Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе

Петреченко Светлана Владимировна
"Внеурочная деятельность-инструмент творческого и духовного развития личности ребёнка"

 

Урок - игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК - ИГРА

Тема: Правописание  приставок пре и при.

Цели:

- продолжить формирование орфографических навыков – написания приставок пре- и при-;

- учить различать по значению омонимичные слова;

- учить целесообразно использовать компьютер в учебе;

- воспитывать интерес к профессиям, чувство ответственности за работу.

Оборудование: таблички, словарь, жетоны, компьютер,

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Психологическая подготовка к восприятию материала.

 Итак, продолжаем изучать тему «Правописание  приставок пре и при».

Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем его в виде игры, связав его с экономикой, математикой и литературой.

Вы работаете в компании под названием «Престиж». Обратите внимание, в табличке на двери компании пропущена буква. Какая? Верно, Е (открываю окошечко). Как во многих  компаниях, кроме зарплаты, вы получаете бонус-баллы. Заработать их можно, отвечая на вопросы, выполняя задания. По количеству накопленных бонус-баллов вы получите в конце урока оценки. Подсчет будет вестись при помощи жетонов.  Познакомимся с персоналом.

У нас есть в компании                                . Какую букву вставим? Верно, И. Директором является……………………………. .

Имеется научный         .

Задача консультанта – помогать учителю  тем, кто учится слабее, чем он сам.

Подсчет бонус-баллов ведет старший         .

Его задача – вовремя начислить отвечающему баллы. Ну что ж, наша работа в компании начинается.

3. Закрепление

письмо по памяти

кодоскоп

В нашу компанию пришли письма. Их объединили по какому-то признаку. По какому?

        

Верно, в этих текстах орфограмма с приставками. Объясните их написание. Кто авторы текстов? Назовите обращения. Приготовьтесь написать 1-ый текст по памяти. У кого есть затруднения – обращаетесь к консультанту. Кто не обратится к нему и правильно напишет – получит бонус-баллы.

выборочно-распределительный диктант

В компанию обращаются  люди с различными  просьбами, сообщениями  и т.п.  Выпишем из их документов слова с приставкой  при-, распределим их во файлам:

 

Приближение, присоединение

Нахождение

вблизи чего-либо

Неполнота действия

Правописание надо запомнить

1). Слюдяные чешуйки прилипали к босым ногам. 2). Гаврик лег на бурьян, прислушиваясь к каждому шороху. 3). Вверху, над обрывами, плыл колокольный звон приморских церквей. 4). Больной, обессиленный разговором, замотал головой и прикрыл глаза. 5). Петя, захлебываясь, рассказывал о своих дорожных приключениях. 6). Прижимая к себе ребенка, Мотя попятилась назад, пока не прислонилась спиной к отцовской ноге. 7). Гаврик пригнулся, сделал несколько шажков и вдруг, привыкнув к темноте, ясно увидел посреди огорода две неподвижные фигуры.

устная работа

(Компьютер, презентация, слайды с парами  слов и выражений сменяют друг друга после объяснения).            

   Вы сортируете бумаги, деловые документы. Некоторые из них очень похожи друг на друга. Это происходит из-за внешней схожести слов. Объясним такие слова.

пребывать (находиться)                                  прибывать (приезжать)

предавать (изменять)                                      придавать (прибавлять)

предел (граница)                                             придел (пристройка к церкви)

преемник (продолжатель)                             приемник (радио)

презирать (относиться без уважения)                    призирать, призреть (проявить заботу)

преступить (нарушить)                                  приступить (начать)

претворяться (осуществляться)                    притвориться (прикинуться)

преклоняться (относится с большим уважением)        приклониться (наклониться)

преходящей (временный)                              приходящий (пришедший на какое-то время)

  Различить такие слова можно только в контексте.

 работа по развитию речи

Вам нужно самим составить текст документа.

Упр. №121. Задание 2. Спишите сопоставляемые слова, включая их в словосочетания и предложения. Работаем у доски.

……………………………………………………………………………………….

творческая работа

Наступило время обеда. Вы покушали. Осталось немного времени – можно посвятить отдыху. Проведем  физминутку. Некоторые любят разгадывать кроссворд.  Задание к нему найдем в упр. 122.      Вместо данных групп слов запишите равнозначные слова с приставкой пре- или при-.

                              самостоятельная работа

Время обеда закончилось. Пора работать. В офисе компании тишина – у всех очень ответственное дело. Нужно правильно  заполнить документы. Возьмите карточки в руки. Двое работают у доски на крыльях с обратной стороны, остальные – на местах. Ваша задача – расставить пропущенные знаки, вставить пропущенные буквы.

Проверяем. Открываем крылья доски. Попарно читаем предложения у того и другого, называем ошибку, объясняем.

словарная работа

В компанию  обращаются иностранцы, чаще всего – англичане. Именно из английского языка пришло  в наш язык огромное количество слов. Работаем с упр. №124. Написание этих слов нудно запомнить, в них нет приставок пре- и при-. Закройте учебники, я диктую слова, а вы их записываете. Поменяйтесь тетрадями, откройте учебник, сверьте написанное. Если есть ошибка – поставьте карандашом галочку на полях. Верните тетради. У кого нет ошибок? (Два жетона). Молодцы! У кого одна-две? (Один жетон). Остальным подтянуться.

4. Итоги.

Ну что ж, конец рабочего дня. Он должен закончиться отчетом.

- В каких случаях пишется при-?

- В каких случаях пишется пре-?

- Как различить слова, совпадающие по значению?

Подсчитаем бонус-баллы. За урок получили оценки:……………….

5. Домашнее задание.

В нашей компании принято брать работу на дом. За это тоже платят бонус-баллы. Дома выполните упр. 125., ЗСП-6. Хорошо выучите заимствованные слова.