Рабочая программа по истории.

Планируемые предметные результаты освоения курса истории в 7 классе

К важнейшим личностным результатам  изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

-  освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

        Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

        Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления  жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

       Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

 - читать историческую карту с опорой на легенду;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

- соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

 -  определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

 - использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.

 

 

 

 

Содержание учебного предмета, курса «История»7 класс.

История Нового времени (26 ч.). История России 34 ч.). История Татарстана (10 ч.)

История Нового времени.

Новое время: понятие и хронологические рамки.(1 ч.)

Европа в конце XV - в начале XVII в.(9 ч.)

Великие географические открытия: предпосылки,  участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономические и социальные развитие европейских стран в XVI - начале XVII вв. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего  и мирового рынка.

Абсолютные монархии: Англия, Франция, монархия Габсбургов XVI - начале XVII вв.: внутреннее развитие, внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.

Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.

Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.

Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.

Страны Европы и Северной Америки в середине XVII - XVIII вв.(11 ч.)

Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII - XVIII вв.: Начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: "старый порядок" и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Борьба североамериканских колоний за независимость. Образование Соединённых Штатов Америки; "отцы - основатели".

Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значения революции.

Европейская культура XVI - XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся учёные и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего  Нового времени. Стили художественной культуры XVII - XVIII вв. (барокко и классицизм). Становление театра.

Международные отношение середины XVII - XVIII вв. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделение Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских стран.

Страны Востока в XVI - XVIII вв.(3 ч.)

Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Монголов, начало проникновения англичан, британское завоевание. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сёгуната Токугава в Японии.

История России (34 ч.). История Татарстана (10 ч.).

    Россия на рубеже XVI  - XVII вв.(4 ч.)

Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.

Хронология и сущность нового этапа российской империи.

    Россия в  XVII в.(10 ч.)

Правление первых Романовых. Начало становление абсолютизма. Соборное уложение 1649 г. Оформление сословного строя. Права и обязанности основных сословий. Окончательное закрепощение крестьян.

     Экономические последствия Смуты. Новые явления в экономике страны: рост товарно - денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка.

     Народы России в XVII в. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы.

     Народные движения в XVII в.: причины, формы, участники. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Разина.

     Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Протопоп Аввакум.

     Внешняя политика России в XVII в. Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение к России Левобережной Украины и Киева. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей.

     Культура и быт XVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Церковные и гражданское зодчество: основные стили и памятники. Живопись (С. Ушаков). Быт и обычаи различных сословий (царский двор, бояре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы).

     Россия на рубеже XVII-XVIIIвв.(9 ч.)

Необходимость и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство 1697-1698 гг. Россия в первой четверти XVIIIв. Преобразовании Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.) Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Аристократическая оппозиция реформам Петра I; дело царевича Алексея.

     Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная  и налоговая реформа. Подушная подать.

    Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.

     Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Прутский поход. Каспийский поход. Провозглашение России империей.

    Нововведения в культуре. Просвещение и научные знания. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Развитие техники; А.К.Нартов. Литература и искусство. Архитектура и изобразительное искусство (Д. Трезини, В.В.Растрелли, И. Н. Никитин).Изменения в дворянском быту.

    Итоги и цена петровских преобразований.

    Дворцовые перевороты( 6 ч.)

 Причины, сущность и последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Семилетний войне (П. А. Румянцев).

   Российская империя в 1762 - 1801 гг.(7 ч.)

Правление Екатерина II. Политика просвещенного абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Развитие промышленности и торговли. Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева. и его значение. Основные сословия российского общества, их положение. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Развитие общественной мысли.

    Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I.

     Россия в европейской и мировой политике второй половины XVIII в. Русско-турецкие войны и их итоги. Присоединения Крыма и  Северного Причерноморья; Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Действия вооруженных сил России в Италии и Швейцарии. Русское военное искусство (А. В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков).

     Культура и быт России во второй половине XVIII. Просвещение. Становление отечественной науки; М. В. Ломоносов.  Исследовательская экспедиции (В. Беринг, С. П. Крашенинников). Историческая наука (В. Н. Татищев, М. М. Щербатов). Русские изобретатели (И. И. Ползунов, И. П. Кулибин). Литература: основные направления, жанры, писатели (В. К. Тредиаковский, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и течения, художники и их произведения). Театр (Ф. Г. Волков). Культура и быт народов Российской империи.

      История Татарстана. (10 ч.)

В пламени освободительной войны. Управление Казанским краем во 2-й половине XVI века.  Утверждение новой власти в Казанском крае. Народные волнения в начале XVII века. Край в XVII веке. Во времена петровских преобразований. Социально-экономическое развитие края  в послепетровскую эпоху. Религиозная политика в крае: от принуждения к терпимости. Культура края в XVIII веке.

 

 

 

 

Тематическое планирование.

 

Кол. ч.

Тема, содержание.

Дата

Прим

План

Факт

1.

1 ч.

Понятие, хронологические рамки и пе­риодизация Нового времени. Источники по истории Нового времени

05.09.

 

 

2.

1 ч.

Великие   географические   открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет.

07.09.

 

 

3.

1 ч.

Абсолютные монархии. Англия, Фран­ция, монархия Габсбургов в XVI - начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование централизованных национальных государств в Европе

12.09.

 

 

4.

1 ч.

Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие то­варного производства. Расширение внут­реннего и мирового рынка.

14.09.

 

 

5.

1 ч.

Великие гуманисты Европы. Абсолютные монархии: Англия, Франция, монархия Габсбургов XVI - начале XVII вв.: внутреннее развитие, внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.

19.09.

 

 

6.

1 ч.

Реформация и контрреформация. На­чало Реформации; М. Лютер.

21.09.

 

 

7.

1 ч.

Развитие Реформации и крестьянская война в Гер­мании. Распространение протестантизма в Европе.

26.09.

 

 

8.

1 ч.

Борьба католической церкви против реформационного движения. Ре­лигиозные войны.

28.09.

 

 

9.

1 ч.

Нидерландская    революция:    цели, участники, формы борьбы. Итоги и зна­чение революции.

03.10.

 

 

10.

1 ч.

 

Международные отношения в раннее Новое время. Воен­ные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.

05.10.

 

 

11.

1 ч.

Английская революция XVII в.: причи­ны, участники, этапы.

10.10.

 

 

12.

1 ч.

Провозглашение республики. О. Кромвель. Итоги и значе­ние революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII - XVIII вв.:

12.10.

 

 

13.

1 ч.

Век Просвещение. Просвещение. Развитие естественных наук. Французские просветители XVIII в. Отражение идеалов Просвещения в худо­жественной культуре XVIII в. Борьба североамериканских колоний за независимость. Образование Соединённых Штатов Америки; "отцы - основатели".

17.10.

 

 

14.

1 ч.

Экономическое и социальное развитие европейских стран в ХУП-ХУШ вв. Нача­ло промышленного переворота, развитие мануфактурного производства. Измене­ния в социальной структуре общества, положение сословий. Абсолютизм: «ста­рый порядок» и новые веяния.

19.10.

 

 

15.

1 ч.

Война североамериканских колоний за независимость. Предпосылки, участники, основные события войны.

24.10.

 

 

16.

1 ч.

Образование Соединенных Штатов Америки. «Отцы-основатели».

26.10.

 

 

17.

1 ч.

Французская революция XVIII в.: при­чины, участники.

07.11.

 

 

18.

1 ч.

Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы.

09.11.

 

 

19.

1 ч.

Революци­онные войны. Итоги и значение французской рево­люции.

14.11.

 

 

20-21.

2 ч.

Европейская культура ХVI-ХVIIIвв. Развитие науки (переворот в естествозна­нии, возникновение новой картины ми­ра); выдающиеся ученые и изобретатели.

Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего  Нового времени. Стили художественной культуры XVII - XVIII вв. (барокко и классицизм). Становление театра.

Международные отношение середины XVII - XVIII вв. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделение Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских стран.

16.11.

21.11.

 

 

22.

1 ч.

Османская империя: от могущества к упадку.

Индия: держава Великих Моголов, на­чало проникновения англичан, британ­ские завоевания.

23.11.

 

 

23.

1 ч.

Империя Цин в Китае.

Образование централизованного госу­дарства и установление сёгуната Токугава в Японии.

28.11.

 

 

24.

1 ч.

Контрольно-обобщающий урок по разделу: Новая история.

30.11.

 

 

25.

1 ч.

Россия на рубеже XVI  - XVII вв. Хронология и сущность нового этапа российской империи. Страна на переломе веков. Династи­ческий кризис. Царствование Бориса Го­дунова

05.12.

 

 

26.

1 ч.

Смута: причины, участники, послед­ствия. Самозванцы. Восстание И. Болот­никова.

07.12.

 

 

27-28.

2 ч.

Освободительная борьба против ин­тервентов. Начало царствования ди­настии Романовых. Патриотический подъем наро­да. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожар­ского. Освобождение Москвы. Хронология и сущность нового этапа российской империи. Окончание Смуты и возрождение российской госу­дарственности. Начало царствования ди­настии Романовых

12.12.

14.12.

 

 

29.

1 ч.

Россия в  XVII в. Социально-экономическое    развитие России в XVII в. Новые явления в эконо­мике: рост товарно-денежных отноше­ний, развитие мелкотоварного производ­ства, возникновение мануфактур, начало формирования всероссийского рынка.

19.12.

 

 

30.

1 ч.

Население страны: основные социаль­ные группы, их положение. Окончатель­ное закрепощение крестьян. Народы России в XVII в. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы.

21.12.

 

 

31.

1 ч.

Политическое  устройство   России   в XVII в. Правление первых Романовых. На­чало становления абсолютизма. Измене­ние роли Земских соборов, Боярской думы. Приказная система. Соборное уло­жение 1649 г.

09.01.

 

 

32.

1 ч.

Власть и церковь. Реформы патриарха Никона, их содержание и последствия. Церковный раскол. Протопоп Аввакум.

11.01.

 

 

33.

1 ч.

Причины, участники и формы народ­ных движений в XVII в. Городские восста­ния. Восстание под предводительством С. Разина (ход, итоги, значение).

16.01.

 

 

34.

1 ч.

Народы России в XVII в. Освоение Си­бири и Дальнего Востока. Русские пер­вопроходцы.

18.01

 

 

35.

1 ч.

Внешняя политика России в XVII в. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. При­соединение Левобережной Украины и Кие­ва к России. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей

23.01.

 

 

36.

1 ч.

Культура и быт России в XVII в. Тради­ции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Лите­ратура: новые жанры, новые герои. Цер­ковное и гражданское зодчество: основные стили и памятники.  «Мос­ковское барокко». Живопись; С. Ушаков.

25.01.

 

 

37.

1 ч.

Быт и обычаи различных сословий.

(царский двор, бояре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы).

30.01.

 

 

38.

1 ч.

Контрольно-обобщающий урок по разделу: Россия XVII вв.

01.02.

 

 

39.

1 ч.

Россия на рубеже XVII—XVIII вв. Необ­ходимость и предпосылки преобразований.

06.02.

 

 

40.

1 ч.

Начало царствования Петра I. Азов­ские походы. Великое посольство 1697-1698 гг.

08.02.

 

 

41.

1 ч.

Причины и начало Северной войны.

Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Прутский поход. Каспийский поход. Провозглашение России империей.

13.02.

 

 

42-43.

2 ч.

Преобразования Петра I  в государствен­ном управлении, экономике и армии..  Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.) Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа; упразднение патриаршества. Утвержде­ние абсолютизма.  Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Аристократическая оппозиция реформам Петра I; дело царевича Алексея. Политика протекцио­низма и меркантилизма. Аристократичес­кая оппозиция реформам Петра I. Денежная  и налоговая реформа. Подушная подать

15.02.

20.02.

 

 

44.

1 ч.

Социальная политика Петра I и ее по­следствия. Указ о единонаследии. Подуш­ная подать, паспортная система.

Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.

22.02.

 

 

45.

1 ч.

Нововведения в культуре. Просвещение и научные знания. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Развитие техники; А.К.Нартов. Литература и искусство. Архитектура и изобразительное искусство (Д. Трезини, В.В.Растрелли, И. Н. Никитин).Изменения в дворянском быту.

27.02.

 

 

46.

1 ч.

Итоги петровских преобразований. Петр Великий как правитель и личность (совре­менники и историки о Петре 1 и его пре­образованиях). Цена преобразований и их последствия

01.03.

 

Упл.

47.

1 ч.

Котрольно-обобщающий урок: Россия на рубеже XVII—XVIII вв

01.03.

 

 

48.

1 ч.

Дворцовые перевороты.  Причины и последствия.

06.03

 

 

49.

1 ч.

Внутренняя и внешняя поли­тика преемников Петра 1. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Семилетней войне. (П. А. Румянцев).

13.03.

 

 

50-51.

2 ч.

Начало царствования Екатерины II. По­литика просвещенного абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Развитие промышленности и торговли. Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества.

Уложенная комиссия, проекты реформ. Внутренняя политика Екатерины II пос­ле Пугачевского восстания. Жалованные грамоты дворянству и городам. Област­ная реформа. Основные сословия рос­сийского общества, их положение. Золо­той век российского дворянства. Развитие общественной мысли

15.03.

 

 

 

52.

1 ч.

Восстание под предводительством Е. Пугачева: причины и участники выступ­ления. Ход восстания, его значение.

29.03.

 

 

53.

1 ч.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Рост промыш­ленности и торговли. Предприниматель­ство. Расширение помещичьего землевла­дения. Усиление крепостничества

03.04.

 

 

54-55.

2 ч.

Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I.

России в последней трети XVIII в. Русско-турецкие войны, их итоги.  Присоединение Крыма и Северно­го Причерноморья; Г. А. Потемкин. Геор­гиевский трактат. Участие России в раз­делах Речи  Посполитой.

Действия рос­сийских войск в Италии и Швейцарии. Русское военное искусство (А. В. Суво­ров, Ф. Ф. Ушаков).

05.04.

10.04.

 

 

56.

1 ч.

Россия в конце XVIII в. Павел 1: лич­ность и правитель. Основные направле­ния внутренней и внешней политики. За­говор и убийство Павла 1.

12.04.

 

 

57-58.

2 ч.

Культура и быт народов России во вто­рой половине XVIII в. Просвещение. Ста­новление отечественной науки; М. В. Ло­моносов. Исследовательские экспедиции (В. Беринг, С. П. Крашенинников). Истори­ческая наука (В. Н. Татищев, М. М. Щерба­тов). Русские изобретатели (И. И. Ползу­нов, И. П. Кулибин).

17.04.

19.04.

 

 

59-60.

2 ч.

Литература: основные направления, течения, жанры и писатели (В. К. Тредиаковский, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музы­ки (стили, направления, деятели культуры). Театр (Ф. Г. Волков). Культура и быт наро­дов Российской империи. Место XVIII в. в истории России. Пре­емственность и особенности внутренней и внешней политики Петра 1 и Екатерины II

24.04.

26.04.

 

 

61.

1 ч.

Промежуточная аттестация.

03.05

 

 

62.

1 ч.

В пламени освободительной войны. Управление Казанским краем во 2-й половине XVI века

08.05.

 

 

6364.

2 ч.

Утверждение новой власти в Казанском крае. Народные волнения в начале XVII века

10.05.

10.05.

 

Упл.

6566.

2 ч.

Край в XVII веке. Во времена петровских преобразований

15.05.

17.05.

 

 

67.

1 ч.

Социально-экономическое развитие края  в послепетровскую эпоху

22.05.

 

 

68.

1 ч.

Религиозная политика в крае: от принуждения к терпимости

24.05.

 

 

69.

1 ч.

Культура края в XVIII веке.

29.05.

 

 

70.

1 ч.

Контрольно-обобщающий урок по истории Татарстана

31.05.

 

 

 

70 ч.

 

 

 

 

 

 

При изучении истории в 7 классе используются материалы

национально – регионального компонента:

Национально-региональный компонент реализуется при изучении истории Татарстана: Утверждение новой власти в Казанском крае. Край в XVII веке. Во времена петровских преобразований. Социально-экономическое развитие края  в послепетровскую эпоху. Религиозная политика в крае: от принуждения к терпимости. Культура края в XVIII веке.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_fgoss_novaya.docx59.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балтасинская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрена и обсуждена  на          Согласована:                                   Утверждаю:

заседании ШМО учителей               заместитель директора школы      Директор школы

предметов эстетико- общест-          по УВР ____ Гиматова Ф. К.         _____ Гилязова Г. Ф.

воведческого цикла протокол         «18» августа 2016 года                   приказ № 304 «19» августа            

№ 1 от «15» августа  2016г.                                                                      2016 г.                                                                 Рук. ШМО______

Шайхетдинова Л. Р

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА «ИСТОРИЯ » ДЛЯ 7-б,в КЛ.

УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ШАЙХЕТДИНОВОЙ ЛЮЦИИ РАШИДОВНЫ

                                                             Рассмотрена и принята

                                            на заседании

                                                              педагогического совета

                                                   протокол № 1 от

                                                           «18» августа  2016 г.

2016-2017 учебный год

Место предмета в учебном плане

Класс 7 -б, в

Учитель: Шайхетдинова Л. Р.

Количество часов:

всего 70 часов; в неделю 2 часа

Промежуточных аттестационных работ - 1 час, контрольных работ-4

Учебник: Данилова А.А., Косулина Л.Г. История России. 7 класс. М. «Просвещение», 2010

Учебник: Агибалов Е. В., Донской Г. М. История средних веков. 7 класс.  М «Просвещение», 2012

Учебник:  Гилязов И.А, Пискарёв В.И. История Татарстана. 7 класс .- Казань, издательство «Хэтер»,2012

Планируемые предметные результаты освоения курса истории в 7 классе

К важнейшим личностным результатам  изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

-  освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

        Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

        Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления  жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

       Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

 - читать историческую карту с опорой на легенду;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение: 

- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

- соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

 -  определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

 - использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.

Содержание учебного предмета, курса «История»7 класс.

История Нового времени (26 ч.). История России 34 ч.). История Татарстана (10 ч.)

История Нового времени.

Новое время: понятие и хронологические рамки.(1 ч.)

Европа в конце XV - в начале XVII в.(9 ч.)

Великие географические открытия: предпосылки,  участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономические и социальные развитие европейских стран в XVI - начале XVII вв. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего  и мирового рынка.

Абсолютные монархии: Англия, Франция, монархия Габсбургов XVI - начале XVII вв.: внутреннее развитие, внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.

Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.

Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.

Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.

Страны Европы и Северной Америки в середине XVII - XVIII вв.(11 ч.)

Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII - XVIII вв.: Начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: "старый порядок" и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Борьба североамериканских колоний за независимость. Образование Соединённых Штатов Америки; "отцы - основатели".

Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значения революции.

Европейская культура XVI - XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся учёные и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего  Нового времени. Стили художественной культуры XVII - XVIII вв. (барокко и классицизм). Становление театра.

Международные отношение середины XVII - XVIII вв. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделение Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских стран.

Страны Востока в XVI - XVIII вв.(3 ч.)

Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Монголов, начало проникновения англичан, британское завоевание. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сёгуната Токугава в Японии.

История России (34 ч.). История Татарстана (10 ч.).

    Россия на рубеже XVI  - XVII вв.(4 ч.)

Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.

Хронология и сущность нового этапа российской империи.

    Россия в  XVII в.(10 ч.) 

Правление первых Романовых. Начало становление абсолютизма. Соборное уложение 1649 г. Оформление сословного строя. Права и обязанности основных сословий. Окончательное закрепощение крестьян.

     Экономические последствия Смуты. Новые явления в экономике страны: рост товарно - денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка.

     Народы России в XVII в. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы.

     Народные движения в XVII в.: причины, формы, участники. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Разина.

     Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Протопоп Аввакум.

     Внешняя политика России в XVII в. Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение к России Левобережной Украины и Киева. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей.

     Культура и быт XVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Церковные и гражданское зодчество: основные стили и памятники. Живопись (С. Ушаков). Быт и обычаи различных сословий (царский двор, бояре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы).

     Россия на рубеже XVII-XVIIIвв.(9 ч.) 

Необходимость и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство 1697-1698 гг. Россия в первой четверти XVIIIв. Преобразовании Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.) Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Аристократическая оппозиция реформам Петра I; дело царевича Алексея.

     Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная  и налоговая реформа. Подушная подать.

    Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.

     Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Прутский поход. Каспийский поход. Провозглашение России империей.

    Нововведения в культуре. Просвещение и научные знания. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Развитие техники; А.К.Нартов. Литература и искусство. Архитектура и изобразительное искусство (Д. Трезини, В.В.Растрелли, И. Н. Никитин).Изменения в дворянском быту.

    Итоги и цена петровских преобразований.

    Дворцовые перевороты( 6 ч.)

 Причины, сущность и последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Семилетний войне (П. А. Румянцев).

   Российская империя в 1762 - 1801 гг.(7 ч.)

Правление Екатерина II. Политика просвещенного абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Развитие промышленности и торговли. Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева. и его значение. Основные сословия российского общества, их положение. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Развитие общественной мысли.

    Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I.

     Россия в европейской и мировой политике второй половины XVIII в. Русско-турецкие войны и их итоги. Присоединения Крыма и  Северного Причерноморья; Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Действия вооруженных сил России в Италии и Швейцарии. Русское военное искусство (А. В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков).

     Культура и быт России во второй половине XVIII. Просвещение. Становление отечественной науки; М. В. Ломоносов.  Исследовательская экспедиции (В. Беринг, С. П. Крашенинников). Историческая наука (В. Н. Татищев, М. М. Щербатов). Русские изобретатели (И. И. Ползунов, И. П. Кулибин). Литература: основные направления, жанры, писатели (В. К. Тредиаковский, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и течения, художники и их произведения). Театр (Ф. Г. Волков). Культура и быт народов Российской империи.

      История Татарстана. (10 ч.) 

В пламени освободительной войны. Управление Казанским краем во 2-й половине XVI века.  Утверждение новой власти в Казанском крае. Народные волнения в начале XVII века. Край в XVII веке. Во времена петровских преобразований. Социально-экономическое развитие края  в послепетровскую эпоху. Религиозная политика в крае: от принуждения к терпимости. Культура края в XVIII веке.

Тематическое планирование.

Кол. ч.

Тема, содержание.

Дата

Прим

План

Факт

1.

1 ч.

Понятие, хронологические рамки и периодизация Нового времени. Источники по истории Нового времени

05.09.

2.

1 ч.

Великие   географические   открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет.

07.09.

3.

1 ч.

Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI - начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование централизованных национальных государств в Европе

12.09.

4.

1 ч.

Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.

14.09.

5.

1 ч.

Великие гуманисты Европы. Абсолютные монархии: Англия, Франция, монархия Габсбургов XVI - начале XVII вв.: внутреннее развитие, внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.

19.09.

6.

1 ч.

Реформация и контрреформация. Начало Реформации; М. Лютер.

21.09.

7.

1 ч.

Развитие Реформации и крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе.

26.09.

8.

1 ч.

Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.

28.09.

9.

1 ч.

Нидерландская    революция:    цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.

03.10.

10.

1 ч.

Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.

05.10.

11.

1 ч.

Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы.

10.10.

12.

1 ч.

Провозглашение республики. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII - XVIII вв.:

12.10.

13.

1 ч.

Век Просвещение. Просвещение. Развитие естественных наук. Французские просветители XVIII в. Отражение идеалов Просвещения в художественной культуре XVIII в. Борьба североамериканских колоний за независимость. Образование Соединённых Штатов Америки; "отцы - основатели".

17.10.

14.

1 ч.

Экономическое и социальное развитие европейских стран в ХУП-ХУШ вв. Начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства. Изменения в социальной структуре общества, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния.

19.10.

15.

1 ч.

Война североамериканских колоний за независимость. Предпосылки, участники, основные события войны.

24.10.

16.

1 ч.

Образование Соединенных Штатов Америки. «Отцы-основатели».

26.10.

17.

1 ч.

Французская революция XVIII в.: причины, участники.

07.11.

18.

1 ч.

Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы.

09.11.

19.

1 ч.

Революционные войны. Итоги и значение французской революции.

14.11.

20-21.

2 ч.

Европейская культура ХVI-ХVIIIвв. Развитие науки (переворот в естествознании, возникновение новой картины мира); выдающиеся ученые и изобретатели.

Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего  Нового времени. Стили художественной культуры XVII - XVIII вв. (барокко и классицизм). Становление театра.

Международные отношение середины XVII - XVIII вв. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделение Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских стран.

16.11.

21.11.

22.

1 ч.

Османская империя: от могущества к упадку.

Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания.

23.11.

23.

1 ч.

Империя Цин в Китае.

Образование централизованного государства и установление сёгуната Токугава в Японии.

28.11.

24.

1 ч.

Контрольно-обобщающий урок по разделу: Новая история.

30.11.

25.

1 ч.

Россия на рубеже XVI  - XVII вв. Хронология и сущность нового этапа российской империи. Страна на переломе веков. Династический кризис. Царствование Бориса Годунова

05.12.

26.

1 ч.

Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание И. Болотникова.

07.12.

27-28.

2 ч.

Освободительная борьба против интервентов. Начало царствования династии Романовых. Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Хронология и сущность нового этапа российской империи. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Начало царствования династии Романовых

12.12.

14.12.

29.

1 ч.

Россия в  XVII в. Социально-экономическое    развитие России в XVII в. Новые явления в экономике: рост товарно-денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур, начало формирования всероссийского рынка.

19.12.

30.

1 ч.

Население страны: основные социальные группы, их положение. Окончательное закрепощение крестьян. Народы России в XVII в. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы.

21.12.

31.

1 ч.

Политическое  устройство   России   в XVII в. Правление первых Романовых. Начало становления абсолютизма. Изменение роли Земских соборов, Боярской думы. Приказная система. Соборное уложение 1649 г.

09.01.

32.

1 ч.

Власть и церковь. Реформы патриарха Никона, их содержание и последствия. Церковный раскол. Протопоп Аввакум.

11.01.

33.

1 ч.

Причины, участники и формы народных движений в XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Разина (ход, итоги, значение).

16.01.

34.

1 ч.

Народы России в XVII в. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы.

18.01

35.

1 ч.

Внешняя политика России в XVII в. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей

23.01.

36.

1 ч.

Культура и быт России в XVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры, новые герои. Церковное и гражданское зодчество: основные стили и памятники.  «Московское барокко». Живопись; С. Ушаков.

25.01.

37.

1 ч.

Быт и обычаи различных сословий.

(царский двор, бояре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы).

30.01.

38.

1 ч.

Контрольно-обобщающий урок по разделу: Россия XVII вв.

01.02.

39.

1 ч.

Россия на рубеже XVII—XVIII вв. Необходимость и предпосылки преобразований.

06.02.

40.

1 ч.

Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство 1697-1698 гг.

08.02.

41.

1 ч.

Причины и начало Северной войны.

Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Прутский поход. Каспийский поход. Провозглашение России империей.

13.02.

42-43.

2 ч.

Преобразования Петра I  в государственном управлении, экономике и армии..  Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.) Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа; упразднение патриаршества. Утверждение абсолютизма.  Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Аристократическая оппозиция реформам Петра I; дело царевича Алексея. Политика протекционизма и меркантилизма. Аристократическая оппозиция реформам Петра I. Денежная  и налоговая реформа. Подушная подать

15.02.

20.02.

44.

1 ч.

Социальная политика Петра I и ее последствия. Указ о единонаследии. Подушная подать, паспортная система.

Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.

22.02.

45.

1 ч.

Нововведения в культуре. Просвещение и научные знания. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Развитие техники; А.К.Нартов. Литература и искусство. Архитектура и изобразительное искусство (Д. Трезини, В.В.Растрелли, И. Н. Никитин).Изменения в дворянском быту.

27.02.

46.

1 ч.

Итоги петровских преобразований. Петр Великий как правитель и личность (современники и историки о Петре 1 и его преобразованиях). Цена преобразований и их последствия

01.03.

Упл.

47.

1 ч.

Котрольно-обобщающий урок: Россия на рубеже XVII—XVIII вв

01.03.

48.

1 ч.

Дворцовые перевороты.  Причины и последствия.

06.03

49.

1 ч.

Внутренняя и внешняя политика преемников Петра 1. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Семилетней войне. (П. А. Румянцев).

13.03.

50-51.

2 ч.

Начало царствования Екатерины II. Политика просвещенного абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Развитие промышленности и торговли. Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества.

Уложенная комиссия, проекты реформ. Внутренняя политика Екатерины II после Пугачевского восстания. Жалованные грамоты дворянству и городам. Областная реформа. Основные сословия российского общества, их положение. Золотой век российского дворянства. Развитие общественной мысли

15.03.

52.

1 ч.

Восстание под предводительством Е. Пугачева: причины и участники выступления. Ход восстания, его значение.

29.03.

53.

1 ч.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Рост промышленности и торговли. Предпринимательство. Расширение помещичьего землевладения. Усиление крепостничества

03.04.

54-55.

2 ч.

Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I.

России в последней трети XVIII в. Русско-турецкие войны, их итоги.  Присоединение Крыма и Северного Причерноморья; Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи  Посполитой.

Действия российских войск в Италии и Швейцарии. Русское военное искусство (А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков).

05.04.

10.04.

56.

1 ч.

Россия в конце XVIII в. Павел 1: личность и правитель. Основные направления внутренней и внешней политики. Заговор и убийство Павла 1.

12.04.

57-58.

2 ч.

Культура и быт народов России во второй половине XVIII в. Просвещение. Становление отечественной науки; М. В. Ломоносов. Исследовательские экспедиции (В. Беринг, С. П. Крашенинников). Историческая наука (В. Н. Татищев, М. М. Щербатов). Русские изобретатели (И. И. Ползунов, И. П. Кулибин).

17.04.

19.04.

59-60.

2 ч.

Литература: основные направления, течения, жанры и писатели (В. К. Тредиаковский, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили, направления, деятели культуры). Театр (Ф. Г. Волков). Культура и быт народов Российской империи. Место XVIII в. в истории России. Преемственность и особенности внутренней и внешней политики Петра 1 и Екатерины II

24.04.

26.04.

61.

1 ч.

Промежуточная аттестация.

03.05

62.

1 ч.

В пламени освободительной войны. Управление Казанским краем во 2-й половине XVI века

08.05.

6364.

2 ч.

Утверждение новой власти в Казанском крае. Народные волнения в начале XVII века

10.05.

10.05.

Упл.

6566.

2 ч.

Край в XVII веке. Во времена петровских преобразований

15.05.

17.05.

67.

1 ч.

Социально-экономическое развитие края  в послепетровскую эпоху

22.05.

68.

1 ч.

Религиозная политика в крае: от принуждения к терпимости

24.05.

69.

1 ч.

Культура края в XVIII веке.

29.05.

70.

1 ч.

Контрольно-обобщающий урок по истории Татарстана

31.05.

70 ч.

При изучении истории в 7 классе используются материалы

национально – регионального компонента:

Национально-региональный компонент реализуется при изучении истории Татарстана: Утверждение новой власти в Казанском крае. Край в XVII веке. Во времена петровских преобразований. Социально-экономическое развитие края  в послепетровскую эпоху. Религиозная политика в крае: от принуждения к терпимости. Культура края в XVIII веке.

Примерная промежуточная аттестационная работа

по истории за курс 7 класса. (45 минут).

Часть А.

1) Предприятие, основанное на разделение труда и ручной технике:

А. мастерская                Б. цех                В. мануфактура        Г. фабрика

2) В каком городе было создано Второе ополчение в период Смуты:

А. в Рязани        Б. в Ярославле        В. в Смоленске        Г. в Нижнем Новгороде

3) Кто был избран новым царём на Земском соборе 1613г.:  А. Василий Шуйский        Б.Михаил Фёдорович Романов        В. польский королевич Владислав        Г. Алексей Михайлович Романов

4) Как называлось торгово-промышленное население городов в XVIIв.:

А. приказные люди                Б. ясачные люди        В. посадские люди   Г. приборные люди

5) Свод законов, принятый в правление Алексея Михайловича, получил название:

А. Судебник                Б. Закон государства Российского                В. Русская правда

Г. Соборное уложение

6) Выберите из списка события, произошедшие в правление Петра I:  А. учреждение Сената, Синода, коллегий                Б. Крымские и Азовские походы   В. Семилетняя война, учреждение Московского университета                Г. раскол Русской Православной церкви, восстание С.Разина

7) Северная война закончилась мирным договором, который получил название:

А. Прутский                Б. Ништадский        В. Каспийский        Г. Балтийский

8) Для социально-экономического развития России в XVIII веке не характерно:

А. сохранение и укрепление крепостного права                Б. активная внешняя торговля

В. введение подушной подати        Г. ослабление абсолютизма

9) Какое учебное заведение было открыто в 1687г.: А. Славяно-греко-латинская академия                Б. Академия наук        В. Московский университет                Г. первая цифирная школа

10) В чём выражалось отставание России от передовых стран Запада в начале XVIIIв.:

А. отсутствие регулярной армии        Б. слабое развитие мануфактурного производства

В. отсутствие флота                Г. всё перечисленное

11) Какой документ при Петре I определял продвижение по службе за счёт личной выслуги:

А. ревизия        Б. новый военный устав                В. табель о рангах        Г. духовный регламент

12) После смерти Елизаветы Петровны российский престол перешёл к:

А. Петру III        Б. Екатерине I        В. Петру II        Г. Анне Иоанновне

13) Россия стала называться империей с:

А. 1709г.        Б. 1714г.        В. 1721г.        Г. 1725г.

14) Что из названного относится к предпосылкам дворцовых переворотов в России:

А. прекращение деятельности земских соборов                Б. создание карательных государственных органов – фискалов прокуратуры        В. ликвидация патриаршества на Руси        Г. изменение традиционной системы престолонаследия

15) Кто из названных лиц мог стать российской императрицей, лишь подписав «кондиции»:

А. Екатерина I        Б. Екатерина II        В. Анна Иоанновна                Г. Анна Леопольдовна

16)  Кто из русских полководцев особенно отличился в русско-турецкой войне 1787-1791гг.:

А. Д.Пожарский        Б. А.В.Суворов        В. М.И. Кутузов        Г. А.Д.Меньшиков

17) Какое сословие в 18в. было фактически бесправным:

А. мещанство        Б. крепостные крестьяне        В. наёмные рабочие                Г. духовенство

Часть В.

1) Установите соответствие между именами деятелей XVII века и родом из занятий

ИМЯ

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. К.Минин

А) первооткрыватель, открывший пролив между Азией и Америкой

2. Никон

Б) предводитель крестьянской войны

3. С.И.Дежнев

В) один из организаторов второго Нижегородского ополчения

4. С.Т.Разин

Г) инициатор проведения религиозной реформы

2) Вставьте пропущенное слово: Главную роль в дворцовых переворотах XVIIIв. играл определённый слой населения - _________________, элита русских войск.

3) Установите в хронологической последовательности события Северной войны (запишите буквы в последовательном порядке): _____________________________

А. Полтавская битва                Б. Гангутское сражение        В. сражение у деревни Лесной

Г. Нишатдский мирный договор