Главные вкладки

    Научно-методическая деятельность

    Обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы

    Используемые образовательные технологии

    Средства педагогической диагностики

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obraz._tekhnologii.docx19.9 КБ
    Файл sredstva_ped._diagnostiki.docx17.28 КБ
    Microsoft Office document icon konspekt.doc66.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Демчик Марина Александровна

    МБОУ г. Иркутска СОШ №28

    Обоснование выбора используемых инновационных образовательных технологий.

    Из концепции модернизации российского образования можно сделать вывод, что современному развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству. Современные люди должны отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, они должны обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны. Поэтому перед современной школой стоит цель перехода от парадигмы «Знания-умения-навыки» к личностно-деятельной парадигме, способствующей формированию определенных компетенций личности.

    В преподавании английского языка я ставлю перед собой цель развить важнейшие качества личности, такие как инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение выбирать оптимальный путь решения задач, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного  человека, личности готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Я считаю, что английский язык, как учебная дисциплина, обладает огромным потенциалом развития данных качеств личности. На  уроках мы самостоятельно ставим и достигаем серьезные цели, реагируем на разные жизненные ситуации.

    Но не только обучающиеся должны измениться. Педагог в новой школе должен быть сам открыт ко всему новому. Нам, учителям, необходимо быть новаторами и распространять инновационный педагогический опыт.

    Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.

    На своих уроках я стараюсь достаточно широко и разнообразно применять информационно-коммуникативные технологии, т.к. использование данных технологий для объяснения нового материала, для большей наглядности и лучшего усвоения наиболее сложных тем. Это экономия времени на уроке, возможность демонстрации большего объема информации, наглядность, эстетичность. Использование на уроках данной технологии вызывает у учащихся познавательный интерес к предмету, что способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности школьников.

    За  время работы мною было создано много уроков с мультимедийными презентациями, все они собраны в папке, которая находится в методической копилке  школы и используется в учебном процессе другими учителями. Кроме того, в своей работе   применяю цифровые образовательные ресурсы. Для закрепления материала применяю проектную технологию, обычно использую краткосрочные проекты, для того чтобы охватить как можно больше детей, помочь раскрыться детям, которые не проявляют себя при обычной форме обучения, замкнуты, стесняются. Проектная  методика  учит работать в сотрудничестве, в команде. Любой проект рассчитан на получение результата, учащийся должен почувствовать ответственность, свою значимость в коллективе. Под моим руководством было создано много проектов, например во 2 классе мы с ребятами изготовляем книжки – малышки по каждой из пройденных тем, после изучения какой-либо темы рисуем наглядные пособия… В 4 классе после изучения темы «Сказки», ребята участвовали в проекте «Моя любимая английская сказка», где они делали буклеты с названием сказки, главными героями, а затем представляли свой проект. В средней школе ученики принимают участие в проектах «Путешествие по Лондону» (5класс),  «Мой любимый вид спорта» (7класс). На старшем этапе (10-11класс) : «Мое идеальное государство» (презентация), «Молодежные субкультуры» (реферат, презентация), «Моя будущая профессия» …   Так как я работаю с детьми разных возрастов, стараюсь увлекать учащихся не только старшего звена, но и среднего и младшего. С помощью проектной технологии это удается сделать на достаточно хорошем уровне.

    Для проверки уровня усвоения материала использую компьютерные тесты, широко представленные в сети интернет. Например, проведены срезы по временам глагола, степени сравнения имен прилагательных и т.д. Также широко применяется в работе интернет для подготовки к ЕГЭ. Некоторые наиболее сложные темы даются для самостоятельной тренировки дома, используя интернет.

    Также при обучении английскому языку используются следующие педагогические технологии:

    1. проблемное обучение – на уроках создаются проблемные ситуации и организуется активная самостоятельная деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
    2. разноуровневое обучение -  применяя данную технологию, у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации обучения.
    3. исследовательские методы - дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
    4. игровые технологии – использование ролевых, деловых, и других видов обучающих игр расширяет кругозор, развивает познавательную деятельность, формирует определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности, развивает общеучебных умения и навыки.
    5. обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) – совместная деятельность взрослых и детей.
    6. здоровьесберегающие технологии- использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
    7. портфолио – начиная со 2 класса (которые работают по ФГОС), каждым  в группе ведется портфолио, что позволяет ученику, учителю и родителям видеть результаты обученности, индивидуального развития личности. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает · поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; закладывать дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации.

    Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. Я считаю, что надо идти в ногу со временем, не бояться нового, разумно внедрять его в учебный процесс. Поэтому желаю всем коллегам успеха в начинаниях, ведь НАША ЦЕЛЬ – УСПЕШНЫЕ ДЕТИ



    Предварительный просмотр:

    Демчик Марина Александровна

    МБОУ г. Иркутска СОШ № 28

    Средства педагогической диагностики для оценки образовательных результатов

    Педагогическую диагностику учёные рассматривают как механизм выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. С помощью педагогической диагностики анализируется учебный процесс и определяются результаты деятельности, как ученика, так и учителя. Для достижения целей в ходе диагностических процедур устанавливается предпосылки к обучению, имеющиеся у отдельных учеников и у класса в целом; определяются условия, необходимые для организации планомерного процесса обучения.

      Цели диагностики: 1) оптимизировать процесс индивидуального обучения, 2) определить результаты деятельности участника педагогического процесса и качество образования, 3) свести к минимуму ошибки, которые могут быть допущены в процессе обучения.

      В последнее время педагогическая диагностика становится всё более полифункциональной и включает в себя следующие функции:

    аналитическую – выявляет причинно-следственные связи между условиями и результатами обучения;

    диагностическую - способствует изучению уровня обученности, воспитанности и развития ученика, а также уровня профессиональной компетентности учителя;

    оценочную – предполагает качественную и количественную оценку деятельности участников педагогического процесса;

    коррекционную – направлена на исправление (изменение) действий учителя и ученика с целью устранения негативных последствий обучения;

    ориентационную – предусматривает профилактику негативных последствий обучения и определение новых целей;

    информационную – нацелена на постоянное информирование участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.

    Перечисленные функции позволяют сконструировать комплекс диагностик с учётом следующих принципов: изучения учащихся в деятельности, в динамике, а также комплексного изучения учеников.

    К основным методам проведения педагогической диагностики, применяемым мною, относятся как традиционные, так и инновационные.

    Традиционные средства педагогической диагностики:

     

    1. Контрольная работа - объективно оценивает знание, умение и навыки, показывает способности каждого отдельно взятого ученика.

    Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ отводится весь урок или только часть его.

    Итоговые контрольные работы проводятся:

    - после изучения наиболее значительных тем программы,

    - в конце учебной четверти,

    - в конце полугодия.

     

    2. Самостоятельная работа - проводится фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся и усвоения знаний. Индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой–то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в собственных силах. Самостоятельные работы учащихся планомерно и систематически включаются в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки. Общение в паре на уроках контроля.

     

    3. Устный опрос - требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос строится как беседа, рассказ ученика, объяснение, сообщение о наблюдении и т.д. Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуется систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые не только способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.

     

    2. Инновационные средства педагогической диагностики.

     

    Тестирование – одна из инновационных методик педагогической диагностики. Из всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования самой перспективной считаю тестирование, потому что они

    а) относительно краткосрочны, т.е. не требуют больших затрат времени;

    б) однозначны, т.е. не допускают произвольного толкования тестового задания;

    в) правильны, т.е. исключают возможность формулирования многозначных ответов;

    г) относительно кратки, требуют сжатых ответов;

    д) информационны, т.е. обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или интервальной шкалой измерений;

    е) удобны, т.е. пригодны для быстрой математической обработки результатов;

    ж) стандартны, т.е. пригодны для широкого практического использования – измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.

     

    При подготовке материалов для тестового контроля придерживаюсь определенных правил:

    1. Не включаю ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.

    2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.

    3. Правильные ответы располагаю среди всех предлагаемых ответов в случайном порядке.

    4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника.

    5. Ответы на одни вопросы не должны служить подсказками для других.

    6. Вопросы не должны содержать «ловушек».

     

    Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости и академических достижений. Но не все необходимые характеристики усвоения можно получить с помощью тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связанно и логически выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими формами и методами проверки.



    Предварительный просмотр:

    Обоснование выбора УМК

    Курс „Английский с удовольствием" / “Enjoy English” М. 3. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой и др. (2-11 классы) является завершенным курсом английского языка для российских общеобразо вательных учреждений. В настоящее время курс “Enjoy English” является самым популярным современным курсом английского языка для массовых школ России, обеспечивающим пре емственность между начальной (2-4 классы), средней (5-9 классы) и старшей (10-11 классы) школой через единую авторскую концепцию. Курс соответствует ФГОС и позволяет достигать планируемых результатов освоения учебных про грамм на каждой из ступеней обучения.

    ФГОС и обучение английскому языку

    Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) был принят для начального общего образования (ФГОС НОО) 12.12.2009, для основного общего образования (ФГОС ОО) 17.12.2010 и для полного общего образования (ФГОС СПОО) 17.05.2012. Принятие ФГОС в российском образовании подразумевает пере ход от парадигмы „знания - умения - навыки“ к личностно-деятельностной парадигме, способ ствующей формированию определенных компе тенций личности, в том числе коммуникативной компетенции. ФГОС направлен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; формирования их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; условий для индивидуального развития всех обучающихся, способствующих их самоидентификации посредством личностно значимой деятельности, социального и граж данского становления личности (извлечение из ФГОС НОО, ФГОС ОО и ФГОС СПОО, полный список см. в Стандартах). В основе ФГОС лежит личностно-деятельностный подход, способствую щий формированию готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активной учебно познавательной деятельности обучающихся; по строению образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

    Планируемые результаты в ФГОС задаются на трех уровнях: личностном, метапредметном и предметном.

    Методические особенности курса “Enjoy English” для 2-11 -х классов

    Среди основных методических особенностей курса можно перечислить следующие:

    1. Курс основан на деятельностном подходе. В УМК для начальной школы каждый урок явля ется отдельной „историей" с понятным и близким детям сюжетом. Так, например, дети не просто изучают названия домашних животных, а играют в журналистов, готовящих репортаж с фермы (см. “Enjoy English” для 2-го класса, Lessons 23-25), не просто изучают названия частей тела, а констру ируют робота для полета на далекую планету (см. “Enjoy English” для 3-го класса, Lesson 53).

    Учебники для 5-9-х классов также построены на сюжетной основе: в 5-м классе школьники го товятся к поездке в Лондон, в 6-м классе — уча ствуют в работе международного клуба юных путешественников и виртуально путешествуют по Великобритании, в 7-м классе — готовятся к участию в международном соревновании под ростков, в 8-м классе — учатся решать проблемы экологии, в 9-м классе — готовятся к путешестви ям по всему миру.

    На старшем этапе в 10-11-х классах ученики знакомятся с достижениями научно-технического прогресса и планируют свое будущее (подробнее о тематике курса по годам обучения см. Бибо- летова М. 3., Трубанева Н. Н. Программа курса английского языка к УМК “Английский с удо вольствием” / “Enjoy English” для 2-11-х классов общеобразовательных учреждений,— Обнинск: Титул, 2010,— 56 с.). Изучение английского язы ка в рамках деятельностного подхода позволяет школьникам не только развивать коммуникатив ную компетенцию, ориентированную на реаль ное общение. Проектные работы, предлагаемые в конце каждого раздела учебника, позволяют школьникам интегрировать знания, полученные как на уроках английского языка, так и на заня тиях по другим предметам, для решения актуаль ных жизненных проблем на английском языке, а также для реализации собственного творческо го потенциала. Использование деятельностного подхода позволяет решать такую задачу ФГОС, как создание условий для развития обучаю щихся, обеспечивающих их самоидентифи кацию посредством личностно-значимой деятельности.

    1. Курс направлен на воспитание и личностное развитие учащихся, их знакомство с морально- этическими нормами, развитие таких личностных качеств, как доброжелательность, открытость, толерантность, самоуважение, уважение к собе седнику, понимание ценности различных культур, а также развитие умений общения, включая умение избегать конфликтных ситуаций и мирно решать возникающие конфликты. Этому способ ствует тематика курса, например: „Стереотипы, которые мешают жить: религиозные, расовые, возрастные и др. „Почему важна политическая корректность в отношении людей старшего воз раста, инвалидов, людей других национальностей" (9 класс); „Культурный шок как восприятие нами непонятных явлений другой культуры" (на при мере высказываний, интервью и художествен ных текстов), „Основные правила вежливости", „Заметки для путешественника, посещающего другую страну". Личностному развитию учеников помогают как проекты „Международная конфе ренция исследователей начинает свою работу" (6 класс); „В семье за рубежом" (10 класс) и т. д., так и задания в УМК, помогающие школьникам осуществлять моральный выбор, занимать актив ную жизненную позицию. Подобная направлен ность курса способствует достижению целого ряда планируемых личностных результатов ФГОС.
    2. Курс “Enjoy English”, созданный в русле личностно-ориентированной парадигмы образо вания, позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию учащегося. Это становится возможным за счет наличия в УМК:

    а)        избыточного количества упражнений, что по зволяет обеспечить оптимальную нагрузку для ученика с любыми способностями;

    б)        приложений “School English”, показывающих возможности английского языка для получе ния знанай из областей науки, интересующих школьника;

    в)        упражнений различной трудности, что дает возможность учителю подобрать подходящие по уровню сложности задания как для наибо лее успешных учащихся, так и для учеников, испытывающих затруднения в изучении ан глийского языка;

    г)        разноуровневых упражнений в обучающих компьютерных программах к УМК, что по зволяет обеспечить каждого учащегося воз можностью дополнительной тренировки в индивидуальном темпе.

    Методический аппарат курса способствует соз данию условий для индивидуального развития всех обучающихся.

    1. В курсе соблюдается тщательно выверен ный баланс всех видов речевой деятельности и форм работы: в каждом разделе учебника пред ставлены упражнения на обучение аудированию, чтению, говорению и письму, выполняемые инди видуально, фронтально, в парах и микрогруппах. Подобная организация работы на уроке способ ствует достижению планируемых предметных результатов.
    2. Курс широко использует здоровьесберега ющие технологии, что проявляется в наличии упражнений, направленных на поддержание физического здоровья, обеспечение душевного комфорта учеников. Упражнения, направленные на сохранение физического здоровья и повыше ние физической активности учащихся, предусма тривают выполнение различного рода движений, (например, фонетическая разминка „Веселый оркестр" (см. книгу для учителя ЕЕ-2, урок 47), песня “Head and shoulders, knees and toes” (cm. упр. 2, урок 53, EE-3, под которую выполняются соответствующие движения). В ходе выполнения совместных проектных работ используются дей ствия на развитие мелкой моторики в начальных классах или перемещения по классу в процессе выполнения опросов (surveys) в средних и стар ших классах. Сохранению душевного здоровья учеников способствует комфортная обстановка на уроке, уважительное отношение между пар тнерами по общению, возможность высказать свою мнение по обсуждаемому вопросу и т. д., что является проявлением личностно-ориенти рованного подхода к обучению.
    3. Формирование гражданской идентичности учащихся происходит в ходе сравнения школь никами особенностей культуры и жизни в стра нах изучаемого языка и в родной стране, чему способствуют УМК, ролевые игры, проектные работы и др. Содержание и методический аппарат курса позволяют развивать социокультурную компетенцию учащихся и дают школьникам воз можность овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
    4. Курс направлен на развитие у школьников умений контроля и самоконтроля в ходе выпол нения проверочных работ и заданий для само проверки. В каждом разделе каждого учебника со 2-го по 11-й класс содержатся проверочная работа Progress check и задания для самопроверки Test yourself (начиная с 4-го класса). Большинство заданий этих разделов соответствуют формату итоговой аттестации.

    Предусмотренные резервные уроки (Revision) дают ученикам возможность научиться корректи ровать собственные ошибки. Такие компоненты УМК, как рабочая тетрадь № 2 „Контрольные работы" в 4, 9,10 и 11-х классах, позволяют учи телю объективно, на основе четких критериев, оценить прогресс учащихся в изучении англий ского языка, а ученику проверить свои знания по предмету. Приложение к учебнику “Learning strategies” (с 5 по 11 класс) знакомят учащихся со стратегиями поиска и обработки информации, выполнения контрольных заданий. В ходе работы с этими приложениями у школьников развивается критическое мышление, вырабатываются умения, необходимые для успешного прохождения ито говой аттестации в форматах ГИА и ЕГЭ. Кон трольные задания в обучающих компьютерных программах позволяют ученикам самостоятельно оценить свой уровень и научиться исправлять допущенные ошибки без помощи учителя. Таким образом, с помощью методического аппарата курса школьники не только развивают умения самоконтроля, но и учатся корректировать свою деятельность и получают прочную основу для непрерывного образования в течение всей последующей жизни.

    1. Курс имеет концентрическое построение, при котором ученики постоянно возвращаются к основным темам курса на каждой ступени обуче ния, рассматривая их с разных сторон и с новых позиций. Например, изучение темы „Семья“ про исходит на протяжении нескольких лет обучения следующим образом: во 2-м классе: „Я и моя семья. Члены моей семьи, их имена“; в 3-м клас се: „Знакомство (имя, возраст, что умеет делать, семья, любимое животное", „Семейные праздники: Рождество, Новый год“; в 4-м классе: „Выходные в кругу семьи: любимые занятия членов семьи“, „Помощь родителям по дому“, „Поведение в семье и гостях"; в 5-м классе: „Моя семья: черты харак тера членов семьи, профессии, хобби и увлечения, взаимоотношения в семье"; в 6-м классе: „Что такое семья: взаимоотношения в семье, близкие и дальние родственники, письма родственникам", „Дети и родители", „Взаимоотношения между подростками в семье: конфликты, совместные игры, розыгрыши", „Взаимоотношения между людьми разных поколений в семье"; в 7-м классе: „Взаимоотношения в семье, с друзьями и свер стниками"; в 8-м классе: „Взаимоотношения в семье (с родителями, братьями и сестрами), с дру зьями, со сверстниками. Домашние обязанности. Проблемы подростков и способы их решения"; в 9-м классе: „Трудный выбор подростка: семья или друзья. Причины недопонимания между детьми и родителями", „Конфликты между родителями и детьми: их причины, возможные последствия. Мирное решение семейных конфликтов", „Пись мо в молодежный журнал: нахождение взаимо понимания между братьями и сестрами, детьми и родителями. Пути предотвращения и решения конфликтов. Советы сверстников и взрослого психолога"; в 10-м классе: „История моей семьи: связь поколений", „Большие и маленькие семьи. Что делает семью счастливой? Полезны ли се мейные ссоры? Как родители относятся к моим друзьям", „Памятная семейная дата"; в 11-м классе: „Профессия твоей мечты. Влияние семьи, друзей и личных качеств на выбор профессии".
    2. Курс ориентирован на достижение плани руемых личностных, метапредметных и пред метных результатов, обозначенных в ФГОС. В следующих разделах мы подробно рассмотрим средства и способы достижения планируемых результатов в курсе “Enjoy English”.