Методический уголок

Содбоева Дыжид Нимажаповна

  ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

     Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе стремительно усложняется, уровень навыков требований по всем учебным предметам повышается от класса к классу. Решить эту проблему мне позволяет технология личностно-ориентированного обучения (ЛОО).

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

     В театре есть традиция - с особым блеском, настроем играть юбилейные спектакли: сотый, пятисотый, тысячный... У школьного учителя - премьеры каждый день, а "юбилейные" уроки проходят без особой торжественности - никто ведь их всерьез не считает. И все же уроки - главная учительская работа. Ее надо делать хорошо или очень хорошо.  

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

    В этом разделе речь пойдет об образовательных здоровьесберегающих технологиях, под которыми понимают совокупность приемов, форм и методов организации качественного обучения, развития и воспитания учащихся без ущерба для их здоровья и здоровья педагогов. Современные способы профилактики перегрузок и переутомлений в школе уже доступны любому педагогу.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. ССЫЛКА НА ВИДЕО: https://nsportal.ru/user/31806/video

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение активных методов обучения на уроках английского языка

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

В настоящее время нет единой классификации активных форм обучения. Я остановила свое внимание на следующей классификации.

По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и не имитационные.

Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС), действия по инструкции и т. д. Игровые методы подразделяют на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, игровые при6емы и процедуры, тренинги в активном режиме.

По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие.

По численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах.

Мы будем придерживаться следующей классификации АМО, предполагающей членение их на четыре группы, объединяющей групповые и индивидуальные формы занятий, при главенстве первых.  

Классификация АМО

Дискуссионные методы (свободные и направленные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных казусов и т.п.), построенные на живом и непосредственном общении участников, при пассивно отстраненной позиции ведущего, выполняющего функцию организации взаимодействия, обмен мнениями, при необходимости управление процессами выработки и принятия группового решения.

Так дискуссионные методы в основном используются для развития элементов коммуникативной компетентности участников. Но вместе с тем в них могут отрабатываться не только умения спорить, но и находить компромисс, принимать совместные решения, учитывающие точки зрения и интересы разных людей и групп.

Игровые методы (деловые, организационно-деятльностные, имитационные, ролевые игры, психодрама, социадрама и др.), использующие все или несколько важнейших элементов игры (игровой ситуации, роли, активном проигрывании, реконструкции реальных событий и т.п.) и направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку по тем или иным причинам.

Игровые методы позволяют наработать новый опыт, не нанося ущерба окружающим, не требуя существенных временных и финансовых затрат. Вместе с тем, ряд видов игр (учебные, ОДИ и т.п.) используют приемы ведения дискуссии, а потому решают задачи, аналогичные выше описанным. Есть игры, оказывающие психотерапевтическое воздействие на участников (психодрама), а потому этот метод или его варианты часто используются в тренингах.

Рейтинговые методы (рейтинги эффективности, рейтинги популярности), активизурующие деятельность учащихся за счет эффекта соревнования, корректировки потребности достижения.

Рейтинговые методы направлены на поддержание и развитие учебной, учебно-профессиональной и профессионально-деятельностной мотивации, развитие их субъектных характеристик (активности, ответственности, пристрастности, осознанности и др.).

Тренинговые методы (поведенческие и личностно ориентированные тренинги), направленные на оказание стимулирующего, корректирующего, терапевтического, развивающего воздействия на личность и поведение участников.

Тренинговые методы в основном имеют коррекционно- развивающую и психотерапевтическую направленность, но могут использоваться и для оттачивания соответствующих умений и навыков, осознания причин неудач в жизни и деятельности, самопознания и самопринятия. Они могут включать в себя в качестве процедур практически все выше перечисленные группы АМО, и потому, относятся некоторыми авторами к основным методам социально-психологического обучения.

Активные методы обучения на современном уроке сопровождаются использованием  различных информационных технологий. Информационные компьютерные технологии мной используются уже давно, есть определенная система работы.

Существуют различные формы организации активного обучения: 
- различные формы лекций (проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций); 

- различные техники организации групповой работы (упражнения, нацеливающие учащихся на обмен информацией по типу «мозаики», «мозговой штурм», составление семантической карты); 

- различные методы (дискуссия – учебная дискуссия, направляемая дискуссия, свободная дискуссия; игровое моделирование – ролевые игры, «воображаемые ситуации»). 

Остановлюсь подробнее на характеристике применяемых мной методов активного обучения английскому языку. Стоит отметить, что активные методы могут применяться на разных этапах урока. Я начала свою презентацию с метода «Солнечный зайчик» - это метод выяснения ожиданий и опасений

Для представления нового материала используется метод «Инфо-угадайка».

Он способствует структурированию материала, оживлению внимания обучающихся. Проиллюстрирую на конкретном примере изученя темы «Present Perfect» в 6 классе по УМК «Enjoy English».

Урок начинается с целеполагания, учитель  называет тему урока – Present Perfect (написано в центре сектора)

Предлагает выполнение упражнений стр.112-113 – Ex.27, 28.

Теперь вы знаете, что это за время? Когда оно употребляется? В чем его особенности? – Нет, а что вам для этого нужно? Конечно, информация об этом времени. А какой конкретно информации вам не хватает? (как образуется, когда употребляется, слова-спутники)

Затем раскрывается тема, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них. Затем выполняются тренировочные упражнения.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

Как можно эффективно с использованием АМО организовать самостоятельную работу над темой, поднять энергетику обучающихся, помочь обучающимся оглянуться назад и оценить приобретенные знания и умения, выявить свои успехи и подвести итоги урока – об этом мы поговорим в следующем выпуске. 

На последующих уроках, на уроках контроля знаний, в частности по грамматическим темам, контроль усвоения можно провести с использованием метода «Автобусная остановка». Данный метод научит обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Хотелось бы в частности остановиться на том, что групповая работа, в особенности работа в малых группах (по 5-7 человек) является одной из характерных черт активного обучения.

Например, таким образом можно организовать обобщение по темам, пройденным в начальной школе – времена группы Simple.

Группы распределяются по автобусным остановкам/остановкам метро. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме (например, Образование и употребление Present Simple/Past simple/Future Simple, слова-спутники Present Simple/Past simple/Future Simple, Вопросительные предложения в Present Simple/Past Simple/Future Simple, Отрицательные предложения в Present Simple/Past Simple/Future Simple). Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты данной темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты, обязательно приводятся примеры по данной теме. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества. 

Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни. 

Игровая форма разбора и презентации материала, возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими – все это вызывает развитие высокой мотивированности обучающихся, интерес и желание заниматься. Образовательный процесс перестает быть чем-то навязанным извне, он становится органичной частью жизни обучающегося как дома, при подготовке (причем, подготовка тоже может стать командной), так и в школе, когда у обучающегося появляется возможность проявить себя в разных легитимных формах. 

Одной из самых любимых форм активного обучения и у меня, и у учеников стали игровые формы занятий.

Так, например, в 4 классе контрольная работа была проведена в форме игры «Самый умный». Здесь сочетаются и игровая форма, и рейтинговая, так как каждый ученик хотел стать победителем игры. В данной игре были и свои недостатки – при условии проведения данной игры в компьютерном классе, лингафонном кабинете, процесс был бы более приближен к реальным условиям соревнования.

В 5-6 классах после изучения лингвострановедческих тем, связанных с Великобританией, Лондоном, была проведена интерактивная игра-путешествие по городам Англии. На каждой остановке группы решали предложенные им задания, при этом соревновались в конкретных знаниях, эрудиции, умении общаться в команде и отставить не свое личное мнение, а мнение своей команды.

В 5 и 6 классе большой популярностью пользуются ролевые игры. В 6 классе во время изучения темы о еде «What do British People like to eat?» мы устроили настоящее кулинарное шоу, на котором участники соревновались в приготовлении сендвичей. Победителей в данном случае не было, но все остались сыты и довольны.

В параллельном классе в процессе изучения аналогичной темы учащиеся пробовали себя в роли рестораторов и придумывали меню для своих собственных ресторанов. Все готовые меню не просто были переданы учителю, но послужили нам средством разыграть диалоги как бы в реальном времени, с шеф-поваром, гостями и официантами. В данном случае была реализована истинная коммуникативность -  дети говорили на английском, некоторые конечно только пытались говорить.

В заключении хотелось бы отметить, что активным метод делает тот, кто его применяет. Важно также отметить, что передача обучающимся части полномочий по освоению образовательной программы, признание их значимой роли в достижении успеха обучения, а также учет психофизиологических особенностей школьников при проектировании и осуществлении обучения и воспитания меняет в положительную сторону отношение обучающихся к учителю и к образовательному процессу, что, в свою очередь, приводит к созданию благоприятного климата в классе и школе, содействуя успешному выполнению стоящих перед школой целей.

Итак, Активные методы обучения английскому языку способствуют:

формированию положительной учебной мотивации;

повышению познавательной активности учащихся;

активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс;

стимулированию самостоятельной деятельности;

развитию познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

эффективному усвоению большого объема учебной информации;

развитию творческих способностей и нестандартности мышления;

развитию коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

раскрытию личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

развитию. универсальных навыков.

Системное и целенаправленное применение активных методов в образовательном процессе позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.

ИСТОЧНИК: Сеть Интернет


Список использованной литературы и источников

  1. Абрамова И.Г. Интерактивные методы обучения в системе высшего образования. – М.: Гардарика, 2008. – 368 с.
  2. Активные методы обучения: Электронный курс. – http://www.moi-universitet.ru/
  3. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. – М.: ГЕОТАР Медиа, 2007. – 272 с.
  4. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - М.: Мысль, 2009. – 318 с.
  5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. – М: Велби, 2007. – 480 с.
  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Академический проект, 2007. – 231 с.



Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

Переход на новую, личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания предполагает учителям иностранного языка уделить больше внимания здоровьесберегающим технологиям: смене видов деятельности, чередованию видов активности (интеллектуальной –  эмоциональной – двигательной), включению “разрядок” (игры, разучивание стихов, инсценирование, пение), то есть личностное ориентирование - модель образования, метод сохранения и укрепления здоровья.

В настоящее время использование на уроках здоровьесберегающих технологий вызванно ухудшением  психического и  физического здоровья детей. По этой причине укрепление и сбережение здоровья наших детей становится одной из главных задач учителя и всей школы. Всё это можно  осуществить за счёт создания у школьников  установки на здоровый образ жизни, применения  адекватных возрасту учеников технологий преподавания, которые   устраняли бы перегрузки и сохраняли их здоровье.

В каких условиях ребёнок может реализовать свои способности “быть здоровым?”.

На наш взгляд, это:

  • любовь к ребёнку;
  • уважение его мнения;
  • демократический опыт у учителя;
  • поощрение успехов ребёнка;
  • формирование у учащихся умения мыслить, работать творчески, что повышает мотивацию;
  • создание атмосферы наибольшей эмоциональной благоприятности и комфорта на уроке.

Использование этих технологий в обучении здоровьесбережению на уроках английского языка имеет приоритетное значение. Ведь английский язык – это чужой язык. При изучении его ученики  сталкиваются с серьёзными и большими трудностями. С первых шагов они учатся общаться на английском языке. Для этого им необходимо усвоить огромное количество нового языкового  материала (слова, словосочетания, речевые образцы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки и т.д.). На занятиях приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, вот почему  учителю необходимо уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Здоровьесберегающий урок должен быть построен с учетом потребностей детей в саморазвитии, в подражании, в приобретении опыта.  Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.

 Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся способствуют:

- Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее по времени.

-Смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”.

- Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок; разноуровневые задания.

- Строгое соблюдение объема всех видов тестов, проведение контрольных работ строго по календарно-тематическому планированию.

- Физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительная гимнастика и, конечно, эмоциональную разгрузку.

- Смена позы учащихся, наблюдение за их осанкой, соответствие позы виду учебной деятельности.

Учителями  почти на каждом уроке используются игровые моменты, проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения (физкультминутки, гимнастика для глаз). Например, игры-пантомимы, различные конкурсы и соревнования, подвижные игры. Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Учащимся средних классов очень нравятся ролевые игры (Больница, Прием у врача, На рынке, Покупка продуктов, Интервью со спортсменами). Они забывают о своем психологическом дискомфорте.

Во время подвижной игры,  дети могут свободно передвигаться по классу, что также снимает напряжение, создает благоприятную почву для развития их двигательной активности, укрепления здоровья, способствует решению определенных учебно-воспитательных задач, в том числе и по обучению иностранному языку.

 Игра «съедобное-несъедобное» на английском языке.  Ведущий произносит английское слово и кидает мяч ребенку. Ребенок должен быстро сообразить, можно этот предмет есть или нет. Если есть можно, он ловит мяч, если нельзя, отбрасывает ведущему и т.д.

На уроках английского языка  мы поём песни, причем не только с малышами. Ученики  всех возрастов любят песни.  Песня – это один  из  самых деятельных приёмов  воздействия на чувства и эмоции ребят.  Когда мы разучиваем песню, легче   запоминается лексика, тренируются  грамматические структуры, фонетика языка и т.д. Несомненно, песни помогают расслабиться,  немного отдохнуть в  трудоёмком учебном процессе урока. Пение тренирует голосовой и дыхательный аппараты, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость. Песню можно использовать и в как физкультминутку. “Put your finger on your nose (on your head, shoulder…). Come, my friend and dance with me (дети выполняют танцевальные движения).

Для снятия умственного напряжения и утомления используются  поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка.

Благодаря использованию на уроках английского языка методов  проектной технологии и ИКТ, имеет место стимулирование мыслительной деятельности учащихся, и как следствие, они всё чаще попадают в ситуацию успеха. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, стимулируют высшую нервную деятельность ребёнка, улучшает психологический климат на уроке, предупреждает неврологические реакции детей. Введение углублённого изучения английского языка предполагает применение в учебном процессе ИКТ, сочетающие в себе творческую и исследовательскую деятельность  школьников с обучением посредством деятельности, в которой ученик выступает активным участником. Поэтому учителя нашей школы  активно применяют  в образовательном  процессе ИКТ, что помогает  изменить весь процесс преподавания, успешно внедрить реализовать личностно-ориентированные технологии,  разнообразить занятия, совершенствовать самоподготовку учащихся, а также повысить интерес к процессу обучения. В учебном процессе мы  используем следующие типы электронных образовательных ресурсов: демонстрационные материалы (иллюстрации, фотографии, плакаты, презентации, схемы с текстовым сопровождением (http://images.yandex.ru/),), интерактивные таблицы (http://english-2days.narod.ru/grammar), правила, учебные словари (abby lingvo.po), облака слов (www.wordle.Net), гипертексты, гиперссылки, скриншоты,  всевозможные видеофильмы, аудиозаписи и т.д. (http://www.study.ru/).

 Несколько слов хочется сказать о драматизации (acting out) как о виде релаксации на уроке английского языка. Мы считаем, что драматизация способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяет кругозор детей.  

В заключении хочется отметить, что  учебная нагрузка в нашей школе соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Мы стараемся не загружать учащихся большим объемом домашних заданий. Во всех кабинетах нашей недавно отремонтированной школы полностью соблюдается воздушно-тепловой и световой режим. Ученики сидят за удобными партами  в классе в соответствии с  физической конституцией  и особенностями зрения. Педагоги применяют различные  технологии  представления,  объяснения, тренировки и закрепления  материала в речевой деятельности с учетом того, чтобы ученики с визуальной, аудиальной и кинестетической системами мировосприятия смогли как можно лучше и без лишнего напряжения одинаково усвоить предложенный материал.  

Учителя стремятся вызвать положительное отношение к изучению английского языка, повысить интерес и мотивацию учащихся, чтобы у них не появлялось чувство страха  перед нашим предметом. К сожалению, это явление часто наблюдается среди малышей.

Чтобы снять умственное напряжение (особенно во время тестов), дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции можно включить спокойную, тихую музыку.

 Главная задача школы – образование. Её надо решать вместе с другой важной задачей – оздоровлением. Поэтому дело учителей – не вредить здоровью, а укреплять его.  В. А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения английскому языку. Хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Литература

1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979, 170с.

2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М.:АРКТИ, 2003.

3. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды.//Школа здоровья, 2003г, № 3, 37-40с.

4. Курбатова Л. Мозг, творчество.//Начальная школа плюс: до и после, 2003г.,

№5, 45-50с.



Предварительный просмотр:

Скороговорки и рифмовки при обучении фонетическому аспекту младших школьников на уроках английского языка

Скороговорки занимают особое место, так как они развивают чёткую дикцию и помогают в работе над произношением и артикуляцией тех английских звуков, которые отличаются от звуков родного языка.

 Это важно при устном общении.

Скороговорку не просто проговорить сразу. Поэтому работа над ней также требует подготовки и специального тренинга. Вначале текст несколько раз прочитывается медленно и вдумчиво.

Учитель выясняет, все ли слова знакомы. Затем прорабатывается каждое слово, если это необходимо, обращается внимание на слоги с труднопроизносимыми звуками. Скороговорку следует выучить наизусть, повторяя её вслух и, стараясь каждый раз медленно и чётко артикулировать как все звуки, так и слова полностью. Проговаривайте скороговорку медленно и напевно, с постоянным ускорением.

Скороговорки помогают быстро выучить алфавит. Кроме того, их можно всегда вспомнить на уроке и организовать весёлую минутку для разрядки и формирования положительного эмоционального настроения.

Скороговорки являются отличным инструментом для изучения иностранного языка.

Их можно использовать:

- в качестве фонетической зарядки,- в качестве релаксационной паузы для снятия напряжения,

- в качестве материала для освоения новой лексики,

- в качестве материала для введения новой темы,

- для поднятия настроения,

- в качестве материала для конкурсов.

Они всегда яркие, интересные, наполненные, эмоционально окрашенные.

При грамотном применении они всегда будут помощником в изучении английского языка

Задания для тренировки гласных звуков

Звук [i:]. Звук [i]

These trees need heat to keep them green.

Each teacher needs to be free to teach as he pleases.

The queen in green screamed.

I scream, you scream, we all scream for ice-cream.

At least Denis could sneeze and feed and freeze the fleas.

Silly sheep weep and sleep.

It isn’t easy to please Lizzy.

Звук [e]

Each Easter Eddie eats eighty Easter eggs.

Fred felt unwell.

Ted meant to spend the night in a tent.

Звук [ae]

Harry and Pat are standing hand in hand.

A fat cat sat on a mat and rapidly ate a rat.

Oh, the sadness of her sadness when she’s sad.

Oh, the gladness of her gladness when she’s glad.

 But the sadness of her sadness, and the gladness of her gladness,

 Are nothing like her madness

 When she’s mad!

Звук [l]

Double bubble gum bubbles double.

An ugly monkey won.

Звук [а:]

After the party they started to argue.

What a fast car!

Звук [o]

Stop washing!

A little pot is soon hot.

Honesty is the best policy.

Звук [o:]

I saw a saw in Arkansas.

Paul snores worse than a horse.

We close the doors when he snores.

 There ought to be laws to prevent such snores.

Звук [u]

Who took my cook-book?

How many cookies could a good cook cook

If a good cook could cook cookies?

Звук [u:]

You knew you’d choose Juliet.

Звук [u:]

Turn the first turning.

The girl learnt the verse.

Her third birthday is on Thursday.

Звуки-дифтонги

It rained and rained on that grey April day.

A white kite is flying in the sky.

Small boys like noise-making toys.

Mr. Brown was not allowed to go out of the house.

Moses supposes his toes are roses.

Your beard has nearly disappeared in your beer.

Give Claire a fair share of pear jam.

Can you cure her of curiosity?

Задания для тренировки согласных звуков

Звук [p]

Peter Piper picked a peck of pickled peppers,

 A peck of pickled peppers Peter Piper pickled?

 If Peter Piper picked a peck of pickled peppers

 Where’s the peck of pickled peppers Peter Piper picked?

Звук [b]

Betty Botter bought some butter

 But she said the butter’s bitter.

 If I put it in my batter it will make my batter bitter.

Звуки [t], [w]

What a terrible tongue twister… (many times)

Звук [t]

Two tiny tigers take two taxies to town.

Звук [t]

Tie a knot, tie a knot.

 Tie a tight, tight knot.

 Tie a knot in the shape of a naught.

Звук [d]

When a doctor doctors a doctor,

is the doctor doing the doctoring?

Звук [k]

If we keep quiet we may be lucky and see the cuckoo.

Звук [o]

I thought of thinking of thanking you.

Звук [o]

I thought a thought.

 But the thought I thought wasn’t the thought I thought I thought.

Звуки [f], [s]

Elizabeth’s birthday is on the third Thursday of this month.

Звуки [o], [f]

Through three trees three free fleas flew.

Звуки [s]

She sells sea shells on the sea shore.

Звук [w], [s]

I wish you were a fish in my dish.

Звук [h]

Hasn’t Henry given Harry a hint?

Звук [h]

Hilda Higgins’ husband has a horse.

Звуки [s]

Singing Sammy sung songs on sinking sand.

Звуки [t], [o]

Thomas thinks of terrible things.

Звук [gr]

The great Greek grape growers grow great Greek grapes.

Звуки [v], [w]

Very well, very well, very well…

Звуки [w],[kr]

Why do you cry, Willy? Why do you cry?

 Why, Willy? Why, Willy? Why, Willy? Why?

Звук [w]

I wish to wash my Irish watch.

Звуки [w], [d]

Whether the weather be cold

 Or whether the weather be hot.

 We’ll weather the weather

Whether we like it or not.

Звук [w]

Where were we?

Звук [r]

Roberta ran rings around the Roman ruins.

Звук [r]

When you write copy

 You have the right to copyright the copy you write.

Звук [l]

Luke Luck likes lakes.

Звуки [m], [r]

Mary Mac’s mother is making Mary Mac marry me.

 My mother is making me marry Mary Mac.

Звуки [or], [gr]

Three grey geese in the green grass grazing,

 Grey were the geese and green was the grazing.

Сегодня проблема обучения иноязычному произношению является особенно актуальной. Произношение является своеобразной карточкой говорящего.

Именно от него во многом зависит взаимопонимание при общении.

Люди годами изучают английский язык, сначала в школе, потом в институте, на курсах, успешно сдают экзамены, но когда дело доходит до живой речи, оказываются беспомощными в плане фонетики.

Английскую фонетику изучают не ради самой фонетики, а потому, что без нее просто невозможно овладеть языком, то есть правильно на нем объясняться.

Ни для кого не секрет, что фонетика не включается в курс обучения иностранным языкам в средней школе. Но учитель может рассчитывать на улучшение произносительных навыков обучаемых, если на каждом уроке уделять хотя бы 2-3 минуты на задания для тренировки звуков. Учащиеся с удовольствием прослушивают и заучивают эти забавные предложения или короткие рифмовки и при последующем аудировании или чтении уже невольно обращают внимание на звучание и правильное произношение отрабатываемых звуков.



Предварительный просмотр:

Требования к уровню подготовки обучающихся, согласно ФГОС:

В результате изучения иностранного языка ученик 2 класса должен:

знать/понимать:

- алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;

- основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;

- особенности интонации основных типов предложений;

- название страны (стран) изучаемого языка, ее столицы;

- наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);

уметь:

- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов с опорой на зрительную наглядность;

- участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, приветствие);

- расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы, и отвечать на них;

- кратко рассказывать о себе, своей семье;

- читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале;

- списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;

- писать краткое поздравление с опорой на образец;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- устного общения с носителями иностранного языка, развития дружелюбного отношения к представителям других стран;

- преодоления психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;

- ознакомления с детским зарубежным фольклором и доступными образцами детской художественной литературы на иностранном языке;

- более глубокого осознания некоторых особенностей родного языка.

 

В результате изучения иностранного языка ученик 3 класса должен:

знать/понимать:

- алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;

- основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;

- особенности интонации основных типов предложений;

- название страны (стран) изучаемого языка, ее столицы;

- имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений страны (стран) изучаемого языка;

- наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);

уметь:

- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов с опорой на зрительную наглядность;

- участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);

- расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы ("кто?", "что?", "где?", "когда?"), и отвечать на них;

- кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;

- читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале;

- читать "про себя", понимать основное содержание доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;

- списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;

- писать краткое поздравление с опорой на образец;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- устного общения с носителями иностранного языка, развития дружелюбного отношения к представителям других стран;

- преодоления психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;

- ознакомления с детским зарубежным фольклором и доступными образцами детской художественной литературы на иностранном языке;

- более глубокого осознания некоторых особенностей родного языка.

 

В результате изучения иностранного языка ученик 4 класса должен:

знать/понимать:

- алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;

- основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;

- особенности интонации основных типов предложений;

- название страны (стран) изучаемого языка, ее столицы;

- имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений страны (стран) изучаемого языка;

- наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);

уметь:

- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов с опорой на зрительную наглядность;

- участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);

- расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы ("кто?", "что?", "где?", "когда?"), и отвечать на них;

- кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;

- составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу;

- читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале;

- читать "про себя", понимать основное содержание доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;

- списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;

- писать краткое поздравление с опорой на образец;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- устного общения с носителями иностранного языка, развития дружелюбного отношения к представителям других стран;

- преодоления психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;

- ознакомления с детским зарубежным фольклором и доступными образцами детской художественной литературы на иностранном языке;

 - более глубокого осознания некоторых особенностей родного языка.

Коммуникативные умения по видам речевой деятельности

В русле говорения

1. Диалогическая форма

Уметь вести:

• этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения, в том числе при помощи средств телекоммуникации; • диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него); • диалог — побуждение к действию.

2. Монологическая форма

Уметь пользоваться основными коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика (персонажей).

В русле аудирования

Воспринимать на слух и понимать:

• речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и вербально/невербально реагировать на услышанное;• небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные в основном на изученном языковом материале, в том числе полученные с помощью средств коммуникации.

В русле чтения

Читать:

• вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале; • про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т. д.).

В русле письма

Владеть:

• умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения; • основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо.

Языковые средства и навыки пользования ими

Графика, каллиграфия, орфография. Все буквы английского алфавита. Основные буквосочетания. Звуко-буквенные соответствия. Знаки транскрипции. Апостроф. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.

Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний английского языка. Соблюдение норм произношения: долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными. Дифтонги. Связующее «r» (there Is/there are). Ударение в слове, фразе. Отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах). Членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и специальный вопрос) предложений. Интонация перечисления. Чтение по транскрипции изученных слов.

Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения, в пределах тематики начальной школы, в объёме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран. Интернациональные слова (например, doctor, film). Начальное представление о способах словообразования: суффиксация (суффиксы -er, -or, -tion, -1st, -Jul, -ly, -teen, -ty, -th), словосложение (postcard), конверсия (play — to play).

Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопросы. Вопросительные слова: what, who, when, where, why, how. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Простое предложение с простым глагольным сказуемым (He speaks English.), составным именным (My family is big.) и составным глагольным (I like to dance. She can skate well.) сказуемым. Побудительные предложения в утвердительной (Help me, please.) и отрицательной (Don’t be late!) формах. Безличные предложения в настоящем времени (It is cold. It’s Jive o’clock.). Предложения с оборотом there is/there are. Простые распространённые предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочинённые предложения с союзами and и but.Сложноподчинённые предложения с because.

Правильные и неправильные глаголы в Present, Future, Past Simple (Indefinite). Неопределённая форма глагола. Глагол-связкаto be. Модальные глаголы can, may, must, have to. Глагольные конструкции I’d like to... Существительные в единственном и множественном числе (образованные по правилу и исключения), существительные с неопределённым, определённым и нулевым артиклем. Притяжательный падеж имён существительных.

Прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени, образованные по правилам и исключения.

Местоимения: личные (в именительном и объектном падежах), притяжательные, вопросительные, указательные (this/ these, that/those), неопределённые (some, any — некоторые случаи употребления).

Наречия времени (yesterday, tomorrow, never, usually, often, sometimes). Наречия степени (much, little, very).

Количественные числительные (до 100), порядковые числительные (до 30).

Наиболее употребительные предлоги: in, on, at, into, to, from, of, with.

Социокультурная осведомлённость

В процессе обучения иностранному языку в начальной школе обучающиеся знакомятся: с названиями стран изучаемого языка; с некоторыми литературными персонажами популярных детских произведений; с сюжетами некоторых популярных сказок, а также небольшими произведениями детского фольклора (стихами, песнями) на иностранном языке; с элементарными формами речевого и неречевого поведения, принятого в странах изучаемого языка.

Специальные учебные умения

Младшие школьники овладевают следующими специальными (предметными) учебными умениями и навыками:

• пользоваться двуязычным словарём учебника (в том числе транскрипцией), компьютерным словарём и экранным переводом отдельных слов;

• пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;

• вести словарь (словарную тетрадь);

• систематизировать слова, например по тематическому принципу;

• пользоваться языковой догадкой, например при опознавании интернационализмов;

• делать обобщения на основе структурно-функциональных схем простого предложения;

• опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке, например артикли.

Общеучебные умения и универсальные учебные действия

В процессе изучения курса «Иностранный язык» школьники:

• совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.);

• овладевают более разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы; контекст;

• совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;

• учатся осуществлять самоконтроль, самооценку;

 

• учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).