Учебно - методические комплексы

Воронкова Светлана Валерьевна

Документы характеризующие Учебно-методический комплекс:

-  рабочая программа;

-  календарно-тематическое планирование;

-   комплекты  контрольно-оценочных средств;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_biologiya.doc179.5 КБ
Microsoft Office document icon ktp_biologiya.doc90 КБ
Microsoft Office document icon kim_biologiya_36.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Пензенской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

 Пензенской области «Пензенский агропромышленный колледж»

ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Удп. 11 БИОЛОГИЯ

Пенза, 2018 г.


Утверждаю

Директор колледжа

____________ А.В. Зарывахин

«____» ___________ 2018 г.

Программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности 21.02.04 «Землеустройство».

Организация-разработчик: ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж»

Разработчик: Воронкова С.В., преподаватель биологии и географии высшей квалификационной категории

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология», специальности 21.02.04 «Землеустройство» рассмотрена и одобрена на заседании МЦК общепрофессиональных и землеустроительных дисциплин

Протокол № ________ от ________ 2018 г.

Председатель МЦК ____________________ /С.В. Воронкова/

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ....................................................................................................................4

Общая характеристика учебной дисциплины «Биология» ..........................................................5

Место учебной дисциплины в учебном плане ..............................................................................6

Результаты освоения учебной дисциплины ..................................................................................6

Содержание учебной дисциплины .................................................................................................8

Тематическое планирование ..........................................................................................................11

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов ..........................................12

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение …...........................................15

Рекомендуемая литература .............................................................................................................16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).

Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:

  • получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.

Программа учебной дисциплины «Биология» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ СПО

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»

Биология — система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех уровнях организации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектами изучения биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность, их многообразие, происхождение, эволюция и распределение живых организмов на Земле.

Общая биология изучает законы исторического и индивидуального развития организмов, общие законы жизни и те особенности, которые характерны для всех видов живых существ на планете, а также их взаимодействие с окружающей средой.

Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, а владение биологическими знаниями — одним из необходимых условий сохранения жизни на планете.

Основу содержания учебной дисциплины «Биология» составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).

Содержание учебной дисциплины направлено на подготовку обучающихся к решению важнейших задач, стоящих перед биологической наукой, — по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и здоровья людей.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования, изучение учебной дисциплины «Биология» имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования, базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе.

При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования биология изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, при освоении профессий СПО и специальностей СПО естественнонаучного профиля профессионального образования биология изучается более углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей. Это выражается в содержании обучения, количестве

часов, выделяемых на изучение отдельных тем учебной дисциплины, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, демонстраций, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов и т.п.

При освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования биология изучается в рамках учебной дисциплины «Естествознание» обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

При отборе содержания учебной дисциплины «Биология» использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.

Содержание учебной дисциплины предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, включающих умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать полученные сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.

В содержании учебной дисциплины курсивом выделен материал, который при изучении биологии контролю не подлежит.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета или экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППССЗ СПО

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «Биология» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Биология» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППССЗ СПО

В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины «Биология» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;
  • понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
  • способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности;
  • возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
  • способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
  • готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
  • обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
  • способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании);
  • правил поведения в природной среде;
  • готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

межпредметных:

  • осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
  • повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений;
  • выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;
  • сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
  • способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе;
  • проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
  • находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
  • способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
  • способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:

  • сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
  • владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
  • владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
  • сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
  • сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

        

        СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

Демонстрации

Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера.

Царства живой природы.

УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

Химическая организация клетки. Клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.

Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Митоз. Цитокинез.

Демонстрации

Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.

Практические занятия

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Размножение организмов. Организм — единое целое. Многообразие организмов. Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

Демонстрации

Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.

Практическое занятия

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Закономерности изменчивости. Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

Демонстрации

Моногибридное и дигибридное скрещивание. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование.

Мутации. Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных.

Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Практические занятия

Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. История развития эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч.Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира. Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии. Популяция - структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Демонстрации

Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира.

Представители редких и исчезающих видов растений и животных.

Практические занятия

Описание особей одного вида по морфологическому критерию.

Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной).

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека. Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.

Демонстрации

Черты сходства и различия человека и животных. Черты сходства человека и приматов.

Происхождение человека. Человеческие расы.

Практическое занятие

Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.

6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Биосфера — глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Биосфера и человек. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе.

Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России.

Практические занятия

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).

Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.

Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.

7. БИОНИКА

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Рассмотрение бионикой особенностей морфофизиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт организации растений и животных.

Демонстрации

Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и технике.

Экскурсии. Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе. Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка). Естественные и искусственные экосистемы своего района

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» в пределах освоения ППССЗ СПО максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:

  1. по профессиям СПО и специальностям СПО технического профиля профессионального образования — 54 часа, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 36 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов —18 часов;

Примерный тематический план

Вид учебной работы

Количество часов

Профили профессионального образования

Технический

Аудиторные занятия.

Содержание обучения.

Специальности СПО

Введение

2

Учение о клетке

4

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

4

Основы генетики и селекции

8

Происхождение развития жизни на Земле. Эволюционное учение

8

Происхождение человека

2

Основы экологии

6

Бионика

2

Итого

36

Внеаудиторная самостоятельная работа

Подготовка докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий, экскурсии и др.

18

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Всего

54

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Определение роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным, и их сообществам) и их охране

1. Учение о клетке

Химическая организация клетки

Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов. Получение представления о роли органических

и неорганических веществ в клетке

Строение и функции клетки

Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия клеток растений и животных с помощью микропрепаратов.

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Умение строить схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.

Получение представления о пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК

Жизненный цикл клетки

Ознакомление с клеточной теорией строения организмов.

Умение самостоятельно искать доказательства того, что клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов

2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Размножение организмов

Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов. Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки

Индивидуальное развитие

организма

Ознакомление с основными стадиями онтогенеза на примере развития позвоночных животных. Умение характеризовать стадии постэмбрионального развития на примере человека. Ознакомление с причинами нарушений в развитии организмов. Развитие умения правильно формировать доказательную базу эволюционного развития животного мира

Индивидуальное развитие

человека

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства. Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека

3. Основы генетики и селекции

Закономерности изменчивости

Ознакомление с наследственной и ненаследственной изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции живого мира. Получение представления о связи генетики и медицины.

Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой. Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на наследственность на видеоматериале.

Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм

Основы селекции растений,

животных и микроорганизмов

Получение представления о генетике как о теоретической основе селекции. Развитие метапредметных умений в процессе нахождения на карте центров многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, открытых Н.И.Вавиловым. Изучение методов гибридизации и искусственного отбора. Умение разбираться в этических аспектах некоторых достижений в биотехнологии: клонировании животных и проблемах клонирования человека. Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов

4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционные учение.

Происхождение и начальные

этапы развития жизни на Земле

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Получение представления об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции. Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Ознакомление с некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных. Проведение описания особей одного вида по морфологическому критерию при выполнении лабораторной работы. Выявление черт приспособленности организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной)

История развития

эволюционных идей

Изучение наследия человечества на примере знакомства с историей развития эволюционных идей К.Линнея, Ж.Б.Ламарка Ч.Дарвина. Оценивание роли эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение

Микроэволюция

и макроэволюция

Ознакомление с концепцией вида, ее критериями, подбор примеров того, что популяция — структурная единица вида и эволюции. Ознакомление с движущимися силами эволюции и ее доказательствами. Усвоение того, что основными направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс и биологический регресс. Умение отстаивать мнение, о сохранении биологического многообразия как основе устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Умение выявлять причины вымирания видов

5. Происхождение человека

Антропогенез

Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.

Развитие умения строить доказательную базу по сравнительной характеристике человека и приматов, доказывая их родство. Выявление этапов эволюции человека

Человеческие расы

Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения.

Развитие толерантности, критика расизма во всех его

проявлениях

6. Основы экологии

Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой

и окружающей средой

Изучение экологических факторов и их влияния на организмы.

Знакомство с экологическими системами, их видовой и пространственной структурами. Умение объяснять причины устойчивости и смены экосистем. Ознакомление с межвидовыми взаимоотношениями в экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищничеством, паразитизмом. Умение строить ярусность растительного сообщества, пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологические пирамиды.

Знание отличительных признаков искусственных сообществ — агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).

Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе

Биосфера — глобальная

экосистема

Ознакомление с учением В.И.Вернадского о биосфере как о глобальной экосистеме. Наличие представления о схеме экосистемы на примере биосферы, круговороте веществ и превращении энергии в биосфере. Умение доказывать роль живых организмов в биосфере на конкретных примерах

Биосфера и человек

Нахождение связи изменения в биосфере с последствиями деятельности человека в окружающей среде. Умение определять воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Ознакомление с глобальными экологическими проблемами и умение определять пути их решения. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводного аквариума). Решение экологических задач. Демонстрирование умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям, животным и их сообществам) и их охране

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

Ознакомление с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт организации растений и животных при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Знакомство с трубчатыми структурами в живой природе и технике, аэродинамическими и гидродинамическими устройствами в живой природе и технике. Умение строить модели складчатой структуры, используемые в строительстве

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»

Освоение программы учебной дисциплины «Биология» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в сеть Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

 В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по биологии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Биология» входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;
  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, динамические пособия, иллюстрирующие биологические процессы, модели, муляжи и микропрепараты биологических объектов и др.);
  • информационно-коммуникативные средства;
  • экранно-звуковые пособия;
  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Биология», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, словарями, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по разным вопросам биологии.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.

2. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.

3. Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2014.

4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Биология: учебник для студ. Учреждений высш. образования (бакалавриат). — М., 2014.

5. Никитинская Т.В. Биология: карманный справочник. — М., 2015.

6. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2014.

6. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология (базовый уровень). 10—11 класс. — М., 2014.

Для преподавателей

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
  3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
  4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
  5. Биология: в 2 т. / под ред. Н.В.Ярыгина. — М., 2013.
  6. Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В.В.Маркиной. — М., 2014.

Интернет-ресурсы

  1. www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
  2. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
  3. www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
  4. www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm (Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета).
  5. www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).
  6. www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
  7. www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).



Предварительный просмотр:

Министерство образования Пензенской области

ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора

___________А.Н. Фомин

«____» __________2019 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2019-2020 учебный год

Наименование дисциплины «Биология»

Код и наименование специальности 21.02.04. «Землеустройство», 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»

Курс 1 группа 19 ЗУ/к, 19 ЗИО

Преподаватель    Воронкова С. В.                                                 ______________________

Рассмотрен на заседании МЦК общепрофессиональных

и землеустроительных дисциплин

Протокол № __ от «____» ________2019 г

Председатель _____________ С.В. Воронкова                              _______________________

        

Учебная нагрузка обучающихся (час)

максимальная

Обязательная аудиторная

Внеаудиторная

самостоятельная работа

Форма промежуточной аттестации

в том числе

Всего занятий

лекций, уроков и т.п.

практических и лабораторных работ

курсовых работ (проектов)

54

36

36

нет

нет

18

Дифференцированный зачет

Составлен в соответствии с программой по учебной дисциплине «Биология», утвержденной Протокол № __ от «____» ________2019 г

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол.

часов

Календарные сроки

Вид зан-ия

Наглядные пособия и технические средства обучения

Самостоятельная работа

Виды внеаудиторной самост. работы

Количество часов для внеаудиторной работы

1

2

3

4

5

7

8

9

I.

Введение

2

1

Ознакомительный урок

Учебник Ю. И. Полянский «Общая биология» 10 – 11кл.

Чтение текста

[1], стр. 3-6

1

II.

Учение о клетке

4

1.1

Химическая организация клетки. Строение и функции клетки.

2

2

Урок изучения нового материала

Презентация «Клетка – элементарная живая система».

Решение задач

[1], стр. 123 – 141

1

1.2.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Жизненный цикл клетки

2

3

Урок комбинированный

Учебник Ю. И. Полянский «Общая биология» 10 – 11кл.

Ответы на вопросы

[1], стр. 162 – 184

1

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

4

2.1.

Размножение организмов

2

4

Урок изучения нового материала

Учебник Ю. И. Полянский «Общая биология» 10 – 11кл.

Чтение текста

[1], стр. 185 - 192

1

2.2.

Индивидуальное развитие организма. Причины нарушений в развитии организмов.

2

5

Урок - семинар

Презентация «Сходство зародышей»

Подготовка сообщений

[1], стр. 192 - 196

1

III

Основы генетики и селекции

8

3.1.

Основные понятия генетики. Хромосомная теория наследственности.

2

6

Изучения нового материала

Учебник Ю. И. Полянский «Общая биология» 10 – 11кл

Чтение текста

[1], стр. 197 - 224

1

3.2.

Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека.

2

7

Урок - семинар

Презентация «Наследственные болезни человека»

Создание презентации

[1], стр. 224 - 229

1

3.3.

Основные закономерности изменчивости.

2

8

Урок комбинированный

Презентация «Наследственность и изменчивость»

Создание презентаций

[1], стр. 232 - 243

1

3.4.

Селекция растений, животных и микроорганизмов. Биотехнология. Клонирование животных.

2

9

Урок - семинар

Презентация «Наследственные болезни человека»

Презентация «Клоны»

Атлас «Наследственные болезни человека

[1], стр. 224 - 232

1

IV

Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционные учения

8

4.1.

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

2

10

Урок - форум

Учебник Ю. И. Полянский «Общая биология» 10 – 11кл.

Презентация

«Вымершие виды животных и растений»

[1], стр. 47 - 50

1

4.2.

История развития эволюционных идей.

2

11

Урок - семинар

Презентации «Эволюционные идеи»

Подготовка презентаций

[1], стр. 11 - 14

1

4.3.

Микроэволюция и макроэволюция

2

12

Урок комбинированный

Презентация «Естественный отбор»

Чтение текста

[1], стр. 14 - 41

1

4.4.

Основные направления эволюционного процесса

2

13

Урок комбинированный

Учебник Ю. И. Полянский «Общая биология» 10 – 11кл.В. М. Константинов «Общая биология».

Составление направлений эволюционного прогресса

[1], стр. 50 - 54

1

V

Происхождение человека

2

5.1.

Антропогенез. Человеческие расы.

2

14

Урок - конференция

Презентация «Эволюция человека»

Конспект

[1], стр. 63 - 73

1

VI

Основы экологии

6

6.1.

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

2

15

Урок комбинированный

Учебник Ю. И. Полянский «Общая биология» 10 – 11кл.

Составить экологическую пирамиду

[1], стр. 91 - 107

1

6.2.

Экологические системы. Пищевые связи в экосистемах

2

16

Урок комбинированный

Учебник Ю. И. Полянский «Общая биология» 10 – 11кл.В. М. Константинов «Общая биология».

Ответить на вопросы

[1], стр. 91 - 93 стр. 93 - 101

1

6.3.

Биосфера – глобальная экосистема

Биосфера и человек

2

17

Урок комбинированный

Учебник Ю. И. Полянский «Общая биология» 10 – 11кл.

Ответить на вопросы

[1], стр. 109 - 113

1

VII

Бионика.

2

7.1.

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

2

18

Учебник Ю. И. Полянский «Общая биология» 10 – 11кл.

Самостоятельное изучение

[1], стр. 268 - 276

1

Итого

36

Подпись преподавателя________________________ С. В. Воронкова

Основные источники:

1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.

2. Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология М., 2006.    

3. Полянский Ю. И. Общая биология. – М., 1996

Дополнительные источники:

1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2018.

2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2016.

3. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. Пособия для СПО. – М., 2016.

4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2018.



Предварительный просмотр:

Министерство образования Пензенской области

ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директор

______________А.Н. Фомин

«___» ____________2018 г.

Контрольно – измерительные материалы

для проведения дифференцированного зачета

по учебной дисциплине «Биология»

для студентов 1 курса

Разработала: преподаватель

биологии С.В. Воронкова

        

СОГЛАСОВАНО:

на заседании МЦК общепрофессиональных и

землеустроительных  дисциплин

Протокол № __ от «____» ________2018 г

Председатель _____________ С. В. Воронкова                          

        

Пенза, 2018 г

Перечень вопросов к дифференцированному зачету

  1. Химическая организация клетки.
  2. Строение и функции клетки.
  3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
  4. Жизненный цикл клетки
  5. Индивидуальное развитие организмов.
  6. Размножение организмов
  7. Причины нарушений в развитии организмов.
  8. Основные понятия генетики.
  9. Хромосомная теория наследственности.
  10. Значение генетики для селекции и медицины.
  11. Наследственные болезни человека.
  12. Основные закономерности изменчивости.
  13. Селекция растений, животных и микроорганизмов.
  14.  Биотехнология. Клонирование животных.
  15. Происхождение и развитие жизни на Земле.
  16. История развития эволюционных идей
  17. Микроэволюция и макроэволюция
  18. Основные направления эволюционного процесса
  19. Антропогенез. Человеческие расы.
  20. Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.
  21. Экологические системы
  22. Пищевые связи в экосистемах
  23. Биосфера – глобальная экосистема
  24. Глобальные проблемы человечества
  25. Биосфера и человек
  26. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

Контрольные задания по разделу «Клетка»

Вариант 1.

А1. Наука цитология изучает:

  1. строение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов
  2.  строение органов и системы  органов многоклеточных организмов
  3. фенотип организмов разных царств
  4. морфологию растений и особенности их развития

А2. Минимальным уровнем организации жизни, на котором проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществ, энергии, информации, является:

  1. биосферный;
  2. молекулярный;
  3. организменный;
  4. клеточный.

А3. Растительная клетка отличается от животной:

1) наличием митохондрий и рибосом;

2) наличием ядра, пластид и вакуолей с клеточным соком;

3) наличием клеточной стенки и вакуолей;

4)  наличием цитоплазмы и рибосом.

А4. Вода не выполняет в клетке функцию:

  1. транспортную
  2. теплорегуляционную    
  3. растворителя
  4. энергетическую.

А5. Молекулы липидов состоят из молекул:

  1. глицерина и жирных кислот
  2. аминокислот    
  3. клетчатки
  4. нуклеотидов.

А6. Функция РНК в клетке:

  1. запасающая
  2. энергетическая    
  3. участие в биосинтезе белка
  4. сократительная.

А7. Какие пары нуклеотидов образуют водородные связи в молекуле ДНК?

  1. аденин и тимин
  2. аденин и цитозин  
  3. гуанин и тимин  
  4. урацил и тимин

А8. Первичная структура белка образована связями:

  1. пептидными
  2. водородными
  3. гидрофобными
  4. дисульфидными мостиками

А9. Одномембранное строение имеют органеллы:

1) ядро, пластиды, митохондрии;

2) митохондрии, лизосомы, рибосомы;

3) комплекс Гольджи, ЭПС

4) клеточный центр, жгутики, реснички.

А10. Фагоцитоз – это:

  1. азахват клеткой жидкости;    
  2. захват твердых частиц;
  3. транспорт веществ через мембрану;
  4. ускорение биохимических реакций.

А11. Какую функцию выполняют рибосомы:

  1. фотосинтез;              
  2. синтез белков;
  3. синтез жиров;            
  4. синтез АТФ.

А12. Процесс, представляющий собой взаимосвязь пластического и энергетического обмена, называется:

1) синтезом веществ;

2) пищеварением;

3) гуморальной регуляцией;

4) обменом веществ.

А13. Подготовительный этап энергетического обмена протекает в:

1) органах пищеварительной системы;

2) митохондриях;

3) органах дыхательной системы;

4) лизосомах.

А14. В результате фотосинтеза образуются:

1) минеральные вещества и углекислый газ;

2) органические вещества и кислород;

3) вода, минеральные соли и углекислый газ;

4) неорганические вещества и вода.

А15. Трансляция – это:

1) синтез белка на рибосомах;

2) синтез и-РНК на ДНК;

3) удвоение ДНК;

4) синтез ДНК на т-РНК.

Часть В.

Выберите несколько правильных ответов.

В1. Клетки бактерий отличаются от клеток растений:

1) отсутствием оформленного ядра;

2) наличием плазматической мембраны;

3) наличием плотной оболочки;

4) отсутствием митохондрий;

5) наличием рибосом;

       6) отсутствием комплекса Гольджи.              Ответ:__________________

В2. Какие структурные компоненты входят в состав нуклеотидов молекулы ДНК?

1) азотистые основания: А,Т, Г, Ц;

2) разнообразные аминокислоты;

3) липиды;

4) углевод дезоксирибоза;

5) азотная кислота;

       6) фосфорная кислота.                      Ответ:__________________

В3. Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами.

Признаки обмена веществ

Этапы обмена

А) вещества окисляются;

Б) вещества образуются;

В) энергия запасается в молекулах АТФ;

Г) энергия расходуется;

Д) в процессе участвуют рибосомы;

Е) в процессе участвуют митохондрии.

1) пластический обмен;

2) энергетический обмен.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть С.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Выделите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

С1. 1) Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки.

2) Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания.

3) Белки входят в состав плазматической мембраны.

4) Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию.

5) В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма.

6) Молекулы белка и т-РНК входят в состав рибосом.

С2. Фрагмент одной цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТТЦ-ЦАТ-ГАГ-АТГ. Определите последовательность нуклеотидов на второй цепи ДНК и число адениловых нуклеотидов в обеих цепях.

Вариант 2.

Часть А.

А1. Какая наука изучает  отпечатки и окаменелости вымерших организмов:

  1. физиология
  2. экология
  3. палеонтология
  4. цитология

А2. Живые системы считаются открытыми потому, что они:

  1. построены из тех же химических элементов, что и неживые системы;
  2. обмениваются веществом, энергией и информацией с внешней средой;
  3. обладают способностью к адаптациям;
  4. способны размножаться.

А3. Сходство клеток растений и животных заключается в наличии:

1) цитоплазматической мембраны, цитоплазмы и ядра;

2) вакуолей с клеточным соком;

3) клеточной стенки;

4) ядра и рибосом.

А4. Липиды в клетке не выполняют функцию:

  1. хранения наследственной информации
  2. энергетическую    
  3. структурную
  4. запасающую.

А5. Мономеры нуклеиновых кислот:

  1. аминокислоты
  2. нуклеотиды    
  3. глицерин и жирные кислоты
  4. простые углеводы

А6. Функция молекул ДНК в клетке:

  1. хранение и передача наследственной информации  
  2. запасающая
  3. энергетическая
  4. структурная.

А7. Гуаниловому нуклеотиду комплементарен нуклеотид:

  1. адениловый
  2. тимидиловый
  3. гуаниловый
  4. цитидиловый.

А8. Спираль, прошитая водородными связями:

  1. третичная структура белка
  2. четвертичная структура белка
  3. вторичная структура белка
  4. первичная структура белка.

А9. Двухмембранное строение имеют органеллы:

1) ядро, пластиды, митохондрии;

2) митохондрии, лизосомы, рибосомы;

3) комплекс Гольджи, ЭПС

4) клеточный центр, жгутики, реснички.

А10. Пиноцитоз – это:

  1. захват клеткой жидкости;    
  2. захват твердых частиц;
  3. транспорт веществ через мембрану;
  4. ускорение биохимических реакций

А11. Функции шероховатой ЭПС:

  1. транспорт веществ и синтез белков;          
  2. переваривание органических веществ;
  3. синтез лизосом;                                          
  4. образование рибосом.

А12. Процесс образования в клетках сложных веществ из простых называется:

1) энергетическим обменом;

2) пластическим обменом;

3) обменом веществ;

4) окислением.

А13. В результате темновой фазы фотосинтеза образуется:

1) ДНК;

2) глюкоза;

3) РНК;

4) углекислый газ и вода.

А14. Полное ферментативное расщепление и окисление глюкозы дает суммарно:

1) 2 молекулы АТФ;

2) 34 молекулы АТФ;

3) 36 молекул АТФ;

4) 38 молекул АТФ.

А15. Процесс переписывания генетической информации с ДНК на и-РНК называется:

1) редупликация;

2) транскрипция;

3) репликация;

4)трансляци

Часть В.

Выберите несколько правильных ответов.

В1. Плотная оболочка отсутствует в клетках тела:

1) бактерий;

2) млекопитающих;

3) земноводных;

4) грибов;

5) птиц;

     6) растений.                                 Ответ:__________________

В2. Белки выполняют в клетке функции:

1) запасающую;

2) защитную;

3) транспортную;

4) ферментативную;

5) переносчика наследственной информации;

      6) терморегуляторную.    Ответ:__________________

В3. Установите соответствие между характеристикой обмена веществ и его видом.

Характеристика

Вид обмена веществ

А) происходит при участии кислорода в митохондриях;

Б) происходит на рибосомах, в хлоропластах;

В) органические вещества расщепляются;

Г) синтезируются белки и нуклеиновые кислоты;

Д) используется энергия АТФ;

Е) выделяется углекислый газ и вода.

1) энергетический обмен;

2) пластический обмен.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть С.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Выделите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

С1. 1)Митохондрии и пластиды представляют собой двумембранные органоиды.

2) На внутренней мембране митохондрий и пластид располагаются фотосинтетические пигменты.

3) Пластиды и  митохондрии содержатся в клетках животных и растений.

4) В хлоропластах происходит процесс фотосинтеза.

5) Основная функция митохондрий заключается в синтезе липидов клетки.

С2. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТТА-ЦАГ-ГТГ-АТЦ. Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК и число аминокислот закодированных в данном участке ДНК.

Ключ

Часть

Кол-во

баллов

Ответы

вариант 1

вариант 2

А.

15

А1-1        А6-3        А11-2

А2-2        А7-1        А12-4

А3-2        А8-1        А13-1

А4-4        А9-3        А14-2

А5-1        А10-2      А15-1

А1-3         А6-1        А11-1

А2-2         А7-4        А12-2

А3-1         А8-3        А13-2

А4-1         А9-1        А14-4

А5-2         А10-1      А15-2

В.

6

В1 – 1, 4, 6

В2 – 1, 4, 6

В3 - 2, 1, 2, 1, 1, 2

В1 – 2, 3, 5

В2 – 2, 3, 4

В3 – 1, 2, 1, 2, 2, 1

Шкала оценивания заданий части С

Вариант 1

С 1

Содержание верного ответа и указания к его оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

Ошибки допущены в предложениях:

 1)   2 – мономерами белков являются аминокислоты;

 2)   5 – наследственная информация о признаках организма зашифрована в молекулах ДНК;

 3)   6 – в состав рибосом входят молекулы р-РНК, а не т-РНК.

                                                                               Максимальный балл

3

Вариант 1

С 2

Элементы ответа:

1) 1 цепь ДНК-  ТТЦ ЦАТ ГАГ АТГ

 2) 2 цепь ДНК- ААГ ГТА ЦТЦ ТАЦ

 3) число адениловых нуклеотидов = 7

                                                                               Максимальный балл

3

Вариант 2

С 1

Элементы ответа:

Ошибки допущены в предложениях:

 1) 2 – на внутренней мембране пластид располагаются фотосинтетические пигменты;

 2) 3 – митохондрии содержатся в клетках животных и растений;

 3) 5 – основная функция митохондрий заключается в синтезе АТФ.

                                                                               Максимальный балл

3

С 2

Элементы ответа:

 1) ДНК –  ТТА    ЦАГ  ГТГ    АТЦ

 2) и-РНК –ААУ ГУЦ ЦАЦ УАГ

 3) число зашифрованных аминокислот = 4

ИТОГО:

6

Шкала перевода баллов в отметку.

"5" – 27-24 баллов.

"4" – 23-19 баллов.

"3" – 18 – 14 баллов.

"2" – менее 14 баллов.

Задачи по разделу «Генетика»

Задачи на I и II законы Менделя

  1. Ген черной масти у крупнорогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство F1 получится от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами? Какое потомство F2 получится от скрещивания между собой гибридов?

  1. Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

  1. Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.

  1. Фенилкетонурия (нарушение аминокислотного обмена) наследуется как рецессивный признак. Жена гетерозиготна по гену фенилкетонурии, а муж гомозиготен по нормальному аллелю этого гена. Какова вероятность рождения у них больного ребенка?

  1. Способность человека ощущать горький вкус фенилтиомочевины (ФТМ) – доминантный признак, ген которого (Т) локализован в 17-й аутосоме. В семье мать и дочь ощущают вкус ФТМ, а отец и сын не ощущают. Определить генотипы всех членов семьи.

  1. У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.

  1. Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

  1. От скрещивания комолого (безрогого) быка с рогатыми коровами получились комолые и рогатые телята. У коров комолых животных в родословной не было. Какой признак доминирует? Каков генотип родителей и потомства?

  1. Дурман, имеющий пурпурные цветы, дал при самоопылении 30 потомков с пурпурными и 9 с белыми цветами. Какие выводы можно сделать о наследовании окраски цветов у растений этого вида? Какая часть потомства F1 не даст расщепления при самоопылении?

  1. При скрещивании серых мух друг с другом в их потомстве F1 наблюдалось расщепление. 1392 особи были серого цвета и 467 особей – черного. Какой признак доминирует? Определить генотипы родителей.

  1. При скрещивании серых кур с белыми все потомство оказалось серым. При скрещивании этого потомства опять с белыми получилось 172 особи, из которых 85 серых. Какой признак доминирует? Каковы генотипы обеих форм и их потомства?

  1. При скрещивании нормальных дрозофил между собой в их потомстве 25% особей оказались с уменьшенными глазами. Последних скрестили с родительскими особями и получили 37 мух с уменьшенными и 39 с нормальными глазами. Определить генотипы скрещиваемых в обоих опытах дрозофил.

  1. У Пети и Саши карие глаза, а у их сестры Маши – голубые. Мама этих детей голубоглазая, хотя ее родители имели карие глаза. Какой признак доминирует? Какой цвет глаз у папы? Напишите генотипы всех перечисленных лиц.

  1. Наследование резус-фактора осуществляется по обычному аутосомно-доминантному типу. Организм с резус-положительным фактором (Rh+) несет доминантный ген R, а резус-отрицательный (rh–) – рецессивный ген r. Если муж и жена резус-положительны, то может ли их ребенок быть резус-отрицательным?

Задачи на взаимодействие аллельных генов

  1. У отца IV группа крови, у матери – I. Может ли ребенок унаследовать группу крови своего отца?

  1. Родители имеют II и III группы крови. Какие группы следует ожидать у потомства?

  1. Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?

  1. У кошек имеется серия множественных аллелей по гену С, определяющих окраску шерсти: С – дикий тип, С' – сиамские кошки, С"– альбиносы. Каждая из аллелей полно доминирует над следующей (С > C' > C"). От скрещивания серой кошки с сиамским котом родились два котенка – сиамский и альбинос. Какие еще котята могли бы родиться при этом скрещивании?

  1. Кохинуровые норки (светлые, с черным крестом на спине) получаются в результате скрещивания белых норок с темными. Скрещивание между собой белых норок всегда дает белое потомство, а скрещивание темных – темное. Какое потомство получится от скрещивания между собой кохинуровых норок? Какое потомство получится от скрещивания кохинуровых норок с белыми?

  1. У растения «ночная красавица» наследование окраски цветов осуществляется по промежуточному типу. Гомозиготные организмы имеют красные или белые цветы, а у гетерозигот они розовые. При скрещивании двух растений половина гибридов имела розовые, а половина – белые цветки. Определить генотипы и фенотипы родителей.

Контрольные задания по разделу «Генетика. Селекция»

1. Изменение в отдельном гене является примером:

А) Геномных мутаций.

В) Хромосомных мутаций.

С) Комбинативной изменчивости.

D) Соотносительной изменчивости.

Е) Генных мутаций.

2. Слово «селекция» означает:

А) Скрещивание.

В) Приспособление.

С) Одомашнивание.

D) Изменение.

Е) Отбор.

3. Мутационная изменчивость в отличие от модификационной:

А) Носит приспособительный характер.

В) Передается по наследству.

С) Не передается по наследству.

D) Возникает в массовом порядке.

Е) Не связана с изменением генотипа.

4. Модификационная изменчивость в отличие от мутационной:

А) Носит ненаправленный характер.

В) Передается по наследству.

С) Связана с изменением в генах.

D) Связана с изменением числа хромосом.

Е) Не передается по наследству.

5. Гомозиготный организм.

А) Дд.            В) Вв.            С) ВВ.                D) Сс.                  Е) Аа.

6. Метод генетики, основанный на изучении структуры отдельных, окрашенных особыми красителями хромосом, называется:

А) Генеалогический.

В) Близнецовый.

С) Цитогенетический.

D) Биохимический.

Е) Гибридологический.

7. Удвоение генов в одной хромосоме является примером:

А) Генных мутаций.

В) Рецессивных мутаций.

С) Хромосомных мутаций.

D) Соматических мутаций.

Е) Геномных мутаций.

8. Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно. Это формулировка:

А) Закона независимого наследования признаков Г. Менделя.

В) Правила доминирования Г. Менделя.

С) Закона расщепления Г. Менделя.

D) Закона сцепленного наследования Т. Моргана.

Е) Гипотезы чистоты гамет Г. Менделя.

9. В селекционной работе с микроорганизмами особенно широко используется метод:

А) Близкородственного скрещивания.

В) Экспериментального мутагенеза.

С) Отдаленной гибридизации.

D) Полиплоидии.

Е) Естественного отбора.

10. Норма реакции – это:

А) Правило доминирования признака.

В) Мутационная изменчивость организма.

С) Кратное увеличение наборов хромосом.

D) Комбинация генов в генотипе.

Е) Пределы модификационной изменчивости признака.

11. Разработал теорию стабилизирующего отбора:

А) И.И. Шмальгаузен.

В) С.С. Четвериков.

С) В. Иогансен.

D) С.Райт.

Е) Н.П. Дубинин.

12. Гетерозиготный организм:

А) аа.                В) ВВ.                 С) АА.                D) Аа.                Е) вв.

13. Аутосомы – это хромосомы:

А) Одинаковые у женского и мужского организма.

В) Разные у женского и мужского организма.

С) Женского организма.

D) Половых клеток.

Е) Мужского организма.

14. Аллельные гены находятся в:

А) Одной хромосоме.

В) Одинаковых локусах гомологичных хромосом.

С) Разных локусах гомологичных хромосом.

D) Разных локусах негомологичных хромосом.

Е) Одинаковых локусах негомологичных хромосом.

15. Свойство организмов приобретать новые признаки называется:

А) Развитие.            В) Наследственность.        С) Изменчивость.     D) Раздражение. Е) Размножение.

16. Наука, занимающаяся созданием новых и улучшением уже существующих пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов, называется:

А) Селекция.         В) Генетика.           С) Экология.            D) Эмбриология.          Е) Цитология.

17. Метод скрещивания родительских форм, различающихся по определенным признакам:

А) Гибридологический.            В) Близнецовый.               С) Генеалогический.

D) Биохимический.                  Е) Цитогенетический.

18. Перекрестное опыление между разными самоопыляющимися линиями растений называется:

А) Отдаленной гибридизацией.                            В) Методом экспериментального мутагенеза.

С) Методом ментора.                   D) Методом полиплоидии.                  Е) Межлинейной гибридизации.

19. Генотип особи, гетерозиготной только по первой аллели:

А) аавв.             В) ААВВ.           С) АаВВ.               D) ААвв.                   Е) АаВв.

20. Расщепление по фенотипу для моногибридного скрещивания гетерозигот при неполном доминировании:

А) 3:1:1.            В) 3:1.               С) 9:3:3:1.              D) 1:2:1.               Е) 1:1.

21. При скрещивании между собой двух растений ночной красавицы с белыми и красными цветками получили гибриды с розовыми цветками. Данный результат характеризует:

А) Сцепленное наследование.

В) Явление конъюгации.

С) Явление сцепленного наследования.

D) Правило доминирования.

Е) Промежуточный характер наследования.

22. Метод генетики, основанный на изучении родословной человека, называется:

А) Генеалогическим.        В) Биохимическим.          С) Гибридологическим.

D) Близнецовым.              Е) Цитогенетическим.

23. Культивирование отдельных клеток или тканей на специальной искусственной среде - это метод:

А) Отдаленной гибридизации.                              В) Ментора.                С) Межлинейной гибридизации.

D) Полиплоидии.                                                   Е) Клеточной инженерии.

24.Третий зародышевый лист:

А) эктодерма;          В) мезодерма;          С) энтодерма;                D) нейрула;              Е) эпидермис.

25.Совершил кругосветное путешествие на корабле «Бигль»:

 А) Ч.Дарвин;             В)А.Вейсман;             C)К.Линней;            D) Ж.Б.Ламарк.

Ключ

1.Е   2.С  3. В  4. Е  5. С  6. D  7. С  8. D  9.  В  10.Е  11.А  12.  D  13. А  14.В  15. С  16. А  17.А  18. Е  19. С 20. D  21. Е  22.А  23. Е  24. В 25.  А

Контрольные задания по разделу «Эволюция»

Вариант 1.

А. 1. Экологический критерий вида – это сходство:

1) условий обитания особей одного вида                                2) генотипов особей вида

3) всех процессов жизнедеятельности                                     4) внешнего и внутреннего строения.

2. Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида относятся к критерию:

1) генетическому      2) экологическому           3) биохимическому           4) морфологическому.

3. Характерный для каждого вида набор хромосом - это:

1) морфологический критерий вида                2) генетический критерий вида

3) физиологический критерий вида                  4) географический критерий вида.

4. Наиболее точный критерий вида:

1) физиологический           2) экологический            3) морфологический                4) генетический.

5. Критерий вида, характеризующий процессы жизнедеятельности организма:

1) морфологический           2) генетический             3) физиологический            4) географический.

В1. Установите соответствие между признаком млекопитающего – бурого медведя и 

критерием вида, для которого он характерен:

Признаки                                                                                 Критерии вида

А) зимой впадает в спячку                                                    1. морфологический

Б) шерсть бурого цвета                                                         2. географический

В) распространён на территории Европы,                          3. физиологический

Сев. и Юж. Америки, Азии

Г) накапливает жир осенью

Д) масса тела достигает 350 – 500 кг.

           А

           Б

           В

           Г

           Д

С. Какому критерию вида соответствует следующие описания:

  1. Среднеазиатская черепаха заселяет глинистые и песчаные пустыни, степи и полупустыни  предгорья.

  1. Воробей полевой держится у посёлков, на полях, в садах, по опушкам леса, в долинах рек; птица разнообразная.

  1. Розовый фламинго – крупная птица с длинными ногами, удлинённой гибкой шеей, небольшой головой, несущей большой, изогнутый клюв.

                                                   

Вариант 2.

 

А. 1. Генетический критерий вида – это:

1) сходство местообитания вида в природных условиях

2) сходство процессов жизнедеятельности у особей

3) характерный для каждого вида набор хромосом

4) общность распространения вида в природе.

2. Критерий, характеризующий определённый ареал, занимаемый видом в природе, - это…

1) экологический      2) морфологический        3) географический      4) физиологический.

3. Критерий вида, в основе которого лежит сходство внешнего и внутреннего строения особи одного вида, - это…

1) географический      2) экологический          3) морфологический           4) физиологический.        

4. Для разделения вида необходимо использовать:

1) морфологический и генетический критерий           2) биохимический и физиологический критерий

3) географический и экологический                             4) все ответы верны.

5. Для видов обитающих в Байкале, ареал ограничивается этим озером, - это пример… критерия.

1) экологического       2) морфологического          3) географического         4) физиологического.

В1. Установите соответствие между признаком моллюска большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен.

Признаки                                                                                        Критерии вида

А) органы чувств – одна пара щупалец                                      1. морфологический

Б) коричневый цвет раковины                                                     2. экологический

В) населяет пресные водоёмы

Г) питается мягкими тканями растений

Д) раковина спирально закрученная.

           А

           Б

           В

           Г

             Д

С.2. Какому критерию вида соответствует следующие описания:

  1. Гнездо у сорных кур строит самец; он вырывает в земле яму, собирает и складывает в неё листья, дожди увлажняют листья, а самец насыпает на них слой песка. Когда инкубатор готов, самец допускает к нему самок, чтобы они отложили в него яйца.

  1. Homo sapiens имеет 23 пары хромосом, из них 22 пары – аутосомы и 1 пара – половые хромосомы.

  1. Жаба – ага – самая крупная из бесхвостых земноводных; длина её тела 25 см и более; масса тела 1 кг.

  1. Способность верблюда переносить длительное время отсутствие воды благодаря запасу жира.

                                                   

Вариант 3.

А. 1. Критерий вида, включающий в себя совокупность факторов внешней среды, составляющих непосредственную среду обитания вида, это … критерий.

1) экологический      2) географический       3) морфологический          4) физиологический.

2. Часто скрещиваются между собой виды тополей и ив, - это пример не абсолютности … критерия.

1) генетический      2) биохимический       3) физиологический         4) морфологический.

3. Болотная камышовка и тростниковая камышовка внешне не отличаются, но не скрещиваются и имеют совершенно разные брачные песни, - это пример не абсолютности … критерия.

1) морфологического   2) экологического       3) географического         4) биохимического.

4. Какой критерий вида основан на сходстве процессов жизнедеятельности особей:

1) экологический       2) физиологический         3) генетический          4) биохимический.

5. Для разделения вида необходимо использовать:

1) морфологический и биохимический                          2) географический и генетический

3) экологический и физиологический.                           4) все ответы верны.

В1. Установите соответствие между признаком моллюска большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен.

Признаки                                                                                        Критерии вида

А) органы чувств – одна пара щупалец                                      1. экологический

Б) населяет пресные водоёмы                                                      2. морфологический

В) раковина спирально закрученная

Г) коричневый цвет раковины

Д) питается мягкими тканями растений.

           А

           Б

           В

           Г

           Д

С. 3. Какому критерию вида соответствует следующие описания:

  1. Различие в форме кроны и высоты деревьев сосны обыкновенной, выросшей в лесу и на поле.

  1. Малый, или тундровый лебедь распространён по тундре Европы и Азии от Кольского полуострова на западе до дельты Колымы на востоке, заходя в область лесотундры и западные острова Северного Ледовитого океана и западные острова Северного Ледовитого океана

  1. Городская ласточка – небольшая птичка; верх головы, спина, крылья и хвост сине-чёрные, надхвостье и весь низ тела белые. Хвост с резкой треугольной вырезкой на конце.

                                                         

1.Ответы: А. 1-1, 2-4, 3-2, 4-4, 5-3.

                В. А-3, Б-1, В-2, Г-3, Д- 1.

2. Ответы: А. 1-3, 2-3, 3-3, 4-4, 5-3.

                В. А-1, Б-1, В-2, Г-2, Д-1.

3. Ответы: А. 1-1, 2-3, 3-1, 4-2, 5-4.

                В. А-2, Б-1, В-2, Г-2, Д-1.  

4. Ответы: 

С.1. 1.географическому

               2. экологическому

               3. морфологическому

  С2.  4. этологическому

               5. генетическому

               6. морфологическому

               7. физиологическому

  С.3. 8. экологическому

               9. географическому

              10. морфологическому.