Взаимодействие с родителями

Елшина Ольга Алексеевна

На странице представлены различные консультации для родителей, план работы на год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План взаимодействия с родителями.

Взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников – одно из важных направлений деятельности ДОУ. В настоящее время актуальной проблемой является  взаимодействие педагогов детского сада с родителями, которое было бы направлено на повышение психолого-педагогической культуры родителей, формирование у них педагогических умений и навыков. Важно найти такие формы и методы работы, которые позволят учесть потребности родителей, будут способствовать формированию активной родительской позиции. Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию. 

Взаимодействие с родителями

Содержание работы

Месяц

1.Родительские собрания

1. Семинар «Основные задачи воспитания и развития детей I младшей группы», группа № 1

I квартал

2.Устный журнал «Мы подросли»,

группа № 2

3.Экскурсия «Ребенок на пороге детского сада», группа № 3

4. Устный журнал «Задачи воспитания детей 3-го года жизни», группа №4

5.Беседа-диалог «Возрастные характеристики ребенка на этапе завершения им дошкольного образования», группа № 5

6.Семинар «Особенности развития детей 5-6 летнего возраста и задачи воспитательно-образовательной работы детского сада и в семье», группа № 6

7. Круглый стол «Возрастные особенности детей 4-5 лет» ,  группа № 7

8. Семинар «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в группе дошкольного возраста»,  группа № 8

9. Круглый стол «Готовимся к школе вместе»,  группа № 9

10. Круглый стол «Особенности развития детей 4-го года жизни»,  группа № 10

11.Круглый стол «Возрастные особенности детей 4-5 лет» ,  группа № 11

12. Игра «Добрые мысли – добрые чувства», группа № 12

13.Семинар-практикум «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребенка» группа № 10

14.Круглый стол «Развитие творческих способностей ребенка. Каждый ребенок уникален» группа № 11

1.Встреча с элементами практикума «Играют дети – играем вместе» , группа № 7, № 11

II квартал

1.Мастер-класс «Без игр прожить ребенку, никак нельзя», группа № 3

III квартал

2.Круглый стол «Роль семьи в воспитании ребенка», группа № 6, 12

3.Устный журнал «Эмоциональное благополучие ребенка», группа № 7, 11

4.Круглый стол «Развитие творческих способностей ребенка», группа № 9

2.Подгрупповые консультации

1. «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей ребенка», группа № 2

I квартал

2. «Адаптация детей – важный фактор снижения заболеваемости», группа № 3

3. «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста», группа № 5

1. Мастер-класс «Развиваем пальчики – развиваем речь» группа № 3

III квартал

2. «Развитие самостоятельного математического мышления – ступень к успешному обучению в школе», группа № 9

1. «Как приобщить ребенка к природе», группа № 6, 12

IVквартал

3.Индивидуальные консультации по запросу родителей (законных представителей).

4.Наглядно-текстовая информация в папках взаимодействия педагога-психолога с родителями

1. «Факторы, облегчающие утренние расставания» группа № 3

I квартал

2. «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей ребенка», группа № 7, 11

3. Памятка «Поможем ребенку привыкнуть к новым условиям», группа № 8

4. Памятка «Как надо вести себя родителям ребенка в период кризиса 3-х лет»,  группа № 10

1. Папка-передвижка «Журнал для родителей» группа № 3

II квартал

2.«Настольные игры как средство развития интеллекта», группа № 7, 11

1. «Играем вместе. Игры для родителей и детей раннего возраста» группа № 3

III квартал

5.Анкетирование

  1. «Изучение степени комфортности пребывания ребенка в ДОУ»

Ноябрь 2017

  1. Опрос «Выявление интересов родителей в сфере воспитания и обучения ребенка»

Май 2018

6.Участие в заседаниях клуба «Семейный лад»

1.Семинар-практикум «Ладушки – ладушки…» (развитие мелкой моторики у детей раннего возраста)

Октябрь 2017

2.Круглый стол «Без 5 минут первоклассник. Создаем ситуацию успеха»

Март 2018

  7. Оформление папки для родителей «Говорят дети» (старший, подготовительный возраст)

Ежемесячно

  8. «Я хочу это знать…» Помощь родителям в подборе психологической литературы по интересующим вопросам

Ежемесячно

9. Работа «Родительской почты»

Ежемесячно



Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.

Игровая терапия – все психотерапевтические методы работы, использующие детскую игру и игрушки. Игра может использоваться в качестве способа лечения. Ее использование предполагает воздействие на ребенка с целью преодоления психических и социальных проблем, затрудняющих личностное и эмоциональное развитие. Еще З.Фрейд описывая игры детей, указывал, что ребенок превращает в активность игры то. Что он пережил ранее пассивно.

Игровая терапия является средством развития эмоционально-волевой, коммуникативной и опорно-двигательной сфер детей дошкольного возраста.

Целесообразность использования игротерапии обусловлена: во-первых, тем, что игра является для детей дошкольного возраста наиболее освоенным видом деятельности и общения, во-вторых, здесь представлено единство психологической природы игры и общения. А в-третьих в игре ребенок может свободно выражать себя, освободиться от напряжения.

Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов: произвольного внимания и памяти, способствует развитию умственной деятельности, воображения, развитию знаковой функции речи, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности. При определении функций игровой терапии следует исходить из того, что она связана с тремя основными специфическими для детского возраста положениями. Она необходима для развивающего взаимодействия взрослого с детьми, способствует формированию системы межличностных отношений детей, а так же помогает формированию доверительных профессиональных отношений педагогов СС родителями детей.

С целью изменения отношения каждого ребенка к себе и другим, улучшения психического самочувствия (повышения самооценки), социометрического статуса, эмоциональной микросреды применяются две формы игротерапии, отличающиеся по функциям и роли взрослого в игре: направленная и ненаправленная.

При использовании направленной игротерапии взрослый активно участвует в игре ребенка.   Основе такой игротерапии лежат методические приемы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это педагогически организованные сюжетно-ролевые игры, в которых дети берут на себя разнообразные социальные и сказочные роли и в специальной создаваемой игровой ситуации воссоздают деятельность и отношения взрослых и детей. Согласно игровым ролям, они проявляют те качества, которыми в реальности обладают в малой мере: общительность, уверенность в себе, настойчивость, смелость. Именно в роли скрыты механизмы воздействия игры на познавательную и эмоционально-волевую сферу личности ребенка.

В процессе игрового перевоплощения и общения корректируются подавляемые негативные эмоции: страх, неуверенность в себе. Особой эффективностью психотерапевтического воздействия обладают детский кукольный театр и игры-драматизации, суть которых в разыгрывании детьми ролей по какому-то известному сюжету. Распределение ролей между детьми осуществляется через распределение между ними кукольных персонажей. Причем детям менее активным в общении вручается наиболее престижная кукла, что заставляет ребенка ассоциировать себя с ней и исполнить роль, соответствующую ее статусу.

Психотерапевтическую направленность носят и строительные игры, в процессе которых в индивидуальной и совместно-групповой деятельности дети также выражают свои конструктивные или деструктивные намерения

Игровая методика, активизирующая познавательную сферу ребенка, наиболее эффективна при использовании творческих познавательных игр, конкурсов и турниров: юных фантазеров, художников, скульпторов, рукодельниц.

Особое место среди методов игротерапии занимают приемы телесно-ориентированной психотехники, органично сочетающие подвижные игры и упражнения и три эмоциональных компонента: музыку, слово взрослого и импровизацию самих детей.

Применение так называемой ненаправленной игротерапии ориентировано на самостоятельную игру ребенка, которая позволяет ему свободно выразить свое самочувствие, свой внутренний мир. Взрослый не отстраняется от играющих детей в ненаправленной игротерапии, а стремится: организовать атмосферу взаимопонимания, обеспечить переживание ребенком чувства собственного достоинства и самоуважения, установить ограничения в игре, формирует адекватную систему отношений между детьми.

В качестве показателей эффективности игротерапии учитывается стремление детей поддерживать общение и деятельность с другими сверстниками и взрослыми в группе и вне ее, что проявляется в: положительных личностных изменениях и сдвигах в самосознании; в улучшении эмоционального самочувствия; позитивной динамики умственного развития за счет снятия эмоционального напряжения.

Все эти показатели будут достигнуты, если взрослый будет соблюдать некоторые принципы в играх с ребенком:

  1. Играющий должен играть СС удовольствием. Когда ребенок видит, что взрослый играет с ним неохотно, он думает, что игра – это не так интересно, раз взрослый это не любит; или еще хуже: наверное со мной неинтересно играть.
  2. Если ребенок построит нечто и говорит, что это вертолет а этот вертолет не очень похож на вертолет в вашем понимании, не поправляйте его, не говорите, что он не похож. Просто сами постройте вертолет таким как вы его себе представляете, и восхищенно говорите, что теперь у вас два вертолета. И ребенка не обидите, и дадите ему правильное представление о том, как выглядит вертолет.
  3. Когда появляется новая игра, а он хочет поиграть в нее не так, как там написано, позвольте ему поиграть по-своему. Фантазируйте. Если чувствуете, что ребенок теряет к чему-то интерес, лучше попробовать этот интерес немного оживить, а не перескакивать с одной игры на другую.

Разнообразие игр и умение с ними оперировать – это залог успешного и разностороннего развития ребенка.



Предварительный просмотр:

ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ КОЛЛЕКЦИИ?

или

КАК «СПАСТИ» СПОСОБНОГО ДОШКОЛЬНИКА ОТ ШКОЛЬНЫХ НЕУДАЧ.

      В общем-то мы знаем, что коллекции – это хорошо. Это умно. Но вряд ли нам приходит в голову, что для малыша, вступившего на школьный путь, коллекционирование – способ избежать возможных неприятностей обучения. Причем не сейчас, не в данный момент, а в будущем, в тот период, когда он перейдет в среднюю школу.

     И мы конечно же не подозреваем, что неприятности поджидают тех детей, которых все мы привыкли считать способными. Ведь в пять-шесть лет они только радовали окружающих своими успехами: легко запоминали стихи – даже очень длинные, легко усваивали алгоритмы простейших счетных операций, легко рисовали, легко танцевали. Но именно эта легкость может сыграть с малышом в будущем злую шутку.

       Способные дети действительно не испытывают никаких сложностей, обучаясь в начальной школе. Такие дети успевают по большинству дисциплин, с удовольствием участвуют во всем, что происходит в классе, и выглядят вполне благополучными. Однако, с переходом в старшие классы у них начинаются проблемы, характерные для их более «слабых» в учебном отношении сверстников. Им с трудом дается систематическое мышление, им сложно усваивать научные понятия. В результате успешность обучения снижается, и у детей пропадает интерес к учебе.

        В чем причина? Оказывается, хорошие природные способности могут мешать детям в психическом развитии. Их от природы хорошая память и внимание, удивлявшие в дошкольном возрасте, являются непроизвольными.

       Но умение учиться не может быть основано исключительно на природных процессах. Оно связано с таким видом деятельности, как овладение научными понятиями. А для этого требуются другие механизмы – произвольная память и произвольное внимание – функции, которые психологи называют опосредованными и к которым человек должен себя специально побуждать.

       Согласно теории Л.С. Выготского, для успешного освоения научных понятий ребенку необходим опыт овладения «предпонятиями». Подобный опыт, считает Л. Бережковская, можно получить внутри интересной деятельности, непосредственно связанной с личной жизнью ребенка, - например, в процессе коллекционирования предметов.

       Толчок к коллекционированию часто дает «мода» на те или иные предметы детской субкультуры. В какой-то момент времени ценностью в глазах детей обладали игрушки из шоколадных яиц. Затем наступило время монстров, наклеек и т.д. коллекция обязательно предполагает некоторую классификацию. А детские собрания, по выражению, Л. Бережковской, представляют всего лишь «живописную кучу». В ней могут выделяться особо ценные экземпляры или любимые предметы. Эта неоднородность детской коллекции отчасти роднит ее с собраниями профессионалов.

        Однако систематизация детской коллекции возможна при помощи взрослого. Взрослый может предложить ребенку совместную деятельность, которая окажется для малыша очень полезной. Истинным коллекционером в этом случае, конечно, является взрослый. Это он придает коллекции структурированность. Но ребенок сможет принять посильное участие в организации коллекции и получит наглядные уроки систематизации собранного материала, причем основанные на деятельности, имеющей для малыша личностный смысл.

       Сегодня, например, мы собираем шишки и распределяем их по размерам. Завтра – по месту происхождения деревьев. Мелкие игрушки расставляем по цвету, через какое-то время – по принципу «такое бывает на самом деле» - «такого не бывает на самом деле», затем – в соответствии с некоторыми придуманными сюжетами.

       В результате участия в структурировании коллекционного материала ребенок учится выделять некоторые существенные признаки предметов и делать первичные обобщения. А это и есть тот самый опыт формулирования «псевдопонятий», который в будущем делает возможным овладение научными понятиями и обеспечивает ребенку успешное обучение.



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

               Известно, как значимо формирование в старшем дошкольномвозрасте адекватной самооценки. Адекватная самооценка играет важнейшую роль в формировании личности ребенка, особенно при

подготовке детей к школьному обучению. Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, где основная роль принадлежит семье и детскому саду. Стоит отметить необходимость согласованности действий детского сада и семьи в формировании адекватной самооценки дошкольников. Родители должны помнить об основных правилах в воспитании:

  • Давая оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь…».

В этом случае ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих способностях.

  • Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, неадекватную заниженную самооценку.
  • Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку.
  • Недопустимо сравнивать ребенка с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой – формируют негативизм, эгоизм, зависть.
  • Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей.
  • В отношении к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.

Соблюдение родителями вышеперечисленных  правил в воспитании детей обеспечит наиболее благоприятное развитие детской психики, а также формирование адекватной самооценки.



Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕР И ТЕМПЕРАМЕНТ.

 Физиологической основой темперамента является тип нервной деятельности человека. По мнению отечественного физиолога И.П. Павлова, сочетание таких свойств нервных процессов, как сила, уравновешенность и подвижность, дают возможность выделить 4 типа нервной системы:

Тип НС/темперамент

Свойства нервных процессов

«безудержный»/холерик

Сильный, неуравновешенный, подвижный

«живой»/сангвиник

Сильный, уравновешенный, подвижный

«спокойный»/флегматик

Сильный, уравновешенный, инертный

«слабый»/меланхолик

Слабый, неуравновешенный, инертный или подвижный

Возникновение и развитие свойств темперамента происходит постепенно, в соответствии с закономерностями психики ребенка, с одной стороны, и в соответствии со специфическими особенностями созревания каждого из 4 типов НС, с другой.

         Возраст человека непосредственно влияет на проявление темперамента. В дошкольном возрасте наиболее ярко обнаруживаются обладатели уравновешенного, инертного и слабого типов, так как они контрастируют с такими возрастными особенностями дошкольников, как:

  1. высокая чувствительность;
  2. быстрое восстановление сил
  3. слабость процессов возбуждения и торможения;
  4. неуравновешенность процессов возбуждения и торможения.

          В процессе определения типа темперамента у детей дошкольного возраста необходимо опираться на жизненные показатели нервной системы. Жизненными показателями силы/слабости С являются:

  • сон: скорость засыпания, глубина сна (крепкий или неглубокий), тревожный или спокойный;
  • реакция на голод: крик, плач, спокойствие, вялость;
  • восстановление сил: быстрое, медленное.

       Жизненными показателями силы возбуждения являются:

  • длительность сохранения высокого уровня работоспособности при длительной напряженности;
  • устойчивость положительного эмоционального фона;
  • проявление смелости в непривычных условиях.

         Каждый тип темперамента имеет черты, которые при определенных обстоятельствах могут становится недостатками. Задача взрослых – выработать такие меры воздействия на ребенка, которые не «ломали» бы его природные качества, а развивали положительны, сильные стороны.