Мои публикации

Мухамадеева Айгуль Тальхатовна

Предварительный просмотр:

Телекоммуникационные проекты как способ повышения учебной мотивации учащихся

"Учиться и, когда придёт время, прикладывать усвоенное к делу - разве это не прекрасно!"

Конфуций

В настоящее время особенно актуальным вопросом становится подготовка конкурентоспособной личности, у которой должны быть хорошо развиты следующие качества: любознательность, устойчивое внимание, воля, умения, навыки самостоятельного поиска и обработки информации, умение творчески работать и находить выход из сложных ситуаций.

Для выработки этих качеств личности необходимо применять современные технологии,  которые повышают интерес к предмету и дают простор для самостоятельной творческой работы. Информационно-коммуникационные технологии в сочетании с личностно-ориентированным подходом и технологией проектного обучения дают очень хороший результат. Так в нашей школе за 2010-2011 учебный год 153 учащихся приняли участие в телекоммуникационных проектах, из которых 17 победителей и призеров. 11 учащихся пробовали свои силы во всероссийских телекоммуникационных проектах, трое из которых стали победителями.

И поэтому в своей работе, организуя участие учащихся в телекоммуникационных проектах ставлю следующие цели:

  • сформировать у учащихся исследовательские умения;
  •   повысить мотивацию к изучению предмета;
  •  содействовать развитию личности ученика;
  • помочь им в самоопределении.

Участие в телекоммуникационном проекте позволяет саморазвиваться  личности ученика  через осознание собственных потребностей, через самореализацию в практической деятельности (использование компьютерных технологий). Выводы, сделанные учащимися (сопоставление жизни человека и конкретных явлений русского языка или литературы), способствуют социализации личности ребенка. Помимо работы с конкретной темой, каждому школьнику - участнику проекта - предлагается широкий спектр коммуникативных связей с ребятами в группе, с участниками из других групп, с учителем.

В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение  от сделанного, развивается их творческая активность, при этом воспитывается бережное отношение к родному языку и родной литературе.

Специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети даёт высокий педагогический результат, важный не столько для контроля знаний, сколько для личностного, интеллектуального, творческого развития школьников.

Результатами участия школьников в телекоммуникационных проектах можно считать следующие:

•  повышение уровня познавательной активности учащихся;

•  появление черт личности, присущих исследователям;

•  увеличение числа учащихся, проявляющих интерес к предмету;

•  повышение уровня обученности по предмету.

Для участия в  проектах проводится работа по поиску предметных телекоммуникационных конкурсов, представленных на сайте Омского образовательного портала.  Из большого количества проектов мы выбирали те, которые, как нам показались, могли повысить учебную мотивацию (в основном по предметам: русский язык и литература. Одним из первых проектов был «Жил-был сказочник один…» по творчеству Ганса Христиана  Андерсена, проводимый  муниципальным образовательным учреждением города Омска Лицей №25). Этот проект преследовал ЦЕЛь : воспитание духовности и формирование нравственного опыта обучающихся путём приобщения их к наследию зарубежной классической литературы. Виноградов Никита, ученик 5б класса занял 3 место.

В телекоммуникационной викторине «Путешествие в Руссландию» организованной МОУ  «Алексеевская СОШ»   Горьковского района  Омской области) команда 5 класса  стала победителем, заняв 1 место). Одновременно  вместе с учащимися 9 класса я принимала участие в проекте «Архитектура предложения и музыка слова», проводимый Комитетом по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района Информационно-методический отдел БУ "ЦФИХО в СО" Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия г. Тюкалинска».   Данный проект был ориентирован на реализацию государственных стандартов по русскому языку. Он позволил лучше подготовиться учащимся 9 класса к сдаче ГИА и получить высокие баллы (команда 9б класса заняла 3 место).   Ученица 10 класса Зелинская Настя приняла участие в учебном телекоммуникационном проекте «ЕГЭ – на 100 баллов», который проводился Муниципальным образовательным учреждением  «Нижнеомская средняя общеобразовательная школа № 2». Этот проект  научил Настю осуществлять самоконтроль, необходимый для прогнозирования предполагаемого результата на ЕГЭ. Зелинская Анастасия заняла 1 почетное место, набрав 99, 6 балла).

 Также  при содействии Комитета образования, а именно Дышлевского Д.А., который своевременно информировал образовательные учреждения о появлении на сайте образовательного портала новых проектов, учащиеся нашего образовательного учреждения принимали активное участие во многих других проектах. Так, команда 10 класса участвовала в проекте «Великий сын- Великой России!» (М.В. Ломоносов) (Муниципальное учреждение образования «Георгиевская средняя общеобразовательная школа» Горьковского района Омской области), где стала лауреатом. Также в проекте «Сохраним прошлое для настоящего и будущего», разработанный Муниципальным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №114» Музей-Институт Человека). Сборная команда 2-5 класса заняла 3 место, а  команда 1-3 класса стала победителем.

 Учащиеся 5 класса начали принимать активное участие в телекоммуникационных  проектах с  сентября 2010 года, а в конце учебного года, проанализировав участие в телекоммуникационных проектах я провела диагностические  исследования по методике М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой (Методика изучения мотивации обучения у учащихся 5-ых классов). [2] По результатам исследований была составлена диаграмма, по которой  можно проследить уровень учебной мотивации до участия в телекоммуникационных проектах  и после.

Представленная диаграмма  наглядно демонстрирует, как повышается учебная мотивация учащихся после участия в телекоммуникационных проектах.

Кроме этого педагоги нашей школы запустили проект «По следам белого кролика»,  который проходил в несколько этапов. Конечно, что-то получилось, а где-то были ошибки. Но этот опыт очень ценный.

На сегодняшний день коллектив учащихся и педагогов намерен не только продолжить, но и расширить возможности при участии в телекоммуникационных проектах, ведь участия в телекоммуникационных проектах позволяют учителю сделать процесс обучения ярким и запоминающимся, помогает учащимся познакомиться с исследовательской деятельностью, научиться работать самостоятельно, сделать осознанный и правильный выбор  профиля обучения.

Успех телекоммуникационного проекта во многом зависит от работы, выполненной и учителями, и учащимися. Каким же должен быть учитель-предметник? Прежде всего увлечённым своим делом человеком, способным, говоря  словами Дистервега, «…не преподносить истину, а научить её находить».



Предварительный просмотр:

КОУ “Екатерининская средняя общеобразовательная школа №1”

Мухамадеева Айгуль Тальхатовна

Сетевые конкурсы как средство развития творческих способностей учащихся.

 «Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи».. Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших.

Творчество - это высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка.

Развитие в наших детях качеств творческой личности становится одной из важнейших задач современной школы.

В системе школьного образования существуют разнообразные формы организации творческой деятельности учащихся. Среди них распространены творческие конкурсы, научно-исследовательские проекты, мастер-классы, олимпиады, викторины и др.

Опыт работы в школе показывает, что наибольший  интерес у детей вызывают занятия игрового, соревновательного характера. В настоящее время в Сети  Интернет существует большое количество образовательных порталов, специализирующихся на проведении Интернет-олимпиад и дистанционных конкурсов. Учащиеся школ, лицеев, гимназий одновременно соревнуются в творчестве с помощью сети Интернет, находясь при этом в разных городах и странах.

Участвуя в различных конкурсах и олимпиадах, школьники становятся заинтересованными в развитии собственного образования, так как, выполняя задания, они часто решают реальные научные проблемы, выдвигают собственные версии и гипотезы причин тех или иных явлений в предметных областях, создают творческую продукцию, актуальную для их жизни в современном информационном обществе. Отсутствие правильного решения, заранее известного, готового ответа стимулирует школьников к самопознанию, реализации своего творческого потенциала. Учащихся привлекает такая форма креативной деятельности, которая редко встречается на школьных уроках и не всегда оценивается учителем.

В деятельности учителя можно выделить три основных элемента для развития творческих способностей средствами ИКТ: урочная деятельность, внеклассная работа по предмету и дополнительное образование.

 Содержание внеурочной работы значительно выходит за рамки учебной программы и определяется интересами учащихся, что позволяет значительно расширить и углубить знания, применять их в жизненных ситуациях и развивать творческие способности учащихся.

Я, в свою очередь, стараюсь сочетать учебную деятельность с организацией внеучебной работы. Творческие группы детей, созданные для работы на уроках, продолжают свою совместную деятельность и в процессе внеурочной деятельности.

Мои ученики ежегодно принимают активное участие в школьных, муниципальных,  федеральных и международных олимпиадах, конференциях, различных смотрах-конкурсах. Например, за два последних учебных года мои ученики приняли участие в более 20 различных конкурсах.

 Одним из первых проектов был «Жил-был сказочник один…» по творчеству Ганса Христиана  Андерсена, проводимый  муниципальным образовательным учреждением города Омска Лицей №25). Этот проект преследовал цель: воспитание духовности и формирование нравственного опыта обучающихся путём приобщения их к наследию зарубежной классической литературы. Виноградов Никита, ученик 5б класса стал призером.

Многие дистанционные олимпиады и проекты могут помочь при подготовке к аттестации учащихся. Так проект «Архитектура предложения и музыка слова», проводимый Комитетом по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района Информационно-методический отдел БУ "ЦФИХО в СО" Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия г. Тюкалинска» был ориентирован на реализацию государственных стандартов по русскому языку. Он позволил лучше подготовиться учащимся 9 класса к сдаче ГИА и получить высокие баллы (команда 9б класса заняла 3 место). Ученица 10 класса Зелинская Настя приняла участие в учебном телекоммуникационном проекте «ЕГЭ – на 100 баллов», который проводился Муниципальным образовательным учреждением  «Нижнеомская средняя общеобразовательная школа № 2». Этот проект  научил Настю осуществлять самоконтроль, необходимый для прогнозирования предполагаемого результата на ЕГЭ. Зелинская Анастасия заняла 1 почетное место, набрав 99, 6 балла).

В настоящее время Интернет предоставляет огромное количество различных дистанционных конкурсов и олимпиад. Одним из которых является Центр развития мышления и интеллекта. Его миссия и цель состоит в том, чтобы помочь учебным заведениям сформировать из участников  мероприятий интеллектуально и духовно развитую личность, воспитать такие архиважные в настоящее время качества как умение мыслить, быстро адаптироваться к инновациям, постоянно развиваться и быть достойными гражданами своей страны. Центр развития мышления и интеллекта (Центр РМИ) проводит предметные олимпиады и конкурсы по самым разнообразным тематикам, направленным на достижение поставленных целей и выполнению задач.

 В этих  конкурсах и олимпиадах могут участвовать как педагоги со своими учащимися, так и сами ученики. Для этого предусмотрена регистрация и подачи заявки отдельно для учителей со своими классами и для учеников, которые проявили инициативу самостоятельно участвовать в  мероприятиях. Процедура регистрации, создание личного кабинета учителя или ученика и подача заявки на участие в олимпиаде или конкурсе подробно описана на сайте www.vot-zadachka.ru в разделах «Регистрация» и «Личный кабинет».

 Победители получают дипломы, а все участники мероприятий получают сертификаты участия, учителя получают сертификат куратора. Тем самым абсолютно все пополняют свои портфолио достижений. Учащиеся нашего учебного заведения активно принимают участие в представленных в центре РМИ конкурсах и олимпиадах. Неоднократно становились победителями и призерами всероссийского уровня. Участие в данных дистанционных олимпиадах помогло многим моим ученикам обрести веру в себя, свои возможности, увидеть свой креативный потенциал.

Еще одним сетевым ресурсом можно назвать АНО "Центр инновационных ресурсов", целью  которого является  сопровождение инновационных идей, технологий,  проектов, программ в области образования и культуры, реализуемых коллективными и индивидуальными субъектами. Ученица 10 класса, Видякина Мария, совместно с руководителем, разработав энциклопедию мир профессии, стала призером.

Также нужно отметить «Центр внедрения социальных инноваций», занимающийся разработкой, внедрением и сопровождением проектов и программ социально-экономической значимости. Центр реализует проекты и программы, рассчитанные  на патриотическое воспитание и гражданское образование молодежи, а также профессиональную ориентацию. Исследовательская работа Дорошковой Снежаны, ученицы 8 класса стала дипломантом 3 степени.

 Стимуляции саморазвития, творческого поиска и расширению кругозора учащихся способствует Открытый международный проект Азбуковник Интернет конкурс по русскому языку.

Кроме этого педагоги нашей школы запустили проект «По следам белого кролика»,  который проходил в несколько этапов. Конечно, что-то получилось, а где-то были ошибки. Но этот опыт очень ценный.

На сегодняшний день коллектив учащихся и педагогов намерен не только продолжить, но и расширить возможности при участии в различных сетевых проектах, ведь участия в них позволяют учителю сделать процесс обучения ярким и запоминающимся, помогает учащимся познакомиться с исследовательской деятельностью, научиться работать самостоятельно, сделать осознанный и правильный выбор  профиля обучения.

Успех любого проекта во многом зависит от работы, выполненной и учителями, и учащимися. Каким же должен быть учитель-предметник? Прежде всего увлечённым своим делом человеком, способным, говоря  словами Дистервега, «…не преподносить истину, а научить её находить».

К сожалению, невозможно подробно рассказать о всех тех интересных и креативных заданиях, которые придумывают для участников организаторы всех этих конкурсов.  

Понятно, что все они выявляют скрытые возможности и таланты учащихся, как по учебному предмету, так и в межпредметных областях, помогают решать проблемы творческой реализации личности посредством компьютерных технологий, позволяют современному школьнику ощущать себя полноправным членом Интернет - сообщества, делает его конкурентноспособным в информационном обществе.  

 



Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность школьников в краеведении

Мухамадеева А.Т.

Казенное общеобразовательное учреждение

«Екатерининская средняя общеобразовательная школа №1»

Омская область Тарский район с. Екатерининское

«Поиск способных и способностей –

это поиск самых больших богатств.

Надо  создать такую надёжную систему,

которая не давала бы возможности  проглядеть

ни одного  способного человека»

М.А.Лаврентьев. 

 

В настоящее время  возросла роль краеведения в  воспитании подрастающего поколения. Знание истории родного края конкретизирует многие события отечественной истории, помогает понять многие процессы, происходящие в современном мире. Знакомство с яркими страницами  местной истории, с известными земляками, с памятниками архитектуры вызывает гордость за своих предков. Изучение истории своей семьи помогает восстановить  связь поколений, улучшает взаимоотношения с родителями. Исследовательская работа  по краеведению помогает детям реализовать  свои интересы и  раскрывает новые страницы в летописи родных мест.   Все это способствует воспитанию патриота своей страны, что сделать в наше непростое время  сложно, но очень важно. Человек будет любить свой край, его историю, если будет знать его прошлое и настоящее. Важно заинтересовать ребят историей родного края, развить этот интерес, умело направлять желание знать больше.

Наше  село расположено в уникальном по природным условиям районе, богатом традициями и историческим прошлым.   Поэтому краеведческая работа в нашей школе ведется по нескольким направлениям: историко-краеведческое, литературно-краеведческое, фольклорно-этнографическое и экологическое.

Учащиеся нашей школы неоднократно становятся участниками и победителями    как всероссийских так и региональных научных конференции по краеведению. Так ученица 8 класса Дорошкова Снежана и ученица 9 класса Хоботова Кристина в IV Областной олимпиаде по туризму и краеведению, организованном ОмГУ им. Достоевского (в конкурсе исследовательских работ) стали победительницами в 2012 году.  Во II Открытом всероссийском историко-краеведческом конкурсе «Дорога, которую я выбираю», проводимом центром внедрения социальных инициатив «Идея»,  Снежана и Кристина- дипломанты III степени с темами научных работ «Стоит село, и в нем есть храм старинный» и «Прошлое и настоящее Екатерининской сельской библиотеки».

За последние 4 года ребятами  нашей школы велась научно – исследовательская работа по следующим  направлениям:

- изучение истории храмов города и района (Храм Святой Великомученницы Екатерины  села Екатерининское и Спасская церковь г. Тара);

- сбор информации о представителях педагогических династий школы (учительская династия Крининцыных);

- изучение биографий земляков (судьба учителя Акима Макарыча Потребича, руководителя школьного музея и местного археолога, история села в работах местного художника Н.Бабушкина и местной поэтессы Т.А..Полищук);

- изучение и представление краеведческих находок (работа в местном историко-краеведческом музее);

- изучение отдельных вопросов истории родного края (история бывшей  сельской спортивной школы, судьба депортированной семьи Куль, история основания с. Екатерининское, составление путеводителя по селу, прошлое зоны отдыха «Екатерининский бор»);

- работа по составлению родословных (генеалогическое древо семьи Козловых).

С целью приобщения талантливых и способных учащихся  к исследовательской деятельности, создания  условий для их самообразования и профессиональной ориентации в  школе создано научное общество учащихся  «Поиск».

Все учащиеся, вошедшие в состав научного общества, являются активными участниками не только научно-практических конференций, но и предметных олимпиад, имеют некоторый опыт исследовательской работы.

За этот период  накоплен значительный  опыт работы, разработаны положения об исследовательском обществе учащихся, об учебно-исследовательской работе в школе, разработаны методические   рекомендации, критерии оценивания исследовательских работ учащихся, памятки по написанию исследовательских работ, ведется мониторинг результативности исследовательской деятельности.

По результатам работ учащимися составлены буклеты и путеводитель по родному краю, альбомы села с фотографиями исторических мест села.

Используя материалы исследовательских работ, учащиеся самостоятельно проводят мероприятия в местной библиотеке и краеведческом музее «История храма Святой Великомученницы Екатерины», «Сибирская каторга» (в честь празднования 295-летия села) и другие.

Материалы исследований, представленные в ходе научно-практической конференции становятся составной частью научно-методического обеспечения краеведческого отдела местной сельской библиотеки и местного историко-краеведческого музея.

Таким образом, за эти годы  краеведческой работы в нашей школе  накоплен большой опыт по организации  научно – исследовательской краеведческой работы, достигнуты значительные результаты. Эта благородная  работа для учащихся не проходит бесследно – помогает лучше узнать свою малую родину, позволяет внести свой вклад в изучение ее истории, поднять престиж школы в краеведческой работе.

Изучение родословной своей семьи помогает восстановить  связь поколений, улучшает взаимоотношения с родителями. Все это способствует воспитанию патриота своей страны, что сделать в наше непростое время  сложно, но очень важно.



Предварительный просмотр:

А.Т.Мухамадеева

КОУ «Екатерининская СОШ №1»

Роль классного руководителя в формировании духовно-нравственных качеств обучающихся

Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.  Проблема духовно-нравственного воспитания является самой острой и актуальной не только в педагогическом, но и социальном плане. Подтверждением данного факта могут быть растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Поэтому главная цель духовно - нравственного воспитания состоит в  формировании человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Так как формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка,  главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и конкретно классный руководитель.

Сегодня в нашей школе есть все условия для духовно - нравственного воспитания детей через внеурочную деятельность. Проработав в школе 7 лет, из которых 3 года в роли классного руководителя, стараюсь  строить свою  работу на следующих принципах духовно - нравственного воспитания: воспитание на традициях; принцип сотрудничества; принцип сохранения исторической памяти.

Главными направлениями духовно-нравственного воспитания в нашей школе являются: военно-патриотическое; художественно-эстетическое; туристско-краеведческое; спортивно-оздоровительное. Но основными среди них в моём классе можно считать художественно-эстетическое и туристско-краеведческое направления. В этой работе я использую   игровые технологии,  коммуникативные и  исследовательские.

В нравственном воспитании учащихся средних классов приоритетным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом направлении в своем  классе провожу с детьми немало различных мероприятий: недели вежливости,  классные часы «Подари улыбку», «Добрые дела», беседы на этические темы, чтение художественной литературы нравственной тематики, обсуждение положительных и отрицательных поступков учащихся. В рамках художественно-эстетическое направления проводятся мероприятия по знакомству учащихся с традициями народной культуры. Народная культура воплощена в доступных для школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, праздниках. Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Дети могут пробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Также часто с классом посещаем мероприятия, проводимые местным Домом культуры, библиотекой и музеем, в которых учащиеся принимают активное участие. Их успехи отмечаются  грамотами, ценными подарками, положительными отзывами местных жителей, а самое главное в результате этой деятельности у детей формируется чувство коллективизма, повышается самооценка и развиваются коммуникативные навыки.

Еще одним видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей народной культуры, является познавательно-исследовательская (проектная) деятельность. Так учащиеся совместно с музыкальным руководителем фольклорного кружка «Забавушка» проводят театрализованные праздники (например,  русский народный праздник «Широкая масленица», внеклассные мероприятия «История рождественских посиделок». Знакомимся с поэзией на встречах как с местными, так и поэтами г.Тара, вместе с детьми проводим вечера, посвященные памяти великих поэтов и писателей («Солнце русской поэзии», «Гоголь. Кто он?»).

 Хочется отметить, что важную роль в духовно-нравственном воспитании играет православная культура. В нашем селе есть недавно возрожденный храм Святой великомученицы Екатерины. Каждые выходные в местном храме проводится служба и различные праздники, которые мы стараемся посещать. Так, 7 декабря проводится служба, приуроченная дню памяти Святой Великомученицы Екатерины. В рамках этого праздника в школе  было проведено внеклассное мероприятие «Именем святой Екатерины», на котором учащиеся познакомились с историей местного храма, читались стихи о храме местных поэтесс.

Активно участвуют в мероприятиях класса родители, помогают с костюмами, а также сами организовывают спортивные игры, например ежегодные семейные старты «Папа, мама, я – веселая семья», «День матери», «Веселый новый год», «Увлечения моей семьи», новогодний КВН («Мы и  Родители»).

Мальчики на уроках технологии изучают историю происхождения  и технику создания матрешек. Разрабатывают проекты по этой теме и принимают участие в телекоммуникационных проектах («Сохраним прошлое для настоящего и будущего»(21.03.11-5.05.11), организованным Омским Музеем-институтом Человека).

Туристско-краеведческое направление реализуется в исследовательской деятельности учащихся. Так дети совместно с классным руководителем, работниками сельской библиотеки и заведующей местного музея собирают материалы по истории села, традициям и народным промыслам  села. В ходе этих исследовании были написаны научные работы, например, «Стоит село, и в нем есть храм старинный», «Семейные традиции», «Дети депортации (о семье Куль)», «Ах вы,  лапти».

Современную школу трудно представить без компьютера. Почти все мои ученики владеют компьютерными технологиями. Три моих ученика ведут электронный фотоальбом «Хроника нашей жизни» для сохранения в памяти ярких моментов школьной жизни. Две ученицы отвечают за презентации, которые они создают для классных часов, внеклассных  и общешкольных мероприятий. Благодаря всемирной паутине мы принимаем активное участие в различных дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах, занимаем призовые места.

Так, ученица 9 класса, Дорошкова Снежана, со своей  работа на тему «Стоит село, и в нем есть храм старинный» в мае 2012 года  участвовала в IV Областной олимпиаде по туризму и краеведению, организованном ОмГУ им. Достоевского (в конкурсе исследовательских работ) и стала победителем.  Эта же тема во II Открытом всероссийском историко-краеведческом конкурсе «Дорога, которую я выбираю», проводимом центром внедрения социальных инициатив «Идея»,  стала дипломантом III степени. В  апреле 2013 году стала лауреатом региональной ученической конференции. А в октябре 2013 года в областном конкурсе «Говорящие святыни» стала победителем.

Данные мероприятия не только способствует развитию личности ребёнка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциалов, но и формирует навыки  межличностного общения, помогает мне, как классному руководителю, вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

Частью духовного воспитания является и патриотическое воспитание, целью которого  является  воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине,  готовности служить Отечеству.

В этом плане в школе проводится с детьми немало мероприятий, в которых мои ученики принимают самое активное участие. Наиболее яркие из них: встречи с ветеранами ВОВ, уроки Памяти, смотр строя и песни, конкурс рисунков «Война глазами детей»,  интеллектуальные игры «Делаем ставку на умных», посвященных 200-ю Отечественной войны 1812 года и многие другие.

С классом  любим «бывать на природе». Прогулки, походы всем классом запоминаются на всю жизнь. Детей не пугает ни плохая погода, ни отсутствие комфорта. Зимой и летом посещаем  местную спортивно-оздоровительную базу отдыха «Екатерининский бор», отдыхаем на берегу Иртыша, ходим на пикник на Катюшину горку, на свежем воздухе проводим «Есенинские чтения». Нигде так не проявляется дружба, взаимовыручка, забота друг о друге, характеры детей, те их качества, которые в школьной жизни порой не видны. А хороший полноценный отдых положительно влияет на здоровье учеников.

Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному становлению личности  школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.  Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств  школьника  зависит от грамотности педагога, разнообразия применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию.



Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение выпускников в период подготовки к

ГИА

Мухамадеева Айгуль Тальхатовна

Казенное образовательное учреждение «Екатерининская средняя общеобразовательная школа №1» Тарского района

 

В период подготовки к экзамену учащиеся 9 классов испытывают огромное напряжение и нагрузку, как умственную, так и эмоциональную. Им необходимо за довольно короткий промежуток времени освоить большой объем материала, который представлен как в виде текстовой информации, так и в виде таблиц, рисунков, формул, схем и т. п. Поэтому учащемуся необходимы навыки освоения информации, представленной в различной модальности, навыки организации своей работы как по времени, так и в пространстве с тем, чтобы, при наименьших затратах сил и времени, освоить и усвоить максимально большой объем знаний. Не все школьники могут самостоятельно организовать наиболее оптимальным образом свою работу.[4]

Кроме того, одна из задач учащегося — подготовиться к экзамену морально и психологически, справиться с волнением, чтобы оно в самый ответственный момент не стало причиной более низкой оценки. И именно этот аспект требует особого внимания во время подготовки к итоговой аттестации.

Поэтому в своей работе я стараюсь уделять немалое время и психологической подготовке учащихся. Параллельно с общей подготовкой  можно пройти и программу психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к итоговой аттестации в формате ГИА.

При разработке программы "Психологическая подготовка к ГИА" я опиралась на программу занятий по подготовке учащихся к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н. и программу "Путь к успеху" Стебеневой Н., Королевой Н.[5]

Целью данной программы является отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.

Формируется группа из учащихся одного класса, разрабатывается тематический план мероприятий со следующими темами: как лучше подготовиться к экзаменам; поведение на экзамене; способы снятия психически-нервного напряжения; как бороться со стрессом; эмоции и поведение.

На первом занятии можно выполнить различные упражнения, направленные на развитие чувства принадлежности к группе, сблизиться  друг с другом. Например, упражнения типа «Назови меня» [5], которое выполняется в течение 10 минут. Учащимся предлагается следующая инструкция по выполнению упражнения: сейчас этот веселый мяч побежит по вашим рукам. Тот, у кого он окажется, должен назвать свое имя. Как только круг завершится, мяч покатится обратно, в другую сторону, и вы должны назвать имя, которым вас будут называть участники группы в период всего тренинга. Желательно, чтобы имена не повторялись. А теперь напишите свои имена и оформите карточку-визитку. После выполнения упражнения можно сделать анализ мероприятия.

Также полезно проводить мини-лекции «Как готовиться к экзаменам», которые в доступной форме сообщат об эффективных способах подготовки к экзаменам. Например, как подготовиться психологически; что делать, если устали глаза; режим дня; как запомнить большое количество материала и т.п.

Упражнения типа «Найди свою звезду» дают возможность расслабиться и набраться оптимизма учащимся, уверенности в себе.

Целесообразно также выполнить ряд мероприятий, направленных на формирование уверенного поведения в момент стресса (упражнения «Молодец!»). Эффективны мини-инструктажи «Способы снятия нервно-психического напряжения», либо игры типа «Стряхни», помогающие избавиться от негативного, ненужного, мешающего и неприятного.

На последних занятиях «Эмоции и поведение» можно выполнить упражнение «Повтори за мной», целью которого является отвлечение от проблем, не относящихся к групповой работе, полностью переключиться на ситуацию «здесь» и «теперь». Ребята садятся полукругом, каждый по очереди выходит в центр, поворачивается лицом к группе, называет свое имя и здоровается со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Все остальные повторяют имя и каждое предложенное приветствие. В конце можно провести рефлексию.

Полезны также упражнения способствующие  снятию мышечных зажимов в области плеч, шеи, позвоночника (упражнение «Дождь в джунглях»).

Предложенные мероприятия очень эффективны для подготовки к  ГИА, повышают сопротивляемость учащихся к стрессу, развивают эмоционально-волевую сферу, развивают навыки самоконтроля в стрессовых ситуациях.

Литература

  1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.
  2. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.
  3. Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб.: Речь, 2002. – 135 с.
  4. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005. – 175 с.
  5. Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху".