Взаимодействие с педагогами

Оцелюк Людмила Васильевна

В этом разделе размещены консультации для педагогов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

    МАДОУ г.Нижневартовска ДС № 52 "Самолётик"

Консультация для педагогов

Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате – их травмирование и даже гибель – проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых.

Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. Об опасности этих игр дети знают, они различают «добрый», «злой» огонь, созидающий и разру9шающий огонь, Главная задача взрослых – помочь детям, начиная с дошкольного возраста, утвердиться в этих званиях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать:

«Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести.

Формы профилактической работы с детьми в ДОУ достаточно разнообразны. Здесь познавательный процесс тесно переплетается с элементами игры – ведущего вида деятельности дошкольников.

В игре закрепляются знания и профессии пожарных, о том, что пожар – большая беда и что избежать ее можно, только выполняя правила пожарной безопасности. Дети усваивают эти знания, учатся оценивать свои действия и действия товарищей, рассуждать по поводу этих действий.

Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие формы работы по данной проблеме:

  • ознакомление с правилами пожарной безопасности посредством чтения и обсуждения литературных произведений;
  • использование публикаций в периодической печати; проведение творческой игры «Мы пожарные»;
  • организация тематических конкурсов детских рисунков «огонь- друг, огонь-враг» и др.;
  • использование тематических альбомов и плакатов «Малышам о пожарной безопасности»;
  • встречи с интересными людьми профессии «пожарный»;
  • экскурсии в музей и пожарную часть;
  • просмотр диафильмов и видеофильмов по данной теме;
  • игры-драмматизации.

Использование разнообразных форм работы по пожарной

безопасности с учетом возрастных особенностей детей позволяет воспитателю формировать навыки правильного обращения с огнем и огнеопасными предметами. Больше внимания следует уделять организации различных видов деятельности с целью приобретения детьми опыта безопасного поведения.

Все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Главная цель работы детских садов по пожарной безопасности – оградить детей от пожаров и научить их правилам безопасности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №52 "Самолетик"

Консультация

«Организация взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей»

Подготовила: Оцелюк Л.В. Воспитатель высшей категории

2018  год

Организация взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

В.А. Сухомлинский

Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с  беззащитным малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь, его окружают взрослые и дети, которых, он раньше не знал, которые, составляют иную сущность, чем его семья. Перед педагогами стоит задача создания условий для обеспечения воспитания счастливых, физически, психически, психологически здоровых детей. Эта задача не может быть осуществлена без взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка.

Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Жизнь в современном мире ставит перед нами много новых проблем, среди которой самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья.

Ведь воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой не противостоят отрицательным внешним влияниям. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.

Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.

Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. Только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам укрепления и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Проблема оздоровления детей – целенаправленная, систематически спланированная педагогическая работа дошкольного образовательного учреждения и семьи.

В силу сложившихся экономических причин, занятостью на работе, современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, поэтому организация семейного досуга становится делом образовательного учреждения, чтобы заинтересовать родителей проблемой формирования культуры здоровья в сознании подрастающего поколения.

Дошкольные образовательные учреждения является единственным общественным институтом, с которым ежедневно вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. Поэтому образовательные учреждения имеют возможность оказывать непосредственное влияние на семьи воспитанников.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Главной задачей сотрудничества МАДОУ и семьи – это обеспечить безболезненное привыкание ребенка к детскому саду в период адаптации. Далее обязательно следует вместе с родителями объективно оценить состояние здоровья, физического и двигательного развития, спрогнозировать его улучшение; наметить единые подходы к распорядку дня, питанию, одежде, организации условий для двигательной активности ребенка.

Выстраивание взаимодействия детского сада и семьи на основе сотрудничества – процесс достаточно сложный.

Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, и глубоко понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной программы детского сада, нужно особое внимание уделить поиску новых форм, и подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма.

Совместная работа с семьей в МАДОУ строиться на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

  1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно- оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
  2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с контрольным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
  3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
  4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает:

  1. Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
  2. Участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей; 3.Целенаправленную санитарно-просветительную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима;
  1. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работой в детском саду;
  2. Обучение конкретным приемам и методам оздоровления ( дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания);
  3. Ознакомление с мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении по укреплению здоровья. В этих целях хорошо используются: информация в родительских уголках, в папках передвижках.
  4. Различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания;

Проблему воспитания, развития и формирования здорового ребенка невозможно решить в полной мере без активного участия в этом родителей.

Эффективными формами сотрудничества дошкольного учреждения с семьей являются:

  1. Родительские собрания (групповые и общие)- являются одной из эффективных форм взаимодействия с семьей. На них можно обсудить вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить медика.  Предусматриваются  выступления родителей.
  2. Совместные физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья - позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей.
  3. Дни открытых дверей- являясь достаточно распространенной формой работы, дают возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Можно показать утреннюю гимнастику, физкультурное занятие, закаливающие процедуры и другие режимные моменты в ДОУ.
  4. Домашние задания - позволяют повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в движении ребенка, дать родителям  конкретные советы по общению с детьми, дать родителям конкретное содержание для общения с детьми.
  5. Совместный просмотр видеофильмов, фильмов - заставляет обсуждать проблемы, искать пути к здоровью ребенка
  6. Передача опыта семейного воспитания - можно осуществить через разнообразные интервью, выставки, конференции, на которых родители будут

обмениваться опытом между собой, на выставках узнать о досугах своих воспитанников.

  1. Выпуск газеты – где освещаются актуальные вопросы оздоровления ребенка, в номерах предлагаются диагностические материалы и рекомендации для родителей.

Рекомендуются  следующие методы сотрудничества с семьей: 1.Беседа с родителями - являются наиболее эффективной формой доведения до сведения родителей информации о жизни ребенка в группе. Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребенка, обращая внимание на его        достоинства,        воспитатель        способствует        созданию        позитивного        взгляда родителей на своего ребенка, приучает следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них. Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь.

  1. Консультации родителей - которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
  2. Наблюдения за ребенком - позволяет многое узнать об особенностях семейного воспитания, микроклимата, общения. Чтобы избежать случайных выводов наблюдение следует проводить несколько раз в аналогичных ситуациях.
  3. Анкетирование- помогает выявить наиболее приемлемые и эффективные формы работы с родителями, помогает оценить работу коллектива, выявить те вопросы воспитания и развития детей, которые у родителей вызывают затруднения.

Итак, в основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество.        Следует убедить родителей, что необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышение двигательной активности, создать все необходимые условия для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Составила:Оцелюк Л.В.

«Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС»

В мире всё чаще говорят о здоровом образе жизни. Ведь бытует мнение, здоровый человек – успешный человек. И современное общество даёт заказ дошкольному образованию на воспитании здорового поколения. В дошкольном образовании сложился системный подход к организации оздоровительной    работы    с    детьми.    Этот    комплекс    мер   называется

«здоровьесберегающие технологии». Технология (от греческих слов «techne»

  • искусство, умение и «logos»-учение, наука)-совокупность методов, процессов ,знаний и способов деятельности. Всё это направленно на сохранение здоровья подрастающего поколения.

Цель здоровьесберегающих технологий:

Формировать осознанное отношение к соблюдению культурно- гигиенических требований, необходимых знаний о здоровом образе жизни и применение их в повседневной жизни.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

  • «Не навреди!»;
  • Сознательность и активность;
  • Оптимальный двигательный режим;
  • Рациональное питание;
  • Закаливание и
  • личная гигиена;
  • Положительные эмоции;
  • Социальное благополучие.

Компоненты здоровьесберегающих программ:

  1. Рациональное питание.
  2. Оптимальная для организма двигательная деятельность.
  3. Соблюдение        режима        дня        (с        учётом        индивидуальных        биоритмов:

«жаворонки»- рано просыпаются, рано ложатся спать, высокоактивны днём;

«совы»- просыпаются поздно, ложатся поздно, высокоактивны вечером;

«голуби»- занимают промежуточное положение).

  1. Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.

  1. Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Какие же технологии используют педагоги с детьми?

Ритмопластика. Во время занятий развивается слух, чувство ритма, гибкость, пластичность, формируется правильная осанка. Стоит обратить внимание на величину нагрузки её соразмереность с возрастом ребёнка.

Динамические паузы. Они проводятся во время непосредственной образовательной деятельности, 2-3 минуты, по мере утомляемости детей. Её элементы зависят от вида деятельности.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке и групповой. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Релаксация. Это упражнения на расслабление отдельных частей тела и всего организма. Проводятся под классическую музыку, звуки природы.

Пальчиковая гимнастика проводиться индивидуально либо подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.

Гимнастика для глаз проводиться в свободное время и зависит от интенсивности зрительных нагрузок, способствует снятию статистического напряжения мышц глаз, кровообращения.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен тканей, что способствует нормализации работы организма в целом.

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5- 10 минут. В её комплекс входят упражнения на пробуждение, коррекцию плоскостопия, правильной осанки.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 8-10 минут.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю (два в помещении, одно на улице) в соответствии с образовательной программой.

Познавательные  занятия  и  индивидуальная  работа  из серии

«Азбука  здоровья»  проводится  по  следующем  темам:  «Я  и  моё  тело»,

«Мой организм», «Глаза-орган зрения» и т. д.

Самомассаж-это массаж выполняемый самим ребёнком, проводится в игровой форме с использованием ярких образов и стихов. Его простота и доступность помогает ребёнку самому нормализовать работу своего организма.

Закаливающие процедуры с использованием солнца, воздуха и воды (стопотерапия-хождение по солевым, ребристым, колючим дорожкам; растирание тела массажной рукавичкой, обливание ног, полоскание зева, хождение босиком, игры в облегчённой одежде, летняя инсоляция на прогулке до 11 ч. утра.)

Активный отдых предусматривает использование двигательных навыков и умений, которыми дети уже прочно овладели.

Коррекционные технологии:

Артикуляционная гимнастика-упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти).

Логоритмические упражнения- это коррекция речи и движения, проводятся как на утренней гимнастике, так и на физкультурных занятиях.

Сказкотерапия используется для психотерапевтической развивающей работы.

Цветотерапия так же регулирует психо-эмоциональное состояние детей, используют для формирования стоп ноги,внимания, сосредоточенности, релаксации. Такие игры как: «Дорожка здоровья»,

«Сухой дождь» -атласные ленточки семи цветов, «Цветные островки»- индивидуальные коврики «тёплых» и «холодных» цветов.

Здоровье-это состояние, при котором у человека гармония как физических процессов, так и адаптация к различным факторам внешней среды.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения:

  1. Соблюдайте режим дня!
  2. Обращайте внимание на питание! 3.Больше двигайтесь!
  1. Спите в прохладной комнате!
  2. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! 6.Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

  1. Гоните прочь уныние и хандру!
  2. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! 9.Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! 10.Желайте себе и окружающим ТОЛЬКО ДОБРА!

Таким образом, здоровьесберегающие технологии являются той системой, которая проводит обучение дошкольников ЗОЖ, без ущерба для  их здоровья.