Самообразование

Шардина Марина Павловна

план самообразования учителя 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 2013-2018371.41 КБ
Файл 2019-202334.62 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

на 2022-2027 г.г.

учителя русского языка и литературы

Шардиной Марины Павловны

п. Малиновский


Содержание

1. Пояснительная записка

2. Основные принципы и методы работы

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты

4. Направления самообразования

5. Перспективный план самообразования

6. Литература


Общешкольная тема: «Освоение новых подходов к образованию как основной способ формирования функциональной грамотности, роста результативности, эффективности обучения, воспитания, развития и успешности всех участников образовательного процесса».

Индивидуальный план самообразования учителя

Тема самообразования: «Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы»

I.Пояснительная записка

В образовательном стандарте общего образования определено, что важнейшим приоритетом остается формирование общих учебных умений, навыков и способов познавательной деятельности учащихся.

Овладение умениями самоорганизации: определять цель выполнения задания, планирование его и целесообразное выполнение, контроль и оценивание хода, результатов его выполнения, является обязательным минимумом для учащихся.

Современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению».

На смену старым требованиям приходят новые: умение видеть проблему, спокойно принимать её и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной.

Основным результатом является формирование общих учебных навыков, способности самоорганизации с целью решения учебных задач.

В условиях личностно- ориентированного основного образования особую актуальность приобретают психолого-воспитательные проблемы формирования умений самоорганизации деятельности  школьников как личностного, субъектного образования, так как они выступают средством продуктивного усвоения элементов содержания образования, обеспечивают развитие ключевой образовательной учебно-познавательной компетенции, влияют на воспитание личностных качеств (инициативности, самостоятельности, организованности) и способствуют становлению рефлексивной деятельности школьников.

Особое внимание уделяется формированию умений самоорганизации. Эти умения способствуют успешной социальной адаптации.

В структуре учебных мотивов личности существуют и внешние и внутренние мотивы.

К внутренним мотивам относятся те, которые заложены в самой учебной деятельности. Это стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений, стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач.

Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности, называется внешними. Это - широкие социальные мотивы (долга, ответственности перед обществом, родителями, учителями), личные мотивы (стремление получить одобрение, хорошие отметки, быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей).

Цель учителя: создание условий для формирования базовых навыков самообразования самоорганизации и самовоспитания, которые обеспечат готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытия интеллектуальных творческих возможностей учащихся через освоение фундаментальных знаний основного общего образования.

Самоорганизация – это свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя время, силы, средства.

Самоорганизация – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Говоря о формировании у школьников самоорганизации, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи.

Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение.

Вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

В результате многократных повторений одних и тех же действий в определенной последовательности у ребенка вырабатываются необходимые навыки, привычки, которые в дальнейшем прочно закрепляются и способствуют формированию у учащихся самоорганизации.

Важно постоянно учить детей строить отношения друг с другом на основе знаний: умению объяснять, рассказывать, слушать других, оказывать помощь.

Цели:

  1. Формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников к трудовой деятельности, в творческом  использовании средств технологии  в практической жизни.
  2. Повышение  профессиональной  подготовленности  и  как  следствие, увеличение  результативности  обучения  технологии.
  3. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся.

Задачи.

  1. Формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок  к учебной деятельности.
  2. Воспитывать интерес учащихся к занятиям через технологии.
  3. Планировать учебно-воспитательный процесс с учетом конкретных условий данного заведения.
  4. Формирование учебно-воспитательной работы с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований.
  5. Созидательное применение профессионально-педагогических знаний в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей обучающихся.
  6. Развитие знаний, умений и навыков обучающихся, необходимых для их самостоятельного применения в процессе своего самосовершенствования.
  7. Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
  8. Творческое использование методов, средств и организационных форм учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности обучающихся в соответствии с решаемыми задачами.
  9. Формирование  рациональных взаимоотношений с учащимися, преподавателями, администрацией.
  10. Учёт и оценивание результатов   работы  с целью определения новых задач.

Перечень вопросов по самообразованию.

  1. изучение психолого-педагогической литературы;
  2. разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  3. проектная и исследовательская деятельность;
  4. анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
  5. ознакомление и изучение педагогического опыта других преподавателей;
  6. планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

 Предполагаемый результат:

  • повышение успеваемости и уровня готовности учащихся по русскому языку;
  • повышения мотивации к занятиям по русскому языку;
  • подготовка учащихся к Олимпиаде школьного, городского, областного и республиканского уровней по  русскому языку и их успешное выступление;
  • мастер-классы, семинары  и  выступления на школьных и городских уровнях;
  • разработка  и  проведение  занятий   по  инновационным  технологиям;
  • создание методик преподавания, педагогических разработок уроков и     мероприятий;
  • организация  работы    кружков , индивидуальных курсов по русскому языку;
  • личная    веб-страница на педагогическом портале;
  • личный  пример  учащимся.

Форма отчета по проделанной работе: обобщение опыта  работы  на  уровне  школы. Выступления  по  обмену  опытом  работы  на  заседаниях школьного методического объединения, городской педагогической конференции. Выступление на  семинарах, мастер-классах, на заседаниях  городского методического объединения учителей. Представление  администрации  школы  отчета  с  анализом, выводами  и  рекомендациями  для  помощи другим педагогам.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию мною намечены основные направления работы по самообразованию.

Направления самообразования

 

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки реализации

Профессиональное

-Постоянно  знакомиться  с  современными  исследованиями  ученых  в  области  преподавания  предмета  «Русский язык и литература».

-Знакомиться  с  новыми  примерными  и  авторскими  программами  по  «Русскому языку и литературе», концепциями  обучения, их  оценками.

-Изучать  новую  литературу  по  методике  преподавания русского языка.

-Своевременно  повышать  квалификацию  на  курсах  для  учителей  русского языка.

-Принимать  участие  в  научно-практических  конференциях,  конкурсах  различных  уровней.

-Посещать  уроки  коллег  и  участвовать  в  обмене  опытом.

-Периодически  проводить  самоанализ  своей  профессиональной  деятельности.

-Проводить  открытые  уроки  для  анализа  со  стороны  коллег.

-Организовывать и  проводить внеклассную  деятельность  по  предмету.

-Посещать  семинары, конференции, организованные  на  разных  уровнях.

-Проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

- Организация  кружковой  и  внеклассной  деятельности  по  предмету       « Русский язык и литература»;

- посредством СМИ следить за инновационными технологиями;

в течение

2022 -2027г.

регулярно

Экспериментальная и инновационная деятельность

1.Участие в работе инновационной площадки.

в течение

2022 -2027 уч.г.

Регулярно

Психолого-педагогические

 -Сформировать условия внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности

- Совершенствовать  свои  знания  в  области  классической  и  современной  психологии  и  педагогики.

-Обеспечивать условия для сохранения и укрепления психологического и физического здоровья учащихся.

-Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.

- Изучать  современные  психологические  методики.

-Создание  пакета  психолого-педагогических  материалов  для  учителя.

в течение

2022 -2027г.

регулярно

Методические

-Активно использовать инновационные методики и технологии в  обучении русскому языку и литературе, современные мультимедийные средства и компьютерные программы обучения;

-Осваивать  передовой  опыт  учителей   по  организации   форм  уроков  русского языка и литературы.

-Изучать  научно-методическую  и  учебную  литературу. Посещать педагогические порталы.

-Внедрять  новые  формы    оценивания  учащихся в  учебный  процесс;

-Участвовать в  мастер-классах  школьного, городского и др. уровней;

-Разработать методы преподавания  уроков по русскому языку и литературе, внеклассных  мероприятий;

-Создать личный сайт на образовательном портале;

-Разработать  дидактический комплект    по  предмету, разработать контрольные  тесты.

в течение

2022 -2027 уч.г.

регулярно

Информационно-технологические технологии

-Сспользование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество;

-использование компьютерных технологий  в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

-использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

-использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования;                                               -разрабатывать планы уроков с применением ИКТ;        

 - формировать копилку методических и дидактических материалов для проведения уроков русского языка и литературы.

в течение

2022 -2027г.

регулярно

Охрана здоровья

-внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии

-использовать  в  образовательном  процессе   новейшие здоровьесберегающие  технологии;

-соблюдение правил безопасности жизни и деятельности (БЖД) на уроках и в повседневной жизни;

- прививать учащимся желание вести  здоровый  образ  жизни, заниматься различными видами спорта, физическими  упражнениями.

в течение

2022 -2027г.

регулярно


Этапы работы над темой

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Анализ затруднений. Постановка проблемы.

Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта

2022 – 2023 уч.г.

Изучение педагогических периодических изданий, методической, педагогической и предметной литературы

Прогностический

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

2022 – 2023 уч.г.

Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

Практический

Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы.

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

Корректировка работы.

2022- 2027 г.г

Посещение семинаров, конференций по теме

Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег

Участие в олимпиадах, конкурсах.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов.

2024- 2027 г.г

Организация кружковой и внеклассной деятельности

Участие в школьных фестивалях, конкурсах.

Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2024- 2027 г.г

Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте или сообществе

Участие в фестивале педагогических идей в личном сайте.


Контрольные точки работы по самообразованию

Направление работы

2022-

2023

2023-2024

2024-

2025

2025-2026

2026-2027

Аттестация

*

Курсы

*

*

*

*

*

Переподготовка

*

*

Выступление на МО

*

*

Выступление на педсовете

*

*

Выступление на августовском совещании

*

Участие в семинаре

*

*

Участие в предметной неделе

*

*

*

*

*

Публикации

*

*

*

*

*

Участие в олимпиадах

*

*

*

*

*

Участие в научно-практических конференциях

*

*

*

*

*

Мониторинг

*

*

*

*

*

Источники самообразования:

  1. Методические пособия и учебники

  1. Интернет; интернет - сообщества учителей

  1. Библиотека, интернет –библиотеки

  1. Мероприятия по обмену опытом

  1. Курсы повышения квалификации

  1. Семинары и конференции.


Литература по теме самообразования

1. http://www.ioso.ru/distant/proiect/meth%20proiect/metod%20pro.htm

2. http://www.iteach.ru/index/news.html