Материалы к олимпиадам

Петреченко Светлана Владимировна

Материал по подготовке к олимпиадам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7-8_klass.doc28 КБ
Файл 8_klass.docx20.18 КБ
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_8_klass.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная олимпиада по русскому языку

7 – 8  классы

1.Напишите предложения, заменяя цифры словами и ставя числительное в нужную падежную форму.

       Частное от деления 348726 на 19 равно 18354,05. При сложении 499121 с 2768 получится 501889.        

                                                                                                              10б.

2.Какое устойчивое выражение современного русского языка соответствует данному предложению из Остромирова Евангелия (1056-1057)?

       Да не чуеть шуица твоя, чьто творитъ десница твоя.

В каких славянских топонимах сохранились древние имена прилагательные, от которых были производны существительные шуица и десница ?

                                                                                                                    10б.

3.В данных ниже словах найдите непарные согласные звуки и выпишите их в следующем порядке: а) непарные твердые, б) непарные мягкие, в) непарные звонкие, г) непарные глухие.

     Циркуль, песчинка, мох, якорь, чудо, факел, шепот, жатва.

         20б.

4.Расставьте ударение в следующих словах.

     Эксперт, торты, ракушка, путепровод, черпать, кухонный, втридорога, красивее.

                                                                                                                     8б.

5.Запишите не менее 5 лингвистических терминов, образованных на базе греческих корней. Значение корней укажите.

        10б.

6.Проведите анализ фонетических, лексических и грамматических средств, создающих светлое, радостное настроение в приведенном четверостишии.

    Боже мой! Вчера- ненастье,

    А сегодня – что за день!

    Солнце, птицы! Блеск и счастье!

    Луг росист, цветет сирень…                25б.

7.В каждой из приведенных групп три языка из четырех являются родственными, а один относится к другой языковой семье или группе. Выпишите названия «лишних» языков.

  А).Грузинский, осетинский, иранский, таджикский.

  Б).Эстонский, латышский, финский, венгерский.

  В).Азербайджанский, турецкий, чувашский, армянский.

  Г).Французский, немецкий, молдавский, португальский.

  Д).Украинский, литовский, польский, болгарский.

                                                                                                                  5б.

8.Разделите приведенные ниже фразеологизмы на две группы в зависимости от их происхождения: а) библейские, б) мифологические.

  Сизифов труд, зарыть талант в землю, негде голову приклонить, яблоко раздора, глас вопиющего в пустыне, запретный плод, нить Ариадны, заблудшая овца, избиение младенцев, загадка Сфинкса, всякой твари по паре, строить на песке.

        12б.



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

(школьный) этап

8 класс

Максимальное количество  – 45 баллов.

1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки.

В туманной дали песча(н,нн)ого берега тускло светились огни стари(н,нн)ой гости(н,нн)ицы. Вдоль а(л,лл)еи тянулась га(л,лл)ерея с мраморной лес…ницей и пери(л,лл)ами из мета(л,лл)а а(л,лл)юминия. В гости(н,нн)ой на краше(н,нн)ом полу, украше(н,нн)ом затейливым орнаментом, стоял иску(с,сс)но сделанный стол с иску(с,сс)твенными цветами в стекля(н,нн)ой вазе. Жж…ные спички лежали на подставке серебря(н,нн)ого подсве…ника рядом со слома(н,нн)ыми стульями. Н…что не мешало приступить к расследованию…

(5 баллов)

2. Поставьте ударение в приведенных ниже словах.

Восприняла, гофрированный, диспансер, завидно, каталог, красивее, хвоя, ходатайство.(5 баллов)

3. Определите, допущены ли  орфографические ошибки в  данных парах слов.  Объясните значение этих слов:

а)     здравица – здравница;

б)    вперемежку – вперемешку;

в)     равный  – ровный;

г)     везти – вести;

д)    помощь – помочь. 

(5 баллов)

4. Определите падеж числительных, употребленных в следующих словосочетаниях и предложениях:

а)     раздали по две тетради;

б)    у нас каждый день по пять уроков;

в)     от десяти отнять семь будет три;

г)     поезд опаздывает на два часа;

д)    вечером работаем еще два часа.

(5 баллов)

5. Переведите на русский язык следующие латинские слова: mater, duo, est, hostis, mare, novus, sal, videre. Учтите, что русский перевод очень близок по звучанию к словам латинским.

Можно ли назвать русские слова, которые у вас получились, заимствованными? Обоснуйте свой ответ.

(5 баллов)

6.  От слов каких частей речи образовались следующие формулы речевого этикета:

 здравствуйте, прощайте, пожалуйста, до свидания, спасибо.

 (5 баллов)

7. Творческое задание

Напишите сочинение-миниатюру «Языковой портрет слова ВОДА».

Можно использовать следующий план:

  1. Значение слова (лексическое и грамматическое).
  2. Изобразительно-выразительные возможности слова.
  3. Слово в контексте культуры.
  4. Жизнь слова в других языках.

(Оценивается композиция, язык, стиль, наличие лингвистических терминов, глубина раскрытия и привлечение культуроведческих ассоциаций).

(15 балов)

Инструкция по проверке и оценке ответов (8 класс)

1. В туманной дали песчаного берега тускло светились огни старинной гостиницы. Вдоль аллеи тянулась галерея с мраморной лестницей и перилами из металла алюминия. В гостиной на крашеном полу, украшенном затейливым орнаментом, стоял искусно сделанный стол с искусственными цветами в стеклянной вазе. Жженые спички лежали на подставке серебряного подсвечника рядом со сломанными стульями. Ничто не мешало приступить к расследованию… (5 баллов)

Допущена 1 ошибка – 4 балла; 2 ошибки – 3 балла; 3 ошибки – 2 балла; 4 ошибки – 1 балл; 5 и более – 0 баллов.

2. Восприняла, гофрированный, диспансер, завидно, каталог, красивее, хвоя, ходатайство. (5 баллов)

Допущена 1 ошибка – 4 балла; 2 ошибки – 3 балла; 3 ошибки – 2 балла; 4 ошибки – 1 балл; 5 и более – 0 баллов.

3. Орфографических ошибок нет. Слова различаются по значению.

а)     Здравица – заздравный текст. Здравница – общее название санаториев, домов отдыха.

б)    Вперемежку – попеременно чередуясь, перемежаясь. Вперемешку – в смешанном виде, в беспорядке.

в)     Равный – одинаковый, совершенно сходный. Ровный – гладкий, прямой, не имеющий возвышений, утолщений, изгибов.

г) Везти – перемещать, доставлять куда-нибудь на себе. Вести – помогать идти, сопровождать. (5 баллов)

Дан правильный ответ на вопрос и ко всем словам приведены верные объяснения – 5 баллов. Нет одного толкования или слово истолковано неверно  – 4 балла; 2 ошибки – 3 балла; 3 ошибки – 2 балла; 4 ошибки – 1 балл; 5 и более – 0 баллов.

4.  а)     по две – винительный падеж;

б)    по пять – винительный падеж

в)     от десяти – родительный падеж; семь – винительный падеж; три – именительный падеж

г)     на два –  винительный падеж;

д)    два – винительный падеж

(5 баллов) Допущена 1 ошибка – 4 балла; 2 ошибки – 3 балла; 3 ошибки – 2 балла; 4 ошибки – 1 балл; 5 и более – 0 баллов.

5. Мать, два, есть, гость, море, новый, соль, видеть.

Заимствованными эти слова назвать нельзя. Их близость объясняется общностью языка-основы (индоевропейская). (5 баллов)

Допущена 1 ошибка – 4 балла; 2 ошибки – 3 балла; 3 ошибки – 2 балла; 4 ошибки – 1 балл; 5 и более – 0 баллов.

6.  Здравствуйте – от глагола здравствовать,

 прощайте – от глагола прощать;

пожалуйста – на базе словосочетания  пожалуй, старая, в которое входил глагол пожаловать и субстантивированное прилагательное старая;

до свидания –  на базе предлога до и существительного свидание;

спасибо – на базе  словосочетания  спаси бог,  в которое входил глагол спасти и существительное бог.

(5 баллов) Допущена 1 ошибка – 4 балла; 2 ошибки – 3 балла; 3 ошибки – 2 балла; 4 ошибки – 1 балл; 5  – 0 баллов.

7. Критерии оценивания (15 баллов)

композиция – 5 баллов;

язык, стиль, наличие лингвистических терминов – 5 баллов;

глубина раскрытия и привлечение культуроведческих ассоциаций – 5 баллов.



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

8 класс

  1. Нормы русского литературного языка

1. Определите, падает ударение на основу слова или на его окончание?

А) Доволен модными тУфлями – доволен модными туфлЯми.

Б) Работать на субботнике грАблями – работать на субботнике граблЯми.

2. Какие глаголы сочетаются со словом ВПЕЧАТЛЕНИЕ (вызвать, оказать, произвести, добиться)? Запишите эти словосочетания.

        

3. Напишите  слова согласно современным орфографическим правилам русского языка и объясните, почему в данных словах часто ошибаются.

Белые  воротники у рубашки были ПРИСТ…ЖНЫЕ. – Лошади в упряжке ПРИСТ…ЖНЫЕ.

4. Решите пунктуационную задачу «Нужны знаки препинания – не нужны знаки препинания». Для этого составьте разные предложения, используя в каждом из них данный фрагмент.

На улице зажглись фонари…

  1. История русского языка

 В рассказе И.С. Тургенева «Бурмистр» из  «Записок охотника» мы читаем: «При самом въезде в околицу встретил нас староста, дюжий мужик в косую сажень».

 Дайте лексико-этимологический комментарий к слову ОКОЛИЦА.

  1. Язык художественного произведения

Слово в лирическом произведении имеет  особое значение. Прочитайте строки известного поэта ХХ века Велимира Хлебникова:

Леса – лысы.

Леса обезлосели,

Леса обезлисели.

Назовите языковое средство, которое автор использовал для выражения поэтической мысли. Сформулируйте главную мысль автора.

  1. Современный русский литературный язык

1. Укажите слова, в которых произносятся только глухие звуки.

Отчего, горсть, кассета, падеж, опека, исподтишка, паж, цыпочки, искусство.

2. Подберите русские эквиваленты к заимствованным словам.

Альтернатива, резюме, имидж.

3. Определите род имён существительных, запишите слова в соответствующие колонки.

Река, ружьё, инкогнито, пустомеля, святоша, крупье, дерево, кюре, вуаль, алиби, задира, тюль, кашне, вуз, рантье, ООН.

4. Определите морфемный состав слова  МАЛЮТКА. Укажите его производящее  слово, если оно есть. Объясните, были ли исторические изменения  в словообразовательной структуре этого слова.

5. Определите  типы предложений, которые использует А.П. Чехов в рассказе «Жизнь в вопросах и восклицаниях».

1) Иди-ка сюда, я тебя высеку!

2) Ты не маленький!

6. Какие из перечисленных языков не являются славянскими?

Румынский, чувашский, украинский, словацкий, молдавский, мордовский, белорусский, чешский, эстонский, болгарский, сербский, русский, греческий, литовский.

V. Творческое задание

Напишите сочинение-миниатюру «Языковой портрет слова ВОДА».

Можно использовать следующий план:

  1. Значение слова (лексическое и грамматическое).
  2. Изобразительно-выразительные возможности слова.
  3. Слово в контексте культуры.
  4. Жизнь слова в других языках.