Из опыта работа

Луконина Татьяна Федоровна

Из опыта работы Лукониной Т.Ф.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

В наше время, когда произошли большие перемены в обществе и Россия  находится на переходной стадии исторического развития, возросла роль педагога.

   Учитель – историк на сегодняшнем этапе является одним из главных в учебно – воспитательном процессе, так как его работа формирует новое историческое образование в обществе, нового гражданина своей страны. И поэтому от того, как учитель выполняет свою работу, зависит и будущее нашей Родины.

   Время требует внедрение новых принципов, технологий.

Это время когда учитель должен предпринимать новые шаги, инициативу в своей деятельности и получать определенный результат. Каковы же цели исторического образования  на сегодняшний момент? На мой взгляд это:

  - развитие способностей учащихся осмысливать события и явления действительности  на основе исторического анализа;

 - развитие интереса и уважения к истории и культуре своего народа, стремление сохранить и преумножить культурное наследие своей страны;

 -  формирование у учеников понимания исторического прошлого  в связи с тенденцией современного развития России и мира;

 - формирование исторической грамотности на современном уровне;

 - воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно- ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской ситуации.

    Для реализации этих целей необходимо исходить из качественно новых подходов к школьному обучению.

  1. это отход от традиционного обучения «опрос – объяснение» и обращение к различным формам преподавания предмета;
  2. это обращение к индивидуальным возможностям учащихся;
  3. это стремление организовать учебный процесс, основываясь на сотрудничество учителя и ученика.

 Работая над темой «Развитие исторического мышления учащихся» я основываюсь на теорию личностно – ориентированного и развивающего обучения И.С. Якиманской, теорию развития познавательного интереса Щукиной Г. И., проблемное обучение Ильиной Т.А. я пытаюсь создать условия для решения поставленных задач. При этом нужно учитывать возрастные особенности учащихся, т.к. я преподаю историю в 9-11 классах.

  • это опора на уже имеющиеся знания;
  • это преобладание аналитической стороны изучения предмета, преобладание вопроса «почему?» над «что, где, когда?»;
  • это  организация диалоговой формы обучения;
  • предпочтителен проблемный подход;
  • работа с историческим документом как объектом добывания исторических знаний.

   

   Основные направления, используемые мною на уроках истории, это:

    - опора на индивидуальные возможности учащихся, стремление использования «внутренних» возможностей самого ученика с учетом особенностей его развития;

  - побуждение к поиску альтернативных решений, развитие творческого начала;

 Наиболее эффективным в этом направлении представляется обучение, предусматривающее не традиционный порядок, при котором учитель объясняет новую тему, а затем дает задание на дом, а «обратный» порядок, при котором сначала выделяется проблема, вопросы, дается задание по сбору информации (анализ учебного материала, источников, дополнительной литературы и т.д.) Следует не расширять объем информации, а учить ребят самостоятельно ее добывать, наращивать работу с историческими документами, картинами, картами, графиками и т.д. Использовать многочисленные дополнительные материалы, при которых ученик создает фон изучения темы или играет справочную роль.

 - рефлексия деятельности и поведения на уроке;

В ходе занятия с  целью развития рефлексивных умений следует:

1. В начале урока называть основные цели .

2. На одном из этапов урока предлагать учащимся проанализировать свою работу и обменяться с соседом по парте мнениями о тех знаниях и умениях, которые они усвоили.

3. Использование  метода анализа учащимися ответов одноклассников у доски (отмечаются  положительные стороны ответа и недочеты, пути их исправления).

4. Вовлекать старшеклассников в анализ и самоанализ, используя такие средства, как рецензии и отзывы на доклады, сочинения одноклассников, на свои доклады и сочинения.

  - сочетание групповых и индивидуальных форм работы;

 

 Характеристика групповой работы:

  1. Положительная взаимозависимость участников.
  2. Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе.
  3. Одновременное взаимодействие учащихся.
  4. Равноправное участие каждого в работе группы.
  5. Отчетность групп.
  6. Коллективный анализ и самоанализ.

Принципы организации групповой работы:

     а) Личностно-рефлексивный подход, который осуществляется через выбор заданий, способствующих оптимальному развитию каждого участника.

     б) Субъективный подход, который реализуется через создание ситуаций.

     в) Интерактивный подход, при котором педагог и учащиеся являются равноправными партнерами в подготовке, осуществлении и оценке деятельности.

     г) Принцип свободы выбора.

     д) Принцип импровизации.

  - использование дифференцированных и разноуровневых заданий  на уроках.

На уроках используются задания различной сложности и разных вариантов. Это необходимо, т. к. наполняемость класса небольшая и как правило в классе обучаются ребята с разным уровнем подготовки.

   - развитие познавательной активности.

Активизировать познавательную активность учащихся можно при помощи выполнения творческих работ, решения кроссвордов, занимательных задач, схем, таблиц.

 

- создание проблемной ситуации.

  Образовательный процесс следует организовать и проводить так, чтобы учащиеся всегда испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у них возникала постоянная потребность в овладении новыми знаниями. При обсуждении проблемной ситуации учащийся выражает свое собственное суждение, формулирует проблему.

   При ознакомлении с новым учебным материалом следует:

а) Создать проблемную ситуацию и сформировать учебную цель;

б) Решить проблему при помощи различных гипотез, предложений;

в) Проанализировать, обобщить и оценить работу по решению проблемы и осуществлению учебной цели.

     Чтобы наиболее эффективно решать поставленную задачу – развивать историческое мышление учащихся, следует организовывать самостоятельную умственную деятельность школьников. Этому способствуют методы: «Сравнения версий», «Вживания», «Конструирования вопросов», метод «Эвристического исследования», которые применяются на уроках истории. При этом школьники получают навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

       Оптимальным способом обучения истории является решение специальных задач. Приемы: «Решение исторических задач», «Чтение с пометками»  приобщают учащихся к  обсуждению проблем отечественной и мировой истории, а также к исследовательской работе с источниками, статьями, документами. Ведь подлинно исследовательскую историческую деятельность помогает развивать исторический документ, который воссоздает дух эпохи и особенности миропонимания людей прошлого времени. Анализ документов и источников позволяет раскрыть проблему исторической истины.

«Самые на вид простенькие обобщения требуют такого душевного подъема и накала чувств, при котором мысль плавится и принимает новую форму…

 Это таинство психологии творчества, которое древние греки приписывали музе истории – Клио» - так писал Л. Н. Гумилев.  

      Организации активной познавательной деятельности на уроках способствуют задания для самостоятельной работы, где используется метод «Включения мысли». Уроки-игры, экскурсии, путешествия, дискуссии позволяют применять полученные знания на практике, проявлять творчество и интерес к изучению истории. Учащиеся занимаются исследовательской работой – пишут доклады, рефераты, творческие работы (мини-сочинения). Метод «История становится ближе» - позволяет учащимся самим стать авторами истории о своей семье, родственниках, соседях.

      Особое место в обучении школьников занимает их приобщение к краеведческой работе, которое способствует формированию поисковой, исследовательской деятельности. А использование материалов краеведческого уголка способствует формированию чувства принадлежности к общей исторической культуре страны. Материалы зала «Боевой и трудовой славы» - чувства гордости за свой народ, восхищения, патриотизма.

          В дальнейшем хотелось бы продолжить работу над темой «Развитие исторического мышления учащихся», используя основные принципы обучения истории:

                 

  1. Интеграция курса истории с выходом на проблемы философии, психологии, литературы, культуры.
  2. Ценностно – смысловое равенство всех участников образовательного процесса. Мнение учителя не является единственно правильным, оно одно из многих.
  3. Право каждого участника на ошибку и самостоятельное ее исправление.
  4. Принцип творчества, учет индивидуальных способностей учащихся.
  5. Принцип целостности.
  6. Толерантность, как основа диалога учителя и ученика, и ученика с учеником.
  7. Принцип рефлексивности.

  Продолжать вести работу с учащимися  по написании истории своей семьи в более расширенном варианте «Судьба семьи в судьбе страны».

    В заключении хотелось бы отметить, что при всем разнообразии и спорности методик, используемых на уроках истории, все они сводятся к одному – попытке превратить ученика в реальный субъект учебной деятельности, у которого постепенно формируется историческое мышление, ощущение познания. При этом ученик понимает, что он может делать маленькие и большие открытия в мире взрослых истин. В итоге он ощущает свою значимость, самоценность.



Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ

ИСТОРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»

  СПИСОК  ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МОДУЛЕЙ (ИПМ).

  1. Базовая модель опыта.
  2. Различные формы проверки исторических знаний.
  3. Организация творческой работы.
  4. Формирование толерантности.
  5. Использование краеведческого материала.
  6. Организация самостоятельной работы.
  1. Использование различных форм уроков.
  2. Методы и приемы, развивающие историческое мышление

8.1. Метод «Сравнения версий».

8.2. Метод «Вживания».

8.3. Метод «Конструирования вопросов».

8.4. Метод «Эвристического исследования».

8.5. Прием «Чтение с пометкой».

8.6. Прием «Включить мысль».

8.7. Прием «Решение исторических задач».

8.8. Прием «История становится ближе».

     9. Список литературы.

10.Приложения:

а) Урок  с использованием краеведческого материала. Тема «Все для фронта, все для победы!» 11класс.

б) Урок  формирования умений и навыков. Тема «Эволюция политической системы». 9 класс.

 в) Урок краеведения. Тема «Культура и быт Тамбовского края XIX века».10 класс.

г) Урок  изучения нового материала. Тема «Золотой век Екатерины II». 10 класс.

д) Урок – путешествие. Тема «Культура  и быт России в XVI веке». 10 класс.

е)  Внеклассное мероприятие. Тема «Путешествие в свое прошлое» (Из истории Тамбовской области). 7 класс.

ж) Задания по теме «Советская страна в годы гражданской войны».

з) Творческие работы учащихся.

и)  Фотоматериал.

к)  Наши достижения.

л)  Видеоматериал:

  1. Отрывок урока – экскурсии «Участники Великой Отечественной войны – наши земляки». 9 класс.
  2. Отрывок внеклассного мероприятия «Российский флаг».  1-4 классы.

 БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ

  1. Противоречия между:
  • конкретным мышлением школьников и задачей развития исторического мышления;
  • значительным объемом изученного материала и неумением творчески его осмыслить;
  • неэффективными традиционными методами и формами обучения и необходимостью развития познавательного интереса и способностей учащихся.
  • отсутствием краеведческого материала в учебном процессе и необходимостью его введения.

                                                                                                                                                                 

  1. Ведущая идея опыта:
  • развитие у учащихся исторического мышления на основе диалога времен, культур, образа мыслей, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.

               -    Воспитание личности на примере истории прошлого, истории        

                    родного края, биографии выдающихся людей.

  1. Личная концепция автора:
  • развитие способностей учащихся осмысливать события и явления на основе исторического анализа;
  • выработка учащимися навыков самостоятельной работы с историческим материалом, умение сравнивать факты;
  • формирование на уроках истории культуры толерантности;
  • воспитание патриотизма, гражданской ответственности;
  • использование краеведческого материала в учебном процессе, как основы знания истории своей малой Родины (краеведческий уголок, зал «Боевой Славы» и т.д.).

  1. Технология опыта:

Опыт основан на идеях ведущих педагогов: это личностно ориентированное развивающие обучение И.С. Якиманской, теория развития познавательного интереса Г.И. Щукиной, проблемного обучения Т.А. Ильиной.

  • сущность опыта заключается в формировании у учеников с учетом их возрастных особенностей исторической грамотности на современном уровне, понимание исторического прошлого и настоящего;
  • учителем разработана серия уроков, направленных на формирование исторической грамотности и мышления.

Тема: «Культура и быт в XVI веке» (в Российском государстве) – 10 класс.

Тема: «Культура и быт Тамбовского края в XIX веке» - 10 класс.

Тема: «Золотой век Екатерины - II» - 10 класс.

Тема: «Эволюция политической системы» (XX век) – 9 класс.

  • для достижения цели применяются нетрадиционные уроки: уроки-зачеты, уроки-лекции, уроки-путешествия, уроки-игры;
  • на уроках истории и обществознания часто используются опорные схемы, различные таблицы;
  •   применяются алгоритмы-памятки для характеристики исторической личности, событий и т.д.;
  • практикуются творческие работы с описанием исторических событий – «мини-сочинения», «Моя родословная», «Моя семья» и т.д.;
  • используется работа с контурной картой и картой исторической.

В воспитательной работе применяются различные формы краеведческой работы с использованием материала «Краеведческого уголка» школы; встречи с ветеранами войны, участниками войны в Чечне, курсантами – бывшими учениками школы. Все это приводит к формированию у учащихся патриотических чувств, гордости за народ и страну.

  1. Результативность:
  • качество знаний по истории от 57% до 72 %;
  • дети проявляют больше интереса к изучению истории, осознанно стремятся к этому;
  • развивается гражданственная позиция школьников, чувство любви к Родине, ее традициям.

           

 

   РАЗЛИЧНЫЕ  ФОРМЫ  ПРОВЕРКИ                                      

ИСТОРИЧЕСКИХ  ЗНАНИЙ  УЧАЩИХСЯ

 Цель: повысить интерес учащихся к предмету, активизировать деятельность на уроке.

  • Применение проверочных карточек.
  • Тестирование.
  • Решение кроссвордов.
  • Работа с картой.
  • Использование карточек-алгоритмов.
  • Рабочие листы.

  Результативность: вырабатывается умением творчески анализировать и оценивать исторические события и явления.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Цель: развивать творчество и индивидуальные способности учащихся;

          сделать уроки необычными, запоминающимися;

          развивать мыслительную деятельность учащихся.

  • написание мини – сочинений;
  • составление своей родословной;
  • самостоятельные работы об истории своей семьи.
  • творческие работы по определенным темам.

Результативность: вырабатывается умение творчески анализировать и оценивать исторические события и явления, развивается фантазия у учащихся, вырабатываются навыки письменного изложения своих мыслей.

При написании сочинения нужно учитывать:

  1. Ученик становится участником тех событий, которые сам и описывает;
  2. Описание событий происходит с учетом исторических особенностей, фактов того времени, которое описывается;
  3. Изложение событий должно соответствовать хронологическим данным;
  4. Законченность и логичность сочинения.

На уроке учащиеся могут зачитать и проанализировать свою работу или работу товарища.

       Памятка – алгоритм «Как составить отзыв на сочинение товарища».

  • Соответствует ли сочинение теме?
  • Интересно ли , занимательно содержание рассказа?
  • Видно ли из сочинения, что его автор хорошо усвоил исторический материал?
  • Показал ли автор свое отношение к героям и их поступкам?
  • Какова основная мысль сочинения? Удалось ли автору доказать главную мысль сочинения?
  • Хорошо ли автор владеет словом? Богат ли его язык общения?
  • Понравилась тебе эта работа  в целом?.

                       Тематика творческих работ для учащихся 9-11 классов.

  1. Роль личности в истории.
  2. Великая Отечественная война – триумф и трагедия советского народа.
  3. Российская и советская наука и культура 20 века.
  4. Историческое развитие России на современном этапе.
  5. Моя семья в годы Великой Отечественной войны (по воспоминаниям родственников).
  6. Герои рядом (о ветеранах войны, живущих рядом).
  7. Все для фронта, все для победы ( о жизни и труде  односельчан в тылу).

 

           ФОРМИРОВАНИЕ  ТОЛЕРАНТНОСТИ

  Цель: формирование толерантных отношений в классе, терпимости друг к другу, к другим людям.

  • Эмоциональная стабильность.
  • Социальная контактность.
  • Терпение.
  • Доверительность.
  • Доброжелательность (отсутствие агрессии, в том числе и самоагрессии).

   Результативность: у учащихся появляются навыки позитивного взаимодействия друг с другом, терпимость по отношению к другим нациям.

                  Основные принципы формирования толерантности:

 - в течение жизни личность развивает в себе социальные качества, поэтому ребенка нужно обучать культуре мира (общечеловеческим  законам бытия), опираясь на естественную природу ребенка, дабы не нарушить хрупкий мир детства;

- ребенок рождается и воспитывается в определенной культурной, национальной среде, которая имеет множество позитивных черт; опора на позитивный социально – культурный опыт этноса – важнейший принцип современного образования;

- принцип межнационального общения предполагает создание условий  для позитивного взаимодействия и взаимообогащения детей разных культур, национальностей, религий;

- принцип самореализации ребенка предполагает принятие ребенка таким, какой он есть;

- ребенок от природы способен на неосознанную агрессию, унижение и издевательство над другими, поэтому принцип нравственной атмосферы, предполагающий обеспечение защиты детей от насилия, издевательств и бойкотирования в детском коллективе, является основополагающим;

- принцип «социального урока» предлагает активизацию детей в поиске решений проблемы детской агрессии.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  КРАЕВЕДЧЕСКОГО  

         МАТЕРИАЛА  НА УРОКАХ 

    Цель: развивать у школьников чувство любви к малой Родине, уважение к обычаям и традициям предков.

  • Использование материалов «Краеведческого уголка», зала «Боевой Славы» и «Трудовой Славы».
  • Написание исследовательской работы в форме рефератов, докладов, сочинений.

               Тематика уроков и мероприятий.

1. Военно-патриотическое воспитание:

- Герои Великой Отечественной войны – тамбовцы;

- Наши земляки на фронте;

- Тыл в годы войны (трудовой фронт в Тамбовском крае);

- воины- интернационалисты краснокустовцы;

- учащиеся школы, служившие в Чеченской республике;

- «Есть такая профессия - защищать Родину» (выпускники школы – военнослужащие).

2.История родного края.

 - История поселка;

 - история образования Мучкапского района;

 - Тамбов изначальный;

 - знаменитые люди тамбовщины.

3. Гражданское воспитание.

 - герб, флаг, гимн РФ.

  Важное значение в краеведении играет исследовательский метод, в результате которого учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Примером могут служить записи воспоминаний о событиях прошлых лет, сбор памятных значков и медалей, сбор фотографий, предметов быта и т.д.

           Методы творческих работ по краеведению:

  1. Письменные работы учащихся на краеведческие темы.

                - Прошлое и настоящее поселка;

               - Красный Куст в годы Великой Отечественной Войны;

               - Чем богат наш край? И т. д.

2. Летопись края.

3. Написание трудовых биографий людей поселка, сочинений о них.

4. Литературная обработка воспоминаний участников различных исторических событий.

   Результативность: воспитывается у учащихся самостоятельная инициатива, исследовательские навыки, чувство гордости за свой край и его жителей.

 ОРГАНИЗАЦИЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

            РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ        

     Цель: самостоятельно осмысливать сущность фактического материала, усваивать теоретические сведения, определять свое личностное отношение к ним.

  • Самостоятельный анализ исторических документов.
  • Работа с текстом учебника.
  • Самостоятельная работа по рабочим листам и т.д.

   Результативность: учащиеся приучаются самостоятельно работать с историческим материалом, выявлять факты и делать выводы.  

Каждый исторический документ обладает свойствами, которые присущи только ему, их нужно уловить. Это определяет характер и глубину работы с историческим документом, а также способ анализа.

1. При анализе государственных законов применяются следующие вопросы: «Когда, где и почему появился закон? Охарактеризуйте основные положения закона. Сравните с предыдущими законами. Что изменилось после введения закона? Ваше отношение к этому                 законодательному акту».

  1. При анализе летописных источников используются следующие вопросы: « О каких событиях идет речь в документе?  Как автор излагает ход событий, определяет их значение, объясняет причины? Какова позиция автора? Совпадает ли с современной точкой зрения?»
  2. Вопросы к анализу свидетельств очевидцев (письма, мемуары): «Кто автор? О каких событиях идет повествование? Автор является участником событий, свидетелем или судит с чьих-то слов? Какова позиция автора? Чем это объяснить? Можно ли доверять автору? Как мнение автора  соотносится с другими источниками по проблеме? А с вашим мнением?»

Ученики должны четко ответить на вопросы о том, есть ли в историческом документе материал, позволяющий использовать его для раскрытия проблемы, как его можно использовать и какие выводы можно сделать?

         ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УРОКОВ

Цель: повысить интерес к предмету, развивать творческую самостоятельность учащихся, внимание, воображение, память и т. д.

- развивать речь, логическое мышление.

              -  урок- игра;

              -  урок- лекция;

              -  урок- путешествие;

               - урок – краеведения;

              - урок формирования умений и навыков;

              - урок – диспут.

Результативность: проявление заинтересованности ребят, интереса к происходящим событиям, привитие навыков различных форм работы  на уроке.       

Пример:      Урок – игра.

Цель:

- создать во время занятия у школьников игровое состояние – специфическое эмоциональное отношение к исторической действительности;

- развивать воображение, интерес к учебе;

- правильно и выборочно использовать исторический материал.

              Алгоритм действия учителя:

  1. организация игры (тема игры, цели, правила игры, оборудование);
  2. проведение игры.
  3. итоги.

Оценка результативности игры.

  1. Ясна ли была цель игры и твоя роль?
  2. Оправдала ли игра твои ожидания?
  3. Что показалось наиболее интересным и запомнилось?
  4. Появилось ли желание узнать больше об эпохе?
  5. Хотел бы ты еще участвовать в игре?
  6. Твои предложения: как сделать данную игру более интересной?

Интеллектуальная игра по истории «Брейн ринг». 10 класс. (фрагмент).

         Условия игры:

- класс делится на несколько групп, выделяется время на обсуждение вопроса, озвучивается количество баллов за правильный ответ, жюри учитывает количество баллов. По окончании игры подводятся итоги, объявляется результат.

                  Примерные вопросы:

  1. О каком документе 11 века идет речь? «Клок бороды или зуб дружинника стоил 12 гривен, жизнь смерда 5 гривен».

(«Русская правда»).

  1. С какими интервентами боролся русский народ в 13 веке? «Жители Рязани отчаянно защищались. Им помогали женщины. Они выливали ведра с кипящей водой, бросали глыбы льда на штурмующих». (Монголо-татары)
  2. О чем упоминается в документе?

Историки подсчитали, что в летописях 9-10 веков их было 24, в 11 веке – уже 88, в 12 веке – еще 119.          (О городах).

                          И т. д.

      Для  формирования исторического мышления важно проводить урок в форме  дискуссии, диспута. При этом может выявится расхождение с материалом учебника, что психологически готовит школьников к наличию неодинаковых оценок, разных позиций и мнений по одному и тому же вопросу. Во время обмена мнениями, в ходе подбора аргументов развиваются умения и навыки формулировать и защищать свою позицию, быть терпеливыми к иному мнению.

                        Законы диспута:

  • каждый – активный участник спора;
  • говори, что думаешь; думай, что говоришь;
  • не перебивай товарища;
  • высмеивать чужое мнение недопустимо;
  • относись к товарищам с уважением, даже если ты не согласен с их мнением;
  • не обижайся, если твое мнение осталось без поддержки;
  • спорь честно, искренне, не искажай слов и мыслей своих оппонентов;
  • главное в диспуте - факты, логика, умение доказать:
  • заканчивая выступление, подведи итоги, сделай выводы.

                    Примерные темы для диспута:

  1. В политике кто гений, тот злодей.
  2. Почему на гробнице А.В. Суворова краткая запись: «Здесь лежит Суворов»?
  3. «Мы все глядим в Наполеоны…». Как вы понимаете эти слова?
  4. «Мы – европейские слова и азиатские поступки».
  5. Революции локомотивы истории?

Методы и приемы развивающие

историческое мышление.

1. Метод сравнения версий.

Цель: развитие мыслительных способностей учащихся, выработка школьниками собственной позиции по изучаемой теме.

Описание метода:

Предполагается сравнение собственного варианта решения проблемы с историческими аналогами, которые формулировали великие философы, историки, политики и т.д. Сравнение происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения. Можно сравнить способы решения проблемы самих учащихся.

Результативность: учащиеся вырабатывают навыки исторического мышления, определяют собственную позицию в соответствии с полученной информацией.

2. Метод вживания.

Цель: развитие у учащихся культуры письменной речи.

Описание метода:

Ученикам предлагается составить описание тех исторических событий, времени которое они  изучают. Каждый ученик является определенным историческим персонажем и стремится почувствовать и понять события изнутри, сопереживать, радоваться и поступать так, как ему подсказывают его исторические познания.

   Это работа происходит в виде мини-сочинений.

Примерные темы сочинений:

  1. Крещение Руси;
  2. Борьба русского народа против татаро-монголов;
  3. Опричнина;
  4. Поход Ермака в Сибирь;
  5. Медный бунт;
  6. Соляной бунт.

Далее учащиеся анализирую свои работы и работы товарищей.

Результативность: учащиеся получают навыки письменного изложения исторического материала, анализа событий  и описания своих взглядов на прошедшие события.

3. Метод конструирования вопросов.

Цель: развитие  мыслительных способностей учащихся.

Описание метода:

Учащиеся получают задание: самостоятельно придумать вопросы к тексту, схеме и т.д.

Последовательность работы:

- предъявление  текста, документа и т.д.

- индивидуальное конструирование вопросов;

- озвучивание вопросов в группе;

- фиксация вопросов на общем листочке;

- обмен листочками между группами;

- экспертиза и коррекция предложенных другой группой вопросов;

- выступление экспертов: взаимный анализ и оценка качества составленных вопросов;

- отбор вопросов для последующей работы по построению новых знаний.

Результативность: учащиеся вырабатывают навыки анализа текста, документа; корректируют имеющиеся у них представления по изучаемой теме; определяют собственную позицию.

4. Метод эвристического исследования.

Цель: развитие навыков анализа исторического объекта, взаимной коррекции и самокоррекции.

Описание метода:

Выбирается объект исследования – исторический документ, предмет, фраза и т.д. Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект последующему плану.

  1. Определить объект исследования,
  2. Какое время характеризует объект;
  3. Установить адресат объекта;
  4. Охарактеризовать факты об объекте;
  5. Обсудить возникшие вопросы;
  6. Определить историческое значение;
  7. Рефлексивные суждения.

Результативность: учащиеся учатся самостоятельно анализировать, рассуждать, приходить к определенным выводам;

отстаивать свою точку зрения.

5. Прием «Чтение с пометками»

Цель: формирование у учащихся умений грамотно формулировать вопросы и вести диалог по заданной теме.

Описание приема:

Учитель предлагает «живой» диалог с автором текста. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения различные  пометки.

«+» - согласен;

«- « - не согласен;

«?» - есть вопрос, непонятно;

«!» - это интересно;

«? !» - надо подумать.

6.  Прием «Включить мысль».

Цель: обеспечение включения каждого ребенка в учебный процесс.

Описание приема:

 Учитель дает задания ученикам для включения в работу на уроке.

Эти задания могут быть из прошлого материала, а могут быть задания для подведения учащихся к новому материалу.

Время выполнения: 5-7 минут.

Пример:  Игра  «Кубик дат и терминов».

В игре принимает участие весь класс. Игру можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Предварительно готовиться кубик, на гранях которого записываются даты, термины или изображение. Учащиеся выбрасывают кубик и должны рассказать о том событии, дата которого им выпала или дать определение термину и т.д.

7.  Прием  «Решение исторических задач».

Цель: пробудить интерес учащихся к изучаемой теме, историческим событиям.

Описание приема:

Учитель предлагает историческую задачу учащимся, которую они должны решить, причем решение может быть разновариантным.

Пример: Тема: «Советская страна в годы гражданской войны».

Задача: «Одни историки считают, что «военный коммунизм» является следствием гражданской войны. Другие, например Рой Медведев, полагают, что именно «военный коммунизм» привел к разжиганию гражданской войны. А как вы ответите на этот вопрос? Предложите свой вариант развития страны после 1917 года.

 

8. Прием «История становится ближе».

Цель: приблизить содержание предмета к личности ребенка;

вызвать интерес к собственной истории семьи, родственников.

Описание приема:

Учащиеся получают задание при прохождении определенной темы описать историю своей семьи, родственников, или отдельные воспоминания об исторических событиях. Эта работа  по личностной идентификации семейной истории  и истории Отечества  позволяет учащимся  почувствовать себя  в мире истории, приблизить теоретические основы учебника к личному «Я».

Осмысление своего труда для большей части школьников становится толчком к ведению дневниковых записей, фотоальбомов, повышается интерес к изучению истории, формируется  собственное отношение к историческим событиям, личностям, эпохе.

Пример. Тема: «Великая Отечественная война».

Учащиеся выполняют работы следующего плана: «Моя семья в годы войны» - воспоминания родственников о Великой Отечественной войне.

Существуют два направления этой темы: 1. «Мои родственники на фронтах войны». 2. «Как ковалась Победа в тылу?».  (Работы прилагаются).



Предварительный просмотр:

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

        

        Учителя не единственные, кто играет роль в

                                                      воспитании детей, однако их роль является

                                                      важнейшей. Они должны принять этот вызов

                                                      времени. Нам дается лишь несколько лет для

                                                      того, чтобы помочь нашим детям приобрести

                                                      знания и здравомыслие, которое сделает из

                                                      них хороших граждан своей страны, нашего

                                                      континента, сталкивающегося с трудностями,

                                                      и нашего «планетарного дома», которому

                                                      многое угрожает. Если учителя истории

                                                      потеряют интерес к этой проблеме, шанс

                                                      будет упущен и доверие детей будет предано.

                                                                                      (Дэвид Харкнес).

   Все люди во всяком возрасте – ученики и учителя. Хотят они того или нет. В любом возрасте они учатся у окружающих их людей, у самого себя.  В любом возрасте  кто – то учится у них.

    Но есть люди, для которых учитель – профессия. Это педагоги.

Профессия учителя массовая, но не престижная. Считается, что сегодня куда престижнее быть юристом, политиком, артистом и т. д. Эти профессии  окружает ореол особенности, исключительности. А учителя – люди обыкновенные: живут как все, заняты теми же повседневными делами, что и все. Но это лишь одна видимая сторона профессии учителя – ее массовость и обыкновенность, а есть и другая.

      Да, учителей очень много. Но каждый из нас запоминает на всю жизнь только одного или двух. Тех, кто сыграл особую роль в какой – то момент нашей жизни. Тех, кто поразил наше воображение, кто поддержал нас тогда, когда, казалось все рушится, кто открыл нам дорогу вперед.

       Став преподавателем истории, я задумалась над вопросом: каким должен быть учитель, чтобы оставить след в душе ребенка, повлиять на него?

Проработав долгое время  в школе, прихожу к выводу, что учитель должен обладать  рядом качественных  характеристик, которые формируют личность педагога – это:

  1. Педагогическое  мастерство, т. е. умение понять ученика, своевременно поддержать его, использовать педагогические средства в интересах оптимизации  учебного процесса.

       Превратить  рутинные, каждодневные уроки в уроки любознательности и интереса, где ученики не боятся высказывать свои мысли, задавать вопросы и спорить  с  учителем. Главное – это заинтересовать учеников своим предметом, заинтересовать настолько, чтобы не нужно было их подгонять, заставлять, чтобы они сами шли навстречу учителю.

       Как это сделать? Учитель должен быть творческим человеком, ведь творчество – это постоянное стремление вперед, к более совершенному, к новому. Делать завтра лучше, чем вчера – это девиз, который я использую в своей работе. Свой урок я стремлюсь построить так, чтобы способствовать  совершенствованию и развитию индивидуальных способностей учащихся, познавательной деятельности,  исторического мышления. Этого можно добиться только в том случае, когда ученики выступают в роли соавторов урока вместе с учителем, когда сами пытаются описать  историю своей семьи, родственников в контексте с историей страны и такая работа вызывает огромный интерес у ребят к предмету.

  1. Педагогическая этика как важнейшее свойство учителя: никогда и ни

при каких обстоятельствах не  позволять себе выходить из общепринятых норм человеческой морали, которые только и должны лежать в основе педагогических отношений.

  1. Терпимость, толерантность – не ругать за неуспешность, помнить, что у человека не бывает недостатков, а бывают лишь особенности.

    Очень большую роль в отношениях «учитель – ученик» играет принцип педагогической поддержки, а это значит нужно:

  • верить в каждого ребенка и его возможности;
  • видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребенком;
  • проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, поощряя его самостоятельные действия;
  • помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

      Учитель истории как никто другой имеет возможность влиять на формирование взглядов детей, их представлении об окружающем мире. Особенно в наше время, когда разрушены идеалы прошлого, но не найдены настоящего. Я стремлюсь помочь ребятам найти свою точку опоры в этой жизни, а это прежде всего обретение достоинства, высокого представления о человеке и его предназначении на земле, это утверждение достойного способа жизни, который состоит из чести, совести и правды. Это стремление направить их на дорогу добра и  знаний и оградить от дорог зла, которых так много.

     Существует выражение: «От любого дела идет нить в прошлое и будущее» -  мне кажется, что оно лучше всего помогает понять суть педагогической деятельности. Труд учителя нелегок, но, подобно свету далекой звезды, который доходит до нас, даже когда сама звезда погасла, влияние учителя не иссякает еще долгие годы после того, как он расстался со своими учениками. Учитель формирует человека, учителя формируют поколения и я горда тем, что вкладываю свою часть труда в это великое дело.



Предварительный просмотр:

Луконина Т.Ф. учитель истории
Краснокустовский филиал
МБОУ Мучкапской СОШ

Использование тестов на уроках истории

    Тестирование – один из способов повышения интереса к учебной деятельности, ибо, работая с тестом можно получить много новой информации, не содержащейся в учебниках, но, знание которой необходимо. Это достигается при условии творческого подхода учителя  к составлению тестовых заданий. Важно, чтобы тестовые задания были яркими, запоминающимися. Тогда они вызывают дополнительный интерес у ребят.                                                                                                                                                        В последние годы  в школах России метод тестовой проверки знаний находит все большее применение. Это связано с внедрением единого государственного экзамена, который проводится, как известно, в форме тестирования. Учитывая то, что ЕГЭ стало обязательным, данным вопросом следует заниматься систематически и целенаправленно. Чтобы получить хорошие результаты в тестировании, необходимо приобрести опыт выполнения этой процедуры. Для этого учителям надо овладеть определёнными приёмами использования тестов для того, чтобы помочь учащимся преодолеть чувство неизвестности, привыкнуть к тестовой ситуации, обрести уверенность в себе.

Тестирование ставит обучающихся перед необходимостью:

- самостоятельно анализировать учебный исторический материал, находить в нем главное  и абстрагироваться от второстепенного;

- правильно локализовать исторические события и явления во времени и пространстве;

- анализировать факты, выделять, сравнивать и обобщать их существенные признаки и связи, прослеживать закономерности общественного развития;

- соотносить исторические факты и теорию между собой, применять теоретические положения для осмысления исторических  фактов;

- вырабатывать умения дискутировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

      Тестирование способствует развитию памяти обучающихся, это связано с многократными повторениями и применением на уроках различных, по возможности новых связей и отношений.
    Применение тестов наряду с другими формами контроля дает учителю информацию о степени усвоения учениками учебного материала. Использование данных о результатах контроля дает возможность строить обучение, ориентируясь на эти результаты, что позволяет повысить его эффективность.

   Тесты можно использовать как на любом  этапе урока, так и при изучении нового материала, его закреплении  и обобщении, а также при итоговом контроле.
    При изучении нового материала  тесты применяются для организации самостоятельной работы учащихся, при этом тестовое задание может не только опираться на знания, полученные учащимися на предыдущих уроках,   но и иметь поисковый, проблемный характер.
    При итоговом контроле тестирование проводится довольно часто, при этом охватывает материал по крупным блокам (определённую тему или раздел). Их выполнение рассчитано на целый урок.
    При закреплении или проверке текущего материала используются тесты, рассчитанные на 10 – 12 минут урока и содержащие 5 – 10 вопросов.
    Тесты пригодны как для фронтальной, так и для групповой и индивидуальной  работы учащихся. С помощью тестовых заданий и вопросов значительно проще  подобрать материал для каждого конкретного ученика, соответствующий уровню его развития, возрастным и мотивационным особенностям.
     Поскольку выполнение заданий осуществляется, как правило, индивидуально, это дает возможность составлять различные по сложности задания, изменять время на выполнение каждого из них, т.е. использовать элементы дифференцированного подхода к обучению.
   Тесты можно использовать не только на уроке в классе, но и в      качестве домашнего    задания.
  В качестве домашнего задания в отдельных случаях можно предложить учащимся составить тестовые задания, что научит ребят правильно формулировать вопросы, будет способствовать формированию  умений обобщать и анализировать полученные знания, применять их на практике.
   
Тест (от англ. - испытание, исследование) - метод исследования и испытания способностей человека к выполнению той или иной строго определенной работы, выяснения умственного развития, профессиональных наклонностей с помощью стандартных схем и форм.
    Классификация педагогических тестов в методической литературе разнообразна. С точки зрения целей применения можно выделить:

- тесты достижений - позволяют проверить уровень знаний учащихся, оценить понимание ими материала;

- критериально - ориентированные тесты - позволяют сопоставить уровень индивидуальных учебных достижений с полным объемом знаний, умений и навыков;

- нормативно-ориентированные тесты - сравнивают испытуемых друг с другом по уровням и учебным достижениям;

- аттестационные тесты - определяют степень обученности учащихся по разделу, всему курсу;

- тесты прогнозирования результатов обучения - позволяют оценить готовность учащихся к определенному виду работы, усвоению материала.

    При всем многообразии тестовых заданий можно выделить основные группы тестов, которые используются в моей школьной практике.

        Тесты с несколькими вариантами ответов - самые традиционные в обучении истории. Они позволяют проверить знание учениками всех структурных компонентов учебного исторического содержания.

  1. Государство Русь образовалось в:

а) VIII в.;

б)  IX.;

в)  X.;

г)  XI.;

д)  XII.

2. Во время сбора дани был убит древлянами в 945 году князь:

  а) Аскольд;

б)  Рюрик;

в)  Олег;

г)  Игорь;

д)  Кий.

3. Кого  «Повесть временных лет» называет основателем Киева?

а) Рюрика;

б)  Олега;

в)  Ольгу;

г)  Кия;

Тесты на восстановление соответствия.

  1. Соотнесите названия произведений и их авторов.

  1. «Слово о законе и благодати»
  1.  Иларион

  1. «Повесть временных лет»
  1. Владимир Мономах

  1. «Поучение детям»
  1. Нестор

  1. «Одиссея»
  1. Автор неизвестен

  1. «Слово о полку Игореве»
  1. Гомер

  1. Соотнесите термины и определения.

  1. Вотчина

а. Глава местного управления, назначенный центральной властью

  1. Вече

б. Территория, выделенная во владения одному из младших членов княжеского рода

  1. Удел

в. Борьба за власть в одном княжестве

  1. Наместник

г. Народное собрание на Руси

  1. Усобица

д. Земельное владение, которое передавалось от отца к сыну

  1. Соотнесите имя князя и его деяния.

1. Ярослав Мудрый

а. победил Хазарский каганат

2. Василий I

б. создал первые школы при монастырях

3. Святослав

в. получил от ордынских ханов право самостоятельного сбора дани на Руси

4. Иван Калита

г. дважды избирался новгородским князем, избавив Русь от нашествия крестоносцев

5. Александр Невский

д. впервые получил от отца право на великое княжение без ярлыка

Тесты на группировку исторической информации.

Распределите по соответствующим колонкам исторические понятия, имена собственные и т.д.

Посадник, Андрей Боголюбский, вече, тысяцкий, Роман Мстиславич, монархия, Юрий Долгорукий, республика,  Боголюбово, владыка,  Даниил, Всеволод Большое Гнездо, Нижний Новгород, архимандрит.

Владимиро-Суздальское княжество

Новгородская земля

Галицко – Волынское  княжество

Тесты «исключения лишнего» или продолжения ряда в установленной закономерности.

  1. Вычеркните лишнее звено из логической цепочки.
  • Феофан Грек – Андрей Рублев – «Троица»
  • Успенский собор – Дионисий – Аристотель Фиораванти
  • «Житие Сергия Радонежского» - «Слово о полку Игореве» - Епифаний  Премудрый
  • Андрей Рублев – Феофан Грек – Владимир Мономах
  • Церковь Спаса в Новгороде – Ферапонтов монастырь -  Дионисий
  1. Продолжите ряд, определив закономерность:
  • Чудь, меря, мурома….
  • 1223 г., 1237г., 1378г., 1380г….
  • Мечи, щиты, кольчуги…..

Тесты на субъективное ранжирование исторических фактов.

Что из нижеперечисленного свидетельствует о подъеме хозяйства в  XIV-XV вв.?  Поставьте цифры в порядке возрастания:  

1. появление починок  
2. увеличение количества посадских людей  
3. развитие вотчин и рост их количества  
4. развитие экономических связей между областями  
5. освоение новых земель

Тесты на определение логической последовательности.

Расставьте события в хронологическом порядке.

  1. Поход князя Игоря на древлян.                        
  2. Крещение Руси.
  3. Любечский съезд.
  4. Призвание Рюрика в Новгород.
  5. Появление «Русской Правды».

Тесты на аналогию.

Заполните пропуски по теме «Вхождение новых земель в состав Российского государства при Иване IV».

Дата

Территория

Народ

Тип вхождения

1545 - 1552

Татары, чуваши, удмурты, мари, мордва

Астрахань и Астраханское ханство

Татары

Конец 50-х гг. XVI века

Чувашия

Чуваши

Добровольное

Конец 50-х гг. XVI века

Западная Башкирия

Башкиры

Добровольное

89 –е гг. XVI века

Восточная Башкирия

Башкиры

Завоевание

Конец 50-х гг. XVI века

Ногайская Орда

Ногайцы

Сибирское ханство

Татары, ханты, манси

Тесты с ограничениями на ответ.  

Заполните  пропуски в отрывке из «Повести временных лет».

«Славяне пришли и сели по Днепру и назвались                        , а другие  

                ,  потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью  и Двиной и назвались                        ,  иные сели по Двине и назвались                    ,  по речке, впадающей в Двину, по имени Полота от нее и получили название                     .   Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались  своим именем                        , и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались                         . И так разошелся славянский народ, а по имени и грамота назвалась «славянская».

Тесты со свободными ответами.

Раздробленность Киевской Руси имела как отрицательные, так и положительные последствия.  Продолжите список.

                                         « + »

  1. Рост городов и вотчин.
  2. Выход отдельных княжеств на международную арену.
  3.    
  4.    
  5.  

                                 « - »

  1. Ослабление военной помощи государства.
  2. Княжеские междоусобицы.
  3.  
  4.  
  5.  

 

      Все эти разнообразные тестовые задания, сочетаясь в обучении с различными структурными элементами учебного исторического материала и приемами его изложения, усиливает организующую, а главное — направляющую роль преподавания учителя и повышает качество работы обучающихся. Необходимо отметить, что тесты, конечно, не должны стать единственной формой работы с учащимися, так как они не позволяют оценить весь спектр достижений  школьников (например, тесты не позволяют проверить, умеет ли школьник доказывать свою точку зрения, делать выводы, пересказывать). Иногда выполнение тестовых заданий может нести в себе определенный момент случайности: ученик может угадать правильный ответ (в тестах с выбором ответа). Главное всегда помнить, не стоит превращать урок в сплошное тестирование, ведь тестовые формы контроля эффективны только при рациональном их использовании. Однако, даже с учетом указанных недостатков,  тестирование сегодня остается  оперативным, надежным и объективным средством контроля знаний учащихся и оценивания их достижений.

Список литературы:

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания

истории. М. 2001.

  1. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе.- М.: Просвещение, 1988.
  2. Егоров Е.В. Разработка тестов по истории с учетом принципов психодиагностики//Преподавание истории в школе. 2005. №2.
  3. Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  4.  Кадневский В. М.  Обучающие тесты в системе исторических знаний// Преподавание истории и обществознания в школе. 2005.  №1
  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.