1.3. Системность профессионального развития

Соколик Оксана Игоревна

План самообразования

учителя начальных классов МБОУ «СШ №43» 

Соколик Оксаны Игоревны

на 2020-2024 учебный год

Методическая тема: «Формирование ключевых компетенций младших школьников через использование исследовательской технологии на уроках окружающего мира и во внеурочное время для повышения качества образования»

Предмет: начальные классы

Педагогический стаж: 28

Категория: высшая

Год аттестации: 2019  


Цель работы по методической теме: Повышение качества знаний младших школьников через создание условий для практического применения исследовательской технологии на уроках окружающего мира как средства формирования ключевых компетенций обучающихся.

Задачи:

  1. Изучить методическую и методологическую литературу.
  2. Разработать авторский модуль применения форм и методов исследовательской технологии на уроках окружающего мира для формирования ключевых компетенций.
  3. Разработать сценарии уроков окружающего мира с применением методов исследования.
  4. Создать творческую группу учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью.
  5. Обобщить результаты исследовательской работы и провести мониторинг результатов реализации проекта.

     

 

 

Содержание

 

Планируемая  работа

 

Результат

1

КПК, семинары, вебинары.

КПК Фонда «Педагогический университет «Первое сентября»

Вебинары издательства «Просвещение», «Дрофа», «Вентана Граф»

 

2

Исследовательская и проектная деятельность

 Исследовательские проекты

коллективные и индивидуальные

 

3

Освоение педагогической технологии

 Проблемное обучение

 

4

Самообразование по ИКТ 

Сервисы для организации дистанционного обучения (виртуальная доска) Twiddla

 

 

5

Создание методических материалов

Интерактивные ресурсы по предметам начальной школы: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.

 

 

6

Изучение методической литературы

ФГОС;

ИКТ;

дистанционное образование;

инклюзивное образование

приемы формирующего оценивания

 

7

Обмен опытом

 Посещение уроков коллег школы и города.

Общение в рамках форумов педагогических сообществ.

 

8

Правовое самообразование

 Изучение материалов сайта «Учитель и право»

 

9

Работа по внедрению ФГОС

Внедрение ИКТ, технологии развития критического мышления, проектно-исследовательской деятельности, АМО.

 

10

Распростране-

ние опыта

 Публикация на сайте-портфолио учителя, на сайтах педагогических сообществ.

Участие в мероприятиях разного уровня: от школьного до федерального.

 

 

Методическая тема 2020-2024 г.

"Формирование ключевых компетенций младших школьников

через использование исследовательской технологии

на уроках окружающего мира и во внеурочное время

для повышения качества образования"

В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни.

В Концепции модернизации современного Российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

Исследовательская деятельность – всегда была и остаётся неотъемлемой составляющей начального образования. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям.

Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых.  Умения и навыки исследователя, полученные  на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину – всё это способствует развитию индивидуально-личностной позиции ребёнка.

Авторская программа курса  внеурочной деятельности «Я - исследователь» в рамках реализации образовательной программы начального общего образования.

       Программа внеурочной деятельности составлена мною в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, с образовательной программой «Начальная школа XXI века» и положения

о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ «СШ №43».

        В программе учтены требования образовательной программы «Начальная школа XXI века». Предлагаемая программа имеет рецензию Г.А. Петровой, кандидата педагогических наук, доцента Нижневартовского государственного университета.

Программа посвящена организации исследовательской деятельности с младшими школьниками.  Формирование исследовательских навыков актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. 

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Программа позволяет развивать  индивидуальность каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; раскрывать  способности  и поддерживать  одаренных детей.

       Программа рассчитана на 4 года. Каждое занятие по программе «Я – исследователь» позволяет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, знакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.  При этом количество часов аудиторных занятий не превышает  50% от общего количества занятий.

Цель программы: формирование и развитие первоначальных исследовательских и коммуникативных умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных навыков сотрудничества).

Задачи программы:

*    развитие мотивации к процессу получения знаний;

*    ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований.

*    формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;

*    развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;

*    развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

*    воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.

     В программе четко сформулированы планируемые результаты. Разработаны способы проверки данных результатов.

     Программа предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся, в 1 классе на самостоятельную работу отводится – 7 часов, во 2 классе –9 часов и в 3 классе -5 часов и в 4 классе - 9 часов.

    В программе запланирована работа с социальными партнерами: детской библиотекой, школьным музеем, городским музеем Русского быта, центром детского творчества. Программа предполагает тесное сотрудничество со школьным научным обществом учащихся, со старшеклассниками и родителями.

    Предусмотрено использование современных учебных материалов и образовательных технологий. Кроме исследовательской технологии предполагается использование, проектной технологии, технологии проблемного обучения, информационно - коммуникационных технологий. Методы и приемы, применяемые на занятиях, прописаны.

     К программе имеются приложения с системой современных оценочных средств. Индивидуальная карта «Мои достижения». В программе указаны критерии оценивания исследовательских работ.

Используя опыт по курсу внеурочной деятельности «Я – исследователь»,  мною были разработаны:

  • семинары для учителей начальной школы, на которых изучена теория по теме «Исследовательская деятельность младших школьников»;
  • разработана и предложена ученикам  классификация тем   для исследовательской деятельности,  к каждой теме представлены специфические ключи к поиску и систематизации информации.
  • практические материалы (памятки) для учителей, учащихся и родителей:

         - ​«Как организовать исследование» (методические рекомендации для учителя),

         - «Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике» (памятка для учащегося),

         - «Участие в исследовательской деятельности» (памятка для родителей).

 

ОТКРЫТЬ:

Эссе "Быть исследователем самой и увлечь этим детей"

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Педагогический проект «Использование исследовательской технологии на уроках окружающего мира и во внеурочное время как средство формирования ключевых компетенций»

Авторская программа "Я - исследователь"

Рецензия на авторскую программу

 

Уроки-исследования, уроки-проекты:

Урок-исследование «Здоровье и питание»

Презентация

Урок-исследование «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»

Презентация

Урок-проект «Мир профессий»

Презентация

 

Проектно-исследовательские работы учащихся:

«Здоровое питание – здоровый образ жизни»

«Сенсорная кнопка»

Презентация

«Японское искусство КАНЗАШИ»

Презентация

«Изучение влияния чипсов на здоровье человека»

Презентация

«Куклы-обереги в жизни людей»

Презентация

«Пластилинография»

Презентация

«Чему учат муравьи?»

Презентация

«Первые эксперименты. Лизун»

Презентация

«Волшебная ложка»

«Орнамент для моей семьи»

Презентация

«Сколько в соке сока»

Презентация

«Кто такой дед Мороз и где он живет»

Социальный проект «Будь осторожен с огнем»

Презентация