Разработки уроков и внеурочных занятий.

Денисова Ирина Николаевна

Разработки уроков и внеурочных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_v_9_klasse.docx28.95 КБ
Файл urok_razvitiya_rechi_v_10.docx29.88 КБ
Файл vneurochnoe_zanyatie.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развития речи в 9 классе

ТЕМА УРОКА:«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)».

Цель урока:сформировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3).

Задачи:

образовательные:расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка,предупреждение речевых ошибок в употреблении деепричастных оборотов, причастных оборотов, вводных слов;

развивающие:развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить  композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать  материал для собственного текста публицистического характера;

воспитывающие:формирование нравственных качеств учащихся.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы:беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: компьютер, презентация, памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 9.3.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства - MicrosoftWord, MicrosoftPowerPoint и другие для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте гостей и друг друга. Садитесь.По окончании 9 класса вам предстоит сдавать письменный экзамен по русскому языку, с требованиями к которому вы уже знакомы, например, по пособию под ред. Н.А. Сениной.  Скажите, кроме текста, какие ещё задания включены в КИМ? (изложение и сочинение по предложенному тексту)

2. Актуализация знаний.

- Ребята, мы с вами неоднократно работали с текстом и знаем о существовании разных его типов. Давайте вспомним:

1. Какие типы текста нам известны? (повествование, описание, рассуждение).

2. Каковы особенности каждого типа речи?

Описание - это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений). Объект описания всегда определён и раскрывается через перечисление признаков. Предмет описания статичен, действия в описании практически нет. К тексту можно задать вопрос: какой?

Повествование - тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях. Основное его свойство - динамичность, ведущая часть речи -глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается интонацией. К тексту можно задать вопрос: что произошло?

 

Рассуждение - тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причины или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом являются аргументы (доказательства). В ряде текстов - рассуждений нет ярко выраженного тезиса и доказательств, авторы обычно в них объясняют какое-либо явление. К тексту можно задать вопрос: почему?

3. Возможно ли смешение типов речи? Какие возможны варианты такого совмещения?(повествование с элементом описания, описание с элементом повествования, повествование с элементом рассуждения, рассуждение с элементом повествования, рассуждение с элементом описания.

-Какому типу речи соответствует данная схема?

І. Тезис.

ІІ. Доказательство:

  1. Аргумент 1.
  2. Аргумент

ІІІ. Вывод. (Это рассуждение).

Вопросы к классу:

- Что такое тезис? (Тезис - утверждение, которое требуется доказать).

-Аргумент? (Аргумент - это доказательство, факты, подтверждающий выдвинутый тезис).

- Вывод? (Вывод - это заключение, итог проведённого рассуждения)

- На каком этапе экзаменационной работы мы используем эту схему?

(Когда пишем сочинение).

- Сформулируйте тему нашего урока. Предложите ваши гипотезы.

(Подготовка к написанию сочинения-рассуждения)

- Каковы цели урока, чему мы должны научиться на уроке?

(Главная цель: научиться писать сочинение-рассуждение.)

Таким образом, наш урок станет важной ступенькой в освоении умения создавать текст-рассуждение.

  1. Анализ текста.
  1. Слово учителя:

Познакомьтесь с текстом.

            (1) Мы с мамой переехали в этот дом недавно. (2) Самое интересное здесь  — двор. (3) Он большой, зелёный, есть где играть и в мяч, и в пряталки, и в разные другие игры. (4) Ребята играли почти каждый день, особенно летом. (5) И я постепенно перезнакомился с ними, и все мы относились друг к другу по-хорошему.

            (6) Потом меня стали назначать судьёй в волейбольных встречах. (7) Судить никто не любил, все хотели играть, а я - всегда пожалуйста: как не помочь друзьям?.. (8) А бывало, что на широком крыльце соседнего деревянного дома мы играли в шахматы и лото.  (9) Изредка ребята приходили ко мне домой. (10) Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном. (11) И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12) Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13)Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца. (14)Совсем круглых, только со складкой посередине и с треугольным клювиком. (15 ) Они здорово летали, плавными широкими кругами. (16) Иногда ветер подымал их на приличную высоту и уносил со двора.  (17) Ребята толпой гонялись за каждым голубком  - кто первый схватит! (18) Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого голубка я кому посылаю.

          (19) Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. (20) На одном рисовал всякие узоры, на другом  — кораблики среди моря, на третьем  — сказочные города, на четвёртом  — цветы и бабочек. (21) И всякие космические картинки. (22) И ещё много всего  — получалось красиво и интересно.

(23) Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим. (24) И вдруг я расхотел пускать с балкона голубков.

            (25) Я сделал последнего и  - сам не знаю почему  — нарисовал вечернее небо, оранжевое солнце на горизонте и дорогу, по которой идут рядом двое мальчишек.

(26)Хотя нет, я знал, почему нарисовал такое. (27) Хотелось, чтобы появился друг. (28) Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий...

          (29)Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя. (30)И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне...

                                                                          (В. Крапивин)

2. Вопросы:

- Какова тема этого текста?  

- Назовите стиль данного текста.

- Какой тип речи использован в тексте?

- Как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «Хотелось, чтобы появился друг. Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий»...

- Какова основная мысль текста?

  1. Написание сочинения.

        Слово учителя: В ваших ответах на поставленные вопросы прозвучали словаНАСТОЯЩИЙ ДРУГ. В сочинении - рассуждении нам предстоит работа именно над этим словом.

Посмотрим, каковы требования задания 9.3:

Как Вы понимаете значение выражения Настоящий друг? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩИЙ ДРУГ?  Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Какими качествами должен обладать настоящий друг?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного или читательского опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1) Работаем со словом

Вопросы:

- Что значит дать определение слову? (Объяснить, что слово обозначает, т.е. его лексическое значение).

В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова ДРУГ.

Назовите свои ассоциации со словом ДРУГ. (Понимание, поддержка в трудную минуту, умение разделить радость, уважение мнения друг друга, взаимовыручка, доверие, откровенность, привязанность, общность интересов, разделение одних и тех же ценностей).

Человек не может прожить без друзей, так как у него есть потребность в том, чтобы интересно, с пользой, весело и интересно провести время, чтобы в трудную минутубыло,на чью поддержку и понимание можно рассчитывать.

- Какие однокоренные словаможно подобрать к слову дружба?

(дружный, дружить, подруга, подружка, дружелюбие).

Со значением слова «дружба» мы можем познакомиться, воспользовавшись словарями. Дружба - производное от слова "друг", древнерусское слово, фиксируемое в ХI веке в значении " товарищ", " слуга". Отсюда "дружъба" - товарищество, дружить – соединяться, составлять товарищество, компанию. Современное значение слова - отношения, основанные на принципах доверия, откровенности, привязанности, общности интересов, разделения одних и тех же ценностей. Проявление дружбы - внутренняя близость и взаимная симпатия.

- Ребята, чтобы вы могли самостоятельно сформулировать определение понятия, как того требует условие задания 9.3, я подобрала для вас высказывания знаменитых людей о дружбе.  Обратите внимание на доску.

  • Конфуций. «Друг всем — это друг никому». Аристотель .
  • Марк Твен. «Друг — это одна душа, пребывающая в двух телах». Аристотель. «Хорошая дружба — это беседа, которая никогда не заканчивается».
  • Глория Стейнем. «Жизнь — ничто без дружбы».

2) Даем определение

Учитывая определения понятия, данные в Толковых словарях русского языка, мудрые мысли о дружбе, попытайтесь дать свое определение данного понятия.

3) Пишем вступление

Переходим к написанию вступления (1 абзац вашего сочинения)

Напоминаю, что в абзаце 1 необходимо написать вступление, взяв в качестве тезиса данное вами определение. Написать вступление вам помогут речевые клише.

Комментарий к тезису.

        Комментарий к тезису это 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

        Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Выслушиваются мнения учащихся (1-2 варианта).

4) Приводим аргументы, используя речевые клише.

1-й аргумент - из прочитанного текста. Дается время на самостоятельное написание, выслушиваются варианты.

2-й аргумент - из вашего жизненного опыта

(жизненные наблюдения; читательский опыт.).

5) Работаем над заключением.

Вывод к сочинению - это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

6) Подводим итоги написания сочинения-рассуждения.

Таким образом, сколько частей можно выделить в данном сочинении? (3-4 части). Демонстрация примера сочинения-рассуждения.

5.Заключительный этап урока.

Синквейн. А теперь давайте вместе с вами попробуем:

 1. «Дружба»

Рефлексия.

Ребята, я попрошу вас оценить уровни своей успешности.

Задание на дом: написать сочинение – рассуждение на тему:«Какими качествами должен обладать настоящий друг?».  

6. Итоги урока. Слово учителя.Ребята, человек должен с детства помнить, что быть настоящим другом – это непросто, так как настоящая дружба требует от человека умения думать не только о себе, нои о других.



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 10 классе

Тема: «Подготовка к написанию сочинения в рамках подготовки к ЕГЭ»

Тип урока: урок формирования умений и навыков

Цель урока:подготовка к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту в рамках подготовки к ЕГЭ.

Задачи:

обучающие:

  • актуализировать знаний композиционных особенностей эссе и критериев оценивания сочинения;
  • совершенствование умения анализировать текст;
  • созданиесочинения на основе интерпретации текста и рецензировании образца.

развивающие:

  • развитие умения формулировать собственное мнение по проблематике текста, аргументированно доказывать его;
  • развитие навыка изложения собственных суждений последовательно, точно, с использованием разнообразных грамматических форм;
  • развитие умения работы с информацией (поиск, обобщение, систематизация, анализ);

воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения к чужому мнению;
  • воспитание чувства сопричастности общему делу и долга перед коллективом;
  • создание условий для размышлений обучающихся о значении детства в формировании личности человека.

Планируемые результаты освоения учебного материала

предметные:

  • определение роли композиционных элементов в раскрытии идейно-художественного содержания фрагмента;
  • умение интерпретировать текст;
  • создание элемента сочинения на основе анализируемого текста.

метапредметные:

  • извлечение и преобразование информации из различных источников;
  • умение вести самостоятельный поиск информации в сети Интернет;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
  • формирование коммуникативных навыков.

личностные:

  • формирование личной позиции по проблемам, актуализируемым в  тексте;
  • осознание роли личного вклада в общий результат.

Оборудование:презентация, раздаточный материал

Ход урока.

I. Вхождение в тему урока и создание условий осознанного восприятия нового материала (5 мин.)

1. Оргмомент, мотивация деятельности

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня мы продолжим подготовку к ЕГЭ, к самой сложной его части – сочинению.  

«Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать»,- говорил Максим Горький. Если мы научимся отвечать на эти вопросы, успех придет.

- Предлагаю вам свой успех на уроке оценивать в листах самоконтроля.

2. Целеполагание, формирование ожиданий учащихся.

- «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», - сказал когда-то римский философ, а вы знаете, куда держите путь? Ребята, исходя из темы и плана урока сформулируйте цели нашего сотрудничества.

  • научиться правильно понимать исходный текст, находить нужную для сочинения информацию;
  • вспомнить критерии оценивания;
  • написатьсочинение-рассуждение по тексту;
  • учиться оценивать свою работу  и работу одноклассников.

II. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала (25 мин.)

1. Актуализация знаний (7 мин.)

- Что ж, пора вспомнить задание части 2?

Обратите внимание на первую фразу: «Напишите по прочитанному тексту», и на последующую: «Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания является правильное понимание исходного текста. А правильно понять текст – задача не из легких.

1.1. Композиция сочинения-рассуждения.

- Также нам необходимо повторить требования к написанию сочинения.

2. Анализ текста (16 мин.)

2.1. Чтение текста. (3 мин.)

(1)Ревность - чувство естественное. (2)Его в той или иной мере испытывают все люди. (3)И я даже не уверена, что было бы хорошо, если бы ревность совсем исчезла: боюсь, что от этого обеднела бы любовь. (4)Беда не в том, что один не ревнует, а другой ревнует. (5)Беда в том, что эгоизм, свойственный любви, становится безмерным, если мы его не контролируем, не сдерживаемся и не стараемся «властвовать собою», как говорил Пушкин.

(6)Ведь, в сущности, ревность - это неверие в себя. (7)Это постоянно грызущее душу подозрение, что ты недостоин любви своего избранника или своей избранницы, что есть или может быть кто-то более достойный. (8)Все горькие упрёки в том, как можно было предпочесть МНЕ другого, имеют в подтексте сомнение в своём праве на любовь.

(9)И, с другой стороны, это недоверие к тому, кого любишь. (10)Значит, ты допускаешь возможность, что другой может стать ближе и дороже твоей возлюбленной, что ты для неё не единственный на белом свете. (11)На самом-то деле мы знаем (из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»), что среди пяти тысяч роз всегда есть ОДНА, и только от нас самих зависит, найдём ли мы в себе силы и терпение, чтобы радоваться ей. (12)А ревность отравляет нашу радость, мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим.

(13)Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим,-

в этих пушкинских строках нет худшего из людских пороков - самодовольства, но есть достоинство, есть уверенность в силе и ценности своей любви, есть забота о любимой.

(14)Когда любовь рождается, она, как новорождённый младенец, беспомощна. (15)Но вот она крепнет, встаёт на ноги, шагает. (16)Она растёт -на её нежном, чистом теле появляются первые царапины, шрамы, иногда - раны. (17)3алечивать их каждый учится сам. (18)Но общее для всех людей, наверное, одно: как жалеем мы ударившегося ребёнка, так надо жалеть свою любовь и своего любимого.

(19)Крушение любви начинается с той минуты, когда один из двоих начинает жалеть себя, оправдывать себя, думать о себе. (20)В любви не бывает одного страдающего сердца: все чувства делятся двумя, и думать о втором человеке - непременный закон. (21)Любовь даёт силы на самоотречение, отказ от эгоизма, преодоление ревности. (22)Ведь в настоящей любви каждый переступает через себя ради другого. (23)И это не значит уничтожить своё «я», это значит найти себя в самом значительном из чувств, которые дарованы человеку.

(По Н. Долининой)

Долинина Наталья Григорьевна (1928-1979) - прозаик, литературовед, драматург, автор книг о произведениях русской литературы.

2.2. Интерпретация текста. (12 мин.)

Вопросы к тексту:

-  Какое впечатление произвел на вас этоттекст?

-  О чем он?

-  На сколько частей можно поделить этоттекст?

-  Что мы узнаем из каждой части?

-  Какая основная проблема поставлена в тексте?

-  Какие еще проблемыставит автор в этом

-  Ребята, какие чувства вызвал у вас данный текст?

- Заставил задуматься о том, что ревность может отравить жизнь любящим людям.

- Нужно быть деликатным человеком. И если ревнуешь, не показывать свои чувства.

-  Чувство ревности нужно уметь преодолевать.

-  Ревность – это неверие в себя.

Давайте попробуем определить проблемы этого текста. Но прежде вспомним, что такое проблема текста.

- Проблема текста – это то, о чём говориться в тексте.

Итак, какие же проблемы ставит автор в данном тексте?

1. Проблема определения ревности (Что такое ревность?)

2. Проблема соотношения любви и ревности (Бывает ли любовь без ревности?)

3. Проблема преодоления ревности (Как преодолеть ревность?)

4. Проблема становления и крушения любви (Как крепнет и разрушается любовь?)

III. Практикум (Создание элементов сочинения) (17 мин.)

1. Инструктаж. Выявление типичных ошибок (10 мин.)

- Прежде, чем приступать к творчеству, давайте обозначим типичные ошибки,допускаемые при написании сочинения.

-Вступление:

  • не соотносится по смыслу с сочинением;
  • большой объем.

- Формулирование проблемы текста:

  • выделяется не основная проблема;
  • формулируется много проблем.

- Комментирование проблемы:

  • пересказ текста;
  • излишнее цитирование;
  • комментарий всего текста, а не обозначенной проблемы.

- Позиция автора:

  • подмена своей позицией;
  • не соотносится с проблемой;
  • путают авторское «Я» с позицией рассказчика (в художественном тексте).

- Аргументация своей позиции:

  • грубость и нетактичность при несогласии с автором;
  • отсутствие своей позиции, выражено только согласие или несогласие;
  • примеры, не аргументирующие конкретно позицию;
  • приведениепримера без объяснения;
  • фактические ошибки в фоновом материале.

- Какая проблема, на ваш взгляд, выигрышнее?

- Какой позиции, на ваш взгляд, придерживается автор текста?

1. Ревность - чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой - с недоверием к тому, кого любишь.

2. Любовь без ревности бывает, хотя возникновение любви часто сопровождается сомнениями, неуверенностью, а значит, и ревностью.

3. Через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности.

4. С преодолением ревности связано становление любви, а крушение любви начинается с эгоизма.

IV. Подведение итогов урока (6 мин.).

1. Выставление оценок (3 мин.)

- Пришло время оценить и вас. Консультанты отметьте активных участников своей группы (Проставляются баллы в последние графы).

- А теперь каждый посчитайте набранные баллы, и оцените свою работу на уроке по шкале (Приложение 1)

(Листы самоконтроля учащиеся сдают консультантам)

- Кто заработал «5»?

- А у кого осталось еще много неразрешенных вопросов?

- Нашим помощникам-консультантам оценка «5»

2. Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам (3 мин.)

- А теперь пришло время обратиться к нашему дереву результатов.

Посмотрите на листья, на которых написаны ваши ожидания и опасения, и подумайте: каким есть место на дереве?

(Учащиеся подходят к дереву и клеят листья).

- Нравится вам такое дерево?

- Значит, мы добились запланированных результатов, и трудностей при работе над сочинением у вас будет меньше.

- Спасибо за сотрудничество и активность на уроке!

- Успехов в написании сочинения!

Домашнее задание: написать сочинение

Приложения

Приложение 1

Лист самоконтроля ___________________________

Анализ

текста

Ответы на вопросы по тексту

Выявление

проблемы

текста

Создание

элемента сочинения

(формулирование проблемы)

 Определение позиции автора

Дополн. Деятельность (поиск информ. в интернете и др.)

* Балл выставляется консультантом группы.

Шкала перевода баллов в оценку  

5-6 баллов - «5»

3-4 балла - «4»

1-2 балла - «3»

Менее 3 баллов - следует повторить материал и быть активнее.

Приложение 2

План сочинения-рассуждения по данному тексту

I. Вступление.

II. Основная часть.

1. Проблема, поднятая в тексте.

2. Комментарий.

3. Авторская позиция.

4. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).

5. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию

III. Заключение.



Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по русскому языку в 9 классе на тему:

«Культура речи - культура общения»

Цели занятия:

Образовательная.

совершенствовать речевую культуру обучащихся;

Развивающая

формировать у обучащихся представления о необходимости соблюдения норм литературного языка;

Воспитательная

воспитывать отношение к русской речи как к национальному достоянию, чувство патриотизма.

Педагогические технологии: игровые технологии, работа в группах

Оборудование урока: на стенах развешены высказывания великих писателей, философов о слове и языке:

  1. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». В. Шефнер
  2. «Нет магии сильней, чем магия слов». А. Франс
  3. «Острое слово – холодное оружие». К. Кушнер
  4. «В ответ на бранные слова  с улыбкой промолчи и сделай вид, что вообще таких не знаешь слов». Г. Остер
  5. «Слова – это то единственное, что остается на века». Э.Хэмингуэй
  6. «Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно». Л. Толстой.
  7. «Слова резвят язык, но часто режут уши». Т.Глушенко
  8. «Сквернословящая женщина – еще не мужчина. Но уже не женщина». Б. Тойшибеков
  9. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием». И. Тургенев

 Эпиграф к уроку: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе, дабы оно доставляло благодать слушающим» (слайд 1)

(Евангелие: 4:29)

Вступление

  • Сегодня мы с вами проведем деловую игру, посвященную очень важной проблеме - культуре речи. Для этого нам необходимо разбиться на 5 групп, каждая из которых будет выполнять определенные задания.

Вопросы ко всем учащимся:

  • Что, по-вашему, включает в себя понятие «культура речи»?
  • Почему эта проблема так актуальна в последнее время?

В последнее время мы видим падение уровня культуры речи из-за того, что в газетах, СМИ, телевизионных программах допускают все больше речевых и грамматических ошибок, не следят за своей речью.

В связи с тем, что все озабочены данной проблемой, во всех вузах, независимо от специализации, введен специальный курс «Культура речи».

- Что нужно делать, чтобы совершенствовать свою речь?

Вывод: От того, насколько грамотно человек говорит, как высока его культура общения, зависит впечатление, которое он производит на окружающих!

- Как вы правильно заметили, для культуры общения необходимо говорить правильно, грамотно, выразительно, быть вежливым.

Я хочу вам предложить две очень распространенные ситуации, в которые может попасть каждый из вас, а кто-то и попадал неоднократно.

  • Допустим, вы опоздали на урок, и он уже начался, к тому же произошла еще одна знакомая ситуация - забыли тетрадь. Ваши действия ...

(в данной сцене участвуют 2 ученика: 1- учитель, 2-ой - опоздавший ученик)

  • Предположим, вам необходимо посетить городскую библиотеку, а вы не знаете, где она находится. Поэтому вы спрашиваете прохожего незнакомого человека о том, как туда пройти....

(участвуют 2 ученика: 1 - спрашивает, 2-ой отвечает)

Далее участники игры анализируют действия обучащихся.

Таким образом, мы вспомнили еще раз слова вежливого обращения, а главный вывод заключается в том, что в нашем языке нет слов-обращений к незнакомому человеку. Для того, чтобы к нему обратиться, необходимо использовать слова-извинения для привлечения внимания: простите, пожалуйста, будьте добры, извините, будьте любезны и т.п. Ни в коем случае нельзя говорить «женщина», «мужчина».

Так как важнейшим качеством речевой культуры является грамотность, правильность произнношения слов, сейчас мы проверим, насколько вы правильно ставите ударения в словах.

Каждый из 5 столов получает 3 предложения со словами, которые нужно правильно прочитать.

  1. Очень жаль, что Вы редко балуете нас своими новыми ролями.
  2. Наша компания заключила в этом году самое большое количество договоров.
  3. Кто бы мог подумать, что щавель - это травянистое растение - относится к семейству гречишных!
  4. Если ты несколько раз повторишь это правило, то обязательно вспомнишь его на экзамене.
  5. Наш кухонный стол можно будет поставить в середине комнаты.
  6. В цирк постоянно звонят и интересуются выступлением африканских слонов.
  7. Если включить в Вашу речь пословицы, поговорки, афоризмы, то она зазвучит ярче, станет образнее и красивее.
  8. Я только мельком взглянул на этих людей и понял, что у нас нет ничего общего.
  9. Обеспечение всеобщей безопасности - одна из главных задач в современном мире.
  10. В магазин привезли свеклу нового урожая.
  11. Украинский язык является родственным русскому.
  12. В домах в следующем квартале будут установлены новые мусоропроводы.
  13. Полине было завидно смотреть на чужое счастье.
  14.  На день рождения сына мама купила несколько кремовых тортов.
  1.  Мода – социальный феномен, который будет существовать во все времена.

Необыкновенно важным для общения является богатый лексикон.

Героиня известного романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Эллочка Людоедка обходилась всего 33 словами. Их она использовала для выражения самых разных чувств и эмоций. Давайте посмотрим фрагмент фильма, поставленного по этому замечательному произведению режиссером Л. Гайдаем, и увидим, как это было (Просмотр фрагмента).

Да, это довольно смешно. А как вы думаете, что хотел сказать автор о своей героине, изобразив ее таким образом?

(Она ограниченная, глупая, у нее примитивное мышление)

Ну, конечно, наш с вами лексикон не в пример богаче Эллочкиного, но все же, уверена, многим не помешает его расширить.

  • Как вы думаете, что надо для этого делать? Что делает нашу речь богаче, образнее? (Синонимы)

Предлагаю вам посмотреть фрагмент ещё одного художественного фильма «Осенний марафон» режиссера Данелия и увидим, как важно для лексического богатства использовать слова, близкие по смыслу, но отличающиеся оттенками значения.

После просмотра каждой группе предлагается выполнить аналогичное задание:

Подберите, пожалуйста, синонимы к словам:  

(Ужасный, большой, красивый, добрый, маленький)

Кроме того, этой же цели - обогащению лексикона - служат фразеологизмы (устойчивые сочетания слов), а также пословицы и поговорки.

Каждый стол получает задание вспомнить как можно больше фразеологизмов и пословиц со словами (слайд 4)

(Нос, глаза, руки, семь, лоб)

Мы говорили о том, что украшает нашу речь, делает ее грамотной, выразительной, обогащает язык.

А теперь поговорим о том, что его засоряет, от каких явлений нам нужно избавляться?

(Жаргонизмы, сленг, ненормативная лексика, брань, нецензурные выражения, слова-паразиты).  

Все эти явления, хотя и существуют в языке, но выходят за рамки русского литературного языка, поэтому в речи культурного, интеллигентного человека их должно быть как можно меньше.

Сейчас мы посмотрим фрагмент замечательного художественного фильма «Джентльмены удачи». По сюжету для поимки опасного вора-рецидивиста милиция обращается за помощью к заведующему детским садом, и ему приходится вместе с жуликами, сбежавшими их тюрьмы, попытаться напасть на след бандита. Я не буду пересказывать весь фильм, многие его, наверное, видели. Итак, фрагмент, иллюстрирующий применение жаргонизмов. (Фрагмент фильма)

Естественно, жаргонизмы - это слова, употребляемые людьми той или иной социальной группы. Вы тоже их используете, т.к. принадлежите к молодому поколению. Давайте попробуем обойтись без них.

Замените, пожалуйста, сленговые выражения в предложенных текстах стилистически нейтральными синонимами, литературными словами. (задания получает каждая группа)

  • Круто! Я попал на TV! Устроили такую тусовку! Было клево! Оттянулись не по-детски!
  • Да перестань тупить, ты не врубаешься. У меня сломалась тачка. Надо поставить ее на колеса.
  • В магазине перед кассой выстроился такой хвост! Кассирша выносила кому-то мозг. Пришлось наехать на обеих. Не слабо так.
  • Ты не догоняешь! Рванем ко мне! Мои предки уперлись на дачу, так что можно затусить на нашей хате. Будет прикольно!
  • Давай сегодня прошвырнемся по магазинам. Я вчера такую кофточку оторвала на распродаже. Полный улет! Можно закосить последний урок!

Но самое отвратительное явление в языке — это нецензурная брань или, как это называли раньше, сквернословие.

Цитата из Библии:

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе, дабы оно доставляет благодать слушающим»

Сейчас мат, как джин из бутылки, буквально вырвался на волю.По данным социологических опросов, в России используют ненормативную лексику 70% населения, независимо от социального и образовательного статуса, но при этом подавляющее большинство россиян негативно относятся к использованию подобных выражений в общественных местах.

Так как ни для кого не секрет, что это негативное явление существует, к сожалению, и в школьной среде, нам нужно решить две проблемы:

Для чего применяется нецензурная лексика?

(Повышение эмоциональности речи; снятие психологического напряжения, болевого шока; демонстрация агрессии; демонстрация отсутствия страха; демонстрация раскованности, независимости говорящего; демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов; демонстрация принадлежности говорящего к «своим»; оскорбление, унижение адресата речи)

.

Как бороться с этим уродливым явлением?

  1. каждому самому следить за соей речью;
  2. принять закон, запрещающий сквернословить;
  3. прививать культуру речи;
  4. не общаться с теми, кто ругается, сделать их изгоями

С ненормативной лексикой борется и закон. Ст. 130 «Оскорбление»

1.Оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, наказывается штрафом в размере до 100 МРОТ или иного дохода либо обязательными работами на срок 120 часов, либо исправительными работами на срок до 6 месяцев.

2. Оскорбление в публичном выступлении и СМИ - до 200 МРОТ, либо обязательными работами на срок 180 часов, либо исправительными работами на срок до 6 месяцев.

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Гл. 20 Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность Статья 20.

1 Мелкое хулиганство, т.е. нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу... влечет наложение административного штрафа от 50 до 10 МРОТ или административный арест на 15 суток.

Сейчас мат слышен везде, начиная от семьи и заканчивая улицей, даже от людей состоявшихся. И причиной этого уже не являются раздражение или гнев, гнилые слова стали частью обыденной речи. «Невинная» привычка употреблять мат для «связки» слов - признак особой деградации человека, признак его духовного и нравственного разложения.

Издревле мат именуется сквернословием - «скверно» (слайд 7)

В словаре Даля сказано: «Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное; это нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина... нравственное растление».

Так давайте всеми силами стараться избавиться от этого позорного явления.

Заключение

Сегодня мы поговорили об очень важных проблемах, еще раз постарались понять, как важна речевая культура в человеческом общении. И закончить мне бы хотелось всем известным, но не устаревающим призывом, который принадлежит И.С. Тургеневу «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием»