Сценарные планы уроков, мероприятий, внеурочной деятельности

Скарлыгина Марина Марковна

Предлагаю моим коллегам воспользоваться сценарным планом урока "Людей неинтересных в мире нет...". Материал, предложенный в разработке, поможет обучающимся 9 класса подготовиться сразу к ДВУМ экзаменам: к устному собеседованию (новой форме допуска к ОГЭ) и к написанию сочинения по типу 15.3 ОГЭ. Буду рада, если мой сценарный план  интегрированного урока пригодится. Также в отдельном файле размещаю самоанализ урока. С уважением, Марина Марковна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый интергированный урок (русский язык, литература)

«Людей неинтересных в мире нет…»

Время проведения: 27.04.2018

Автор-составитель: Скарлыгина М.М.

Сценарный план урока

1. Декламация ст-я Е.Евтушенко (Литнарович Н., Чамышева О.) + ф-ма музыка (дудук) – введение в тему урока.

         Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое,

и нет планет, похожих на нее.

Вопросы:

  • О чём или о ком пойдёт разговор на уроке?  
  • Какие люди вам интересны?
  • Подберите синонимы к слову «интересный»  (привлекательный — любопытный — достопримечательный — занимательный — занятный — захватывающий);
  • антонимы (безынтересный, занудный, неинтересный, нудный, пресный, скучный, обыденный)
  • По каким признакам // критериям вы определяете, интересный человек перед вами или нет?
  • Почему Е.Евтушенко, на ваш взгляд, начинает своё ст-е с утверждения «Людей неинтересных в мире нет»? → все интересные, причём во всём мире. Что поэту даёт право так считать? → выдвигаем гипотезы, приходим к общему выводу: все люди – личности.
  • Сформулируем тему урока (Каждый человек – личность).

2. На эту тему сегодня на уроке мы будем писать экзаменационное сочинение (задание №15 ОГЭ) по алгоритму. Какой тип мы рассмотрим? Свой ответ аргументируйте. (№15.3, т.к. надо дать определение слова «личность» и доказать, рассмотрев 2 примера-аргумента). Откроем «Алгоритм написания сочинения 15.3», стр. 179. Сборник ОГЭ под ред. Н.А.Сениной. 30 тренировочных вариантов. 9-й класс: учебно-методическое пособие) и освежим наши знания по структуре сочинения-рассуждения.

- Читаем пункт 1. Сформулировать определение слова, данного в задании.

3. Письменная работа – определение слова «личность»:

3.1. Результаты анкетирования на тему «10 личностей в топе» (Логинова Анна)

Вывод:  личность может родиться в любую эпоху «От Ромула до наших дней», не зависит от положения (статуса) в обществе, обеспеченности (материального положения), национальности, вероисповедания, пола.

3.2. Делаем записи. Толкование в различных словарях (суммируем): «конкретный человек, представитель определенного общества, общности, коллектива, занимающийся каким-либо видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и имеющий свои индивидуальные особенности [Словарь-справочник по философии]; «личность суть свободный и ответственный индивид» [Философия науки. Словарь основных терминов]; «интегральная характеристика человека, выражающаяся в наличии своего индивидуального, неповторимого психологического «лица», жизненной позиции, способности влиять на других людей». Главными характеристиками личности человека являются его ценности, характер, волевые, творческие и коммуникативные качества» [Философия: словарь основных понятий]. Какое из предложенных определений кажется вам наиболее информативным, полным? Что общего во всех этих определениях?

Формулируем определение термина в тетради (самостоятально, 1 мин.)

4. Приступаем к написанию второй микротемы текста сочинения. Зачитаем пункт №2 «Алгоритма…»: Пример, подтверждающий данное вами определение. Пример-аргумент из текста Н.Дубинина, стр. 221 (ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2018.)  

«Люди всегда благодарны тем, кто нашел в себе мужество и силы совершить великое. Человеческая память хранит имена героев и их свершения. К примеру, Николай Пржевальский променял великосветский Петербург  на тишину пустынь, дым костров, голод и жажду» (по Н.Дубинину, текст адаптирован под тему урока):

Вопросы-задания:

  • Объясните постановку запятых в отрывке из текста Н.Дубинина;
  • В какой(-их) области(-ях) сделал свои открытия Н.М.Пржевальский? (география, биология…)
  • Докажем это, обратившись к сборнику Г.Т.Егораевой «Итоговое собеседование по русскому языку ОГЭ. Типовые задания. 2018, стр.5):
  • Чтение текста о Пржевальском на вслух (2 мин.);
  • Пересказ текста, включив цитату А.П.Чехова: «Один Пржевальский стоит десятка учебных заведений и сотни хороших книг… Недаром его знает каждый школьник…» (обучающиеся пересказывают текст по одному абзацу).
  • Закончите написание второго абзаца сочинения, используя новую информацию, полученную из пересказанного текста (2-3 мин.).

5.  Пока класс пишет, предлагаю желающим кратко рассказать о любом из людей, которых они считают легендарными личностями (Жирова Н. – об изобретателе автомата Калашникове; Карандакова А. – об актрисе Ермоловой; Колотий И. – о поэте Есенине).

6. Возвращаемся к «Алгоритму…». 2-ой абзац, продолжение: «Вспомните и запишите один пример из вашего жизненного опыта». А я добавлю: «или из читательского опыта». Чтобы дать вам пищу для размышлений и провести небольшую зарядку для ума, проведём игру «Их надо знать в лицо», подготовленную Григорьянцем А. и Атановым С. Задание: Даны фотографии (или портреты, или скульптуры) известных людей. Необходимо по 3-м подсказкам определить, кто из известных людей изображён на слайде.

«Презентация. 10 слайдов с портретами или фотографиями известных людей»

Создаём экспертную комиссию, которая будет фиксировать ответы и определит победителя среди участников игры (объявление победителя – оценка результата).

7. Продолжим разговор о неординарных личностях.

        Вопрос: всегда ли неординарные известные всему миру люди, которые нам интересны до сих пор, являются положительными личностями?

Доказать это предстоит Тамаряну Э. и Громовой Н. (Моцарт и Сальери в истории и в «маленькой трагедии» А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»). Работа с текстом из ВПР-2018 Карточка. «Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Четырёхлетний малыш.. ра(з/с)пол..жился на д..ревя(н,нн)ом полу среди л..стов бумаг.. . На них кр..вые строч..ки нот см..шались с (ярко)син..ми кляксами. Что ты пиш..ш.. поинтер..с..вался отец. В ответ он услыш..л, что это буд..т к..нцерт для клави́ ра. Клави́ ром называют..ся все клавишные инструменты рояль пианино и клавеси́ н. Отец соб..рался ра(з/с)см..ят..ся но пр..гл..делся к нотам и зам..лчал. Мальч..к в(з/с)карабкался на (не)высокий но удобный стул у клавеси́ на и з..играл. Его звали Вольфганг Амадей Моцарт. (Не)земная музыка р..ждалась под де(т/ц)скими пал..цами. Ю(н/нн)ый музыкант об..езд..л с к..нцертами всю (Е,е)вропу и (н..)кто из взрослых музыкантов (не)мог с ним сравнит..ся. Г..ворили, что ч..дес..ный ребёнок затмит извес..ных музыкантов, когда(либо) ж..вших на Земле. И действительно, Моцарт в..личайший к..мпозитор мира. (По Л. Закошанской)»

Вопросы: 

  • Какую информацию вы смогли извлечь из текста Л.Закошанской?  
  • Каким представляется вам Моцарт?
  • Что удалось вам узнать из интернет-источников о Моцарте и Сальери?
  • Как описаны эти музыканты у А.С.Пушкина?
  • Назовите известных людей, записанных в исторических скрижалях со знаком «минус» (Дантес – убийца Пушкина, Мамай – татаро-монгольское иго, Гитлер – диктатор, развязавший Вторую мировую войну…)
  • Какие выводы можно сделать?  

Вывод: Благодаря музыкальному гению – Вольфгану Амадею Моцарту – в историю вошёл как «злой гений» композитор Сальери. Примеры исторических личностей со знаком «минус»…  Следовательно, личности бывают как положительные, так и отрицательные.

8. Домашнее задание. Написать второй аргумент для нашего сочинения «Каждый человек – личность».

9. Возвращаемся к «Алгоритму…». Читаем 3-ий абзац: «Рассуждение завершается выводом».

Продолжаем запись текста (по Н.Дубинину, текст адаптирован под тему урока):

Вариант №1 заключения (зачитываю, но не записываем в тетрадь)

 «Человек в основе своей всегда устремлен к хорошему. Надо только вовремя поддержать того, кто стал уходить от этого стремления. Мы живем в большом общежитии, и надо уметь любить людей, видеть в каждом личность, помнить, что людей неинтересных в мире нет. Необходимо отдавать окружающим богатство  своего ума и сердца, и тогда люди отплатят нам тем же».

Вариант №2 заключения (записываем в тетрадь)

«Жизнь пестра и разнообразна. На одном ее полюсе – горение, мужество, жажда знаний, высокий порыв  и жажда принести пользу Отечеству. На другом – (…).

Допишите самостоятельно  (равнодушие, жестокость, личная выгода, желание прославиться и проч.)

Продолжение текста по Н Дубинину: «Перед каждым вступающим в жизнь встают эти полюса, и к какому полюсу человек пойдет, зависит от него самого».

10. Подведём итоги урока. Кого мы называем личностью? Какими вы видите себя в ближайшем будущем?

В начале урока вы прослушали замечательное стихотворение Е.Евтушенко, которое и стало лейтмотивом урока. Было бы логично завершить урок поэтическим текстом Л.Мартынова «След». По-моему, стихотворение отражает проблемы, поднятые сегодня, и подтверждает выдвинутую в начале разговора гипотезу «Все люди – личности»:

А ты?

Входя в дома любые -

И в серые,

И в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

1945 (Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко.

Минск, Москва: Полифакт, 1995)

Желаю всем быть неординарными, неповторимыми, оригинальными, индивидуальными, иначе говоря, – личностями. И помните: «Людей неинтересных в мире нет»! Поэтому будьте внимательны  к тем, кто с вами рядом, ведь они тоже личности!

 

 



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого интергированного урока:

русский язык, литература –

«Людей неинтересных в мире нет…»

Время проведения: 27.04.2018

Автор-составитель: Скарлыгина М.М.

Класс, в котором был дан открытый интегрированный урок, – 9 А.

Урок был дан в соответствии с календарно-тематическим планированием в выпускном 9 классе по теме «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Написание сочинения по типу 15.3»

Цель урока: подготовка выпускников 9 класса к ОГЭ

Задачи урока:

  • формировать умение написания экзаменационного сочинения по типу 15.3 в соответствии с алгоритмом;
  • правильно делить текст на микротемы в соответствии с алгоритмом 15.3;
  • уметь  формулировать основную мысль в каждом абзаце по предложенному плану;
  • работать с разнообразными источниками, перерабатывать новую информацию, самостоятельно извлекать необходимые для аргументации сведения из сборников ОГЭ-2018;
  • воспитывать чувство гордости за лучших людей, принёсших пользу Отечеству, желание быть похожими на них.

Тип урока: углубление и расширение полученных знаний с использованием проблемно-диалогической технологии. 

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая.

Использованы учебно-методические материалы и оборудование:

1. Сборник ОГЭ под ред. Н.А.Сениной. 30 тренировочных вариантов. 9-й класс: учебно-методическое пособие) и освежим наши знания по структуре сочинения-рассуждения: «Алгоритм написания сочинения 15.3», стр. 179.

2. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2018. Пример-аргумент из текста Н.Дубинина, стр. 221.

3. Сборник Г.Т.Егораевой «Итоговое собеседование по русскому языку ОГЭ. Типовые задания. 2018, стр.5 (текст о Н.М. Пржевальском).

4. Интерактивная доска: интеллектуальная игра «Их надо знать в лицо» (презентация).

5. Карточки с деформированным текстом о В.А.Моцарте.

6. Музыкальное аудиосопровождение (дудук) для декламации стихотворения Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»

7. Толковые словари, в том числе Философский словарь основных терминов.  

  
Характеристика класса: 9 А класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. Большинство имеет положительную мотивацию к учебной деятельности.  Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей. Следует отметить, уровень обученности  выпускников 9 А класса по русскому языку (согласно результату проверочной работы в форме ОГЭ за 2-ое полугодие): выше среднего: успеваемость – 100%, качество знаний –  67%. Структура урока –  в соответствии с требованиями ФГОС: 

  • ориентация на новые образовательные результаты;
  • деятельность нацелена на формирование УУД 

Планируемые результаты: 

предметные: ученик научится писать сочинение по типу 15.3 в соответствии с алгоритмом;
ученик получит возможность научиться: чётко формулировать свои мысли в письменном виде согласно заданной теме («Каждый человек – личность»); выбирать уместные и весомые аргументы в соответствии с предложенным для анализа вопросом: «Как вы понимаете слова поэта Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»?»  для эффективного решения коммуникативной задачи; участвовать в диалоге: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – гость; учитывать разные мнения: личность со знаком «плюс» и со знаком «минус» (например, Моцарт и Сальери»), аргументировано отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению собеседников; 

личностные: ученик 

  • проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу через работу с текстом А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» и биографическими сведениями о жизни музыкантов; текстом Н.Дубинина об известных личностях и статьёй о Н.М.Пржевальском;
  • умеет работать с информацией из различных источников: из философского словаря, учебной статьи, интернет-источника, публицистического текста;
  • устанавливает связь между целью учебной деятельности и её мотивом. 

Метапредметные

Универсальные учебные действия: 

регулятивные     ученик 

  • самостоятельно определяет тему урока, ставит цель, планирует деятельность в соответствии с гипотезой и определённой проблемой; 
  • самостоятельно работает с информацией, систематизирует её,
  • делает диаграмму, составляет рейтинговые таблицы,
  • проводит мини-исследование по теме урока (анкетирование и его результаты по теме «Топ самых известных в мире людей»; 

познавательные    ученик, используя алгоритм,

  • составляет план сочинения 15.3,
  • определяет содержание каждой микротемы,
  • работает с материалом из различных источников для написания каждого абзаца,
  • строит логически законченное сочинение по алгоритму 15.3; 
  • делает выводы о результате совместной работы в паре, группе, в классе, совместно с  учителем и гостями открытого урока; 

коммуникативные   ученик 

  • прислушивается к мнению других,
  • умеет идти на компромиссы и принимать правильное решение, договариваться с участниками микрогруппы или партнёром (при работе в паре);
  • умеет достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями, задачами и условиями коммуникации;
  • приходит к  коллегиальному решению в совместной деятельности.  

 Этапы урока:

Оценка содержания каждого этапа урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности через декламацию стихотворения Е.Евтушенко.
  2. Актуализация знаний через постановку проблемного вопроса «Кого мы называем личностью?». Анализ анкетирования «Топ самых известных в мире людей», виртуальную игру «Их надо знать в лицо».
  3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания: личности со знаком «плюс» и со знаком «минус»: Пушкин и Дантес, Моцарт и Сальери и др.
  4. Первичное закрепление через повторение алгоритма написания сочинения 15.3 (детальный анализ всех структурных составляющих текста) и работу с образцами: текстами о Н.М.Пржевальском, В.А.Моцарте, публицистикой А.П.Чехова.
  5. Самостоятельная работа по написанию микротем (абзацев) сочинения согласно заданному алгоритму с привлечением материалов из различных источников..
  6. Включение нового знания в систему знаний и повторений.
  7. Рефлексия учебной деятельности – стихотворение Л.Мартынова «След».

 

Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения, их педагогическая целесообразность

 Материал, подобранный для урока и использованный в ходе интегрированного занятия, был логичен, тематически оправдан, информативен, интересен; носил метапредметный характер (связь с географиейй, биологией, музыкой, историей страны и мировыми открытиями в различных сферах). Выбранные тип, форма  и методы проведения урока себя оправдали. Поставленные и определённые цель и задачи урока были достигнуты, занятие прошло на высоком методическом уровне.