третий звук «н»

Обучая ребенка чтению и развивая

фонематический слух, следует помнить:

 Наша речь состоит из предложений.

 Предложения состоят из слов.

 Слова состоят из звуков.

 Звук - это то, что мы слышим и

произносим.

 Буква - это то, что мы видим и пишем.

 Звук на письме обозначается буквой.

Уважаемые родители!

В данном буклете предложены игры для развития фонематического слуха детей и обучения их чтению. Постепенно ведя ребёнка от звуков к буквам, следует выбирать для него наиболее мягкий естественный путь в письменность -  через игры со звуками. К 5-6 годам у ребёнка должен быть сформирован фонематический слух.

Фонематический слух – это слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем (звуков), составляющих звуковую оболочку слова. А уже на основе фонематического слуха формируется фонематический анализ и синтез – умение «раскладывать»  и «собирать» звуковую структуру слова.

Играйте с детьми легко, с радостью. Живите в мире звуков вместе с ребёнком, воспитывайте у него особую чуткость к звучанию слов, что даст ему неоценимые преимущества при дальнейших занятиях в школе. И  самое важное – совместные игры со звуками станут важным шагом психического развития вашего ребёнка.

Удачи вам!

hello_html_670fd1b4.gif

hello_html_m5137d2e9.jpg

Подготовила учитель-логопед

МБДОУ детский сад «Ручеек» №3 р.п. Варнавино

Молева К.С.

Варнавино, 2017

Игра «Поймай звук».

Какой первый звук в слове снег? Сейчас тебе нужно будет «ловить в ладоши» этот звук, когда его услышишь:

с, з, ц ,с, ц, к ,а, з, ц. с, ш, з, с;

са, жа, зо, со, ща, ис, па, сы;

мак, сыр, мишка, миска, крыса, крыша, север («ловушка»).

Так играем и с другими звуками

«Где спрятался звук?»

Произнеси, пожалуйста, слова: начало, конец или середина в зависимости от того, где в слове слышится звук «с»:

Марс, санки, миска, роса, слово, кусок, кокос.

(Если ребёнок затрудняется - покажите ему на схеме)

«Ушки на макушке»

Я многократно произнесу одно и  тоже слово, и в тот момент, как я изменю один звук, нужно хлопнуть.

сыр, сыр, сыр,…сор, сыр, сыр;

шар, шар,…жар, шар, шар;

стол, стол, стол, стол,….стул, стол;

рад, рад,…ряд, рад, рад;

мак, мак, мак,…лак, мак;

«Верни шалунишку»

Какой первый звук в слове морковь? Из моих слов убежал звук « м». Верните его в начало слова:  - агазин,  -ост,  -уха, -арка, -ышка, -ак, -ашина.

Так играем и с другими звуками.

Игра «Тим и Том»

Нарисуй двух мальчиков. Один – маленький, худенький. Это Тим.  Другой – высокий, толстенький, большой. Это Том. Тим любит всё, что начинается на мягкий согласный звук, Том – на твёрдый согласный звук. Кто любит носить кепку, кто панамку?

(Аналогично рисуют для Тима и для Тома конфету и  леденцы, мяч и скакалку, печенье и пряник, пирамидку и матрёшку и т.д. )

«Цепочка слов»

Предлагается называть слова по одному так, чтобы первый звук в слове был таким, как последний звук названного ранее слова.

Слон – нос –стол – лодка – ананас…

«Ловим» звуки» и  «собираем» слово»

Я  «бросаю»  вам звук «н»,  я «бросаю» вам звук «о», я «бросаю» вам звук «с».  Какое слово поймали?  (можно выкладывать схемы)

Слова: дом, кот, сыр, суп, мост и др.

«Разложи слово на звуки»

Картинки: шар, душ, кот, кит, дым  и др. Нужно «разложить» слово на звуки: первый звук «ш», последний «р», в середине  «а»   или  по порядку: ш,  а,  р.

«Зоркий глаз»

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в

слове.

Любопытный.

На любой вопрос взрослого можно назвать только те слова, которые начинаются со звука Б.
- Где был?- на балконе
- Кого видел?- бульдога
- Куда собираешься? – в булочную
- Что будешь покупать?- бублики, баранки
- Куда поедешь?- к бабушке в Букино
- Что наденешь?- блузку, брюки и т.д

«Что звучало?»

Взрослый показывает ребенку музыкальные инструменты, демонстрируя их звучание. Затем ребенок закрывает глаза (можно

одеть повязку). Взрослый издает звуки, а ребенок говорит, что звучало.

«Отстучи»

Взрослый проговаривает слова, интонационно выделяя слоги. Вместе с ребенком произносит слова (ма-ма, мо-ло- ко) и отхлопывает слоги. Предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

«Нарисуй столько кружков, сколько звуков  в слове»

Сок, слон, зубы, санки, радуга и др.

Игра «Перевертыши»

Нужно из твердого звука сделать мягкий и наоборот. Если я говорю пи, тебе нужно сказать пы, если я сказала та – тебе нужно ответить тя и т.д.



Предварительный просмотр:

Консультация «Речь и движения»

Учитель-логопед

Молева К,С,

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в этот период является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рукРазвитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Движения детей с речевыми нарушениями отличаются неловкостью, плохой координацией, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью

Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Поливая комнатные растения, они, расплескивают воду или льют ее в слишком больших количествах.

Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Нарушение мелкой моторики может создавать трудности в овладении письменной речью, привести к негативному отношению к учебе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для развития навыков ручной умелости.

Для исследования ручной моторики используются игровые методы и приемы«Подними только этот палец»«Сложи кольцо»«Сделай козу рогатую»«Сделай зайчика». Используются пробы на переплетение пальцев, на аплодирование. Предлагается поочередное и одновременное сжимание кистей. Используются графические пробы (ребенок, должен не отрывая карандаш от бумаги, воспроизвести графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев«Цепочка»«Заборчики»).

Для формирования мелкой моторики используются:

• мячи (колючие, рифленые, плюшевые, вязаные);

• веревки капроновые плетеные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;

• прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;

Шнуровки, застегивание и расстегивание пуговиц

• шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;

• игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами – пластмассовыми пульками, копейками;

• игрушки из «киндер-сюрпризов» – для вытаскивания из «сухих бассейнов»;

• «сухие бассейны» – емкости, наполненные горохом, фасолью, рисом – для самомассажа кистей;

• «волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами;

Очень важной частью коррекционной работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Для развития ручного праксиса используются такие упражнения, как перебирая пальцами, крутить карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок; отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации; рисование и штриховка карандашами (полицвет, фломастеры не рекомендуются, так как они пишут, если стержень расположен перпендикулярно листу).

Таким образом задания и игры с пальчиками положительно влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнкаразвивают речевые и коммуникативные навыки, готовят дошкольника к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.


Для формирования мелкой моторики используются:

• мячи (колючие, рифленые, плюшевые, вязаные);

• веревки капроновые плетеные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;

• прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;

  • Шнуровки, застегивание и расстегивание пуговиц

• шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;

• игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами – пластмассовыми пульками, копейками;

• игрушки из «киндер-сюрпризов» – для вытаскивания из «сухих бассейнов»;

• «сухие бассейны» – емкости, наполненные горохом, фасолью, рисом – для самомассажа кистей;

• «волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами;

  • Пальчиковые игры.

Возрастные нормы развития тонкой моторики рук.  4-5 лет

 Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения.

 Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения.

Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения.

 Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы, рисует круг.

Копирует заглавные печатные буквы.

Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела).

 Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку.

 Определяет предметы в мешочке на ощупь.

 Лепит из пластилина (2-3 части).

 Шнурует ботинки.

Поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца; поглаживание всех пальчиков большим; движения щепоть-ладонь, переходящее в ладонь-щепоть;

Речь и движения

(Памятка для родителей)

Подготовила учитель-логопед

Молева К.С.

2017 год

Обследование общей моторики детей 4-5 лет

 1. Стояние в течение 15 секунд с закрытыми глазами; руки вытянуты по швам, ноги поставлены таким образом, чтобы носок левой ноги тесно примыкал к пятке правой ноги, стопы расположены по прямой линии. (Схождение с места, балансирование при выведении балльной оценки учитывается как минус).
   2. Пальце-носовая проба. Коснуться, закрыв глаза, указательным пальцем правой и левой рук (по очереди) кончика носа. (Задание считается невыполненным, если ребенок коснется не кончика носа, а какого-либо другого места, или сначала коснется другого места, а потом кончика носа. Допускается повторение задания 3 раза для каждой руки. Положительная оценка выставляется при двукратном правильном выполнении задания.)
   3. Подпрыгивание. Одновременно отделяются от земли обе ноги. Высота прыжка не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый не умеет сразу отделить от земли обе ноги, приземляется на пятки, а не на носки, в течение 5 секунд производит меньше 7 подпрыгиваний. Допускается повторение.
   4. Обследуемому предлагается в течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой – в обратном направлении. (Задание невыполнено, если ребенок вращал руками в одноименную сторону, описывал круги неправильной формы или неодинакового размера. Задание может повторяться не более 3 раз.)
   5. Подать руку, крепко пожать ее сначала правой, потом левой и, наконец, обеими руками. При наличии лишних движений задание считается невыполненным.

В 4-5 лет ребенок должен уметь

  • Прыгать на одной ноге
  • Ходить по бревну
  • Прыгать попеременно на одной, затем на другой ноге
  • Подпрыгивать одновременно двумя ногами
  • Бросает мяч одной рукой
  • совершает движения по заданию (присядь, подними руку, достань рукой до пола и др.).

Упражнения на развитие общей моторики

  • Физическая зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук помогают научиться контролировать свое тело и развить крупные мышцы.
  • Игры с использованием мяча. Его можно катать, бросать и ловить, с ним приседать и наклоняться, выполнять упражнения сидя на мяче, прыгать на гимнастическом мяче.
  • Игры со скакалкой и резинкой также помогут в развитии внимательности и координации движений.
  • Игры на бросание и попадание в цель. Мячи, кольца, игра в городки, дартс и стрелы, бадминтон помогут почувствовать свое тело и развить глазомер.
  • Занятие танцами, спортивными играми, езда на велосипеде и самокате, роликах и коньках — все это способствует укреплению и развитию мышечного аппарата ребенка.
  • Упражнения на зеркальное копирование движений позволит развить реакцию и научиться чувствовать свое тело в игровой и веселой форме.

Варнавино, 2017 год


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в подготовительной группе

«Речевая готовность ребенка к школе»

Выступление учителя-логопеда Молевой К.С.

Цель: акцентировать внимание родителей на речевой готовности ребёнка к школе; показать роль родителя в формировании мотивационной сферы готовности к школе.


      Перед школой осталось совсем немного времени, и Вы волнуетесь –  готов ли Ваш ребёнок к школе. Как проверить, насколько хорошо ваш ребенок готов к школьному обучению именно со стороны речевого развития? Справится ли Ваше чадо с чтением и письмом в школе?   По каким направлениям нужно «подтягивать» будущего ученика перед школой? Как определить речевую готовность к школе вашего ребенка?   Давайте рассмотрим все направления, речевого развития.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.

Родителям в первую очередь следует обратить внимание:

  1. Звукопроизношение и фонематический слух.

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 6 – 7 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Придя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

  1. Навыки звукового анализа и синтеза очень важны  при обучении грамоте и должны быть хорошо сформированы у будущего первоклассника.

Что относится к навыкам звукового анализа и синтеза:

  • умение выделять звук на фоне слова;
  • Слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  • Определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  • Определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим звукам;
  • Называть слова с заданным звуком;
  • Уметь составлять слова из звуков.

Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте.

  1. Слоговая структура слова.

Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

  1. Словарный запас.

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 3000 слов). В своей речи он активно использует все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимает переносное значение слов, подбирает обобщающие понятия для группы предметов, знает многозначные слова.

  1. Сформированность грамматического строя речи.

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

  1. Связная речь.

К 7 годам ребёнок должен уметь: пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки; составлять рассказ по картинке; составлять рассказ по серии картин; отвечать на вопросы по тексту. При пересказе (рассказе) обращать внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота и точность использования слов), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

  1. Речевая коммуникация.

Ребёнок 6- 7 лет достаточно активен в общении: умеет слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

  1. Сформированность графо моторных навыков.

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

1.  Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

2.  Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.

Конечно же, всё перечисленное выше должно быть сформировано к школе, но хотелось бы отметить, что самым главным при поступлении в школу должно быть желание вашего ребёнка учиться, умение владеть собой и принимать авторитет учителя. Чтобы у вашего ребёнка было желание учиться, вам необходимо создать положительную мотивацию. Это ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребёнка, оптимистические рассказы о школе, отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой.

Желаю успехов в занятиях с ребенком и позитивного настроя всем родителям, чьи дети скоро пойдут в 1-й класс!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по использовании мнемотехники в развитии связной речи детей

Разработала учитель-логопед

Молева К.С.

Старшая группа

Цель:
- ознакомление родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;

- повышение компетенции родителей в вопросах развитии речи детей дошкольного возраста;

- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;
- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения родителей.

Задачи:
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;

- дать рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц для развития речи будущих первоклассников.

Оборудование:
Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, мнемотаблица для составления описательного рассказа, 6 лепестков-мнемодорожек для отгадывания пословиц.

Ожидаемые результаты:

- получение родителями представления о мнемотехнике;

- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Форма проведения и участники мастер-класса: Групповая, родители без участия детей.

Ход

Уважаемые родители, современный образовательный процесс требует от педагогов ДОО нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. В центре воспитательного процесса находится ребёнок. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я в своей работе часто использую приём мнемотехники.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Этому-то и способствует мнемотехника. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать свою речь, в которой они используют связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
  3. Пересказ с опорой на символы (образы).

Мнемотаблицы-это дидактический материал. Их можно использовать для:

- обогащения словарного запаса;

- обучения составлению рассказов;

- пересказов художественной литературы;

- отгадывания и загадывания загадок;
- заучивания стихотворений.

Практическая часть
1. А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат и дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты. (Родители читают стихотворение по мнемотаблице) (приложение 1).

2. Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать (родители по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи) (приложение 2).

3. Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки-это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки (приложение 3).
Отгадали? А теперь попробуйте самостоятельно составить мнемотаблицу загадки:
- Красная девица - Сидит в темнице, - А коса на улице. (Морковь).

Рефлексия
Итак, мнемотехника:
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.

2020 год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование мнемотехники при разучивании стихотворений. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д етский сад «Ручеек» №3 р.п . Варнавино Подготовила учитель-логопед: Молева К.С. Строим дом Молотком и топором Строим , строим новый дом. В доме много этажей, Много взрослых и детей. Вышла Маша на крыльцо Вышла Маша на крыльцо: Вот растет деревцо, Вот растет другое, Красиво какое! Стала Машенька считать, Насчитала ровно пять. Все деревья эти Сосчитайте, дети!

Слайд 2

Две сестры Две сестры, две руки, Рубят, строят, роют, Рвут на грядках сорняки, И друг друга моют. Фрукты В руки фрукты мы берем И в корзинку их кладем: Слива, персик, апельсин, Груша, киви, мандарин . Овощи В руки овощи берем, Овощи на стол кладем. Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок.


Предварительный просмотр: