Рабочие программы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА «ИСТОРИЯ» ДЛЯ 7 – б КЛАССА УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

 ВЫСШЕЙ  КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ШАЙХЕТДИНОВОЙ ЛЮЦИИ РАШИДОВНЫ

 

 

Учебно – тематическое планирование по истории    

Класс: 7- б

Учитель: Шайхетдинова Л.Р.

Количество часов:

Всего 70 часов;   в неделю 2 часа. Из них 24 часов всеобщая история, 35 часов история России, 11 часов история Татарстана.

Итоговая контрольная работа – 1.

 

Учебники:

1. Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1500 - 1800 гг.; учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007.

2. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина Истрия России XVI - XVIII в. – 7 класс, М., Дрофа, 2010.

3. И. А. Гилязов, В. И. Пискарев, «История Татарстана во второй пол.  XVI – XVIII в.», Казань, Издательство «Хәтер», 2005 год.

 

Пояснительная записка

 

Цель: Формирование ключевых общеучебных и предметных компетентностей через изучение наиболее значимых событий всеобщей и отечественной истории, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем.

       Задачи:

·         формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

·         овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всем всемирно-историческом процессе;

·         воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

·         развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

·         формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

·         освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории;

·         раскрытие особенностей социальной жизни структурой общества на этапе 17-18 веков;

·         раскрытие выдающихся деятелей отечественной истории 17-18 веков;

Данная рабочая программа по истории в 7 классе составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

 

- Закона РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);

-Приказа МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента  государственных образовательных  стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);                                                                                  

- Примерной программы основного общего образования по истории;

 -Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2014-2015 учебный год;

       - Учебного плана МБОУ «Балтасинская средняя общеобразовательная школа»  Балтасинского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол  №  188  от 23    августа 2014 года);

      - Образовательной программы основного общего образования МБОУ «Балтасинская средняя общеобразовательная школа»  Балтасинского муниципального района Республики Татарстан.

 

 

Содержание КУРСА

История нового времени (24 ч)

Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.

           Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. (10 ч.)

Великие географические открытия и их последствия. Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.

Эпоха Возрождения. Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт.

Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.

Реформация. Утверждение абсолютизма. Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны.

Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V.

Тридцатилетняя война и Вестфальская система.

        Ранние буржуазные революции. Международные отношения (борьба за перв. в Евр. и в колониях). (4 ч.)

Первые буржуазные революции. Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики.

Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».

        Эхопа Просвещения. Время преобразований.  (6 ч.)

Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения . Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Локк Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм.

Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война.

Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г.

Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы.

           Колониальный период в Латинской Америке. Традиционные общества Востока. (4 ч.)

Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.

 

 

       История России (35 ч.)

Россия на рубеже XVI-XVII вв. (3)

Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление

крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.

Россия в XVII в. (8)

Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война. Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры. Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири. Русская культура XVII в. Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.

Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII в.) (8)

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии. Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.

 Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.) (5)

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и

аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права. Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.   

Россия во второй половине XVIII в. (11)

Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев. Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине. Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков. Русская культура второй половины XVIII в. Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.

       

       Резерв учебного времени примерной программы (11 часов) направлен на изучение Истории Татарстана во второй пол.  XVI в. – XVIII в.

 

       Край входит в состав русского государства. (4 ч.)

В пламени освободительной борьбы:  “Казанская война”; “Черемисская война”;  истор. последствия завое. Казанского ханства. Управление Казанским краем во второй половине XVI века: Первые шаги по организации новой власти; воеводы, воеводства, “дороги”; Приказ Казанского дворца;  строительство городов, крепостей и засечных черт; Казань во второй половине XVI века. Утверждение новой власти в Казанском крае. Народные волнения начала XVII века: Формирование сословия служилых татар; ясачные люди в новых условиях; изменения  в составе населения; насаждение новой веры.  Край в XVII столетии: Ясачное крест.;  русское трудовое население; служилые татары – исчезающее сословие; ремесленники, торгово – промыш.  население; под знаменами С. Т. Разина.

       Край в составеРоссийской империи. (6 ч.)

Времена петровских преобразований: Край становится Казанской губернией; налоги платить в дущи; Казанские мануфактуры и их работники.  Социально – экономическое развитие края в послепетровскую эпоху: Развитие промышленности: старое и новое; татарские предприятия и предприниматели; изменения в сельском хозяйстве; крестьяне и помещики; татарские купцы. Религиозная политика в крае: от принуждения к веротерпимости. Вместе с “мужичким” царём: за волю и землю. Культура края в XVIII столетии: Татарская культура: от упадка к возрождению; мектебы и медресе; зарождение татарского просветительства; русские религиозные и светские учебные заведения; изучение края. Этнографические исследования; литературная жизнь;  театр  Повторение по разделу: “История Татарстана вторая половина XVI – XVIII века”

 

При изучении истории в 7 классе используются материалы

национально – регионального компонента:

 

Национально-региональный компонент реализуется при изучении истории Татарстана: «Наш край на рубеже  16-17 в.в.».  «Новые явления в экономике».  «Народные движения». «Наш край в 17 веке». «Наш край в первой четверти 18 века». «Наш край во второй четверти 18 века». «Наш край в годы крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева». «Быт и обычаи». «Наука и образование. Художественная культура». «Повторительно-обобщающий урок по разделу «Казанская губерния в 1762-1801 г.г.»»

 

Планирование основных разделов учебного материала.

 

Тема

Всего часов

 

Новая история                                                                                              

24

1.

Глава 1. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.

10

2.

Глава 2. Ранние буржуазные революции.Международные отношения (борьба за перв. в Евр. и в колониях).

4

3.

Глава 3. Эхопа Просвещения. Время преобразований.

6

4.

Глава 4. Колониальный период в Латинской Америке. Традиционные общества Востока.

4

 

История России

35

5.

Россия на рубеже XVI-XVII вв.

3

6.

Россия в первой половине XVII в

8

7.

Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII в.)

8

8.

Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.)

5

9.

Россия во второй половине XVIII в.

11

 

История Татарстана

11

10.

Край входит в состав русского государства

4

11.

Край в составеРоссийской империи.

7

 

ИТОГО

70

 

Промежуточная аттестация по истории проводится в форме итоговой контрольной работы в формате ЕГЭ.

 

Календарно-тематическое планирование (Новая история)

Тема урока

   Дата.

 

Прим.

По пл.

По факт

 

 

 

1.

 

Глава 1. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.

1) Вводный урок. Технические открытия и выход к мировому океану. Путешествия Бартоломеу Диаш, Васко да Гамы.

 

 

 

2.

 

2) Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Путешествия Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.

 

 

 

3.

 

3) Усиление королевской власти в XVI -  XVII вв. Абсолютизм в Европе.

 

 

 

4.

4) Дух предпринимательства преобразует экономику. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.

 

 

 

5.

5) Новые ценности преобразуют общество. Повседневная жизнь. Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв.

 

 

 

6.

6) Высокое Возрождение. Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса.

 

 

 

7.

 

7) Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европе. Рождение новой европ. науки. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. Идеи гуманизма в литературе и музыке.

 

 

 

8.

 

 

8) Начало Реформации в Европе. Обновление христианствва. Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации. Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер.

 

 

 

9.

 

9) Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V.

 

 

 

10.

10) Религиозные войны и укрепления абсолютной монархии во Франции. Тридцатилетняя война и Вестфальская система.

 

 

 

 

 

11.

 

Глава 2. Ранние буржуазные революции.Международные отношения (борьба за перв. в Евр. и в колониях).

1) Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландии. Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов.

 

 

 

12.

2) Парламент против короля. Революция в Англии. Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель.

 

 

 

13.

3) Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Реставрация монархии. «Славная революция».

 

 

 

14.

4) Международные отношения в XVI – XVIII вв.

 

 

 

 

15.

 

Глава 3. Эхопа Просвещения. Время преобразований.

1) Век Просвещения. Стремление к царству разума. Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Локк Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро.  Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм.

Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе.

 

 

 

16.

2) Промышленный переворот в Англии. Движение протеста.

 

 

 

17.

3) Английские колонии в Северной Америке.

 

 

 

18.

4) Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г.

 

 

 

19.

 

5) Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные

политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение монархии.

 

 

 

20.

 

6) Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы. От монархии к республики. От якобинской диктатуры к 18 брюмера. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны.

 

 

 

 

 

21.

 

Глава 4. Колониальный период в Латинской Америке. Традиционные общества Востока.

1) Колониальный период в Латинской Америке. Складывание латиноамери - канского общества.

 

 

 

22.

 

2) Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени. Ослабление Османской империи.

 

 

 

23.

3) Государства Востока. Начало европейской колонизаций. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в

Японии. И. Токугава.

 

 

 

24.

4) Повторение по разделу: “Новая история  1500 – 1800 гг.”

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование (История России)

 

Тема урока

Дата.

 

Прим.

По пл.

По факт.

 

 

1.

Россия на рубеже XVI-XVII вв.

1)  Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты.   

 

 

 

2.

2) Смутное время. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции.  

 

 

 

3.

3) Семибоярщина. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.

 

 

 

 

4.

Россия в XVII в

1) Новые явления в экономике. Ликвидация последствий Смуты. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.

 

 

 

 

 

5.

2) Основные сословия российского общества. Окончательное оформление крепостного права.

 

 

 

6.

3) Политическое развитие страны. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система.

 

 

 

7.

4) Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум.

 

 

 

8.

5) Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина.

 

 

 

9.

6) Внешняя политика. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война. Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.

 

 

 

10.

7) Образование и культура XVII в. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.

 

 

 

11.

8) Сословный быт. Обычаи и нравы. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой.

 

 

 

 

 

12.

Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII в.)

 1) Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Предпосылки петровских преобразовании.

 

 

 

13.

2) Петр I. Россия на рубеже веков. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Азовские походы.

 

 

 

14.

3) Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Провозглашение России империей.

 

 

 

15.

4) Реформы Петра I. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.

 

 

 

16.

5) Экономика России в первой четверти XVIII в.

 

 

 

17.

6) Народные движения при Петре I. Преобразования в области культуры. Восстание К.Булавина.

 

 

 

18-19.

7) Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в. Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.

 

 

 

 

 

20-21.

Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.)

1-2) Дворцовые перевороты. Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов.

 

 

 

22.

3) Внутренняя политика 1725 – 1762 гг. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.

 

 

 

23-24.

4-5) Внешняя политика 1725 – 1762 гг. Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.   

 

 

 

 

25.

Россия во второй половине XVIII в.

1) Внутренняя политика Екатерины II. Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада.

 

 

 

26.

2) Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева.

 

 

 

27.

3) Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

 

 

 

28-29.

4-5) Внешняя политика Екатерины II. Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия

 

 

 

30.

6) Россия при Павле I. Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине. Великая французская революция.

 

 

 

31.

 

7) Наука и образование. Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика.

 

 

 

32-33.

8-9) Художественная культура. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры.

 

 

 

34.

10) Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.

 

 

 

35.

11) Повторение по разделу: “История России XVII – XVIII века”

 

 

 

      

 

Календарно-тематическое планирование (История Татарстана)

 

Тема урока

Дата

 

Прим.

По пл.

По факт.

 

 

1.

Край входит в состав русского государства

1) В пламени освободительной борьбы.

В пламени освободительной борьбы:  “Казанская война”; “Черемисская война”;  истор. последствия завое. Казанского ханства. Управление Казанским краем во второй половине XVI века:

 

 

 

2.

2) Управление Казанским краем во второй половине XVI века. Первые шаги по организации новой власти; воеводы, воеводства, “дороги”; Приказ Казанского дворца;  строительство городов, крепостей и засечных черт; Казань во второй половине XVI века. Утверждение новой власти в Казанском крае.

 

 

 

3.

 

3) Утверждение новой власти в Казанском крае. Народные волнения начала XVII века. Народные волнения начала XVII века: Формирование сословия служилых татар; ясачные люди в новых условиях; изменения  в составе населения; насаждение новой веры. 

 

 

 

4.

4) Край в XVII столетии. Ясачное крест.;  русское трудовое население; служилые татары – исчезающее сословие; ремесленники, торгово – промыш.  население; под знаменами С. Т. Разина.

 

 

 

5.

Промежуточная аттестация по курсу: История в 16-18 веках. 

 

 

 

6.

 

Анализ контрольной работы.

Времена петровских преобразований. Край становится Казанской губернией; налоги платить в дущи; Казанские мануфактуры и их работники. 

 

 

 

7.

 

Социально – экономическое развитие края в послепетровскую эпоху. Развитие промышленности: старое и новое; татарские предприятия и предприниматели; изменения в сельском хозяйстве; крестьяне и помещики; татарские купцы.

 

 

 

8.

Религиозная политика в крае: от принуждения к веротерпимости. Религиозная политика в крае: от принуждения к веротерпимости.

 

 

 

9- 10.

 

Культура края в XVIII столетии. Татарская культура: от упадка к возрождению; мектебы и медресе; зарождение татарского просветительства; русские религиозные и светские учебные заведения; изучение края. Этнографические исследования; литературная жизнь;  театр .

 

 

 

11.

Повторение по разделу: “История Татарстана вторая половина XVI – XVIII века”

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

                                     Требования к уровню подготовки обучающихся.

                      Программа рассчитана на то, чтобы обучающийся овладел определенным объемом знаний и умений в истории 17-18 веков.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

В результате изучения истории ученик должен:

·         овладеть целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы  для миропонимания и познания современного общества;

·         быть способным применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

·         уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

·         расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

·         быть готов применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;

Знать/ уметь :

1.     Знание хронологии, работа с хронологией:

·         указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также важнейшие события отечественной и всеобщей истории;

·         соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2.     Знание исторических фактов, работа с фактами:

·         Характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

·         Группировать (классифицировать) факты по различным признакам;

3.     Работа с историческими источниками:

·         Читать историческую карту с опорой на легенду;

·         Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

·         Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4.     Описание (реконструкция):

·         Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

·         Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

·         На основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5.     Анализ, объяснение:

·         Различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

·         Соотносить единичные исторические факты и общие явления;

·         Называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

·         Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

·         Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

·         Излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6.     Работа с версиями, оценками:

·         Приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

·         Определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

 

Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·          Применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

·         Использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

·         Способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

 

 

 

 

Перечень литературы и средств обучения.

1. К. А. Соловьев Поурочные разработки по новой истории 1500 – 1800 годы, 8 класс, М.; «ВАКО»2009.

2. Контрольно-обобщающие тесты по разделам курса: История 16-18 веках.

3. Отечественная история в схемах и таблицах, М.: Издательство Эксмо, 2007 г.

4. Схемы и таблицы. История. 2008 г.

5. Зуев М.Н. История  России с древнейших времен до конца 19 века / М.Н Зуев. -  М.: Дрофа, 2001.

 

 

СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ИСТОРИИ

1.«История в историях»  http://historic.ru/

2. « Википедия»  http://ru.wikipedia.org/wiki/История_России

3. «Исторические факты, события и персоналии» http://lurkmore.to/Категория

4. «Боевая техника древности» (http://xlegio.enjoy.ru/).

5. «История Ордена Храма» (http://templiers.narod.ru/).

6. «Афганская война 1978-1989 гг.» (http://www.afghanwar.spb.ru/ index.html).

7. «Архитектура России» (http://www.arehi.ru/Start.htm).

8. «Античное христианство» (http://christianity.shu.ru/).

9. «Электронный журнал «Родина» (http://istrodina.com/).

10. «Твой домашний учитель» (http://istrodina.com/repetit.htm).

11. «История Древнего мира» (http://civil.max.ru/).

12. «История Великой Руси» (http://clarino2.narod.ru/).

13. «Геральдика» (http://euro-genetrix.narod.ru/Heraldy/Herald.htm).

14. «Электронные ресурсы библиотеки исторического факультета МГУ» (http://www.Mst.msu.ru/ER/index.html).

15. «Ресурсы по истории XX века» (http://www.history.ru/hist.htm).

16. «История России» (http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm).

17. «Хронос» (http://www.hrono.ru/).

18. «История России» (http://lichm.narod.ni/Uch.htm).

19. «Всемирная история в лицах» (http://rulers.narod.ru/).