Конспекты занятий

Молева Ксения Сергеевна

Предварительный просмотр:

Подгрупповое занятие на тему:

«Автоматизация звука «Ш» в словах»

Учитель-логопед:

Молева Ксения Сергеевна

Варнавино

2013 год

Цель:

  1. Упражнять в правильном произнесении звука «Ш» в слогах

Коррекционные задачи:

  1. Неречевые:

- развивать мелкую моторику;

- развивать слуховое восприятие;

- развивать зрительное восприятие и внимание;

- развивать память и наглядно-образное мышление.

2. Речевые:

- уточнять артикуляционный образ звука;

-развивать фонематическое восприятие звука;

- автоматизировать звук «Ш» в словах;

-развивать фонематические представления.

Оборудование: Схема артикуляционного уклада, картинный материал, ПК, презентация, фланелеграф.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Приветствие, введение в тему занятия. Активизация словарного запаса по лексической теме «Животные». Развитие логического мышления.

Л. Здравствуйте ребята!

Д.

Л. Какое у вас сегодня настроение?

Д.

Л. Ребята, а давайте вспомним каких животных вы знаете?

Д.

Л.Молодцы! А теперь угадайте загадку, и вы узнаете, кто придет к нам в гости сегодня.

Загадка:    В Простоквашино он жил

                  И с Матроскиным дружил.

                  Простоват он был немножко,

                  Звали песика  … (Шарик)

Л. Правильно! Молодцы! А вот и наш новый друг Шарик. Сегодня мы будем с ним играть и помогать ему справляться с препятствиями.

2. Уточнение артикуляционного образа звука «Ш», артикуляционная гимнастика.

Л. В этом домике живет Шарик. Он проснулся, открыл окошечко и вышел на крылечко (Упражнение «Лопата»). Ветерок дует на Шарика (Ш-Ш-Ш). Шарик замерз и пошел в домик пить чай из чашечки. Выпил одну чашечку чая (Упражнение «Чашечка»), другую, третью. Потом Шарик поиграл немного с пушинкой (упражнение «Фокус») и подошел к двери (упражнение «Парус»).

3. Развитие фонематического восприятия звука «Ш» в словах.

Л. Молодцы! А теперь наш друг Шарик решил проверить, какие вы внимательные. Я буду произносить слова, а вы поднимаете руку, если услышите звук «Ш». Сейчас мы с Шариком узнаем, кто из вас больше всего услышит слов. ( Слова: мишка, ручка, кошка, лопата, словарь, мешок, шуба, мячик, жук, шишка, жаба, камыш)

4. Автоматизация звука «Ш» в словах. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Л. Молодцы, ребята! Наш друг Шарик принес вам от кота Матроскина подарок. Подарок находится в горшочке, сейчас мы с вами его откроем!

Под крышкой - (Сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз.)

Маленький горшок (Прижать к ладони кулак другой руки. Большой палец внутри.)

Открыли крышку –( Поворачиваем "крышку" ладонью вверх.)

Мышка – скок! (Резко поднимаем большой палец).

Л. Умницы! Так какой подарок вам прислал кот Матроскин?

Д.

5. Развитие фонематических представлений.

Л. А сейчас Шарик решил покататься на аттракционах. Но чтобы ему дали билет, вам ребята, надо назвать пять слов со звуком «Ш». Давайте вместе подумаем в каких словах есть этот звук.

Д.

6. Развитие мелкой моторики рук детей.

Л. Молодцы Шарику очень понравились аттракционы и он передает вам большое спасибо. А теперь Шарику пора домой. И для того, чтобы он там оказался, вам нужно поместить его рядом с домиком на нашем фланелеграфе!

(дети собирают Шарика на фланелеграфе)

7. Итог занятия

Л. Шарик благодарит вас за помощь, он очень рад, что у него появились такие друзья. Давайте вспомним, с кем мы сегодня познакомились. Что мы с ним сегодня делали?

Д.

Л. Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо потрудились и поиграли. Нам пора прощаться! До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема занятия: «Автоматизация звука «Ш» в словах» Выполнила: Учитель-логопед Молева К.С. 2013 год

Слайд 4

Лопатка

Слайд 5

Чашечка

Слайд 6

Фокус

Слайд 7

Парус



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ручеек» №3 р.п. Варнавино

Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста

«Сказки о Веселом Язычке»

Подготовила:

Учитель-логопед Молева К.С.

Варнавино, 2016

Конспект 1

Задачи:  развитие фонематического слуха, мелкой моторики, речевого дыхания; формирование артикуляционного уклада.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, вата, зеркала для каждого ребенка.

Ход занятия:

Организационный момент

1.Знакомство с детьми

Игра «Хлопни если услышишь звук» У. (а, о, у, и, а, у, о, у и т.д.)

2.Пальчиковая гимнастика «Слон»

Очень много силы в нем,

(Сжать кулаки и изобразить силача)

Ростом он почти что с дом,

(Соединить руки у себя над головой чтобы получилась крыша)

У него огромный нос,

(Приложить два кулака к носу один за другим)

Будто он лет двести рос.

Основная часть

3. Беседа об органах артикуляции

Без чего мы не можем говорить? (Язык, губы, зубы, рот)

Ребята, что находится во рту у каждого из нас? (язык, зубы)

-Ребята, губы, зубы и язык – это и есть наши артикуляционные органы. С их помощью люди разговаривают, произносят слова.

4. А теперь возьмите зеркальца в руки, я расскажу вам сказку о Веселом язычке.

Жил-был в домике Веселый Язычок своем. Догадайся, что это за домик.

В домике этом красные двери,

 Рядом с дверями белые звери

Любят зверюшки конфеты и плюшки.

Догадались? Это домик-рот

Проснулся Язычок рано утром. Открыл окошко. Посмотрел налево, направо.
(При открытом рте движения языка направо – налево)

Вниз посмотрел: нет ли луж?(движение  языка вниз).

Вверх посмотрел: светит ли солнышко? (движение языка вверх).

Вышел Язычок на крыльцо дома. Вокруг дома длинный забор. Во такой.
(улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые губы).

Посмотрел он вокруг. Увидел Язычок, как кошка(губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы) ловит мышку за хвостик (губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка).

Вернулся Язычок домой, посмотрел на часы, они тикали: «тик-так»  ( рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта).

Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать» ,-подумал Язычок.

5. Развитие речевого дыхания «Сдуть снежинку с ладошки». 

Чтобы красиво и правильно говорить мы должны не только выполнять артикуляционные упражнения, но и правильно дышать. Теперь потренируем наше дыхание. - Давайте с вами будем сдувать «снежинки» с ладошки

Заключительная часть.

6. Подведение итогов занятия.

- О чем мы сегодня говорили? –

 Как называются органы, которые помогают нам говорить?

- Какие органы речи вы запомнили? ( Логопед хвалит детей за старание. Отмечает тех, кто работал активно, аккуратно).

- А теперь, давайте прощаться.

7. Ритуал прощания.(Дети встают вместе с логопедом в круг).

Логопед читает вместе с детьми

Выполняют дети

Спасибо нашим пальчикам,          Спасибо язычку..

Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак

Красиво, четко, правильно              

Я говорить хочу.                                

Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.

Конспект 2

Задачи:  развитие фонематического слуха, мелкой моторики, речевого дыхания; формирование артикуляционного уклада, развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, вата, зеркала для каждого ребенка.

Ход занятия:

Организационный момент

1. Поздороваться. Знакомство с гласным звуком А.

Мама укачивает малыша и поёт:

А-А-А-А-А

Произносит взрослый и ребёнок. Звук А звучит певуче, рот широко открыт.

Игра «Топни если услышишь звук» А.

Основная часть

2. О чем мы с вами разговаривали на прошлом занятии?

Где живет язычек?

3. А теперь приготовте зеркальца. Сегодня наш язычек отправится в зоопарк.

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит. Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот-

Отдыхает бегемот.

- Кто еще плавает в пруду? (рыбки)

- Посчитайте. Сколько их? (6)

- Сколько рыбок плывёт направо? (2)

- Сколько рыбок плывёт налево?(4)

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.(Заборчик)

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот!(Трубочка)

Буду подражать слону!

Губы «хоботком» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

  • Сколько слоников здесь изображено?
  • Одинаковые ли они? Чем отличаются?
  • А из чего они набирают воду?
  • Сколько их? Похожи ли они?

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем как он это делал.

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня… расческа

Привёл Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!

 Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики. (Попеременное надувание и сдувание щек)

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

Скрылось солнце за горой, Язычок пошел домой. Дверь он запер на замок, Лег в кроватку и умолк.

4. Пальчиковая гимнастика «Бегемот»

Ребята, а каких животных увидел язычек в зоопарке?

Бегемот (положить одна на другую ладони, слегка округлив и расположив горизонтально)

Разинул рот (раскрыть ладони, не разжимая в области запястьев) -

Булки просит бегемот.

5. Развитие речевого дыхания

Сдуть ватку с ладошки, язык высунув изо рта

Заключительная часть.

6. Подведение итогов занятия.

- Где мы сегодня побывали вместе с Веселым язычком? –

- Каких животных увидел Язычек сначала, а каких потом?

- Понравилась вам сказка?

- А теперь, давайте прощаться.

7. Ритуал прощания.(Дети встают вместе с логопедом в круг).

Логопед читает вместе с детьми

Выполняют дети

Спасибо нашим пальчикам,          Спасибо язычку..

Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак

Красиво, четко, правильно              

Я говорить хочу.                                

Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.

         

 

Конспект 3

Задачи:  развитие фонематического слуха, мелкой моторики, речевого дыхания; формирование артикуляционного уклада, развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, вата, зеркала для каждого ребенка.

Ход занятия:

Организационный момент

1. Поздороваться. Знакомство с гласным звуком А.

Мама укачивает малыша и поёт:

А-А-А-А-А

Произносит взрослый и ребёнок. Звук А звучит певуче, рот широко открыт.

Волк воет на луну:

У-У-У-У-У

Произносит взрослый и ребёнок, вытягивая вперёд губы.

Игра «Топни-Хлопни» А –топаем, У – хлопаем.

Основная часть

2. Где побывал наш язычек в прошлый раз? Кого он встретил в зоопарке?

3. А теперь приготовте зеркальца. Сегодня наш язычек отправится в путешествие. Приключения язычка (Е.М. Косинова)

Жил-был маленький Язычок. У него были друзья: лягушка и слоник. Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника. (Упр. Заборчик-Трубочка). У Язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку. (Упр. Киска сердится). Возле дома Язычка протекал веселый ручеек. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить ее в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки. (Упр. Парус). Пустил Язычок лодочку в ручеек, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывет. Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. Давай покажем, как маляр крышу красил. (Упр. Маляр). Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. (Упр. Пароход). Бросился язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился Язычок посмотреть и увидел, что это гриб. Давай покажем, какой гриб увидел Язычок. (Упр. Грибок). Насобирал Язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх – а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай изобразим, как стучит дятел. (Упр. Барабанчик). Послушал Язычок, как дятел стучит, и дальше пошел. Вдруг кто-то тонко запищал над его ухом, и Язычок почувствовал, что кто-то укусил его за брюшко. «Ах ты, злой, проворный комарик!» - закричал Язычок и стал ловить комара. Давай покажем, как звенел злой комар. (Упр. Комарик). Не поймал Язычок комарики и грустный пошел дальше. Вдруг он услышал веселые звуки гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» - подумал Язычок и побежал на полянку. Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке веселые песенки наигрывает. Давай и мы сыграем на гармошке. (Упр. Гармошка). Сыграл зайчик свою веселую песенку и говорит Язычку: «Помоги мне завести мотор в машине, а я тебе за это дам порулить!» И стал Язычок помогать зайцу мотор заводить. Давай и мы попробуем завести моторчик. (Дын-Дын-Дын)

4. Пальчиковая гимнастика «Бегемот»

Ребята, а кого встретил Язычек в своем путешествии?

С кем поехал кататься Язычек на машине?

Жили-были зайчики (3 пальца в кулак, указательный и средний – ушки.)

На лесной опушке. (Хлопают в ладоши)

Жили-были зайчики (Показывают уши)

В беленькой избушке. (Показывают домик)

Мыли свои ушки, (Трут уши)

Мыли свои лапочки, (Моющие движения ладонями рук)

Наряжались зайчики, (Движение ладоней сверху вниз по туловищу)

Надевали тапочки. (Показывают)

5. Развитие речевого дыхания «Фокус»

Сдуть ватку с носа

Заключительная часть.

6. Подведение итогов занятия.

- Где мы сегодня побывали вместе с Веселым язычком? –

- Ребята, а кого встретил Язычек в своем путешествии?

- Понравилась вам сказка?

- А теперь, давайте прощаться.

7. Ритуал прощания.(Дети встают вместе с логопедом в круг).

Логопед читает вместе с детьми

Выполняют дети

Спасибо нашим пальчикам,          Спасибо язычку..

Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак

Красиво, четко, правильно              

Я говорить хочу.                                

Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.

         

 

Конспект 4

Задачи:  развитие фонематического слуха, мелкой моторики, речевого дыхания; формирование артикуляционного уклада, развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, вата, зеркала для каждого ребенка.

Ход занятия:

Организационный момент

1. Волк воет на луну:

У-У-У-У-У

Произносит взрослый и ребёнок, вытягивая вперёд губы.

Игра «хлопни когда услышишь звук у в слоге»

Му, ку, ом, ум, ат, ут и т.д.

Основная часть

2. Где побывал наш язычек в прошлый раз? Кого он встретил в своем путешествии?

3. А теперь приготовте зеркальца. Сегодня наш язычек отправится на прогулку. Веселая прогулка (Е. М. Косинова)

Жил-был  Язычок  в  своем  домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода. (Упр Окошко). А потом опять в домик спрятался. Увидел Язычок, что погода хорошая, и пообежал гулять во двор. Только сошел с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был… ежик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ежик. Убежал Ежик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать.  Понюхал  он  один  цветок  и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!». Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что

ребята в футбол играют. И захотел присоединиться к ним. Давай и мы вместе с ними поиграем в футбол.(Упр Футбол) После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях! (Упр Качели)Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.(Индюк) Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать. Давай и мы поможем Язычку.(Месим тесто) Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик.(Блины) Стали мама с Язычком блинчики есть со

сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.(Вкусное варенье) Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.(упр. Чашечка) Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!» Перед сном Язычок пошел умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки.(Чистим зубки)

4. «Я по лужицам шагаю». Логопед раскладывает на полу шестнадцать бумажных силуэтов луж. Дети по очереди шагают по ним в такт стихотворению. (на каждую строчку 4 шага).

Я по лужицам шагаю,

В лужу ножкой попадаю:

Шлеп-шлеп-шлеп-шлеп…

Принесла вода потоп.

Заключительная часть.

5. Подведение итогов занятия.

- Где мы сегодня побывали вместе с Веселым язычком? –

- Ребята, а кого встретил Язычек в своем путешествии?

- Понравилась вам сказка?

- А теперь, давайте прощаться.

7. Ритуал прощания.(Дети встают вместе с логопедом в круг).

Логопед читает вместе с детьми

Выполняют дети

Спасибо нашим пальчикам,          Спасибо язычку..

Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак

Красиво, четко, правильно              

Я говорить хочу.                                

Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.

         

 

Конспект 5

Задачи:  развитие фонематического слуха, мелкой моторики, речевого дыхания; формирование артикуляционного уклада, развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, зеркала для каждого ребенка.

Ход занятия:

Организационный момент

  1. У мальчика болят зубы:

О-О-О-О

Произносит взрослый и ребёнок, губы округлены, слегка вытянуты вперёд.

  • Хлопни если услышишь звук О в слоге
  • Придумай слово со звуком О         

Основная часть

2. Где побывал наш язычек в прошлый раз? Что он делал на прогулке, кого встретил?

3. А теперь приготовте зеркальца. Сегодня наш язычек отправится отдыхать на море. Как Язычок отдыхал на море(Н.В. Рыжова)

Закончились рабочие деньки, и Язычок решил отдохнуть на море. Он взял надувную резиновую лодку (надуть щеки и удержать под счет до 5), пляжный зонтик (присосать язык к небу и удержать под счет до 8) и широкое махровое полотенце (высунуть широкий язык и удержать под счет до 10).

Сел в сказочный вагон и отправился в путь. Быстро летел поезд по рельсам (произносить: «Чух-чух-чух. Ту-туу»). За окошком мелькали деревья (рот открыть, кончиком языка дотронуться до верхних зубов и удерживать в течение 8 секунд), дома (язык опустить и спокойно положить за нижние зубы, рот открыт). Ласково светило солнышко (рот открыт, облизывать

губы слева направо). Язычок слушал, как стучат колеса поезда (произносить медленно: «Т-д-т-д-т-д»). Совсем скоро вдалеке показалось синее море (рот широко открыть и удерживать под счет до 8). Поезд подъехал к станции и остановился (вдохнуть носом и медленно выдохнуть: «Ш-ш-ш»). Язычку так не терпелось увидеть море, что он выскочил из вагона и быстро побежал напляж (улыбнуться, пощелкать языком).

Переодевшись в купальник и поставив пляжный зонтик (присосать язык к небу и удержать под счет до 8), Язычок растянулся на махровом полотенце под горячими лучами солнышка (рот открыт, язык сильно вытянуть и коснуться подбородка). Когда животик и спинка немного загорели, Язычок решил искупаться. Быстро разбежавшись, он нырнул в море (три раза щелкнуть языком, затем слегка высунуть изо рта; повторить 5 раз). У Язычка были превосходные ласты, он быстро заболтал ногами в воде (рот приоткрыт, быстро передвигать язык вперед-назад по верхней губе, получается глухой слог «пл»).

На дне Язычок увидел черепаху, лакомившуюся морской капустой (двигать нижней челюстью, как при жевании), воздушную медузу (надуть щеки и удерживать в течение 8 секунд), летучую рыбу (рот приоткрыт, высунуть узкий язык, коснуться верхней губы и спрятать в рот; повторить 5 раз) и даже морскую звезду, которая пряталась за камнями (сначала высунуть широкий язык, прижать между нижней и верхней губами, а затем медленно

«втащить» язык обратно в рот; повторить 5 раз).

Во время отдыха Язычок успел покататься на надувной резиновой лодке (надуть щеки и удержать под счет до 5), собрать красивые ракушки, сфотографировать попугая и жирафа (произносить: «Чик-чик»). Скоро он сел в поезд и поехал домой (произносить: «Чух-чух. Ту-туу»). Язычок смотрел в окошко и улыбался (улыбнуться, показав нижние и верхние зубы), ведь он обязательно приедет сюда еще раз.

Заключительная часть.

5. Подведение итогов занятия.

- Где мы сегодня побывали вместе с Веселым язычком? –

- Ребята, а что делал Язычек на отдыхе?

- Понравилась вам сказка?

- А теперь, давайте прощаться.

7. Ритуал прощания.(Дети встают вместе с логопедом в круг).

Логопед читает вместе с детьми

Выполняют дети

Спасибо нашим пальчикам,          Спасибо язычку..

Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак

Красиво, четко, правильно              

Я говорить хочу.                                

Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.

         

 

Конспект 6

Задачи:  развитие фонематического слуха, мелкой моторики, речевого дыхания; формирование артикуляционного уклада, развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, зеркала для каждого ребенка, бабочки, вырезанные из бумаги.

Ход занятия:

Организационный момент

  • Расселите предметы в домики
  • Домик буквы А, У, О
  • Слова: мак, сок, лук, утюг, антенна, очки, лиса, крот, гусь

Основная часть

2. Где побывал наш язычек в прошлый раз? Что он делал на в отпуске?

3. А теперь приготовьте зеркальца. Сегодня наш язычек отправится в лес. Как Язычок гулял в лесу (Н.В. Рыжова)

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизывать губы по три раза сначала слева направо, потом справа налево). От его лучиков стали просыпаться деревья, из-под рыхлого снежка появились первые подснежники (губы сжать, высовывать узкий язык и прятать обратно в рот; повторить 8 раз). Звонко капает капель (улыбнуться, открыть рот, цокать языком). Журчат ручьи (рот открыть, снаружи и изнутри облизывать языком верхнюю губу; выполнять в быстром темпа слышится хлюпающий звук).

Язычок надел легкое пальто и отправился гулять в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело) пели птицы. «Ку-ку ку-ку», — куковала кукушка высоко на ели. Как куковала кукушка? (Звукоподражание.) «Д-д-д д-д-д», — стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков. Как стучал дятел? (Звукоподражание.) «Тви-тви, тви-тви», — быстро проносились ласточки над шумной речкой вдалеке. Все пело и оживало в весеннем лесу

Долго ли, коротко ли, но вскоре привела тропинка Язычка на чудесную полянку (открыть рот, высунуть широкий язык и удерживать под счет до 5). Сел Язычок на пенек (улыбнуться, открыть рот, присосать язык к небу и удерживать под счет до 10) и огляделся (улыбнуться, двигать языком вправо-влево).

На полянке расцвело много подснежников. Весенний ветерок (вдохнуть носом и плавно выдохнуть через рот, вытягивая губы вперед, как при звуке [у]; повторить 3 раза) наклонял их то в одну сторону, то в другую (рот открыть, язык тянуть сначала к левой щеке, потом — к правой; повторить 5 раз). Неподалеку Язычок заметил красивую бабочку. Она сначала кружилась в воздухе, а потом села на один из цветков (рот открыть, 3 раза облизать губы слева направо и задержаться на верхней губе; повторить упражнение 5 раз). Язычок долго любовался небесной красавицей. Он успел разглядеть, что у бабочки есть глазки, усики, длинный хоботок тонкие лапки.

Скоро тучи закрыли солнышко и стало темнеть (рот открыть и медленно закрыть; повторить 5 раз). Бабочка покружилась  над  полянкой, словно  прощаясь  (сдуть бабочек с ладошки, вдох через нос) и взлетела высоко в

небо. Язычок слез с пенечка и поспешил домой к маме с красивым букетом цветов.

4. Речевая подвижная игра «Сосчитаем птичек»

Логопед предлагает детям встать на носочки и указательным пальцем «сосчитать в небе» птичек.

На носочки дети встали,

Птичек в небе сосчитали:

Одна птичка, две птички,

Три птички, четыре птички,

Пять птичек, шесть птичек,

Семь птичек, восемь птичек,

Девять птичек, десять птичек.

Заключительная часть.

5. Подведение итогов занятия.

- Где мы сегодня побывали вместе с Веселым язычком? –

- Ребята, а что делал Язычек в лесу, кого встретил?

- Понравилась вам сказка?

- А теперь, давайте прощаться.

6. Ритуал прощания.(Дети встают вместе с логопедом в круг).

Логопед читает вместе с детьми

Выполняют дети

Спасибо нашим пальчикам,          Спасибо язычку..

Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак

Красиво, четко, правильно              

Я говорить хочу.                                

Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.

         

 

Конспект 7

Задачи:  развитие фонематического слуха, мелкой моторики, речевого дыхания; формирование артикуляционного уклада, развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, зеркала для каждого ребенка.

Ход занятия:

Организационный момент

  • Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком О

Мед, дом, ком, соль, чай, забор, озеро, болото, варенье и др.

Основная часть

2. Где побывал наш язычек в прошлый раз?

3. А теперь приготовьте зеркальца. Сегодня Язычок отправится пить чай с друзьями. Как Язычок пил чай с друзьями (Н.В. Рыжова)

Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их на чаепитие. Язычок взял глубокую тарелку (открыть широко рот и удержать под счет до 5) и стал замешивать тесто (протискивать язык между зубами вперед-назад). Когда тесто было готово, он поставил его на окошко (открыть широко рот и удерживать под счет до 5). Скоро тесто стало подниматься и пыхтеть (набрать воздуха через нос и плавно вытолкнуть через губы; послышится глухой звук [п]). Выложил Язычок тесто на стол и стал лепить пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами — получилась свернутая трубочка). Внутрь каждого пирожка положил Язычок малиновое варенье (облизать губы слева направо и справа налево) и поставил их в печь (открыть широко рот и удерживать под счет до 5).

Потом Язычок достал пять красивых чашек (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края — получилась чашечка), налил воды в чайник (улыбнуться и произнести: «С-с-с-с») и поставил на огонь. Быстро закипела вода (улыбнуться и произнесши: «Ш-ш-ш-ш»). Скоро подрумянились и пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между

губами — получилась свернутая трубочка).

Вдруг кто-то постучал в дверь (произнести: «Т-т-т-т»). Это пришли гости к Язычку: мишутка (надуть щеки и удерживать под счет до 5), лисичка — пушистый хвостик (положить широкий язык на нижнюю губу и 5 раз загнуть кончик кверху), белочка-попрыгунья (улыбнуться и произнести: «Ц-ц-ц-ц»), зайка-побегайка (закусить нижнюю губу, верхнюю губу поднять кверху, обнажив передние верхние зубы).

Усадил Язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем с пирожками (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края — получилась чашечка; затем высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами — получилась свернутая трубочка).

4.Какие звери были в гостях у язычка?

А сейчас мы с вами станем мишками. Динамичекое упражнение «Мишка» для стоп.

Вылез мишка из берлоги, (ходьба на внешнем своде стоп)

Разминает мишка ноги.

На носочках он пошел, (ходьба на носках)

И на пяточках потом, (ходьба на пятках)

На качелях покачался (пониматься на носки и опускаться на пятки)

И к лисичке он подкрался. (ходьба на цыпочках)

Заключительная часть.

5. Подведение итогов занятия.

- Что сегодня делал Веселый Язычок? –

- - Понравилась вам сказка?

- А теперь, давайте прощаться.

6. Ритуал прощания.(Дети встают вместе с логопедом в круг).

Логопед читает вместе с детьми

Выполняют дети

Спасибо нашим пальчикам,          Спасибо язычку..

Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак

Красиво, четко, правильно              

Я говорить хочу.                                

Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.

         

 

Конспект 8

Задачи:  развитие фонематического слуха, мелкой моторики, речевого дыхания; формирование артикуляционного уклада, развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, зеркала для каждого ребенка, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент

1. Назови первый звук. Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица …)

Основная часть

2. Что делал Веселый язычек в прошлый раз?

3. А теперь приготовьте зеркальца. Сегодня Язычок будет кататься на велосипеде. Как Язычок катался на велосипеде(Н.В. Рыжова)

Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (облизать губы по часовой стрелке), блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы) и громкий звонок (произнести: «З-з-з-з»). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбнуться и показать зубы). Он осматривал его то с одной стороны, то с другой (двигать языком вправо-влево), то сверху, то снизу (двигать языком вверх и вниз).

Первым делом Язычок решил навестить свою бабушку. Он испек для нее сладкие блинчики (открыть рот, высунуть широкий язык и удержать на нижней губе; повторить 5 раз), положил в корзинку (язык спрятать, рот открыть и удерживать под счет до 10), прикрыл полотенчиком (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу, прикрыть верхней губой) и поехал.

Быстро крутил педали Язычок (вращать языком по губам сначала по часовой стрелке, затем — против). На улице ярко светило солнышко, и время от времени Язычок закрывал то один глазок, то другой (закрывать поочередно глаза).Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Язычок проезжалмимо красивых домиков с расписными ставнями (открывать и закрывать рот), мимо широкого пруда (открыть рот и удерживать под счет до 5), мимо стройных берез (вытянуть узкий язык, тянуть вперед; повторить 5 раз).

Наконец дорожка свернула влево (вытянуть узкий язык и повернуть влево), и вдали показался домик бабушки (открыть рот и удерживать под счет до 10). Язычок еще быстрее закрутил педали (вращать языком по губам сначала справа налево, потом — слева направо).

На пороге домика Язычка ждала бабушка. Она широко улыбалась и махала ему рукой (широко улыбнуться, рот слегка приоткрыть, высунуть язык, слегка загибая его кончик кверху, затем спрятать в рот; повторить 5—6 раз). Язычок нажал на тормоза (произнести: «Ш-ш-ш-ш») и остановил велосипед.

Вскоре Язычок и бабушка сидели за столом, попивая чай из больших чашек (улыбнуться, рот открыт, загибать боковые края языка и удерживать под счет до 5; повторить 4—5 раз). Бабушке очень понравились блинчики (высовывать широкий язык и прятать обратно в рот; повторить 5 раз). Язычок рассказал бабушке, что по дороге к ней он видел большой пруд (открыть рот и удерживать под счет до 5), стройные березки (высунуть узкий язык и удерживать под счет до 5), красочные домики с расписными ставнями (открывать и закрывать рот).

Бабушка долго слушала Язычка. Скоро наступил вечер. Язычок не заметил, как сначала у него закрылся один глаз (закрыть левый глаз), потом — другой (закрыть правый глаз), и он заснул. Бабушка аккуратно положила Язычка в постельку (улыбнуться и высунуть широкий язык), укрыла теплым, пушистым одеяльцем (прикрыть язык верхней губой) и крепко поцеловала (губы сближены как при поцелуе, удерживать их в таком положении под счет до 10). Спокойной ночи, Язычок!

4.Ребета, а давайте и мы с вами отправимся кататься на велосипеде. Повторяйте все за мной.

Ед-ед-ед – где же мой велосипед? (хлопки в ладоши)

Да-да-да – быстрая езда. (скользящие удары ладонями друг о друга)

Али-али али – нажимаю на педали. (поочередные хлопки по коленям)

Аль-аль-аль – быстро мчусь я вдаль (удары по коленям одновременно двумя руками)

Заключительная часть.

5. Подведение итогов занятия.

- Что сегодня делал Веселый Язычок? –

- - Понравилась вам сказка?

- А теперь, давайте прощаться.

6. Ритуал прощания.(Дети встают вместе с логопедом в круг).

Логопед читает вместе с детьми

Выполняют дети

Спасибо нашим пальчикам,          Спасибо язычку..

Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак

Красиво, четко, правильно              

Я говорить хочу.                                

Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.

         

 

Конспект 9

Задачи:  развитие фонематического слуха, мелкой моторики, речевого дыхания; формирование артикуляционного уклада, развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, зеркала для каждого ребенка.

Ход занятия:

Организационный момент

1. Рассели картинки в домики буквы И и буквы Ы.

Мыло, кит, часы, весы, лимон, лист, лыко, малыш, очки, слива.

Основная часть

2. Что делал Веселый язычек в прошлый раз?

3. А теперь приготовьте зеркальца. Сегодня Язычок пойдет работать в сад. Как Язычок работал в саду  (Н.В. Рыжова)

Наступил солнечный денек. Язычок проснулся рано (рот открыть, медленно вытягивать язык изо рта, стараясь коснуться подбородка). Он взял с собой ведерко (открыть рот и удерживать в таком положении до 10 секунд), грабли (улыбнуться, протискивать язык между верхними и нижними зубами вперед-назад; повторить 8 раз), лопату (рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 8) и отправился в сад.

Высоко на деревьях звонко пели птицы: «Ци-пи, ци-пи», «Чик-чик, чик-чик», «Зинь-зинь-зинь, зинь-зинь-зинь». Как пели птицы? (Выполнять звукоподражания.) От легкого ветерка трава колыхалась из стороны в сторону (улыбнуться, двигать языком вправо-влево). В саду росло много красивых цветов: маки, лилии, ромашки, розы, колокольчики. Язычок подошел к любимым цветочкам, наклонился и ласково прошептал: «С добрым утром!» Цветы, словно услышав Язычка, закивали в ответ головками вверх-вниз (рот открыть, языком касаться то верхней, то нижней губы).

Взяв грабли, Язычок стал аккуратно сгребать засохшую траву возле цветов (улыбнуться, протискивать язык между зубами вперед-назад; повторить 8 раз). Много было сухой травы и опавших листьев. Язычок вспотел и стал дуть на свой лоб (нижней губой «обнять» верхнюю, дуть вверх, на челку). Когда около цветов стало чисто, Язычок сложил всю траву в ведерко (рот

открыть, высунуть язык, приподнять боковые края языка и втянуть язык в рот; движение напоминает лакание молока кошкой; повторить 8 раз). Потом Язычок взял лопату и стал перекапывать землю (упираться языком то в одну, то в другую щеку с внутренней стороны). Теперь корешки у цветов стали лучше дышать. Обрадовались цветы и попросили у Язычка прохладной воды. Взяв большую лейку (упражнение «Хоботок»: вытянуть губы вперед и удержать под счет до 3, вернуть в исходное положение; повторить 5 раз), Язычок полил цветы под самый корешок. Вода лилась долго, медленно (произнести: «С-с-с-с»). Поднялись цветы и еще больше раскрыли свои лепесточки (губы вытянуть вперед трубочкой, медленно развести в стороны, открыв рот, снова соединить в «трубочку»; повторить 5 раз).

Динамическое упражнение (на координацию речи с движениями)

Раз, два, три – выросли цветы. (медленно встать из положения сидя)

К солнцу потянулись высоко, высоко! (поднять вверх руки, потянуться)

Цветам тепло и хорошо! (обмахивать лицо руками)

Обрадовался Язычок, что теперь в его саду стало чисто и красиво.Вдруг он услышал, что кто-то жужжит в стороне (произнести: «Ж-ж-ж-ж»). Это была пчела. Она почувствовала сладкий запах цветов и прилетела в сад. Пчелка кружила то у одного цветка, то у другого (рот открыть, вращать языком 3 раза справа налево, потом 3 раза слева направо). Наконец она тихо опустилась на розу, забралась в серединку и стала пить нектар.

Массаж лица «Пчела»

Ла-ла-ла – на цветке сидт пчела. (провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам – 7 раз)

Ул-ул-ул – ветерок подул. (Провести пальцами по щекам сверху вниз – 7 раз)

Ала-ала-ала – пчелка крыльями махала. (кулачками энергично провести по крыльям носа – 7 раз)

Ила-ила-ила – пчелка мед носила. (растереть лоб ладонями, приставленными к нему козырьком)

 Отведав вдоволь сладкого сока, пчела еще раз покружилась над цветами и улетела (произнести: «Ж-ж-ж-ж»). Под вечер Язычок заметил, что в саду стали просыпаться кузнечики. Они сидели в траве и громко стрекотали: «Щик-щик, т-т-т, щик-щик, т-т-т». Как стрекотали кузнечики? (Звукоподражание.)

Солнышко медленно опускалось за верхушки деревьев, и в саду становилось темнее. Цветы закрыли лепесточки (рот широко открыть, соединить губы и вытянуть вперед трубочкой; повторить 5 раз), наклонили головки и сладко заснули. Еще где-то слышалась одинокая песня кукушки: «Ку-ку,  ку-ку  ку-ку».  Как  пела  кукушка?  (Звукоподражание.) Язычок прилег на качели и не заметил, как задремал. Он закрыл сначала один глаз (закрыть левый глаз, можно удержать веко пальцами), потом — другой (закрыть правый глаз) и погрузился в сказочный сон. Ночью около Язычка и его любимых цветов кружилось много светлячков, которые словно охраняли чудесный сад (облизать языком губы по 5 раз сначала справа налево, потом — слева направо).

Заключительная часть.

4. Подведение итогов занятия.

- Что сегодня делал Веселый Язычок? –

- - Понравилась вам сказка?

- А теперь, давайте прощаться.

5. Ритуал прощания.(см. прошлые занятия).

Список использованной литературы

1. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.

2. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.

3. Лукина Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, №4. – С.38-43.

4. Малец М. В. Комплекс артикуляционных упражнений "Веселый лягушонок» //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, № 3. - С.52-54

5. Мецлер Т.В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4. - С.54-59.

6. Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.

7. Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.

8. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С.16-22.

9. Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, № 2. С. 61 – 63.

 

Материалы сайтов:

http://www.boltun-spb.ru/art.html

http://detsad-kitty.ru/lessons/logo/115-zanyatiya-dlya-razvitiya-rechi-logopedicheskie.html  



Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность логопеда на тему:

«Путешествие в волшебный лес. Автоматизация звуков Л, Льв слогах, словах, предложениях. Буква Л.»

Подготовила учитель-логопед:

Молева Ксения Сергеевна

Варнавино, 2020 год

Цели:

-развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание;

-закреплять произношение звуков Л - ЛЬ в слогах, словах, предложениях;

-развивать слуховое внимание; логическое мышление, зрительное восприятие;

-закрепить знания детей о лесных животных;

- развитие звукового анализа и синтеза;

-познакомить детей с буквой Л.

Оборудование:

Презентация Microsoft Office PowerPoint, посылка, стеклянные банки с водой по количеству детей, письмо, деревья искусственные для оформления зала, записки от героев, кубик с артикуляционными упражнениями, предметные картинки с изображением животных, игрушки мелкие в мешочке со звуками л и ль в названии, сундучок с подарками.

Ход занятия:

  1. Орг. Момент

Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте за руки возьмемся и друг другу улыбнемся! А теперь поздороваемся с гостями!

- Ребята, сегодня утром, я получила вот эту посылку и письмо.

Читает письмо: «Ребята, если вы любите приключения, готовы справиться с разными заданиями и умеете произносить звуки Л и Ль, приглашаем вас в гости. Сказочные герои».

-Какое письмо необычное! Хотите вы отправиться в путешествие? Давайте заглянем в посылку, и посмотрим, что там лежит? (достает из посылки  банки) Что это – вода.

  1. Упражнения на формирование воздушной струи.

-Раз эта посылка из волшебной страны, наверное, и вода какая - то необычная. Попробуем совершить волшебство. Поможете мне? Давайте попробуем подуть в баночки. Только дуть нужно правильно. Губы вытягиваем вперед, вдох – носом, и выдох ртом, через вытянутые губы.

-Ничего не получается. Давайте я вам помогу. (Звучит музыка. Берет банку, трясет ее, вода окрашивается в синий цвет, затем другую, вода окрашивается в зеленый цвет). Вот чудеса! (с внутренней стороны на крышки нанесен слой гуаши- синей и зеленой).

  1. Характеристика звука по артикуляторным и акустическим признакам.

Какая вода получилась в банке (показывает первую банку- синяя, а в другой банке, какая вода? –зеленая. Какие звуки обозначаются синим цветом, а какие зеленым?

- Звук Л каким цветом обозначим?

- Где находится язык при произнесении звука?

- Как работают губы?

- Этот звук гласный или согласный?

- Твердый или мягкий?

 Вы правильно произнесли звук и рассказали о нем.

(затем характеризуются мягкий звуки Ль)

  1. Объявление темы и целей занятия.

Мы с вами отправимся в путешествие и будем повторять звуки «Л»-«ЛЬ». А для того, чтобы быть ловкими, сильными, нужно сделать зарядку. Делать ее мы будем не руками, не ногами, а своими языками.

  1. Артикуляционная гимнастика под музыку

(Кидают кубик с упражнениями)

«Заборчик». Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«Трубочка». Рот закрыт, губы вытягиваем вперед трубочкой

 «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

 «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

 «Качели». Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

 «Болтушка – индюк». Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.

- Ну что же, отправляемся в путь. Закройте глаза. (Слайд двери в лес, музыка «Голоса леса») «Вокруг себя обернись, 1, 2, 3 – и в лесу ты окажись!»

- Вот мы и очутились с вами в волшебном лесу. Что же нас ждет дальше? (Слайд Дядюшка АУ)

  1. Закрепление произношения звуков «Л»-«ЛЬ» в слогах:

Игра с дядюшкой АУ:

- Посмотрите, это дядюшка АУ. Он хочет с Вами поиграть. Вот его задание. Вам нужно повторить цепочку слогов в след за мной.(Игра с мячиком)

ЛА- ЛЯ- ЛА

ЛО- ЛЕ- ЛО

ЛЫ- ЛИ- ЛЫ

ЛУ- ЛЮ- ЛУ

ЛЭ- ЛЕ- ЛЭ

(Слайд лес, Леший. музыка «Голоса леса»)

  1. Закрепление произношения звуков «Л»-«ЛЬ» в словах. Развитие слухового внимания"

- Посмотрите, да это же Леший. Я думаю, он нас просто так не отпустит. Смотрите, записка какая-то. Снимает записку с дерева. Читает: «Пройти дальше сможете только тогда, когда узнаете и отгадаете про моих лесных друзей, в названиях которых есть звуки «Л»- «ЛЬ». А вот и задания. Слушайте внимательно!

Загадки  (дети отгадывают загадки, логопед выставляет предметные картинки с изображением животных)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (лось)

•Над лесом солнца луч потух,

Крадётся царь зверей. / Лев /

Говорят, она хитра,

Кур уносит со двора.

 Но зато красавица –

Всем ребятам нравится! (Лиса)

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый…(Волк)

Как гора огромен он

Ну конечно, это (слон)

- Посмотрите (обращает внимание на картинки). Мы с вами отгадали все загадки, но, по-моему, что–то здесь не так! Леший нам дал задание назвать жителей леса, по-моему, кто-то из животных здесь лишний. (дети определяют лишних животных)

  1. Физкультминутка

- Молодцы, вот и еще одно задание мы выполнили. Пора идти дальше. Что же впереди? (слайд болото Музыка «Голоса леса») Посмотрите, впереди – избушка. Кто же здесь живет? (слайд Баба Яга.) Баба Яга приготовила для вас разминку. Выполняйте движения из песенки, и тогда она пропустит нас дальше.

  1. Автоматизация звука Л в предложениях, работа над звуковым анализом, фонематическим слухом.

Бабушке Яге понравилось как вы танцевали и она оставила для вас мешочек.  Давайте посмотрим, что в нем. А для этого присядем на стульчики. Доставайте предметы из мешочка по одному и придумайте с ним предложение.  Определяем, какой звук спрятался в этом слове Л или Ль, где он находится в начале, середине или конце слова и убираем в коробочку с символом звука:  лев, лопата, акула, дельфин, велосипед, крокодил,

  1. Основы обучения грамоте.

- Посмотрите что нас ожидает в конце путешествия. Это же сундучок. А что в нем мы узнаем выполнив последнее задание от Кощея Бесмертного.

Вот его задание (в записке):

Ребята, сегодня вы повторяли звуки л и ль.

  • А какая буква обозначает эти звуки при чтении и письме? ( Буква Л).
  • Напишите букву Л!
  • Найдите букву в кассе букв!
  • Выложите слоги АЛ, ОЛ, УЛ,ИЛ, ЛА, ЛО, ЛУ, АЛУ, УЛА
  1. Итог занятия

- Молодцы ребята. А сейчас возвращаемся домой, для этого закрываем глазки. «Вокруг себя обернись, 1,2, 3 в детском саду окажись!»

-  Понравилось вам путешествие? Какие испытания оказались самыми трудными? Что запомнилось? Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Со мной были очень дружные, сообразительные, умные ребята. Ну что же, все задания мы выполнили, пора возвращаться домой! Открывают сундучок и достают угощения и медали за работу.

Ребята, если вы любите приключения, готовы справиться с разными заданиями и умеете произносить звуки Л и Ль, приглашаем вас в гости. Сказочные герои

Пройти дальше сможете только тогда, когда узнаете и отгадаете про моих лесных друзей, в названиях которых есть звуки «Л»- «ЛЬ. Леший

• Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (лось)

•Над лесом солнца луч потух,

Крадётся царь зверей. / Лев /

Говорят, она хитра,

Кур уносит со двора.

 Но зато красавица –

Всем ребятам нравится! (Лиса)

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый…(Волк)

Как гора огромен он

Ну конечно, это (слон)

Ребята, сегодня вы повторяли звуки л и ль.

  • А какая буква обозначает эти звуки при чтении и письме? ( Буква Л).
  • Напишите букву Л!
  • Найдите букву в кассе букв!
  • Выложите слоги АЛ, ОЛ, УЛ,ИЛ, ЛА, ЛО, ЛУ, АЛУ, УЛА

Кощей Бесмертный



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ручеек» №3 р.п. Варнавино

Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста

 на тему:

«Путешествие в космос»

Подготовила:

 учитель-логопед Молева К.С.

Варнавино, 2021 год


Цель: преодоление речевых нарушений путём развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

формировать знания детей о космосе;

Коррекционно – развивающие:

развивать общую, мелкую моторику;

формировать умение сочетать движение со звуком, слогом, фразой;

развивать фонематическое восприятие;

закрепить навыки правильного фонационного дыхания;

развивать у детей чувство ритма, умение переключаться с одного вида движения на другой,

формирование артикуляционного уклада для звука Р.

Коррекционно - воспитательные:

формировать коммуникативные навыки;

Ход занятия.

Орг. момент.

.Дети входят в зал под музыку становятся в шеренгу.

- Ребята, как вы думаете, на какой планете мы живем?

- Как называют людей, летающих в космос? (Космонавты). В космонавты берут здоровых и крепких людей. Летчику-космонавту приходится испытывать сильные перегрузки во время старта корабля и его приземления, поэтому космонавты долго тренируются перед полетом.

Вот и мы с вами сегодня будем тренироваться и отправимся в космический полет. Предлягаю начать нашу тренировку.

Комплекс двигательных упражнений «Будем космонавтами»

Вот выходит на парад                Дети маршируют по кругу.

Наш космический отряд.

1. Руки в стороны — к плечам,    И.п. — стоя, ноги вместе, руки к плечам.

Дружно мы покажем вам.         — руки в стороны

2. Руки ставим мы на пояс        И.п. — стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

И наклоны выполняем.           Наклоны вправо и влево.

3.Руки за голову — и вот       И.п. — стоя, руки за голову, ноги на ширине плеч.

Наклоняемся вперед.                Наклоны вперед, держа спину прямо.

4.Приседаем и встаем                 И.п. — стоя, руки на поясе — присесть,

И ничуть не устаем.               руки вперед, затем — вернуться в и.п.

5.Раз - прыжок, два - прыжок,       Прыжки на обеих ногах вправо-влево,

Ногу ставим на носок.

6.И опять шагаем,                              Ходьба на места.

Ноги поднимаем.

На месте стой раз-два.

Основная часть.

 - На чем летают в космос? (На ракете).

- Построим ракету (приготовили руки)

Стихотворение с движениями

Мы построим, мы построим Ударяют кулачками друг о друга(4 удара)

Самый лучший звездолет:

Все проверим, все устроим Пальцы «колечками» (4 колечка)

И отправимся в полет. Руки подняты над головой, хлопки (4хлопка)

Та-та-та не страшна нам высота Руки вверху, сжимают и разжимают пальцы

Ете-ете-ете – полетим в ракете Хлопки в ладоши (вправо – влево)

Ты-ты-ты – все будет видно с высоты. Приставляют ладонь к глазам.

- Мы готовы к полету.

 Фонопедические упражнения «Ракета»

- Проверим, все ли системы комического корабля работают исправно:

Проверяем топливо - руки на живот, вдох носом, на выдохе произносим «С-с-с».

Открываем и закрываем люки – делают руки вверх и вниз на звук «а».

Проверяем радио – произносят короткие острые звуки «у» в разных регистрах, вед.  показывает высоту звука.

Включаем двигатели – произносят «р» вращают кулачками перед грудью.

 Ритмическая игра – распевка «Космос»

- А сейчас возьмем инструменты в руки (ложки) и проговорим речевку

- Сначала я исполню ритм, потом вместе, слушаем.

(Дети отстукивают ритм деревянными ложками и пропевают попевку)

Сначала логопед, потом вместе с детьми.

ЁТ-ЁТ-ЁТ - собираемся в Полет

Ета-ета-ета – вот наша ракета

ИМ-ИМ-ИМ - все мы вместе ПОЛЕТИМ

Ля-ля-ля – до свидания, Земля.

-Убрали инструменты

 Упражнение на развитие пространственной ориентации «Звёздная карта»

- А чтобы нам не сбиться в пути, мы с вами будем учиться лететь по звёздным картам (показ схем на мультимедиа). Посмотрите на карту, как мы сейчас будем лететь? (ответы детей). 

- Правильно, мы будем лететь по кругу. (Дети под космическую музыку идут по кругу) А теперь, как мы будем лететь? (показ схемы, ответы детей).

- Правильно, мы будем лететь по квадрату. Ребята, обратите внимание, у квадрата есть четыре угла и мы с вами постараемся их не срезать. (Дети под космическую музыку идут по периметру зала.)

- А сейчас как мы будем лететь? (Показ схемы, ответы детей, идут «змейкой»). 

- А сейчас мы с вами выходим в открытый космос и плывем в невесомости. В космосе все находится в состоянии невесомости.

- Как вы понимаете это слово? (Ответы детей) Невесомость - это такое состояние, когда космонавты и вещи ничего не весят и плавают в космическом корабле как рыбки в аквариуме. Нет ни верха - ни низа. Пролитая вода собирается в шар, а не разливается лужицей и висит в воздухе.

- Что надевают космонавты для того, выйти в открытый космос? скафандры.

- Для чего он нужен? В нем мы сможем дышать кислородом в открытом космосе и для тепла.

- Мы в невесомости, передвигаться тяжело, движения замедляются, потому что земное притяжение очень слабое.

Упражнение на координацию движений и релаксацию «Невесомость».

Дети медленно встают и расходятся по залу.

(Медленная расслабляющая музыка)

В невесомости плывем,

Мы под самым потолком.

Дети, стоя, на месте на одной ноге, имитируют движения тела в состоянии невесомости, делая медленные подъемы рук в стороны — вверх с выносом прямой ноги в различных направлениях.

 Игра «Инопланетяне и звездочки». 

- Если вы услышите громкую музыку, то «превращаетесь» в инопланетян. Если музыка тихая и плавная, снова становимся космонавтами в невесомости. (Играют)

Игра «Звездочка в небе замри…»

Посмотрите, сколько вокруг звёзд…

Давайте с ними поиграем:

Ракета взлетает – раз,

Планеты движутся – два,

Кометы летают – три…

Звёздочка в небе замри!

Дети замирают в какой-то замысловатой позе. Придумывают имя своей звезде.

 Артикуляционная гимнастика.

Садятся на места.

– Ребята, в  небе звездочки образуют созвездия. Какие созвездия знаете вы? (Ответы детей) А теперь посмотрите на экран и скажите какие созвездия вы там видите. (Дети угадывают созвездия и выполняют упражнения «Заборчик», «Окошко», «Чашечка», «Парус», «Барабанчик»)

Итог занятия

- Наше большое космическое путешествие закончилось.

 - Что понравилось?

-Что нового узнали?

Хоть и грустно нам,

Но пришла пора прощаться

И на Землю возвращаться.

Космонавты по местам!

Займите свои места в ракете.

Упражнение на развитие слухового внимания “Приземление”

Дети под быструю музыку бегут по кругу, подняв руки и сцепив пальцы в “замок” (ракета летит), с замедлением музыки дети замедляют темп бега и опускаются на одно колено на окончание звучания (ракета приземлилась).
-Спасибо за занятие, досвидания!