Основы культуры профессионального общения

Пьянкова Ирина Геннадьевна

Здесь Вы найдете полезные материалы для занятий и успешной сдачи зачета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24

(ГАОУ СПО ТК №24)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины  Основы культуры профессионального общения

Профессия  100116.01Парикмахер

Москва

2011 г.

ОДОБРЕНА

Цикловой методической комиссией

Парикмахерское и визажное искусство

Протокол №  1

от « 28 »  августа  2011 г

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования 100116.01 Парикмахер

Председатель предметной (цикловой) комиссии

___________________/Шимчук А.А./

                Подпись                                      ФИО.

Заместитель директора по учебно-методической работе

________________/Балобанова У.В./

        Подпись                        ФИО.

        

Составители:

Пьянкова Ирина Геннадьевна,   преподаватель,    ГАОУ СПО ТК№24

                         Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГАОУ СПО

Рецензент:        

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГАОУ СПО

 


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы культуры профессионального общения

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) и предназначена для  реализации  требований  Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии НПО 100116.01 Парикмахер, укрупненной группы направлений подготовки 100000 Сфера услуг по направлению подготовки  100100 Сервис.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программы повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке квалифицированных  рабочих по профессии 16437 Парикмахер

                   

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 

Учебная дисциплина «Основы культуры профессионального общения»

 входит в профессиональный учебный цикл и является общепрофессиональной дисциплиной. 

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

общие компетенции:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

- исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

профессиональные компетенции:

- выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов;

- выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов;

- выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов;

- выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов;

- выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов;

- выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов;

- выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов;

- выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

 - соблюдать правила профессиональной этики;

 - применять различные средства, техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

 - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

 - определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

 - правила обслуживания населения;

 - основы профессиональной этики;

 - эстетику внешнего облика парикмахера;

 - психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности парикмахера;

 - механизмы взаимопонимания в общении;

 - техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

 - источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности.

1.4. Использование часов вариативной части ОПОП

п\п

Дополнительные знания, умения

№ наименование темы

Количество часов

Обоснование включения в рабочую программу

1

Уметь:

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

Знать:

психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности парикмахера

Тема 1.1. Характеристика общения

Тема 1.2.

Восприятие в процессе общения

Тема 1.3.

Общение как обмен информацией

6

Отведенные в БУП количество часов недостаточно для последующего успешного освоения учебной дисциплины.

Увеличение часов базируется на имеющемся опыте подготовки специалистов данного направления

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 81 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 54 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 27 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

81

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:

     лабораторные  работы

-

     практические занятия

20

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

27

в том числе:

   самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

написание рефератов, докладов по заданным темам;

проведение групповых или индивидуальных исследований по заданным темам;

подготовка и оформление творческого задания;

работа с источниками информации (основной и дополнительной учебной литературой, справочно-библиографическими и периодическими изданиями по профилю подготовки, материалами на электронных носителях, Интернет-ресурсами);

создание презентаций по заданным темам;

подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя;

подготовка к письменным и устным опросам. 

Итоговая аттестация в форме зачета.  


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  Основы культуры профессионального общения

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Психологические основы делового общения

Тема 1.1. Характеристика общения

Содержание учебного материала

2

1

Классификация видов общения.

1

2

Типы межличностного общения.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

-работа с источниками информации (основной и дополнительной учебной литературой, справочными и периодическими изданиями по профилю подготовки, материалами на электронных носителях, Интернет-ресурсами) с целью тщательной проработки темы «Характеристика общения».

 -подготовка докладов по заданным темам: «Типы межличностного общения»; «Типы манипуляторов»; «Правила взаимодействия в деловом общении»; «Типы собеседников».

3

Тема 1.2.

Восприятие в процессе общения

Содержание учебного материала

3

1

Факторы восприятия.

3

2

Типичные искажения представлений о другом человеке.

3

Влияние имиджа человека на восприятие.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

Определение приемов формирования первого впечатления.

Анализ основных ошибок восприятия.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

 -работа с источниками информации (основной и дополнительной учебной литературой, справочными и периодическими изданиями по профилю подготовки, материалами на электронных носителях, Интернет-ресурсами) с целью тщательной проработки темы «Восприятие в процессе общения».

- подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

3

Тема 1.3.

Общение как обмен информацией

Содержание учебного материала

3

1

Коммуникативная сторона общения.

3

2

Барьеры в общении.

3

Невербальное общение.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

Определение уровня владения невербальными компонентами в процессе делового общения.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

 -работа с источниками информации (основной и дополнительной учебной литературой, справочными и периодическими изданиями по профилю подготовки, материалами на электронных носителях, Интернет-ресурсами) с целью тщательной проработки темы «Общение как обмен информацией».

-подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

 -создание презентации «Невербальные средства общения».

2

Тема 1.4.

Методы развития коммуникативных способностей

Содержание учебного материала

3

1

Деловая беседа как форма общения.

3

2

Публичное выступление.

3

Эффективные техники общения в профессиональной деятельности.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

 Публичное выступление по заданной теме.

 Использование техник общения в профессии парикмахера.

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

 -работа с источниками информации (основной и дополнительной учебной литературой, справочными и периодическими изданиями по профилю подготовки, материалами на электронных носителях, Интернет-ресурсами) с целью тщательной проработки темы «Методы развития коммуникативных способностей».

 -подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

-подготовка и оформление творческого задания (публичного выступления) по темам:

«Проведение презентации торгового предложения» (на примере парикмахерского салона);«На свете так много удивительных причесок!»;«Чем опасен равнодушный человек?»;«Доброта делает человека красивым»;«Моя будущая профессия»;«Ода здоровому образу жизни»;«Легко ли быть молодым?»;

«О пользе путешествий»;«Как преподнести себя работодателю»;«Реклама - двигатель торговли»;

«Вашей фирме 1 год (5, 10 лет)»;«Человек в большом городе»; «О пользе чтения»;«Внешний облик парикмахера»; «Профессиональная этика парикмахера».

-подготовка к письменному опросу по темам раздела 1.

3

Раздел 2. Основы профессиональной этики

Тема 2.1.

Этика и культура поведения

Содержание учебного материала

4

1

Общие сведения об этической культуре.

2

2

Профессиональная этика. Имидж мастера-парикмахера.

3

Этикет как составляющая деловой культуры.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

 Определение правил профессиональной этики парикмахера.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

 -работа с источниками информации (основной и дополнительной учебной литературой, справочными и периодическими изданиями по профилю подготовки, материалами на электронных носителях, Интернет-ресурсами) с целью тщательной проработки темы «Этика и культура поведения».

 -подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

-написание рефератов по темам: «Роль профессиональной этики в деловом общении»;«Элементы делового этикета (представление и приветствие)»;«Элементы делового этикета  (визитка: описание, значение, способ представления»;«Особенности этикета деловой женщины»;«Особенности этикета делового мужчины»;«Этикет трудоустройства и прохождения собеседования»;«Нормы делового этикета для проведения совещания»; «Нормы делового этикета для проведения переговоров»;

«Этикет рабочего места парикмахера (требования к организации, распорядку с позиции этических норм)».

3

Тема 2.2.

Речевой этикет

Содержание учебного материала

4

1

Культура речи в профессиональном общении.

3

2

Культура телефонного общения.

3

Деловая переписка.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

 Анализ показателей культуры речи в профессии парикмахера.

 Проведение телефонных переговоров.

 Создание и редактирование текстов официально-делового стиля (заявление, доверенность, расписка, объяснительная записка, автобиография, деловые письма, резюме).

3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

-проведение группового исследования по теме: «Профессиональный жаргон парикмахера».

 -работа с источниками информации (основной и дополнительной учебной литературой, справочными и периодическими изданиями по профилю подготовки, материалами на электронных носителях, Интернет-ресурсами) с целью тщательной проработки темы «Речевой этикет».

- подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

- подготовка к письменному опросу по темам раздела 2.

3

Раздел 3.Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении

Тема 3.1.

Темперамент

Содержание учебного материала

3

1

Понятие темперамента. Свойства темперамента.

2

2

Типы темперамента.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

- Определение типа темперамента (тест Г. Айзенка).

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

 -работа с источниками информации (основной и дополнительной учебной литературой, справочными и периодическими изданиями по профилю подготовки, материалами на электронных носителях, Интернет-ресурсами) с целью тщательной проработки темы «Темперамент».

 -подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

 -поиск информации для выработки рекомендаций парикмахеру по работе с клиентами разных типов темперамента.

3

Тема 3.2.

Воля и характер

Содержание учебного материала

3

1

Характер. Типы акцентуации характера.

2

2

Воля. Волевые качества личности.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

Определение волевых качеств парикмахера.

1

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

 -работа с источниками информации (основной и дополнительной учебной литературой, справочными и периодическими изданиями по профилю подготовки, материалами на электронных носителях, Интернет-ресурсами) с целью тщательной проработки темы «Воля и характер».

1

Тема 3.3.

Эмоции и чувства

Содержание учебного материала

3

1

Эмоции. Классификация эмоций.

2

2

Чувства. Виды чувств.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

 -работа с источниками информации (основной и дополнительной учебной литературой, справочными и периодическими изданиями по профилю подготовки, материалами на электронных носителях, Интернет-ресурсами) с целью тщательной проработки темы «Эмоции и чувства».

2

Тема 3.4.

Способности

Содержание учебного материала

2

1

Способности. Виды способностей.

1

Лабораторные работы

-

Практические занятия

Определение коммуникативных и организаторских склонностей.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

- работа с источниками информации (основной и дополнительной учебной литературой, справочными и периодическими изданиями по профилю подготовки, материалами на электронных носителях, Интернет-ресурсами) с целью тщательной проработки темы «Способности».

 -подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

 -подготовка к письменному опросу по темам раздела 3.

2

Раздел 4.Конфликты в деловом общении

Тема 4.1.

Конфликты в деловом общении

Содержание учебного материала

3

1

Конфликт и его структура.

3

2

Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

3

Эмоциональное реагирование в конфликтах.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

 Выбор стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

 -работа с источниками информации (основной и дополнительной учебной литературой, справочными и периодическими изданиями по профилю подготовки, материалами на электронных носителях, Интернет-ресурсами) с целью тщательной проработки темы «Способности».

 -подготовка к устному опросу по темам раздела 4.

2

Зачет.

1

Всего:

81

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- автоматизированное рабочее место преподавателя;

- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);

- учебные пособия и презентации по курсу.

Технические средства обучения:

- компьютер;

- мультимедиапроектор;

- телевизор с видеомагнитофоном;

- презентации по курсу обучения: «Характеристика общения», «Имидж мастера-парикмахера», «Деловая переписка», «Темперамент», «Конфликт и его структура»;

- тематические папки дидактических материалов;

- комплект тестовых материалов для проведения практических занятий.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: 

1. Шеламова Г. М. Основы культуры профессионального общения: учебник для студ. учреждений нач. проф. образования / Г. М. Шеламова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 160 с.

2. Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения: учебник для нач. проф. образования / Г. М. Шеламова. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 160 с.

Дополнительные источники:

1. Волкова А. И. Психология общения: учеб. пособие для ссузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 512 с.

2. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. – 464 с.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2008. – 304 с.

4. Кругляницо Т.Ф. Этика. – М.: Новое образование, 2012. – 94 с.

5. Мириманова М. С. Конфликтология: учебник для студ. Сред. Пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2009. – 320 с.

6. Руденко А. М., Самыгин С. И. Деловое общение: учеб. пособие. – М.: КноРус, 2010. – 440 с.

7. Шеламова Г. М. Этикет деловых отношений. – М.: Академия, 2009. – 64 с.

Интернет-ресурсы:

1. Сайт стилиста Оксаны Бреусовой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.topstylist.ru, свободный. – Загл. с экрана.

2. Центр практической психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyfactor.org, свободный. – Загл. с экрана.

3. Сайт Конфликтология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.conflicktology.narod.ru, свободный. – Загл. с экрана.

4. Теория и практика конфликтологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prometeus.nsc.ru, свободный. – Загл. с экрана.

5. Мир психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.net.ru, свободный. – Загл. с экрана.

4. КОНТ РОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения

- соблюдать правила профессиональной этики;

- применять различные средства, техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

 - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

 -определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности.

ПК 1.1, ПК 1,6

ПК2.1, ПК2.3

ПК 3.1, ПК 3.4

ПК 4.1, ПК4.3

ОК1-ОК7

-оценка выполнения практической работы

-оценка проведения группового исследования

-оценка выполнения творческого задания

-оценка выполнения самостоятельного творческого задания

Знания:

 -правил обслуживания населения;

 -основ профессиональной этики;

 -эстетики внешнего облика парикмахера;

-психологических особенностей делового общения и его специфики в сфере обслуживания и деятельности парикмахера;

 -механизмов взаимопонимания в общении;

 -техники приемов общения, правил слушания, ведения беседы, убеждения;

- источников, причин, видов и способов разрешения конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности.

ПК 1.1, ПК 1,6

ПК2.1, ПК2.3

ПК 3.1, ПК 3.4

ПК 4.1, ПК4.3

ОК1-ОК7

-оценка группового исследования

-оценка тестов

-оценка рефератов

-оценка индивидуальных заданий по заданным темам

-оценка презентаций по заданным темам

-оценка устного опроса


Предварительный просмотр: