"Я-учитель"

Петреченко Светлана Владимировна

 

«ЕСЛИ учитель имеет только любовь к делу — он будет хороший учитель. ЕСЛИ учитель имеет только любовь к ученику как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви к делу, ни к ученикам. ЕСЛИ учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он -совершенный учитель».

 

Л. Н. Толстой

Эссе "Я-учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Я  - учитель»

                                                        Выполнила:

                                       учитель русского  языка и литературы

                                       МОБУ «ООШ № 9»  

                                       Петреченко С.В.

Долгое время мне мир казался одинаковым. На улицах одинаковые прохожие, в магазинах одинаковые продукты, в детских садах и школах одинаковые дети. Это я была особенная, а другие – нет. Решив идти по маминым стопам, стала учителем. Пути-дороги привели в школу №9. Школа обычная. Школа необычная. Обычная, потому что общеобразовательная. Необычная, потому что дети здесь находятся полный день.

Поначалу мне не верилось, что правило, дважды прочитанное, трижды повторенное, высвеченное на экране, записанное в тетради, распечатанное в памятках, может быть тут же забыто одним, вторым, третьим… Веснушчатый рыжий увалень «ералашного» вида внимательно, кажется, даже заинтересованно смотрит на экран.Еще бы! Интереснейшая тема «Татьяна и Онегин» уложилась в прекрасные слайды (продукт практически бессонной ночи) и сопровождается классической музыкой. Слежу за его взглядом: ресницы не моргают, губы не шевелятся, да и смотрит он в точку мимо изображения… Ухоженная девочка в дорогой одежде упорно молчит. Не дерзит, не оговаривается. Просто молчит. Оставляю после уроков – поток слез и опять молча.

«Продленку» ведет другая учительница, пожилая, на пенсии. На следующий день упражнения у моих «молчальников» выполнены, правила с трудом, но рассказаны. О них она говорит больше, чем о себе. И то они вместе читали, и это вместе выполняли…И вообще, они молодцы. А я не знаю их голосов. А скоро конец четверти. А оценок почти нет…Слушаю из уст педагога притчу: «Один фотограф пришел к даме на ужин. Она, посмотрев его фотографии, воскликнула:

- Какие у вас замечательные фотографии! Наверное, у вас очень хороший фотоаппарат?

Фотограф промолчал. Но, уходя, сказал:

- Спасибо, ужин был очень вкусным. Наверное, у вас очень хорошие кастрюли».

Долго размышляю и понимаю, что «особенных» детей тоже должен кто-то учить. И не всех одинаково, даже если они таковыми кажутся. Помню, как первый раз попробовала работу в «четверках» - не получилось ничего. Во второй раз кто-то из них открыл книгу и нашел нужные страницы. В третий раз что-то нарисовали. Все дети достойны достойного образования. Просто возможности разные. На их развитие направлена моя деятельность.

Инклюзивное образование, о котором так много говорят и округляют при этом глаза, меня не пугает, как, впрочем, и других, кто рядом со мной работает. Включение детей с ограниченными возможностями в общий образовательный процесс – уникальный проект, реально возможный в стенах нашего заведения. К каждому ребенку – имеет ли он отклонения в здоровье или нет – нужно относиться как к своему собственному, ведь в семьях многих не принято  даже рассказывать о том, какой интересный и разноцветный мир вокруг.

…Пол-урока рассказываю о том, что такое «тимуровское движение»  и как мы были «тимуровцами». Потрясаю повестью  А. Гайдара. «Венчает» мою вдохновенную речь предложение пойти к ветерану и оказать посильную помощь. Встреча на крыльце. Коленки задрожали: желающих пятеро, и они, что называется, «в тельняшках». По дороге остается трое, но дрожь не уходит. Лишь бы не разнесли ветхий домик и не напугали старого человека. Но опасения мои напрасны. Может, они не запомнили слово, ставшее почти анахронизмом, «тимуровцы», но ключевое «помочь» отпечаталось и задержалось в памяти.

Подхожу к столовой. Там хохот. Что произошло? А ничего. Просто дежурный долговязый (самый высокий в школе) семиклассник в фартуке и нарукавниках нацепил поварской пышный, почти  бутафорский колпак. Ходит с тарелками, лицо серьезное, на хохот ноль внимания. Между тем сам склонен к приступам беспричинного смеха, причем на уроках. И где он только взял этот колпак и самое главное - зачем? Он просто не боится быть смешным и ему надоела серая будничность. Вот и решил внести в нее разнообразие. Ругать и наказывать не за что. Стою, смеюсь со всеми вместе. Надо его старшей вожатой показать. Такой талан пропадает…

Грустно взираю на стенд с достижениями учащихся. Глядя на него, хочется воскликнуть хрестоматийное: «О спорт! Ты мир!» Такое ощущение, что здесь готовят только бегунов, стрелков, дзюдоистов. Где-то затесались три-четыре грамоты «литературного» содержания. Снова вспоминаю притчу про фотоаппарат и кастрюли и отправляюсь на поиски одаренных. Заодно поищу и конкурсы для себя…

И пусть я до сих пор сижу в раздумьях над словом ачиравательный и  мне уже не смешно от «перла» в сочинении типа «Лермонтов в «Капитанской дочке» показал войну с фашистами»,  пусть они до сих пор думают, что калека и коллега – это одно и то же, я верю в их будущее, потому что я к нему приложу усилия, я отношусь к каждому с пониманием и в каждом вижу ЛИЧНОСТЬ.