Моя работа

Шаманская Оксана Григорьевна

Дорогие гости! На моей страничке можно познакомиться с материалом для воспитателей дошкольных групп.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

"Знаете ли вы своего ребенка?"

Уважаемые родители!

С целью организации эффективного взаимодействия с педагогами дошкольной образовательной организации по вопросам воспитания и развития вашего ребенка предлагаем ответить на вопросы данной анкеты.

  1. Заполняет анкету:
  • мама;
  • папа;
  • другой член семьи ______________________________________________________________ .
  1. Возраст ребенка (полный) ______________________________________________________ .
  2. С кем живет ребенок? (состав семьи) _____________________________________________
  3. Какие заболевания перенес ребенок, имеются ли у него хронические заболевания? __________________________________________________________________________________
  4. Кто в вашей семье занимается воспитанием ребенка? _______________________________
  5. Кому из членов семьи ребенок отдает предпочтение в процессе общения? __________________________________________________________________________________
  6. Чем ребенок любит заниматься дома (играть, рисовать, ухаживать за домашними животными, др.)? ___________________________________________________________________
  7. Нравится ли вашему ребенку:
  • рисовать;
  • заниматься физической культурой;
  • петь, музицировать;
  • играть в подвижные игры;
  • слушать рассказы, сказки;
  • выполнять различные задания самостоятельно и совместно с взрослыми;
  • играть вместе с другими детьми;
  • убирать игрушки;
  • ходить на прогулку;
  • наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
  • ходить в магазин за продуктами;
  • участвовать в драматизациях, публичных выступлениях.
  1. Есть ли у ребенка любимые игрушки? Какие? ______________________________________
  2. Почему, на ваш взгляд, ребенок выделяет именно эти игрушки? ______________________
  3. Вы играете вместе с ребенком? __________________________________________________
  4. В процессе игры вы принимаете правила, которые предлагает ребенок, или диктуете свои? __________________________________________________________________________________
  5. Проводятся ли с ребенком развивающие занятия дома? Какие? _______________________
  6. Как вы называете своего ребенка в повседневной жизни? ____________________________
  7. Часто ли вы хвалите своего ребенка? За что? _______________________________________
  8. Как часто вы наказываете ребенка? За что? ________________________________________
  9. Какие положительные качества вашего ребенка вы можете назвать? ___________________
  10. Какие черты характера вашего ребенка вас беспокоят? ______________________________
  11. Есть ли у вашего ребенка страхи? Какие? __________________________________________
  12. Вы считаете своего ребенка способным? __________________________________________
  13. Какие именно способности он проявляет? _________________________________________
  14. Как себя ведет ребенок в домашней обстановке и вне дома? __________________________
  15. Интересуетесь ли вы, чем занимался ребенок в детском саду? ________________________
  16. Испытываете ли вы трудности в процессе воспитания ребенка? _______________________
  17. Помощь каких специалистов дошкольной образовательной организации вы хотели бы получить:
  • воспитателя;
  • педагога-психолога;
  • учителя-логопеда;
  • музыкального руководителя;
  • инструктора по физической культуре;
  • другого специалиста (указать) ____________________________________________________.

Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

План проведения в МДОУ Дня правовой помощи детям (20 ноября)

 

Наименование, тема мероприятия

Ответственные

С детьми

С родителями

1

«Вредные привычки» - занятие из цикла «К здоровому образу жизни» (В доступной игровой форме, используя советы Г. Остера, излагается материал о разнообразии вредных привычек, их формировании и роли в жизни человека)

Распространение тематических буклетов о правах детей, по пропаганде ответственного родителя, профилактике семейного насилия, жестокого обращения с детьми и др.

Воспитатели групп

2

Совместная деятельность воспитателей с детьми по созданию разделов книги «Конвенция о правах ребенка».

Анкетирование родителей: «Знаете ли вы права ребенка?»

Воспитатели групп

Оформление информационного стенда «Правам ребенка посвящается», (теоретический материал о Конвенции по правам ребенка).

Общественный инспектор по охране прав детства

3

ООД в группах по теме «Твои и мои права»

- «Право жить в семье» (2 мл.гр.)

- «Право на имя» (средняя гр)

- «Право на отдых, развлечение, досуг» (старш.гр)

- «Право на образование» (подгот.гр)

Оформление информационного стенда и страницы сайта по правовому просвещению родителей (нормативно-правовые документы (выписки из Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка, Семейного Кодекса РФ, ФЗ «Об образовании в РФ» и др.), указаны контактные телефоны служб по защите прав несовершеннолетних)

Ст. воспитатель, воспитатели групп

Оформление группового тематического стенда для родителей «К ребёнку с добром».

Воспитатели

Оформление консультаций и папок-передвижек для родителей:

- «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей»,

 - «Профилактика жестокости и агрессии в семьях»

Воспитатели групп, Общественный инспектор по охране прав детства

4

 Выставка в старшей-подготовительной группах «Ремень не для порки… (гуманное использование ремня, что можно сделать из ремня и пр.)

День открытых дверей в ДОУ (консультативную помощь по вопросам защиты прав и достоинств ребенка, формам и методам воспитания детей, возможность ознакомиться с условиями содержания, воспитания и образования своих детей в дошкольном учреждении)

Педагоги ДОУ

Проведение консультаций, тренингов для родителей, допускающих применение физических наказаний к детям по коррекции поведения

5

Дидактические и хороводные игры: «Обратись по имени», «Назови меня ласково», «Назови меня полным именем», «Найди себе пару», «Подрастающие имена», «Назови по – другому», «Я знаю 5 имен мальчиков (девочек)», «Угадай по голосу и произнеси имя тихо (громко), нараспев, по слогам».

Проведение родительских собраний и бесед с приглашением педагога-психолога «О недопустимости жестокого обращения с детьми; Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей», «Права и обязанности детей и родителей в детско-родительских взаимоотношениях в семье»

Педагоги ДОУ, педагог-психолог

         

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад  «Солнышко».

«Утверждаю»:

Заведующий МДОУ

Детский сад  «Солнышко»

        Гайдова ЕС. Приказ   ____ от 01.09.2021года

Рабочая программа учителя-дефектолога с детьми 6- 7лет

на 2021-2022 учебный год

Разработала: учитель-дефектолог

Шаманская О.Г

Пт Жарковский  2021г

Тверской обл.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I        Пояснительная записка        3

  1. Цель и задачи, принципы коррекционного обучения        4
  2. Характеристика контингента воспитанников        4
  3. Оценка индивидуального развития психических процессов        5

детей 5-7 лет

Раздел II        2.1. Основные направления и формы коррекционной работы        6

учителя-дефектолога

  1. Совместная деятельность учителя – дефектолога с        6

воспитателями групп

  1. Особенности взаимодействия учителя-дефектолога с        8

семьями воспитанников

Раздел III        3.1.Материально-техническое и методическое обеспечение        9

программы для осуществления деятельности

3.2.Организация предметно - пространственной развивающей        9

образовательной среды

Список литературы        10

Приложения        11

Приложение 1 График организации работы с детьми 4-7лет с учителем –дефектологом

Приложение 2 Расписание организованной образовательной деятельности учителя-дефектолога Шаманской О.Г.

с детьми 4-7лет

Приложение 3Годовой план работы на 2021-2022 учебный год Приложение 4Лексические темы

Приложение 5 Годовое календарно-тематическое планирование с детьми 5-6 лет, 6-7лет

Раздел I

Пояснительная записка

Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР.

Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.

Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.

Дети с ЗПР испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Рабочая программа учителя-дефектолога (далее – Программа) предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г, «Конвенцией о правах ребенка», приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; на основе программ: С.Г. Шевченко «Программа коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР», методических разработок Н. Ю. Боряковой, М.А. Касициной, Е.А.Екжановой.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

  1. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения.

Основная цель работы – формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

Задачи:

-осуществление ранней диагностики, выявление детей нуждающихся в развитии и коррекции психических процессов

-подбор, систематизация и использование приемов и методов по развитию психических процессов у детей с учетом индивидуальных особенностей;

  • коррекция негативных тенденций развития;

-профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе;

-развитие всех видов деятельности ( познавательной, игровой, продуктивной, трудовой).

Принципы коррекционного обучения

-Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

-Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

-Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.

-Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.

-Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно- гигиеническими и возрастными нормами.

-Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

  1. Характеристика контингента воспитанников

По результатам проведенного диагностического обследования на начало учебного года было выявлены 1 ребенок  4-7 лет с проблемами в развитии психических процессов (ЗПР) (приложение 2).

У детей с задержки психического развития (ЗПР) наблюдается интеллектуальная недостаточность. Психическое развитие отличается неравномерностью нарушений различных психических функции, при этом логическое мышление может быть сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью и речью.

Кроме того, у детей с задержкой психического развития, в отличие от олигофрении отсутствует инертность психических процессов, они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослых они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне.

Категория детей с задержкой психического развития крайне неоднородна. У одних их них на первый план выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик и произвольной регуляции поведения. Эти дети с различными формами инфантилизма. У этих детей задержано формирование личностной готовности к обучению.

При других формах задержки психического развития преобладает задержанное развитие различных сторон познавательной деятельности.

Все дети посещают логопедические группы и имеют тяжелые речевые расстройства. Эта группа детей достаточно полиморфна, но общей их особенностью является стойкое системное недоразвитие речи, которое определяет часто неготовность этих детей к обучению в условиях массовой школы.

Речевые нарушения проявляются в недостаточности развития всех сторон речи, фонетико-фонематической, лексико-грамматической и особенно связной речи. Недостаточная сформированность устной речи сочетается с недоразвитием фонематического анализа, в связи с чем дети испытывают выраженные трудности в усвоении навыков чтения и письма.

Все дети посещают логопедические группы, а так же состоят на учете у психиатра и невропатолога.

Возрастные группы – средняя, старшая, подготовительная.

  1. Оценка индивидуального развития психических процессов детей 4-7 лет

На начало учебного периода все дети отличались низкой познавательной активностью. В связи с недостаточностью интегральной деятельности мозга дети затруднялись в узнавании непривычно представленных предметов и изображений, им трудно было соединить детали рисунка в единый смысловой образ.

Одной из характерных особенностей детей с ЗПР является отставание в формировании у них пространственных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела, перекрестная латеральность, недостаточность тонкой моторики.

Все дети имеют проблемы в развитии активного внимания, произвольной памяти, логического мышления и связной речи.

В результате коррекционно–образовательной работы к концу года дети должны уметь: В средней группе:

  • Считать до 5, уметь ответить на вопросы: «Сколько всего?»; сравнивать количество предметов в группах; сравнивать два предмета по величине на основе их приложения или наложения; различать и называть геометрические фигуры; определять положение предметов в пространстве, двигаться в нужном направлении; определять времена года;
  • Называть разные предметы, которые окружают ребенка, знать их назначение; называть диких, домашних животных и птиц; различать и называть некоторые растения, дикие, домашние животные и птицы ближайшего окружения;

В старшей группе:

  • Сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; считать различные предметы в пределах 10, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»; отсчитать заданное количество предметов и обозначить количество соответствующими числами;

сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений; ориентироваться на листе бумаги;

  • Называть времена года, отмечать их особенности. В подготовительной группе:
  • Читать и записывать числа до 10; присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10; решать простые арифметические задачи с помощью сложения и вычитания; распознавать геометрические фигуры; пользоваться знаками и обозначениями; +, -, =, >, <, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
  • Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей; высказывать разнообразные впечатления о предметах окружающего мира; иметь представления о родном крае.

Раздел II

  1. Основные направления и формы коррекционной работы учителя-дефектолога

В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

Индивидуальная форма работы является наиболее эффективной, продолжительность занятий составляет 10-15 минут.

В практической деятельности учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, увидеть специфические отклонения в развитии и подобрать методические приемы для преодоления.

Спустя два месяца дети объединяются в подгруппы из двух-трех человек, а время занятий увеличивается до 15-20 минут.

Составлен график организации образовательного процесса (приложение 1).

Расписание организованной образовательной деятельности учителя-дефектолога (приложение 2).

Годовой план на 2021-2022 учебный год (приложение 3).

Годовое календарно-тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы учителя-дефектолога с ребенком 6-7 лет (приложение 5).

  1. Совместная деятельность

учителя – дефектолога с воспитателями групп.

Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно - образовательных воздействий взрослых на ребенка.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.

При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога.

Воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории.

При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и (в первую очередь) решать коррекционные задачи.

Обращать свое внимание на коррекцию имеющихся отклонений в мыслительном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем мире, а также на дальнейшее развитие и совершенствование сохранных анализаторов детей.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

Работа воспитателя во многих случаях предшествует коррекционным занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования высших психических функций.

Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.

Вся работа воспитателя строится в зависимости от запланированной совместно с дефектологом лексической темы. Если же дети с ЗПР не усвоили данную тему, то работу над ней можно продлить на две недели (под руководством учителя – дефектолога и учителя – логопеда).

Каждая новая тема должна начинаться с экскурсии, приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по картине.

При изучении каждой темы намечается, совместно с учителем – дефектологом, тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи.

Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи ребенка. Также уточняются грамматические категории, типы синтаксических конструкций, которые необходимо закреплять воспитателю по следам коррекционных занятий учителя – логопеда (дефектолога).

Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия. памяти, Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам.

Вся коррекционная работа воспитателя строится в соответствии с планами и рекомендациями учителя – дефектолога и учителя – логопеда группы.

В коррекционной работе с детьми с ЗПР воспитатель должен как можно шире использовать дидактические игры и упражнения, так как при их воздействии достигается лучшее усвоение изучаемого материала.

Индивидуальная коррекционная работа с детьми проводится воспитателем преимущественно во второй половине дня. Особое место уделяется закреплению результатов, достигнутых учителем – дефектологом на фронтальных и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях.

В первые две – три недели сентября воспитатель, параллельно с учителем – дефектологом (логопедом), проводит обследование детей для выявления уровня знаний и умений ребенка по каждому виду деятельности.

Обследование должно проводиться в интересной, занимательной форме, с использованием специальных игровых приемов, доступных детям данного возраста.

Важным направлением в совместной работе дефектолога и воспитателя является компенсация психических процессов ребенка с ЗПР, преодоление речевого недоразвития, его социальная адаптация – все это способствует подготовке к дальнейшему обучению в школе.

  1. Особенности взаимодействия учителя-дефектолога с семьями воспитанников.

Одной из важнейших задач организации в ДОУ коррекционно-развивающей работы является привлечение родителей к активному сотрудничеству, т.к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку, который испытывает трудности в освоении программного материала.

Как показал многолетний практический опыт работы, наиболее подходящими формами организации являются:

  • консультативно-рекомендательная;
  • лекционно-просветительская;
  • практические занятия для родителей;
  • организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников;
  • индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;
  • подгрупповые занятия.
  1. Коллективные формы общения: В соответствие с годовым планом:
  • общие родительские собрания (1 раз в год);
  • групповые родительские собрания с привлечением специалистов (не реже трех раз в год);

Планируются на основании запросов родителей:

-семинары;

-тренинги;

-«круглые столы»;

-«плановые консультации»;

  • «тематические доклады» и другие коллективные формы работы с семьей.
  1. Индивидуальные формы работы семьей:

-анкетирование и опросы;

  • беседы и консультирование учителя-дефектолога (по запросу родителей и по плану индивидуальной работы с родителями);
  • «Родительский час» - проводится 1 раз в неделю во второй половине дня.

Работа с родителями, их консультирование, поддержка в тяжелые минуты – сложный и важный аспект деятельности педагогов. Поддержка является одним из факторов, способных улучшить взаимоотношения между педагогом и родителями, она основана на вере в способность человека преодолевать жизненные трудности, раскрывает перед родителями перспективы будущего их ребенка.

Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если: все дети, включенные в образовательный процесс

  • показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков);
  • адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;
  • получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой. Родители детей с ОВЗ
  • понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
  • полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей;
  • проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;
  • включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка.
  • занимают активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к семье

«особого ребенка».

Уровень педагогической культуры родителей (и уровень семейного воспитания) во многом зависит от их педагогического просвещения. Наши наблюдения позволили сделать вывод, что многие родители нуждаются в оказании им психологической помощи, в необходимости проведения коррекционно-воспитательной работы по налаживанию эмоциональных контактов в семье.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе развития ребёнка с ОВЗ необходима. Практика показывает, что дети, окружённые вниманием, поддержкой и любовью, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития. Объединение усилий дефектолога, логопеда, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции и полноценного личностного развития детей.

Раздел III.

  1. Материально-техническое и методическое обеспечение программы для осуществления деятельности

Кабинет дефектолога – это подразделение в системе коррекционной работы в детском саду. Основными задачами кабинета являются консультативно-диагностическая работа, проведение индивидуальных и подгрупповых занятий. Кабинет находится на втором этаже и имеет необходимое для коррекционно-развивающей работы оборудование.

Кабинет оснащен:

  • детской мебелью,

-шкафами для дидактических и наглядных пособий,

-магнитной доской,

-компьютерным столом с орг. техникой,

-наглядно-иллюстративным материалом, систематизированным по темам,

-различными дидактическими играми и лото,

-интерактивными игрушками,

-оборудованием для развития мелкой моторики,

  • методическими пособиями для коррекционной работы по всем возрастам.

  1. Организация предметно - пространственной развивающей образовательной среды.

  • Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-дефектолога дает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
  • Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
  • реализацию различных образовательных программ;
  • в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Список литературы

  1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М., 1984.
  2. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математическиз представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). - Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, СОЮЗ, 2002.
  3. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Яр., 1997.
  4. Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей детей.: Пособие для педагогов дошк. учрежд.: В 2 кн.- М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.- 160с.
  5. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972. - 142 с.
  6. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. М., 1988.
  7. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М., 1978.
  8. Гаврилушкина О. п. Особенности конструктивной деятельности дошкольников со сниженным интеллектом // Дефектология. - 1987.- 5.- 48-53 с.
  9. Давыдова С. И. Роль действий по подражанию, образцу и словесной инструкции в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1976.-20 с.
  10. Екжанова Е. А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. Дефектология. - 2006. – N 6. - С. 3-14.
  11. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интелллекта. - 2-е изд., М., Просвещение, 2005, 272с.
  12. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2009. - 175с.
  13. Завражин С. А. Методы психотерапии как средства психологической коррекции детей с интеллектуальной недостаточностью. С. А. Завражин, 20. Л. К. Фортова . Адаптация детей с ограниченными возможностями. С. А. Завражин, Л. К. Фортова. – М., 2005. – С. 330-357.
  14. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М.: Владос, 2001.- 220 с.
  15. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Просвещение, 2001. - 144 с.
  16. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития. 1996.- 208с.
  17. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). М., 1997.
  18. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - 3-е изд.. доп. - М.: Просвещение, 1990. - 160с.
  19. Программа воспитания и обучение в детском саду/ под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., М. – 2005.
  20. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М., 1983.
  21. Стребелева        Е.А.        Коррекционно-развивающее        обучение        детей        в        процессе дидактических игр – М.; Владос, 2008. – 256 с.
  22. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии – М.: Владос, 2001. - 184 с.
  23. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста – М; Владос, 2008. – 141 с.
  24. Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» - М.: Школьная пресса, 2003. Книга 1, 2.

ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                                                                                                Приложение 2  

Расписание организованной образовательной деятельности учителя-дефектолога  Шаманской О.Г.с ребенком 7лет

ФИ ребёнка

№ группы

Вторник

Четверг

Пятница

1

Буряковой Екатериной

№2

15.10-15.35

Приложение 3

Годовой план работы на 2014-2015 учебный год

Название работы

Объекты деятельности

Срок проведения

1. Обследование

Обследование ребенка коррекционной группы

сентябрь - октябрь

Комплектование подгрупп с учетом психофизического состояния ребенка

октябрь

Заполнение заключений по результатам психолого- педагогического обследования

в течение года

Посещение занятий воспитателей детского сада

в течение года

Отслеживание динамики обучения каждого ребенка

поквартально

2. Коррекционная работа

Разработка индивидуальной  программы обучения и развития ребенка  коррекционной группы

сентябрь - ноябрь

Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий с ребенком по коррекции

в течение года

3. Консультирование

Индивидуальные встречи-беседы с родителями

в течение года

Совещания с воспитателями групп, со специалистами детского сада с целью уточнения динамики психофизического развития и обучения детей коррекционной группы

1 раз в квартал

Участие в ПМПк детского сада

в течение года

Участие в педсоветах детского сада

В течение года

Приложение 4

Лексические темы

Месяц

Лексические

темы

Задачи

Сентябрь

Наш детский сад

Учить детей рассказывать о внешнем виде здания детского сада, закрепить знания о названиях и назначении помещений детского сада, учить отвечать на вопросы о

труде воспитателя, учителя-дефектолога, врача, мед. сестры.

Игрушки.

Систематизировать знания детей об игрушках, формировать обобщающее        понятие        «игрушки»,        совершенствовать

умение описывать предмет и узнавать его по описанию.

Октябрь

Фрукты.

Закрепить и уточнить представления детей о фруктах, учить составлять загадки-описания фруктов, закрепить понятие

«фрукты».

Овощи.

Закрепить и уточнить представления детей об овощах, учить        различать        овощи        по        вкусу,        на        ощупь,        учить

составлять рассказ описание.

Деревья и кустарники.

Расширить и уточнить знания детей о растениях ближайшего окружения, познакомить с изменениями в жизни  растений  осенью,  закреплять  знания  о  желтом,

зеленом, красном цветах в природе.

Осень

Уточнить и расширить представления детей об осени, ее

признаках.

Осень

Закрепить  знания  о  временах  года;  систематизировать

представления об осени, отличительных признаках осени.

Ноябрь

«Человек.

Наше тело»

Семья

Закрепить знания о себе и своей семье (имя, фамилия,

возраст, домашний адрес, состав семьи).

Мой дом Мебель.

Закрепить знания о частях дома (подъезд, лестница, лифт, квартира), назначении комнат в квартире. Сформировать понятия «вверху», «внизу», «высокий», «низкий», «сверху»,

«снизу».Уточнить и расширить представления об основных видах мебели.

Мой город

Сформировать  представление  о  достопримечательностях

родного города.

Декабрь

транспорт

Сформировать представление о транспорте, о профессиях людей, работающих водном транспорте

Зима

Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные

ветры

Зимующие птицы

Расширить представления о зимующих птицах, об условиях жизни птиц.

Зимние забавы детей. Новый

год

Расширить представления о зимних явлениях в природе, о зимних  видах  спорта.  Закрепить  понятие        «спортивная

одежда». Закрепить представление о Новом годе.

Январь

Домашние животные Домашние птицы

Уточнить и расширить представления о домашних животных и их детенышах. Сформировать представление о домашних птицах.

Дикие

животные

Закрепить знания о диких животных и их детенышах.

Животные

жарких стран

Расширять представления детей о диких животных: где

живут, как добывают пищу

Февраль

«Животные Севера»

Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу

Мир морей и океанов».

Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу

День защитника

Отечества

Сформировать        представление        о        военных        профессиях (летчик, танкист, ракетчик, пограничник)

Профессии

Сформировать представление о профессиях

Март

Международн ый женский день

Сформировать представления о празднике «8 марта». Сформировать умение согласовывать существительные в косвенных падежах, в роде, в настоящем и прошедшем времени.

Посуда.

Закрепить название и назначение отдельных предметов посуды, учить детей сравнивать столовую и кухонную посуду. Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде

Продукты

Закрепить название и назначение отдельных предметов

продуктов.

Весна

Закрепить представление о признаках весны. Расширить представления о весне, закрепить знания о приметах весны (капель, снег рыхлый, ярче светит солнце, звонче поют

птицы).

Апрель

Одежда Обувь

Учить называть предметы верхней одежды, формировать представление о видах одежды в соответствии со временем года. Уточнить и расширить представления об обуви, познакомить с отдельными деталями обуви.

Космос

Сформировать умение выделять признаки: цвет, форма, величина. Закрепить понятия: вверху, внизу, слева, справа,

в середине.

Возвращение перелетных птиц

Расширить представления о перелетных птицах, познакомить с их жизнью (гнездование, выведение птенцов).

Дикие

животные весной

Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

Май

Насекомые

Сформировать представление о насекомых (бабочка, жук, комар, пчела, кузнечик, муха), о пользе и вреде насекомых для  людей  и  растений.  Познакомить  с  их  внешним

строением, названиями отдельных частей.

День Победы

Обобщить знания о «Дне Победы».

Приложение 5

Годовое тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы учителя- дефектолога с детьми 6-7лет

месяц

Ознакомление с окружающим

Развитие элементарных математических представлений

Развитие высших психических функций.

Сентябрь 1,2 недели

Оценка индивидуального развития ребенка

3 неделя

«Наш детский сад»

Цвет предметов. Количественные отношения: один-много- столько же. Числа от 1 до 10.

Выделение лишнего признака по цвету.

Рассмотри и запомни картинки.

4 неделя

«Игрушки»

Понятия большой-

маленький. Образование числа 2.

Нарисуй нужную

фигуру. продолжи ряд.

Октябрь 1неделя

«Фрукты»

Понятия большой- маленький. Образование числа 2. цифра, число и количество в пределах

10.

Зашумлённые предметы.

«Вставки». Обведи нужным цветом.

2 неделя

«Овощи»

Анализ и сравнение совокупности предметов. Образование числа 3. цифра, число и

количество в пределах 10.

«Вставки». Расположи в указанном порядке.

«4-лишний».

3 неделя

«Лес. Деревья»

Количество предметов.

Образование числа 3. Геометрические фигуры.

Нарисуй нужную

фигуру. продолжи ряд.

4 неделя

«Осень»

Количество и счёт. Состав чисел 2и 3.

Геометрические фигуры.

«Вставки». Расположи в указанном порядке.

«4-лишний».

5 неделя

«Осень» (повторение)

Повторение.

Зашумлённые предметы.

«Вставки». Обведи нужным цветом.

Ноябрь 1неделя

«Человек. Наше тело»

Количество и счёт. Образование числа 4.

Геометрические фигуры.

Запомни и назови. Простые аналогии.

2 неделя

«Семья»

Состав числа 4. Геометрические фигуры.

«Четвёртый лишний». дорисуй предмет.

3 неделя

«Дом. Мебель»

Образование числа 5.

Состав числа 5.

«Четвёртый

лишний».

Образование числа 6.

Чего не хватает?

4 неделя

«Город»

Состав числа 5. Сложение. Образование числа 6.

Существенный признак.

«Нелепицы». «Кто чем питается».

Декабрь 1неделя

«Транспорт»

Состав числа 6. Сложение. Образование числа 7.

«Нелепицы».

«Четвёртый лишний».

2 неделя

«Зима»

Состав числа 6. Вычитание. Состав числа 7.

«Зашумлённые предметы». «Какое слово нужно

исключить?»

3 неделя

«Зимующие птицы»

Состав числа. Вычитание. Образование

числа 8.

«Четвёртый лишний». Чего не

хватает?

4 неделя

«Новогодний праздник»

Состав числа 7. Слоение и вычитание. Состав

числа 8.

Существенные признаки. Выполни

группировку.

Январь

1-2 недели

Зимние каникулы

3 неделя

«Домашние животные и птицы»

Состав числа 8. Сложение и вычитание.

Образование числа 9.

Простые аналогии. Сложи фигуру из

палочек.

4 неделя

«Дикие животные»

Состав числа. Вычисление в пределах

10. состав числа 9.

«Зашумлённые предметы». «Какое слово нужно

исключить?»

5 неделя

«Животные жарких стран »

Состав числа 8. вычисления в пределах

10. образование числа 10.

«Заплаточки». Классификация по разным признакам.

Февраль 1 неделя

«Животные Севера»

Состав числа 8. арифметическая задача. Порядковый счёт в

пределах 10.

Существенный признак.

«Нелепицы». «Кто чем питается».

2 неделя

«Мир морей и океанов».

Состав числа. Решение задач. Порядковый счёт.

«Нелепицы».

«Четвёртый лишний».

3 неделя

«День защитника Отечества»

Состав числа 9. решение задач. Количество и счёт.

Пересчёт геометрических фигур. «Что

изменилось?»

4 неделя

«Профессии»

Состав числа 10. решение задач. Равенство и неравенство совокупностей предметов.

Дорисуй предмет. Разложи серию сюжетных картинок и составь рассказ.

Пространственные фигуры.

Март

1 неделя

«8 Марта»

Состав числа 10. решение

задач.

«Нелепицы».

Выполни

группировку.

2 неделя

«Посуда»

Решение задач. Количество предметов.

Состав числа 10.

Лабиринт. Запомни и повтори.

3 неделя

«Продукты»

Решение задач. Цвет. Форма. Размер предметов. Состав числа

10.

Работа с серией сюжетных картинок. Вычеркни

нужным цветом.

4 неделя

«Весна»

Решение задач. Сравнение предметов по высоте.

Пространственные и временные понятия.

Дорисуй. Запомни фигуры.

Апрель 1 неделя

«Сезонная одежда. Обувь»

Решение задач. Сравнение предметов. Цвет. Форма. Размер.

Запомни, назови и покажи. Запомни и разложи правильно.

2 неделя

«Космос»

Пространственные и временные понятия. Сравнение предметов по

длине. Сутки.

Запомни слова. Четвёртый лишний.

3 неделя

«Перелётные птицы»

Решение задач. Сравнение предметов по длине. Геометрические

фигуры.

Построй дом из геометрических фигур. Разрезные

картинки.

4 неделя

«Дикие животные весной»

Пространственные и временные понятия. Сравнение предметов по

ширине.

Развитие ассоциативного мышления.

Нелепицы.

Май

1 неделя

Майские праздники

2 неделя

«Насекомые»

Составление задач. Размер предметов. Сложи в уме числа и назови результат. Сравнение

предметов по толщине.

Вставки в сюжетную картину. Четвёртый лишний.

3 неделя

«День Победы»

Решение задач. Сравнение предметов по

толщине. Размер предметов.

Зашумлённые предметы. Подбери по форме.