Внеурочная деятельность по предмету

Шардина Марина Павловна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеклассное мероприятие по русскому языку. 6 класс. Игра по теме: « Знай и люби родной язык »

Слайд 2

Игра в форме брейн - ринга Правила игры 1. Время обсуждения вопросов 1 минута. 2. Капитаны вытягивают листочки с обозначением порядкового номера . 3.Отвечающего определяет капитан или отвечает сам. 4. За каждый правильный ответ ставится 1 балл, игра продолжается до 6 баллов. 5. Отвечать можно только после слова : «Ответ».(Можно в письменном виде) 6. Если команда дала неправильный ответ, право ответа переходит команде-сопернице. Для этого даются дополнительные 20 секунд на обсуждение Игровое поле работает по нажатию мышки на номер, который выбирают учащиеся.

Слайд 3

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Слайд 4

1

Слайд 5

2 В каком из этих слов произношение не совпадает с написанием? почта чтобы источник точно скучно.

Слайд 6

3 Прочитайте слова, ставя правильно ударение. Торты, километр, прибыли, квартал, позвонит, баловать, алфавит, столяр, свёкла, щавель, красивее.

Слайд 7

4 В каких парах слова рифмуются? Танцовщица – кладовщица Живее – красивее Кремень – плетень Щавель – колыбель Тигровый - багровый

Слайд 8

5 Определите род существительных кофе вуаль тюль киви такси СНГ

Слайд 9

6 Укажите примеры с ошибкой в образовании форм слова. Инженеры, шофёры, тракторы, доктора. директора, повара.

Слайд 10

7 Образуйте формы родительного падежа множественного числа. Чулки, яблоки, носки, килограммы, помидоры.

Слайд 11

8 Исправьте ошибки в употреблении форм слова. Мы будем играться в шахматы. Я тебе говорю: «Ляжь на кровать» Они хочут гулять.

Слайд 12

9 Составьте синонимические пары. Метель, влажный, пурга, мокрый, свежий, дорога, новый, путь.

Слайд 13

10 Значение какого слова определено неверно? Сувенир – подарок, изделие на память о городе, стране и т. д. Чемпион – победитель в спортивных соревнованиях. Профессия – высшее учёное звание преподавателя.

Слайд 14

11 Составьте пословицы 1. Бояться волков б) в лес не ходить 2. Семеро одного в) потёр, она и 3. Грязь не сало отстала 4. Не узнав горя д) не узнаешь и 5. Худой мир радости г) не ждут а) лучше доброй драки

Слайд 15

12 Какой фразеологизм звучит из уст хвастуна: «хоть стой, хоть падай», «шапками закидаем», « с бору по сосенке», « как бог на душу положит»?

Слайд 16

13 Найдите ошибку в использовании однородных членов предложения. Мама купила в магазине фрукты, яблоки, хлеб. Мы побывали в театре, кино, краеведческом музее. Он увлекался литературой и живописью.

Слайд 17

14 Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении: Молодёжь получают знания. Слово взяла профессор Сергеева. Большинство домов обветшали.

Слайд 18

15 Найдите предложение, где нет грамматических ошибок. Недавно у мамы было день рождения. На улице стояли покосившиеся заборы и рос бурьян. Нас очаровало программа концерта.

Слайд 19

16 Исправьте грамматические ошибки в данных предложениях. Обед сегодня был менее вкуснее, чем вчера. В прошлом году погода в это время была более прохладнее, чем в этом.

Слайд 20

17 В кабинете первого директора Ленинградского ТЮЗа раздался звонок. Он снял трубку. - Вам звонит учительница. - Не верю, - сказал директор и положил трубку. Почему директор ТЮЗа не поверил звонившей?

Слайд 21

18 Из радиопередачи: - Вы же изготовляете крэмы? - Да, у нас изготавливают крема, и много. Женщины не могут не пользоваться кремами.

Слайд 22

19 Что нужно сделать с существительными дорога, марка, сера, чтобы превратить их в краткие прилагательные, при этом не меняя ни одной буквы?

Слайд 23

20 Замените иностранные слова русскими. Меню, ранец, секрет, фотографировать, алфавит.

Слайд 24

21 Всегда ли слова верзила – каланча, бездушный – чёрствый будут синонимами?

Слайд 25

22 Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях. Начался дождь, и пришлось одеть плащ с капюшоном. Из каждой поездки мы привозили бабушке памятные сувениры. Мы пропустили без очереди старого ветерана.

Слайд 26

23 Дайте словарное определение следующим словам, употребляемым в школьном сленге: ботаник, шпора.

Слайд 27

24 Исправьте текст. Дорогой Петя! Сейчас я дома один. Мама пошла поласкать бельё. Мне надоело дома седеть. Я скоро пойду на лук. Там будит военная игра. У меня спрятан кот. Приду домой вечером. Мама на объеденной скатерти оставит мне ужин и приготовит пастель. Я улягусь и буду спать. Когда вы едите в Тбилиси? Коля.

Слайд 28

25 Исправьте отрывок из сочинения Наденьки « Как я провела каникулы?» «Как только я выдержала экзамен, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом… на дачу… Природа была в великолепии. Солнце то всходило, то заходило. На том месте, где была заря, летела стая птиц. Где- то пастух пас свои стада и какие - то облака носились немножко ниже неба. Я ужасно люблю природу…»

Слайд 29

26 Внесите исправления в употребление видовых форм глагола. Когда я однажды пришёл в одну из московских школ, то мне вспомнилось это моё впечатление от летней поездки на птичий базар. Высыпавшие из классов ребята крикнули так громко, что разговаривать было невозможно. Решили в школе создать хор, и ничего не получилось. Все мальчики и девочки сипели как простуженные. А всё потому, что привыкли не сказать, а крикнуть, перекрикнуть кто кого.

Слайд 30

27 Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли, топи, если перенести в них ударение с последнего слога на первый?

Слайд 31

28 Определите стили речи в данных отрывках. 1. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. ( Ф. Тютчев) 2. Прихожу домой, а мама спрашивает: - Как дела? Что сегодня получил? - Двойку, -говорю, - получил, вот что! Посмотрела на меня мама и пальцем погрозила: - Ах, хитрец, знаешь, что сегодня первое апреля, вот и разыгрываешь. Показывай скорее свой дневник, - и засмеялась. Мне совсем не до смеха стало. Какой смех, если вышло так, что я сам себя разыграл… ( Ю. Ермолаев)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Мир русского языка” своя ИГРА

Слайд 2

Отборочный тур: 1-й вопрос: Почему корень слова называется корнем? Ответ: В переносном значении корень – это «основа, источник». Корень слова тоже является основой, на которой формируется семантика слова, естественно, преобразуясь при присоединении новых морфем.

Слайд 3

2-й вопрос: Как правильно сказать: У рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей, у рыб нет зуб или по-другому? Ответ: У рыб нет зубов.

Слайд 4

3-й вопрос: Отгадайте загадку: Земля беленькая, а птички на ней чёрненькие. Ответ: Книга.

Слайд 5

4-й вопрос: С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? Ответ: С глаголами.

Слайд 6

5-й вопрос: Какие предлоги употребляются чаще всего? Ответ:

Слайд 7

Категории вопросов: Фонетика 10 20 30 40 50 Лексикология 20 30 40 50 60 Морфология 5 10 15 20 25 Синтаксис 20 30 40 50 60 Пунктуация 15 20 25 30 35 Занимательно о русском языке 5 10 15 20 25 Финал

Слайд 8

Что изучает фонетика? ответ

Слайд 9

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.

Слайд 10

На какие две группы делятся звуки? ответ

Слайд 11

Звуки делятся на гласные и согласные.

Слайд 12

Назовите гласные звуки ! ответ

Слайд 13

[ a] , [o] , [ у ] , [ э ] , [ и ] , [ ы ]

Слайд 14

Перечислите согласные звуки, входящие в группу сонорных. ответ

Слайд 15

[ й ] , [ л ] , [ м ] , [ н ] , [ р ]

Слайд 16

Укажите, в каком ряду во всех словах звуков больше, чем букв? 1. Ёлка, празднуют, воробей, взял. 2. Опускается, пришёл, сбить, июнь. 3. Сгибает, появляюсь, демонстрация, явление. 4. Объявление, съехавший, бьющаяся, кино. ответ

Слайд 17

№ 3 Сгибает, появляюсь, демонстрация, явление.

Слайд 18

Что изучает лексикология? ответ

Слайд 19

Лексикология – раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.

Слайд 20

Вопрос: (кот в мешке) Значение какого слова определено неверно? Сувенир – подарок, изделие, на память о городе, стране и т.п. Торец – боковая сторона дома. Уникальный – единственный в своём роде. Заурядный – приметный, обращающий на себя внимание. ответ

Слайд 21

№ 4 Заурядный – приметный, обращающий на себя внимание.

Слайд 22

Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову «смелость»: Отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость. Отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный. Отвага, храбрость, мужество, бесстрашие. Отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость. ответ

Слайд 23

№ 3 Отвага, храбрость, мужество, бесстрашие.

Слайд 24

Как называются слова, употребляемые людьми одной профессии? Приведите пример. ответ

Слайд 25

Профессиональные слова

Слайд 26

Омонимы – это… ответ

Слайд 27

Это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

Слайд 28

Сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически называется … ответ

Слайд 29

Словосочетание

Слайд 30

Определите способ подчинительной связи в словосочетаниях: освоение космоса разговаривал улыбаясь ответ

Слайд 31

Управление, примыкание

Слайд 32

Определите сказуемое в предложении: На тёмном небе начинали мигать звёзды. ответ

Слайд 33

Начинали мигать (составное глагольное)

Слайд 34

Назовите виды простых предложений по цели высказывания. ответ

Слайд 35

1.Повествовательные. 2.Вопросительные. 3. Побудительные.

Слайд 36

Найдите односоставное предложение: Книга – лучший друг. Ранняя зима. Облако закрыло небо. Жить – Родине служить. ответ

Слайд 37

№ 2 Ранняя зима.

Слайд 38

Укажите предложение, где надо обособить деепричастный оборот: Нельзя жить сложа руки. Говоря это я принял воинственную позу. Он ушёл несолоно хлебавши. Все работали засучив рукава. Аукцион: ответ

Слайд 39

№ 2 Говоря это, я принял воинственную позу.

Слайд 40

Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены): Брызнет скоро майский дождь и начнётся весенняя гроза. Жарко палило солнце и до крыши нельзя было добраться. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик. Здесь краски не ярки и звуки не резки. ответ

Слайд 41

№ 4 Здесь краски не ярки и звуки не резки.

Слайд 42

В каком предложении нет вводных конструкций? (Знаки препинания не расставлены). Одним словом в школе стало в тысячу раз интереснее. Решение судьи было бесспорно. К моему огорчению он не прислушался к разумному совету. Вечер кажется будет тёплым. ответ

Слайд 43

№ 2 Решение судьи было бесспорно.

Слайд 44

Что изучает пунктуация? ответ

Слайд 45

Пунктуация изучает знаки препинания и правила их употребления на письме.

Слайд 46

На месте каких цифр должны быть запятые? Возле сколоченной из полуобгоревших досок (1) будки (2) сидел одноглазый пёс (3) окривевший по милости петуха. ответ

Слайд 47

№ 3

Слайд 48

Какое небесное тело имеет два названия: одно – мужского рода, другое – женского? Ответ содержится в стихах А.С. Пушкина: Татьяна на широкий двор В открытом платьице выходит, На месяц зеркальце наводит, Но в тёмном зеркале одна Дрожит печальная луна. ответ

Слайд 49

Луна

Слайд 50

В каком падеже в слове сердца произносится д ? ? ответ

Слайд 51

В родительном падеже.

Слайд 52

Есть ли в русском языке несклоняемые прилагательные? Если есть, то приведите примеры. ответ

Слайд 53

В русском языке есть несклоняемые прилагательные: Беж, бордо, хаки, модерн.

Слайд 54

Какие разряды местоимений различаются только значением? ответ

Слайд 55

Вопросительные и относительные.

Слайд 56

Как называется раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи? ответ

Слайд 57

Морфология

Слайд 58

Часть речи характеризуют: … … … ответ

Слайд 59

1. Общее значение. 2.Морфологические признаки (или грамматические значения). 3. Синтаксическая роль.

Слайд 60

Назовите неизменяемые части речи. ответ

Слайд 61

Наречие, деепричастие.

Слайд 62

Назовите часть речи, которая спрягается. ответ

Слайд 63

Глагол

Слайд 64

Образуйте простую форму сравнительной степени от прилагательного тонкий. ответ

Слайд 65

Тоньше

Слайд 66

В каком местоимении два звука,но одна буква? ответ

Слайд 67

Я

Слайд 68

ФИНАЛ: Сложные предложения Односоставные предложения Вводные слова и предложения Фразеология Морфология Занимательный русский

Слайд 69

Назовите вид придаточного в сложноподчинённом предложении: Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. Ответ: определительное.

Слайд 70

Назовите вид односоставного предложения: Приветствую тебя, пустынный уголок! Ответ: Глагольное определённо-личное

Слайд 71

Определите значение вводного слова во-первых в предложении: Во-первых, легче ли было бы писать, если бы каждый русский писал так, как он произносит. Ответ: Порядок мыслей и их связь.

Слайд 72

Подберите синоним к фразеологизму куда ворон костей не заносил. Ответ: На краю света

Слайд 73

Во всех ли лицах глаголы 1 и 2 спряжения различаются по окончаниям? Ответ: Нет

Слайд 74

С каким падежом больше всего употребляется предлогов? Ответ: С родительным падежом

Слайд 75

Всем спасибо!!! Игра окончена


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальный марафон Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для учащихся 7-х классов

Слайд 2

Цель игры: обобщить знания учащихся по русскому языку и литературе и развивать потребность в расширении кругозора и углублении знаний по предметам.

Слайд 3

Задачи игры: Обучающие: развивать познавательный интерес, формировать потребность в систематическом чтении; уметь аргументировать своё мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях; Развивающие: развивать навыки познавательной деятельности; связной речи, способности анализировать, делать выводы; Воспитательные : содействовать развитию умения общаться между собой, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Слайд 4

Ожидаемые результаты: повышение эрудиции; развитие навыков работы со справочной литературой; выработка алгоритмов мышления; развитие культуры речи; развитие логической культуры; выработка аналитических навыков; развитие творческих способностей; выработка коммуникативных навыков; приобретение навыков саморазвития.

Слайд 5

Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле Сенека

Слайд 6

Чтоб спорилось нужное дело, Чтоб в жизни не знать неудач, Мы в поход отправляемся смело - В мир загадок и сложных задач. Не беда, что идти далеко, Не боимся, что путь будет труден, Достижения крупные людям Никогда не давались легко.

Слайд 7

Назовите жанры фольклора

Слайд 8

Л А К Ш У Т С А Ч А К З В И Ц А К С П Ы А К Д Г Б И Н А О О А А Назовите жанры фольклора

Слайд 9

Спи, усни. Бай, бай, бай! Частушка Колыбельная

Слайд 10

Чья земля, того и хлеб Пословица Поговорка

Слайд 11

На чужой сторонушке Солнышко не греет. Без родимой матушки Никто не жалеет. Частушка Песня

Слайд 12

Во стольном было городе во Киеве, У ласкова князя у Владимира. Как было пированье – почестен пир На многие князи, на бояры… Сказка Былин а

Слайд 13

Не рой яму другому – сам в нее попадешь Пословица Поговорка

Слайд 14

Назовите изобразительно-выразительные средства языка

Слайд 15

Назовите изобразительно-выразительные средства языка И П Е Р Б О Л А Т Т И П Э Г И П Е Р Б О Л А Т

Слайд 16

Назовите лицейских друзей А.С. Пушкина.

Слайд 17

Кому принадлежат эти слова? «Победителю ученику от побежденного учителя»

Слайд 18

«Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня… Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов». Кому А. С. Пушкин желает дальнейших успехов?

Слайд 19

В каком произведении А.С.Пушкина эпиграфом стала пословица «Береги честь смолоду» ?

Слайд 20

Кто автор этих строк: «У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть…»

Слайд 21

Какая былина заканчивается такой концовкой: А и тут Илье ему и славу поют, А и славу поют ему век по веку!

Слайд 22

Объясните значения фразеологизмов: Тришкин кафтан И в ус не дует И горя мало Заварить кашу Берёзовая каша Каша во рту Выберите фразеологизмы-синонимы

Слайд 23

Тришкин кафтан – о непродуманном, небрежном и поспешном устранении недостатков И в ус не дует – не беспокоиться И горя мало – о том, кто чувствует себя легко и спокойно, когда нужно действовать Заварить кашу – начать сложное, хлопотливое или неприятное дело Берёзовая каша – порка розгами Каша во рту – невнятная речь Синонимы – и в ус не дует – и горя мало

Слайд 24

Составьте словосочетания со словами-паронимами: глиняный - глинистый Глиняный горшок – глинистая почва

Слайд 25

Объясните значение слов Прямоезжая Стольный Заколодела Лазоревый Гридня (гридница) В особину

Слайд 26

Объясните значение слов (Ответ) Прямоезжая Прямая Стольный Столичный город Заколодела Дорога, заваленная сухими деревьями (колодами) Лазоревый Красивый Гридня (гридница) Зал В особину Отдельно

Слайд 28

Дайте лексическое толкование словам Априори – не опираясь на изучение фактов, независимо от опыта. Преамбула – вводная часть договора. Партер – нижний этаж зрительного зала. Камуфляж – маскировка предметов путем окраски полосами, пятнами. Привилегия – преимущественное право, льгота. Президент – глава государства или научных учреждений, обществ. Дилетант – тот, кто занимается наукой или искусством без профессиональной подготовки.

Слайд 29

Продолжите крылатые выражения из басен И.А. Крылова А Васька слушает (да ест) Кукушка хвалит петуха за то, (что хвалит он кукушку) А вы, друзья, как ни садитесь, (всё в музыканты не годитесь) Слона-то я и (не приметил) Недаром говорится, что (дело мастера боится) Ах, Моська! Знать она сильна, (что лает на слона) У сильного всегда (бессильный виноват) А ларчик (просто открывался) Как счастье многие находят лишь тем, что (хорошо на задних лапах ходят)

Слайд 30

1. Пушкин А.С. а. Светлана 2. Тургенев И.С. б. Хамелеон 3. Жуковский В.А.. в. Детство 4. Чехов А.П. г. Кладовая солнца 5. Бажов П.П. д. Станционный смотритель 6. Гоголь Н.В. е..Дети подземелья 7. Толстой Л.Н. ж. Волк на псарне 8. Короленко В.Г. з. Бежин луг 9. Крылов И.А.. и. Вечера на хуторе близ Диканьки 10.Паустовский К.Г. к. Малахитовая шкатулка Верни произведение автору

Слайд 31

Кто это?

Слайд 32

1 Иди на кошках тренируйся. Операция Ы или новые приключения Шурика 2 Один за всех и все за одного! Три мушкетера 3 Кажется, дождь начинается. Приключение Вини-Пуха 4 А если вы на него бочку катите, то это контейнерная перевозка. Простоквашино 5 Подайте на домики для бездомных поросят. Приключение поросенка Фунтика 6 Расскажи Снегурочка, где была! Ну, погоди! 7 Вызовите ко мне Новосельцева! Служебный роман 8 Потрите мне спинку, пожалуйста! Ну, пожалуйста! Ну что вам трудно, что ли! Ирония судьбы или с легким паром

Слайд 33

Спасибо за игру !

Слайд 34

Используемые ресурсы: Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Интернет картинки. Учебник литературы для 7 класса под ред.В.Я. Коровиной в 2-х частях ; М., 2016г. Толковый словарь С. Ожегова. Крылатые слова и выражения. Сборник пословиц и поговорок. Орфоэпический словарь. Учебник русского языка для 7 класса под ред.Т.Я. Ладыженской в 2-х частях; М.,2016. Интернет ресурсы http://www.lit-info.ru/shop/book/1-2-1/1139152/1139159/slovar-sinonimov-i-antonimov.htm