СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

Ерошко Эмилия Михайловна

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по знакомству дошкольников с природой и воспитания интереса к ней необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, "уточнение" чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности. Особое значение имеет такой метод ознакомления с природой как чтение художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skhema_izucheniya_znaniy_detey_o_nezhivoy_prirode.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

                Схема изучения знаний детей о неживой природе

                                              Воздух

  1. Знают ли дети. Что такое воздух?
  2. Можно ли увидеть воздух, его свойства  и роль в жизни человека? (воздух прозрачный, невидимый, воздух везде, воздух вокруг нас, когда воздух дрожит, возникают звуки, его можно услышать.)
  3. Знают ли дети предметы,  внутри которых есть воздух? ( колеса велосипеда, мячи, матрацы для плавания, пористый шоколад, лужи и т.п.)
  4. Знают ли дети, что такое ветер? ( это движение воздуха)
  5. Что умеет делать ветер? (шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, развевать флаги, свистеть, поднимать пыль и т.д.)
  6. Знают ли дети, чем мы его слышим?
  7. Знают ли дети, что ветер может навредить человеку? (иногда разрушает дома, ломает деревья в саду, переворачивает автомобили, срывает шляпы и т.д.)
  8. Знают ли дети, как ветер помогает нам?  (надувает паруса, вертит крылья мельницы и.т.)
  9. Знают ли дети, как человек использует ветер? ( пылесос, вентилятор, веер, надувной круг, мельница.)
  10. Умеют ли дети отличать зимний ветер от весеннего ( летнего, осеннего)?
  11. Умеют ли дети обнаруживать ветер?
  12. Знают ли дети, что такое ураган, буря, смерч? ( Сильный ветер)
  13. Выяснить роль ветра в жизни растений.

                              Методика диагностики.

Беседа по рисункам, дети рассматривают рисунок дома-природы и обычного дома. (Программа Н.Рыжовой «наш дом – природа», блок  «Я и природа».)  

         Что в них есть? ( дети перечисляют, сравнивают).  Обратить внимание на обоих рисунках много  незакрашенного,  пустого места. Почему?  И в нашем обычном доме, и в доме-природе есть воздух, мы им дышим. Знания детьми свойств воздуха определяются с помощью опытнической работы ( опыт с пустым стаканом, воздушным шариком – программа Н. Рыжовой, блок «Воздух»).

   Организовать игру «Раздувайся пузырь».  Чтобы узнать, как дети понимают, что такое ветер, можно  к теплой батарее прикрепить бумажные полоски и открыть форточку; видно движение воздуха – это ветер. Дать задание ребенку приложить лист тонкой бумаги к губам и подуть так, чтобы получился звук, -  значит мы можем «услышать» воздух.

  А чем мы слышим? Воспитатель дает задание – закрыть глаза. Есть ли звуки вокруг?  Закроем уши.  Что изменилось? Рассмотреть фотографии животных с разными ушами.  Заяц легко поворачивает уши в разные стороны, звери с большими ушами ловят больше звуков, для них это важно, их так и называют – ушастый еж, ушастая лисица.  Уши нам очень нужны, они помогают нам узнать, что есть в окружающем нас мире.  Предложить детям рассмотреть карточки «Листья деревьев с летающими семенами» (береза, липа, клен, ветка сосны, тополь, ясень) для выяснения роли ветра в жизни растений. Предложить иллюстрации с летающими животными. Почему не летают пингвины, страусы?

  Организовать игру «Угадай, кто я!»  или игру-превращения. Что загрязняет воздух?  Картинки с деревьями. Как деревья помогают очищать воздух.

                                                         Вода.

  1. Знают ли дети, что такое вода?  (Жидкость)
  2. Знают ли дети, где встречается вода? ( в ручейке, реке, озере, океане, море, кране)
  3. Знают ли дети, для чего мы ее используем?
  4. Всегда ли вода одинаковая? ( Вода бывает разная. Это дождь, ливень роса, туман, снегопад, пурга, лед, половодье, лужи. Иней, сосульки)
  5. Сформировано ли у детей понятие , что вода не исчезает, она  «превращается»  из одного состояния в другое ( путешествует по кругу)
  6. Знают ли дети свойства  воды? ( Прозрачная,  без вкуса, нет запаха, жидкая, без формы и т.д.)
  7. Знают ли дети, что растет в воде?
  8. Знают ли дети , кто  живет в воде?
  9. Кому нужна вода?
  10. Знают ли дети, почему воду надо беречь?

                           Методика диагностики.

Беседы с детьми по картинкам, рассматривание на глобусе голубых и белых пятен (голубые – вода,  белые – льды,  снега); стаканчики  с водой и молоком, ложечка (прозрачность), соломинки для коктейлей (вкус); кусочки льда, термос с горячей водой (пар).

    Предложить рассмотреть рисунки, фотографии водоемов и водных растений – что растет в воде.

    Предложить иллюстрации кита, рыб, лягушек и других животных, обитающих в водной среде.

    Организовать подвижные игры «Мы -  большие киты, мы – лягушки, мы – рыбки, мы – раки,  мы – улитки, мы – чайки» (Н.Рыжова, блок «Волшебница – вода»).

     Роль воды в жизни растений и животных можно наглядно показать на растениях и животных уголка природы. Что должны сделать люди, чтобы сберечь воду, почему? (Чем меньше мы будем тратить воду, тем больше ее останется в реках и озерах.) прочитать детям стихотворение Б.Заходера  «Течет река…» (Н.Рыжова, блок «Волшебница – вода»).

                                                         Солнце

  1. Знают ли дети. что такое солнце?  (Это большая, очень горячая звезда)
  2. Знают ли планеты Солнечной системы?
  3. Знают ли дети, что солнце – источник света?  (Свет и тень. Смена дня и ночи).
  4. Знают ли особенности радуги?
  5. Знают ли светолюбивые и теневыносливые растения?
  6. Какие животные обитают в местах отсутствия или недостатка света? (ночные, подземные)
  7. Знают ли дети, что солнце – источник тепла?
  8. Знают ли животных, растения, которые обитают в условиях холода и жары?
  9. Сформировано ли у детей понятие о сезонных изменениях в природе и в жизни человека?
  10. Знают ли о роли солнца в жизни человека?

                            Методика диагностики

Беседа по картинкам , рассматривание макета  Солнечной системы,  календаря ( Земля проходит свой круг за год).   Предложите поиграть в игру «День- ночь», «Животные в темноте». Роль света можно показать  на примере комнатных растений, животных уголка природы. Рассмотреть термометр, иллюстрации  с  животными  и  растениями,  обитающими  в  условиях  холода  и жары.

                                         Почва.

  1. Знают ли дети, что такое почва? ( Верхний слой земли,  «живая земля»).
  2. Знают ли обитателей почвы (на примере дождевого червя)?
  3. Какова их роль в формировании почвы?
  4. Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком.
  5. Сформировано ли понятие о необходимости охраны почвы?
  6. Выработаны ли навыки ухода за растениями ( копка, рыхление, внесение удобрений, уход за комнатными растениями)?
  7. Сформулированы ли основы понимания необходимости бережного отношения к почве и ее жителям?

                                   Методика диагностики

Беседа  с использованием  пособия Н.Рыжовой «невидимые ниточки природы»; комплект «Одуванчик»; картины о природе; чтение и беседа по экологическим сказкам; наблюдения в живом уголке, на огороде, в парке; работа с наглядными пособиями.

Литература :

  1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия в детском саду»
  2. Н.А.Рыжова «Я и природа». М., 1996г.