Главные вкладки

    Мастер-класс

    Устюжанина Оксана Сергеевна

    1. Мастер-класс на тему: "Азы джазовой импровизации"

    2. Мастер-класс на тему: "Специфические ошибки письменной речи связанные с нарушением фонемного распознавания"

    3. Мастер-класс на тему: "Импровизация"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУЗЫКА

    Век назад, один 9 летний мальчик работал на фабрике, в Неаполе, он страстно хотел петь, но первый учитель охладил его.ты не сможешь петь, у тебя совершенно нет голоса, но мать этого мальчика, простая крестьянка, обняла сына и ободрила его. Ты все сможешь, я вижу твои успехи. И эти слова вдохновили и ободрили ребенка. И благодаря тому, что в его силы поверили, мир может наслаждаться чарующим голосом ЭнрикоКарузо.

    Успех значит вовремя успеть, помочь ребенку поверить в себя, в свои силы.

    Успеть взрослому, познать его внутренний мир. Успех, как птица, может коснуться своим пером и окрылить. Дать силы для преодоления трудностей, а может и пролететь мимо.

    Быть хорошим педагогом, значит ежедневно, создавать ситуацию успеха, для каждого пришедшего на занятие ребенка.

    (обращение к «Ученикам»)

    Уважаемые коллеги, я приглашаю вас на занятие по вокалу.

    Тема занятия звучит так –«Азы джазовой импровизации».

    С чего начинается вообще обучение импровизации, я знаю, многие педагоги не любят  давать эту тему, объясняя,тем, что детей, не знающих музыкальной грамоты сложно научить импровизировать.

    Сейчас я вам докажу, что это абсолютно не сложно и работу над данной темой можно начинать с самого первого года обучения.

    Для начала давайте разберемся, что же такое импровизация?

    Давайте попробуем сформулировать для себя это понятие.

          Импровизация-это неподготовленное сиюминутное спонтанное выражение своих чувств и мыслей речи. В музыкальном, пластическом движении, в пении и игре на музыкальных инструментах.

    Импровизация как тип музыкального мышления оказалась во многом утраченной в искусстве и учебной практике нашего времени.  Функции исполнителя постепенно свелись исключительно к творческой интерпретации текста произведения, к его «озвучиванию».

    А импровизируя, вы становитесь не только исполнителем, но и автором.  

    Скажите, имеет ли понятие импровизация отношение только к вокальной музыке?

    -Нет. Импровизация существует и в музыке, и в хореографии…

    А с каким видом работы на уроке русского языка, можно сравнить импровизацию?

         С изложением. Заданная тема одна, но то, как вы ее перескажете, зависит только от вас. От вашей фантазии, навыков, ощущения свободы, которое нам очень важно.

    Поэтому, девиз нашего мастер - класса,  я бы хотела заявить такой: «Пение как состояние души».

    Чтобы всем было понятно, что из себя представляет джазовая импровизация, я предлагаю взглянуть на экран.

    ВИДЕО

    Я предлагаю по импровизировать.

    Сейчас зазвучит музыка, ваша задача в ее рамках спеть свое имя.

    МУЗЫКА

    Самый большой враг импровизации? Это что?

    СТРАХ.

    Мы боимся уйти из тональности, спеть не ту ноту.

    Именно поэтому, эта тема очень хорошо идет с детьми, которые не владеют музыкальной грамотой. Они не знают нот, они не задумываются о тональности. Мы просто играем.

    Первое с чего я предлагаю начинать – это Ритмическая импровизация.

    «МУХА ЦОКОТУХА»

    1.Попробуем просто в ритме, помогая себе руками.

    Первый голос:

    Муха, Муха-Цокотуха,

    Позолоченное брюхо!

    Муха по полю пошла,

    Муха денежку нашла.

    Пошла Муха на базар

    И купила самовар.

    2.Добавим длинные ноты.

    (ти, ти, та-а та та) пошла – 2 удара в барабан. Топаем.

    На базар пошла.

    На базар пошла

    3. Добавимкороткие ноты

    по полю, по полю **

    по полю, по полю **

    Только высоко. Не думаем о нотах. Где то там…..по полю по полю. Хлопаем по коленям.

    4. Я - сама пошла, сама пошла.

    К залу

    Я хочу (спросить) обратить внимание зала, что в ходе данного задания мы формируем?

       Чувство ритма, дикция, учимся слушать друг друга.

    За основу ритмической импровизации можно брать любые скороговорки, чисто говорки, стишки, любой текстовый материал соответствующий возрасту детей. Что бы сэкономить время ритмические рисунки группе предлагала я, а при работе с детьми они сами пробуют импровизировать с ритмом.

    Сейчас мы с вами познакомимся с джазовым приемом, который называется скэт.

    Если просто – это слоговая импровизация, пение слогов не связанных по смыслу, пение различных фонем.

    Скет имитируют игру разных инструментов, поэтому этот прием, еще называют голосовая инструментальная импровизация.

    (вообще у каждого джазоваго певца свои удобные ему слоги и фонемы,тоесть свой СКЭТ вокал).

    пожалуйста (трезвучие До мажор)

    Возьмите любой слог, главное чтоб а была. Коротко. Четко.

    Первый голос (низкий голос) -        IIII

    Бам,            бамбам,          бам

    Второй голос – (на октаву выше)       а                 ааа

    с придыханием сильная доля

    Третий голос – слабая доля                      б                   ббб

    Четвертый голос -                                 ц цц             ц цц           ц цц          ц цц

    пятый голос -   высоко                         аааааааааааааааааааа

    Молодцы.

    К залу, ….

    Каким образом можно продолжить работу над импровизацией, подключить музыкальные инструменты, любые шумовые инструменты.

    А далее следующая ступенька – импровизация в тональности - это я использую на занятиях с детьми, которые занимаются уже не первый год.

    Показываю пример…

    До мажорное трезвучие пожалуйста… До ми соль

    кто как хочет по тоническому трезвучию, одновременно несколько учеников импровизируют, главное не уйти из тональности, как только это сложности у детей не вызывает, добавляем полутона (дабавдаба да)

    Далее берем Д7 аккорд и импровизируем.

    Чем интересен джаз? Мы можем взять неверный тон и подтянуть его куда надо,  по крайней мере, пока мы учимся.

    Затем берем несложный джазовый стандарт и уже в рамках музыкального произведения пробуем импровизировать.

    Я начинаю с алфавита.

    Включите фонограмму, пожалуйста.

    МУЗЫКА

    Поем алфавит, только не буквы, а звуки.

    (сильная, слабая)

    СПАСИБО!

    Дальше – под музыку пробуем слоговую импровизацию или, как по-другому она называется? СКЭТ.

    И последний этап это работа над произведением.

    Ну и в завершении буквально пару минут предлагаю попеть залу. Попробуем?

    Поделимся на три группы.

    УЧЕНИКИ – I I I I I I I I (щелчки пальцев)

    Вторая группа -                 дым-тым дым-тым    дым  тым     дым    тым

    Третья группа -                  шу-би      шу – би-ду-ма     шу-би

    Четвертая группа -          у а па па-па-па-ра-ра-ра

    Данные этапы работы дают детям возможность научиться петь и импровизировать без знания музыкальной грамоты. Данные упражнения, помогают развить интонационный слух,  чувство ритма, улучшить дикцию, научиться слушать других в процессе пения.



    Предварительный просмотр:

    Выступление на семинаре

    Специфические ошибки письменной речи связанные с нарушением фонемного распознавания.

    Добрый день.

    Я продолжу тему о специфических ошибках связанных с нарушением фонемного распознавания.

    Хочется еще раз заострить Ваше внимание на характеристике детей с трудностями распознавания фонем. Охарактеризовать данную категорию детей можно одним предложением. Ребенок пишет не то, что ему говорят, а то, что он услышал.

    В предыдущем выступлении Вы слышали о смешении свистящих и шипящих, звонких и глухих. А я подробнее остановлюсь на нарушениях обозначения мягкости согласных звуков, а также  частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных.

    А сейчас рассмотрим несколько приемов, которые можно использовать для оказания помощи ребенку, допускающему данные ошибки.

    Это правильная артикуляция.

    Использование опорных схем – знаки, цвета, символы.

    Опоры на разные анализаторы.

    Дифференциация смешиваемых звуков.

    Представляю Вашему вниманию игру-тренажер «МЫШИННАЯ ШКОЛА»

    Ошибки употребления йотированных гласных для выражения мягкости предшествующих согласных, я думаю, в вашей практике встречаются довольно часто.

    Цель данного тренажера разнообразить традиционные формы работы по данной теме и сделать процесс обучения для детей более интересным и увлекательным.

    ТРЕНАЖЕР

    Еще одно из направлений работы по коррекции нарушений обозначения мягкости на письме, это слуховая дифференциация мягких и твердых согласных звуков.

    Основная задача здесь заключается в том, чтобы ребенок уловил на слух мягкость звучания того или иного согласного звука. Сумел передать эту мягкость на письме. А это не так просто.

    Для того чтобы убедить детей в важности различения мягких и твердых согласных звуков, можно использовать слова, где мягкость или твердость согласного звука играет смыслоразличительную роль.

    При работе с такими словами надо просить ребят объяснять значение каждого слова из приведенной пары.

    Например: Мыло это чем умываются, а Мила –это имя девочки.

    Можно подобрать множество вариантов.

    К примеру следующие пары слов…

    ПРИМЕРЫ на слайдах.

    В дальнейшем нужно диктовать эти пары слов или составленные предложения с такими словами. Все это привлечет внимание ребенка к необходимости обязательного обозначения мягкости согласных на письме и одновременно даст ему возможность поупражняться в таком обозначении.

    Следующим этапом работы могут быть письменные упражнения лучше всего начать с записи под диктовку отдельных слогов с предварительным их проговариванием самими детьми. При этом им нужно объяснить, что во время произнесения мягкого согласного звука средняя часть спинки языка сразу приподнимается к твёрдому небу. Например, можно предложить произнесите - Т – ТЬ, Д – ДЬ, Н – НЬ, Л – ЛЬ и пусть они понаблюдают за языком. Эта особенность артикуляции мягких согласных на первых порах может послужить детям дополнительным ориентиром.

    Слоги диктуются в неопределённом порядке, неторопливо и отчётливо.

    Например, порядок может быть таким.

    СЛАЙД:  АЛ, АЛ, АЛЬ, АЛЬ, АЛ, АЛЬ, АЛ;

     УТЬ, УТЬ, УТ, УТЬ, УТ и т.п.

    То же самое и со вторым способом обозначения мягкости:

    СЛАЙД:  ЛА, ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ, ЛА, ЛА, ЛЯ, ЛА;

     СИ, СЫ, СЫ, СЫ, СИ, СИ и т.п.

    Далее  можно перейти к записи отдельных слов с мягким знаком и без него.

    Когда ребёнок сможет без затруднений справляться с этими заданиями, начинайте постепенно переходить к записи целых фраз.

    Данные упражнения рассчитаны на усвоение детьми способов обозначения мягкости согласных, как при помощи мягкого знака, так и при помощи соответствующих гласных.

    СЛАЙД: 

    Все эти упражнения не затрагивают никаких грамматических правил и позволяют решить лишь одну задачу – задачу усвоения учеником основных способов обозначения мягкости согласных звуков на письме. Если ребёнок научится справляться с предлагаемыми здесь заданиями, то это значит, что он будет употреблять мягкий знак на письме уместно, то есть только там, где согласный звук действительно звучит мягко. При этом он будет понимать и саму необходимость различного обозначения на письме мягких и твёрдых согласных, что очень важно.

    Спасибо за внимание!         Буду, рада если данные материалы послужат в вашей работе дополнительным инструментом по коррекции специфических ошибок связанных с обозначением мягкости согласных.