Автоматизация изолированного звука. Универсальные приемы

Ерошко Эмилия Михайловна

Добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи можно, если занятие основано на комплексно-игровом методе. который сочетается с наглядными, словесными, игровыми приемами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_izolirovannogo_zvuka.docx83.55 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация изолированного звука

Универсальные приемы

http://logodou.blogspot.ru/2014/08/blog-post_41.html

http://1.bp.blogspot.com/-dSpgNzmVVdY/U-eqJDujvKI/AAAAAAAAPJU/nPrgMUnQWPM/s1600/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA1.jpg

Условные обозначения:

[C] - словесные, [K] – дидактические (использование картинного материала, подручных средств). В случае, если игру можно провести двумя способами рядом с номером задания будут использованы оба символа [C К]

  1. [K C] «Цветные дорожки»

/дорожки могут имеет разную направленность, их может рисовать ребенок палочкой на земле, пальцем на стекле…/

«Иди» вместе поочередно по каждой дорожке (веди пальчиком) и пой: ... Старайся петь без остановок, а для этого сделай посильнее вдох и на выдохе энергично произноси: ….


  1. [K] «Пианино»

Поочередно нажимай на каждую клавишу и произноси звук.


  1. [C К] «Ты звук, я слово» или «Мячик бросай – звук называй»

Ребенок произносит изолированный звук  (и бросает мяч) , а взрослый (или другой ребенок) произносит следующую часть слова (возвращая мяч обратно).

  1. [C К] «Звуковая разминка»

Ребенок подражает предметам, насекомым… издающим похожий звук

Например: с – насос, сь – маленький насосик, з – комар, зь -  маленький комарик, ц – сверчок, ш – змея, ж – жук, ч – поезд, щ – щетка, л – самолет, р – тигр.


  1. [K]  «Машинку кати – звук  правильно произноси»

/ машинку можно заменить на любой предмет, которым    можно выполнить движение:  палец, карандаш, игрушка  из киндер – сюрприза/

Ребенок катит по дорожке  (траектории дорожек меняются: прямые, прерывистые, волнистые, зигзагообразные)  игрушечную машинку и произносит звук  (либо тянет, либо произносит отрывисто)


  1. [K] «На ладошку посмотри, силу голоса смени»

Перед ребенком выкладываются ладошки 3 цветов. Обозначения:  красный – тихо, желтый – средняя сила голоса, зеленый – громко. В зависимости от того какую ладошку поднимает взрослый,  ребенок  произносит заданный звук с разной силой голоса.


  1. [K]  «Кольцо на палец надевай – звук красиво на-  зывай»

Ребенок массажным кольцом массирует поочередно пальцы, надев кольцо на палец произносит автоматизируемый звук.


  1. [K]  «На кружочек наступи – звук красиво повтори»

Ребенок шагает пальцем или ногами по разложенным кругам (можно заменить любыми другими фигурами, а можно шагать по классикам на асфальте) и наступив на каждый новый круг называет нужный звук.


  1. [C К] «Кто больше?»

За каждое правильное произнесение звука взрослый  и ребенок берут себе по одному предмету, что означает количество правильно произнесенных звуков. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае взрослый оценивает правильность и награждает участников


  1. [С] «Кто дольше?»

Ребенок и взрослый соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.


  1. [C К] «Научи Незнайку говорить правильно»

Во время предложенной игры ребенка стимулируют фразами типа: «Незнайка не расслышал», « Не понял, как правильно», «Ему понравилось, повтори еще раз»… Возможен вариант, когда взрослый (за персонажа)  называет звук не правильно, тогда: «Правильно сказал Незнайка?» В итоге этой игры, конечно же, Незнайка научиться говорить правильно.


  1. [C К] «Волшебная палочка»

Взрослый отстукивает палочкой, то количество звуков, которое должен произнести ребенок.


  1. [K]  «Пирамидка», «Куб Монтессори», «Грибочки»…

Ребенок надевая на стержень фигуры (либо опуская фигуры в куб) называет нужный звук.


  1. [K] «Звук произнесем мы с мячом моим вдвоём»

Игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, произносить  нужный звук и передавать мяч  плавно перекатывая товарищу.


  1. [K]  «Стук, стук, стук. Произношу красиво звук»

Мяч зажат между коленями. Взрослый произносит звуки (с разным темпом, ритмом, в разном количестве) и одновременно отстукивая рукой по мячу


  1. [C]  «Подари звучок каждому пальчику (игрушке…)»

Задания, позволяющие закрепить знания, полученные на занятиях по обучению грамоте.

  1. [C К] «Колпачок надевай о  звуке всё рассказывай»

Ребенок надевает на голову синий или зеленый колпак (цвет зависит от характеристики нужного звука: еслизвук твердый, то колпак синий, если мягкий, то колпак зеленый)

  1. [K]  «Синяя (зеленая) лесенка»

Я по лесенке иду

Звуки называю

Твердый, мягкий

Твердый, мягкий

Их не забываю.

Ребенок выбирает лесенку по характеристике звука и шагает по ней пальчиками, на каждой ступеньке называет заданный звук. Если звук произнесен неверно - шаг назад. Для закрепления понятия - можно предложить придумывать звуки.