Самообразование

Денисова Ирина Николаевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа – сад №10» города Когалыма

План профессионального самообразования

учителя русского языка и литературы,

Денисовой Ирины Николаевны

Тема: « Работа с текстом - средство формирования коммуникативной компетенции учащихся »

Срок реализации: 2019-2024 год

г. Когалым, 2019

Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.

А. Дистервег

«Работа с текстом - средство формирования коммуникативной компетенции учащихся» - это образовательная методика, в которой центр — учащийся, а цель — сделать его самостоятельным, креативным и инициативным. Школьник развивает в себе эти качества через собственные действия во время работы с текстом.

Работа над темой начата в 2019 году

Предполагается закончить работу над темой в 2024 году.

Тема самообразования определена  в связи с переходом на новые образовательные стандарты. Так как они вводятся поэтапно, то учителю тоже необходимо перестраивать свою работу и быть готовыми к работе по новым ФГОС. Для этого надо изучать новые образовательные технологии, участвовать в разработке рабочих программ по русскому языку и литературе с требованиями ФГОС, повышать свою квалификацию.

Цели самообразования:

- Систематизация  накопленного опыта  работы;

- повышение своего профессионального уровня в в работе с предложенным текстом в связи с введением новых ФГОС;

-Представление  результатов  профессиональной деятельности;

-Планирование действий по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов;

-Оценка профессиональной компетенции.

        

Задачи самообразования:

-Повышение профессионального  уровня;

- Достижение более высоких результатов в работе (качество, эффективность использования современного оборудования, достижения учащихся);

-Развитие  инновационного  поведения, нового педагогического мышления;

 

Принципы профессионального самообразования:

непрерывность, целенаправленность, интерактивность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, системность.

Источники самообразования:

  • специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая),
  • Интернет;
  • семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом,
  • мастер-классы,
  • курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

  • индивидуальная – через индивидуальный план,
  • групповая – через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей биологии.

Ожидаемый результат самообразования:

  • повышение качества преподавания предмета, результатов независимой оценки качества образования по биологии (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ);
  • применение различных образовательных технологий, в том числе технологии проектного обучения или их элементов для конструирования уроков и разработка методических рекомендаций по их применению;
  • разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
  • разработка дидактических материалов, создание новых проектов;
  • создание базы разработанных конспектов уроков с применением различных технологий и ИКТ;
  • доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта;
  •  самоанализ своей профессиональной деятельности.

Содержание и формы реализации программы

Направления

Формы

Систематическое обучение

-курсы,

-методические семинары, вебинары

Педагогическое общение

-участие в работе ГМО учителей русского языка и литературы,

-проведение открытых уроков,

-посещение открытых уроков коллег,

-сообщение докладов,

-презентации.

Практика

-разработка методических материалов,

-обобщения педагогического опыта по теме самообразования,

-разработка  уроков с внедрением темы самообразования.

Индивидуальная работа

-Изучение методической литературы по теме,

-Знакомство с опытом коллег.

Примерный план

реализации программы на 2019-2024 гг.

№ п/п

Наименование мероприятий

Организационно-педагогические мероприятия

Сроки реализации

1.     Научно-теоретическая подготовка

1.1

Развитие:

1.Знаний теоретических основ предмета.

2. Знаний в различных   сферах общественной жизни, в современной политике, экономике

3. Знаний новых компьютерных технологий

 

1.Чтение научно-методической литературы.

2. Обзор в Интернете информации по  работе с текстом

3.Прохождение курсов повышения квалификации

Регулярно

1.2

Повышение уровня квалификации

1. Решение задач, тестов и других заданий повышенной сложности или нестандартной формы.

2. Посещение уроков своих коллег.

3. Работа с текстами  ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку.

4. Прохождение предметных курсов по русскому языку и литературе, в том числе и дистанционных

5.Участие в работе жюри по проверке конкурсных и олимпиадных работ учащихся.

В течение года

2.Методическая подготовка

2.1

Совершенствование:

1. Разработка конспектов уроков

2. Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся.

3. Разработка комплекта входных и итоговых самостоятельных, контрольных работ.  

4.Разработка комплекта олимпиадных  заданий.

5.Участие в   конференциях, семинарах

Регулярно

2.2.

Разработка программно-методического обеспечения

а) научно-методическая работа

 

 

 

 

 

1. Изучение и внедрение в практику своей работы с текстом на основе мотивации и активизации учащихся.

2. Организация   работы с учащихся по подготовке к написанию сочинений по предложенному тексту.

 

 

В течение года

2.3.

б) Участие в методических школьном и городском объединениях, в жизни школы

1.Проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов для учителей школы, города.  

2. Выступление на заседании ШМО и ГМО с самоанализом

3. Общение с коллегами в школе.

4. Работа в школьной лаборатории

В течение года, по плану ШМО и ГМО

2.4.

в)Опытно-экспериментальная работа.

 

 

 

1.Разработка программ

2.Оказание методической помощи коллегам в подготовке к работе над текстом.

В течение года

3.Психолого-педагогическая подготовка

3.1

1. Изучение психолого-педагогической, методической литературы

2. Совершенствование искусства общения, влияния, педагогических качеств

1. Чтение научно-методической литературы по психологии и педагогике.

2. Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии.

3. Изучение работы лучших учителей школы, города, республики

Систематически

Перспективный план

В условиях реализации ФГОС проблема оценки планируемых результатов достаточно актуальна. Среди многообразия форм и методов оценивания образовательных достижений учащихся я стремлюсь выбирать как традиционные (диктанты, контрольные работы, творческие работы, контрольно-измерительные материалы, составленные в формате ОГЭ и ЕГЭ), так и инновационные средства оценивания:  портфолио (так как позволяет отслеживать положительную динамику роста личностных достижений), рейтинговая система оценки (использую при проектной деятельности); система мониторинга качества обученности учащихся, которая осуществляется посредством организации стартового контроля-текущего-промежуточного-итогового (позволяет фиксировать уровень знаний и практических навыков каждого ученика, а также выстраивать индивидуальный образовательный маршрут). При всем этом считаю, что следующая тема самообразования  будет:«Совершенствование форм и видов контроля и диагностики».

С целью повышения уровня своего профессионального образования, исходя из анализа собственной деятельности, планирую заниматься самообразованием,  через семинары, вебинары, конференции, мастер-классы, конкурсы различного уровня и изучение опыта коллег; также планирую создать цикл уроков с использованием технологий смыслового чтения и транслировать его в педагогических сообществах различного уровня.

Направление работы

 2021-2022

2022-2023

2023-2024

Аттестация

+

Курсы

+

Выступление на МО

+

+

Участие в семинаре

+

Участие в предметной неделе

+

+

+

Участие в олимпиадах

+

+

+

Участие в научно-практических конференциях

+

+

Мониторинг

+

+

+

Публикации

+

Авторская программа

+

+

+

Национальное образование

+

+

+

Проекты и творческие работы одаренных учащихся

+

+

+

Разработка содержания контрольных работ и уровневых работ по русскому языку

+

+

+

Разработка календарно – тематического планирования обучения по русскому языку   10 -11 класс

+

+

+

Использование современных педагогических технологий и ИКТ в области обучения и воспитания.

+

+

+

Широкое использование на уроках и внеклассных занятиях электронных учебников и мультимедийных презентаций.

+

+

+

Циклограмма по самообразованию

Ежедневно

  • Поурочные планы
  • Заполнение электронного журнала

Ежемесячно

  • Взаимопосещение уроков
  • Участие в конкурсах

Каждую четверть

  • Организация работы по преемственности
  • Отчеты по качеству, успеваемости, движению
  • Посещение школьных семинаров

Один раз в полугодие

  • Посещение городских семинаров

Один раз в год

  • Разработка и утверждение рабочей программы
  • Утверждение плана по самообразованию
  • Представление и утверждение программ элективных курсов
  • Школьные олимпиады
  • Муниципальный этап олимпиады
  • Промежуточная аттестация
  • Подготовка материалов к промежуточной аттестации

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности,  потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным  самосовершенствованием, но и профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др.