Методическая копилка

Воронкова Светлана Валерьевна

                                                                                                                                                                                                                            

Содержание методической копилки:

1. Методические рекомендации по оформлению портфолио

2. Методические рекомендации по написанию самостоятельной работы для обучающихся СПО

3. Методические разработки открытых занятий

4. Тесты по разделам биологии

5. Олимпиадные задания

6. Учебное пособие "Биология в схемах"

7. Презентации к уроку

8. Чек - лист "Ботаника"

9. Чек - лист "Анатомия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Пензенской области

ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж»

.

Утверждаю

Зам.директора

____________ А.Н. Фомин

«____» ____________ 2019г.

Методические рекомендации

по оформлению «Портфолио педагога»

Рассмотрено

на методическом совете

Протокол № ___ от «____» _____2019г.

Пенза, 20___

Аннотация

В соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» разработано положение по оформлению портфолио для преподавателя СПО.

Портфолио педагога - индивидуальная папка, в которой зафиксированы, накоплены его личные профессиональные достижения в учебно – воспитательной деятельности, результаты развития его воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования за определенный период времени (обычно за последние 5 лет). Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок, позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио удобно использовать для оценки уровня профессионализма работника при его аттестации. Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение педагога предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику.

Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей педагога. Важно, чтобы педагог проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Содержание портфолио

  1.  Титульный лист
  2.  Содержание

2.1 Общие сведения о педагоге (Ф.И.О. педагога, дата рождения, образование, специальность, полное название образовательного учреждения, в котором работает педагог, должность, стаж работы, педагогический стаж, квалификационная категория, имеющиеся награды, жизненная позиция (девиз), личная подпись педагога. В правом верхнем углу титульного листа помещается фотография произвольных размеров и характера. Так же этот раздел может содержать дополнительную информацию о себе, своих увлечениях, хобби, которая не отображена в официальных документах или творческих работах).

2.2. Документы об образовании (В этом разделе помещаются копии дипломов об образовании, удостоверения курсов повышения квалификации, аттестационного листа)

2.3. Научно-методическая деятельность (в этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога Результаты работы по самообразованию, обобщению опыта, выступления, участие в конференциях, «круглых столах», семинарах, мастер-классов, методических объединениях учебного заведения, города, участие в экспериментальной работе, профессиональных  конкурсах, распространение передового опыта (открытые занятия, их анализ, выступления на семинарах, конференциях, материалы выступлений, тексты докладов на городских семинарах, МО, публикации иллюстрирующие педагогический опыт, статьи в газетах, журналах, на сайтах, разработка авторских, рабочих программ. В этом разделе помещаются фотографии, презентации, демонстрирующие деятельность).

2.4. Методическая копилка то коллекция лучших методических наработок: планы, методические рекомендации, сценарии мероприятий, разработанные педагогом, раздаточный, дидактический материал, картотеки игр, упражнений, пособия, тесты, мультимедийные разработки педагога (презентации), предметно-развивающая среда);

2.5.Результаты   педагогической   деятельности.  Достижения воспитанников (анализ заболеваемости, уровень развития детей, уровень освоения программы (результаты диагностики), результаты участия в конкурсах, выставках и т.д.)

2.6. Отзывы о профессиональной деятельности педагога администрации, коллег, родителей и др. (характеристика, итоги контроля, благодарности, публикации в СМИ, результаты анкетирования и т.д.)

2.7. Общественная деятельность педагога (выступления, участие в комиссиях, экспертных группах, жюри, личное участие в спортивных, культурных мероприятиях.

Несмотря на то, что внешний вид портфолио не оценивается, он имеет большое значение. Портфолио отражает индивидуальность автора, его творческие способности, креативность, мастерство.

Портфолио - дело добровольное, отражает индивидуальность автора - составителя, поэтому предложения, относящиеся к виду, форме, содержанию, носят рекомендательный характер. Автор портфолио должен быть заинтересован, увлечен его идеей и должен четко осознавать цели создания и возможность его использования в практической деятельности. Автор должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку тот или иной документ.

Презентация - это итог работы, она должна быть продумана в соответствии с видом и целью. Это может быть защита материалов, выступление на методическом объединении, презентация портфолио может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера Power Point, слайд-шоу.

Примерные критерии оценки портфолио

  1. творческий подход к созданию портфолио;
  2. степень обоснованности содержащихся в нем материалов;
  3. глубина и практическая значимость данных материалов;
  4. наличие выраженной авторской позиции при разработке материалов; способ подачи материалов;
  5. оформление портфолио и др.

Оформление портфолио

Портфолио педагогических работников оформляется в печатном варианте в виде папки-накопителя с файлами.

Шрифт: Times New Roman, размер 14 пт.

Интервал между строк: полуторный.

Отступ абзаца равняется 6 знакам.

Рекомендуемый объем работы – 15 – 25 страниц.

Поля: левое – 30мм. правое – 20мм, верхнее – 20мм, нижнее – 20мм.

Нумерация страниц: низ, правый край.

Каждый материал, включенный в портфолио, датируется.

К портфолио можно прилагать материал в электронном виде (мультимедийные презентации, фото и видеозаписи и др.).



Предварительный просмотр:

Министерство образования Пензенской области

ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж»

.

Утверждаю

Зам.директора

____________ А.Н. Фомин

«____» ____________ 2019г.

Методические рекомендации

по написанию самостоятельной работы

для обучающихся СПО

Рассмотрено

на методическом совете

Протокол № ___ от «____» _____2019г.

Пенза, 2019

Аннотация

Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы студентов, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля; требования по видам внеаудиторной самостоятельной работе. Предназначены для преподавателей и обучающихся ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж»

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….............................4

1. Назначение и виды самостоятельной работы студентов……………………………………...4

2. Требования к организации внеаудиторной самостоятельной………………………………...5

3. Организация контроля самостоятельной работы студентов…………………………………..6

4. Виды самостоятельной работы…………………………………………………………………..7

4.1 Методические рекомендации по  написанию конспекта …………………………………….7

4.2. Методические рекомендации по написанию эссе……………………………………………8

4.3 Методические рекомендации по оформлению компьютерных презентаций……………….9

4.4 Методические рекомендации по написанию доклада………………………………………..10

4.5 Методические рекомендации по написанию реферата………………….................................12

Приложение………………………………………….........................................................................14

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования ориентированы, прежде всего, на умение самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Профессиональный рост специалиста зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий. Стратегическим направлением повышения качества образования в этих условиях является оптимизация системы управления учебной работой студентов, в том числе и их самостоятельной работой.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет компетентностный подход в образовании, на базе которого осуществляется формирование общих и профессиональных компетенций, самостоятельного труда специалиста и квалифицированного рабочего, необходимых как для самообразования, так и для дальнейшего повышения квалификации в системе непрерывного образования, развития профессиональной карьеры.

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов предназначены для преподавательского состава, обеспечивающего организацию самостоятельной внеаудиторной работы студентов в рамках реализации программ среднего профессионального образования.

 

 

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, которую студент совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи преподавателя (но при его контроле), руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий.

Самостоятельная работа проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;

- формирования общих и профессиональных компетенций;

- развитию исследовательских умений.

В учебном процессе образовательного учреждения выделяются два вида самостоятельной работы:

-аудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу (выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию)

-внеаудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу (выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия).

Формы и виды самостоятельной работы студентов:

1. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.

2. Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.

3. Работа со словарем, справочником.

4. Поиск необходимой информации в сети Интернет.

5. Конспектирование источников.

6. Реферирование источников.

7. Составление аннотаций к литературным источникам.

8. Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал.

9. Составление обзора публикаций по теме.

10. Составление и разработка словаря (глоссария).

11. Составление или заполнение таблиц.

12. Работа по трансформации учебного материала, перевод его из одной формы в другую.

13. Ведение дневника (дневник практики, дневник наблюдений, дневник самоподготовки и т.д.)

14. Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.

15. Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме.

16. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету, экзамену).

17. Выполнение домашних работ.

18. Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).

19. Выполнение творческих заданий.

20. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии.

21. Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на занятии.

22. Подготовка доклада и написание тезисов доклада.

23. Выполнение комплексного задания или учебного проекта по учебной дисциплине. Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.

24. Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.

25. Подготовка к выступлению на конференции.

26. Выполнение расчетов.

27. Изучение инструкционной и технологической карты.

 

2.      ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (ВАСР)

         В условиях роста значимости внеаудиторной работы обучающихся наполняется новым содержание деятельность преподавателя и обучающегося.

Роль преподавателя заключается в организации  СР с целью приобретения студентом общих и профессиональных компетенций, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности;

Роль студента заключается в том, чтобы в процессе  СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.

При планировании заданий для ВАСР рекомендуется использовать следующие типы самостоятельной работы:

- воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;

- реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;

-эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;

- творческая, направленная на развитие способностей студентов к исследовательской деятельности.

Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, междисциплинарного курса профессионального модуля.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

 

3.      ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Контроль СРС не должен быть самоцелью для преподавателя, а прежде всего – стать мотивирующим фактором образовательной деятельности студента. Следует включать результаты выполнения СР в показатели текущей успеваемости, в билеты и вопросы на зачете (экзамене), от оценок которых зависит окончательная оценка при итоговой аттестации, а также стипендия или ее размер. Многим студентам важен моральный интерес в форме общественного признания (приятно быть первым на факультете, специальности, в группе).

Для эффективности СР необходимо выполнить ряд условий:

  1. Обеспечить правильное сочетание объемов аудиторной и самостоятельной работы.
  2. Методически правильно организовать работу студента в аудитории и вне ее.
  3. Обеспечить студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.
  4. Осуществлять постоянный контроль за ходом самостоятельной работы и реализацией мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение.

Формы контроля самостоятельной работы

1. Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.

2. Организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе.

3. Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.

4. Проведение письменного опроса.

5. Проведение устного опроса.

6. Организация и проведение индивидуального собеседования.

7. Организация и проведение собеседования с группой.

8. Проведение семинаров.

9. Защита отчетов о проделанной работе.

10. Организация творческих конкурсов.

11. Организация конференций.

12. Проведение олимпиад.

Существуют следующие виды контроля :

http://www.science-education.ru/i/2013/6/6983/image002.png

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:

- уровень освоения учебного материала;

- уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- уровень сформированности общеучебных умений;

- уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

- обоснованность и четкость изложения материала;

- оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия;

- уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

- уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

- уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

- уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.

4. ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

4.1 Методические рекомендации по написанию конспектов

Конспектирование – это свертывание текста, в процессе которого не просто отбрасывается маловажная информация, но сохраняется, переосмысливается все то, что позволяет через определенный промежуток времени автору конспекта развернуть до необходимых рамок конспектируемый текст без потери информации. При этом используются сокращения слов, аббревиатуры, опорные слова, ключевые слова, формулировки отдельных положений, формулы, таблицы, схемы, позволяющие развернуть содержание конспектируемого текста.

Существует две разновидности конспектирования:

- конспектирование письменных текстов (документальных источников, учебников и т.д.);

- конспектирование устных сообщений (лекций, выступлений и т.д.).

Дословная запись как письменной, так и устной речи не относится к конспектированию. Успешность конспекта зависит от умения структурирования материала. Важно не только научиться выделять основные понятия, но и намечать связи между ними.

Классификация видов конспектов:

1. План-конспект (создаётся план текста, пункты плана сопровождаются комментариями. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст).

2. Тематический конспект (краткое изложение темы, раскрываемой по нескольким источникам).

3. Текстуальный конспект (изложение цитат).

4. Свободный конспект (включает в себя цитаты и собственные формулировки).

5. Формализованный конспект (записи вносятся в заранее подготовленные таблицы. Это удобно при подготовке единого конспекта по нескольким источникам. Особенно если есть необходимость сравнения данных.

6. Опорный конспект. Необходимо давать на этапе изучения нового материала, а потом использовать его при повторении. Опорный конспект позволяет не только обобщать, повторять необходимый теоретический материал, но и даёт педагогу огромный выигрыш во времени при прохождении материала.

Рекомендации по оформлению:

Конспект оформляется в тетрадях или на листах формата А 4 шрифтом Times New Roman, кегль 14, интервал одинарный, поля стандартные. В тетрадях в клетку – писать через строчку аккуратным разборчивым почерком без ошибок. Прописывать название темы на первой строке в центре. На листах формата А 4 прописывать на следующей строке после темы справа Фамилию и инициалы автора.

Критерии оценки учебного конспекта:

«Отлично» - полнота использования учебного материала. Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Самостоятельность при составлении.

«Хорошо» - использование учебного материала неполное.

«Удовлетворительно» - использование учебного материала неполное. Неразборчивый почерк.

«Неудовлетворительно» - использование учебного материала неполное. Отсутствуют схемы, количество смысловых связей между понятиями. Отсутствует наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Допущены ошибки терминологические и орфографические. Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Несамостоятельность при составлении. Неразборчивый почерк.

4.2. Методические рекомендации по написанию эссе

Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но согласована с педагогом). Должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающую авторскую позицию по поставленной проблеме.

Структура эссе:

1.Титульный лист.

2.Введение: изложение обоснования выбора темы.

При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». Например, при работе над темой «Экономика России времен Петра I: традиционная или командная» в качестве подтемы можно сформулировать следующий вопрос: «Какие признаки были характерны для экономики того периода?».

3.Основная часть: предполагает изложение аргументации, анализ, исходя из имеющихся данных, позиций по проблеме.

4.Заключение: обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения. Методы, рекомендуемые для составления заключения: цитата, оригинальное авторское утверждение. Заключение может содержать такой важный, дополняющий эссе элемент, как указание области применения исследования.

Методические рекомендации по написанию эссе

Эссе оформляется в тетрадях в линию или на листах формата А 4 шрифтом Times New Roman, кегль 14, интервал одинарный, поля стандартные. В тетрадях писать аккуратным разборчивым почерком без ошибок, оставляя поля 3 - 4 сантиметра. Прописывать название темы на первой строке в центре. На листах формата А 4 оформляется титульный лист, в котором указывается название филиала сверху по центру, посередине страницы пишется заглавными буквами жирным начертание слово ЭССЕ, ниже – по дисциплине:….(название дисциплины), ниже по цетру пишется тема. После темы оставляем два пробела и справа пишем: Выполнил (-а) студент (-ка) ..курса, специальности…..(код и наименование специальности), фамилия и инициалы автора, руководитель…(ФИО руководителя).

Критерии оценки эссе:

Текст эссе сдается на отдельных листах.

Критерии оценки:

«Отлично» - полнота рассмотрения вопроса, аргументированное выражение своей позиции, отсутствия ошибок, грамотного текста, точность формулировок и т.д.;

 «Хорошо» – полнота выполнения всего объема работ при наличии несущественных ошибок, не повлиявших на общий результат работы и т.д.;

 «Удовлетворительно» - недостаточно полное раскрытие проблемы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат;

«Неудовлетворительно» - тема не раскрыта, работа выполнена крайне небрежно и т.д.

Преподаватель имеет право поставить студенту оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если студентом оригинально выполнена работа.

 

4.3. Методические рекомендации по оформлению  компьютерных презентаций

Рекомендации по дизайну презентации

Рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида.

Текстовая информация:

  • размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);
  • цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;
  • тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;
  • курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.

Графическая информация:

  • рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;
  • желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;
  • цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;
  • иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;
  • если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

Анимация

Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.

Звук

- звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;

- фоновая музыка не должна отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика.

Единое стилевое оформление

Стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;

Не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;

Оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;

Все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;

Общие правила оформления презентации

Титульный лист

1.    Название презентации.

2.    Автор: ФИО, студента, место учебы, год.

3.    Логотип филиала.

Второй слайд «Содержание» - список основных вопросов, рассматриваемых в содержании. Лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

Заголовки

1.    Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание).

2.    В конце точка не ставится.

3.    Анимация, как правило, не применяется.

Текст

1.     Форматируется по ширине.

2.     Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно.

3.     Подчеркивание не используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку.

4.     Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.

Форма контроля и критерии оценки

Презентацию необходимо предоставить для проверки в электронном виде.

«Отлично» - если презентация выполнена аккуратно, примеры проиллюстрированы, полностью освещены все обозначенные вопросы.

     «Хорошо» - работа содержит небольшие неточности.

«Удовлетворительно» - презентация выполнена неаккуратно, не полностью освещены заданные вопросы.

«Неудовлетворительно» - работа выполнена небрежно, не соблюдена структура, отсутствуют иллюстрации.

 

4.4.   Методические рекомендации по написанию доклада

Доклад, как вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить.

Выбор темы доклада.

Тематика доклада обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент. Прежде чем выбрать тему доклада, автору необходимо выявить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.

Этапы работы над докладом 

Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию. Подбор и изучение основных источников по теме (как правильно, при разработке доклада используется не менее 8-10 различных источников). Составление списка использованных источников. Обработка и систематизация информации. Разработка плана доклада. Написание доклада. Публичное выступление с результатами исследования.

Структура доклада: 

- титульный лист

- оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);

 - введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы);

 - основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы);

- заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме доклада, предлагаются рекомендации);

- список использованных источников.

Требования к оформлению доклада 

Объем доклада может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем. Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.

 

Формы контроля и критерии оценок

Доклады выполняются на листах формата А 4, шрифтом Times New Roman, кегль 14, интервал одинарный, поля стандартные. На листах формата А 4 на первой странице оформляется титульный лист, в котором указывается название филиала сверху по центру, посередине страницы пишется заглавными буквами жирным начертание слово ДОКЛАД, ниже – по дисциплине:….(название дисциплины), ниже по цетру пишется тема. После темы оставляем два пробела и справа пишем: Выполнил (-а) студент (-ка) ..курса, специальности…..(код и наименование специальности), фамилия и инициалы автора, руководитель…(ФИО руководителя).

 Критерии оценки доклада 

- актуальность темы исследования;

 - соответствие содержания теме;

- глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников;

- соответствие оформления доклада стандартам.

По усмотрению преподавателя доклады могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.

 «Отлично»- объем доклада - 5-6 страниц, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, доклад написан грамотно, без ошибок, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями.

При защите доклада студент продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.

«Хорошо» -  объём доклада - 4-5 страниц, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, реферат написан грамотно,  текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки. При защите доклада студент продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.

«Удовлетворительно» - объём доклада - менее 4 страниц, тема доклада раскрыта не полностью, информация взята из одного источника, реферат написан с ошибками, текст напечатан неаккуратно, много опечаток. При защите доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать сои ответы.

«Неудовлетворительно» - объем доклада -  менее 4 страниц, тема доклада не раскрыта, информация взята из 1 источника, много ошибок в построении предложений, текст напечатан неаккуратно, много опечаток. При защите доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.

 

4.5.  Методические рекомендации по написанию реферата

 

Реферат (от лат. refero– докладываю, сообщаю) – краткое изложение содержания документа или его части, научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с источниками и определения целесообразности обращения к ним. Реферат — письменная работа объемом 12-25 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).

Структура реферата

Введение

Введение - это вступительная часть реферата, предваряющая текст.

Оно должно содержать следующие элементы:

а) очень краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен реферат;

б) общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате;

в) цель данной работы;

г) задачи, требующие решения.

Объем введения при объеме реферата, который мы определили (12-25 страниц), - 1,2 страницы.

Основная часть.

В основной части реферата студент дает письменное изложение материала по предложенному плану, используя материал из источников. В этом разделе работы формулируются основные понятия, их содержание, подходы к анализу, существующие в литературе, точки зрения на суть проблемы, ее характеристики.

В соответствии с поставленной задачей делаются выводы и обобщения. Очень важно не повторять, не копировать стиль источников, а выработать свой собственный, который соответствует характеру реферируемого материала.

Заключение.

Заключение подводит итог работы. Оно может включать повтор основных тезисов работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей (слушателей), содержать общий вывод, к которому пришел автор реферата, предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Здесь уже никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются.

Заключение по объему, как правило, должно быть меньше введения.

Список использованных источников.

В строго алфавитном порядке размещаются все источники, независимо от формы и содержания: официальные материалы, монографии и энциклопедии, книги и документы, журналы, брошюры и газетные статьи.

Список использованных источников оформляется в той же последовательности, которая указана в требованиях к оформлению рефератов.

Обязательные требования к оформлению реферата.

Перечисленные требования являются обязательными для получения высшей отметки

  1. Абзац включает в себя не менее 3-х предложений.
  2. Название каждой главы начинается с новой страницы, объем главы не может быть меньше 5 страниц.
  3. В тексте должны отсутствовать сокращения, кроме общепринятых, общепринятые или необходимые сокращения при первоначальном употреблении должны быть расшифрованы.
  4. Каждая цитата, каждый рисунок или график, каждая формула, каждый расчет должны иметь сноску. Если рисунок или расчет являются авторскими, тогда это необходимо отразить в тексте сноски.
  5. Сноска может быть сделана двумя способами:

— традиционный вариант (через «вставка / сноска»)

— «построчная» способом [5.210], где первая цифра означает порядковый номер источника из списка литература, а вторая - номер страницы.

  1. Сносок должно быть не меньше, чем источников литературы.

При проверке реферата преподавателем оцениваются:

  1. Знания и умения на уровне требований стандарта конкретной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.
  2. Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).
  3. Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).
  4. Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).
  5. Использование литературных источников.
  6. Культура письменного изложения материала.
  7. Культура оформления материалов работы.

 Методические рекомендации по написанию реферата

Реферат оформляется на листах формата А 4 шрифтом Times New Roman, кегль 14, интервал одинарный. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата, по обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм. слева и 15 мм. справа. На пером листе оформляется титульный лист, в котором указывается название филиала сверху по центру, по центру страницы пишется заглавными буквами жирным начертание слово РЕФЕРАТ, ниже – по дисциплине:….(название дисциплины), ниже по цетру пишется тема. После темы оставляем два пробела и справа пишем: Выполнил (-а) студент (-ка) ..курса, специальности…..(код и наименование специальности), фамилия и инициалы автора, руководитель…(ФИО руководителя).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Министерство образования Пензенской области

ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж»

Эссе

по дисциплине _________________

на тему: «_______________»

                                                                                                        Выполнил () студент ()

                                                                                                        ______________ ФИО

                                                                                               Группа________,

                                                                                                           Специальность________

Проверил ()____________

ФИО

Пенза, 20___

Министерство образования Пензенской области

ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж»

Доклад

по дисциплине _________________

на тему: «_______________»

                                                                                                        Выполнил () студент ()

                                                                                                        ______________ ФИО

                                                                                               Группа________,

                                                                                                           Специальность________

Проверил ()____________

ФИО

Пенза, 20___

Министерство образования Пензенской области

ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж»

Реферат

по дисциплине _________________

на тему: «_______________»

                                                                                                        Выполнил () студент ()

                                                                                                        ______________ ФИО

                                                                                               Группа________,

                                                                                                           Специальность________

Проверил ()____________

ФИО

Пенза, 20___


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерстов образования Пензенской области

ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж»

Методическая разработка

открытого урока по экологии

«Экологические системы»

Разработала: преподаватель биологии

Воронкова С.В.

Пенза, 2017 г

План урока

по учебной дисциплине «Экология»

для специальности «Землеустройство»

Тема: «Экосистема»

Цели урока:

Образовательные: формирование понятия “экосистема”, раскрытие составных компонентов биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть.

Развивающие: продолжить развитие способностей аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, поддерживать интерес к изучению объектов и явлений природы, развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Воспитательные: формирование навыков бережного отношения к объектам природы, совершенствование информационно-коммуникативных способностей.

Задачи:

- показать экосистемную организацию жизни на Земле;

- раскрыть, взаимосвязи между организмами разных видов в экосистеме;

Должны знать: типы экосистем; приводить примеры организмов, выполняющих в экосистеме разные функции; определять понятия по теме урока;

Должны уметь: устанавливать взаимосвязь компонентов экосистемы, составлять пищевые связи.

Вид занятий: урок

Тип урока: Изучение нового материала с использованием ИКТ

Метод обучения: Словесно – наглядный, проблемно – поисковый, самостоятельная работа.

Методическое обеспечение: проектор с презентациями, творческие задания, задания для самостоятельной работы, модель земного шара (глобус).

Время проведения: 90 минут.

Место проведения: кабинет №60

Внутридисциплинарные связи: «Типы взаимодействий организмов», «Популяция»

Междисциплинарные связи: «Биология», «География», «Основы экологического природопользования»

План урока

  1. Организационный момент
  • Выявление готовности аудитории к занятию
  • Взаимное приветствие студентов и преподавателя
  • Проверка отсутствующих
  • Вводное слово преподавателя
  1. Активизация мыслительной деятельности. 

Активизация мыслительной деятельности начинается с вопроса: а что для каждого из вас значит Земля? Продолжите фразу “Для меня Земля – это…”, передавая по кругу модель земного шара, ребята по очереди высказывают свое мнение.

  1. Изучение нового материала

При изучении нового материала используются следующие методы и формы обучения: рассказ с элементами беседы, игра «Пищевые цепи» (физкультминутка), работа с карточками, групповое творческое задание, просмотр видеоматериала.

  1. Закрепление изученного материала

Выполнение самостоятельной работы

  1. Домашнее задание
  2. Подведение итогов

        

Ход урока

  1. Организационный момент. Взаимное приветствие студентов и преподавателя. Проверка отсутствующих. Вводное слово преподавателя.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята!

Тема, которой мы посвятим наше занятие актуальная, жизненно-важная для всего живого на нашей планете. Я надеюсь, что сегодня на занятии вы сделаете шаг к познанию законов природы, и многие из вас по-иному посмотрят на окружающий вас мир.

  1. Актуализация знаний по теме «Экосистема»

Преподаватель: Земля, которая, несмотря на свою величину в данный момент уместилась у меня на ладонях.

А что для каждого из вас значит Земля? Продолжите фразу “Для меня Земля – это…”, передавая по кругу модель земного шара.

Начну я. Для меня Земля – это живая планета, на которой жизнь продолжается уже более 3.5 млрд. лет, не прерываясь. (Модель земного шара передается учениками по кругу, ребята по очереди высказывают свое мнение).

Преподаватель: Из всех ваших высказываний я поняла, что вы очень трепетно относитесь к планете, понимая ее значимость в жизни каждого из нас.

  1. Изучение нового материала

Преподаватель: Тема сегодняшнего урока – «Экологические системы». (на доске написаны эпиграф, который необходимо зачитать «Наш мир – не случайность, не хаос, - есть система во всем.»)

И сегодня нам предстоит решить проблему, благодаря чему поддерживается жизнь на нашей планете. А понимание этой проблемы позволит нам жить в гармонии с природой.

Одно из важнейших проявлений жизни – это обмен веществ. Жизнь не прекращается уже более 3,5 млрд. лет, т.к. необходимые соединения берутся из окружающей среды и обратно возвращаются в нее.

Круговорот веществ - повторяющиеся взаимосвязанные физические, химические и биологические процессы превращения и перемещения веществ в природе.

Как же возникает круговорот веществ? (Схема круговорота веществ на доске – рассказ студента).

Преподаватель: а сейчас посмотрим видеофильм о биологическом круговороте веществ.

Посмотрев видеофильм, мы можем сказать, что жизнь на земле не прерывается, т.к протекает в системе биологических круговоротов веществ, который совершается не только за счет солнечной энергии но и деятельности живых организмов.

Т. образом Экосистема – совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может поддерживаться круговорот веществ. (записать в тетрадь)

Термин экосистема впервые предложил английский ботаник Тенсли в 1938 году.

Давайте познакомимся с биографией этого ученого. (рассказ студента)

Основоположником науки о природных экосистемах является русский ботаник В. Н. Сукачев. (рассказ студента). Несколько слов об этом ученом.

Преподаватель: А теперь рассмотрим структуру экосистемы. Экосистема может обеспечить круговорот веществ только в том случае, если включает необходимые для этого 4 составные части:

  1. Биогенные вещества (химические элементы)
  2. Продуценты
  3. Консументы
  4. Редуценты

Продуценты – зеленые растения, создающие из биогенных элементов органическое вещество.

Консументы – потребители органического вещества (животные).

  •  I порядок – растительноядные животные
  •  II порядок – плотоядные животные

Редуценты – организмы, окончательно разрушающие органические соединения до минеральных (грибы, бактерии, дождевые черви)

Преподаватель:

В любом сообществе между видами существуют пищевые взаимоотношения: организмы одного вида служат пищей другим видам. Пищевые взаимоотношения в биоценозах обеспечивают организмы энергией.

Что же такое цепи питания?

Ряд живых организмов, в которых каждый предыдущий вид служит пищей последующему, называют цепью питания. (запись в тетрадь)

«Правила» пищевых цепей:                                     

1. Солнце – источник энергии, необходимой для жизни на Земле.

2. Зеленое растение, способное поглощать солнечную энергию, - начало любой пищевой цепи.

3. Животные – это разнообразие способов получения ими пищи как источника энергии.

Цепи питания всегда начинаются с растений или их остатков.

Например, растения, гусеницы, насекомоядные птицы, хищные птицы;

Растительный опад – дождевые черви- землеройки – горностаи

Многие виды могут входить в разные цепи питания. Например, медведи питаются и животной, и растительной пищей, и падалью.

Цепи питания

Пастбищная цепь                      Детритная цепь

(выедания)                                         (разложения)

Затем 2 учащихся выходят к доске и устанавливают изображения организмов в пищевых цепях, которые предложены в виде динамических кубиков на экране)

  1. Мертвое животное → личинки падальных мух → травяная лягушка →обыкновенный уж.
  2. Нектар → муха → паук → землеройка → сова.

Преподаватель: Ребята, сейчас мы с вами просмотрим видеофрагмент о пищевых цепях.

После просмотра вам нужно будет составить цепи питания, используя организмы из видеофрагмента: клевер, гусеница, дрозд, жук - могильщик, стрекозы, лягушка, уж, еж, осы, нектар цветков.

Игра «Пищевые цепи» (физкультминутка)

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Пищевые цепи». Каждый из вас превратится в организм (у каждого на столе лежат шапочки с названием и изображением животных). У нас три ряда, поэтому нам нужно составить три цепи питания. Я буду солнце. При помощи клубка ниток, который мы поочередно бросаем друг другу, учащиеся выстраиваются в цепи питания. Наблюдатели (консультанты) комментируют получившиеся цепи питания.

А что произойдет, если исчезнут все продуценты (растения), консументы (животные), редуценты (грибы и бактерии). Ребята, которых называет преподаватель, присаживаются. Учащиеся делают вывод, что в таком случае связи нарушаются и нарушается равновесие в природе. (1 группа: древесина — личинка майского жука — дятел — ястреб — редуценты; 2 – группа: кора березы — заяц — волк — редуценты; 3 – группа: листовой опад (детрит) — черви — землеройки — сова — редуценты.)

Работа по карточкам-заданиям. На основе анализа текста постройте пищевую цепь, состоящую из организмов, упоминаемых в тексте.

Карточки-задания для групп

Группа 1.

Хулиганы-воробьишки – превосходные воришки.

Им зерно лишь подавай – поуменьшат урожай.

Вот китайцы подсчитали, сколько зерен потеряли,

И издали свой декрет – воробьев свести на нет!

Перебили всех подряд, ждут – каков же результат?

Поначалу, в самом деле, закрома их пополнели.

А потом пришла беда – отворяйте ворота!

Все посевы, урожай насекомые сожрали.

Их в таком большом числе прежде не было нигде.

Оказалось, воробьята не едят совсем зерна-то:

Им родители с полей тащут мошек и червей.

Стало тут властям понятно – надо птиц вернуть обратно.

И пришлось им воробьев из чужих вести краев.

Если все с плеча рубить, можно ж дело загубить!

Группа 2.

Вот на зеленый стебелек

садится пестрый мотылек,

попил нектар со всех цветов,

Их опылил – и в путь готов.

Но тут попался – Боже мой! –

На завтрак птице луговой.

А у нее гнездо в траве

И куча птенчиков в гнезде.

И уж, конечно, их помет

Питание траве дает.

Группа 3.

Под микроскопом он открыл, что на блохе

Живет блоху кусающая блошка;

На блошке той – блошинка-крошка,

В блошинку же вонзает зуб сердито

Блошиночка, и так  ad infinitum.

Составьте пищевую цепь, сохраняя литературные (поэтические) названия организмов.

Анализ выполнения задания у доски (по одному представителю от каждой группы)

 Учебный мозговой штурм – «Задача Чарльза Дарвина»

Вы усвоили, как составляются пищевые цепи. А теперь я предлагаю закрепить материал в творческом виде. Вашему вниманию представляется логическая задача Чарльза Дарвина. Именно её он задал коллегам-учёным на заседании научного общества для того, чтобы проиллюстрировать, что всё в природе взаимосвязано:

Составьте цепь питания, используя стихотворение.

Однажды англичане

Заметили, что летом

Растет пшеница гуще там

Где проживает больше дам,

Почтенных старых леди,

Что больше всех на свете

 Заботятся о кошках….

Подумай- кА немножко –

И вот загадка решена

Ответ у ловкого кота:

Мышей переловил давно,

А мыши что едят? – Зерно.

Цепочку разглядишь не сразу

На то наука есть и разум.  

– Какая существует связь между числом старых дев, проживающих в Англии, и удоем коров? (количеством молока, которое дают коровы).

Больше старых дев, больше одомашненных кошек, меньше истребляется мышей, больше разоряют мыши гнёзда шмелей на полях, меньше опыляется клевера, меньше качественного корма для коров, меньше молока.

Постройте пищевые цепи на основе текста решения задачи.

Клевер –– Шмели –– Мыши –– Кошки.

Клевер –– Коровы.

Из данных схем легко заключить, что клевер (продуценты) может являться пищей для нескольких животных. В природе, действительно, работают чаще не пищевые цепи, а пищевые сети, состоящие из нескольких цепей. Например, (пример на слайде).

 Как вы думаете, какое это имеет значение? (в случае исключения звена пищевой цепи она не распадается, а сохраняется в изменённом виде).

Экологические пирамиды. «Выкройку» пирамиды-модели (со сторонами – пирамида чисел, биомассы, энергии и основанием – пищевая цепь) получает каждая группа и их задача склеить пирамиду.

Известны три основных типа построения экологических пирамид

1) пирамида чисел (пирамида Элтона), отражающая численность организмов на каждом уровне; 

2) пирамида биомассы, характеризующая массу живого вещества (вес, калорийность и т. д.); 

3) пирамида продукции (или энергии), показывающая изменение первичной продукции (или энергии) на последующих трофических уровнях.

Если взять за основу пищевую цепь (основание пирамиды): клевер –– шмели –– мыши –– кошки, то пирамида численности будет выглядеть так…

Для того, чтобы построить пирамиду биомассы, нужно взвесить эти организмы, или одного из них, а затем умножить их число на вес…Известно правило экологической пирамиды, согласно которому масса организмов каждого последующего трофического уровня всегда меньше продукции предыдущего трофического уровня в 10 раз, т.е…

Коллективная мыслительная деятельность

1. Составьте схему, на которой отразите взаимные связи следующих организмов: береза, дождевой червь, личинка майского жука, тля, имаго майского жука, гусеница бабочки- пяденицы, взрослая бабочка – пяденица, сова, муравей, большая синица, подберезовик, слизень, летучая мышь.

2. На основе правила экологической пирамиды определите, сколько необходимо планктона (водорослей и бактерий), чтобы в Чёрном море вырос и мог существовать один дельфин массой 400 кг? Пищевая цепь: планктон –– моллюски –– хищная мелкая рыба –– дельфин.

Решение: планктон –– моллюски –– хищная мелкая рыба –– дельфин 
                400000 кг        40000 кг                   4000 кг                      400 кг
Ответ: 400000 кг (или 400 тонн)

  1. За месяц лягушка на лугу съела листогрызущих насекомых общей массой 200 г. Чему равна масса (в кг) всего рациона лягушки за лето, если данный вид корма составлял в нем 25%?

Решение:

1)200-25%

х -100%

х=200.100/25=800 г.

2) т.к. лето – это три месяца, то 800.3=2400 г. или 2,4 кг.

Ответ: 2,4 кг.

  1. За летний сезон серые жабы на дачном участке сохранили от повреждения слизнями 20 кг земляники садовой. Один слизень за сезон может повредить до 10 штук плодов земляники садовой со средней массой 16г. Серая жаба за сезон может съесть до 25 штук слизней. определите численность популяции серых жаб, обитавших на дачном участке.

Решение: Составляем пищевую цепь, выносим все числовые данные под соответствующие

трофические уровни:

Количество плодов, "спасённых" от поедания слизнями = 20 000 г : 16 г = 1250 плодов.

Количество слизней, способных съесть 1250 плодов земляники = 1250 : 10 = 125 особей.

Численность серых жаб = 125 : 25 = 5 особей.

Ответ: численность серых жаб составляет 5 особей.

  1. Закрепление изученного материала

Самостоятельная работа (Инструкционные карты).

Задание №1 Определите правильно составленную пастбищную цепь питания:

А. леопард-газель-трава

Б. клевер-заяц-орёл-лягушка

В. перегной-дождевой червь-крот-горностай

Г. Трава-стрекоза-жаба-уж

Задание №2 Определить правильно составленную цепь разложения:

А. сосна(корни)-личинки майского жука-кабан-человек

Б. одуванчик-детрит-дождевой червь-медведь-человек

В. одуванчик-детрит-дождевой червь-землеройка-уж-кабан-человек

Г. Детрит-личинка комнатной мухи-стрекоза-человек

Задание №3 Составьте самостоятельно цепи питания. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих цепей.

Муха, нектар цветков, синица, дятел, древесина, кукушка, листья, аист, семена, гадюка, кузнечик, трава, уж, паук, короед, лягушка, гусеница, мышь, цапля, ястреб.

Задание №4. Если предположить, что волчонок с месячного возраста, имея массу 1 кг, питался исключительно зайцами (средняя масса 2 кг), то подсчитайте, какое количество зайцев съел волк для достижения им массы в 40 кг и какое количество растений (в кг) съели эти зайцы.

Решение: I. Запись схемы трофической цепи: Продуцент (…………….)  Консумент-1 (…………..)  Консумент-2 (………….) волк растения заяц

II. Вычисление массы, набранной волком: Масса, набранная волком = 40 кг – 1 кг = 39 кг (зайца еще не съел)

III. Подсчёт: Масса зайцев = 39 кг х 10 = 390 кг; масса растений = (39 кг х 10) х 10 = 3900 кг кол-во зайцев = 390 кг : 2 кг = 195 шт;

Ответ: волк съел 195 зайцев, которые съели 3900 кг растений.

Задание № 5. Какое количество планктона (в кг) необходимо, чтобы в водоёме выросла щука массой 8 кг?

Решение: I. Запись схемы трофической цепи: Продуцент (…………….)  Консумент-1 (…………..)  Консумент-2 (………….) щука планктон плотва

II. Подсчёт: Масса планктона = (8кг х 10) х 10 = 800 кг

Ответ: необходимо 800 кг планктона, чтобы выросла щука массой 8 кг.

  1. Домашнее задание
  1. Выучить тему «Экосистема»
  2. Решить задачи.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме: «Клетка»

Вариант I.

  1. Клеточная стенка имеется у клеток:

А) только животных  Б) только растений   В) растений и грибов   Г) всех живых организмов

  1. Липиды в клеточной мембране расположены послойно. Сколько таких слоев содержится в мембране?

А) 1    Б)2    В)3     Г)4

  1. Какой структурный компонент клетки имеют и прокариоты, и эукариоты?

А) ядро  Б) митохондрии  В) комплекс  Гольджи   Г) плазматическую мембрану

  1. Углеводные остатки, входящие в структуру клеточной мембраны, выполняют функцию:

А) транспортную   Б) сигнальную   В) пиноцитоза   Г) фагоцитоза

  1. Вода протекает через мембрану путем:

А) диффузии    Б) калий - натриевого насоса   В) активного переноса   Г) облегченного транспорта

  1. Назовите структурный компонент клетки, представляющий собой пузырек заполненный активными ферментами:

А) комплекс  Гольджи   Б) рибосома   В) эндоплазматическая сеть   Г) лизосомы

  1. Назовите немебранные органоиды клетки

А) комплекс Гольджи   Б) рибосомы   В) лизосомы   Г) эндоплазматическая сеть

  1. Назовите органоид,  в котором формируются лизосомы

А) эндоплазматическая сеть   Б) комплекс Гольджи   В) клеточный центр  Г) рибосомы

  1. Аппарат Гольджи наиболее развит в клетках

А) мышечной ткани   Б) плоского эпителия   В) поджелудочной железы    Г) кроветворных органов

  1. Какие функции выполняет в клетке цитоплазма?

А) является внутренней средой в клетке

Б) осуществляет связь между ядром и органоидами

В) выполняет роль матрицы для синтеза углеводов

Г) служит местом расположения ядра и органоидов

Д) осуществляет передачу наследственной информации

Е) служит местом расположения хромосом   в клетках эукариот

  1. Хлоропласты имеются в клетках

А) корня капусты          Б) гриба трутовика  В) листа красного перца   Г) древесины стебля липы

  1. Какие общие свойства характерны для митохондрий и хлоропластов?

А) не делятся в течение жизни                          

Б) имеют собственный генетический материал

В) являются одномембранными

Г) образуют АТФ

Д) имеют двойную мембрану

Е) имеют собственные рибосомы

  1. Установите соответствие между строением и функциями и органоидом, для которого они характерны

Строение и функции

Органоид

  1. Расщепляют органические вещества до мономеров

А) лизосомы

  1. Окисляют органические вещества до углекислого газа и воды  
  1. Ограничены от цитоплазмы одной мембраной
  1. Имеют две мембраны

Б) митохондрии

  1. Содержат кристы
  1. Образуются в комплексе Гольджи  

14.Укажите, в виде, каких включений в клетках может находиться крахмал

А) гранулы    Б) кристаллы    В) зерна   Г) капли

       15. Укажите  функцию клеточного центра

      А) формирование веретена деления клетки

      Б) хранение наследственных признаков

      В) управление процессами жизнедеятельности клетки

      Г) сборка рибосом

  1. Клеточный центр имеется в клетках

     А) высших растений         Б) животных         В) грибов         Г) бактерий

  1. Укажите двумембранный  органоид клетки

    А) лизосома      Б) хлоропласт       В) эндоплазматическая сеть

  1. Митохондрии являются органоидами

А) только животной клетки        

Б) только растительной клетки          

В) как растительной, так и животной клетки

  1. Назовите органоид, в котором происходит синтез АТФ

      А) митохондрия         Б) рибосома          В) лизосома

  1. Назовите структурный компонент клетки, представляющий собой систему канальцев, трубочек и полостей.

      А) комплекс  Гольджи          Б) эндоплазматическая сеть            В) клеточный центр

  1. Укажите функцию лизосомы

      А) синтез липидов          Б) синтез белка          В) расщепление органических веществ

  1. Укажите одномембранный органоид клетки

      А) рибосома          Б) лизосома          В) митохондрия

  1. Клетки бактерий отличаются от клеток растений

      А) отсутствием оформленного ядра

      Б) наличием плазматической мембраны

      В) наличием  плотной оболочки

      Г) отсутствием митохондрий

      Д) наличием рибосом

      Е) отсутствием комплекса Гольджи

  1. Сходство клеток животных и бактерий состоит в том, что они имеют

       А) оформленное ядро                           Б) цитоплазму                                   В) митохондрии

       Г) плазматическую мембрану          Д) кольцевую ДНК-плазмиду            Е) рибосомы

  1. Установите соответствие между особенностью строения клетки и царством,  для которого она характерна

Особенность строения клетки

Царство

  1. Наличие пластид (б)

А) грибы

  1. Отсутствие хлоропластов (а)
  1. Запасное вещество-крахмал (б)
  1. Наличие вакуолей с клеточным соком (б)

    Б) растения

  1. Клеточная стенка содержит клетчатку (б)
  1. Клеточная стенка содержит хитин (а)

                 

Контрольная работа по теме: «Клетка»

Вариант II.

  1. Фагоцитоз представляет собой:

А) активный транспорт в  клетку жидкости с растворенными в ней веществами

Б) захват плазматической мембраной твердых частиц, втягивающих их в клетку

В) избирательный транспорт в клетку растворимых органических веществ

Г) пассивное поступление в клетку воды и некоторых ионов

  1. К какой группе органических соединений относится целлюлоза?

А) полисахарид   Б) дисахарид    В) белок    Г) липид

  1. Один из участков наружной плазматической мембраны содержит разветвленные полисахариды. Назовите этот участок мембраны.

А) пространство между липидными слоями мембраны     Б) наружная поверхность

В) внутренняя поверхность     Г) пространство между белковым и липидным слоем

  1. Плазматическая мембрана НЕ выполняет функции:

А) транспорта веществ                                                   Б) защиты клетки      

В) взаимодействия с другими клетками                      Г) синтеза белка

  1. Белки, входящие в структуру клеточной мембраны, выполняют функции:

А) строительную      Б) защитную     В) ферментативную     Г) все указанные функции

  1. Клетки, каких организмов не могут поглощать твердые частицы?

А) грибов   Б) цветковых растений  В) амеб    Г) бактерий

  1. Укажите органоид,  в котором накапливаются  продукты клеточного биосинтеза

А) эндоплазматическая сеть   Б) комплекс Гольджи   В) рибосомы    Г) лизосомы

  1. Назовите органоиды клетки, представляющий собой систему канальцев, трубочек и полостей

А) комплекс Гольджи    Б) эндоплазматическая сет ь    В) клеточный центр    Г) лизосомы

  1. Цитоплазма-это

А) раствор минеральных веществ  

Б) водный раствор минеральных и органических веществ в клетке

В) вязкая жидкость, раствора органических соединений  

 Г) совокупность вязкой жидкости  и органоидов

  1. Установите соответствие между характеристикой органоида клетки и ее видом

Характеристика органоида

Органоид

1.Система канальцев, пронизывающих цитоплазму

А) комплекс Гольджи

2.Система уплощенных мембранных цилиндров и пузырьков

3.Обеспечивает накопление веществ в клетке

4.На мембранах могут размещаться рибосомы

 Б) эндоплазматическая сеть

5.Участвует в формировании лизосом

6.Обеспечивает перемещение органических веществ в клетке  

  1. Хлоропласты в отличие от митохондрий, имеются в клетках:

А) грибов  Б) животных   В) водорослей   Г) цианобактерий

  1. Собственную ДНК имеет:

А) комплекс Гольджи    Б) эндоплазматическая сеть   В) лизосома    Г) митохондрия

  1. Каково строение и функции митохондрий

А) расщепляют биополимеры до мономеров

Б) характеризуются анаэробным способом получения энергии

В) содержат соединенные между собой граны

Г) имеют ферментативные комплексы, расположенные на кристах

Д) окисляют органические вещества с образованием АТФ

Е) имеют наружную и внутреннюю мембрану

  1. Укажите группу веществ,  из которых состоят микротрубочки органоидов движения

А) белки   Б) углеводы   В) липиды   Г) минеральные соли

  1. Укажите в виде, каких включений в клетках находятся белки

               А) гранулы        Б) кристаллы               В) зерна           Г) капли

  1. Назовите органоид, состоящий из двух перпендикулярных друг другу белковых цилиндров

               А) аппарат Гольджи                         Б) клеточный центр      

               В) рибосомы                                     Г) эндоплазматическая сеть

  1. Назовите структурные части цитоскелета

             А) углеводы            Б) микрофиламенты            В) клеточная стенка

  1. Назовите органоид, в котором формируются лизосомы

             А) эндоплазматическая сеть      Б) комплекс Гольджи     В) клеточный центр       Г) липиды        

 

  1. К  прокариотным относятся клетки

            А) животных         Б) цианобактерий         В) грибов         Г) растений

  1. Ядро играет большую роль в клетке, так как оно участвует в синтезе

             А) глюкозы        Б) клетчатки          В) липидов          Г) нуклеиновых кислот

  1. Назовите немембранный органоид клетки

             А) эндоплазматическая сеть       Б) рибосомы         В) лизосома

  1. Процессы анаэробного окисления глюкозы протекают в:

А)  ядре         Б) цитоплазме        В) пластидах        Г) митохондриях

  1. На мембранах этого органоида осуществляется синтез жиров и углеводов.

А) гладкая эндоплазматическая сеть                    Б) аппарат Гольджи    

В) шероховатая ЭПС                                                    Г) клеточный центр

  1. Органоиды, присутствующие в клетках всех организмов, состоящие из двух неодинаковых по размеру субъединиц:

А) лейкопласты   Б) рибосомы   В) хромосомы    Г) лизосомы

  1.  У каких организмов генетический аппарат клетки образован единственной кольцевой хромосомой?

А) хламидомонада                            Б) лютика золотистого  

 В) туберкулёзной палочки             Г) малярийного паразита


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Среда обитания организмов и ее факторы Министерство образования Пензенской области ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж»

Слайд 2

Эрнст Геккель

Слайд 3

Это – совокупность компонентов живой и неживой природы, а так же деятельности человека, воздействующих на организм Среда обитания

Слайд 5

№ п/п Название среды Название организмов Представители среды обитания Характеристика среды обитания 1. 2. 3. 4. Характеристика сред обитания Количество О2 Количество Н2О Колебания t Освещенность Плотность Много Мало Высокие Высокая Низкая

Слайд 6

Задание 1 К какой среде обитания вы отнесете следующие организмы?

Слайд 7

Среда обитания Организмы Почвенная Наземно-воздушная Водная Организменная дельфин, чайка, страус, акула, береза, орел, ворона, карась, крот, медуза, дождевой червь, личинка майского жука, постельный клоп, бабочка, олень, клубеньковые бактерии, волк, свиной цепень, щука, человек, синица, гидра, клещ собачий. Поместите в соответствующую среду обитания животных или растения из предложенного списка.

Слайд 8

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования Пензенской области ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж» Типы взаимодействия организмов Выполнила: преподаватель биологии Воронкова С.В.

Слайд 3

Типы взаимодействий организмов - 0 нейтральновредные + 0 полезнонейтральные + + взаимополезные + - полезновредные - - взаимовредные

Слайд 4

Симбиоз – сожительство организмов, при котором оба партнера или один из них извлекает пользу от другого. Комменсализм Протокооперация Мутуализм

Слайд 5

Комменсализм – форма симбиоза, при которой одна популяция извлекает пользу, а другая не получает на пользы ни вреда. Нахлебничество Сотрапезничество Квартиранство

Слайд 6

Протокооперация – совместное существование выгодное для обоих, но не обязательно для них

Слайд 7

Мутуализм – взаимовыгодное сожительство, когда организмы друг без друга существовать не могут

Слайд 8

Антибиоз – отношения, при которых оба вида или один из них испытывает отрицательное влияние Хищничество Паразитизм Конкуренция

Слайд 9

Тип взаимоотношений, при которых особи одного вида питаются особями другого вида

Слайд 11

Конкуренция – взаимоотношения одного и того же вида за пищу, самку. Внутривидовая Межвидовая

Слайд 12

Виды конкуренций

Слайд 13

Закрепление Распределите пары организмов по типам взаимоотношений заполнив вторую колонку таблицы. Устно объясните свой выбор. Вид взаимоотношений Примеры Нейтрализм Аменсализм Внутривидовая конкуренция Межвидовая конкуренция Протокооперация Мутуализм Нахлебничество Квартиранство Хищничество Паразитизм

Слайд 14

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования Пензенской области ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж» Экологические факторы

Слайд 2

температура свет влажность концентрация солей, давление осадки, рельеф движение воздушных масс Биотические факторы – совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие(конкуренция, хищничество, паразитизм и другие). Антропогенные факторы - это совокупность влияний деятельности человека на окружающую среду

Слайд 3

Температура с постоянной температурой тела (теплокровные ) Птицы Млекопитающие 2. с непостоянной температурой тела (хладнокровные). 1. Рыбы 2.Земноводные 3. Пресмыкащиеся Фотопериод – это продолжительность и интенсивность воздействие света Животные, ведущие дневной образ жизни Животные, ведущие ночной и сумеречный образ жизни Группы животных по отношению к воде 1. влаголюбивые животные 2. промежуточная группа 3. сухолюбивые животные

Слайд 4

Растения по отношению к свету 1. светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента. 2. тенелюбивые – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц. 3. теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения. Группы растений по отношению к воде 1. водные растения 2. околоводные растения 3. наземные растения 4. растения сухих мест 5. суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего тела Приспособленности организмов к колебаниям температуры, влажности и света: 1. теплокровность животных – поддержание организмом постоянной температуры 2. зимняя спячка – продолжительный сон животных в зимнее время 3. анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны и отсутствуют все видимые признаки жизни 4. морозостойкость – способность организмов переносить отрицательные температуры 5. состояние покоя – приспособленность многолетних растений, для которых характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности 6. летний покой – приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологические сообщества Министерство образования Пензенской области ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж» Автор: преподаватель биологии Воронкова С.В

Слайд 2

Экосистема Любое сообщество живых существ вместе с его физической средой обитания, ф ункционирующее как единое целое. Потоки вещества и энергии Динамика элементов Эволюция сообщества

Слайд 3

Пример: экосистема пруда Гидробионты Атмосферный воздух, взаимодействующий с поверхностью воды Солнечная радиация Состав и структура грунта Физические свойства и химический состав воды Особенности рельефа дна

Слайд 4

Многообразие экосистем Смешанный лес Озеро Низовое болото Широколиственный лес Верховое болото Ельник

Слайд 5

Биогеоценоз Исторически сложившаяся совокупность живых организмов, совместно заселяющих определенные места обитания и с помощью биологического к руговорота веществ устойчиво поддерживающих свою целостность и единство. Биогеоценоз Биотоп Биоценоз + = Биогеоценоз – элементарная природная экосистема

Слайд 6

Биоценоз Биоценоз – это совокупность связанных друг с другом видов растений, животных, грибов, микроорганизмов, обитающих на определенной территории при однородных условиях существования.

Слайд 7

Биотоп Биотоп – это участок водоема или суши с однотипными условиями рельефа, климата и других абиотических факторов, занятый определенным биоценозом.

Слайд 8

Биоценоз Биотоп Биоценоз Атмосфера Почва Животное население (зооценоз) Микроорганизмы ( микробиоценоз ) Растительность (фитоценоз)

Слайд 9

Основные показатели биоценоза

Слайд 10

Естественные и искусственные экосистемы

Слайд 11

Агроценоз Агроценоз – сообщество живых организмов, созданное для получения сельскохозяйственной п родукции и регулярно поддерживаемое человеком.

Слайд 12

Черты сходства между природным биогеоценозом и агроценозом Являются открытыми системами Внутри каждого из них действуют факторы эволюции Имеют сходную структуру (состоят из продуцентов, консументов и редуцентов ) И в том, и в другом биогеоценозах действует правило экологической пирамиды В основе сообщества лежат продуценты (автотрофные организмы), непосредственно использующие энергию Солнца для синтеза органических веществ В биогеоценозах любого типа существуют цепи питания

Слайд 13

Черты различия между природным биогеоценозом и агроценозом Агроценоз Биогеоценоз 1. Искусственный подбор выращиваемых сельскохозяйственных культур 1. Сложившийся естественным образом видовой состав растений, животных, грибов, микроорганизмов 2. Источник энергии – солнечная энергия и человек (минеральное питание) 2. Источник энергии – солнечная энергия 3. Видовой состав крайне малочисленный, преобладает монокультура 3. Видовой состав разнообразный 4. Численность одного или немногих видов явно преобладает над остальными в связи с деятельностью человека 4. Численность различных видов сбалансирована с помощью процессов саморегуляции

Слайд 14

Агроценоз Биогеоценоз 5. Пищевые цепи короткие 5. Пищевые цепи длинные 6. Обработка почвы ведется человеком 6. Преобразование почвы осуществляется естественным путем в результате жизнедеятельности организмов 7. Является неустойчивой системой, без помощи человека существовать не может 7. Является устойчивой природной системой 8. Органические вещества удаляются из системы человеком в качестве урожая, неполный (незамкнутый) круговорот веществ 8. Органические вещества остаются внутри системы, сбалансированный (замкнутый) круговорот веществ 9. Действие факторов эволюции искусственно ослаблено человеком 9. Внутри биогеоценоза факторы эволюции действуют активно 10. Продуктивность высокая 10. Продуктивность низкая

Слайд 15

Структура сообщества

Слайд 16

Структура биоценоза Видовая структура Пространственная структура Трофическая структура

Слайд 17

Видовая структура биоценоза Видовая структура – разнообразие видов, соотношение численности и биомассы входящих в него популяций Виды в составе биоценоза Видовой состав зависит от Условий абиотической среды Длительности существования биогеоценозов Редкие и малочисленные Доминантные виды (в их числе виды- эдификаторы ) Значение малочисленных и редких видов Создают видовое богатство биоценоза Увеличивают разнообразие биотических связей Служат резервом для пополнения и замещения доминантов

Слайд 18

Пространственная структура Жизненные формы – внешний облик животных и растений, отражающий их приспособленность к условиям внешней среды Экологическая ниша – место вида в экосистеме, включающее как положение его в пространстве, так и функциональную его роль в сообществе, отношение к абиотическим условиям существования Пространственная структура проявляется в закономерном размещении разных видов друг относительно друга в пространстве Емкость среды – число особей или сообществ, потребности которых могут быть удовлетворены ресурсами данного местообитания без заметного ущерба для его дальнейшего благосостояния мозаичность Я Р У С Н О С Т Ь

Слайд 19

Ярусность в лесу

Слайд 20

Ярусность в лесу Подстилка Земля Кустарник Крона деревьев

Слайд 21

Трофическая структура

Слайд 22

Трофическая структура Трофическая структура – связь между компонентами экосистемы, возникающая на основе пищевых отношений и способов получения энергии. Трофическая структура представлена трофическими цепями (цепи питания) и трофическими сетями . Одно звено цепи питания – трофический уровень.

Слайд 23

Трофическая структура Цепью питания называется перенос потенциальной энергии пищи, созданной автотрофами, через ряд организмов путем поедания одних видов другими.

Слайд 24

Функциональные группы организмов Продуценты Консументы Редуценты Производители органического вещества: автотрофные организмы Разрушители органического вещества: гетеротрофные организмы Потребители готового органического вещества: гетеротрофные организмы

Слайд 25

Продуценты Используют углекислый газ как источник углерода Фотоавтотрофы Хемоавтотрофы Для синтеза органических веществ используют энергию света э нергию химических реакций

Слайд 26

Консументы

Слайд 27

Редуценты Органические вещества (детрит) Неорганические вещества Сапротрофные бактерии редуценты разлагают Пеницилл Жук - мертвоед Дождевой червь Опята

Слайд 28

Пищевая цепь Р астения Растительноядные животные Хищник 1 порядка Хищник 2 порядка Бактерии, грибы Продуценты Консументы Редуценты 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень 5 уровень Трофические уровни

Слайд 29

Пастбищная (цепь выедания ) Пищевые цепи, начинающиеся с фотосинтезирующих организмов, называются пастбищными . растения кузнечик ящерица ястреб фитопланктон зоопланктон м елкие рыбы х ищные рыбы

Слайд 30

Детритная (цепь разложения) Если пищевая цепь начинается с отмерших остатков растений, трупов животных и их экскрементов (детрита), она называется детритной . Такие цепи характерны для экосистем с преобладанием мертвого органического вещества. Листовая подстилка Дождевой червь Черный дрозд Ястреб

Слайд 31

Пищевые сети Одни и те же виды организмов могут служить источником пищи для многих организмов, в результате чего в биогеоценозах формируются пищевые сети, сложные пищевые взаимоотношения, включающие разные цепи питания.

Слайд 32

Правило 10% При переходе с одного трофического уровня на другой в цепях питания передается около 10% энергии, а остальная рассеивается в виде тепла. Значение правила 10%. Ограничивает длину цепей питания Определяет уменьшение продукции биомассы и энергии по мере продвижения по трофическим уровням

Слайд 33

Экологические пирамиды

Слайд 34

Правило экологической пирамиды Правило экологической пирамиды – закономерность, отражающая прогрессивное уменьшение массы, энергии или особей каждого последующего звена пищевой цепи.

Слайд 35

Экологические пирамиды Пирамида численности Пирамида биомассы Пирамида энергии Пирамида биомассы показывает соотношение биомассы организмов разных трофических уровней Пирамида численности отражает плотность населения организмов на каждом трофическом уровне Пирамида энергии отражает картину скоростей прохождения массы пищи через пищевую цепь

Слайд 36

Свойства биогеоценоза Устойчивость Саморегуляция Свойство выдерживать изменения, создаваемые внешними воздействиями Поддержание определенной численности популяций на всех уровнях пищевых цепей

Слайд 37

Факторы, повышающие устойчивость биоценоза Видовое разнообразие (закон Эшби) Разветвленные трофические цепи и сети Сбалансированный круговорот веществ Закон Эшби: Чем выше видовое разнообразие, тем более стабилен, устойчив биоценоз

Слайд 38

Пример саморегуляции численности популяции

Слайд 39

Интернет ресурсы http://www.vseznaika.org/biology/chto-takoe-biogeocenoz-v-biologii/ http://www.apus.ru/site.xp/049050124052049048054051.html http://pickgirl.ru/priroda/smeshannyij-shirokolistvennyij-les-61-foto-video-kartinki.html/feed http://1001fact.ru/2014/02/interesnye-fakty-ob-ozere-tanganika/ http://www.doklad-referat.ru/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0 http://fazany.com/gallery/4 http://webmandry.com/raznoe/priroda/ptitsa-drozd-opisanie-s-foto-i-video-slushat-penie-ptitsy-chernyy-i-belyy-sibirskiy-drozd.html http://fotohomka.ru/89297-shhegol-ptica-foto-1-download.html http://dreempics.com/animals/5839-Foto_hishchneh_zhivotneh.html http :// easyen.ru/load/shablony_prezentacij/498 шаблон