Профессиональная деятельность

Денисова Ирина Николаевна

С целью обеспечения образовательного процесса программно-методической документацией ежегодно разрабатываю рабочие программы по предметам на основе нормативно-правовых документов: ФГОС ООО, примерной программы по русскому языку и литературе, федерального перечня учебников. Для повышения качества образования разрабатываю дидактические, наглядно-иллюстрированные, контрольно-проверочные материалы, обучающие мультимедийные презентации, положительно влияющие на познавательный интерес, мотивацию к обучению, усвоению учебного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Промежуточная аттестация

 по литературе. 11 класс.

Вариант 1

1. Найти в цепочке третье лишнее. Объяснить выбор.

Элегия – эпопея – эпитафия

2. Что общего в использовании подчеркнутых слов? Назовите данный прием или опишите его.

-Сырое утро ежилось и дрыхло.

-Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком

3. Напротив каждой фамилии написать название сборника.

К. Бальмонт                               «Огненный столп»

Н. Гумилев                               «Вечер»

А. Ахматова                              «Будем как солнце»

4. Приверженцем какого литературного направления являлся  А.А. Блок?

     1) акмеизм    2) символизм      3) футуризм

5.Кому из русских писателей была присуждена Нобелевская премия?

1) А. Блоку                3) А. Чехову

2) А. Куприну                4) И. Бунину

6.Назовите настоящую фамилию А.А Ахматовой.

7.Благодаря чему достигло стихотворение М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной» большей популярности?

8.О ком пишет А.Куприн: «…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти?

1) Желткове                        2) Густаве Ивановиче

3) Князе Василии Львовиче

9.  Основные проблемы творчества И.А. Бунина (исключите лишнее):

1) любовь     2) смерть     3) память о России     4) революция

10. Какой мелодии не слышно в поэме Блока «Двенадцать»

1) Марш                        2) Танго

     3) Частушка                4) Романс

11. Какому герою пьесы «На дне» принадлежит фраза: «Человек – это звучит        гордо!»?

1) Сатину                        2) Луке

     3) Автору

12.Какой рассказ А.И. Куприна опирается на библейский сюжет и представляет собой художественную стилизацию «Песни Песней»?

1) «Суламифь»      2) «Олеся»       3) «Гранатовый браслет»

13.Какое бессмертное произведение великого русского писателя XIX века в инсценировке М.А Булгакова до сих пор не сходит со сценических подмостков?

14. Какому из поэтов посвящены эти строки:

В певучем граде моем купола горят,

И Спаса светлого славит слепец бродячий,

И я дарю тебе свой колокольный град,

…! – и сердце свое в придачу.  (М. Цветаева)

1) А.А. Блоку        2) А.С. Пушкину        3) А.А. Ахматовой

 

Промежуточная аттестация

 по литературе. 11 класс.

Вариант 2

1. Найти в цепочке третье лишнее. Объяснить выбор.

Метафора – анафора - синекдоха

      2.Что общего в использовании подчеркнутых слов? Назовите данный прием или       опишите его.

-Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

      -Но вы, к моей несчастной доле

 Хоть каплю жалости храня…

3.Напротив названия каждого поэтического сборника напишите имя его автора

«Колчан»                        А. Ахматова

«Чётки»                         Н. Гумилёв

« В безбрежности»        К. Бальмонт

4. В чем заключается идея рассказа А. Куприна «Олеся»? С каким циклом рассказов русского писателя 19 века он связан?

5.Кто из русских писателей начала прошлого века получил известность как переводчик зарубежной классики?

1) М. Горький                3) А. Куприн

2)  И. Бунин                4) Л. Андреев

6.К какому поэтическому направлению начала двадцатого века относится творчество А. Ахматовой?

1) футуризм                3) акмеизм

2) символизм                4) модернизм

7.Высшим предназначением поэта М. Цветаева считала:

1) воспевание женской доли и женского счастья

2) отстаивание высшей правды – права поэта на неподкупность его лиры, поэтическую честность

3) стремление поэта быть носителем идей времени, его политическим трибуном

      8. Цикл стихотворений «На поле Куликовом» А. Блока является произведением:

1. На историческую тему                2. О современности

      3. О неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего?

      9. Кто из персонажей пьесы «На дне» выражает авторскую позицию?

1. Бубнов                        2. Сатин

3. Клещ                        4. Лука

     10. Основоположником какого направления в литературе явился А.М. Горький?

     1) романтизм       2)критический реализм          3) социалистический реализм

11. Кого из русских писателей М. Булгаков считал своим учителем:

1) Н.В. Гоголя    2) М.Е. Салтыкова-Щедрина   3) Ф.М. Достоевского   4) Л.Н. Толстого

12. Назовите настоящую фамилию Игоря Северянина.

13. Какому поэту XX века посвящены стихи?

Вы ушли,

                как говорится,

                                в мир иной.

Пустота…

                Летите,

                         в звёзды врезываясь.

Ни тебе аванса,        

                        ни пивной.

Трезвость.

                                В. Маяковский.                                 

14. Чей это портрет? (Назвать произведение, автора, имя героя)

     Маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта         клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом ещё огненно- рыжий.

Ответы:

1 вариант

1. Эпопея. Эпический жанр, все остальные - лирические жанры.

2. Разновидности метафоры: в первом – олицетворение; во втором – олицетворение и метафорические эпитеты.

3. Бальмонт «Будем как Солнце»,  Гумилев – «Огненный столп»,  Ахматова – «Вечер».

4. 2.

5. 4.

6. Анна Андреевна Горенко.

7. Выходу в свет кинофильма «Ирония судьбы», где представлены стихи Цветаевой, переложенные на музыку в исполнении А. Пугачевой.

8. 1.

9. 4.

10. 2.

11. 1.

12. 1. «Суламифь»

13. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души».

14. 2. А. Ахматовой.

     2 вариант.

1. Анафора – стилистическая фигура, остальные явления - тропы.

2. Разновидности метафоры. В первом названо только средство сравнения, а объект опущен,  во втором – метафора (каплю жалости).

3. «Колчан» - Н. Гумилёв, «Чётки» - А. Ахматова, «В безбрежности» - К. Бальмонт.

4. А. Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достичь чистоты и благородства. С циклом рассказов И. Тургенева «Записки охотника».

5. 2.

6. 3.

7. 2.

8. 3.

9. 2.

10. 3.

11. 1,2.

12. Игорь Васильевич Лотарёв.

13. С. Есенину.

14. Азазелло. М. Булгаков «Мастер и Маргарита».

 

При выставлении оценок за контрольную работу по литературе пользоваться известной шкалой для оценивания тестирования.  

Выполнено

0 – 50%    -    оценка «2»

51% – 70%   -  оценка «3»

71% – 90%   -  оценка «4»

91% – 100% -  оценка «5»



Предварительный просмотр:

Промежуточная аттестация

по русскому языку для 11 класса

  1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

(1)Согласно популярной гипотезе, двуглавый орёл — герб Великого княжества Московского, а в дальнейшем Русского царства, Российской империи и России — являлся ранее императорским гербом Византии. (2)<…> на данный момент у историков нет доказательств существования единого государственного герба Византии: печати византийских императоров существенно отличаются друг от друга, и далеко не все из них содержат изображение двуглавого орла. (3)Таким образом, гипотеза о заимствовании двуглавого орла с византийского герба не обоснована, и, как верно отметил великий историк Н. П. Лихачёв, «московское правительство не могло заимствовать у Византии то, чего та не имела».

1) Гипотеза о заимствовании московскими правителями двуглавого орла с византийского государственного герба не является обоснованной, так как на данный момент историки не могут быть до конца уверены в существовании единого государственного герба Византии.

2) Печати византийских императоров отличаются друг от друга, а изображение двуглавого орла, вопреки популярной гипотезе, присутствует далеко не на каждой печати, что свидетельствует об отсутствии единого государственного герба у Византии.

3) На данный момент историки не имеют доказательств того, что в Византии существовал единый государственный герб, и, следовательно, гипотеза о заимствовании московским правительством двуглавого орла с византийского герба является необоснованной.

4) Историк Н. П. Лихачёв отмечает, что московское правительство времён Ивана III вряд ли заимствовало двуглавого орла именно с византийского герба.

5) Согласно популярной гипотезе, герб Российской империи являлся прежде императорским гербом Византии и был заимствован московским княжеством.

 

  1. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

Так что                     По всей видимости,                      Однако                        Кроме того,                     И хотя   

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЕЧАТЬ. Определите, в каком значении это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПЕЧАТЬ, -и, ж.

1) Внешний вид напечатанного. Чёткая п.

2) Напечатанные произведения, издания (газеты, журналы). Отзывы печати.

3) Прибор с нарезными знаками для оттискивания их на чём-н., а также самый оттиск этих знаков, применяемый обычно для засвидетельствования, удостоверения чего-н. Сургучная п. П. на документе.

4) перен. Знак, отпечаток чего-н. (высок.). П. горя на лице.

 

4.  В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1) аэропортЫ      2) отозвалА     3) взялА        4) навЕрх       5) вернА

 

  5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Выдры — необычайно смышлёные и РАССУДИТЕЛЬНЫЕ существа.

В устье реки виднелись ЯВСТВЕННЫЕ очертания корабля.

Отбирало артистов для участия в конкурсе весьма ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКОЕ жюри.

Зная горячий, ВЗРЫВНОЙ характер отца, мы не хотели его беспокоить.

Он пренебрегал правилами этикета и был полным НЕВЕЖЕЙ.

  

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Среди известных ГРУЗИН,   ЛЯГТЕ на диван,   ИХ дети,  пять БЛЮДЦЕВ, больше ПЯТИДЕСЯТИ рублей  

 

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

 Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Заказники создаются как для поддержания, так и для восстановления численности редких видов животных, оказавшихся под угрозой вымирания.

2) Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи.

3) Находясь низко над горизонтом, создаётся неверное представление о размерах Луны.

4) Оказавшись в доме незнакомых людей, дождитесь, когда вас представят.

5) Вопреки рекомендаций врачей спортсмен не снижал нагрузки во время тренировок.

6) Статья А. Баушева обратила на себя внимание курского губернатора, пожелавшего познакомиться с молодым автором.

7) Я с удивлением спросил, что где же крепость.

8) В фамусовском обществе ценятся не только благородство и честность, а угодничество и подхалимство.

 9) Всё творчество писателя Е. Носова и есть большая мудрая книга, помогающая людям быть добрее, щедрее душой.

8.  Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

опт..мист            усл..жнять               инв_нтарь            ижд_венец               отл..жить

                                                      

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..рассудный, вo..становить;

сверх...нтересная, под...грать;

пр...слушиваясь, пр..подавать;

с..трудник, в...спроизвести;

о..морозить, на..кусить.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

придирч..вый            потч..вать                ореш..к             зала..вший                 намер..ваться


11.  Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

пол..щая (огород)          вид..щий (насквозь)           (гуси) щипл..т (траву)         раду..щийся (гостю)    кол..щий (предмет)


12.   Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

На помощь городу, памяти, искусству пришли люди, (НЕ)ЖЕЛАВШИЕ подчиняться напору воинствующего безразличия.

Он представлял себя мучеником и отчасти даже с гордостью думал, что чаша ещё (НЕ)ВЫПИТА до дна, что он ещё будет страдать за свою честность.

Я раза два пожал её руку; во второй раз она её выдернула, (НЕ)ГОВОРЯ ни слова.

Французы были отражены на всех пунктах, но у нас (НЕ)ДОСТАВАЛО сил, чтобы в тот же день перейти реку и довершить разгром.

Пусть будет (НЕ)ПО-МОЕМУ, я готов пойти на компромисс.


 
13.  Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ВИДУ тугоплавкости и высокой химической стойкости платины из неё изготавливают лабораторную посуду, а ТАК(ЖЕ) коррозионностойкие детали аппаратуры.

Стихотворение «Горная дорога» воспринимается совсем (ПО)ДРУГОМУ, (ПО)ТОМУ что на первый план в нём выступают чувства тревоги, грусти, печали.

(В)ТЕЧЕНИЕ жизни Рихтер много гастролировал в разных странах мира, (ПРИ)ЧЁМ наиболее интересным своим турне он считал концертную поездку по России.

(ВО)ВРЕМЕНА А.С. Пушкина на петербургской сцене блистала балерина А.И. Истомина. Блистает она ТАК(ЖЕ) и в «Евгении Онегине».

(В) ТЕЧЕНИЕ всего утра Кирилла не покидало ощущение, КАК(БУДТО) воздух промыт родниковой водой.

 

14.   Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?

Извержение Везувия подробно описа(1)о в адресова(2)ых римскому историку Тациту письмах Плиния Младшего, ране(3)ого в тот страшный августовский месяц.

15.  Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) После разорения Григория Фёдоровича и люстры и зеркала и даже стулья в его имении были проданы за долги.

2) Ольга поцеловала дочку и мать и отправилась с чемоданом к автобусу.

3) В семидневный срок вы получите либо разрешение на переустройство жилья либо аргументированный письменный отказ.

4) К вечеру похолодало и пошёл снег.

5) Староста деревни не то снова опаздывал на собрание не то просто забыл о нём.


 16.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).   С моря дул влажный холодный ветер (1) разнося по степи (2) задумчивую мелодию плеска (3) набегавшей на берег волны.

 17.  Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

«И полно(1) Таня! В эти лета

Мы не слыхали про любовь;

А то бы согнала со света

Меня (2)покойница свекровь». —

«Да как же ты венчалась(3) няня?» —

«Так(4) видно(5) Бог велел. Мой Ваня

Моложе был меня (6)мой свет(7)

А было мне тринадцать лет.

Недели две ходила сваха

К моей родне, и (8)наконец(9)

Благословил меня отец.

Я горько плакала со страха,

Мне (10) с плачем (11)косу расплели

Да с пеньем в церковь повели.                             (Александр Пушкин)

 

18.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Извилистые дорожки (1) плавные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Мне пришли в голову кое-какие новые идеи (1) и (2) если ты приедешь (3) я охотно расскажу о том (4) что меня теперь волнует.


20.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Сквозь желтоватую мокрую воду проглядывало песчаное дно, которое уходило глубже, и озерная вода становилась черной.

(1)Для меня ясно одно: главные участники истории — это Люди и Время. (2)Не забывать Время — это значит не забывать Людей, не забывать Людей — это значит не забывать Время.

(3)Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулёзной точностью подсчитывают историки. (4)Однако они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слёзы в глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулемётной очереди, убивающей жизнь.

(5)Нам было тогда по двадцать лет. (6)Мы мечтали вернуться в тот солнечный довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим над землёй изо дня в день по своей непреложной закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти; фонари — для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идёшь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный. (7)Все ливни весело проходили над твоей головой, и ты был озорно рад блеску молний и пушечным раскатам грома; все улыбки в том времени предназначались тебе, все смерти и слёзы были чужими... (8)Весь мир, прозрачно-лучезарный, лежал у твоих ног ранним голубым апрелем, обогревая добротой, радостью, ожиданием любви. (9)Там, позади, не было ожесточённой непримиримости, везде была разлита зеленовато-светлая акварель в воздухе; и не было жёстких чёрных красок. (10)3а долгие четыре года войны, чувствуя близ своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, мнилось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям.

(11)Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. (12)Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в чёрно-багровой завесе дыма. (13)Порой мы ненавидели солнце — оно обещало лётную погоду и, значит, косяки пикирующих на траншеи «юнкерсов». (14)Мы узнали, что солнце может ласково согревать не только летом, но и в жесточайшие январские морозы, вместе с тем равнодушно и беспощадно обнажать своим светом во всех деталях недавнюю картину боя, развороченные прямыми попаданиями орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени. (15)Мы узнавали мир вместе с человеческим мужеством и страданиями.

(16)Время уже тронуло память: потускнели детали, полузабыты лица погибших, не так остро ощутимы в воспоминаниях запахи развороченных снарядами окопов, ты не пригибаешься инстинктивно на улице при отдалённом звуке отбойного молотка, напоминающем бой крупнокалиберного пулемета. (17)При вспышках праздничных ракет над крышами домов не рвётся из горла невольный крик: «Ложись!» (18)Уже привычно не выискиваешь взглядом место на углу, возле аптеки или универмага (место для огневой позиции с широким сектором обстрела), а случайно услышанный в сумерках крик ребенка не вызывает в памяти чёрные контуры разбитых деревень, печную гарь дымящихся развалин, обугленные сады, плач в темноте.

(19)Долгожданный мир (мы шли к нему четыре года) прочно вошёл в сознание — мир с блеском утреннего солнца на мостовых, с шелестом переполненных по вечерам троллейбусов и уютной на рассвете вознёй голубей на карнизах.

*Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) — русский писатель, прозаик, автор романов, повестей и рассказов. Участник Великой Отечественной войны.

21.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Не забывать Время — это значит не забывать Людей.

2) Рассказчик даже в дни войны всегда любил солнце.

3) За четыре года войны было пережито так много, что хватило бы на жизнь двум поколениям.

4) Память рассказчика болезненно реагирует до сих пор на выстрелы салюта.

5) 3а долгие четыре года войны герои не утратили в себе прежний мир юности.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 1—2 содержится рассуждение.

2) В 7—9 предложениях текста представлено повествование.

3) Предложение 6 содержит описательный фрагмент.

4) В предложении 16 суждение подтверждено аргументами.

5) В предложениях 11—12 последовательно происходящие действия.


23.  Из предложения 6 выпишите фразеологизм.


24.  Среди предложений 1—6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25.  Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Вспоминая прошедшую войну и своё «военное» поколение, Юрий Бондарев использует такой приём, как (А)_____ (например, «Мы узнали, что...» в предложении 11, 12, 14). Показывая довоенное мироощущение молодых людей, писатель использует такие тропы, как (Б)_____ («все улыбки в том времени предназначались тебе» в предложении 7), (В)_____ («мир, прозрачно-лучезарный» в предложении 8). А такой приём, как (Г)_____ (предложение 10)помогает автору ярко и лаконично рассказать о драматичной судьбе военного поколения».

Список терминов:

1) анафора

2) неполные предложения

3) противопоставление

4) восклицательные предложения

5) гипербола

6) эпитет

7) диалектизм

8) риторический вопрос

9) парцелляция

 

Критерии оценивания

«5»    31 - 34

«4»    25 - 30  

«3»    17 -  24

«2»     0 - 16

 Ключи  

1

13

2

однако

3

3

4

диспансер

5

враждебный

6

стрижёт

7

59732

8

полемизировать

9

преодолелпревысил

10

кочевать

11

независимый

12

неизлечимая

13

чтобывблизи

14

134

15

45

16

1234

17

1357

18

14

19

145

20

34

21

235

22

вконечномсчёте

23

30

24

7295

25

Набрано баллов: 0

                                                 



Предварительный просмотр:

Итоговый тест по литературе за курс 9 класса

  1. Какой из приведенных эпитетов есть в «Слове о полку Игореве»?

а) ясные зори

б) кровавые зори

в) алые зори

г) румяные зори

  1. Кто такой Боян, которого автор «Слова...» называет «Внуком Велеса», который не участвует в действии «Слова…», но упоминается автором?

а) один из дружинников Игоря, участвовавший в обоих сражениях и погибший во втором бою;

б) русский князь, не участвовавший в походе;

в) мифический образ Бога-покровителя русских воинов;

г) поэт и исполнитель своих произведений на гуслях.

  1. Кто из персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» произносит:

Служить бы рад, прислуживаться тошно?

а) Репетилов

б) Чацкий

в) Скалозуб

г) Молчалин

  1. Какому персонажу комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежат слова:

Чтобы чины добыть, есть многие каналы,

Об них как истинный философ я сужу?

а) Молчалину

б) Фамусову

в) Скалозубу

г) Горичу

  1. Кто из персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» утверждает:

Способностями бог меня не наградил,

Дал сердце доброе, вот чем я людям мил?

а) Молчалин

б) Репетилов

в) Горич

г) Загорецкий

  1. Какому персонажу комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежат слова: 

 Светает!...Ах! как скоро ночь минула!

а) Софье

б) Лизаньке

в) Наталье Дмитриевне

г) Графине внучке

  1. Стихотворение А.С.Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье...») посвящено:

а) М.Н.Раевской

б) Е.Н.Карамзиной

в) А.П.Керн

г) Е.П. Бакуниной

  1. Какое стихотворение А. С. Пушкина заканчивается словами:

Товарищ, верь: взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут паши имена!?

а) «Арион»

б) «Во глубине сибирских руд»

в) «К Чаадаеву»

г) «Дар напрасный, дар случайный»

  1. Какие произведения А.С. Пушкин написал в южной ссылке?

1) поэму «Бахчисарайский фонтан» (1821 - 1823);

2) роман «Арап Петра Великого» (1827);

3) поэму «Кавказский пленник» (1820 - 1821);

4) стихотворение «Анчар» (1828);

5) повесть «Капитанская дочка»(1836).

            а) 1, 2, 3;                б) 1, 3, 5;              в) 1, 3              г) 2, 4

  1. Каким размером написана «онегинская» строфа?

а) Вольным ямбом

б) Четырехстопным ямбом

в) Пятистопным ямбом

г) Александрийским стихом

  1. Взаимоотношения каких героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» составляют сюжетную основу:

а) Онегина и автора

б) Онегина и Татьяны

в) Онегина и Ленского

г) Онегина и Ольги

  1. О ком  из героев романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкин пишет:

Он рощи полюбил густые,

Уединенье, тишину,

И ночь, и звёзды, и луну...

а) Онегине

б) Ленском

в) Ларине

г) Мосье Трике

  1. Кто из критиков утверждал, что роман «Евгений Онегин» «есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии»?

а) Н. А. Добролюбов

б) Д. И. Писарев

в) В. Г. Белинский

г) И. А. Гончаров

  1. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» - отклик на гибель:

а) декабристов

б) Николая I

в) А.С.Пушкина

г) К.Ф.Рылеев

  1. Как называлось имение, в котором прошло детство М.ЮЛермонтова?

а) Болдино

б) Тарханы

в) Лермонтово

г) Столыпино

  1. Какое стихотворение М. Ю. Лермонтова заканчивается следующими строками:

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!

а) «Дума»

б) «Смерть поэта»

в) «Как часто, пестрою толпою окружён»

г) «Родина»

  1. Какую часть, входящую в роман М  Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», можно отнести по жанровым особенностям к философской повести?

а) «Бэла»

б) «Тамань»

в) «Княжна Мери»

г) «Фаталист»

  1. В каких частях романа появляется Максим Максимыч?

а) «Бэла», «Тамань», «Княжна Мери»

б) «Бэла», «Тамань», «Фаталист»

в) «Бэла», «Максим Максимыч», «Фаталист»

г) «Бэла», «Максим Максимыч», «Княжна Мери»

  1. Отметьте верные пары «поэт — цитата из его стихотворения»:

А) С.А. Есенин — «Вот оно, глупое счастье, / С белыми окнами в сад! / По пруду лебедем красным / Плавает тихо закат»

Б) А.С. Пушкин — «А счастье всюду. Может быть, оно — / Вот этот сад осенний за сараем / И чистый воздух, льющийся в окно»

В) А.С. Грибоедов — «На свете счастья нет, но есть покой и воля»

Г) М.Ю. Лермонтов — «Поверь мне — счастье только там, / Где любят нас, где верят нам!»

а) А, Г;              б) А, Б;              в) Б, В;            г) В, Г

  1. В чем состоит смысл сквозного образа дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?

а) Источник вдохновения для автора

б) Единственный способ передвижения по России

в) Символ будущего России

г) Символ жизненного пути человека

  1. В какой последовательности Чичиков, герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», посещал помещиков?

а) Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин

б) Манилов, Собакевич, Плюшкин, Коробочка, Ноздрёв

в) Манилов, Ноздрёв, Собакевич, Коробочка, Плюшкин

г) Коробочка, Манилов, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин

  1. Какая тема является главной в поэме Я. В. Гоголя «Мертвые души»?

а) Жизнь помещиков

б) Жизнь губернского города

в) Жизнь крепостного крестьянства

г) Жизнь России

  1. Какая тема не исследуется в лирике Ф. И. Тютчева?

а) Тема природы и человека

б) Тема назначения поэта и поэзии

в) Тема России

г) Тема революционного преобразования действительности

  1. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения И.А.Бунина:

В чашу тёмную глядится

Круг зеркально-золотой…

Какой стилистический приём использовал автор?

а) Параллелизм

б) Антитеза

в) Инверсия

г) Градация 

      25.  Назовите произведения Ф.М.Достоевского:

1. «История одного города»

2. «Белые ночи»

3. «После бала»

4. «Бедные люди»

5. «Шинель»

а) 1, 3, 5;      б) 2, 4, 5;      в) 3, 4;       г) 2, 4

9 класс

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

б

г

б

в

а

а

в

в

в

б

б

б

в

в

б

Вопрос

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

 

Ответ

в

г

в

а

в

а

г

г

в

г

б

г

а

в

 



Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 10 классе.  

Тема: «Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?»

       Цель урока:

  • создать условия для решения проблемного вопроса о причине гибели главной героини пьесы А.Н.Островского «Бесприданница».

Задачи урока:

  • формировать нравственную позицию учащихся на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев;
  • развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно – психологические особенности человеческой личности;
  • совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы;
  • развивать умения учащихся анализировать отрывки из критических статей, формировать свой взгляд на  мир, аргументировать свою точку зрения.

        Компоненты урока:

  • Постановка проблемы.
  • Пути решения проблемы.
  • Отработка версий учащихся (работа с текстом, с лексикой, с цитатами).
  • Формулировка выводов.
  • Подведение итогов (домашнее задание, оценка работы уч-ся)

                                Ход урока.

1. Слово учителя.

- Здравствуйте! Зависит ли что-либо в нашей жизни от таких простых вещей, на первый взгляд, слов: здравствуйте? Обращаем ли мы внимание на первые слова, произнесённые нами вслух при первом появлении на публике? Если да, то почему?  (Желая друг другу здоровья, люди выражают доброе расположение к собеседнику, входят в новый день с хорошим настроением, а значит, всё в этот день должно сложиться удачно.)

- Давайте проследим по тексту пьесы А.Н.Островского «Бесприданница», с какими словами входит Лариса Огудалова?  (До свидания…Героиня вместо приветствия, произносит слова прощания).

- Скажите, могли ли вы предполагать, читая впервые текст, что пьеса закончится трагически? (Нет, Лариса ведёт себя спокойно, уверенно, непринуждённо.. Да, в её голосе звучат нотки тревоги…)

- Итак, мнения разошлись. Попробуем решить вопрос: Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?

Для этого нам необходимо проанализировать реплики героев, их поступки, афишу. А может быть, имя главной героини подскажет решение проблемы или название драмы? Обычно название пьес Островского – поговорки, пословицы, то есть фразы со смыслом («Правда хорошо, а счастье лучше», «Сердце не камень», «Без вины виноватые» и т.д.) Даже в «Грозе» есть подтекст. В «Бесприданнице», на первый взгляд, нет подтекста. Ну, кто такая бесприданница?

Толкование слова «бесприданница».

Бесприданница – в старину: бедная девушка, не обеспеченная приданым.                 С.И.Ожегов «Словарь русского языка»

Важно отметить, что  во времена А.Островского слово «бесприданница» имело ещё одно значение: девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое.

Разница есть, и по-иному звучит название пьесы, и мы задумываемся. Кто же она, Лариса Огудалова? Что для неё главное: приданое? деньги? А может быть, что-то ещё? Анализируя список действующих лиц, отмечаем, что  Лариса – единственная, чья фамилия не указана. Почему? Чем она отличается от других?

2. Сообщение учащегося о Ларисе

3. Первыми словами Ларисы в пьесе являются слова «до свидания». Почему? С кем она прошается? (Героиня стоит на пороге жизни, она уходит, но куда? С кем она прощается? Слова «Я на распутье …» доказывают это.

«Я на распутье…» Что означают эти слова героини? Толкование слова, лексический анализ)

Распутье – перекрёсток двух или нескольких дорог.  Перен.: в раздумье о том, что решить, что делать дальше, в нерешительности.     С.И.Ожегов «Словарь русского языка»

Вывод: Ларисе сложно жить в мире зарождающихся капиталистических отношений. Она живёт по своим собственным законам, какие диктует ей её сердце. Мы видим безысходность ситуации, в которую попадает героиня (1 действие,4 явление стр.83. Монолог Ларисы)

4.  Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы?

Составление схемы на доске.

                                 

5.Отработка версий.

5. Отработка версий.

  1.     «Мой дом – моя крепость», принято говорить о месте, в котором родился человек, где он живёт. Что для Ларисы означает слово «дом»?

(Работа с текстом ( 2 действие, 3 явление стр.98-99)  Учащиеся приводят примеры из текста, подтверждающие, что для Ларисы дом – это тихий уголок, о котором она только мечтает, место, в котором она сможет укрыться от людей, наслаждаться природой, петь. «Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне живу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо. Вырваться отсюда». «Бежала б я отсюда, куда глаза глядят»  «Скоро и лето пройдёт, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды и грибы». «Я по крайней мере душой отдохну». «Для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем». Утраченную гармонию в своей жизни Лариса мечтает воссоздать в деревенской глуши.)

Вывод: путь соединения с домом, который называет Карандышев «цыганским табором», закрыт для Ларисы, эта нить порвана в её судьбе, эта связь призрачна.

  1.      Может быть Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой опоры в жизни? Проверим эту версию.

Сообщение учащегося о Х.И.Огудаловой.

Вывод: нет, мать заботится лишь о выгодном замужестве, отыскивает покровителей дочери, насмехается над её порывами поселиться в Заболотье. «Без хитрости не проживёшь» - вот её девиз в жизни. После побега Ларисы из дома она размышляет: «Догонять мне её или нет? Нет, зачем! Что бы там ни было, всё-таки кругом неё люди… А здесь хоть и бросить, так потеря невелика». Игрой ва-банк становится для неё поступок дочери. И эта нить рвётся, слишком уж не прочна связь с матерью.

  1.       Можно ли назвать настоящими друзьями Кнурова и Вожеватова? Есть ли надежда, что они помогут спасти Ларису?

Сообщение учащегося о Кнурове и Вожеватове.

        Вывод. Отчасти да, они вмешиваются в жизнь семьи, поддерживают внешний интерес к Огудаловым. Но что движет ими? Расчёт. Их ценностные ориентиры смещены в сторону экономических выгод. Они восторгаются красотой и талантом Ларисы, но именно они считают её товаром. «Дорогой бриллиант дорогой оправы требует», оценивают её они.(Торг между купцами д.4,явл.6 со слов Вожеватова «Что вам угодно?» до слов «Вы меня обижаете. Я сам знаю, что такое купеческое слово»).

- Что поражает больше всего в этом диалоге «друзей» Ларисы?

        Деловитость разговора о судьбе Ларисы, торг ведётся по всем правилам коммерческого искусства и заканчивается розыгрышем женщины в орлянку.

Вместо сострадания, поддержки, Лариса сталкивается с расчётом и цинизмом. Рвётся ещё одна нить с жизнью.

  1.         Может любовь  спасти Ларису?

Сообщение учащегося о Паратове.

Сообщение учащегося о Карандышеве.

- Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни Карандышев, которого она пытается полюбить, не смогли стать для неё спасательными кругами в огромном мире жизни?

Вывод. Их всех  объединяет расчёт и цинизм по отношению к Ларисе. Паратов жесток по-своему: удовлетворяя свои амбиции, он обольщает Ларису, обнадёживает её, использует её чистую, наивную натуру в своих интересах и так же, как Кнуров и Вожеватов, ставит выше всего деньги: женится на «золотых приисках». Карандышев же наслаждается своей властью над Ларисой. Использует своё положение жениха, для того чтобы «покрасоваться» перед гостями. Он мстит за обиду, нанесённую ему Паратовым, играет роль шута, которого не жалко, а за которого стыдно. И Паратов, и Карандышев стоят друг друга. После признания Паратова о своей помолвке последняя ниточка с жизнью рвётся в душе Ларисы.

6.  Ответим на первый вопрос темы урока: можно ли считать случайностью смерть героини?

                1. (Да, ведь Карандышев не хотел её убивать, он лишь вернуть её хотел.

                2. Нет, это неизбежный финал, так как все нити с жизнью у Ларисы порваны, нет ценностей, которые удержали бы её на земле, расчёт, цинизм погубили тонкую чувствительную душу человека. Ей не выжить в мире, где всё продаётся и покупается. Финал неизбежен.)

7.  Найдите художественные детали в тексте, подтверждающие мысль о том, что финал неизбежен.

                (Выстрел, звучащий во время приезда Паратова в город Бряхимов, роковые случайности в семье Огудаловых (1д.4 явл. Стр.85), рассказ Вожеватого о Карандышеве на костюмированном вечере: «оделся разбойником, взял в руки топор и бросал на всех зверские взгляды» и т.д.

Вывод. Деталь играет важную роль в тексте: предвещает трагическую развязку.

8.    Обратимся ко второму вопросу: кто виноват в смерти Ларисы? (Мать, Паратов, Карандышев…все виноваты).

Чтобы определиться с ответом, обратитесь за помощью к героям пьесы и критикам. (Работа с цитатами)

        «Мы не виноваты, наше дело сторона…»

        «Никто не виноват, никто…это я сама».

«В основе драмы – социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется её трагическая судьба»  (Ю.В.Лебедев)

«Источник трагедии Ларисы – роковая страсть…» (Н.А.Добролюбов)

«В слабости героини отражены черты времени, практичного и жестокого…» (И.А.Овчинина)

(Обсуждение разных точек зрения уч-ся.)

9.  За что благодарит Лариса перед смертью Карандышева? (За то, что избавил её от страданий, от разочарования в людях и в жизни)

Работа со словом «разочарование», подбор синонимов к слову.

Разочарование – чувство неудовлетворённости по поводу чего-либо, несбывшегося, неудавшегося, не оправдавшего себя. То же, что и разуверие – потря веры во что-то, разочарование.

10. Чтение монолога Ларисы ( 4 действие, 11 явление стр. 149 ) «Я любви искала и не нашла… её нет на свете, нечего и искать».

11.Подведение итогов урока, оценка работы уч-ся.

Рефлексия (каждый уч-ся заполняет рефлексивную карту)

Домашнее задание:

Письменно ответить на вопрос: «Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?

                        Рефлексивная карта

Ф.И. уч-ся_________________________________класс___________

Тема урока_________________________________________________
__________________________________________________________

Интересный момент урока

Мне не понравилось

Мой вклад в урок

Оценка, поставленная самому себе, какая, за что

Мои предложения



Предварительный просмотр:

Тест – А.Н.Островский.

1. А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:

1) помещичье-дворянской   2) купеческой   3) аристократической   4) народной

2. В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856г.) сотрудничал А.Н.Островский:

1) «Москвитянин»  2) «Отечественные записки»  3) «Современник»  4) «Библиотека для чтения»

3. Высшим критерием художественности Островский полагал реализм и народность в литературе. Как вы понимаете термин «народность»:

1) Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа.

2) Литературные произведения, раскрывающие о жизни народа.

3) Проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях.

4. Статью «Тёмное царство» написал:

1) Н.Г.Чернышевский    2) В.Г.Белинский   3) И.А.Гончаров   4) Н.А.Добролюбов

5. Творчество А.Н.Островского можно условно разделить на 3 периода. Найдите соответствие названий произведений и основных конфликтов, положенных в их основу.

1 период: создание резко отрицательных образов, обличительные пьесы в духе гоголевской традиции.

2 период: пьесы, отражающие жизнь послереформенной России. – о разорившихся дворянах и дельцах нового типа.

3 период: пьесы о трагической судьбе женщины в условиях капитализирующейся России, о разночинцах, актёрах.

 «Бешеные деньги»     «Свои люди – сочтёмтся!»    «Бесприданница»

6. Яркими представителями «тёмного царства» в пьесе «Гроза» являются (найдите лишнее):

1) Тихон      2) Дикой     3) Кабаниха     4) Кулигин

7. Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад «тёмного царства» в предреформенные годы:

1) Тихон     2) Варвара     3) Феклуша     4) Кабанова

8. Сатирическое обличение соединяется в пьесе с утверждением новых сил, поднимающихся на борьбу за человеческие права. На кого из героев пьесы возлагает надежды автор:

1) Катерину Кабанову   2) Тихона Кабанова  3 ) Варвару Кабанову   4) Бориса

9. Кого Н.А.Добролюбов назвал «лучом света в тёмном царстве»:

1) Варвару    2) Катерину   3) Тихона   4) Кулигина

10. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Н.А.Добролюбова, является проявлением:

1) Духовной силы и смелости

2) Духовной слабости и бессилия

 3) Моментного эмоционального взрыва

11. Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Найдите соответствие речи действующим лицам пьесы:

1) «Такая ли я была! Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле!», «Ветры буйные, перенесите вы ему печаль-тоску».

2) «Бла-алепие, милая, бла-алепие!.. В обетованной земле все живёте! И купечество все народ благочестивый, благодетелями многими украшенный».

3) «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала».

 Кабаниха    Феклуша    Катерина

12. В речи героев пьесы присутствует (найдите соответствие):

1) Церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечием

2) Народно-поэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика

3)Мещанско-купеческое просторечие, грубость

4) Литературая лексика 18 века с ломоносовско- державинскими тенденциями

   Катерина    Кабаниха    Кулигин    Дикой

13. Найдите соответствие приведённых характеристик героям пьесы:

1) «Кто ж … угодит, коли у … вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчёта без брани не обходится … А беда, коли по утру … кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».

2) «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом (заел(а))совсем».

  Дикой         Кабаниха

14. Кому из героинь пьесы принадлежат слова, ярко её характеризующие:

«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»

1) Варвара   2)Катерина   3) Глаша   4) Феклуша

15. А.Н.Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр?

1) Художественный театр   2) Малый театр   3) Театр «Современник»   4) Большой театр.

Ответы к тесту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

1

1

4

1 – «Свои люди – сочтёмся!»

2 – «Бешеные люди»

3 – «Бесприданница»

4

2

1

2

1

11

12

13

14

15

1 –Катерина

2 – Феклуша

3 - Кабаниха

1 – Кабаниха

2 – Катерина

3 – Дикой

4 - Кулигин

1 – Дикой

2 - Кабаниха

2

2



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Сценарий урока русского языка в 6 Б классе

по теме: «Гласные в приставках пре-  и  при-»

Учитель русского языка: Денисова И.Н.

(I-я квалификационная категория)

Когалым

2013 год

Тема модуля: «Словообразование и орфография»

Тема урока:  «Гласные в приставках пре-  и   при-»

Цель:  Познакомить учащихся с условиями выбора букв е - и при написании   приставок  пре- и при-.  

Задачи:

  1. Сформировать знания  о зависимости написания гласных в приставках пре-

      и при- от их лексического значения.

  1. Развивать умения  пользоваться приобретёнными знаниями на практике.
  2. Формировать информационно-коммуникационную и социальную компетенцию.
  3. Воспитывать   культуру труда на уроке.

Место урока в изучаемом модуле:

  1. Повторение изученного в 5 классе.
  2. Повторение изученного в 5 классе.
  3. Основные способы образования слов в русском языке.
  4. Основные способы образования слов в русском языке.
  5. Основные способы образования слов в русском языке.
  6. Этимология слов.
  7. Буквы о-а в корне -кос- - -кас-.
  8. Буквы о-а в корне –гор- - гар-.
  9. Буквы ы и и после приставок.
  10. Гласные в приставках пре- и при-.
  11. Гласные в приставках пре- и при-.
  12. Гласные в приставках пре- и при-.
  13. Гласные в приставках пре- и при-.
  14. Гласные в приставках пре- и при-.
  15. Соединительные о и е в сложных словах.
  16. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова.
  17. Повторение.

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:                                            Учащиеся должны уметь:

1.     Правило написания букв е – и                            1.  Применять правило написания букв е - и

        в приставках    пре-, при-.                                     в приставках пре-  и при - .                                                  

                                                                                       2.  Определять лексическое значение   при-

                                                                                            ставок пре- и при-.

Тип учебного занятия: формирование новых знаний по теме: «Гласные в приставках пре- и  при-»

Методы обучения:

  • по характеру познавательной деятельности –  практические методы  (упражнения), проблемно-поисковый метод (работа с таблицей); частично-поисковый (работа с толковым словарём)
  • по способу организации деятельности – практические, самостоятельные под руководством учителя;
  • метод контроля и самоконтроля;
  • метод поощрения.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • самостоятельная
  • парная

Оборудование и  дидактический материал      

  • Рабочее место учителя  (компьютер, проектор, экран)
  • Дидактическое сопровождение:
  • Учебная презентация по теме: «Правописание приставок пре- и при-»
  • Тренировочные упражнения.

Тип урока: изучение новой темы.

План урока:

  1. Организационный момент                                                                                  (2 мин.)        

- целеполагание и мотивация;

- постановка задач урока.

  1. Повторение ранее изученного материала                                                                 (7 мин.)
  2. Актуализация знаний учащихся                                                                             (3 мин.)                
  3. Изучение новой темы                                                                                          (19 мин.        

- первичное усвоение нового материала;

- первичное закрепление изученного материала.

 V.       Контроль за усвоением  знаний                                                                           (5 мин.)

  VI.     Заключительный этап урока                                                                                (4 мин.)        

-  рефлексия;

-  выставление отметок;

                  - объяснение домашнего задания.

  Ход урока:

      I. Организационный момент.                                        

1. доведение цели урока до учащихся;

2. постановка  задач урока;

II.  Повторение ранее изученного материала.

 Работа с текстом:

           Всю ночь шёл дождь. На рассвете подул такой сильный ветер, что капли дождя замёрзли на высоких деревьях.

           Утром лесничий открыл двери своего домика, оглянулся и воскликнул: «Лес-то ледяной!» Мальчик  высунул голову из дверей и проговорил: «Деревья стеклянные!»

          Старик и мальчик вышли из дома. Лес стоял причудливый, преображённый. Всё кругом обледенело. Даже самая тоненькая веточка была заключена в стеклянную трубочку. Деревья склонились под тяжёлым ледяным грузом, словно задумались. Как прекрасен зимний лес!

 (П. Васильева).

     Учащиеся выполняют задания учителя:

  •  Прочитайте текст и озаглавьте его.
  •  Выпишите слова по группам:

 

1 группа

2 группа

Слова с  неизменяемыми

на письме приставками

Слова с изменяемыми

на письме на  з- и  с-

 

  • От чего зависит написание данных приставок в каждой группе?

           В первой графе помещены слова, в которых приставки не изменяются. Во второй графе -  слова с приставками на –з и –с.

  • Какие еще слова с приставками мы не выписали?  

             Причудливый, преображённый, прекрасен.

III. Актуализация знаний.  

       На данном этапе учитель осуществляет выход на задание, вызывающее познавательное затруднение: подводит учащихся к тому, что кроме двух уже   известных им групп приставок есть ещё третья – это приставки пре-  и при-, правописание которых они ещё пока не знают и на уроке им предстоит узнать о том, какие надо иметь знания, чтобы не допускать ошибок, связанных с написанием букв е – и  в приставках.

  • Можем ли мы отнести эти слова к 1-й или 2-й группе? Почему?

            Нет.  Эти приставки не относятся ни к первой, ни ко второй группе.

  • Какой из этого можно сделать вывод?

      Возможно, они  составляют отдельную группу?

  • А как эту группу приставок можно назвать?

            Приставки пре- и при-

      Таким образом,  учащиеся делают вывод о том, в русском языке существует три группы приставок: (Таблица в презентации к уроку)

       

1 группа

Слова с  неизменяемыми
на письме приставками

2 группа

Слова с изменяемыми
на письме на  з- и  с-

3 группа

Приставки

пре- и  при-

 подул

 замёрзли,      

 открыл,

 оглянулся,  

 высунул,        

 проговорил,

 вышли,

 обледенело,

 склонились,

 задумались

 воскликнул

 рассвете

 причудливый

 преображённый

 прекрасен

                  

                  Далее учащиеся выписывают незнакомые слова  с приставками пре-  и  при –

         -     причудливый  (вычурный, замысловатый),

         -     преображённый  (изменённый, иной, лучший).

         При помощи толкового словаря  находят синонимы к ним   (цель – пополнение словарного запаса);  Далее учитель обращает  внимание учащихся на то, что приставки в этих словах разные (при- и пре-).

         Как правильно выбрать приставку?  От чего зависит выбор букв е – и в приставках пре- и  при-?

         Ответ на этот вопрос  предстоит найти  на уроке. Это  такие приставки, написание которых зависит от их лексического значения в слове.

IV. Изучение новой темы.

            Этот этап состоит из двух частей:

-  первичное усвоение новых знаний:

-  первичное закрепление новых знаний.

        1.  В начале данного этапа организуется самостоятельная работа с таблицами. Учащиеся, работая с таблицами самостоятельно  формулируют ответ на вопрос о том, какие лексические значения могут иметь приставки при-  и  пре-, соотносят свои выводы с правилом в учебнике. Далее учащиеся самостоятельно  под руководством учителя  выполняют упражнения для первичного закрепления полученных знаний, составляют словосочетания, вводят в предложение слова с изучаемыми приставками и коллективно проверяют правильность выполнения заданий.

(Таблицы в презентации к уроку)

                                                                                         

ПРИ - имеет значение

 

 

 

приехать  

прибыть  

приклеить  

прилепить  

 

приоткрыть

присесть

приукрасить

присмиреть

пригородный

пришкольный

приморский

 

ПРЕ - имеет значение

 

 

премилый  

презабавный  

преспокойно  

преградить  

прервать  

преобразовать  

   2.   Выполнение упражнений.

 

1)   Подберите слова,  обозначающие приближение  человека,  самолёта,  лодки, поезда, зайца, черепахи.

2)    Замените данные словосочетания одним словом с приставкой:  присоединить с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой, клея, винтов и шурупов.

3)     Замените данные словосочетания одним словом с приставкой:  участок около школы, полоса около моря, город около Волги, площадь около вокзала.

4)     Замените данные словосочетания одним словом с приставкой: чуть-чуть открыть окно, слегка затворить дверь, ненадолго лечь, слегка наклонить. Составьте с ними словосочетание глаг. + сущ.

 5)  Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание приставок.

В пр..красном замке на горе                                          

Жили-была приставка пре-

Особа пр..отважная,

Важная – пр..важная.

Гордая – пр..гордая,

Добрая – пр..добрая.

Её считали очень мудрой,

И называли все пр..мудрой.

Был у неё пр..лестный пудель.

Пркрасный пёс по кличке Дудель.

  1. Контроль за усвоением знаний

    На данном этапе учащиеся самостоятельно выполняют тестовые задания.  Проверка осуществляется методом взаимоконтроля. Итоговый тест проводится с целью контроля усвоения знаний учащихся на уроке.        

  Мини-тест

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а)  Пр..катить, пр..плыть, пр..хороший

б)  Пр..лететь, пр..вязать, пр..ползти

2. В каком ряду во всех приставках пишется буква и?

а)  Пр..вокзальная, пр..отличный, пр..станционный

б)  Пр..усадебный, пр..открыть, пр..быть

 

3. В каком ряду во всех приставках пишется буква и?

а)  Пр..цепить, пр..интересный, пр..бегать

б)  Пр..мчаться, пр..дорожный, пр..ковылять

 

4. В каком ряду во всех приставках пишется одна и та же буква?

а)  Пр..открыть, пр..нарядиться, пр..ползти

б)  Пр..миленькая, пр..хорошенькая, пр..сесть

5. В каком ряду во всех приставках пишется буква и?

а)  Пр..клеить, пр..стегнуть, пр..ехать

б)  Пр..уменьшить, пр..неприятное, пр..бить

6. В каком ряду во всех приставках пишется одна и та же буква?

а)  Пр..гореть, пр..делать, пр..скверный

б)  Пр..дорожная, пр..ехать, пр..вокзальная

   

Критерии оценивания:

«5» – 6  верных ответа.

«4» – 5  верных ответа.

«3» – 4 - 3 верных ответа.

«2» – 1 - 2  верных ответа

VI.  Заключительный этап урока    

                                                                                     

-  рефлексия (заполнение анкеты);

                                                                      Анкета

1. На уроке я работал (а)

 2. Своей работой на уроке я

 3. Урок для меня показался

 4. Материал урока мне был

5. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно/

доволен / не доволен

коротким / длинным

понятен / не понятен

легким / трудным

интересно / не интересно

-  выставление отметок;

Написание синквейна.

Урок

Интересный, запоминающийся

Вдохновил, заинтересовал, запомнился

Я узнал(а) много нового

 Здорово

                  - объяснение домашнего задания.

   

Домашнее задание:  § 32 (стр. 68-69 ) выучить правило правописания приставок пре- и при-, выполнить тренировочное упр. 154 (стр. 69)