Мои материалы

Мухамадеева Айгуль Тальхатовна

методические разработки

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ

 Учитель:  Мухамадеева Айгуль Тальхатовна. Учитель русского языка и литературы, 1 квалификационная категория. КОУ «Екатерининская СОШ№1» Тарского района Омской области.

Класс: 7-8.

«Именем Святой Екатерины наша жизнь навек

освещена»  (В. Архипов)

Задачи:  развитие интереса к истории родного села;

               привитие гордости за свою малую родину, ответственности за её

               будущее;

               духовно-нравственное воспитание детей;

               разъяснение сути почитания Святой Екатерины  как покровительницы

               села.

Цели:      расширять кругозор учащихся;

                развивать речь, воображение детей;

                тренировать память, внимание;

                совершенствовать умение понимать неразрывную связь «прошлого и

                настоящего»;

                познакомить детей с духовно-нравственными традициями русского

                народа;

                воспитывать уважение к православной вере, патриотизм.

Оборудование:  икона с образом святой великомученицы Екатерины;

                 мультимедийное сопровождение.

               

План мероприятия

I.  Организация внимания учащихся.

     Сообщение темы и цели занятия.

     «Именем Святой Екатерины наша жизнь навек освещена» (В.Архипов).

   Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с историей местного храма; познакомимся с духовно-нравственными традициями русского народа; вспомним о святой великомученице Екатерине – небесной покровительнице нашего села и храма.

II.  Выяснение знаний учащихся.  Беседа.

Учитель:

-   Ребята,  как называется село, в котором мы живём?

-   А кто знает, когда было основано наше село и кем?

Ответы учащихся….

III.Чтение учителем стихотворения местной поэтессы  Полищук Т.А.

По царской указке, в тайге вековой.

По царской указке,

В тайге вековой.

Под вьюжные пляски и серо

Под звон кандалов и под плеск Иртыша.

Копали кандальники,  еле дыша

А может купец – зачинатель всего?

Но так иль не иначе- рождалось село.

На правом крутом берегу Иртыша,

Две речки делили село пополам.

Скотина гуляла по вольным лугам.

В Ананском озере- рыбы не счесть.

И даже медведи в лесах его есть.

На щучий закон,

Перелётная птица,

По ранней весне прилетела гнездиться

Мужало село – пролетали года.

И жизнь в нём менялась

Как в речке вода.

Лишь был неизменным весны  в нём приход

И старый как мир на реке – ледоход.

Учитель:  Ребята, в этом стихотворении запечатлена история нашего села.

Рассказ учителя об истории села Екатерининское.

История нашего села начинается с 1715 г. В селе  был построен  винокуренный завод. Он был самым крупным предприятием в Тобольской губернии. На Екатерининском винокуренном заводе работало 300 каторжан. Для надзора  за рабочими содержали особый военный гарнизон. И для каторжан зелёный лесной рай Екатерининской дачи был сущим адом. Вся работа здесь производилась каторжанами. Одни каторжане набирали муку, другие возили её, третьи ссыпали в заторы, качали машиной воду и т.д. Работали по каторжному положению и день и ночь, и отдых имели на рождество и пасху. Солдаты которые несли охрану, помогали заводскому смотрителю пороть рабочих. А пороли каторжан нещадно, за вину и без вины, - всё зависело от настроения смотрителя. По положению наказывать рабочих мог только смотритель. Однако «бить по щекам», таскать каторжника за волосы мог всякий безнаказанно.  

 IV Чтением учителем стихотворения местной поэтессы Непомнящих К.И. «Село родное».

Екатериновка сторонушка моя

Красивая зеленая отрада

С тобою вместе много лет жила

И ничего другого мне не надо.

Село родное, рада я, что церковь

Кто-то здесь  для нас построил,

Что есть где деток окрестить

И Богу душу посвятить

Себя на добрый лад настроить.

Но толь ко редко ходим мы туда

А надо бы почаще появляться

Молиться и просить Творца

Чтоб в жизни нам не плакать, а смеяться.

Мой щедрый край

Богатый всем на свете

Как не  любить всю эту красоту

Молю, прошу святую Екатерину

Сердца людей наполни верой в доброту.

Учитель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?

Ответы учащихся

Учитель: А кто знает, как называется  наш храм?   Когда  и кем он был заложен?

Ответы учащихся….

Учитель: Действительно, в 18 веке.  Как нам известно, из истории села вначале 1789 года по указу Екатерины II был построен винокуренный завод, просуществовавший до 1867 года. Он был одним из крупных предприятий Тобольской губернии.

Каторжане были первыми жителями села, хотя существовало местное население из числа крестьян, солдат. Впоследствии возникла потребность в духовном развитии, поэтому на широкой зелёной возвышенности, окружённой сосновым бором, самом красивом месте села был заложен  Храм во имя Святой Великомученицы Екатерины.

Учитель: Много девочек во всем христианском мире носят ее имя. Кто же она Святая Екатерина и кто такие святые?

Ответы учащихся….

Рассказ учителя: Святые – это те люди, которые при своей земной жизни более других проявляли любовь к ближним. После смерти телесной  (успения) душа праведного человека переходит в духовный (горний) мир. На создании живого общения Небесно-земной Церкви и на вере в силу молитвы основана древняя практика обращаться за помощью к святым мученикам и угодникам Божиим. Они совершеннее нас и ближе к Богу по причине своей праведности.

-   Святая великомученица Екатерина стала небесной покровительницей, заступницей нашего села и храма.

 V. Рассказ учителя о святой великомученице Екатерине:

      Святая Екатерина родилась в Александрии во второй половине третьего столетия. Происходила она из знатного рода и отличалась светлым умом, ученостью и красотой. Многие богатые и знатные женихи искали её руки. Но Екатерина медлила с ответом и говорила своим близким: «Если хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне юношу, подобного мне по красоте и учености».

       Мудрый старец-пустынник сказал Екатерине: «Я знаю Жениха, который во всем превосходит тебя. Нет ему подобного». Старец подробно объяснил ей истинную веру, рассказал о райском блаженстве праведников и о гибели грешников. Мудрая дева поняла превосходство христианской веры над языческой, поверила в Иисуса Христа как Сына Божия и приняла святое крещение. После крещения божественный свет проник в нее и наполнил ее великой радостью.

       Однажды ей приснился сон. Матерь Божия взяла правую руку девицы, а Отрок – сын ее надел ей чудный перстень, сказав: «Не знай жениха земного». Екатерина поняла, что с этого момента она обручена Христу и проснулась с еще большей радостью на сердце. После этого она совершенно переменилась, стала скромной, кроткой и милостивой. Она стала часто молиться Богу, прося руководства и помощи. Святую Екатерину называют «Невестой Христовой».

       Однажды правитель Александрии Максимиан  созвал народ на праздник в честь языческих богов. Екатерина скорбела, что царь,  вместо того, чтобы содействовать  просвещению народа, еще больше насаждает языческие суеверия. Когда настал праздник, она пришла на капище, где собирались жрецы, знать и народ и безбоязненно сказала царю: «Не стыдно ли тебе, царь, молиться мерзким идолам? Познай истинного Бога, безначального и бесконечного; им цари царствуют и мир стоит. Он сошел на землю и сделался человеком для спасения нашего».

        Максимиан разгневался на Екатерину и повелел заключить ее в темницу. Но не удалось жестокому правителю убедить Екатерину в истинности языческой религии  ни доводами придворных мудрецов, ни  обещанием богатых даров, ни угрозами пыток и смерти.  Видя бесполезность всех своих усилий, царь велел отсечь ей голову.

        Впоследствии святые останки великомученицы Екатерины попали на гору Синай и с тех пор там хранились в монастыре её имени. Император Петр Великий   пожертвовал для её мощей драгоценную раку (сосуд).

 Вот в честь какой святой была названа при крещении российская  императрица Екатерина и назван храм в селе Екатерининском.   Храм был воздвигнут в центре нашего города, на возвышенности. Он  деревянный, на каменном фундаменте.  Внутри храма со стороны входа не было стены, было 4 колонны. Храм имел 3 купола, над алтарём, над церковью и колокольнею. Потолка не было, крыша оканчивалась куполами. Сколько было колоколов, неизвестно, по воспоминаниям жителей, их звон  был слышен далеко за пределами села.

Храм Святой Екатерины построен из леса хвойных пород: сосны и лиственницы, в виде прямоугольной формы.

Церковь  была прочна, вместительна и утварью достаточна. В храме имелась  особо чтимая икона, копия с иконы Абалакской Божьей Матери.

Учитель:       Кто-нибудь из вас, ребята,  был в храме?

    Ответы учащихся…

Учитель: А когда вы посещает храм чаще?

    В нём всегда много людей. Но, особенно торжественно бывает в дни почитания святой великомученицы Екатерины- 7 декабря, н.ст. (24 ноября ст.ст.)

      В храме идет праздничная служба, вспоминают жизнь святой Екатерины, её мученическую смерть; чудеса, свершенные по молитвам к святой.

      Жители нашего села и сейчас верят, что по молитвам святой великомученицы Екатерины, он будет храним и благославляем Богом.

VI. Рефлексия:

  1. Ребята, давайте вспомним, чему посвящено наше мероприятие?
  2. Кто такие святые? Кто такая святая Екатерина?
  3. Возраст Екатерины?
  4. Как христиане объясняют ее выбор жизненных ценностей? (христианская вера, божественное просвещение).
  5. Какова цель жизни христианина?
  6. Какие духовные ценности вы  хотели  бы завещать (сохранить) своим потомкам? Как бы вы поступили на месте Екатерины?

     VII.  Заключение.

-  Ребята, я благодарна вам за сотрудничество.

   Думаю, что вы узнали много нового и интересного. Надеюсь, что вы будите еще больше любить свое село, храм, хранить его историю и, став взрослыми, внесете свой вклад в его процветание.

ЛИТЕРАТУРА

1.  «Избранные жития святых». Афанасий, Архиепископ Пермский и

     Соликамский. Изд. «Сатисъ». Санкт-Петербург, 2003

2. Материалы исследовательской работы «Стоит село, и в нем есть храм старинный», выполненной ученицей 9 класса Дорошковой Снежаны.



Предварительный просмотр:

Тема урока : Повторение темы «Глагол»

1Орг. Момент

Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Создание положительной мотивации к уроку.

 Мы пришли сюда учиться.

 Не лениться, а трудиться.

 Работаем старательно,

 Слушаем внимательно!

II Мотивация учебной деятельности

Послушайте отрывок из стихотворения.

Что без меня предметы?

                                                          Лишь названья.

                                                          Но я приду – все в действие придет:

                                                          Летит ракета, люди строят зданья,

                                                          И рожь в полях растет.

- О какой части речи говорится?   (О глаголе)

- Почему? (Потому что глаголы обозначают действия предметов.)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке (то есть о какой части речи)? (О глаголе.)

- Правильно, о глаголе. Тема нашего урока «Повторение изученного по теме «Глагол».

Цели нашего урока:

– развивать умение правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи;

Задачи урока:

  • совершенствовать орфографические навыки, навыки морфологического, синтаксического разборов;

Запишите оценку, на которую как  считаете вы знаете тему глагол

Откройте тетради и запишите  число и тему урока.

III Фронтальный опрос.

А что такое глагол?

Как изменяется глагол?

Какого вида бывают глаголы?

Синтаксическая роль глагола?

Что называется спряжением?

IV Работа в группах

1)Что нужно сделать прежде, чем написать безударное личное окончание глагола? (устные ответы учеников) Напишите глаголы, вставляя безударное личное окончание, определите спряжение. Желаю удачи! (7 слайд)

1 группа Раду_т, стро_т, засыпа_шь, исчеза_т, проед_шь, люб_шь, ед_м,

2 группа сверка_м, корм_т, объявля_т, слыш_м, замеча_шь, выйд_т, посад_шь.

Радует(I), строит(II), засыпаешь(I), исчезает(I), проедешь(I), любишь(II), едем(I), сверкаем(I), кормит(II), объявляет(I), слышим(II), замечаешь(I), выйдет(I), посадишь(II).

2) Запиши слова в две колонки ( 1 группа - I спряжение, 2группа - II спряжение):

   Стелить, рубить, кушать, готовить, заниматься, обидеть, держать, спать, дуть, слышать, видеть, вертеть, чувствовать, губить, запоминать, сторожить, любить, ненавидеть, дружить.

3) Физминутка:

Мы топаем ногами

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами,

Мы руки опускаем,

Мы руки разведём

И побежим кругом.

Какая часть речи помогла нам сделать упражнения?

 

4) Редактирование текста.      Работа проводится в группах.

     Задание: вставить подходящие по смыслу глаголы, чтобы текст получился выразительным, динамичным.

   

     После выполнения работы каждая группа зачитывает свой вариант готового текста.

 5) Выполнение морфологического разбора глаголов: 

 1 группа - наступает,

2 группа - строил.

1) начальная форма ..................................................................................................................

 2) вид.............................................................................................................................................

 3) спряжение................................................................................................................................

 4) время........................................................................................................................................

 5) число..........................................................................................................................................

 6) лицо............................................................................................................................................

 7) род (если есть)..........................

6) - Запишите предложение и выполните синтаксический разбор (класс записывает оба предложения и разбирает их).

1 группа 1. На рассвете в долинах теплом и черемухой веет. (Повеств., невоскл., прост., односост., , распр.)

2 группа 2. Наступили теплые дни, и легко дышится. (Повеств., невоскл., сложн., сложносоч.)

7)Произвести морфемный разбор слов : 1 группа  «оживали», опускается   2 группа РАЗНОСИТСЯ, зашевелились

Найдите в этом слове изученные орфограммы. (Приставка раз-, буквы З и С на конце приставок).

8. Тест «Правописание глагола»

Цель: проверить усвоение темы «Глагол» в 5 классе.

1.Глагол – это часть речи, которая обозначает:

а) Предмет;

б) Признак предмета по действию;

в) Действие предмета;

г) Признак предмета;

д) Добавочное действие.

е) Правильного ответа в данном списке нет

2.Глагол – это часть речи, которая изменяется:

а) По родам, числам и падежам;

б)По числам и лицам;

в)По числам и родам;

г)По числам и временам;

д)По спряжению и виду.

3.В предложении пропущено слово, допишите:

Глаголы в предложениях чаще всего бывают …

4.В данном предложении пронумерованы  слова. Обведите все цифры (цифру), которыми обозначены глаголы (глагол).

(1)Ветер (2)подхватил (3)золотые (4)листья, (5)которые, (6)кружась в (7)воздухе,(8) медленно (9)оседали на (10)землю.

5.Выберите правильный ответ

Найдите словосочетание, которое соответствует схеме: гл.+ сущ.

а)Красивый цветок

б)Писать в тетради

в)Летящий шар

г)Думая о маме

д)Десятые сутки

Правильного ответа в данном списке нет

6.Выберите правильный ответ(ответы)

Какое из этих слов является глаголом (глаголами)

а)Бег

б)Бегущий

в)Бегали

г)Бежать

д)Бегая

е)Глагола в этом списке нет

7.Выберите правильный ответ

   Если глагол не употребляется без НЕ, то он пишется с НЕ …

а)Раздельно

б)Через дефис

в)Слитно

г)По-другому

8.Выберите правильный ответ (ответы)

   Найдите ошибку (ошибки) в написании глаголов

а)Недостает до дна

б)Недобежал до места

в)Не смотри на меня

г)Нездоровится сегодня

д)Не навидел труса

е)Ошибок нет

9.Выберите правильный ответ

Найдите глагол с приставкой НЕДО-

а)(недо)бежать до финиша

б)Что-то (недо)делать

в)(недо)солить борщ

г)(недо)водить до предела

д)(недо)сказал факты

Правильного ответа в данном списке нет

10.Найдите ошибки в написании глагола:

а)Недогрузил

б)Не навидеть

в)Небыл

г)Не знал

д)Недописал

Ключи на экране.

9. Итог урока

Что повторили на уроке? Перед работой вы оценивали свои знания. У кого оценки совпали? У кого оценки ниже? Выше? Поздравляем с победой!

10. Д/з каждый получает тест обобщающий тему «Глагол», Упражнение №711, страница 281,

Контрольные вопросы страница 280.