Развивающие игры В.В.Воскобовича

 

МБОУ «Начальная школа-детский сад» с.НожкиноВоспитатель: Корсакова Анна Афанасьевна

ЧУДО – КРЕСТИКИ

Состав игры:

1.Красный – целый

2.Желтый – из двух частей

3.Зеленый – из трех частей

4.Синий – из четырех частей

5. Круг и его две части

Игра способствует:

*Развитию воображения, творческих и сенсорных способностей ( Восприятие цвета, формы, величины).

*Совершенствованию интеллекта ( внимания, памяти, мышления, речи).

*Тренировке мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов.

Как играть:

Знакомимся с крестиками.

         Перед вами новая игра. На что она похожа?

В центре игрового поля находится круг. Какого он цвета?

Составь его из двух половинок. Круги получились одинаковыми?

Где находится целый крестик? Какого он цвета? Из какого количества частей состоит крестик желтого цвета? Покажи крестики зеленого и синего цвета. Где они находятся?

Собираем крестики.

         Крестики составляем в игровом поле произвольно или в определенном порядке: сначала крестик зеленого цвета, потом синего и т.д.; сначала целый крестик, потом крестик из двух частей, из трех и т.д.

Строим башню.

         Крестики собираем на столе, накладывая друг на друга. Сначала произвольно, затем по алгоритмам:

*По цвету. Первый этаж – крестик красного цвета, второй – синего и т.д.

*По количеству частей. Первый этаж – крестик из трех частей, второй – из двух и т.д.

Составляем фигуры из альбомов.

      Альбомы состоят из рисунков двух вариантов:

- составных ( части крестиков прорисованы);

- Силуэтных ( части крестиков не показаны).

Придумываем фигуры

      Придумываем предметный силуэт самостоятельно. Складываем его из частей крестиков, раскрашиваем красками или фломастерами, даем название.

ЧУДО – ЦВЕТИК

Состав игры:

*Одна десятая часть круга, или «Лепесток Чудо – Цветика»

*Две десятых части круга, или «Двухглазка Чудо – Цветика»

*Три десятых части круга, или «Трехглазка Чудо – Цветика»

*Четыре десятых части круга, или «Четырехглазка Чудо – Цветика»

Игра развивает:

*Психические процессы (внимание, мышление, память, речь, воображение);

*Математические представления (освоение состава десяти, соотношение целого и части);

*Творческие способности (умения осуществлять свои собственные замыслы, нестандартно и гибко мыслить).

Как играть:

*Рассмотри Чудо – цветики. Запомни, какие они.

*Разбери Чудо – цветики на части. Сложи точно также.

*Найди Четырехглазку, положи ее на стол и закрой лепестками Чудо – цветика. Сколько лепестков тебе понадобилось?

*Сложи Пятиглазку на листе бумаги, обведи ее по контуру и раскрась.

*Рассмотри альбом фигурок, выбери понравившиеся фигурки и сложи их из деталей головоломки. Придумай свои фигурки и раскрась.

*Построй «башню» из всех лепестков, накладывая их друг на друга.

*Сделай рисунки Шести-, Семи-, Восьми- и Девятиглазки. Продолжай заменять фигуры в Чудо – Цветике, пока не получится целая Десятиглазка.

ЧУДО – СОТЫ

Состав игры:

1.Красная – целая

2.Зеленая – из двух частей

3.Оранжевая – из четырех частей

4.Желтая – из пяти частей

5.Синяя – из пяти частей

Игра способствует:

*Развитию воображения, творческих и сенсорных способностей ( восприятие цвета, формы, величины).

*Совершенствованию интеллекта (внимания, памяти, мышления, речи).

*Тренировке мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов.

*Освоению количественного счета, пространственных отношений.

Как играть:

Знакомимся с сотами

     Перед тобой игра. На что она похожа? Сота какого цвета находится в центре игрового поля? Сколько в ней частей? Где находятся соты из пяти частей? Какого они цвета?

Собираем соты

     Соты составляем из частей в игровом поле произвольно или в определенном порядке.

Например:

*По цвету. Сначала сота зеленого цвета, потом синего и т.д.*По количеству частей. Сначала сота из пяти частей, потом из двух и т.д.

*По пространственному расположению. В центре игрового поля – целая сота, слева и повыше – сота из четырех частей и т.д.

Строим башню

     Соты собираем на столе, накладывая друг на друга. Сначала произвольно, затем по алгоритмам:

*По цвету. Первый этаж – сота красного цвета, второй – оранжевого и т.д.

*По количеству частей. Первый этаж сота из трех частей, второй – из пяти и т.д.

*По геометрическим фигурам. Первый этаж – сота с трапецией, второй – с кругом и т.д.

Делаем поезд

     Соты собираем на столе, присоединяя друг к другу. Сначала произвольно, затем по алгоритмам:

*По цвету. Тепловоз – сота красного цвета, первый вагон – сота желтого цвета, второй вагон – сота зеленого цвета и т.д.

*По геометрическим фигурам. Тепловоз – сота с трапецией, первый вагон – сота с кругом, второй вагон – сота с овалом и т.д.

Составляем фигуры из альбома

     Альбом составлен из схематичных рисунков двух вариантов:

-составных, в которых части сот прорисованы;

-силуэтных, в которых части сот не показаны.

Придумываем фигуры

     Придумываем предметный силуэт самостоятельно. Складываем его из частей сот, обводим на листе бумаги, раскрашиваем красками или фломастерами, даем название.

ПРОЗРАЧНЫЙ  КВАДРАТ

Состав игры:

1.9 пластинок или 9 льдинок- маленький треугольник

2.5 пластинок или льдинок – маленький квадрат

3.5 пластинок или льдинок- средний треугольник

4.3 пластинки или льдинки – четырехугольник

5.2 пластинки или льдинки – прямоугольник

6.2 пластинки или льдинки – большой треугольник

7.3 пластинки или льдинки – многоугольники

8 1 пластинка или льдинка – большой квадрат

Игра способствует:

*Совершенствование интеллекта (мышления, памяти, внимание, воображение)

*Развитие речи

*Развитие творческих способностей

Как играть:

*Выложи рисунок по образцу

*Какую геометрическую фигуру надо добавить, чтобы получился квадрат?

*У тебя есть квадрат из двух частей – больших треугольников. А теперь сложи квадрат из трех фигур.

* Сложи квадрат из четырех частей.

*Помоги Ворону: поскорее сложи квадрат из восьми частей. А можно ли сложить квадрат из девяти частей?

*Сложи фигурки по схемам.

*Найди в альбоме фигурку лошадки и сложи ее. Поверни, и она превратиться в оленя.

В играх с «Прозрачным квадратом необходимо соблюдать два правила:

При складывании квадратов пластинки накладываются всей плоскостью.

При наложении пластинок друг на друга не допускается совмещение (пересечение) цветных элементов.

 ШНУР – ЗАТЕЙНИК

Игра способствует:

1.Ориентировке в пространстве

2.Совершенствование интеллекта (внимание, мышление, память, воображение  и мелкой моторики рук)

3.Подготовка к обучению чтению.

4.Математическое развитие.

Как играть:

*Прочитать детям сказочную историю «Филимон Коттерфильд, знаменитый факир» и рассмотреть игру. Показать основные приемы работы со шнуром: шнур может огибать «кнопку», закручиваться вокруг «кнопки» или продеваться сквозь нее.

*Схемы к «Шнуру – затейнику» - это варианты дорожек, узоров и изображений. Сначала ребенок «вышивает» точно такие же, потом «достраивает» непрерывные дорожки, прокладывает «стежки – дорожки», плетет узоры из двух, трех шнуров. Затем «вышивает» слова, меняя в них по одной букве, например, СОН –СОК, КОТ – КИТ. Последнее задание может звучать как загадка: можно ли «превратить» волшебника в цветок (МАГ МАК),или быка в собаку (БЫК – ДОГ) и т.п.

*Цифры, буквы, слова можно «написать» по образцу (по схемам в инструкции, по другим картинкам, рисункам) или по собственному замыслу.

* «Графический диктант» - это игровое задание, которое дети выполняют под диктовку взрослого: «Один шаг вправо, один шаг вниз» и т.д. Ребенок последовательно «рисует» шнуром узор на игровом поле. Дорожки для «графического диктанта» можно подобрать в инструкции или придумать самим.

ГЕОКОНТ

Состав игры:

1.Игровое поле («Чудесная Поляна Золотых Плодов).

2.Гвоздики в точках координатной сетки («Царские гвоздики»)

3.Резинки(«Волшебные паутинки»)

Игра способствует:

*Развитию сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины)

*Совершенствованию интеллекта (внимания, памяти, мышления, воображения, речи)

*Тренировке мелкой моторики кисти и пальцев.

*Освоению геометрических представлений, пространственных отношений, букв и цифр.

*Развитию творческих способностей.

Как играть:

Делаем фигуры

       Перед вами игра «Геоконт». В сказочном Фиолетовом лесу – это Чудесная Поляна Золотых Плодов с Царскими Гвоздиками, на которых паук Юк плетет разноцветные паутинки. Возьми «паутинки» в руки и попробуй с их помощью сделать разнообразные фигуры. Сначала простой формы: квадрат, треугольник, прямоугольник и другие. Потом более сложной: флажок, колокол, кораблик и другие.

      Придумай фигуру сам и сделай ее с помощью паутинок.

Трансформируем геометрические фигуры

      Сделай на Чудесной Поляне Золотых Плодов прямоугольник и преврати его в трапецию, трапецию – в пятиугольник, пятиугольник – в ромб и т.д.

      Теперь сделай восьмиугольник и преврати его в семиугольник, семиугольник – в шестиугольник, шестиугольник – в пятиугольник и т.д.

 Шифруем фигуры (для детей 6-9 лет)

       На игровом поле «Геоконта» нарисована координатная сетка. Она состоит из лучей, обозначенных буквами Б, К, О, Ж, З, Г, С, Ф, и пересекающихся геометрических фигур. Точки координатной сетки – это пересечения лучей и геометрических фигур. В этих точках установлены гвоздики с номерами. Например, на Фиолетовом луче – гвоздики 1,2,3,4. Таким образом у каждого гвоздика есть свое «имя» - Ф1, Ф2, Ф3, Ф4.

     Сделай фигуры по точкам координатной сетки. Например: Ф4-К4-Ж4-Г4-Ф4. Что получилось? (Квадрат). Теперь более сложные фигуры: Б4-К2-Ж3-Ж4-Г4-Г3-Ф2-Б4. Что получилось? (Колокол).

    Придумай фигуру, сделай ее с помощью паутинок и, не показывая друзьям, скажи шифр придуманной фигуры. Пусть друзья сделают по нему фигуру – она получилась точно такая же, как у тебя?

   Выбери любую картинку – схему и попробуй сделать изображенный предмет на «Геоконте» с помощью паутинок.

Находим отражение в зеркале

       На Чудесной Поляне Золотых Плодов появилось зеркало (отрезок Б4-З4). Слева появилось изображение фигуры Ц-Ф4-Г4-Ц. Сделай справа ее отражение в зеркале с помощью паутинки. Какая получилась фигура? На что она похожа? (На бантик, на бабочку).

Делаем табуретку

На Чудесной Поляне Золотых Плодов появилась фигура Ф3-К3-Ж4-Г4-Ф3. На что она похожа? (На юбку, на салфетку и т.д.) Преврати ее в табуретку. Что для этого надо сделать? (Закрепить резинку Г4-Ж4 за центральный гвоздик.

Поворачиваем «Геоконт»

     Сделай чайник по шифру С4-С3-Ф2-Б3-Б4-К2-О3-К4-Ж3-Г3-С4. Теперь поверни «Геоконт» по часовой стрелке. Что получилось? (Бабушка в косынке). Поверни «Геоконт» еще раз по часовой стрелке. Что получилось теперь? (Грустная птица). Снова поверни «Геоконт» по часовой стрелке. Что получилось? (Буратино). Еще раз – снова чайник.

ГЕОВИЗОР

Состав игры:

1.Экран «Геовизора»

2.Координатная сетка.

3.Точки координатной сетки (отверстия в экране).

4.Подложка.

5.Лист бумаги.

Игра способствует:

*Совершенствованию интеллекта (внимания, памяти, мышления, воображения, речи).

*Развитию математических представлений о пространственных отношениях, количественном счете, линиях симметрии, делению целого на равные и неравные части, умений решать логико – математические задачи.

*Развитию творческих способностей (воспроизведение нетипичных изображений по точкам координатной сетки)

*Тренировке мелкой моторики пальцев и кисти.

Особенности игры:

*Изображения рисуются маркером на экране, подложке или листе бумаги по точкам координатной сетки (отверстиям в экране)

* «Геовизор» предлагается детям как самостоятельная игра или как усложнение игры «Геоконт».

Основные игровые схемы на «Геовизоре»:

1.Рисуем под диктовку отрезками.

Взрослый называет координаты (точки) отрезков, составляющих фигуру. Дети отмечают на экране маркером две точки одного отрезка (например, Ф4-Ф2) и проводят его. Аналогично рисуют следующий отрезок (например Ф2-К2), и так далее до полного построения фигуры.

    При необходимости изображение можно перенести на подложку или лист бумаги.

2.Рисуем по образцу.

     Дети рисуют фигуру по образцу, который создается на листе бумаги с координатной сеткой «Геовизора» или игре «Геоконт»

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ КОРЗИНКИ

Состав игры:

1.Вкладыш с выемками («Корзинка»).

2.Рамка для вкладыша   («Полянка»).

3.Вкладыш («Грибок»).

4.Вкладыш без выемок («Корзинка»- «дцать»)

В игре развиваются:

*мелкая моторика руки (ребенок манипулирует грибками и корзинками, обводит их карандашом, раскрашивает или заштриховывает изображение).

*сенсорные способности (восприятие цвета).

*психические процессы (внимание, память, мышление).

Игровые задания:

  1. Знакомьтесь – ЦИФРЯТА: Ежик Единичка, Зайка Двойка, Мышка Тройка, Крыска Четверка, Песик Пятерка, Кот Шестерка, Крокодил Семерка, Обезьянка Восьмерка, Лиса Девятка и Маг Магнолик любят собирать грибы. У каждого есть своя полянка в Фиолетовом лесу и корзинка…

Предложить детям рассмотреть игру, вынуть корзинки и грибки из полянок, вставить их обратно.

2.Друзья отправляются в лес.

Ребенок достает несколько корзинок, выкладывает их в ряд и вставляет грибы в корзинки («собирает грибы»)

Вопрос: «Сколько грибко поместилось в корзинку Зайки Двойки, Крыски Четверки и т.д.»

3.Цифрята набрали грибов.

Предложите детям выложить на стол все корзинки и 10 грибков, а затем произвольно разложить грибки по корзинкам.

Вопрос: «Покажи, у кого корзинка оказалась полной, пустой и неполной».

4. Корзинка Зайки – Двойки.

Попросите детей положить на стол корзинку Зайки –Двойки, а также две другие и грибки. После этого разложить во все корзинки по 3 грибка.

Вопрос: «Во все ли корзинки можно положить по 3 грибка? Почему?»

5.Кто набрал грибов больше всех?

Малыш заполняет две любые корзинки, например Крыски Четверки и Песика Пятерки и считает грибки.

Вопрос: «Сколько грибков в каждой корзинке? У кого больше?»

6. Все грибы пополам

Попросите ребенка положить на стол корзинки Песика Пятерки и Мышки Тройки и заполнить их грибами.

Вопрос: «Как сделать так, чтобы в корзинках у друзей грибков стало поровну?»

7. Попросить детей помочь друзьям найти свои полянки(для этого нужно положить корзинки на свои места).

8.В гости к другу

Попросить ребенка взять корзинку Зайки Двойки.

Вопрос: «Кто из цифрят может пригласить Зайку Двойку собирать грибы на своей полке»

КОНСТРУКТОР БУКВ

Состав игры:

1.Игровое поле.

2.Эластичная тесьма.

3.15 деревянных элементов

Игра способствует:

*Совершенствованию интеллекта (психические процессы: внимание, память, мышление)

*развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Как играть:

«Филькина грамота, или дрессированные палочки фокусника Филимона  Коттерфильда» -это очередная сказочная история из жизни обитателей волшебного Фиолетового леса и, одновременно, инструкция к игре «Конструктор букв». Она поможет превратить сложный для дошкольников материал в увлекательную и интересную игру, не требующую дополнительных стимулов или принуждения.

Взрослые только играют, а дети выполняют игровые задания.

ЧИТАЙКА НА ШАРИКАХ

Состав игры:

1.На желтых шариках (слова из двух, трех букв);

2.На розовых шариках (слова из трех, четырех букв);

3.На зеленых шариках (слова из трех- шести букв);

4.На голубых шариках(слова из трех-шести букв).

Игра способствует:

*формированию интереса к чтению, различение звонких, глухих согласных звуков; звуковой анализ слов; деление слов на слоги; слоговое чтение; конструирование и чтение слов.

*Развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления.

*Развитие речи: расширение словарного запаса, освоение содержания слов, словотворчество.

Правила игры:

1.Возьмите «Читайку» с желтыми шариками и найдите под попугаем два шарика со словом УЖ. Это область чтения.

2.Согните правый уголок, прочитайте слово УС.

3.Разогните правый уголок, прочитайте слово НОЖ.

4.Не разгибая левый уголок, согните правый – прочитайте слово НОС и т.д.

ПРОЗРАЧНАЯ ЦИФРА

Состав игры:

*24 прозрачные пластинки с красными, желтыми, зелеными, синими полосками

*10 картонных карточек с цветными цифрами.

Игра способствует развитию:

*Математических представлений о количестве, пространственных отношениях, классификации предметов по признакам, цифровом ряде, структуре цифры как знака; свойствах гибкости и прозрачности-непрозрачности.

*Психических процессов: восприятия, внимания, памяти, логического мышления, воображения.

*Творческих способностей, умений по разному считывать один и тот же образ.

Как играть:

Разноцветные полоски.

Перед тобой прозрачные пластинки. Какого они цвета? Разложи пластинки по цвету. Сколько получилось групп? Сколько в каждой группе?

Как назвать?

Раскладывание по образным фигурам. Сколько получилось «уголков», «бубликов», «воротиков», «палочек», «скобок» и «рельс»?

*Строим забор

*Складываем цифры

*Какая это цифра?

*Складываем рамки, окошки, сердечки, буквы, фигурки

ПЛАНЕТА УМНОЖЕНИЯ

Состав игры:

1.Игровое поле.

2.Карточки движения

3.Фишки.

Цель игры: дойти до станции ПЛАНЕТЫ УМНОЖЕНИЯ, собрав при этом как можно больше фишек.

Как играть:

1.Игроки по очереди берут по одной карточке движения и кладут на игровое поле. Например, если игрок взял карточку с четырьмя красными шариками (на карточке цифра 4), то он кладет ее на квадрат игрового поля с четырьмя красными шариками и цифрой 4. Другой игрок взял карточку с шестью красными шариками и цифрой 6. Он кладет ее соответственно на квадрат игрового поля с цифрой 6 и т.д.

2. В ходе игры тот же игрок или другой достает еще одну карточку движения с четырьмя красными шариками. Он кладет ее сверху на первую стопку из двух карточек перемещает на одну ступеньку вперед к станции. Третья карточка с четырьмя шариками кладется на две предыдущие и стопка снова передвигается на ступеньку вперед и т.д.

     Вертикальное построение карточек с движением их вперед – основное правило игры и действует оно одинаково на всех полосах движения.

3.Игрок, который «наезжает» на фишку (т.е., передвинув стопку карточек движения, попадает на ту же ступеньку, где стоит фишка), выигрывает ее.

Побеждает в игре тот, кто набирает наибольшее количество очков.

    Подсчет очков:

Фишкам разного цвета соответствует разного количества очков: желтая фишка -1 очко, синяя – 2 очка, красная -3.