Автоматизация изолированного звука. Универсальные приемы
Добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи можно, если занятие основано на комплексно-игровом методе. который сочетается с наглядными, словесными, игровыми приемами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_izolirovannogo_zvuka.docx | 83.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Автоматизация изолированного звука
Универсальные приемы
Условные обозначения:
[C] - словесные, [K] – дидактические (использование картинного материала, подручных средств). В случае, если игру можно провести двумя способами рядом с номером задания будут использованы оба символа [C К]
- [K C] «Цветные дорожки»
/дорожки могут имеет разную направленность, их может рисовать ребенок палочкой на земле, пальцем на стекле…/
«Иди» вместе поочередно по каждой дорожке (веди пальчиком) и пой: ... Старайся петь без остановок, а для этого сделай посильнее вдох и на выдохе энергично произноси: ….
- [K] «Пианино»
Поочередно нажимай на каждую клавишу и произноси звук.
- [C К] «Ты звук, я слово» или «Мячик бросай – звук называй»
Ребенок произносит изолированный звук (и бросает мяч) , а взрослый (или другой ребенок) произносит следующую часть слова (возвращая мяч обратно).
- [C К] «Звуковая разминка»
Ребенок подражает предметам, насекомым… издающим похожий звук
Например: с – насос, сь – маленький насосик, з – комар, зь - маленький комарик, ц – сверчок, ш – змея, ж – жук, ч – поезд, щ – щетка, л – самолет, р – тигр.
- [K] «Машинку кати – звук правильно произноси»
/ машинку можно заменить на любой предмет, которым можно выполнить движение: палец, карандаш, игрушка из киндер – сюрприза/
Ребенок катит по дорожке (траектории дорожек меняются: прямые, прерывистые, волнистые, зигзагообразные) игрушечную машинку и произносит звук (либо тянет, либо произносит отрывисто)
- [K] «На ладошку посмотри, силу голоса смени»
Перед ребенком выкладываются ладошки 3 цветов. Обозначения: красный – тихо, желтый – средняя сила голоса, зеленый – громко. В зависимости от того какую ладошку поднимает взрослый, ребенок произносит заданный звук с разной силой голоса.
- [K] «Кольцо на палец надевай – звук красиво на- зывай»
Ребенок массажным кольцом массирует поочередно пальцы, надев кольцо на палец произносит автоматизируемый звук.
- [K] «На кружочек наступи – звук красиво повтори»
Ребенок шагает пальцем или ногами по разложенным кругам (можно заменить любыми другими фигурами, а можно шагать по классикам на асфальте) и наступив на каждый новый круг называет нужный звук.
- [C К] «Кто больше?»
За каждое правильное произнесение звука взрослый и ребенок берут себе по одному предмету, что означает количество правильно произнесенных звуков. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае взрослый оценивает правильность и награждает участников
- [С] «Кто дольше?»
Ребенок и взрослый соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.
- [C К] «Научи Незнайку говорить правильно»
Во время предложенной игры ребенка стимулируют фразами типа: «Незнайка не расслышал», « Не понял, как правильно», «Ему понравилось, повтори еще раз»… Возможен вариант, когда взрослый (за персонажа) называет звук не правильно, тогда: «Правильно сказал Незнайка?» В итоге этой игры, конечно же, Незнайка научиться говорить правильно.
- [C К] «Волшебная палочка»
Взрослый отстукивает палочкой, то количество звуков, которое должен произнести ребенок.
- [K] «Пирамидка», «Куб Монтессори», «Грибочки»…
Ребенок надевая на стержень фигуры (либо опуская фигуры в куб) называет нужный звук.
- [K] «Звук произнесем мы с мячом моим вдвоём»
Игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, произносить нужный звук и передавать мяч плавно перекатывая товарищу.
- [K] «Стук, стук, стук. Произношу красиво звук»
Мяч зажат между коленями. Взрослый произносит звуки (с разным темпом, ритмом, в разном количестве) и одновременно отстукивая рукой по мячу
- [C] «Подари звучок каждому пальчику (игрушке…)»
Задания, позволяющие закрепить знания, полученные на занятиях по обучению грамоте.
- [C К] «Колпачок надевай о звуке всё рассказывай»
Ребенок надевает на голову синий или зеленый колпак (цвет зависит от характеристики нужного звука: еслизвук твердый, то колпак синий, если мягкий, то колпак зеленый)
- [K] «Синяя (зеленая) лесенка»
Я по лесенке иду
Звуки называю
Твердый, мягкий
Твердый, мягкий
Их не забываю.
Ребенок выбирает лесенку по характеристике звука и шагает по ней пальчиками, на каждой ступеньке называет заданный звук. Если звук произнесен неверно - шаг назад. Для закрепления понятия - можно предложить придумывать звуки.