Подготовка к ГИА и ЕГЭ

Хасанова Гульмайра Лазаровна

Материалы для подготовки к аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_variant_no1.doc40 КБ
Microsoft Office document icon 9_klass_variant_no2.doc69 КБ
Microsoft Office document icon 11_klass_varianty_12.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс

Вариант № 1

Прочитайте текст.

(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста. 
(6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. 
(8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)"Зарабатываю на скрипку".

(11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди. 
(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек. 
(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке... (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости... 
(26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку...
 


(По В. Крапивину)

Задания А1—А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему героя сразу «взяла в плен» маленькая скрипачка?

 1) Девочка, игравшая на скрипке, обладала необыкновенной внешностью.
2) Девочка вызывала симпатию у героя прежде всего тем, что умела сама зарабатывать деньги.
3) Девочка представлялась герою беззащитной и в то же время самостоятельной, глубокой.
4) Девочка не обращала внимания на героя, и это задевало его и пробуждало интерес к ней.

А2 Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»?
 1) Девочка играла уверенно и громко, хотя в руках у неё была чужая или плохая скрипка.
2) На героя повлияло то, что многие останавливались послушать игру девочки.
3) За плохую игру люди не станут платить деньги, а девочке набросали их немало.
4) Девочка умела вложить в мелодию душу, как бы сливаясь с музыкой в единое целое.

А3 Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 20—21?
 1) Кинтель был человеком расчётливым, умеющим экономно тратить деньги.
2) Кинтель был ответственным человеком, но при этом был способен на душевные порывы.
3) Кинтель умел находить себе оправдание в затруднительной ситуации.
4) Кинтель ничего не понимал в музыке и потому готов был заплатить за игру девочки большие деньги.

А4 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «заворожённость» (предложение 25).
 1) очарованность
2) колдовство
3) любовь
4) неподвижность

А5 В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
 1) (1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку.
2) (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно.
3) (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.
4) (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке...

А6 Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор и герой называют скрипачку не «девчонка», не «девчушка», а «девочка»?» Такая форма слова говорит …
 1) о жалости автора и героя к маленькой скрипачке.
2) об отсутствии подлинного сочувствия автора и героя к юной скрипачке.
3) о снисходительном отношении автора и героя к бедной уличной скрипачке.
4) о серьёзном и уважительном отношении автора и героя к скрипачке.

А7. Укажите предложение, в котором содержится метафора.
 1) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
2) По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже.
3) Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.
4) А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1.Замените слово БУМАЖЕК из предложения 19 синонимом официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 6—7 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. 
В3. Из предложений 6—10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
В4. В предложениях 24—25 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное переходит в причастие и в его суффиксе пишется НН». Выпишите найденное причастие с зависимым словом.
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве.
 Она покачивалась на загорелых ногах,(1) как на стебельках,(2) задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. У ног девочки,(3) в пыльных подорожниках,(4) лежал скрипичный футляр,(5) в откинутой крышке его белел бумажный лист.

В6. Замените словосочетание СЛУШАЛИ ВНИМАТЕЛЬНО (предложение 19), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В7. Выпишите грамматическую основу предложения 23.
В8. Среди предложений 1—5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
В9Укажите количество грамматических основ в предложении 1.




Предварительный просмотр:

9 класс.

Вариант 2

Прочитайте текст.

   (1) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. (2) Впервые после долгой блокадной зимы они отправились пешком с Петровской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3) Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4) Зимой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5) Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6) Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак  Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки-бойцы отряда противовоздушной обороны. (7) Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8) На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9) Как  и другие работники дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

   (11) Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12) Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах  как военный объект. (14) Как были помечены  и Эрмитаж, и Русский музей.

   (15) Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час…», и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского дворца пионеров.

   (16) Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17) Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18) Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных…(19) В каждом доме было горе. (20) Впереди было ещё почти два года блокады…

   (21) А в мае 1942 году во Дворце пионеров работали многочисленные кружки – танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22) Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.

   (23) Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24) Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25) На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26) По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27) Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28) Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах  была сама одухотворённая надежда. (29) Прощаясь с детьми, команда построилась. (30) Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31) Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32) Моряки знали цену мужеству.

(По Л. Овчинниковой)

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

А1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

  1. Рая Иванова училась в ремесленном училище.
  2. Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.
  3. Летом 1942 года воспитанники Дворца пионеров выступали на военном крейсере.
  4. Рая и Нюра Ивановы предложили руководителю студии Р.А. Варшавской собрать детей во дворце пионеров.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «подлинная» (предложение 22)

  1. настоящая
  2. достоверная
  3. точная
  4. естественная

А3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.
  2. До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
  3. Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы.
  4. Впереди было ещё почти два года блокады…

А4.Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ДВОРЦУ все согласные звуки имеют пару по мягкости.
  2. В слове ПОДВИГ последний звук – [к].
  3. В слове МАЯ  4 звука.
  4. В слове ШКОЛЬНИКОВ мягкость согласного [л мягкого] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

А5. Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

  1. трамвай
  2. тротуар
  3. солистка
  4. квартира

А6. В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения.

  1. развалины
  2. сжигали
  3. беспамятство
  4. взрывы

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от имён существительных с помощью суффиксов –ОНН, -ЕНН,- пишется НН»?

  1. закопчённой
  2. ремесленное
  3. осаждённого
  4. назначенный

В1. Замените книжное слово «питомцы» из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание «палуба корабля» (предложение 25), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 26.

В4. Среди предложений 23-27 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы  все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. 

Дети, (1) конечно, (2) были глубоко потрясены войной. Они видели, (3) как рушатся дома от взрывов, (4) как падают в голодном беспамятстве люди

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 25. Ответ запишите цифрой.

В7. Из предложений 5-7 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне слова.

В8. Из предложений 3 – 5 выпишите страдательное причастие прошедшего времени, образованное от глагола совершенного вида при помощи суффикса -ЁНН.

В9. Из предложений 8 – 9 выпишите наречие, которое пишется слитно с приставкой  НЕ, так как к нему можно подобрать синоним или близкое по значению слово.




Предварительный просмотр:

Русский язык 11 класс

Вариант 1.

А 1. Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

1) глАвенство      2) звонИт        3) гербОвый        4) кладОвая

А 2.В каком предложении вместо слова ВИНОВАТЫЙ (ВИНОВАТ) нужно употребить слово ВИНОВНЫЙ (ВИНОВЕН)?

1) Этот водитель виноват в нарушении правил дорожного движения.

2) В гибели корабля виноват сильный шторм.

3) В голосе Варвары слышались виноватые нотки.

4) Мы виноваты в том, что не сумели принять правильное решение.

А 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) линейка длиннее        2) косимый луг        3) бухгалтеры       4) около ста гектаров

А 4.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

        Поднимаясь на высокогорные вершины,

1) необходимы стоянки для отдыха.

2) альпинистами разбиваются лагеря для отдыха.

3) необходимо сделать это  как можно быстрее.

4) альпинисты делают стоянки для отдыха.

А 5. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.

1) Несколько бойцов бросилось к орудию.

2) Голубая ель была необыкновенно красива.

3) Здесь будут построены многоквартирные дома, напротив них заложат парк.

4) Вскоре позади меня раздались два выстрела.

                           Прочитайте текст и выполните задания А 6 – А 11.

  1. … (2) Его истоки теряются в античном мире. (3) Геометрия Евклида, алгебра древних арабов, с чем мы знакомимся ещё в школе, оказали серьёзное влияние на архитектуру и военное дело, философию и историю. (4) Науки, которые принято было относить к описательным (география, биология и т.п.), всё больше используют методы, разработанные в математике. (5) Сейчас процесс математизации знаний значительно ускорился. (6) … можно говорить уже об интенсивном внедрении математического мышления в любую сферу познавательной деятельности.

А 6. Какое предложение должно быть под номером 1?

          1) Развитие науки – одно из непременных условий цивилизованного процесса.

          2) Человек с незапамятных времён стремился объяснить мир, который его окружал.

          3) Процесс математизации знаний начался не сегодня и даже не вчера.

          4) Сейчас процесс математизации знаний ускорился.

А 7.Какое слово или сочетание слов может быть в начале предложения 6?

   1) однако         2) наоборот         3) вряд ли         4) по существу.

А 8. Какое (-ие) из предложений является (являются) односоставным (-и) или включает

 (-ют) односоставное предложение?

1) 5           2) 2,3           3) 3,4           4) 4,6

А 9. Укажите верную характеристику предложения 3?

1) сложное бессоюзное  

2) сложноподчинённое

3) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

4) сложное с бессоюзной, подчинительной и сочинительной связью.

А 10.Укажите верную характеристику слова ВСЁ ( из предложения 4).

1) наречие         2) местоимение        3) частица        4) союз.

А 11. В каком предложении есть глагольный фразеологический оборот, имеющий книжную стилистическую окраску?

1) 5                       2) 2            3) 3             4) 4

………………………………………………………………………………………………….

А 12.На месте каких цифр в словах пишется Н?

             На кожа(1)ом кресле лежала совсем не стари(2)ая, а очень совреме(3)ая шляпа, и рядом были небрежно броше(4)ы часики в никелевом браслете.

 1) 1,2,3            2) 1,4        3) 1,3           4) 1,3,4

А 13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная  проверяемая гласная корня?

1) б…лет, пром…кашка, пл…вцы

2) с…нева, ст…пендия, эл..ксир

3) вин…грет, ман…фест, ур…вень

4) исп…рение, уд..ляться, пос…ление

А 14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр…обретать, пр…следовать

2) приб…ёт, об…ёмный

3) п…обещать, пр…родители

4) …дался без боя, бе..тарифный

А 15. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) крестьяне смел…т пшеницу, бор…щиеся мальчики

2) жители осмел…тся, не приемл…щий лжи

3) операторы заполн…т, колебл… щийся ковыль

4) кони дремл..т, терп..щий боль

А 16.В каком варианте ответа указаны все слова, в которых пропущена буква Е?

А.Замш…вый     Б. Устра…вать   В. Податл..вый     Г. Монаш..нка

                 

1) АБВ           2) БГ         3) АВГ           4) АГ

А 17. В каком предложении НЕ с выделенным словом пишется слитно?

1) Дом стоял посреди степи, ничем (не)огороженный.

2) Того берега и деревни (не)было видно.

3) Дышать уже (не)чем.

4) Кто-то (не)спеша шёл по аллее.

А 18. Укажите предложение (я), в котором (-ых) выделенные слова пишутся раздельно.

1) Во внешнем облике иностранца (не)было ничего (не)обычного.

2) (На)то и щука в море, (что)бы карась не дремал.

3) (Что)бы ни говорили, Россия теперь (не)та, что прежде.

4) (Что)бы упорядочить файлы на диске, их размещают по разным папкам, или, что (то)же самое, по каталогам.

А 19.Укажите  правильное утверждение о данном предложении.

         В саду около своего дома астроном установил им же самим изготовленный телескоп (      ) и затем занялся исследованием звёздного неба.

1) Предложение сложное, перед союзом И запятая не ставится.

2) Предложение простое, перед союзом И запятая не ставится.

3) Предложение сложное, перед союзом И запятая ставится.

4) Предложение простое, перед союзом И запятая ставится.

А 20. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?

        Позвав (1) коротко остриженного (2) слугу в синем кафтане (3) Василий Иванович пригласил гостей в дом.

1) 1,2             2) 1,2,3               3) 3           4) 2,3

Русский язык 11 класс

Вариант 2.

А 1. Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

1) принУждена   2) расщедрИться    3) принятА       4) взЯта

А 2. В каком предложении вместо слова ГОРДЕЛИВЫЙ нужно употребить слово ГОРДЫЙ?

1) Марине присуща горделивая уверенность в себе.

2) Герой рассказа – горделивый человек, обладающий чувством собственного достоинства.

3) В данной ситуации Ольгой двигали горделивые устремления.

4) Горделивые люди часто не вызывают симпатии.

А 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) ихние письма         2) в обеих руках  

3) до тысяча девятьсот пятого года          4) уважаемые директора

А 4.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

               Изучая историю,

  1. понадобилось много времени.
  2. наши современники усваивают уроки прошлого.
  3. есть возможность гордиться её прошлым.
  4. это помогает лучше понять настоящее.

А 5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Ко мне пришли те, кто был рядом последние несколько лет.

2) Впервые оперу «Хованщина» я слушал вместе с родителями.

3) Пациент обратился и лечился у этого врача.

4)Одним из первых учёных, открывших законы окружающего мира, был Ньютон.

                        Прочитайте текст и выполните задания А 6 – А 11.

(1)… (2) Один тянется с востока на запад и начинается, условно говоря, у Зондских островов, а заканчивается на Панамском перешейке. (3) Второй пояс – тихоокеанский – охватывает Японию и идёт через горы Калифорнии, Перу и Чили и далее – к Огненной земле, в Антарктиду. (4) Случайны ли эти пояса? (5) Нет. (6) ….

А 6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте7

1) Землетрясения часты в различных областях земного шара.

2) Области, где часты землетрясения, охватывают земной шар как бы двумя поясами.

3) Район, где часты землетрясения, отмечен на карте.

 А 7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть шестым в этом тексте?

1) Так как закономерность их появления ещё не изучена.

2) Дело в том, что они отражают определённую закономерность, связанную с процессами горообразования.

3) Поэтому они отражают определённую закономерность, связанную с процессами горообразования.

4) Иными словами, закономерность их появления ещё не изучена.

А 8. Какие слова являются грамматической основой в предложении 4?

1) пояса случайны 2) пояса   3) эти пояса    4) случайны эти пояса

 А 9. Укажите верную характеристику предложения 2.

1) простое  2) сложное бессоюзное   3) сложносочинённое   4) сложноподчинённое

А 10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова СЛУЧАЙНЫ из предложения 4.

1) прилагательное в форме сравнительной степени 3) краткое причастие

2) краткое прилагательное                                           4) наречие

А 11.Укажите значение слова ПЕРЕШЕЕК в предложении 2.

1) Полоса суши, находящаяся между двумя водоёмами.

2) Часть тела, соединяющая голову с туловищем.

3) Полоса суши, соединяющая два материка.

4) Дорога с широкой колеёй.

…………………………………………………………………………………………………

А 12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

    Водя(1)ая пыль била дождём в окно, урага(2)ым огнём ухала небесная артиллерия, а за дли(3)ыми столами гвардейцы, подпирая удалые головы, нечёса(4)ые, немытые пели песни.

   1) 1,4           2) 3,4         3) 1,3,4           4) 1,2,4

А 13.В каком ряду во всех  словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) гард…роб, обл…гация, пл…стилин

2) алл…гория, прик…саясь, оз..ряет

3) тр…сина, р…скошный, обл…котиться

4) к..вычки, ур…ган, ярм…рка

А 14.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) на…скось, от…скать, с…грать

2) ра…сада, чре…вычайный, ра…слоение

3) по…земелье, на…бровье, о..сутствующий

4) пр…кратить, пр…образователь, пр…рывистый

А 15. В каком варианте ответа в обоих словах пропущена буква У?

1) песни сдруж..т; пряч…щийся на чердаке

2) леч…щий врач; вяж…щий привкус

3) хлопоч…щий о детях; пиш…щий сочинение

4) дыш..щие ароматом весны; держ…щий наготове

А 16.В каком варианте ответа указаны слова, где пропущена буква И?

А.устанавл…вать         Б. переноч…вать      В. предприимч…вый        Г. завис..мый

1) А,Б,Г         2) А,Б,В             3) В,Г            4) А,В,Г

А 17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Какие-то (не)кошеные, низкие кусты расстилались передо мной.

2) Герасим шёл с какой-то (не)сокрушимой отвагой.

3) Люди, (не)решавшиеся глумиться над Герасимом, боялись его.

4) (Не)большой котёльчик висел над одним из огней.

А 18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (В)СКОРЕ мы вышли на поляну, (И)ТАК обрадовались долгожданному отдыху, что тут же поспешили снять рюкзаки.

2) (ПО)ТОМУ, как говорил собеседник, было понятно, что он ТО(ЖЕ) волнуется.

3) (В)последствии я узнал, что кусочек чистого урана выглядит так(же), как кусочек серебра.

4) Иногда бродишь (В)СЛЕПУЮ по дому и тратишь (ПО)ПУСТУ время.

А 19.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

       Поднялась луна (1) и тени стали чётче, длиннее.

  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.
  2.  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А 20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

       Пробравшись (1) через мокрый папоротник и какую – то (2) стелющуюся растительность (3) выбираемся на едва приметную тропинку.

1) 1                 2) 2,3              3)3           4) 1,3