Внеурочная работа. Программа курса "От слова - к тексту"

Скарлыгина Марина Марковна

Данный курс поможет моим молодым коллегам правильно и продуктивно организовать внеурочную работу. Желаю всем успехов!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эл. курс "От слова - к тексту"21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая  программа  элективного курса  «От слова – к тексту» для 10 А класса разработана на основе

  • Федерального государственного образовательного стандарта  среднего общего образования;
  •  Основной образовательной программы ОБОУ «Лицей-интернат №1» г.Курска

        

Данная программа  элективного курса  «От слова – к тексту» разработана для обучающихся 10А (социально-гуманитарного) класса, работающих в системе эксперимента – введение ФГОС СОО в старшие классы. На базе профильного класса используется УМК «Русский язык. 10-11 классы» под ред. В.В.Бабайцевой.  

        Современное российское образование  отводит особую  роль русскому языку и литературе  в  ряду гуманитарного просвещения. Исходным материалом гуманитарных дисциплин является слово, а значит, интегрированное изучение  русского языка и литературы способствует формированию навыков как письменной, так и устной речи школьников, освоению ими законов родного языка, всестороннему раскрытию его потенциала.  Цель – развить у обучающихся умение анализировать текст. Работая над текстом, дети учатся бережному обращению со словом, постигают его ёмкость, ощущают его красоту и силу, адекватно осмысливают и истолковывают точку зрения автора.

В то же время процесс художественного восприятия  текстов разных жанров немыслим без одновременного сотворчества автора и читателя. Следовательно, задачи программы -  овладение методикой написания сочинения в различных жанровых интерпретациях, что способствует

  • развитию творческого  потенциала учеников,
  • позволяет выработать навыки грамотной устной и письменной речи,
  • открывает путь к самопознанию благодаря сотворчеству писателя, ученика и учителя.

        Владение умением многоаспектного анализа текста необходимо для успешной сдачи итоговой аттестации в форме ЕГЭ, неотъемлемой частью которой  стало написание сочинения на основе данного литературного текста. Следовательно, интеграция русского языка и литературы в данном курсе «От слова – к тексту» становится обоснованно оправданной и важной в контексте  современных требований, предъявляемых к сдаче итоговой аттестации в новой форме.

        Курс рассчитан на   34 часа, 1 час в неделю. Основной вид деятельности – практикум, учитывающий специфику подготовки старшеклассников  к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

        Весь материал элективного курса скомпонован вокруг центральных проблем филологии: от анализа слова к многоаспектному анализу текста. В план включены отрывки из художественных произведений, периодической печати и научных статей, написанные соответственно  в художественном, публицистическом или научно-популярном стилях, что способствует вырабатыванию у старшеклассников  УУД.  

        Формой контроля, предусмотренной курсом, является написание обучающимися творческих работ в различных формах и жанрах, что способствует развитию творческого мышления, расширению словарного запаса, повышению культуры письма, развитию эстетического вкуса, воспитанию нравственно здоровой личности. Внимание уделяется этической стороне  дела: обучающиеся должны уметь не только правильно оценивать чужие творческие опыты, но и высказывать свою точку зрения с учётом авторского самолюбия, морально-этических норм.

Учебно-тематический план

элективного курса «От слова – к тексту»

Тема  

Базовый материал

Аналитическая беседа. Практический анализ текста (лексический)

«Повесть временных лет» (подлинный текст и перевод)

Практическая работа обучающихся в группах

«Слово о полку Игореве»

Написание развёрнутой рецензии с последующим обсуждением и анализом

Курские страницы «Слова»

Чтение и анализ текстов художественного стиля

Ода Горация «К Мельпомене» и её свободные переводы (М.Ломоносов, Г.Державин, А.Пушкин)

Анализ текста художественного стиля (индивидуальная работа)

А.С.Грибоедов «Горе от ума» (язык грибоедовских афоризмов)

Редактирование творческих работ обучающихся

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (композиционные особенности романа в стихах)

Практическая работа обучающихся в группах

Поэма «Мцыри» (сочинение в форме С1 – С4 ЕГЭ по литературе)

Аналитическая беседа. Практический анализ текста (языковой)

Гоголь «Мёртвые души» (отрывок о «толстых» и «тонких»)

Анализ текста публицистического стиля

(лингвистический эксперимент)

Д.С.Лихачёв «Письма о добром и вечном»

Практическая работа обучающихся в группах

Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Семинар: «Многоаспектный анализ текста»

Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.К.Толстой

Анализ текста научно-популярного стиля

И.Андроников «Я хочу рассказать вам…»

Практическая работа обучающихся в группах

А.Григорьев «После «Грозы» Островского. Письма к И.С.Тургеневу» (фрагм.)

Аналитическая беседа. Практический анализ текста (стилевой)

Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Сказы Н.С.Лескова

Аналитическая беседа. Практический анализ текста (многоаспектный)

Ф.М.Достоевский «Идиот»

Итоговое занятие: КАТ (комплексный анализ текста, индивидуальная работа)

Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»

Календарно-тематический план

Тема

часы

форма

дата

1

Аналитическая беседа. Практический анализ текста (лексический)

2

Лекция,

практикум

2

Практическая работа обучающихся в группах

2

Практикум

3

Написание развёрнутой рецензии с последующим обсуждением и анализом

2

Сочинение-рецензия

4

Чтение и анализ текстов художественного стиля

2

Исследование.

практикум

5

Анализ текста художественного стиля

(индивидуальная работа)

2

Самостоятельная работа

6

Редактирование творческих работ обучающихся

2

Редактирование

7

Практическая работа обучающихся в группах

2

Исследование,

практикум

8

Аналитическая беседа. Практический анализ текста (языковой)

2

Лекция,

практикум

9

Анализ текста публицистического стиля

(лингвистический эксперимент)

2

Самостоятельная работа

10

Практическая работа обучающихся в группах

3

Исследование,

практикум

11

Семинар: «Многоаспектный анализ текста»

2

Защита исследоват. работ

12

Анализ текста научно-популярного стиля

2

Лекция с элемен. эвристич. беседы

13

Практическая работа обучающихся в группах

2

Исследование,

практикум

14

Аналитическая беседа. Практический анализ текста (стилевой)

2

Лекция,

практикум

15

Аналитическая беседа. Практический анализ текста (многоаспектный)

2

Лекция,

практикум

16

Итоговое занятие: КАТ (комплексный анализ текста, индивидуальная работа)

3

Итоговая творческая работа

Итого

34 ч.

Требования к уровню подготовки обучающихся;

ожидаемые результаты элективных занятий:

 

В процессе изучения тем элективных занятий «От слова – к тексту» в старших классах совершенствуются основные УУД:

  • коммуникативные,
  • интеллектуальные,
  • речевые

        Содержание элективного курса  в свете современных требований  переориентировано на достижение метапредметных и предметных целей обучения через  реализацию  компетентностного подхода, призванного обеспечить формирование и развитие у обучающихся

  • языковой,
  • лингвистической (языковедческой),
  • коммуникативной
  • культуроведческой  компетенций.  

        В результате изучения курса учащиеся должны   знать:

  • общие сведения о филологическом анализе текста;
  • признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка.

        Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:

  • создавать  высказывания на филологическую  тему в устной и письменной  форме,
  • анализировать особенности употребления  основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований,
  • соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
  • владеть приёмами редактирования текста,
  • анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка (ФАТ)

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Н.С. Болотова Филологический анализ текста. ТГУ, -Томск, -Ч.1.2004
  2. Николина Н.А Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М., «Академия», 2003.
  3. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. -Л., 1972 и др. изд
  4. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М., 1981.
  5. Е. М. Виноградова, Е. А. Яблоков, А. М. Антипова 
    Слово-образ-смысл. Филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы. Серия: Элективные курсы