В помощь воспитателю

Шаманская Оксана Григорьевна

Дорогие коллеги! На этой страничке вы можите найти интересное для себя в подготовке к занятиям..Большой объем игр: они способствуют поддержанию у ребенка интереса. Данный материал также совместим с любыми программами по подготовке детей к обучению грамоте. В результате такой работы у детей развивается зрительное восприятие, наблюдательность, внимание и память; формируется умение ориентироваться в пространстве, самоконтроль; прививается интерес к изучению языка и ребенок начинает осмысленно читать и писать (первичные навыки письма).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая работа:

«Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»

Шаманская Оксана Григорьевна,

воспитатель МДОУ «Детский сад «Солнышко» пгт. Жарковский

Аннотация

           Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 4 -7 лет к обучению грамоте.

          Творческая работа представляет собой продолжение подборки конкретных практических рекомендаций (приемов и подходов) и игр, которые помогут педагогам, работающим с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Большой объем игр, как и в 1 части, привожу умышленно: они способствуют поддержанию у ребенка интереса. Данный материал также совместим с любыми программами по подготовке детей к обучению грамоте. В результате такой работы у детей развивается зрительное восприятие, наблюдательность, внимание и память; формируется умение ориентироваться в пространстве, самоконтроль; прививается интерес к изучению языка и ребенок начинает осмысленно читать и писать (первичные навыки письма).

Форма проведения: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

          I часть своей творческой работы я посвятила тому, как и почему работаю над проблемой развития слоговой структуры речи, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

Но бывает так, что речевой слух у ребенка не нарушен (звуки речи он воспринимает без искажения), но при этом никак не может научиться читать: не узнает букву (путает со схожей), читает медленно, додумывает слово по его началу, делая замены, перестановки, пропуски или добавления букв; пытается читать, но не понимает прочитанного. То же и при письме: «зеркальное» письмо, пропуск букв, замена на схожую и т.д.

Причины всему этому могут быть различные:

а) плохо различает и запоминает начертания похожих по образу букв из-за слабого восприятия, например, Р – Ь, С – Э, Е – Ш и т.д.;

б) слабая память;

в) не может уловить последовательность зрительных объектов, в данном случае, букв;

г) не ориентируется в пространстве (путает верх – низ, право – лево, направление взгляда при чтении, письме).

Для того, чтобы предотвратить нарушения чтения и письма, я проводила целенаправленную работу, которую и изложу во II части.

           Все мы знаем, когда нужно прочитать (записать) звук, мы пользуемся его графическим изображением (образом, значком) – буквой. Как до изучения звуков необходима была подготовка, так и перед изучением букв она имеет место быть.

Подготовительная работа перед изучением букв

  1. Развитие зрительного восприятия:
  1. Сравнение похожих изображений.

Задания: «Чем отличаются картинки?», «Найди пару (одинаковые)».

  1. Узнавание изображений, когда есть наложения, зашумления.
  1. Ориентировка в пространстве, направлениях (глаз-рука):
  1. Рисуем «чёрточки» (пунктир), «заборчик», по клеточкам, соблюдая расстояние и размер; обводим клеточки, ставим кружочек в каждую клетку; через клетку, продвигаясь вперед, рисуем чёрточки по диагонали и т. п.).
  2. Штриховка в разных направлениях, но преимущественно вниз и вправо.
  3. Копирование орнаментов по образцу с продвижением вправо вдоль строки, соблюдая размеры (на этом упражнении так же хорошо тренируется зрительное восприятие).
  1. Развитие наблюдательности, внимания и памяти.

Игра «Что изменилось?» на основе предметов и предметных картинок.

Знакомство с буквой. Приемы для запоминания образа букв и букворазличения.

После знакомства со звуком находим букву на плакате алфавита. Спрашиваю: почему рядом с буквой такая картинка? Это нужно для того, чтобы быстрее по ней отыскать, как выглядит буква, если потом дети забудут её образ.

Соотнеся звук (звуки) и букву, ребёнку сообщается, что так эта буква «сама себя называет», то есть в ходе работы для чтения и письма букву каждый раз называют так, как с ней произносится звук. Однако при первом знакомстве с ней целесообразно 1 раз озвучить ее настоящее название, тем более, что ребенок от родителей слышит именно названия букв и, к сожалению, часто неправильные: «рэ», «хэ» и т. д.

Я это делаю так:

Обращаюсь к ребенку: «Как тебя зовут?» (Дети: «Вика», «Слава» и т. д.) Я: «Ты Виктория, а ты Вячеслав, но все вас называют так, как сейчас сказали вы. Так же и с буквами. У них тоже есть свое полное имя, но мы договоримся с вами их называть так, как эти буквы сами себя называют, как они «говорят», при чем и твердые, и мягкие варианты». Далее обращается внимание на образ буквы. Чтобы его быстро запомнить, выясняем, на что похожа буква. Хорошим подспорьем тут станут стихи А. Шибаева «Занимательная азбука» (их можно найти в «Занимательном азбуковедении» или в «Празднике Букваря» В. Волиной).

Известно, что некоторые буквы (б, а, е, д) имеют различные варианты написания, даже печатные. (А в детском саду мы изучаем исключительно печатные буквы!)  В этом случае следует показать им разные варианты – шрифты.

Вообще, чтобы буква еще лучше запоминалась, как она выглядит, недостаточно опираться лишь на зрительную память, а стоит подключить руку. Можно выложить букву из палочек, шнурка. Здесь очень хорошо поможет нам проволока, но нежесткая, податливая для детских рук. Также букву можно вылепить из пластилина. А игра «Волшебный мешочек», для которой используются объемные буквы магнитной азбуки, предполагает, что ребенок с закрытыми глазами наощупь будет угадывать букву. Эту игру дети очень любят. Ну и, конечно, пишем букву. Причем сначала в воздухе, затем по пунктиру с комментированием направления письма, после чего самостоятельно. А в дальнейшем и письмо буквы по памяти.

Полезного предлагать детям отыскивать изучаемую букву в тексте и подчеркивать ее. Также следует предлагать детям находить правильное написание буквы, при этом те, которые написаны неправильно, зачеркивать. Кроме того, стоит предложить ребенку найти изучаемую букву среди других букв, написание которых на нее внешне похоже. Каждый раз выявляются различия между ними. Необходимо выяснить с детьми, из каких деталей состоит буква, «сконструировать» ее.

Хорошим также можно считать и достраивание отдельных элементов до буквы (Помните известное стихотворение С. Михалкова «Веселый алфавит»? («Что случилось? Что случилось? С печки азбука свалилась..»). Оно поможет весело организовать задание. Кто отгадает букву по ее незавершенному изображению?

Игровое упражнение «Куча мала».

Детям здесь предлагается «распутать клубок» из букв: кто больше букв отыщет? (Подразумевается работа с «зашумленными» и «наложенными» их изображениями. Этот прием я использую и в дальнейшем (уже при чтении слов, которые перечеркнуты различными штрихами, линиями, наложением рисунков).

Игра «Отгадай букву и найди ей пару»

Для игры потребуются разные карточки с написанными на них буквами. Здесь желательно использовать сходные по написанию буквы, например: Л, М, У, И;  О, Ю, Э, С;  Ф, Я, Р, Ь, Ъ;  П, Ц, Ш, Щ, Т, Г, Е, Н. Карточки разложены на столе буквами вниз. Они ребенок-водящий-переворачивает 1 карточку с буквой, но детям ее не показывает и букву не называет, а подбирает 3 слова, в которых эту буква будет писаться. Дети должны отгадать букву. Далее водящий, поочередно переворачивая по букве и возвращая карточки в первоначальное положение, отыскивает эту букву на другой карточке. (Каждой буквы по 2 штуки, т.е. для каждой есть пара.) Далее предлагается собрать и остальные пары. Этот вариант игры более сложен, поэтому перед ним в качестве подготовки предлагаю более простой. (Карточки с этим же подбором букв разложены в 2 ряда. 2-ой ряд полностью повторяет 1-ый, но порядок букв изменен. Открыт только один ряд букв. Ребенок последовательно открывает другой ряд и сразу же образует пары.

Игра «Волшебники»

Требуется одну букву превратить в другую путем дорисовывания недостающих или стирания ненужных элементов. (Например, А / Л,  З / В,  Т / Г / Б ,  Ш / Щ / Ц,  Ь / В и т.п.).

- А как Е превратить в Ш? (Развернуть).

            Игра «Найди свой домик»

            К спинкам стульев крепятся буквы. Дети получают от воспитателя картинки. Звучит музыка – дети «гуляют» вокруг стульев. Музыка останавливается – нужно занять свое место согласно первой букве названия картинки.

            Игра «Что изменилось?»

            Воспитатель раскладывает в ряд буквы (от 4 штук с постепенным увеличением их количества). Ребенок их последовательно называет и попутно запоминает расположение каждой; после чего отворачивается. Затем он, повернувшись и взглянув на буквы, должен определить, что сделал воспитатель: убрал / добавил / поменял местами.

            Игра «Лото с буквами и картинками»

            Карточки с картинками необходимо накрыть буквами, с которой начинается название предмета, изображенного на картинке большой карты.

            Вместе с усвоением образа буквы ребенок учится читать и писать.

            Обучение чтению и элементарному письму

            Воспитатель обучает детей приему слияния. Для этого в бейджики детям и воспитателю вставлены карточки с буквами (у воспитателя – согласная, у ребенка – гласная). Воспитатель подходит к ребенку (каждому по очереди), подает руку и произносит звук, который даст его буква в слоге с конкретным гласным. Ребенок ему ответно протягивает руку и без паузы произносит свой звук. Так получился открытый слог, который остальные дети должны повторить. После этого воспитатель задает вопрос: «Что интересного вы заметили в том, как я произносила свой согласный звук?». Дети отмечают, что изредка звук был произнесен мягко. Выясняется, в каких случаях это происходит и выводится правило чтения открытых слогов с гласными И, а также Е, Ё, Ю, Я. Таких особенностей нет при чтении закрытых слогов, поэтому вместо воспитателя, который называет согласный, может быть любой ребенок.    

           Йотированные буквы мы изучаем много позже, когда уже изучены остальные 6 гласных и распространенные согласные и ребенок уверенно начинает читать; а также Й. Как я работаю с этими буквами, изложено ниже.

           Прежде, чем читать целые слова, ребенок должен отработать чтение этих элементарных слогов. Я использую с этой целью слоговые таблицы. На первых порах дети читают слоги за воспитателем, затем одновременно с ним и уже позже сами. Специальные пометки (деление слов на слоги, отмечание дугой слияний согласного с гласным и точкой звука вне этого слияния) помогают в чтении. Чтение и запись слогов и слов само по себе интереса у детей не вызывает, поэтому я и здесь использую игры и игровые упражнения. Примером последнего может быть чтение слогов, а далее слов и предложений и соотнесение их с соответствующими картинками. А также чтение слогов детьми, их запоминание, а далее запись их по памяти (сами себе диктуют) с последующей проверкой.

           Игра «По первым звукам»

Требуется подготовить 2 картинки с изображением предметов. Задача детей: составить слог по начальным или наоборот (это уточняется заранее) последним буквам слова-названия этой картинки. При этом они сначала записывают буквы, а потом прочитывают слог. Тут же можно попросить ребят придумать слово с этим слогом. Затем воспитатель картинки меняет местами, а ребенок соответственно переставляет буквы и читает новый слог, с которым также придумывается слово.

           Игра «Расшифруй слово»

           1 вариант. Картинки выкладываются в определенной последовательности, чтобы по первым буквам можно было прочесть слово. Дети под каждой картинкой выставляют букву, затем читают полученное слово.

            2 вариант. Под каждой картинкой стоит число, указывающее на место (порядок ее следования). Согласно этим номерам, дети сначала расставляют картинки в заданной последовательности, а затем действуют как в 1 варианте.

           Игра «Лото со слогами и картинками» аналогична игре «Лото с буквами и картинками» только здесь большие карточки накрываются карточками со слогами.

            Игра «Лото со словами и картинками», где, наоборот, большие карточки с записанными на них словами накрываются карточками с соответствующей картинкой.

             Воспитатель всегда должен помнить, что записи слова должен предшествовать звуковой анализ, состоящий из этапов: выделить звук – охарактеризовать его – перевести в букву, которую следует записать. После этого записанное слово обязательно прочитывается для проверки. Воспитателю для записи дошкольниками слов требуется подбирать лишь те, у которых написание не расходится с произношением, поскольку изучением орфографии занимаются лишь в школе.    

            Работа с йотированными буквами

            Повышенное внимание детей следует обратить на слова, содержащие эти буквы как особые случаи чтения и письма. Вот что ребенок должен уяснить с этих занятий.

  1. Почему буквы А – Я,  Э – Е,  О – Ё,  У – Ю образуют пару (дружат)? (Маскировка йотированных букв под нейотированные в позиции за согласной, когда они дают лишь по 1 звуку, уже нам знакомому ([а], [э], [о], [у].)
  2. Могут назвать пару (подругу) каждой из этих букв.
  3. Знают, когда йотированные буквы обозначают только 1 звук. (Только когда стоят после согласного).
  4. Понимают, на что указывают эти буквы, если стоят после согласных. (Указывают на мягкость предшествующего согласного.)
  5. Могут выбрать гласную из пары для написания конкретного слова и объяснить свой выбор. При этом используют следующий алгоритм рассуждений. Услышав после согласного звука гласный звук [а] / [э] / [о] / [у], будем предельно внимательными и обратим внимание на этот предшествующий согласный звук: твердый он или мягкий. А уже в зависимости от этого, делаем выбор между гласной буквой. Информация вам для размышления: школьники усваивают эту тему медленнее, чем дошкольники, если в детском саду она ими усвоена не была.

            Позиция йотированных букв после согласной – единственная, когда они дают 1 лишь гласный звук. Говорю детям, что эти 4 буквы «хитрые» - они никогда не произносятся полностью (2 звука), если стоят после согласного. Замечено, что дети слова, которые начинаются с таких букв, часто пишут неправильно, например: «йолка», «йащик» и т.д., верно определив последовательность звуков в слове. Эти случаи правописания объясняю так: «Есть слова, которые начинаются со звука [й]: «йогурт», «йог», «йод»… А теперь вы продолжайте. Те, которые назвала я, пишутся с буквы «Й». А все те, которые назвали вы, пишутся иначе и в них нет буквы «Й» в начале. С каких же букв будут записываться ваши слова?» Так дети подводятся буквам Я, Е, Ё, Ю. При выполнении звукового анализа этих слов воспитателю следует помнить о том, что эти буквы дают 2 звука, если стоят в начале слова. Аналогично и в случае после гласной или разделительных ь или ъ, но только в детском саду мы не выполняем звуковой анализ таких слов.

             Прочие интересные и полезные игры со словами, в которые дети даже дошкольного возраста любят играть.

             Игра «Буквы потерялись».

             На магнитной доске выложены буквы, где пропущенная буква, например, гласная, заменена символом нужного цвета (красным / синим / зеленым, в зависимости от характеристики звука). Дети вставляют букву, читают слово. (К … Т – О / И. Получим: «кит», «кот».)

             Игра «Собери слово из букв» («Слово рассыпалось»)

             Ребенку даются буквы «вразброс» из которых строго без замен и повторов он должен составить слово. На первых порах целесообразно предварительно сказать предложение, где это слово будет пропущено. Так детям легче догадаться. «В лесу ходит … ОКВЛ.» (Волк). Из букв К, О, Т, Р можно составить слова «корт», «крот», но не «торт».

             Игра «Подбери слово»

             Взять 3 согласных, например, Р, С, К. Дети придумывают слова, которые содержат эти буквы. Порядок букв может быть любым. Ребенок может помимо гласных, которые необходимы, добавлять и согласные. Единственное условие: задействовать все 3 заявленных согласных. В данном случае возможны варианты слов: «краска», «раскраска», «росток», «рисунок». Слова эти в данном задании записывать не нужно, а лишь назвать.

            Игровое упражнение.

            Воспитатель просит детей дописать слово, выложив его из разрезной азбуки или написав. (Например, МА-…  – это не только «мама».) Кто же больше составит таких слов?

             Игра «Новые слова»

             1 вариант. Путем замены 1 гласной нужно образовать новые слова. («Река» – «рука», «кот» – «кит», «бинт» – «бант» и т.д.) Если в слове есть и другие гласные, то нужно подсказать, какую именно гласную заменить.

             2 вариант. Аналогичен предыдущему, но там меняется согласная. («Цвет» – «свет», «дочка» – «точка» – «кочка» – «почка» – «бочка», «крыса» – «крыша».)

            3 вариант. В начало или конец слова (указать) добавляется 1 согласная. («Мех» – «смех», «рот» – «крот», «пар» – «парк».)

           4 вариант. Аналогично, но в середину слова. («Кора» – «кобра» или «корка», «сон» – «слон» или «стон», «кот» – «крот», «каска» – «краска».) Здесь воспитатель должен детям подсказать место, куда следует вставить согласный, как бы раздвигая буквы для этого.

           5 вариант. Аналогично варианту 3, но вставляется гласный. («Метр» – «метро», «дочка» – «удочка», «рот» – «рота».)

           6 вариант. Замена 1 согласной буквы на другую (указать конкретно на какую, например, на Н и место для замены). («Рама» – «рана», «слог» – «слон», «лупа» – «луна».)

           7 вариант. Удаление буквы из слова. («Слон» – «сон», «шутка» – «утка».)

            8 вариант. Распутай слова, превратив 1 слово в другое. Для этого надо переставить буквы (слоги). («Сон» – «нос», «камыш» – «мышка», «кабан» – «банка».)

            9 вариант «Из 1 слова – несколько». Воспитатель предлагает детям найти другие слова в слове. Для этого из букв, которые составляют данное слово, следует составить как можно больше других слов. Сначала использовать такие слова, где последовательность не меняется. («Пирог» – «пир», «рог» и т.д.)

Все варианты игры «Новые слова» обязательно проводить с разрезной либо магнитной азбукой. Слова при этом прочитываются. Можно проводить игры в форме соревнования. Детям это нравится.

             Игра «Исправь ошибки Незнайки»

  1. Под картинкой с изображением лука написано «лак», под изображением врача – «грач», вместо «кит» - «кот» и т.д.
  2. Исправить ошибки в словах. («Рка» - «рУка», «мач» - «мЯч». Подобное задание детям исключительно редко давать – 1 – 2 раза, не более, чтобы у ребенка не закрепилось в памяти неправильное написание.

Кроме указанных игр я практикую в своей работе с детьми заполнение кроссвордов, отгадывание ребусов. Это также малыши выполняют с удовольствием.

Заключение

Какой же вывод я сделала для себя относительно целесообразности всей этой работы в детском саду? Я считаю, что такая работа проведена не зря: занятия эти им нравятся; теперь дети свободно читают, охотно пишут. Конечно, орфографические ошибки им сейчас прощаются, но вот те, которые все принимают за ошибки по невнимательности, допускают редко, а также умеют показывать на письме мягкость согласных с помощью гласных букв. Дети уже сейчас пишут лучше некоторых первоклассников. Скоро им предстоит выпускаться в школу, и я верю, что они будут успешными учениками.

Литература:

  1. М. А. Полякова «Как научить ребенка читать и писать».
  2. Н. С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте. 3-7 лет».
  3. М. Д. Маханева «Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет».
  4. М. Д. Маханева «Обучение грамоте детей 5-7 лет».
  5. Н. А. Гоголева, Л.В. Цыбирева «Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 3-7 лет» (под редакцией М. Д. Маханевой).
  6. Н. Ю. Костылева «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет».
  7. Л. С. Волкова «Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия».
  8. Л. Г. Парамонова «Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция».
  9. С. А. Шатрова «Коррекция устной и письменной речи первоклассников» Методическое пособие для педагогов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
  10.  З. И. Бекшиева «Коррекция письменной речи у школьников».
  11. Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова «Обучение грамоте детей с нарушениями речи».
  12. Ю. Ф. Гаркуша «Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи».
  13. М. А. Полякова «Самоучитель по логопедии».
  14. А. Е. Кузнецова «205 развивающих игр для детей 3-7 лет».
  15. И. А. Агапова, М. А. Давыдова «Лучшие игры и развлечения со словами».
  16. С. Н. Костромина «Учиться только на пятерки по русскому языку, математике, чтению».

             


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад  «Солнышко».

«Утверждаю»:

Заведующий МДОУ

Детский сад  «Солнышко»

        Гайдова ЕС. Приказ   ____ от 01.09.2021года

Рабочая программа учителя-дефектолога с детьми 6- 7лет

на 2021-2022 учебный год

Разработала: учитель-дефектолог

Шаманская О.Г

Пт Жарковский  2021г

Тверской обл.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I        Пояснительная записка        3

  1. Цель и задачи, принципы коррекционного обучения        4
  2. Характеристика контингента воспитанников        4
  3. Оценка индивидуального развития психических процессов        5

детей 5-7 лет

Раздел II        2.1. Основные направления и формы коррекционной работы        6

учителя-дефектолога

  1. Совместная деятельность учителя – дефектолога с        6

воспитателями групп

  1. Особенности взаимодействия учителя-дефектолога с        8

семьями воспитанников

Раздел III        3.1.Материально-техническое и методическое обеспечение        9

программы для осуществления деятельности

3.2.Организация предметно - пространственной развивающей        9

образовательной среды

Список литературы        10

Приложения        11

Приложение 1 График организации работы с детьми 4-7лет с учителем –дефектологом

Приложение 2 Расписание организованной образовательной деятельности учителя-дефектолога Шаманской О.Г.

с детьми 4-7лет

Приложение 3Годовой план работы на 2021-2022 учебный год Приложение 4Лексические темы

Приложение 5 Годовое календарно-тематическое планирование с детьми 5-6 лет, 6-7лет

Раздел I

Пояснительная записка

Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР.

Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.

Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.

Дети с ЗПР испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Рабочая программа учителя-дефектолога (далее – Программа) предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г, «Конвенцией о правах ребенка», приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; на основе программ: С.Г. Шевченко «Программа коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР», методических разработок Н. Ю. Боряковой, М.А. Касициной, Е.А.Екжановой.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

  1. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения.

Основная цель работы – формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

Задачи:

-осуществление ранней диагностики, выявление детей нуждающихся в развитии и коррекции психических процессов

-подбор, систематизация и использование приемов и методов по развитию психических процессов у детей с учетом индивидуальных особенностей;

  • коррекция негативных тенденций развития;

-профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе;

-развитие всех видов деятельности ( познавательной, игровой, продуктивной, трудовой).

Принципы коррекционного обучения

-Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

-Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

-Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.

-Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.

-Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно- гигиеническими и возрастными нормами.

-Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

  1. Характеристика контингента воспитанников

По результатам проведенного диагностического обследования на начало учебного года было выявлены 1 ребенок  4-7 лет с проблемами в развитии психических процессов (ЗПР) (приложение 2).

У детей с задержки психического развития (ЗПР) наблюдается интеллектуальная недостаточность. Психическое развитие отличается неравномерностью нарушений различных психических функции, при этом логическое мышление может быть сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью и речью.

Кроме того, у детей с задержкой психического развития, в отличие от олигофрении отсутствует инертность психических процессов, они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослых они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне.

Категория детей с задержкой психического развития крайне неоднородна. У одних их них на первый план выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик и произвольной регуляции поведения. Эти дети с различными формами инфантилизма. У этих детей задержано формирование личностной готовности к обучению.

При других формах задержки психического развития преобладает задержанное развитие различных сторон познавательной деятельности.

Все дети посещают логопедические группы и имеют тяжелые речевые расстройства. Эта группа детей достаточно полиморфна, но общей их особенностью является стойкое системное недоразвитие речи, которое определяет часто неготовность этих детей к обучению в условиях массовой школы.

Речевые нарушения проявляются в недостаточности развития всех сторон речи, фонетико-фонематической, лексико-грамматической и особенно связной речи. Недостаточная сформированность устной речи сочетается с недоразвитием фонематического анализа, в связи с чем дети испытывают выраженные трудности в усвоении навыков чтения и письма.

Все дети посещают логопедические группы, а так же состоят на учете у психиатра и невропатолога.

Возрастные группы – средняя, старшая, подготовительная.

  1. Оценка индивидуального развития психических процессов детей 4-7 лет

На начало учебного периода все дети отличались низкой познавательной активностью. В связи с недостаточностью интегральной деятельности мозга дети затруднялись в узнавании непривычно представленных предметов и изображений, им трудно было соединить детали рисунка в единый смысловой образ.

Одной из характерных особенностей детей с ЗПР является отставание в формировании у них пространственных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела, перекрестная латеральность, недостаточность тонкой моторики.

Все дети имеют проблемы в развитии активного внимания, произвольной памяти, логического мышления и связной речи.

В результате коррекционно–образовательной работы к концу года дети должны уметь: В средней группе:

  • Считать до 5, уметь ответить на вопросы: «Сколько всего?»; сравнивать количество предметов в группах; сравнивать два предмета по величине на основе их приложения или наложения; различать и называть геометрические фигуры; определять положение предметов в пространстве, двигаться в нужном направлении; определять времена года;
  • Называть разные предметы, которые окружают ребенка, знать их назначение; называть диких, домашних животных и птиц; различать и называть некоторые растения, дикие, домашние животные и птицы ближайшего окружения;

В старшей группе:

  • Сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; считать различные предметы в пределах 10, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»; отсчитать заданное количество предметов и обозначить количество соответствующими числами;

сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений; ориентироваться на листе бумаги;

  • Называть времена года, отмечать их особенности. В подготовительной группе:
  • Читать и записывать числа до 10; присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10; решать простые арифметические задачи с помощью сложения и вычитания; распознавать геометрические фигуры; пользоваться знаками и обозначениями; +, -, =, >, <, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
  • Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей; высказывать разнообразные впечатления о предметах окружающего мира; иметь представления о родном крае.

Раздел II

  1. Основные направления и формы коррекционной работы учителя-дефектолога

В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

Индивидуальная форма работы является наиболее эффективной, продолжительность занятий составляет 10-15 минут.

В практической деятельности учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, увидеть специфические отклонения в развитии и подобрать методические приемы для преодоления.

Спустя два месяца дети объединяются в подгруппы из двух-трех человек, а время занятий увеличивается до 15-20 минут.

Составлен график организации образовательного процесса (приложение 1).

Расписание организованной образовательной деятельности учителя-дефектолога (приложение 2).

Годовой план на 2021-2022 учебный год (приложение 3).

Годовое календарно-тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы учителя-дефектолога с ребенком 6-7 лет (приложение 5).

  1. Совместная деятельность

учителя – дефектолога с воспитателями групп.

Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно - образовательных воздействий взрослых на ребенка.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.

При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога.

Воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории.

При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и (в первую очередь) решать коррекционные задачи.

Обращать свое внимание на коррекцию имеющихся отклонений в мыслительном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем мире, а также на дальнейшее развитие и совершенствование сохранных анализаторов детей.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

Работа воспитателя во многих случаях предшествует коррекционным занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования высших психических функций.

Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.

Вся работа воспитателя строится в зависимости от запланированной совместно с дефектологом лексической темы. Если же дети с ЗПР не усвоили данную тему, то работу над ней можно продлить на две недели (под руководством учителя – дефектолога и учителя – логопеда).

Каждая новая тема должна начинаться с экскурсии, приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по картине.

При изучении каждой темы намечается, совместно с учителем – дефектологом, тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи.

Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи ребенка. Также уточняются грамматические категории, типы синтаксических конструкций, которые необходимо закреплять воспитателю по следам коррекционных занятий учителя – логопеда (дефектолога).

Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия. памяти, Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам.

Вся коррекционная работа воспитателя строится в соответствии с планами и рекомендациями учителя – дефектолога и учителя – логопеда группы.

В коррекционной работе с детьми с ЗПР воспитатель должен как можно шире использовать дидактические игры и упражнения, так как при их воздействии достигается лучшее усвоение изучаемого материала.

Индивидуальная коррекционная работа с детьми проводится воспитателем преимущественно во второй половине дня. Особое место уделяется закреплению результатов, достигнутых учителем – дефектологом на фронтальных и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях.

В первые две – три недели сентября воспитатель, параллельно с учителем – дефектологом (логопедом), проводит обследование детей для выявления уровня знаний и умений ребенка по каждому виду деятельности.

Обследование должно проводиться в интересной, занимательной форме, с использованием специальных игровых приемов, доступных детям данного возраста.

Важным направлением в совместной работе дефектолога и воспитателя является компенсация психических процессов ребенка с ЗПР, преодоление речевого недоразвития, его социальная адаптация – все это способствует подготовке к дальнейшему обучению в школе.

  1. Особенности взаимодействия учителя-дефектолога с семьями воспитанников.

Одной из важнейших задач организации в ДОУ коррекционно-развивающей работы является привлечение родителей к активному сотрудничеству, т.к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку, который испытывает трудности в освоении программного материала.

Как показал многолетний практический опыт работы, наиболее подходящими формами организации являются:

  • консультативно-рекомендательная;
  • лекционно-просветительская;
  • практические занятия для родителей;
  • организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников;
  • индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;
  • подгрупповые занятия.
  1. Коллективные формы общения: В соответствие с годовым планом:
  • общие родительские собрания (1 раз в год);
  • групповые родительские собрания с привлечением специалистов (не реже трех раз в год);

Планируются на основании запросов родителей:

-семинары;

-тренинги;

-«круглые столы»;

-«плановые консультации»;

  • «тематические доклады» и другие коллективные формы работы с семьей.
  1. Индивидуальные формы работы семьей:

-анкетирование и опросы;

  • беседы и консультирование учителя-дефектолога (по запросу родителей и по плану индивидуальной работы с родителями);
  • «Родительский час» - проводится 1 раз в неделю во второй половине дня.

Работа с родителями, их консультирование, поддержка в тяжелые минуты – сложный и важный аспект деятельности педагогов. Поддержка является одним из факторов, способных улучшить взаимоотношения между педагогом и родителями, она основана на вере в способность человека преодолевать жизненные трудности, раскрывает перед родителями перспективы будущего их ребенка.

Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если: все дети, включенные в образовательный процесс

  • показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков);
  • адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;
  • получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой. Родители детей с ОВЗ
  • понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
  • полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей;
  • проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;
  • включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка.
  • занимают активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к семье

«особого ребенка».

Уровень педагогической культуры родителей (и уровень семейного воспитания) во многом зависит от их педагогического просвещения. Наши наблюдения позволили сделать вывод, что многие родители нуждаются в оказании им психологической помощи, в необходимости проведения коррекционно-воспитательной работы по налаживанию эмоциональных контактов в семье.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе развития ребёнка с ОВЗ необходима. Практика показывает, что дети, окружённые вниманием, поддержкой и любовью, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития. Объединение усилий дефектолога, логопеда, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции и полноценного личностного развития детей.

Раздел III.

  1. Материально-техническое и методическое обеспечение программы для осуществления деятельности

Кабинет дефектолога – это подразделение в системе коррекционной работы в детском саду. Основными задачами кабинета являются консультативно-диагностическая работа, проведение индивидуальных и подгрупповых занятий. Кабинет находится на втором этаже и имеет необходимое для коррекционно-развивающей работы оборудование.

Кабинет оснащен:

  • детской мебелью,

-шкафами для дидактических и наглядных пособий,

-магнитной доской,

-компьютерным столом с орг. техникой,

-наглядно-иллюстративным материалом, систематизированным по темам,

-различными дидактическими играми и лото,

-интерактивными игрушками,

-оборудованием для развития мелкой моторики,

  • методическими пособиями для коррекционной работы по всем возрастам.

  1. Организация предметно - пространственной развивающей образовательной среды.

  • Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-дефектолога дает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
  • Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
  • реализацию различных образовательных программ;
  • в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Список литературы

  1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М., 1984.
  2. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математическиз представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). - Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, СОЮЗ, 2002.
  3. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Яр., 1997.
  4. Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей детей.: Пособие для педагогов дошк. учрежд.: В 2 кн.- М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.- 160с.
  5. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972. - 142 с.
  6. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. М., 1988.
  7. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М., 1978.
  8. Гаврилушкина О. п. Особенности конструктивной деятельности дошкольников со сниженным интеллектом // Дефектология. - 1987.- 5.- 48-53 с.
  9. Давыдова С. И. Роль действий по подражанию, образцу и словесной инструкции в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1976.-20 с.
  10. Екжанова Е. А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. Дефектология. - 2006. – N 6. - С. 3-14.
  11. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интелллекта. - 2-е изд., М., Просвещение, 2005, 272с.
  12. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2009. - 175с.
  13. Завражин С. А. Методы психотерапии как средства психологической коррекции детей с интеллектуальной недостаточностью. С. А. Завражин, 20. Л. К. Фортова . Адаптация детей с ограниченными возможностями. С. А. Завражин, Л. К. Фортова. – М., 2005. – С. 330-357.
  14. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М.: Владос, 2001.- 220 с.
  15. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Просвещение, 2001. - 144 с.
  16. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития. 1996.- 208с.
  17. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). М., 1997.
  18. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - 3-е изд.. доп. - М.: Просвещение, 1990. - 160с.
  19. Программа воспитания и обучение в детском саду/ под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., М. – 2005.
  20. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М., 1983.
  21. Стребелева        Е.А.        Коррекционно-развивающее        обучение        детей        в        процессе дидактических игр – М.; Владос, 2008. – 256 с.
  22. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии – М.: Владос, 2001. - 184 с.
  23. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста – М; Владос, 2008. – 141 с.
  24. Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» - М.: Школьная пресса, 2003. Книга 1, 2.

ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                                                                                                Приложение 2  

Расписание организованной образовательной деятельности учителя-дефектолога  Шаманской О.Г.с ребенком 7лет

ФИ ребёнка

№ группы

Вторник

Четверг

Пятница

1

Буряковой Екатериной

№2

15.10-15.35

Приложение 3

Годовой план работы на 2014-2015 учебный год

Название работы

Объекты деятельности

Срок проведения

1. Обследование

Обследование ребенка коррекционной группы

сентябрь - октябрь

Комплектование подгрупп с учетом психофизического состояния ребенка

октябрь

Заполнение заключений по результатам психолого- педагогического обследования

в течение года

Посещение занятий воспитателей детского сада

в течение года

Отслеживание динамики обучения каждого ребенка

поквартально

2. Коррекционная работа

Разработка индивидуальной  программы обучения и развития ребенка  коррекционной группы

сентябрь - ноябрь

Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий с ребенком по коррекции

в течение года

3. Консультирование

Индивидуальные встречи-беседы с родителями

в течение года

Совещания с воспитателями групп, со специалистами детского сада с целью уточнения динамики психофизического развития и обучения детей коррекционной группы

1 раз в квартал

Участие в ПМПк детского сада

в течение года

Участие в педсоветах детского сада

В течение года

Приложение 4

Лексические темы

Месяц

Лексические

темы

Задачи

Сентябрь

Наш детский сад

Учить детей рассказывать о внешнем виде здания детского сада, закрепить знания о названиях и назначении помещений детского сада, учить отвечать на вопросы о

труде воспитателя, учителя-дефектолога, врача, мед. сестры.

Игрушки.

Систематизировать знания детей об игрушках, формировать обобщающее        понятие        «игрушки»,        совершенствовать

умение описывать предмет и узнавать его по описанию.

Октябрь

Фрукты.

Закрепить и уточнить представления детей о фруктах, учить составлять загадки-описания фруктов, закрепить понятие

«фрукты».

Овощи.

Закрепить и уточнить представления детей об овощах, учить        различать        овощи        по        вкусу,        на        ощупь,        учить

составлять рассказ описание.

Деревья и кустарники.

Расширить и уточнить знания детей о растениях ближайшего окружения, познакомить с изменениями в жизни  растений  осенью,  закреплять  знания  о  желтом,

зеленом, красном цветах в природе.

Осень

Уточнить и расширить представления детей об осени, ее

признаках.

Осень

Закрепить  знания  о  временах  года;  систематизировать

представления об осени, отличительных признаках осени.

Ноябрь

«Человек.

Наше тело»

Семья

Закрепить знания о себе и своей семье (имя, фамилия,

возраст, домашний адрес, состав семьи).

Мой дом Мебель.

Закрепить знания о частях дома (подъезд, лестница, лифт, квартира), назначении комнат в квартире. Сформировать понятия «вверху», «внизу», «высокий», «низкий», «сверху»,

«снизу».Уточнить и расширить представления об основных видах мебели.

Мой город

Сформировать  представление  о  достопримечательностях

родного города.

Декабрь

транспорт

Сформировать представление о транспорте, о профессиях людей, работающих водном транспорте

Зима

Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные

ветры

Зимующие птицы

Расширить представления о зимующих птицах, об условиях жизни птиц.

Зимние забавы детей. Новый

год

Расширить представления о зимних явлениях в природе, о зимних  видах  спорта.  Закрепить  понятие        «спортивная

одежда». Закрепить представление о Новом годе.

Январь

Домашние животные Домашние птицы

Уточнить и расширить представления о домашних животных и их детенышах. Сформировать представление о домашних птицах.

Дикие

животные

Закрепить знания о диких животных и их детенышах.

Животные

жарких стран

Расширять представления детей о диких животных: где

живут, как добывают пищу

Февраль

«Животные Севера»

Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу

Мир морей и океанов».

Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу

День защитника

Отечества

Сформировать        представление        о        военных        профессиях (летчик, танкист, ракетчик, пограничник)

Профессии

Сформировать представление о профессиях

Март

Международн ый женский день

Сформировать представления о празднике «8 марта». Сформировать умение согласовывать существительные в косвенных падежах, в роде, в настоящем и прошедшем времени.

Посуда.

Закрепить название и назначение отдельных предметов посуды, учить детей сравнивать столовую и кухонную посуду. Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде

Продукты

Закрепить название и назначение отдельных предметов

продуктов.

Весна

Закрепить представление о признаках весны. Расширить представления о весне, закрепить знания о приметах весны (капель, снег рыхлый, ярче светит солнце, звонче поют

птицы).

Апрель

Одежда Обувь

Учить называть предметы верхней одежды, формировать представление о видах одежды в соответствии со временем года. Уточнить и расширить представления об обуви, познакомить с отдельными деталями обуви.

Космос

Сформировать умение выделять признаки: цвет, форма, величина. Закрепить понятия: вверху, внизу, слева, справа,

в середине.

Возвращение перелетных птиц

Расширить представления о перелетных птицах, познакомить с их жизнью (гнездование, выведение птенцов).

Дикие

животные весной

Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

Май

Насекомые

Сформировать представление о насекомых (бабочка, жук, комар, пчела, кузнечик, муха), о пользе и вреде насекомых для  людей  и  растений.  Познакомить  с  их  внешним

строением, названиями отдельных частей.

День Победы

Обобщить знания о «Дне Победы».

Приложение 5

Годовое тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы учителя- дефектолога с детьми 6-7лет

месяц

Ознакомление с окружающим

Развитие элементарных математических представлений

Развитие высших психических функций.

Сентябрь 1,2 недели

Оценка индивидуального развития ребенка

3 неделя

«Наш детский сад»

Цвет предметов. Количественные отношения: один-много- столько же. Числа от 1 до 10.

Выделение лишнего признака по цвету.

Рассмотри и запомни картинки.

4 неделя

«Игрушки»

Понятия большой-

маленький. Образование числа 2.

Нарисуй нужную

фигуру. продолжи ряд.

Октябрь 1неделя

«Фрукты»

Понятия большой- маленький. Образование числа 2. цифра, число и количество в пределах

10.

Зашумлённые предметы.

«Вставки». Обведи нужным цветом.

2 неделя

«Овощи»

Анализ и сравнение совокупности предметов. Образование числа 3. цифра, число и

количество в пределах 10.

«Вставки». Расположи в указанном порядке.

«4-лишний».

3 неделя

«Лес. Деревья»

Количество предметов.

Образование числа 3. Геометрические фигуры.

Нарисуй нужную

фигуру. продолжи ряд.

4 неделя

«Осень»

Количество и счёт. Состав чисел 2и 3.

Геометрические фигуры.

«Вставки». Расположи в указанном порядке.

«4-лишний».

5 неделя

«Осень» (повторение)

Повторение.

Зашумлённые предметы.

«Вставки». Обведи нужным цветом.

Ноябрь 1неделя

«Человек. Наше тело»

Количество и счёт. Образование числа 4.

Геометрические фигуры.

Запомни и назови. Простые аналогии.

2 неделя

«Семья»

Состав числа 4. Геометрические фигуры.

«Четвёртый лишний». дорисуй предмет.

3 неделя

«Дом. Мебель»

Образование числа 5.

Состав числа 5.

«Четвёртый

лишний».

Образование числа 6.

Чего не хватает?

4 неделя

«Город»

Состав числа 5. Сложение. Образование числа 6.

Существенный признак.

«Нелепицы». «Кто чем питается».

Декабрь 1неделя

«Транспорт»

Состав числа 6. Сложение. Образование числа 7.

«Нелепицы».

«Четвёртый лишний».

2 неделя

«Зима»

Состав числа 6. Вычитание. Состав числа 7.

«Зашумлённые предметы». «Какое слово нужно

исключить?»

3 неделя

«Зимующие птицы»

Состав числа. Вычитание. Образование

числа 8.

«Четвёртый лишний». Чего не

хватает?

4 неделя

«Новогодний праздник»

Состав числа 7. Слоение и вычитание. Состав

числа 8.

Существенные признаки. Выполни

группировку.

Январь

1-2 недели

Зимние каникулы

3 неделя

«Домашние животные и птицы»

Состав числа 8. Сложение и вычитание.

Образование числа 9.

Простые аналогии. Сложи фигуру из

палочек.

4 неделя

«Дикие животные»

Состав числа. Вычисление в пределах

10. состав числа 9.

«Зашумлённые предметы». «Какое слово нужно

исключить?»

5 неделя

«Животные жарких стран »

Состав числа 8. вычисления в пределах

10. образование числа 10.

«Заплаточки». Классификация по разным признакам.

Февраль 1 неделя

«Животные Севера»

Состав числа 8. арифметическая задача. Порядковый счёт в

пределах 10.

Существенный признак.

«Нелепицы». «Кто чем питается».

2 неделя

«Мир морей и океанов».

Состав числа. Решение задач. Порядковый счёт.

«Нелепицы».

«Четвёртый лишний».

3 неделя

«День защитника Отечества»

Состав числа 9. решение задач. Количество и счёт.

Пересчёт геометрических фигур. «Что

изменилось?»

4 неделя

«Профессии»

Состав числа 10. решение задач. Равенство и неравенство совокупностей предметов.

Дорисуй предмет. Разложи серию сюжетных картинок и составь рассказ.

Пространственные фигуры.

Март

1 неделя

«8 Марта»

Состав числа 10. решение

задач.

«Нелепицы».

Выполни

группировку.

2 неделя

«Посуда»

Решение задач. Количество предметов.

Состав числа 10.

Лабиринт. Запомни и повтори.

3 неделя

«Продукты»

Решение задач. Цвет. Форма. Размер предметов. Состав числа

10.

Работа с серией сюжетных картинок. Вычеркни

нужным цветом.

4 неделя

«Весна»

Решение задач. Сравнение предметов по высоте.

Пространственные и временные понятия.

Дорисуй. Запомни фигуры.

Апрель 1 неделя

«Сезонная одежда. Обувь»

Решение задач. Сравнение предметов. Цвет. Форма. Размер.

Запомни, назови и покажи. Запомни и разложи правильно.

2 неделя

«Космос»

Пространственные и временные понятия. Сравнение предметов по

длине. Сутки.

Запомни слова. Четвёртый лишний.

3 неделя

«Перелётные птицы»

Решение задач. Сравнение предметов по длине. Геометрические

фигуры.

Построй дом из геометрических фигур. Разрезные

картинки.

4 неделя

«Дикие животные весной»

Пространственные и временные понятия. Сравнение предметов по

ширине.

Развитие ассоциативного мышления.

Нелепицы.

Май

1 неделя

Майские праздники

2 неделя

«Насекомые»

Составление задач. Размер предметов. Сложи в уме числа и назови результат. Сравнение

предметов по толщине.

Вставки в сюжетную картину. Четвёртый лишний.

3 неделя

«День Победы»

Решение задач. Сравнение предметов по

толщине. Размер предметов.

Зашумлённые предметы. Подбери по форме.