Подготовка к ОГЭ

Петреченко Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

                                                                                                                     ПОДГОТОВКА К ГИА

                                                     СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

                                                            ПРИЁМ  ИСКЛЮЧЕНИЯ

  1. Прочитайте текст.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в     вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.   (По материалам периодической печати)  

               Выделите второстепенную информацию.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.

              2. Мы набирали  огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами    пропитывались их горьким запахом. (По Ю. М. Нагибину)

              Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания?

              Мы собирали огромные  печальные букеты    и  пропитывались их горьким запахом.

3. Прочитайте текст.

Тут откуда-то из-за угла выскочила с оглушительным лаем Буська, коричневый бульдог, любимица всей семьи Горького. Она пришла в ярость, чувствуя запах медвежьей шубы, её янтарные прозрачные глаза вспыхнули колючей искрой собачьей ненависти, кожа складками собралась на загривке, упругие ляжки напряглись перед решительным прыжком.     (В. А. Рождественский)  (43 слова)

               Сократите текст вдвое.

Внезапно откуда-то выскочила Буська, бульдог. Разъярённая собака, почуяв запах медвежьей          шкуры, напряглась перед прыжком, глаза её вспыхнули ненавистью, кожа на загривке собралась в складки.    (24 слова)

4. Прочитайте текст.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к  своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово.  (Д. С. Лихачёв)

Сократите текст Д. С. Лихачёва.

Любовь к родному краю, культуре начинается с малого – с  любви к своей семье, с уважения к людям.

5. С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, изучающих естественные науки.

Исключите второстепенную информацию предложения.

С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы).

6. Прочитайте текст.

Шаляпин стал первым в мире певцом и великим актёром – ведь трудно сказать, что в «Борисе Годунове» больше волновало – пение или игра Шаляпина? Богата Россия талантами, но скольким из них удаётся развиться и не заглохнуть в полной безвестности? А вот Шаляпин не погиб. Поднялся с самых народных низов, пришёл из Суконной слободки, чтобы дать миру, по выражению Стасова, «радость безмерную».  (А. Седых)

Что можно исключить из текста без ущерба для его содержания?

Шаляпин был первым певцом в мире и великим актёром. Трудно сказать, чем он больше волновал публику – пением  или актёрской игрой. Богата Россия талантами, но многие гибнут, не раскрывшись. А Шаляпин выжил. Он поднялся с самых низов, чтобы дать людям «радость безмерную».

ИСКЛЮЧЕНИЕ

- исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений,

- исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов,

- исключение вводных, уточняющих и поясняющих конструкций,

- исключение одного или нескольких предложений.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                             ПОДГОТОВКА К ГИА

                                                        СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

                                                             ПРИЁМ   ОБОБЩЕНИЯ

1.Прочитайте текст.

Он был «един и многолик ». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне. (По Б. Д. Челышеву)

Как можно словосочетанием охарактеризовать «многоликость» Куприна?

Он был «един и многолик ». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова. «Многолик» потому, что были ещё Куприны разных профессий.  Но всё это рабочее воинство совмещалось в  писателе Куприне.

2. Прочитайте текст.

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, кленов, лип.  (По Ю. М. Нагибину)

Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом).

Не менее щедрой  была и  чистопрудная осень. Бульвар утопал в пёстрой  листве деревьев.

3. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина.                                      (По Д. С. Лихачёву)

Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда?

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, облик которого связан с именами известных архитекторов.

4. Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?..(По И. Милославскому)

Сократите предложение, заменив похожие по смыслу выражения общим понятием (словосочетанием).

Можно ли одинаково интересоваться разными отраслями наук?..

5. Достаточно ли, например, у нас воображения? Ведь воображение нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы охватить умом и сердцем всё богатство жизни, её ситуаций, чтобы увидеть мысленным взором потаённые уголки человеческой души. Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощённой, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди. (По материалам сайтов  Интернета)

Переведите частную информацию об отношении к людям в общее представление об этом.

Н           Например, достаточно ли у нас воображения, которое необходимо для того, чтобы охватить всё р        разнообразие жизни и человеческой души, и без которого жизнь станет упрощённой, а люди с                      х             схематичными?

6. Прочитайте текст. Сократите его вдвое.

Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. Разговор шёл о новых книгах. Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел.    (По Д. Гранину)

Эти трое были остроумные на язык. Разговор шёл о новых книгах. Ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. Они знали книжные новинки и были в курсе последних фильмов и премьер. (31 слово) 

ОБОБЩЕНИЕ (ПЕРЕВОД  ЧАСТНОГО  В  ОБЩЕЕ, СВЁРТЫВАНИЕ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗА СЧЁТ ОБОБЩЕНИЯ) - замена однородных членов обобщающим понятием,    - замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением, - обобщение содержания.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                         ПОДГОТОВКА К ГИА

                                              СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

                                                             ПРИЁМ  УПРОЩЕНИЯ

1. Дом Чайковского стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в весёлую даль, где лежало среди  зарослей озеро. Там у композитора было любимое место – оно называлось Рудым Яром.                              ( К. Г. Паустовский)

Дом Чайковского стоял на пригорке, с которого был вид на весёлую даль. Там, у озера, было любимое место Чайковского – Рудый Яр.

2. Прочитайте текст.

Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Как выбрать это время? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор!

Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! ( По С. Львову) (52 слова)

Сократить текст  вдвое.

Если можно выбрать время для просмотра телевизионных программ, то можно найти время и для совместного чтения. Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! (28 слов)

3. Прочитайте текст.

Итак, язык жестов может носить вспомогательный характер, сопровождая звуковой язык. Жесты делают нашу речь выразительной, помогают нам произвести большее впечатление на собеседника.

Изложите содержание текста простым предложением.

Язык жестов сопровождает звуковой язык, делает его  выразительным и  помогает произвести впечатление на собеседника.

4. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. ( Д. С. Лихачёв)

Постройте сложное предложение  с разными видами связи  из 2 и 3  .  

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его  надо оберегать, но  в памяти всё же возникают иные, горестные картины.

5. Прочитайте текст.

На полевой дороге  мне попались навстречу две деревенские девушки. Они шли, должно быть, издалека. Пыльные туфли, связанные тесёмками, висели у них через плечо. Они о чём-то болтали, смеялись, но, увидев меня, тотчас замолкли, торопливо поправили под платочками светлые волосы и сердито поджали губы.  (К. Г. Паустовский)

Запишите два простых предложения.

На полевой дороге я повстречал девушек. Они шли, весело переговариваясь, но заметили меня и замолчали, поджали губы.

6. Прочитайте текст.

Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым склонам. Они предупреждали седоков. Седоки крепко держались в сёдлах. 

Запишите его содержание с помощью сложноподчиненного предложения.

Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым  склонам, предупреждая седоков, чтобы те крепко держались в сёдлах.  (А. Волков)

УПРОЩЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ

- слияние нескольких предложений в одно,

- замена предложения или его части указательным местоимением,

- замена сложноподчинённого предложения простым,

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением (замена придаточного определительного синонимичным определением),

- замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                         ПОДГОТОВКА К ГИА  

                                                   СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

ПРИЁМ ____________________________________________________________________________

1. Дом Чайковского стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в весёлую даль, где лежало среди  зарослей озеро. Там у композитора было любимое место – оно называлось Рудым Яром.                          ( К. Г. Паустовский)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Как выбрать это время? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор!

Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! ( По С. Львову)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Итак, язык жестов может носить вспомогательный характер, сопровождая звуковой язык. Жесты делают нашу речь выразительной, помогают нам произвести большее впечатление на собеседника.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. ( Д. С. Лихачёв)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. На полевой дороге  мне попались навстречу две деревенские девушки. Они шли, должно быть, издалека. Пыльные туфли, связанные тесёмками, висели у них через плечо. Они о чём-то болтали, смеялись, но, увидев меня, тотчас замолкли, торопливо поправили под платочками светлые волосы и сердито поджали губы.  (К. Г. Паустовский)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым склонам. Они предупреждали седоков. Седоки крепко держались в сёдлах.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

              ВЫВОД_____________________________________________________________________________

             ______________________________________________________________________________________

             ______________________________________________________________________________________

             ______________________________________________________________________________________

            ______________________________________________________________________________________

             ______________________________________________________________________________________

                                                                                                                         ПОДГОТОВКА К ГИА  

                                                   СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

ПРИЁМ ____________________________________________________________________________

1. Дом Чайковского стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в весёлую даль, где лежало среди  зарослей озеро. Там у композитора было любимое место – оно называлось Рудым Яром.                          ( К. Г. Паустовский)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Как выбрать это время? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор!

Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! ( По С. Львову)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Итак, язык жестов может носить вспомогательный характер, сопровождая звуковой язык. Жесты делают нашу речь выразительной, помогают нам произвести большее впечатление на собеседника.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. ( Д. С. Лихачёв)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. На полевой дороге  мне попались навстречу две деревенские девушки. Они шли, должно быть, издалека. Пыльные туфли, связанные тесёмками, висели у них через плечо. Они о чём-то болтали, смеялись, но, увидев меня, тотчас замолкли, торопливо поправили под платочками светлые волосы и сердито поджали губы.  (К. Г. Паустовский)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым склонам. Они предупреждали седоков. Седоки крепко держались в сёдлах.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

              ВЫВОД_____________________________________________________________________________

             ______________________________________________________________________________________

             ______________________________________________________________________________________

             ______________________________________________________________________________________

            ______________________________________________________________________________________

             ______________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

                                                                                                                        ПОДГОТОВКА К ГИА

                                                        СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

ПРИЁМ_____________________________________________________________________________

1. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в     вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.   (По материалам периодической печати)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

               2. Мы набирали  огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами    пропитывались их горьким запахом. (По Ю. М. Нагибину)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________              

               3. Тут откуда-то из-за угла выскочила с оглушительным лаем Буська, коричневый бульдог, любимица всей семьи Горького. Она пришла в ярость, чувствуя запах медвежьей шубы, её янтарные прозрачные глаза вспыхнули колючей искрой собачьей ненависти, кожа складками собралась на загривке, упругие ляжки напряглись перед решительным прыжком.     (В. А. Рождественский) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к  своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово.    (Д. С. Лихачёв)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, изучающих естественные науки.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Шаляпин стал первым в мире певцом и великим актёром – ведь трудно сказать, что в «Борисе Годунове» больше волновало – пение или игра Шаляпина? Богата Россия талантами, но скольким из них удаётся развиться и не заглохнуть в полной безвестности? А вот Шаляпин не погиб. Поднялся с самых народных низов, пришёл из Суконной слободки, чтобы дать миру, по выражению Стасова, «радость безмерную».  (А. Седых) 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОД___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                        ПОДГОТОВКА К ГИА

                                                        СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

ПРИЁМ_____________________________________________________________________________

1. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в     вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.   (По материалам периодической печати)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

               2. Мы набирали  огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами    пропитывались их горьким запахом. (По Ю. М. Нагибину)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________              

               3. Тут откуда-то из-за угла выскочила с оглушительным лаем Буська, коричневый бульдог, любимица всей семьи Горького. Она пришла в ярость, чувствуя запах медвежьей шубы, её янтарные прозрачные глаза вспыхнули колючей искрой собачьей ненависти, кожа складками собралась на загривке, упругие ляжки напряглись перед решительным прыжком.     (В. А. Рождественский) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к  своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово.    (Д. С. Лихачёв)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, изучающих естественные науки.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Шаляпин стал первым в мире певцом и великим актёром – ведь трудно сказать, что в «Борисе Годунове» больше волновало – пение или игра Шаляпина? Богата Россия талантами, но скольким из них удаётся развиться и не заглохнуть в полной безвестности? А вот Шаляпин не погиб. Поднялся с самых народных низов, пришёл из Суконной слободки, чтобы дать миру, по выражению Стасова, «радость безмерную».  (А. Седых) 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОД________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

                                                                                                                              ПОДГОТОВКА К ГИА 

                                                           СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

ПРИЁМ ____________________________________________________________________________________

1. Он был «един и многолик ». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне. (По Б. Д. Челышеву)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, кленов, лип. (По Ю. М. Нагибину)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина.   (По Д. С. Лихачёву)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?..(По И. Милославскому)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Достаточно ли, например, у нас воображения? Ведь воображение нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы охватить умом и сердцем всё богатство жизни, её ситуаций, чтобы увидеть мысленным взором потаённые уголки человеческой души. Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощённой, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди. (По материалам сайтов  Интернета)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Эти трое были живые,      смешливые, острые на язык. Разговор шёл о новых книгах. Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел.      (По Д. Гранину)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОД_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                              ПОДГОТОВКА К ГИА 

                                                           СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

ПРИЁМ ____________________________________________________________________________________

1. Он был «един и многолик ». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне. (По Б. Д. Челышеву)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, кленов, лип. (По Ю. М. Нагибину)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина.   (По Д. С. Лихачёву)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?..(По И. Милославскому)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Достаточно ли, например, у нас воображения? Ведь воображение нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы охватить умом и сердцем всё богатство жизни, её ситуаций, чтобы увидеть мысленным взором потаённые уголки человеческой души. Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощённой, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди. (По материалам сайтов  Интернета)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Эти трое были живые,      смешливые, острые на язык. Разговор шёл о новых книгах. Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел.      (По Д. Гранину)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОД_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ГИА Словосочетание.

Слайд 2

Определите вид подчинительной связи в словосочетании ВОЗМОЖНОСТЬ НАБЛЮДАТЬ.

Слайд 3

Определите вид подчинительной связи в словосочетании ВОЗМОЖНОСТЬ НАБЛЮДАТЬ. примыкание

Слайд 4

Замените словосочетание БЕЗЫМЯННУЮ РЕЧУШКУ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 5

Замените словосочетание БЕЗЫМЯННУЮ РЕЧУШКУ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 1) речушку без имени

Слайд 6

Замените словосочетание СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 7

Замените словосочетание СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 10) коллектив строителей

Слайд 8

4. Замените словосочетание ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 9

Замените словосочетание ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 4) воображение детей

Слайд 10

Замените словосочетание ЖЕНСКИХ СЕРДЕЦ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 11

Замените словосочетание ЖЕНСКИХ СЕРДЕЦ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 5) сердец женщин

Слайд 12

Замените словосочетание СПРОСИЛ С УСМЕШКОЙ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 13

Замените словосочетание СПРОСИЛ С УСМЕШКОЙ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание. 2) спросил усмехаясь

Слайд 14

Замените словосочетание НЕ ВСПОМИНАЛИ С ТОСКОЙ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 15

Замените словосочетание НЕ ВСПОМИНАЛИ С ТОСКОЙ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание. 3) не вспоминали тоскуя

Слайд 16

6. Замените словосочетание ЛИСТЫ ЖЕЛЕЗА , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 17

7. Замените словосочетание БЕССОННЫХ НОЧЕЙ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 18

8. Замените словосочетание АВТОРСКОЕ ВДОХНОВЕНИЕ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 19

9. Замените словосочетание СУБСТРАТ ЖИЗНИ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 20

11. Замените словосочетание ГОВОРИЛИ С ВОСТОРГОМ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 21

12. Замените словосочетание ЖЕНА ДЯДИ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 22

13. Замените словосочетание БЕЗНАКАЗАННО ПРИХОДИТЬ , построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 23

14. Замените словосочетание БЕЗЗВУЧНО КОЛЕБЛЯСЬ , построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 24

15. Замените словосочетание В ЖЕЛЕЗНЫХ ЯЩИКАХ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 25

6. Замените словосочетание ЛИСТЫ ЖЕЛЕЗА , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание. 6) железные листы

Слайд 26

7. Замените словосочетание БЕССОННЫХ НОЧЕЙ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 7) ночей без сна

Слайд 27

8. Замените словосочетание АВТОРСКОЕ ВДОХНОВЕНИЕ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 8) вдохновение автора

Слайд 28

9. Замените словосочетание СУБСТРАТ ЖИЗНИ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание. 9) жизненный субстрат

Слайд 29

11. Замените словосочетание ГОВОРИЛИ С ВОСТОРГОМ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание. 11) говорили восторженно

Слайд 30

12. Замените словосочетание ЖЕНА ДЯДИ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание. 12 ) дядина жена

Слайд 31

13. Замените словосочетание БЕЗНАКАЗАННО ПРИХОДИТЬ , построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 13) приходить без наказания

Слайд 32

14. Замените словосочетание БЕЗЗВУЧНО КОЛЕБЛЯСЬ , построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 14) колеблясь без звука

Слайд 33

15. Замените словосочетание В ЖЕЛЕЗНЫХ ЯЩИКАХ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 15) в ящиках из железа



Предварительный просмотр:

Поденки.

      (1)  День стоял тихий и солнечный.(2) В застоявшемся воздухе пахло водорослями, ароматом цветущих трав.(3) Даже на реке было жарко, и я то и дело наклонялся за борт лодки, чтобы смочить напечённую солнцем голову.

      (4)  Но что это сегодня на воде?(5) Там и тут плавили продолговатые прозрачные шкурки каких-то насекомых.(6) Временами их наносило на лодку так много, что вода как бы покрывалась пеной.

        -(7) Поденка вылетела, - сказала сидевшая на корме Галина.

        -(8) Правда, поденка! – запоздало догадался я.

       (9) Весь низкий, заросший ивняком берег, куда мы причалили, тоже был усыпан шкурками личинок поденки.(10) А где же они сами?

       (11) Галина осталась в лодке, а я побрел по берегу в надежде найти живых насекомых. (12)И нашёл.

       (13) Маленькие, нежные, с молочно-белыми, широко расставленными крылышками, они облепили мокрые камни, прятались под листьями кустарника, в осоке.(14)Поденкам, должно быть, тоже было жарко, и потому они до поры укрывались в холодке, в тени или сырости.

(15)А вечером мы наблюдали настоящий праздник поденок. (16)Как только спала жара, мириады насекомых белым бураном закружились над рекой.(17) Они словно танцевали в воздухе: быстро-быстро взлетали кверху, а затем, расправив крылья, плавно скользили низ, к самой воде.(18) Потом снова взлетали и снова скользили.(19) И так без конца.

        -(20) Вот этими танцами и заполнена вся их жизнь, - сказала Галина. –(21) Порезвятся, порадуются теплому вечеру – и с духом расстались.(22) Одно слово – поденки…

       (23) А я подумал о другом.(24) О том, что за один-единственный день эти крохотные создания успевают сделать столько же, сколько ворон за триста лет.(25) Нет, не только танцами заполнена жизнь поденок.(26) Надо родиться, окрепнуть, отложить яички для продолжения рода.(27) Наделенные таким ничтожно мизерным веком, им некогда даже поесть.(28) И в этом смысле скоротечная жизнь поденок неизмеримо богаче жизни ворона.

Фомин Леонид Аристархович (1932-1994) – уральский писатель, автор книг рассказов и повестей: «Мы идём на Кваркуш», «Ветка черёмухи», «Солнце красное поутру», «Сказка не кончается»,  «Лесная повесть», романа «Стеклянный дом» и др. - обладал редкой способностью в малом увидеть большое и силой образного слова раскрыть щедрость и богатство души современника, трепетную красоту родной природы.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «И в этом смысле скоротечная жизнь поденок неизмеримо богаче жизни ворона». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Сочинение

        В рассказе знатока уральской природы Л.А. Фомина «Поденки» мы попадаем в «тихий, солнечный день».  Всё вокруг нас дышит  спокойствием и умиротворением. В такие минуты человек обычно отрешается от повседневной суеты, погружается, сам того не ведая, в мир, населённый таинственными звуками, шорохами, красками. Хочется помечтать, подумать. И здесь любое явление природы, даже, на первый взгляд, незначительное, может стать поводом для философских размышлений. Маленькое полупрозрачное насекомое живёт всего один день, но за этот короткий срок, отведённый  природой, оно успевает всё! Я думаю, что писатель в последнем предложении сформулировал основную мысль своего рассказа: жизнь одна, прожить ее можно по-разному. Если ценить краткие секунды, то и их будет достаточно, не надо разбрасываться по пустякам. Попробую это доказать.

        В предложении № 13 находим сначала очень точное описание этих странных существ: «Маленькие, нежные, с молочно-белыми, широко расставленными крылышками…». Мы вместе с автором и его спутницей наблюдаем рождение паденок. Потом начинается Жизнь: «Как только спала жара, мириады насекомых белым бураном закружились над рекой.(17) Они словно танцевали в воздухе…(16)». Всё происходит на глазах невольных зрителей.  Писатель не случайно так подробно останавливается на этом «фейерверке», который устроили насекомые. Да, интересно наблюдать за происходящим, но его интересует другое…

        «Я думал о другом , - пишет он в 23 предложении. - О том, что за один-единственный день эти крохотные создания успевают сделать столько же, сколько ворон за триста лет» (24). Действительно, с автором трудно не согласиться. В этом смысле рассказ становится похожим на притчу. Здесь уже каждый читатель сам решает для себя, с кем или чем можно сравнить жизнь подёнки.

        В заключение хочется добавить, что смысл последнего предложения текста можно интерпретировать по –разному. Для одних – успевай радоваться, живи и не оглядывайся. Для меня – успевай сделать больше, ведь жизнь так скоротечна, больше сделать хорошего, не как Ворон.

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сжатое изложение Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора , логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений ; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля , однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

Слайд 2

При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые умения : - умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части); - умение сокращать текст разными способами; - умение правильно и логично излагать свои мысли, - умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Слайд 3

Методические требования к сжатому изложению : -сохранение последовательности в развитии событий; наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; -использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия; -установление смысловой связи между предложениями; -использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

Слайд 4

Способы сжатия текста : 1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 3) сочетание исключения и обобщения. При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

Слайд 5

К приемам сжатия текста относятся : 1) сокращение отдельных членов предложения , некоторых однородных членов предложения; 2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений , повествующих об одном и том же предмете речи; 3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; 4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые; 5) перевод прямой речи в косвенную ; 6) пропуск предложений , содержащих второстепенные факты; 7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Слайд 6

Подготовка к сжатому изложению как экзаменационной работе - содержательно, правильно, последовательно воспроизводить в письменной форме исходный текст; - использовать языковые средства авторского текста; грамотно оформлять текст и с орфографической, и с пунктуационной стороны. Подготовка к экзаменационному изложению должна вестись в двух направлениях: - со стороны учителя, осуществляющего ряд тренировочно-обучающих изложений, контрольное и предэкзаменационное; - со стороны учащихся, тренирующих память в самостоятельных пересказах текстов, осваивающих стилистику разных авторов, обогащающих свой лексикон.

Слайд 7

Содержание текстов должно быть разным: информативно значимым, проблемным, эстетическим. Можно использовать такие варианты работы: - учитель предъявил текст, выразительно прочитал вслух, текст проанализировали, перечитали вслух – письмо по памяти; - учитель предъявил текст, ученики прочитали его про себя, прочитали вслух –письмо по памяти; - учитель предъявил текст и убрал его, затем прочитал его вслух – письмо по памяти. Самая удобная форма – миниатюры: изложения-миниатюры и сочинения-миниатюры. Эти небольшие по объёму тексты обладают всеми качествами, которые обычно предъявляются к «обычным» текстам.

Слайд 8

Скрипучая дверь Е. Пермяк В новую избу навесили хорошую Дверь. Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что Дверь легко открывалась и плотно закрывалась, не пропускала зимнюю стужу. Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить. Зато в избе очень много разговаривали о рамах. И как о них можно было не говорить, когда они были плохими. Они с трудом открывались и закрывались. Набухали. Пропускали холод. Рамам уделялось много внимания, и это обозлило завистливую Дверь. - Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и стала коробиться, кривиться, скрипеть. Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней сколько могли. Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела. Скрипела с таким остервенением, что это стало невыносимым для окружающих. Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили другую. Обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться вовсе не какие-то особенные достоинства, а ее дверные обязанности. Выброшенная же в дровяник Дверь вскоре поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы. Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве. (198 слов)

Слайд 9

В новую избу навесили хорошую Дверь. (Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что) Она легко открывалась и плотно закрывалась, (не пропускала зимнюю стужу) , и ее не в чем было упрекнуть. (Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить.)

Слайд 10

Зато в избе (очень) много разговаривали о рамах, (И как о них можно было не говорить, когда) потому что они были плохими: набухали, пропускали холод. (Они с трудом открывались и закрывались.)

Слайд 11

(Рамам уделялось много внимания,) И это обозлило завистливую Дверь. Она стала кривиться и скрипеть, чтобы ее заметили. (- Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и стала коробиться, кривиться, скрипеть. Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней сколько могли.) Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела так (Скрипела с таким остервенением) , что это стало невыносимым для окружающих.

Слайд 12

Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили (другую) обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться (вовсе не какие-то особенные достоинства, а) - ее дверные обязанности.

Слайд 13

Выброшенная же (в дровяник) Дверь (вскоре) поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. (Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы. Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сжатое изложение (теория и практика подготовки)

Слайд 2

ЦЕЛЬ Подробное изложение Краткое изложение Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова Воспроизвести основное содержание текста , сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста

Слайд 3

ЧТО ТРЕБУЕТСЯ 1. ОТБОР ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ 2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ АВТОРА 3. СОХРАНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ 4. ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКИ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ 5. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ МИКРОТЕМ 6. ОБОБЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИСХОДНОГО ТЕКСТА

Слайд 4

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА Исключение подробностей и деталей Обобщение конкретных, единичных явлений Упрощение синтаксических структур

Слайд 5

Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря , в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое . Вообще , люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. Прочитайте текст. Выделите второстепенную информацию.

Слайд 6

Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания? Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е. Киселёвой) Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами. Исключение синонимов в ряду однородных членов

Слайд 7

Прочитайте, найдите в тексте поясняющие конструкции Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю. М. Лотман) Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души. Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения

Слайд 8

Обобщение содержания фрагмента текста Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. (По Г. Арбузову) Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

Слайд 9

. Языковое обобщение замена однородных членов их обобщенным наименованием Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян)

Слайд 10

Языковое обобщение замена простых предложений сложным Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому) Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

Слайд 11

ПРОВЕРИМ ВМЕСТЕ В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ничего, но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками. ОБОБЩЕНИЕ: ЗАМЕНА ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ ИСКЛЮЧЕНИЕ:ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ



Предварительный просмотр:

Псевдотекст: дидактические материалы.

Пояснительная записка.

          Псевдотекст – это упражнение, части которого объединены темой, но взяты из разных источников.

          Работа с псевдотекстом является одним из средств формирования коммуникативной компетенции учащихся. В её основе лежит принцип лингвостилистического исследования. Такого рода упражнения можно предлагать на уроках обобщения и повторения или в качестве зачётных заданий.

Цель работы для учащихся: овладеть умениями практически выделять стилистически единые отрывки произведений.

Цель работы для учителя: способствовать формированию навыков учащихся находить текстообразующие компоненты каждого отрывка, составляющего псевдотекст.

Система работы с такими упражнениями описана Антоновой Е.С. в журнале «Русский язык в школе» №2 2002г. в статье «Тайны текста» и секреты методики».

Псевдотекст №1

Задание.

1. Сколько авторов рассказывают о горах?

Горные вершины спят во тьме ночной; тихие долины полны свежей мглой. Две недели пребывания в горах пролетели незаметно. Невольно вспоминаешь, каким незабываемым остался в нашей памяти первый подъём на ледник. Небольшой группой поднялись мы по его склону. Куда ни глянь – всюду нетронутый снег. Горный рельеф образуется в результате сложных деформаций земной коры, обусловленных тектоническими движениями. Различают высокогорный, среднегорный и низкогорный типы рельефа. Не пылит дорога, не дрожат листы… Подожди немного, отдохнёшь и ты. А какая тишина! То была необыкновенная, никем из нас до сих пор не испытанная тишина, не нарушаемая ни одним звуком. Никто из нас не прерывал её. Каждый не мог не почувствовать неповторимой красоты гор.

2. Вычленить тексты по четырём признакам:

  • единство темы
  • тип речи
  • стиль текста
  • способы связи предложений в тексте.

Псевдотекст №2

Задание.

1. Сколько авторов рассказывают о грозе?

Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, ещё не закрытая чёрной приближающейся тучей, озаряла ровным светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся в течение целого часа. Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом. Громом называется явление в атмосфере, сопровождающее молнию. Вызывается колебаниями воздуха в результате быстрого нагревания и расширения воздуха на пути молнии. Сквозь незанавешенные окна постоянно видна была молния. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас  и держали в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила сносит наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищённый от ветров. Гремят раскаты громовые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит.

2. Вычленить тексты по четырём признакам:

  • единство темы
  • тип речи
  • стиль текста
  • способы связи предложений в тексте.

Тексты первого упражнения:

А) Горные вершины спят во тьме ночной;

     Тихие долины полны свежей мглой;

     Не пылит дорога, не дрожат листы…

     Подожди немного, отдохнёшь и ты.

                                     М.Ю.Лермонтов

Б)  Две недели пребывания в горах пролетели незаметно. Невольно вспоминаешь, каким незабываемым остался в нашей памяти первый подъём на ледник. Небольшой группой поднялись мы по его склону. Куда ни глянь – всюду нетронутый снег. А какая тишина! То была необыкновенная, никем из нас до сих пор не испытанная тишина, не нарушаемая ни одним звуком. Никто из нас не прерывал её. Каждый не мог не почувствовать неповторимой красоты гор.

В)  Горный рельеф образуется в результате сложных деформаций земной коры, обусловленных тектоническими движениями. Различают высокогорный, среднегорный и низкогорный типы рельефа.

Тексты второго упражнения:

А) Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, ещё не закрытая чёрной приближающейся тучей, озаряла ровным светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся в течение целого часа.  Сквозь незанавешенные окна постоянно видна была молния. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас  и держали в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила сносит наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищённый от ветров.

                                                     С.Т.Аксаков

Б)  Люблю грозу в начале мая,

      Когда весенний первый гром,

      Как бы резвяся и играя

      Грохочет в небе голубом.

      Гремят раскаты громовые,

      Вот дождик брызнул, пыль летит,

      Повисли перлы дождевые,

      И солнце нити золотит.

                                  Ф.И.Тютчев

В) Громом называется явление в атмосфере, сопровождающее молнию. Вызывается колебаниями воздуха в результате быстрого нагревания и расширения воздуха на пути молнии.