Работа с детьми

Елшина Ольга Алексеевна

Работа с детьми представлена в трех направлениях: психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа и психологическое сопровождение детей группы комбинированной направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая работа.

Цель:

содействовие личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, оказание помощи в преодолении трудностей в адаптации, развитии и обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся детям. 

Требования: 

• Обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры. 

• Не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. 

• Развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребенка. 

В Стандарте учитываются: 

1) Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; 

2) Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации [Ст.1.3 ФГОС ДО]. 

Развивающая работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с подгруппами детей, в русле общих мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.

Обязательно:

  • Выстраивание индивидуального маршрута развития ребенка в процессе консультирования.
  • Проведение развивающих занятий с детьми подготовительной группы с целью формирования учебно-важных качеств. (подгрупповая работа)
  • Проведение развивающих занятий с детьми  старшей группы (подгрупповая работа).

Таким образом, развивающая работа представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и психическое развитие детей.

Тематическое планирование по развитию эмоциональной сферы, старшая группа(подгрупповая работа)

Название темы

Кол-во часов всего

1

«Я расту, изменяюсь»

1

2

«Я – мальчик, девочка»

1

3

«Уверенность - неуверенность»

1

4

«Я – хозяин своих чувств»

1

5

«Наше настроение»

1

6

«Эмоции и чувства»

1

7

«Поссорились - помирились»

1

8

«Приходи ко мне играть»

1

9

«Вчера решил я добрым стать»

1

10

«Чаша доброты»

1

11

«Я учусь не обижаться»

1

12

«Можно ли обидеться на маму»

1

13

«Ты обиду не держи, поскорее расскажи»

1

14

«Кто-то очень страшный»

1

15

«Кто живет в темноте?»

1

16

«Что-то очень злое»

1

17

«Физическая и эмоциональная боль»

1

18

«Учимся понимать чувства других людей»

1

19

«Я люблю маму и папу – мама и папа любит меня!»

1

20

«Я люблю мою семью – моя семья любит меня»

1

21

«Животные – наши друзья»

1

22

«Я люблю мою Землю – Земля любит меня»

1

23

«Страна Хорошо»

1

24

«Что значит быть счастливым?»

1

25

«Наши мечты»

1

26

«Итоговое»

1

Тематическое планирование по формированию коммуникативных навыков, старшая группа(подгрупповая работа)

Название темы

Кол-во часов всего

1

«Вводное занятие. Диагностика»

1

2

«Знакомство с Феей Здравствуйте»

1

3

«Ларец с тремя замками»

1

4

«Розовое слово «Привет»

1

5

«Всего хорошего! Пока!»

1

6

«Это слово говорят, если вас благодарят»

1

7

«Путешествие по волшебным странам»

1

8

«Сашина каша»

1

9

«Королевство с названием «Слово»

1

10

«Испорченный телефон»

1

11

«Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!»

1

12

«Я и малыш»

1

13

«Волшебный доктор»

1

14

«Прощание с Феей»

1

 Тематическое планирование по развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков, подготовительная  группа (подгрупповая работа)

Название темы

Кол-во часов всего

1

«Что такое дружба»

1

2

«Дружба – это помощь»

1

3

«Кто такой настоящий друг»

1

4

«С кем я хочу дружить»

1

5

«Какие чувства мешают дружить»

1

6

«Как помочь грустному человеку»

1

7

«Как помочь сердитому человеку»

1

8

«Как справиться с упрямством»

1

9

«Баба - Яга»

1

10

«Змей Горыныч»

1

11

«Серый волк»

1

12

«Медведь»

1

13

«Сила человека – это сила его воли»

1

14

«Сила воли – уметь терпеть»

1

15

«Трудности дороги к Знанию»

1

16

«Трудности дороги к Знанию можно преодолеть»

1

17

«Я преодолею трудности»

1

18

«В стане Знаний»

3

19

«Необычное путешествие по стране Знаний»

1

20

«Мне скоро в школу»

1

21

«Итоговое»

1



Предварительный просмотр:

Психологическая диагностика

Цель: 

• Индивидуализация образования (в т. ч. поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 

• Оптимизация работы с группой детей. 

Требования к условиям: 

• При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). 

• Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). 

       Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей [Ст.3.2 п.3 ФГОС ДО]. 

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

Проводится: 

- Наблюдение за воспитанниками всех возрастных групп с целью заполнения индивидуальных карт развития;

- Наблюдение за адаптационным периодом детей групп раннего возраста;

- Анализ нервно-психического развития детей групп раннего возраста;

- Диагностика детей второй младшей группы для определения уровня психологического развития и выстраивания индивидуального маршрута развития ребенка.

- Диагностика детей средней группы для определения уровня психологического развития и выстраивания индивидуального маршрута развития ребенка.

- Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.

- Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы;

- Диагностика воспитанников с нарушением речи в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.

- Диагностика эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении, психологического благополучия в группе.

         Дополнительно: 

          По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Используемые диагностические методики.

Направленность

Диагностические методики

Возрастные группы

1,5-3

3-4

4-5

5-6

6-7

Восприятие

«Коробочка форм»

+

+

«Вкладыши»

+

+

«Пирамидка»

+

+

«Мисочки»

+

+

«Конструирование по   образцу»

+

+

+

«Включение в ряд»

+

+

+

«Разрезные  картинки»

+

+

+

+

«Разложи по контурам»

+

«Большой и маленький»

+

Наглядно-действенное мышление

«Коробочка форм»

+

+

«Мисочки»

+

+

«Пирамидка»

+

+

«Матрешка»

+

+

Наглядно-образное мышление

«Разрезные картинки»

+

+

+

«Недостающие детали»

+

+

+

«Схематизация»

+

+

«Рисунок человека»

+

+

Логическое мышление

«Классификация по   заданному

принципу»

+

+

«Исключение лишнего»

+

+

«Найди дорожку»

+

+

Память

«10 предметов»

+

+

«10 слов»

+

+

Пересказ, рассказ по   картинкам

+

+

+

+

«Рисование бус»

+

«Узнавание фигур»

+

+

+

+

Внимание

 «Корректурная проба»

+

+

+

«Найди такую же»

+

+

«Найди отличия»

+

+

+

+

«Чего не хватает»

+

+

«Домик»

+

Творческое воображение

«Рисунок несуществующего

животного»  

+

+

«Дорисовывание фигур»

+

+

Личность

«Лесенка»

+

+

«Дополнение фраз»

+

+

Общение

«Два дома»

+

+

+

«Социометрия»

+

+

+

«Рисунок семьи»

+

+

+

Эмоционально-волевая сфера

«Цветовой тест Люшера»

+

+

+

+

Рисуночный тест «Я в детском саду»

+

+

+

Графическая методика «Кактус»

+

+

+

«Паровозик»

+

+

+

«Какой Я»

+

+



Предварительный просмотр:

Содержание деятельности по психологическому сопровождению детей группы комбинированной направленности

В целях реализации условий, необходимых для полноценного физического и психического развития дошкольников, их эмоционального и социального благополучия, а также для выравнивания стартовых возможностей детей дошкольного возраста в детском саду создана система сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: группа комбинированной направленности.

В детском саду созданы необходимые условия для реализации коррекционно-образовательного процесса:

- создана специальная развивающая предметно-пространственная среда;

- с детьми работают высококвалифицированные специалисты;

- подобран методический комплект материалов, обеспечивающий задачи диагностики и реализации основных направлений работы;

- основная образовательная программа дошкольного образования ДОУ дополняется деятельностью конкретных специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по ФИЗО, музыкального руководителя и предусматривает составление индивидуальных маршрутов развития;

- проводится консультирование родителей детей с особыми образовательными потребностями.

В группе комбинированной направленности есть дети с ОНР (общее недоразвитие речи).несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонематически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Первый уровень речевого развития. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонаций и жестами, обозначая разницу значений. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как однословные предложения. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Пассивный словарь детей шире активного. Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

Второй уровень речевого развития. Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя всё еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни. Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающие значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

Психологическое развитие детей, имеющих нарушение речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения. Дети забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом.

У детей с ОНР часто страдает эмоционально-волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда наблюдаются аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания. Вследствие таких особенностей развития у детей наблюдаются:

  • Агрессивность, драчливость, конфликтность;
  • Повышенная впечатлительность, страхи;
  • Неуверенность, чувство угнетенности, состояние дискомфорта;
  • Энурез;
  • Повышенная обидчивость, ранимость;
  • Склонность к болезненному фантазированию.

Таким образом, в процессе психолого-педагогической диагностики у детей с ОНР выявляются нарушения и в познавательной, и в эмоционально-волевой, и в личностной сфере. Выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо педагогу-психологу для определения основных направлений коррекционно-развивающей работы в процессе психолого-педагогического сопровождения развития детей. Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка. Приоритетными задачами психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушениями речи в нашем дошкольном учреждении являются:

  • Создание для ребенка эмоционально-благоприятного микроклимата в группе;
  • Общение с детьми и педагогическим персоналом;
  • Учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;
  • Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности, повышение психологической компетенции родителей, воспитателей по вопросам воспитания и развития ребенка.

Работа ведется в следующих формах: индивидуальные и подгрупповые психокоррекционные занятия (согласно индивидуальным программам развития)